Таковыми-то размышлениями и мы должны возбуждать в себе радость о настоящем торжестве. Да не отрицается никто тем, что он грешник, еще незаслуживший благодать Спасителеву. Ибо праздник сей есть больше праздник грешных, нежели праведных: тем бо прощение от гроба возсия. Благодать воскресшего Искупителя верою нам усвояется, и она уже ныне оправдает нас, а не закон. Грех, в коем мы себя осуждаем, осужден в Спасителе и уже пригвожден ко кресту. Праведнейший судия, Бог , нам уже милостивейший Отец, к коему со дерзновением можем ныне взывати: Авва Отче! Самая смерть, оброк греха ( Рим. 6, 23 ), по слову Апостольскому, есть приобретение наше ( Флп. 1, 21 ) и не что иное, как дверь из суетные временности во храм радостные вечности, в непостыдное предстание лицу Божию, в общение со всеми праведными и в соцарствование на веки со Христом. Таким-то образом самое наше сознание грехов своих может содействовать умножению настоящия радости. Но ежели мы таких чувствований в себе не ощущаем, то сие знáком есть, что в нас еще не очень жива вера; что грех еще в нас царствует; что не хощем еще тму страстей покорити свету Евангелия, и не совместно нам слово Апостола Павла, чтобы нам очистити ветхий квас, да будем ново смешение ( 1Кор. 5, 7 ). А при таких расположениях тщетно для нас будет и настоящее торжество, напрасно ваше празднование, суетно наше веселие. Но ко утешению моему я сего не предполагаю в вас, Христоименитые слушатели. Я верю, что истинная Христианская радость разливается в сердцах ваших. Свидетельством сему притечение ваше во храм сей, благоговейное внимание ко приносимой на сем олтаре безкровной жертве, и самый вид радостных лиц ваших тоже являет. Мне токмо остается пастырски желать, да радость сия присно в вас пребудет. А дабы оная присно в вас пребывала, то заметим к сохранению сего сокровища средство, предлагаемое нам Св. Апостолом Павлом: Христос, говорит он, за всех умре, да живущии не к тому себе живут, но умершему за них и воскресшему ( 2Кор. 5, 15 ). А жити Христу есть, объемля верою Его заслуги, последовать Его заповедям, отложше всякую нечистоту и неправду. Да живем убо тако; и тогда, по обетованию Спасителеву, всегда радость Его в нас будет и радость Его исполнится ( Иоан. 15, 11 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В средстве, очевидно, нет ничего соответствующего цели. Жертва Авеля необходимо наводит на мысль, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам от Бога, а Бог явил в них Агнца закланного от основания Мира ( Откр. 13:8 ) 295 . Жертвенное богослужение распространилось во всем языческом мире и совершалось у всех народов, у которых было какое-нибудь понятие о Божестве, хотя, разумеется, истинный смысл жертвы затемнялся и искажался по мере того, как и самое понятие о Божестве терялось во мраке многобожия. Это потемнение и искажение дошло до той безрассудной мысли, что Божеству угодна и приятна кровь не только животных, но и кровь человеческая, которой немало пролито на языческих алтарях. В Церкви патриархальной, при высокой вере и особенной близости к Богу патриархов, при частых откровениях и богоявлениях, сохранялось истинное понятие о жертве, и духовному оку приносящих жертвы открыт был их внутреннейший смысл. Авраам при своём жертвоприношении видевший день Искупителя, Исаак, участвовавший в сём видении, Израиль, прозревший Бога Избавителя, чаяние языков ( Быт. 48:15 ; Быт. 49:10 ), после столь высоких прозрений могли и сами видеть, и другим указывать образ Искупителя и Избавителя, прообразуемый в жертвах. И при устроении ветхозаветной Церкви жертва вводится в состав богослужения и получает здесь особенную важность и торжественность. До малейших подробностей закон определяет различные виды и обряды жертвоприношений. Сам Бог усвояет жертвам силу очистительную и умилостивительную. Бог запрещает употреблять в пищу кровь животных, как святыню, которую Он приемлет на жертвеннике, как очищение и умилостивление за грехи человеческие. «Зане душа всякия плоти кровь его есть, и Аз дах ю вам у алтаря умоляти о душах ваших: кровь бо его вместо души умолить» ( Лев. 18:11 ). В чем же состояла очищающая и оправдывающая сила жертвы? По слову Апостола, в жертве было напоминание грехов ( Евр. 10:3 ). В своей жертве человек видел, что оброк или наказание греха есть смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Такова была воля Божия о человеке. Но первый человек Адам – свободное существо, соблазненный диаволом, нарушил волю Божию, съел запретный плод от древа познания добра и зла и отпал от божественной жизни. Так возникла мирская жизнь, жизнь без Бога, так явился грех, а с ним и смерть как оброк греху. Так появились в мире страдания. Бог смерти не сотворил. По воле Божией для человека была предуготовлена Вечная Жизнь, а Вечная Жизнь может быть только одна – божественная, к которой человек был приобщен с самого начала. Он носил одеяние славы и был бессмертен, но преслушанием воли Божией совлек одеяние славы и соделался смертным, и весь род человеческий, происшедший от него, стал смертным. Слово Божие об этом говорит: «Преслушанием заповеди Божией грех в мир вниде и грехом смерть...» ( Рим. 5:12 ). Своеволие человеческое – причина всех грехов. Когда мы говорим, что человек живет по своей воле, это значит, что он идет путем греха. Святые отцы учат: в мире есть три воли и три пути жизни. Первая воля – Божия; по воле Божией живет ангельский мир. Вторая – диавольская (воля зла), по ней живет сатанинский мир. Третья воля – человеческая, по которой живет мир человеческий. Но человеческая воля – несамостоятельная. Она все время находится под влиянием добрых или злых сил... Под влиянием добрых сил человек творит добро, и это есть путь добра, а под влиянием злых творит зло, и это есть грех, то есть путь зла. Каждый из нас чувствует в себе эту двойственность, и душевно тонкие натуры болезненно это переживают и выступают на борьбу со злом, за Правду Божию. Таковыми являются праведники. Но мир весь во зле лежит ( 1Ин. 5:19 ) и потому ненавидит праведников. На праведных всегда восставали и восстают злые силы, поэтому их путь есть путь подвижнический, и этим путем идут немногие. Большинство предпочитает идти мирским путем, то есть путем познания добра и зла. Дорогие братия и сестры! Святая Церковь печется о нас, как мать родная о своих детях, и призывает всех нас духовно обновиться в Таинстве Покаяния, одеться в светлую ризу правды, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знаем, наконец, что вечность адских мучений грешников отвергал и Феодор мопсуестский, один из первоучителей современных нам несториан 159 . § 33. Суждение о секте несторианской I. Hecmopuahckoe суемудрие об Иисусе Христе необходимо подрывает христианскую Веру в самом корне ее. Оно – а) ниспровергает таинство воплощения, если божеское и человеческое естества соединены во Иисусе Христе не ипостасно, а составляют в Нем два отдельные лица; если Бог Слово не родился от пресвятой Девы Марии по плоти, а только внешним образом, нравственно соединен был с рожденным от Нее человеком: то воплощения, очевидно, не было, нельзя ни говорить, ни верить, что Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ). Несторианское суемудрие, об Иисусе Христе – б) ниспровергает таинство искупления. По этому суемудрию надобно положить, что искупление человеков совершено или божеским, или человеческим, или же тем и другим лицем вместе, только раздельно пребывающими во Христе. Но первого нельзя полагать, потому что искупление человеков могло быть совершено не иначе как-нибудь, а именно кровию ( Евр. 9:22 ); между тем Божество неизменяемо и не подлежит страданию. Нельзя полагать и второго: ибо хотя примирение человека с Богом долженствовало быть от человека же как сделавшегося врагом его, но смерть человека, как грешника, есть только должный оброк греха ( Рим. 6:23 ), а не измена за его душу ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:37 ), – не может быть довлеющим удовлетворением правде Божией, оскорбленной грехами рода человеческого. Наконец, так как, с одной стороны, искупление человеков, возрождение, исправление, обновление их природы, искоренение в ней зла, как чудо, могло быть совершено только Богом, а с другой – эта славная победа могла быть усвоена естеству человеческому не иначе, как если ее виновник, Бог, будет приискренним общником сего самого естества 161 : то нельзя говорить и того, что искупление человеков совершено божеским и человеческим лицем вместе, если только они соединены в Искупителе не ипостасно 162 . Поэтому, несторианское суемудрие об Иисусе Христе – в) не вводит людей в свободу славы чад Божиих, но соделывает их чадами горшего проклятия и горшей смерти, заставляя их нарушать вторую заповедь закона Божия, вводит их в число язычников, как воздающих божеское почитание человеку, соединенному, правда, во Иисусе Христе во-едино, но только внешним образом, нравственно, не ипостасно, и потому остающемуся лицем человеческим 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Что было бы с нами, если бы Святая Церковь оставила нас при одном Таинстве Крещения? Волею бо согрешающим нам по приятии разума истины, — говорит святой Павел, — ктому о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя ( Евр.10:26-27 ). Ах, мы все погибли бы от этой пожирающей ревности огня Божия, погибли бы горше иудеев и язычников, если бы Церковь не поспешила к нам на помощь с другими средствами оправдания и освящения нашего! Какие это средства? Увидим их впоследствии; и увидим, что Святая Церковь есть такая матерь наша, которая, породивши нас однажды в купели Крещения, никогда не оставляет детей своих. Все может покинуть и забыть человека: богатство и слава, честь и достоинство, отец и мать, сродники и друзья — одна Церковь не покинет и не забудет христианина. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, — говорит Церковь словами Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки веков. Аминь. Беседа вторая. О том, что Церковь есть матерь наша по святому праву обновления нас в Таинстве Покаяния Известно, что оброк греха есть смерть и что каждый грешник, падший по святом Крещении, есть духовный мертвец, которому надобно вдохнуть новую жизнь. Посему-то Церковь в Таинстве Покаяния обращается с кающимся грешником, как с мертвецом или, по крайней мере, как с человеком, который находится в смертном обмороке. Сего последнего обыкновенно стараются привести в чувство; так же точно и Церковь прежде всего старается привести грешника в чувство раскаяния. Врачи употребляют иногда раскаленное железо, чтобы произвести движение жизни, если человек находится в самом сильном оцепенении, — и Церковь употребляет иногда строгие меры покаяния, но гораздо чаще меры ее весьма кроткие. Тяжелый вздох есть первый признак, что человек, пораженный обмороком, возвратился к чувству и жизни. Точно так и Церковь старается исторгнуть из сердца кающегося грешника глубокие вздохи о грехах.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

– Св. апостол сей говорит: аще по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать, аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело ( Рим. 11:6 )? Но так говорит он о человеке, как человеке, о котором сказано: делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу ( Рим. 4:4 ), а не о человеке, как христианине, который от исполнения Христова приял благодать возблагодать ( Ин. 1:16 : св. Злат. Прот. иуд. слов. 2: сл. т. 3, с. 485–486. Спб. 1850. Бл. Авг. Толк. на п. к рим. чл. 21: тв. т. 3, ч. 2, с. 659. Антв. 1700 г.). Точно также должно понимать и другое изречение св. ап. Павла: оброцы (οψωνια ) греха смерть: дарование (χαρισμα) же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 6:23 ). И живот вечный есть оброк дел, подобно тому, как смерть оброк греха: ибо как за грех справедливо воздается смерть, как оброк, так и за дела справедливо воздастся жизнь вечная, как оброк же ( Рим. 2:6–8 ); но сию последнюю назвал св. апостол дарованием Божиим потому, что она есть последствие благодатного искупления нашего, а дела, за которые воздается она, суть дары Божии ( Ин. 15:5 . Флп. 2:13 ): иначе, если бы выразился он, что и вечная жизнь есть оброк дел, следовало бы полагать, что дела суть наши дела, а не благодать. Св. Злат. Толк. на п. к рим. с. 258–259. М. 1855. Бл. Авг. Письм. 194 и Ручн. кн. к Лавр. гл. 106. 107: тв. т. 2, с. 548. 549. т. 6, с. 173. Антв. 1700–1701. 696 Блаженство святых изображается в свящ. Писании в различных видах (сн. Мф. 5:3–12 ); но все эти виды означают один предмет, – царство небесное. Бл. Авг. Изъясн. нагорн. бесед. кн. 1, гл. 4: тв. т. 3, ч. 2, с. 121–122. Антв. 1700. 697 «Господь любит милость, ибо предваряет меня; Он любит и истину, ибо дает верующему обетованное. Познай милость и истину на ап. Павле, прежнем гонителе Савле. Он нуждается в милости, и засвидетельствовал, что сподобился ее. Я, говорит он, был некогда хульником и гонителем и досадителем, но помилован бых, да во мне покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную ( 1Тим. 1:13,16 ), дабы никто не отчаявался в возможности получить прошение каких-нибудь грехов, когда Павлу прощено столько злодейств.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Ибо чего требовалось? Смерти: — и мы умерли в лице Ходатая нашего. Оброк... «греха смерть» (Рим. 6:23), — заплачен сполна; дань преслушания, жизнь — отдана без удержания. За одно и то же не платят дважды, не наказывают в другой раз, а мы совершенно оплачены, совершенно наказаны, и потому совершенно свободны. Теперь правосудие Божие, по выражению пророка, поищет нас, и не обрящет; нас нет для него, мы умерли и погребены, мы — в гробе Господа. «Аще един за всех умре: то убо еси умроша; Христос же за всех умре» . Видите, братие, силу изречения апостольского, или паче силу смерти Христовой. Это смерть наша! — Если мы умираем теперь, то умираем не так, как умирали бы прежде: не навсегда, а на время, с надеждой воскресения, не столько в наказание, сколько для окончательного очищения, посредством смерти, нашего духа и тела. И все это потому, что Спаситель наш смертью Своею освободил нас от ига вечной смерти; потому, что — «аще един за всех умре, то убо еси умроша!» Заключение самое справедливое и неизбежное! Но столь же справедливо, братие, и то, что если во Христе вси умроша, то всем и надобно поступать как умершим. Посему, если бы кто спросил, что значит христианин, ему можно было бы отвечать: христианин есть мертвец, то есть для греха и мира. Действует ли мертвый? В этом мире нисколько. Он имеет глаза: но покажите ему все красоты рая, он и не взглянет на них; у него есть руки: но рассыпьте пред ним все сокровища мира, он не прострет к ним перста; у него есть ноги: но вы не подвигните его, чем бы ни возбуждали, и к чему бы не призывали. Таковы мертвые! — Таков и христианин истинный! Таковым должно быть и всем нам; ибо мы все равно умерли во Христе. Поступая иначе, живя для мира, плоти и греха, мы не только оскорбляем Спасителя нашего, за нас умершего, но и поступаем вопреки собственному благу. Ибо, в таком случае, смерть Христова нисколько уже не принадлежит нам, и мы снова живы для правды Божией, снова под гневом небесным. Чтобы приблизить сию важную истину к самому ограниченному разумению, употребим одно сравнение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3204...

15. Законом за преступление положено наказание (закон строг); а где нет закона (преступления), там нет и наказания ( Гал.3:19 ). Где не положено наказания за преступление ( Евр.10:18 ), там и преступление – не преступление ( Рим.2:14 ). 17. Если Бог несуществующему дает бытие, то может воскресить и мертвого ( Мф.22:32 ). 18. Кто верует Богу с надеждой сверх надежды ( Рим.4:19 ), в том самая высокая вера ( Рим.4:21 ). 21–22. Кто совершенно уверен, что Бог силен исполнить обещанное, тому такая вера вменяется в праведность ( Рим.3:28 ). Гл. 5. Ст. 1. Мир с Богом есть плод оправдания нашего верою во Христа ( Еф.1:21–23 ). 5. Сердце наше согревается любовью к Богу только по действию в нас Духа Святаго ( 1Кор.12:3 ) и веры ( Рим.5:6 ). Без благодати Божией мы не можем любить Бога ( Флп.1:11, 23 ). Где любовь к Богу, там и надежда: но как любовь, так и надежда есть залог Духа Святого или плод живой веры ( 2Тим.1:13, 14 ). 8, 10. Нет больше и чище той любви, как если кто полагает душу (жизнь) свою за врагов ( Мф.5:44 сл. 1Ин.3:16 ). Грешники враги Богу; и если бы не умер Сын Божий за нас врагов, то и Бог Отец не простил бы нам грехов ( Еф.1:5, 11 – 2:1–6 ). 12. Грех по преступлении первого человека проник все существо его – и душу и тело; от того и мы зачинаемся и рождаемся во грехах, на смерть ( Рим.6:23 ), как на оброк. Последствием греха первых человеков была смерть; а посему как грех, так и смерть перешли во всех человеков ( Евр.9:27 ), с рождением одного от другого. 13–14. От Адама до Моисея не было положительного закона и наказания за преступления, кроме естественной смерти; каждый чувствовал наказание только в самом себе по осуждению совести ( Рим.2:14, 15 ; Гал.3:19 ), платя дань греху смертью ( Рим.6:23 ). 15–19. Благодать имеет действие противное преступлению; ибо от преступления осуждение, а от благодати И. Христа оправдание; от преступления умирают, а благодать дает всем вечную жизнь ( Тит.2:11 ; Рим.6:23 ). 20. Когда умножилось преступление, то дан был Богом положительный против преступления закон; а когда появился закон Моисея, и назначено наказание за всякий род преступления, то не смотря на то, преступления еще более умножились, и закон сделался от сего бессильным. Как закон будучи ослаблен плотию (делами плоти – Гал.5:19–21 ) потерял свою силу, то Бог послал Сына Своего в подобии (для принятия подобной) плоти, грехами нашими ослабленной, и осудил грех во (в естестве) плоти ( Рим.8:3 ); и таким образом, когда умножился между человеками грех под законом, стала преизобиловать благодать ( Ин.1:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

от грехов, коих оброк смерть, – для служения Богу живому и истинному». Итак, смысл апостольского чтения тот, что если преобразовательная кровь ветхого завета, кровь жертвенных животных, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, – то кольми паче кровь Христова очистит совесть нашу, душу и тело наше, – от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов говорит, что кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (ср.  1Ин. 1:7 ). Итак, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно, в святых Тайнах, Который снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренно и невозвратно каялись и причащались с верою и любовию пречистого тела и крови Его. Так, воспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Таин Христовых очистили ее, сделали ее святою и равноангельною. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения тела и крови Христовой, – и Господь очистит нас от всякого греха, ибо у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит нас от всех беззаконий наших ( Пс. 129:6 ). В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести – служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом ( Мк. 10:45, 43–44 ). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Аминь. Беседа в великий понедельник Сегодня, возлюбленные братия, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая – о бесплодной смоковнице, вторая – об отце, имевшем два сына; один на просьбу отца: «чадо, иди сегодня, работай в винограднике моем», отвечал: «не хочу», а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: «иду», и не пошел; и, наконец, третья притча – о домовитом человеке, который, имея виноградник, обнес его оградою, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как же должны жить теперь ветви, привитые к спасительному дереву? Апостол Павел призывает христиан Рима, а вместе с ними и всех нас: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим. 12, 1–2). Если уверовавшие во Христа через Таинство Крещения вошли в обновленную жизнь с Богом (см.: Рим. 6, 4), то и руководствоваться в жизни нужно только обновленным умом, который обращен к Богу, а не ветхими помышлениями, исполненными греха и лукавства. Затем апостол Павел перечисляет добродетели, которые должны быть свойственны христианину. Во главе добродетелей стоит любовь: Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12, 9–10). Христианин должен быть усердным в вере, терпеливым в скорбях, постоянным в молитве, должен быть готов принимать странников и нуждающихся, благословлять врагов (см.: Рим. 12, 11–14). Зло не должно входить в жизнь хрис­тианина: никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 17–18). В чем должна выражаться любовь к врагам? Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 20–21). Апостол Павел затрагивает еще один вопрос, особенно важный для жителей столицы огромной империи. Римский император и вся римская власть — это власть языческая. И как христианину относиться к этой власти? Апостол отвечает: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13, 1–2). Цель власти, по мысли апостола Павла, состоит в пресечении зла и наказании тех, кто совершает зло. Поэтому если хочешь не бояться власти, делай добро, и получишь похвалу от нее… потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести (ср.: Рим. 13, 3, 5). Апостол призывает: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 7–10).

http://pravoslavie.ru/73357.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010