Пс.115:4 .   Чашу спасения прииму и имя Господне призову. «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Посему надлежит безтрепетно принять за Него и смерть, и сим воздать за многоразличныя благодеяния. Ибо «чашею спасения» Пророк нарек смерть за благочестие. Так именует ее Господь; ибо говорит: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» ( Матф. 26, 39 ). И чете Апостолов, просивших общения во царствии, сказал так: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» ( Матф. 20, 22 )? Посему и здесь, как говорит Пророк, мужественные и доблестные подвижники благочестия сами себе советуют сделать тоже. Исполняют же сие обещание пред очами единоплеменников, чтобы и их поощрить к подобной ревности. Потом Пророк показывает плод такой смерти. Пс.115:5 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:6 .   Дорога в очах Господних смерть святых Его! «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Честна пред Господем смерть преподобных Его». А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима? Пс.115:7 .   О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея». Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство – величайшая для них слава. «Растерзал еси узы моя». Освободил Ты меня от многих и разных бедствий. Пс.115:8 .   Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. Пс.115:9 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:10 .   Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия. «Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме». А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Рим.6:3 .  Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились «в Его смерть». Что значит креститься во Христа ( ες Χρστον)? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и погружающийся в ней (на это указывает здесь употребленный глагол βαπτςω), этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший – на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову. Рим.6:4 .  Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Чтобы доказать, что смерть греху действительно изображается в крещении, Апостол теперь называет это крещение погребением. Раз погребение совершилось – смерть, очевидно, уже признана действительной: иначе людей не погребают. Но Апостол не ограничивается указанием на нашу смерть греху. Он говорит, что мы умерли не для того, чтобы остаться мертвыми, а для того, чтобы жить новою жизнью, подобно тому, как Христос восстал из мертвых. Этим заявлением Апостол еще более закрепляет в нас уверенность в том, что мы с грехом уже, так сказать, покончили. – «Воскрес… славою Отца». По общему голосу новозаветных писателей, Всемогуществом (слава) Божиим совершено было воскресение Христа ( Рим 4:24, 8:11 ; Деян 2:24, 31 и сл. ср. 1Кор 6:14 ; 2Кор 13:4 ; Еф 1:19 ) 22 . – «Так и нам ходить». Апостол хочет указать на невозможность (теоретическую) для верующих снова вернуться к прежней жизни. Поэтому он говорит не о воскресении их (духовном) со Христом, а начатии ими новой жизни. Это последнее – яснее, чем факт их духовного воскресения, – свидетельствует о том, что возврат их к прежнему образу жизни невозможен (принципиально).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf СМЕРТЬ Смерть – избавление от дурной бесконечности греховной жизни падшего человека Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский ( 113, 239 ). После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский ( 113, 240 ). За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева ( 113, 239 ). Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 240 ). Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 629 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сура 67, аят 1–2. Благословен тот, в руках которого власть и который властен над всякой вещью, Который создал смерть и жизнь… В этих стихах Аллах оказывается вначале источником смерти, а затем уже жизни, сравни (в священных текстах очень важен и порядок слов). Однако смерть может появиться только при условии предварительного существования жизни (чтобы было, кому умирать). Значит, вначале кто-то уже создал жизнь, затем Аллах создал в ней смерть и только потом некий свой вариант жизни? В книге «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова при раскрытии значения 10-го имени Аллаха (Аль-Джаббару – могущественный) написано: «… Он всех подчинил смерти», а 62-го имени Аллаха (Аль-Мумито – умерщвляющий) – «Тот, кто предписал смерть всем смертным…». Поучительно сравнить этот аят Корана с некоторыми стихами из Библии: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем.2:23 ); «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» ( Прем.1:13–16 ); «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Стихи, противоречащие христианскому Священному Писанию и православному Священному Преданию (а также и иудейскому преданию): Сура 61, аят 6. И сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исрайла! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад»… Сура 4, аят 156. …а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, – наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Таким образом, история первых людей представляет два периода – один, когда человек стоял в союзе и непосредственном общении с Богом, и другой, когда он, вкусив запрещенного плода, уклонился от Бога, нарушил существовавший между ним и Богом союз, или, другими словами, период жизни и смерти. На основании сравнения этих двух периодов мы может определить смерть, которою умер человек, согласно божественной угрозе, как состояние удаления от Бога, источника всякой истинной жизни, характеризуемое многими следствиями как для души, так, и для тела. Для души смерть сопровождается омрачением ума, извращением воли и чувства, отсутствием внутреннего мира, выражающемся в угрызениях совести, потерей господства над телом и через него над видимою природою, словом, в помрачении образа Божия, по которому создан человек и который должен был развивать в себе до полного богоподобия; для тела же уклонение от союза с Богом имело своим следствием немощи, болезни и, наконец, разлучение его от души и обращение в прах. Здесь мы близко подошли к вопросу, по-видимому, противоречиво решаемому в Св. Писании, об отношении смерти физической к греху и смерти духовной. Господствующее воззрение Ветхого Завета то, что смерть тела представляет наказание со стороны правосудного Бога за грех человека; человек лишается вечной жизни по телу потому, что изгоняется от древа жизни. В следующих книгах мы находим эту мысль выраженною весьма определенно. Так о Корее и Дафане Моисей говорит народу: Если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей: то не Господь послал меня ( Чис.16:29 ). Или дочери Салпаада говорят о своем отце: Отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников, собравшихся против Господа со скопищем Кореевым, но за свой грех умер ( Чис.27:3 ). Если из первого места видно только, что смерть внезапная, особенная, какая постигла Корея и Дафана, считается особенным наказанием Божиим, то второе место имеет в своей основе ту мысль, что и обыкновенная смерть, которой подвергаются все люди, тоже представляет наказание за грех. Единственное место в Ветхом Завете, которое могло бы дать повод к мысли, что смерть не наказание, а следствие греха, читаем в кн. Премудрости Соломоновой: завистию диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:24 ); но и оно, будучи неопределенным само по себе и не находя себе параллелей в других ветхозаветных писаниях, может иметь только тот смысл, что человек, прельщенный дьяволом , сам навлек на себя наказание смертью 38 , – воззрение, господствующее и в рассказе о грехопадении и суде над прародителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Учение Церкви о будущей жизни, как пишет блаженный Августин , заключается в том, что необходимо ожить для Бога еще в этой земной жизни – это и означает воскресение первое (воскресение души). Тысячелетие Христово – это время Царства Благодати, которое началось в момент страданий Сына Божия и будет продолжаться до пришествия антихриста (царство антихриста). Потом Пришествие Христа и воскресение второе (воскресение тел: одних – в Жизнь вечную в Раю; других – воскресение в смерть в аду). Таким образом, смерть первая – это смерть физическая; смерть вторая – духовная – наступает по приговору Страшного Суда и отсылает грешника в адский пламень. Сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20:6 ). То есть если в этой земной жизни человек обратится к Богу (воскресение первое), то смерть вторая – приговор Страшного Суда на вечные муки для нераскаянных грешников – не ожидает верующего человека. Таким образом мы выясняем, что загробный мир не просто существует, он многообразен и разнообразен. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» ( Ин.14:2 ). Что такое вечные муки? Что ждет людей, когда смерть вторая завладеет ими? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного. – О.С.) , и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: “никогда не знал вас” ( Мф.7:23 )… Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас » 310 . Наказания вечности будут разными: одни будут в геенском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили – и по-разному они будут наказаны. Сынами Царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной и не сохранили своего достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Христианин, по мере благодати, данной Господом, должен духовно принимать участие в муках Христа. Именно они приносят святым наибольшие страдания, нестерпимее любых насилий или телесных болезней. Это – страдание души из-за бессмысленности греха, это – мука любви к погибающим. Именно в таком состоянии души ап. Павел мог воскликнуть:Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… ( Рим. 9.2–3 )В тех же муках любви св. Исаак Сирин мог сказать о святых: «Даже если бы их ввергали в огонь десять раз в день ради их любви к человеку, это казалось бы им совершенно недостаточным». Итак, крайней формой всех страданий, ведущих ко спасению, является сострадательная любовь ко всему, что погибает из-за чудовищной бессмысленности греха. Смерть Любого из нас ждёт смерть, приготовление к ней и должно быть центром духовной жизни.Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется оно. ( Пс. 38.5–7 ) Смерть, как и страдание и болезнь, происходит не по воле Божьей, ибо в Писании сказано:Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал всё для бытия. ( Прем. 1.13–14 )Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите! ( Иез. 18.32 )Смысл адамова греха заключается в том, что человек, сотворённый по образу Божию и вдохновлённый Его Духом, появившись на лице земли, избрал смерть вместо жизни, зло вместо праведности. «На всех людей перешла смерть, потому что все согрешили» ( Рим. 5.12 ). И, согрешив, человек принёс смерть и своим детям, разделяющим его природу и жизнь.Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. ( Пс. 50.7 ) Даже пречистая Дева Мария не избежала смерти. Несмотря на всю Её непорочность и духовное совершенство, Она тоже нуждалась в спасении Своим Сыном от смерти. Только один Иисус Христос – воплощённый Сын и Слово Божье – мог бы не умирать. Изо всех человеческих смертей, только Его смерть была совершенно добровольной. Он и пришёл, чтобы умереть, и Своей смертью освободить всех, пленённых её силой.Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня; но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её, и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. ( Ин. 10.17–18 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Это качество у фарисея отсутствует совершенно, он поступит с вами абсолютно правильно с точки зрения заповедей, но любовь он никогда не поставит превыше заповедей, потому что он не понимает, что это такое, его сердце не имеет такого опыта. Смысл всех заповедей Божиих заключается в том, что любовь превыше всякой заповеди. А что такое любовь? Это невозможно понять разумом, невозможно объяснить словами, об этом знает только сердце. Господь словами пророка Иеремии обещал, что в будущем веке это будут знать все: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» ( Иер.31:33-34 ). 8. Жизнь и смерть Так как любовь является источником жизни, то отторжение, отталкивание ее приводит к состоянию, которое именуется смертью. Впервые в Библии на это состояние указывается во второй главе Книги Бытия в словах Бога, обращенных к Адаму: “…а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” ( Быт.2:17 ). Вот как комментирует эти слова святитель Григорий Палама : “…как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь ( Быт.2:17 ). Ибо тогда умерла душа его, через преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятисот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти…” 8 . Итак, истинная смерть человека духовна, она есть состояние сердца, отчужденного от Бога.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

" Кто любить мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мери: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Uoah. II, 16, 17 ). 37. Могло ли остаться безследным первое человеческое грехопадение? Разрыв с Богом, отвержение Божьей любви есть событие в жизни сотворенного мира. Потому что соблазн исходил от злой силы, направленной к богоборству, Господь, произнося приговор, только пресек «соучастие человека в деле искусителя», обращая на диавола карающее Правосудие и являя человеку возможное Милосердие. Но сразу обнаружилась зависимость падших людей от их телесного естества. Настала другая, недолжная норма бытия всего мира, Природа вступила в новое существование, глухое к добру. Земля начала родить вместе с пшеницею тернии и плевелы. Изгнанным из Рая людям была назначена скорбь; смерть стала уделом человека и с ним – всей живой твари: «... В поте лица твоего будешь «ест хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быm. III, 16–19 ). 38. Какая смерть явилась в мире после грехопадения Адамова? 1 . Смерть телесная: от тела отходить душа, оно теряет чувствование, умирает и истлевает. 2 . Духовная смерть: душа лишается Божией благодати, от нея отходит духовная жизнь, прекращается блаженство, изсякает радость; душа не исчезает в духовной смерти, но погружается в мрак, в скорбь и в страдания. 39. Итак, смертным или безсмертным сотворен человек? «Бог сотворил человека способным к тому и другому, чтоб он стремился к безсмертию, сохраняя заповедь Божию» (Св. Феофил Антиохийск. 2-я книга о вере, § 36). 40. Перешла ли всему роду человеческому греховная порча Адама и самая смертность? Все родились от Адама, познавшого грех и все унаследовали греховность. Рождаясь с греховной наклонностью, потомство Адама также грешит. «Посему, как через одного человека грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Puм. V, 12 ). »Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Nc. L,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако далее! По учению Слова Божия телесная смерть, как мы сказали уже, есть оброк греха, возмездие за него. От страха перед нею избавил нас Спаситель; но избавил ли Он также нас и от самой смерти телесной? Верно то, что все мы умираем, но верно также и то, что Спаситель есть Победитель смерти телесной. Прежде всего, Он воскрес Сам. Затем, в последний день, Он воскресит также тела всех умерших людей. Истину эту знает каждый из нас, почему все мы и воспеваем: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Итак, телесная смерть не только стала теперь легкою во Христе, но некогда будет совершенно уничтожена в нашем смертном теле, которое Христос восставит, чтобы оно было сообразно телу славы Его. Но Спаситель спас нас еще от одной смерти. «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Слова эти были сказаны в Отровении евангелисту Иоанну. В них ублажаются люди, умирающие о Господе, ибо все они через смерть входят в вечную жизнь. Но не то бывает с людьми грешными, умирающими во грехах своих: все они через смерть входят в вечную муку, которая есть вечная смерть. Вот почему, если бы Христос не избавил нас от грехов, то все мы подпали бы вечной смерти. Значит, только нашему Спасителю мы обязаны тем, что мы спасены от вечной смерти. – Таким образом, Спаситель избавил нас от троякой смерти: духовной, телесной и вечной, иначе говоря: от бедствий смерти духовной, от ужасов смерти телесной и от мучений смерти вечной. В священном Писании Иисус Христос называется также Искупителем, ибо Он искупил нас от греха и всех следствий его. Но выкуп предполагает плату. Спрашивается теперь, какую же плату принес за нас Иисус Христос? На этот вопрос дается ответ в следующих словах апостола Петра христианам: «со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Значит, не золотом или серебром искуплены мы. За серебро и золото можно многое купить, и в прежнее время покупали даже людей. Так Иосиф был куплен Пентефрием. Точно так же некогда плененные турками христиане были выкуплены золотом из плена и освобождены от телесного рабства. За деньги, стало быть, можно покупать и телесную свободу. Случай купить таковую представлялся, как известно, и апостолу Павлу, когда римский правитель Феликс держал апостола в темнице, в надежде получить деньги за освобождение его. Известно также, что апостол не пожелал приобрести подобным путем свободу, считая это делом греховным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010