В последних словах сегодняшнего чтения апостол подводит итог своей мысли: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Обратите внимание, как отличаются формулировки. Где говорится о грехе, там употребляется сухая, безжизненная, юридическая терминология: «возмездие за грех – смерть». Точный перевод этого фрагмента с древнегреческого на современный русский язык будет звучать чуть иначе: «зарплата греха – смерть». Т. е. грех здесь представляется могущественным властелином, выплачивающим жалованье своим подданным. И это жалованье, или зарплата – смерть. Вторая же часть заключительного вывода апостола звучит так: «а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какая разница между началом и концом предложения! Там – «зарплата», а здесь – «дар Божий»; там – «смерть», а здесь – «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какой любовью и теплотой веет от последних слов! Коротенькая фраза, но сколько глубины. Жизнь достойна именоваться жизнью, только если она – вечная. Ибо если жизнь оканчивается смертью, то это не жизнь, а кратковременный обман. Вечная жизнь возможна только «во Христе Иисусе, Господе нашем», т. е. при условии пребывания в Нем, участия в Его жизни. Один Бог имеет жизнь в Самом Себе. Наше же существование есть маленький ручеек, питающийся из океана Божественной жизни. Жить «во Христе Иисусе, Господе нашем» – значит признавать в Иисусе Христа (т. е. Мессию – Помазанника Божьего), а также исповедовать Его Господом, т. е. Владыкой всего мира. Причем Он – Господь «наш», не только «мой» или «твой». Здесь мы видим прямое указание на Церковь Христову, в которой мы уже молимся не только о себе, но обращаемся к Богу как члены одного Тела, как участники одной духовной семьи, говоря Ему: Отче наш, Господь наш. И в этом церковном единстве наша вечная жизнь получает окончательную глубину и полноту – в возможности любить и быть любимыми. И все это, братья и сестры, «дар Божий». «Ад, – говорил один богослов, – всегда заслужен, небо – никогда!» Жизнь вечную невозможно заработать, как и невозможно заработать, например, настоящую любовь. Можно принести хоть все царства земли к ногам возлюбленной, но если в ее сердце нет любви, все бесполезно. Как и настоящая любовь, так и жизнь вечная даются свыше. Но как и в любви, так и в жизни вечной необходим труд над самим собой. И в этом есть радость – хоть спасение подарено мне, но оно все же и мое, потому что и я потрудился над ним.

http://pravoslavie.ru/113910.html

В толковании на данный стих Икумений 13 и Арефа Кесарийский предлагают понимать первую смерть как разлучение души от тела, свойственное всем – и праведникам и грешникам, а вторую смерть – как еще «более пагубную» смерть «от греха». «Эту смерть (а именно страстную жизнь) [претерпев] побеждающий не потерпит вреда от геенны в непрекращающуюся смерть» 14 . Таким образом, духовный победитель характеризуется не только тем, что он будет удостоен наград рая как Небесного Царствия, но и возможности избежать ада – как при жизни (в переносном смысле), так и по смерти. Апок. 2:17 Откр.2:17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. χων ος κουστω τ τ Πνεμα λγει τας κκλησαις. Τ νικντι δσω ατ το μννα το κεκρυμμνου, κα δσω ατ ψφον λευκν κα π τν ψφον νομα καινν γεγραμμνον οδες οδεν ε μ λαμβνων. Данный стих из обращения к Ангелу Пергамской Церкви говорит о других регалиях, или трофеях, победителя – белой манне и новом имени, написанном на белом камне. Данные дары являются новыми неожиданными дарами победителя, не соответствующими никаким примерам и образцам. Икумений понимает «белую манну» в следующем смысле: «Описательно же он сказал: Я дам ему наполниться умопостигаемыми и будущими благами» (περιφραστικς δ φη δσω ατ μπλησθναι τν νοητν κα μελλντων γαθν). «Белый камень», согласно тому же толкователю, – это «побеждающее во славе сияние» 15 . Прп. Неофит Затворник называет все дары победителя (манну, белый камень и новое имя) «подтверждениями сладости приобщения Святому Духу и наслаждение невыразимой жизнью» 16 . В этих достаточно кратких и редких толкованиях подчеркивается благодатный характер будущего бытия победителя, кто, удостоившись рая и избегнув ада, вступит в вечные кровы Небесного Царствия. Акцент на умопостигамом уровне приобщения будущим умопостигаемым благам позволяет связать экзегезу данного стиха с общими представлениями о будущем Небесном Царствии как об умопостигаемом – в противовес чувственным представлениям о потерянном рае, который в своем земном статусе никогда не вернется. Апок. 2:26–28

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Во-вторых, чтобы показать действительность принятой плоти. В самом деле, как говорит Евсевий, «если бы Христос, прожив среди людей, внезапно, будто бы избегая смерти, исчез из виду, то люди сочли бы Его призраком». В-третьих, чтобы Своею смертью избавить нас от страха смерти, в связи с чем читаем, что Он воспринял плоть и кровь, «дабы смертью лишить силы «имеющего державу смерти» (то есть диавола) и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2, 14, 15 ). В-четвертых, чтобы, умерши в «подобии плоти греховной», то есть покаранной, подать нам пример духовной смерти для греха. Поэтому читаем: «Ибо, что Он умер – то умер однажды для греха; а что живет – то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим. 6, 10, 11 ). В-пятых, чтобы, воскреснув из мертвых и явив Свою силу, посредством которой Он превозмог смерть, вселить в нас надежду на воскресение из мертвых. Поэтому апостол говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» ( 1Кор. 15, 12 ). Ответ на возражение 1. Христос есть источник жизни как Бог, а не как человек, но умер Он как человек, а не как Бог. Поэтому Августин, возражая Фелициану, говорит: «Да не помыслит никто, что Христос так принял смерть, как если бы Он, Сам будучи жизнью, утратил Свою жизнь, поскольку если бы дело обстояло именно так, то пересох бы самый источник жизни. Таким образом, Он претерпел смерть чрез соучастие в нашем человеческом чувстве, которое Он соизволил принять, но при этом Он не утратил силы Своей Природы, посредством которой Он сообщает жизнь всему». Ответ на возражение 2. Христос не претерпел смерти от немощи, чтобы никто не подумал, что Его смерть была причинена истощенностью природы, но претерпел смерть как причиненную ниоткуда, предав Себя ей по собственной воле, чтобы добровольность Его смерти была очевидной. Ответ на возражение 3. Одна противоположность непосредственно не приводит к другой, но так иногда случается опосредованно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Для начала стоит сделать экскурс в историю. Адам и Ева, преступившие заповедь о воздержании были изгнаны из рая. Это вполне можно назвать мировым кризисом. Человечество состояло всего из двух людей, и они были изгнаны из бессмертного мира в мир, где есть смерть. Бог сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Проклятие всей земли и осуждение человека на смерть – это не тот кризис, которого испугалось не так давно все человечество, а нечто гораздо более ужасное. Что может быть хуже для человека, чем осуждение на смерть? Следствием греха явилась смерть. О первом убийстве также рассказано в Библии: «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8). История человечества изобилует войнами и конфликтами. Почему люди истребляют себе подобных? Потому, что не в силах остановить этот грех. Обиду, угождение себе, любую иную выгоду человек ставит выше жизни себе подобного. Первое убийство не смог остановить в себе Каин, хотя Бог сказал ему: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Он не внял гласу Божию, также, как некогда его родители – Адам и Ева. Тоже кризис. Кризис духовный, вылившийся в убийство. Опять следствием греха явилась смерть. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о Всемирном потопе. «Увидел Господь [Бог], что Велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», — повествует бытописатель. В этот раз следствием греха явилось почти полное истребление всего живого на земле. Опять кризис, да пострашнее, чем предыдущий! Наблюдается интересное свойство кризиса – прогрессирование. Чем больше грех, тем страшнее кризис. Из всего человечества после потопа осталось всего лишь восемь человек: Ной, его жена и трое сыновей с женами. Почему? Потому, что Ной «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8). Бытописатель говорит о Ное, но не говорит о его жене, о его сыновьях и их женах. Почему же тогда Бог повелевает Ною взять их с собой в ковчег? Потому, что праведный Ной жил праведно и учил этому жену и своих детей. Он делал то, чего не делали другие люди и давал детям то, чего не давали своим детям другие. Среди тех, кто погиб в водах Всемирного потопа, конечно же, были и дети и младенцы. Почему Бог истребил и их? Потому, что грешное человечество не могло воспитать достойное потомство, и за это было истреблено полностью. Думается, что современному человечеству стоит задуматься над уроком Всемирного потопа. Хотя, отчасти можно и утешиться, второго Всемирного потопа уже не будет: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 12).

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Для того, чтобы люди, призванные Христом от тьмы к свету, имели жизнь в себе, Он положил за них жизнь Свою: Я пришел, говорил Он, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец ( Иоан Х, 10. 11 ); Он плоть Свою отдал за жизнь мира ( Uoah. VI, 51 ). Здесь мы вступаем в область глубочайшей тайны передачи жизни от одного другому, тайны духовного рождения. Мы приближаемся к ней чрез образ рождения естественного. Брошенное в землю зерно, чтобы принесть плод, должно прежде сгнить, умереть. Смерть является началом жизни – не одной жизни того, кто умирает, а жизни многих, которые нарождаются из смерти одного. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Uoah. XII, 24 ). В этом дана основа возрождения человека. В области духовной жизни жизнепроизводительное значение смерти проявляется в двояком отношении: в отношении к самому умирающему и в отношении к другим людям. В первом отношении умерщвление плотской, видимой, жизни по вере в жизнь невидимую и божественную становится источником жизни вечной, истинной: любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Иоан. XII. 25). Мы должны всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Kop. IV, 10 ; Puм. VIII, 13 ). Во втором отношении страдание и смерть одного человека, имеющего жизнь в себе, – страдание и смерть его за других становятся источником жизни для них: смерть одного за других делает из его жизни зерно, или зародыш жизни других. Так прежде всего Сам Иисус Христос, Который есть хлеб живый, сшедший с небес, стал нашим хлебом чрез смерть, понесенную Им за нас: Он отдал плоть Свою за жизнь мира, Он душу Свою положил за овец. Духовное рождение вполне подобно физическому рождению страданиями: здесь также имеют место не в метафорическом только смысле, но действительные муки рождения; но оно отличается от рождения физического тем преимущественно, что главною действующею силою в нем является любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Доказательство пятое Предмету, которым прославился Христос, не должно пребывать в бесчестии. Прославление и бесчестие противоположны по отношению друг к другу, и вместе не могут существовать. Но Крестом Христос прославился. Так что Кресту не должно пребывать в бесчестии. А то, что Христос прославился Крестом, ясно, ибо, идя на Крестную смерть, Он сказал: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин. 13, 31 ). Подобным же образом и Крестную смерть Апостола Петра, которую предвозвестил Христос, Евангелист Иоанн называет прославлением: другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это (Христос Петру), давая разуметь, какою смертью прославит Бога ( Ин. 21, 18–19 ). Видите ли, окаянные Крестоборцы, что Крестная смерть есть прославление и Христа, и Апостола Петра. Как же вы можете прославление называть бесчестием? Как можете драгоценный бисер называть мусором, и, как песьи мухи, сладчайший мед превращать в сильнейший яд? Утверждение Если Бог прославлен, то вам не должно бесчестно поступать. И то, что Бог освятил, вам не должно осквернять, а Христос прославил Свой Крест, как сказано Им в Книге Пророка Исаии: прославлю подножие ног Моих ( Ис. 60, 13 ). Эти Пророческие слова Святая Церковь читает в паремиях на Воздвижение Честного Креста. Святые Отцы также говорят о Кресте Господнем, и в самом жизненном опыте мы видим, как прославляется Святой Крест на царских диадемах и скипетрах, на архиерейских главах, как его возносят на церковные столпы и вершины, и как ему поклоняются благочестивые. Но вы, люди плотские, не мыслите духовно и в помрачении не видите, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ( 1Кор. 1, 27 ). И разве есть большее безумие мира сего, чем Крест, на котором казнили преступников? Но что Бог сотворил: в качестве немудрого избрал Он не только Апостолов, но и Крест, чтобы посрамить премудрых. Однако вы, погрязшие в житейских сладостях, не ощущаете сладостей небесных в Кресте и рассуждаете не по-Божески, а по-человечески. Так, давно, когда Христос предвозвестил Апостолам Свое страдание и смерть, Петр сказал Ему: Будь милостив к Себе, Господи! ( Мф. 16, 22 ). Но что отвечает Христос: Отойди, – говорит, – от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 23 ). Отсюда ясно, что Крестная смерть Христа – это дело Божие, происходящее по Его воле, а не человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Духом Святым принес – наиболее вероятно, что речь идет о силе Святого Духа, Который поддерживал Его (ср.: Ис. 42:1 ), хотя некоторые усматривают здесь другое значение – Его собственный Дух, тем самым подчеркивая внутреннюю силу или духовное содержание Его жертвы. Кровь Христа обладает достаточной силой, чтобы очистить совесть нашу от мертвых дел. Бог требует покаяния, обращения «от мертвых дел» (6:1) – грехов, которые оскверняют совесть и заслуживают соответствующего воздаяния с Его стороны. Но те, кто покается, нуждаются в очищении от скверны греха, и только смерть Иисуса может совершить это (ср.: 9:9 и 9:14). В Ветхом Завете очищение было предназначено для того, чтобы люди могли снова посвятить себе служению Богу. Новозаветное обещание об обновлении «сердца» на основе окончательного прощения грехов ( Иер. 31:33–34 ) находит свое отражение в ст. 14. Только очищение, которое дарует жертва Христа, может дать нам свободу служить живому Богу так, как это предвещал Иеремия. Смысловое значение этого служения (греч. latreuein) будет рассмотрено далее (см.: 12:28). 15 Далее рассматривается связь между первосвященническим служением Иисуса и исполнением пророчества Иеремии. Христос – ходатай нового завета, Он стал таким через Свою смерть (ср.: 8:6; 12:14). Во–первых, Он умер для искупления от преступлений, сделанных в первом завете. Как отмечено в ст. 12, эта смерть во имя вечного искупления стала ценой освобождения от суда и скверны греха (ср.: Иер. 31:34 ). Здесь в фокусе находится искупление тех, кто согрешил в условиях первого завета, как сказано у Иер. 31:31–32 . На самом деле, жертва Иисуса носит ретроспективный характер по своем результату и сохраняет свою действенность по отношению ко всем, кто доверился Богу, прощая грехи и древних израильтян (ср.: 11:40). Но мы знаем также, что по милости Божьей Он вкусил «смерть за всех» (2:9) и в силах спасти всех, «приходящих чрез Него к Богу» (7:25). Во–вторых, через Его смерть призванные к вечному наследию получили обетованное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

е., если бы Сын Божий не принял на Себя всецелой природы человеческой – тела и души). Если Слово хотите рассматривать в отдельности: как Бога и, как сына Давидова, то, по вашему мнению, существуют два Христа. Если же, научаемые Божественными Писаниями, уверуете, что Слово, будучи Богом, соделалось Сыном человеческим, то познаете, что один есть Христос, вместе и Бог, и человек; и двоякая проповедь о пришествии Его послужит для вас убедительным удостоверением в Его страдании и бесстрастии, когда, например, апостол говорит: Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим. 9:5 ); Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых ( 2Тим. 2:8 ), и, опять, апостол говорит: смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:26 ). А мы, исповедуя Христа Богом и человеком, говорим это не для разделения (да не будет сего!), но, согласно, опять, с Писаниями, чтобы, поскольку страдание и смерть совершились и возвещаются, доколе Он придет, то и страдание, и смерть исповедовать нам, относящимися к плоти Слова, о Самом же Слове веровать, что Оно непреложно и неизменно. Поэтому, Один и Тот же и страждет, и не страждет; по Божескому естеству бесстрастен, непреложен и неизменяем, страждет же плотию, как сказал Петр ( 1Пет. 4:1 ), и восхотел вкусить смерть, потому что соделался ходатаем Бога: между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5–6 ) – усвояя Себе нас, сделавшихся, как сказано, согражданами святым и своими Богу ( Еф. 2:19 ). Ибо невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно, и подвергшееся осуждению смерти, само себя возвратило в свободу. Слово соделалось плотию, – продолжает святитель, – не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но чтобы Слову быть во плоти, т. е., чтобы Слову и всегда быть Словом, И иметь плоть, в которой Бог Слово принял в образе человеческом страдание и смерть, снизойдя до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и нераздельной плоти, по написанному, от семени Давидова, чтобы совершилось примирение Бога с человеком и освобождение целого человека произведено было человеком в обновлении Образа Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.  Неделя двадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Воскресителе Многих людей называли спасителями человечества, но когда и кому из них приходило в голову спасать людей от смерти?  Много было в истории победителей, но кто из них победил смерть? Много было на земле царей, называвших своими подданными миллионы людей, но кто из них и когда включал в число своих подданных мертвых наравне с живыми? Никто - кроме Единого и ни с кем не сравнимого Господа нашего Иисуса Христа. Он не просто новый Человек, Он - новый мир, Он - Творец нового мира. Он равно вспахал и ниву живых, и ниву мертвых и посеял новое семя жизни. Мертвые для Него были как живые, живые - как мертвые. Смерть не являлась границей Его Царства. Он растоптал эту границу и распространил Царство Свое назад до Адама и Евы и вперед - до последнего рожденного на земле человека. И на жизнь, и на смерть человеческую Он смотрел иначе, чем когда бы то ни было кто бы то ни было из смертных людей. Он смотрел и видел, что жизнь не заканчивается со смертью тела, но что настоящая смерть умерщвляет некоторых людей и раньше их смерти телесной. Он видел многих живых во гробах и многих мертвых в живых телах. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, - сказал Он Своим апостолам (Мф.10:28) Значит, со смертью тела не наступает и смерть души; последняя может наступить от и по причине смертных грехов, до или после, независимо от наступления смерти телесной. Своим духовным взором Господь наш Иисус Христос разрывал время, как молния тучи, и пред ним являлись живые души как тех, кто давно умер, так и тех, кто еще не родился. Пророк Иезекииль в видении узрел поле, полное мертвых костей, и нельзя было узнать, пока Бог не открыл ему этого, оживут ли кости сии. Сын человеческий! оживут ли кости сии? - спросил его Господь. Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это (Иез.37:3). Христос смотрел не на мертвые кости, но на живые души, которые обитали и будут обитать в этих костях. Тело человеческое и кости человеческие суть всего лишь одежда и орудия души. Сия одежда изнашивается и распадается, как обветшавшее платье. Но Бог обновит ее и вновь облечет в нее души упокоившихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

За прокимном читается послание ап. Павла к Римлянам, зачало 91. «Братия елицы во Христе Иисуса крестихомся»: Конец: «О Христе Иисусе Господе нашем». ( Рим.6:3–11 ). Предлагаемое ныне Церковью апостольское чтение содержит как бы расширительное и углубляющее толкование выше петых стихов из послания к Галатам того же апостола. Основные мысли этого чтения: ...Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (ст. 3). ...Если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения во Христе. ... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (ст. 8). ...Христос, воскресши из мертвых уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (ст. 9). ...и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 11). Послание это содержит онтологическое (бытийственное, сущностное) и моральное обоснование смысла воскресения Христова и условия плодотворного участия в нем. Воскресение непосредственно и внутренне связано с крещением, без которого нет и воскресения. Ибо само крещение и есть смерть для жизни греховной (погружение) и воскресение для жизни безгрешной, духовной. Отсюда естественный вывод: желающие приобщиться к воскресению, должны избавиться от греховных дел, путем к чему является покаяние. Оно и есть смерть для греха. Христос умирает один раз, и воскресши уже не умирает. Это значит, что в Его кресте и восстании сосредоточена вся сила Божеского Всемогущества, определяющего раз навсегда пути спасения. Всемогущество Христа Бога дает верующим в Него и крестившимся в Его смерть твердое упование на непреложность Его слов о грядущем воскресении всех. Но эта же непреложность является грозой для тех, кто Царство Божие – всеобщее воскресение и бессмертие – не встретил бы принесши плодов покаяния. Для них воскресение будет «воскресением осуждений» ( Ин.5:29 ). После апостола вместо аллилуиа чтец возглашает: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Перевод: Восстань Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы ( Пс.81:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010