Когда прикровенно говорится о том, что Бог есть Троица, пребывающая в любви? В момент творения человека: «Сотворим человека». Свв. отцы говорят, что это как бы Предвечный Совет Св. Троицы. Кстати, великая икона Андрея Рублева как раз и передает нам этот Предвечный Совет. Когда творится человек, Господь знает его путь, предвидит его грехопадение и поэтому от вечности готовит Сына Своего для искупления человека. Грех в мир входит не человеком. На землю он приходит с человеком, но еще раньше грех присутствовал в мире духовном, в сфере бытия духов. Об этом в Библии прямо не говорится, просто говорится, что создал Бог небо и землю, подразумевая под небом мир духовный. Но можно предполагать, что в этом творческом процессе есть уже некое тварное, противящееся воле Бога несовершенство. Говорится о том, что отделил Бог свет от тьмы. Что такое тьма? А свет? Это не просто свет и тьма. Можно сказать, что свет это то, что реально видишь, а тьма — это не свет. Это говорит о том, что в бытии мира присутствовало некое темное начало, о котором говорит бытописатель. Ведь диавол — тоже творение Божие. Эта тьма вносила какой-то хаос в мир. Некоторые говорят, что до грехопадения не было и смерти, все жили, как волки с ягнятами, и никто друг друга не пожирал. Было такое или нет? Была ли физическая смерть на земле до грехопадения? Самое большее человек живет на земле 40-50 тысяч лет. Раньше, может быть, был какой-то дочеловеческий образ, но это еще не человек. Природа же существует миллионы, миллиарды лет. Так была ли смерть? И куда девались динозавры и все остальные? Господь говорит Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Адам знал, что такое смерть, он видел смерть. И слово «умрешь» — это не просто смерть духовная — это физическая смерть. Образ смерти был. Но для того и создал Господь человека, привел его в эту землю и сделал его владыкой, чтобы победить этот образ. Будучи бессмертным, человек мог сам вести за собой всю тварную природу к бессмертию через свою личность, через свое «я», через своих потомков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432078/

– Можно ли объяснить современному человеку, на современном языке, что такое грех и что такое смерть?Смертью мы называем рассечение целостного человека на духовный и телесный состав. «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Ек. 12, 7). Причиной смерти является грех. Мы называем злом грех и его последствия: болезнь и страдание, смерть и тление. Они вошли в мир через злоупотребление свободой. Это не качество бытия. Это повреждение замысла Божия, в котором не было греха и смерти. Грехопадение человека принесло в мироздание разрушительную стихию смерти: «Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5, 12). Это разделение не может пребывать вечно, поскольку в замысле Божием о мире и человеке его не было. «Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5, 21). В этом смысл искупления, совершённого Иисусом Христом. Бог восстановит нас из праха воскресением из мертвых: «умрём, но не будем как вода, пролитая на землю, которую нельзя собрать» (2 Цар. 14, 14). Мы должны противостоять греху, но не можем противостоять смерти. Христос для нас победил смерть Своим воскресением. Он не отменил смерть, а преодолел её. Он воплотился, восприняв повреждённую грехом, природу ветхого Адама и соединил со своим Божеством, пронизав её благодатными энергиями и обожив. К этой природе мы приобщаемся в таинстве Крещения. Таинство становится той почкой, которую садовник прививает к дичку, чтобы из него выросла плодоносная яблоня. Дальше дело борьбы с грехом становится задачей духовной жизни. Если садовник не будет обсекать дикие побеги, которые появляются на яблоне, напоминая о её диком происхождении, побеги разрастутся и заглушат плодоносную почку. А если будет беречь эту почку и отсекать дикую поросль, почка окрепнет, из неё пойдёт побег, который претворит всю яблоню в плодоносное дерево. В этом заключается смысл духовного подвига воздержания, борьбы со страстями и похотями, преодоление искушений. С помощью Божией человек способен победить грех и наследовать «Царство, для него уготованное от создания мира» (Мф. 25, 34). Понятия о грехе и смерти обретают смысл только в благовестии о воскресении мертвых и жизни вечной. «Если Христос не воскрес, суетна наша вера и бессмысленна наша проповедь», т.е. нам не о чем говорить. Мы верим в Воскресение Христово. В нём опора нашей надежды, её отличие от пустой мечты.

http://pravmir.ru/iz-seminarii-menya-vyg...

На этом историческом фоне мы можем приступить к попытке рассмотреть и кратко изложить позицию апостола Павла в отношении Крещения. Прежде всего, следует отметить, что апостол Павел настаивал на символизме Крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим.6:3–4 ). В этих двух стихах смерть и воскресение являются ключевыми мотивами: полное погружение под воду – это смерть, и причастники погружения погребаются крещением в смерть со Христом; и, напротив, выход из вод погружения – это ярчайший символ воскресения из мёртвых, чтобы ходить в обновлении жизни. Об этом же апостол Павел пишет и в Кол.2:12 : «...быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых». Поэтому проблема с позицией Западной Церкви в отношении замены полного погружения окроплением (обливанием) возникала именно из-за утраты у такого способа Крещения своей наиболее фундаментальной характеристики – символизма. Без полного погружения акт Крещения переставал быть символическим, поскольку ни обливание, ни окропление не могут передать символизм воскресения. Апостол Павел в послании к Римлянам настаивает на этом: в Крещении обязательно необходим символ, знаменующий наше телесное совоскресение с Христом: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим.6:5 ) и «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим.6:8–9 ). «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:12–14 ). Поэтому совершенно не случайно, что именно грекам-коринфянам, чьё философское учение настаивало на бессмертии только души, апостол Павел пишет о реальности воскресения тела. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?» – спрашивает апостол ( 1Кор.15:35 ) и тут же сам отвечает: «...и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:52 ), и эта перемена состоит в облечении тленного в нетленное, смертного в бессмертие ( 1Кор. 15:53 ). Господь наш Иисус Христос воскрес и пребывал до вознесения в физическом теле из плоти и костей ( Лк.24:39 ). Он ел рыбу в присутствии Своих учеников ( Лк.24:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но кто не знает, что когда в мертвое тело возвращается жизнь, тогда смерть в нем уже не пребывает. Одно и то же тело не может быть одновременно и живо, и мертво. Это мы знаем на примере Ла­заря, который, когда ожил, освободился от смерти. Подобным образом, когда в мер­твую душу возвращается духовная жизнь, то смерть в ней уже не пребывает, ибо одна и та же душа одновременно живой и мертвой быть не может. Грех – это смерть души, как показано выше в текстах Писания. Поэтому, когда в душу возвращается жизнь, то смерть, то есть грех, в ней уже пребывать не может. Это происходит в святом креще­нии, словами Апостола, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых (...), так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 6, 4 ). И ниже: ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное ( Рим. 6, 6 ). И ниже: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6, 11 ). И ниже: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу ( Рим. 6, 22 ). Из этих высказываний Священного Писания ясно, что в крещении мы умираем для греха, оживаем для Бога, и смерть упраздняется, а жизнь водворяется. И это причина того, что крещение называется возрождением: спас нас (...) банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит 3, 4–5 ); если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). И как естественно рождаясь, иное рождается, иное же тлеет и перестает быть – человек родится, а плод, носимый чревом, перестает быть, – так и в крещении ветхий человек тлеет и перестает быть, новый же человек рождается. Но что такое ветхий человек? Это сын сатаны, раб гре­ха, наследник геенны. Что такое новый человек? Это Сын Божий, служитель правды, наследник живота вечного. Его рождение означает тление и упразднение ветхого, этот родится, а тот умирает. И подобно тому, как Израильтяне, следуя в землю обетован­ную, перешли Чермное море, а Египтяне все утонули, так в крещении крещаемый про­ходит в землю благодати Божией и все грехи истребляются и исчезают, о чем говорит и Пророк Михея: Бог погрузит в пучину морскую все беззакония наши ( Мих. 7, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но не малодушие и не недостаток надежды на милосердие Божие были причиной этого страха, а смиренное сознание праведниками своего недостоинства пред Святейшим святых Богом. И это сознание их было тем глубже и сильнее, чем большей степени нравственного совершенства в своих подвигах они достигали. Каждая живая человеческая душа жаждет личного бессмертия. Она хочет снова увидеть живыми своих некогда умерших близких и родных людей. Она хочет вечно жить в мире и любви, в счастье и радости, в постоянном общении с самым Источником вечной жизни и блаженства. И вот ныне, в эти всерадостные дни праздника Светлого Христова Воскресения, Церковь возвещает нам третью великую и непреложную истину: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Пасха Христова – это праздник дивной победы над смертью и телесной и духовной. «Смерти празднуем умерщвление...» – слышим мы ликующие слова пасхального канона. «Смертию смерть разорена, лежит окаянная без дыхания» – не раз в течение года напомнит нам эту святую истину вдохновенный церковный песнописец (Тропарь 3-й песни воскресного канона на утрени 6-го гласа). Конечно, смерть еще не окончательно уничтожена, ибо, по слову Божию, лишь в конце времен «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:26 ; Откр. 20:14 ). Однако «хотя мы еще и умираем прежней смертью, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– но в ней не остаемся». Если верующий во Христа после смерти непременно оживет, притом жизнью лучшей, чем нынешняя земная, то это не смерть. И Св. Церковь , говоря о телесной смерти праведников или вообще скончавшихся в общении с нею, в вере и покаянии, слово «смерть» обычно заменяет словом «сон» или «успение». «Христос, востав от мертвых, начаток усопших бысть», – говорит св. Иоанн Златоуст в своем неповторимо прекрасном пасхальном «Огласительном слове». Но нужно помнить и о том, что когда наступит время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то " изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Отче Мой! — говорит Он, — если возможно, да минует Меня чаша сия». Это — воля человеческая; «человека показываю», как бы говорит Господь, в форме раба говорю: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Это та воля, о которой и Петру сказано: «а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21:18). Но тем ли мученики побеждали, когда воле плотской предпочитали волю духовную? Любили они эту жизнь и заключали отсюда, как нужно любить ту вечную жизнь, если так любится эта преходящая. Имеющий умереть не хочет умирать, и все-таки неизбежно умрет, хотя постоянно отгоняет мысль о смерти. Ничего не поделаешь, хотя и не хочешь умереть, ничего не можешь предпринять, потому что нет у тебя никакой возможности избежать смерти. Против твоего желания придет то, чего ты боишься. Случится то, чего ты избегаешь. Много трудишься ты, чтобы отсрочить смерть. Но неужели хочешь совсем избежать ее? Итак, если привязанные к этой жизни так много заботятся о том, чтобы только отсрочить смерть, то как много следует заботиться о том, чтобы избегнуть смерти? Вот, не хочется умереть тебе?! Измени свои привязанности и увидишь, что есть смерть, не та, которая будет, хочешь ты или не хочешь ее, но та, которой избегнуть от твоей воли зависит.    4. Итак, наблюдай, есть ли в сердце твоем и какая любовь, блестит ли искра из пепла плоти, крепко ли сердце твое настолько, чтобы не только не падать под тяжестью искушения, но еще более гореть любовью, наблюдай, не тлеешь ли ты, как пакля, которая гаснет от легкого дуновения, или горишь, как твердое дерево, как уголь, от дуновения сильнее разгорающийся. Пойми, что есть две смерти: одна временная — это смерть первая, а другая вечная — это смерть вторая. Первая смерть определена для всех, а вторая только для злых, нечестивых, неверующих, ругателей и всех противящихся здравому учению. Смотри же, помни об этих двух родах смерти. Может быть, обеих их хотел бы избегнуть ты. Знаю, что любишь жизнь и не хочешь умереть, и из этой жизни так хотел бы перейти ты в другую жизнь, лучшую, чтобы живым измениться к лучшему, а не воскресать, предварительно умерши.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Помните о великом грехе скупости, скряжничества, помните, что скупость свидетельствует об отсутствии твердой веры в Бога, об отсутствии надежды на Него и что подобно тому, как имеются люди, нуждающиеся в милостыне материальной, есть другие, нуждающиеся в милостыне духовной. И за эту милостыню сподобитесь вы видеть в Царствии Небесном великого и святого отца нашего Серафима Саровского. О страхе Божием 8 февраля 1948 года. «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12). Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4–5). Не бояться смерти, не бояться того, чего больше всего боятся люди; бояться Бога, вместо страха смерти иметь страх Божий. Все ли боятся смерти? Да, огромное большинство людей боится смерти, и нет для них страха больше, чем страх смерти. Но были и есть и такие, которые больше смерти боятся Бога, боятся в чем-либо прогневать Бога, боятся чем-нибудь нарушить заповеди Его. Было много преподобных, отшельников, монахов, которые старались ни в чем не прогневать Бога и все помыслы ума своего, и все стремления сердца своего направлять только к тому, чтобы исполнить заповеди Христовы. Такие рабы Божии не только не боялись смерти, но смерть встречали с радостью; они часто умирали, стоя на коленях пред образом Божиим, на молитве умирали, во время богослужения умирали. Смерть лютая, смерть самая мучительная, самая страшная смерть, какую могли только придумать люди звероподобные, гнавшие христиан за имя Христово, пытки нечеловеческие, ни с чем не сравнимые по жестокости, переносили мученики святые, переносили спокойно, с радостью. Смерть не была им страшна, на смерть они шли охотно, потому что страх Божий пересиливал страдания. Вот этим великим людям, вот этим святым должны мы подражать и, если когда-нибудь придет искушение отказаться от заповедей Христовых ради того, чтобы сохранить жизнь, или хотя бы избавиться от страданий, вспомним о мучениках святых, и страх Божий поставим гораздо выше страха смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Разумеется, это не означает, что Бог радуется чьей-то внезапной смерти. На полунощнице даже звучит особая молитва, в которой мы просим Господа избавить нас от скоропостижной кончины: «От глада, губительства (то есть мора), труса (то есть землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани (то есть войны) и внезапныя смерти». При этом Церковь молится не только за своих чад, верных, но и за весь мир, в том числе и будущих христиан. Как любящая мать, она обращает любовь на всех своих чад по всему миру, чтобы защитить их от всякого зла и ниспослать всякое благо, всякое благословение, и потому молится не только о православных, но и о «мире во всем мире , о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их». Внезапная смерть неверующего, атеиста или человека, не успевшего покаяться, — ужасное событие с трагическими последствиями. Ведь человек не использовал время, отпущенное ему на то, чтобы приблизиться к Богу и победить свое «я», победить грех в себе и вокруг себя. Следовательно, его общение с Господом и участие в вечном блаженстве после смерти — под большим вопросом. Именно к таким людям относится молитва, упомянутая выше. Верные же чада Церкви, живущие праведно, ничего не потеряют при внезапной смерти, потому что смерть для них ничего не значит. Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти. Можно даже сказать, что он ждет ее и желает. Но не потому, что эта жизнь ему ненавистна или тело для него — темница души, как убеждали платоники. Будучи христианином, он уже здесь, на земле, соединил свою жизнь со Христом, и теперь с радостью ждет настоящей встречи с Ним, Источником вечной жизни. Как говорил апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти  доставляет  плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:21-23).  Фото: pixabay.com Блаженный старец Иосиф Исихаст, являющий такую пламенную любовь к Богу, к истинной, подлинной жизни, говорил: «Смерть страшна и ужасна для многих; но для меня это — упокоение и сладость. Блажен тот, кто, помня час смертный, готов к нему днем и ночью. Смерть желанна для тех, кто ее ждет, и горька и страшна для остальных». А святой Силуан Афонский так говорит о внезапной смерти: «Предположим, будто некий царь, живущий во грехе и расточительстве, ибо приобрел все земные богатства, вдруг слышит, что скоро умрет. Тогда, наслаждаясь ежедневными пиршествами в окружении сановников и наследников, сильный, властный, он затрепещет и восплачет. А услышит то же одинокий бедняк, любимый лишь Богом, — спокойно скажет в ответ: “Да будет воля Твоя, Господи. Слава Тебе, вспомнившему обо мне и призвавшему меня туда, где первым оказался разбойник”». «Преждевременная смерть праведника заставляет задуматься»

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

«Смерти нам не миновать, – говорит св. Иннокентий Иркутск. чудотворец, – а потому лучше ради Бога смерть принять и Богу работать. Работа же для Бога следующая: молитва , смирение, кротость, мир, безгневие, – а диавольская работа: гордость, лихоимство, гнев, объядение, леность, блуд " … «Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк.12:33 ). Итак, желающие быть мудрыми, спешите делать добро, пока есть день, торопитесь, «дорожа временем» ( Еф.5:16 ). «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лк.12:40 ). Те же, кто чрезмерно, безрассудно боятся смерти и отгоняют от себя спасительную о ней память, должны усвоить себе правильный, христианский взгляд на смерть. А именно: смерть, принимаемая с должным расположением, имеет для нас очистительное значение, как «возмездие за грех» ( Рим.6:23 ). Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Смерть телесная есть лишь разлучение души с телом, переход от временной жизни к вечной, от скорби к радости, от обманов жизни к истине; от бурного плавания к тихому пристанищу и т.п. " Мы (христиане) имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… чтобы смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:1–4 ). Люди благочестивые, имеющие истинное понятие о смерти, не только ее не боятся, но, наоборот, желают и ожидают, как свою избавительницу, как разрешительницу от тяжких уз житейских: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп.1:23 ). Потому-то все христиане, «труждающиеся и обремененные», знают, что только через смерть они получат нерушимый покой в Господе, и потому-то все наши умершие в отличие от язычников называются «покойниками», «почившими», «усопшими " … ( Откр.14:13 ). Потому-то и мы, оставшиеся в живых, разлучаясь с близкими нам лицами «не скорбим, как прочие, не имеющие надежды» (язычники), но скорбь нашу растворяем надеждою на скорое радостное общение с усопшими, на совместную блаженную жизнь нашу за гробом; мы плачем, но не слезами отчаяния, а слезами горячей молитвы об упокоении усопшего, – с покорностью и благодарением к милосердному промыслу Божию – плачем, «творящее песнь аллилуиа» (Хваля Бога). «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Откр.14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! (Пасхальные приветствия) Истинно, истинно говорю вам; если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:24 ). Точно так же, в соответствии с этим евангельским утверждением, смерть отца является одновременно и славой и скорбью семьи. Ибо именно гроб отца являет собой полноту единения сыновей и дочерей в скорби. Слезы сыновей, их скорбь являются одновременно их рождением и посвящением в отцовство. Смерть отца является одновременно и началом еще одной малой церкви. Гроб отца является фундаментом семейной церковной традиции и преданий. Смерть именно в таком ее понимании должна быть вожделенна и радостна для отца, ибо он идет к Богу, исполнив и завершив свою земную жизнь в полноте ее плотского, душевного, духовного смыслов. Полнота смысла в предсмертном утешении отца могла бы быть проиллюстрирована евангельскими словами Иисуса Христа, обращенными к Богу и Отцу: Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых ты Мне дал. Я не погубил никого ( Ин.18:9 ). Смерть отца – это одновременно и отправная точка для возложения на плечи сына уши сыновей бремени отцовства. Гроб отца – это одновременно и образ смерти, но и образ рождения новых родовых ветвей. Смерть отца, ее особенности, благословения отца – все это величайшие события и в духовной и социально-психологической жизни рода. Смерть отца, его предсмертные благословения и советы имеют статус завета роду. Мерилом высоты и духовности завещания отца является близость этого завещания с основополагающей сакральной Книгой, которая произволением Божиим, исторически, от века запечатлелась в душе народа и мистике Земли. В Откровении Иоанна Богослова эта Книга именуется Книгой Жизни. Для нашей Земли – это Евангелие. И как мы помним, другое название Евангелия – Новый Завет . И, наверное, лучшие слова о полноте осмысленности смерти отца были сказаны о Аврааме: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему ( Быт.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010