34 . Великая добродетель, – а особенно в царе, – такое глубокое смирение (sic obire humilitatis munia), (какое обнаружил Давид, между прочим, в том), что он разделял долю рядовых воинов (communem se exhiberet etiam infimis), что не захотел (вкушать той) пищи и отказывался от (того) питья, (которые ему доставали) другие с (смертельной) для себя опасностью ( 2Цар.23:13 и сл.), а также и в том, что исповедал свой грех и самого себя обрек на смерть за народ, дабы гнев Божий излился на него (, а не на народ; именно: видя) ангела поражающего (людей) он, предлагая (в качестве искупительной жертвы) себя, говорил: «Вот я, я согрешил, и я, пастырь, совершил беззаконие, а что стадо, что оно сделало? Пусть рука твоя будет на мне» ( 2Цар.24:17 ) 454 . 35 . И что мне сказать о прочих (его добродетелях), именно, как он не отверзал уст своих 455 замышлявшим обман и, как бы не слышавший, не считал нужным отвечать им; не мстил (non respondebat) за поношения, молился за обижавших его, благословлял злословивших его ( Пс.37:13 и сл.)? Он ходил в простоте 456 , избегал гордых, держался непорочных; он, когда оплакивал грехи, то прах мешал с хлебом своим и питье свое растворял слезами ( Пс.101:10 ). По справедливости весь народ так возжелал его, что все колена израильские пришли к нему, говоря: «Вот мы кости твои и плоть твоя; вчера и третьего дня, когда был Саул и царствовал над нами 457 , ты был тем, который выводил и приводил Израиля. И сказал тебе Господь: ты будешь пасти народ мой» ( 2Цар.5:1–2 ). И что мне много говорить о том, когда нам известен такой приговор о нем (самого) Господа: «Я обрел Давида по сердцу моему» ( Пс.88:21 )? Кто (другой) подобно ему ходил в святости и правде сердца, дабы исполнить волю Божию, – (подобно ему), ради которого дано прощение согрешившим потомкам его и сохранена царская власть (praerogativa) его наследникам ( 3Цар.11:12, 13 )? 36 . Кто мог не любить того, который, как он видел, так дорог был своим друзьям (ita carum amicis)? Он сам искренно любил своих друзей, и потому мог быть уверен, что и его любят так же, как и он. И действительно: родители предпочитали его своим детям, а дети – родителям. Поэтому-то и Саул, сильно рассерженный (на сына), хотел копьем 458 поразить Иоанафана, потому что тот, по его мнению, ставил выше сыновней любви и родительской власти дружбу с Давидом ( 1Цар.20:30 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

9 . Итак, непорочность и знание делают счастливым. Мы уже сказали ранее, что наградой за добрые дела служит блаженство жизни вечной. И, отказавшись от защиты наслаждения, изнеженного и извращенного, и от страха перед страданиями, лишающего мужества и силы, покажем, что даже в самих страданиях есть место блаженной жизни 351 . Это легко можно доказать, прочитав: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за правду. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф.5:11–12 ). И в другом месте: Кто хочет идти за Мною, пусть возьмет крест свой и следует за Мною ( Мф.16:24 ) 352 . 4. 10. Блаженство можно обрести и в страданиях, которые сдерживает полная сладости добродетель, обильная своими собственными силами. Эти силы питаются чистой совестью и благодатью. Блажен был Моисей, когда, окруженный полчищами египтян и отрезанный морем, благодаря своему благочестию нашел для себя и народа отцов пеший путь через море 353 . Когда еще в нем было столько мужества, чем тогда? Окруженный со всех сторон смертельными опасностями, он не отчаивался в спасении и помышлял о победе! 11 . А что Аарон? Когда он считал себя более блаженным, если не тогда, когда встал между живыми и мертвыми и тем самым остановил смерть, не позволив ей перейти от трупов на живых людей 354 ? А что я скажу о юном Данииле? 355 Он был столь мудр, что не побоялся оказаться среди львов, свирепых от голода, ничуть не устрашенный звериной яростью. Он был так далек от страха, что мог пировать там, не опасаясь вызвать у них желания последовать его примеру и сожрать его. 12 . Добродетель пребывает и среди страданий, поддерживая себя радостью от сознания своей правоты, свидетельствуя о том, что страдание не уменьшает наслаждения добродетелью. Следовательно, как блаженство добродетели ни в чем не уменьшается из-за страдания, так никакие телесные наслаждения и удобства не увеличивают его. Об этом прекрасно сказал апостол: Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою – и добавил: Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Все силы небесные – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящих ( Евр.1:7 ), Господь охраняет чрез св. Своих ангелов избранников Своих. Ангелом Своим заповедает Он о них, сохранити их во всех путех их: на руках возмут их, да не когда преткнут они о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). Святые ангелы Божии, и по изволению Божию и по собственному их произволению, конечно, с усиленною ревностью охраняют людей в те дни, в которые церковь с особенным упованием и теплою молитвою к ним, вверяет их охранению чад своих. Потому можем ли мы сомневаться в том, что св. ангелы Божии, стоявшие на страже Божественной, в день спасения Царя нашего, были орудиями Божиими в чудесном спасении Царя? Кто из нас усомнится в том, что Господь, заповедавший ангелам своим охранять Царственных Путников на всех путях Их, сохранил Их чрез ангелов Своих и от грозившей Им смертельной опасности, что св. ангелы взяли на руки свои и избавили от сокрушения о камни Царственную Отроковицу, безвредно выброшенную из вагона на насыпь? Чествуемый ныне св. церковию св. преподобномученик Андрей Критский , претерпевший тяжкие страдания и смерть от злочестивого императора Константина Копронима за чествование св. икон и смертию своею запечатлевший свою веру в святость, богоугодность и спасительность чествования их, – утверждает нас в том св. убеждении, что, чрез посредство своего святого образа, Господь наш Иисус Христос спас Царственное Семейство, с глубокою верою чтущее как сей св. образ, так и все иконы святые. А святые мученики Косма и Дамиан, спасённые Господом от потопления в морской пучине, в которую ввергли их по приказанию мучителя Лисия, – спасением своим от потопления, убеждают нас в той истине, что тот же Господь Иисус Христос, Который спас их от потопления, спас от смерти, во время крушения поезда, и нашего Благочестивейшего Монарха и благословенное Семейство Его. Так вещают нам Господь Бог наш и сонм святых Его, ныне воспоминаемых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Глава 38. Болезнь и чудодейственное исцеление Езекии. Благодарственная молитва его 1. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. (Бысть же в то время, разболеся Езекиа до смерти и прииде к нему Исаиа пророк сын Амосов, и рече к нему: сия глаголет Господь: устрой о дому твоем, умираеши бо ты, и не будеши жив). В то время, по всей вероятности, когда уже царь Ассирийский со своими войсками совершенно удалился от Иерусалима, царя Езекию постигло новое испытание – смертельная болезнь. Сам он, по-видимому, не сознавал всей опасности своего положения и не готовился к смерти и не делал никаких распоряжений о преемстве своей царской власти и о наследовании имущества. Тогда Господь посылает вестника Своей верховной воли – пророка Исаию и через него повелевает, чтобы царь благоразумно устроил дела «своего дома» или рода, главным образом, в отношении наследования своего престола, так как Езекия умрет от этой болезни, а не выздоровеет. 2–3. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. (И обрати Езекиа лице свое к стене, и помолися к Господеви, глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною, и сердцем истинным, и угодная пред Тобою сотворих. И плакася Езекиа плачем великим). Огорченный известием о приближающейся смерти. Езекия не предался, однако, отчаянию; но, признавая, что болезнь и преждевременная смерть являются наказанием Божиим за его грехи, он обращается к Богу с молитвой, в надежде, что Господь увидит его сокрушенное сердце и пощадит его, как пощадил некогда его праотца – Давида, которому возвестил грозный суд Божий Нафан пророк, и как некогда пощадил Он пророка Иону. В молитве своей Езекия особенно указывает на свои богоугодные дела, дабы тем выразить свою преданность Богу при всех неблагоприятных обстоятельствах своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Говоря об Ангелах-хранителях, которые есть у каждого крещеного человека, Господь хотел подчеркнуть, какое значение имеет для Него младенческая, пока не окрепшая духовно, но пекущаяся о Боге, верующая душа. Мы несовершенны, по природе своей мы греховны. Мы только приближаемся к Богу по мере нашего очищения покаянием и духовного возрастания. Но перед Господом и духовно убогая душа представляет огромную ценность: Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Ради погибающего человеческого рода Сын Божий воплотился, пришел на землю. Ради спасения всех людей Спаситель претерпел тяжкие страдания, был распят на Кресте, принял мучительную смерть. И Воскресением Своим Господь воскресил каждого верующего в Него человека для правды Божией и жизни вечной. Как же можно не любить тех, кого любит Спаситель? Как же можно пренебрегать теми, ради которых Он пострадал? Все человечество изображается Господом под видом заблудшего стада, рассеянного по земле, находящегося в смертельной опасности вечной погибели. Но Сын Божий пришел для того, чтобы собрать это стадо, спасти каждую погибающую овцу: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся. Спаситель учит: так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Вот и еще одна причина, по которой нельзя презирать никого, более того, нужно опасаться соблазнить кого-то неправедным словом или делом. Воля Небесного Отца заключается во всеобщем спасении. Божие попечение о погибающих не знает границ. Потому-то Господь говорит притчу, которая очень трогательно и доступно поясняет эту Божественную истину, — о заблудшей овце. Христос не боится сравнить Божие величие с обыденностью происшествия. О Себе Он говорит как о заботливом пастыре, усердно ищущем заплутавшую где-то овцу. Однако в сложившейся ситуации есть важное различие. Пастух кормится от своего стада, и понесенный урон неизменно скажется на его доходах. Но Бог Сам все дает людям по величайшей Своей милости. Только одного ищет и ждет Пастырь Христос от овец человеческого стада — искренней любви. Но мы редко являем нашу любовь к Богу, потому что привыкли брать, а не давать. Привыкли просить и требовать, а не благодарить и славословить. И, конечно же, Бог будет более радоваться об одном спасенном, возвратившемся на верный путь грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, которые нигде не блуждали, а всегда были с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Господь показывает, что само Писание освящает такую заботу о человеке. «Суббота, — говорит Он, — для человека, а не человек для субботы». Человек был сотворен прежде закона о почитании субботы. Не для того он был сотворен, чтобы быть рабом внешних предписаний, которые были созданы, чтобы сделать жизнь человека полней и лучше. Господь напоминает о самом существенном в нашей вере и об опасности забвения самого существенного. Вера не заключается в одном соблюдении установленных правил и предписаний. Когда люди забывают о любви и прощении, о милосердии и служении, о том, что должно быть в сердце нашей веры, и заменяют все тщательным исполнением внешнего, духовная жизнь теряет смысл. Люди, ради которых Сын Божий принимает смерть, имеют большее значение, чем все системы. Никогда суббота не была столь святой, как тогда, когда она соединилась с тайной Пришествия Христова в мир — спасением смертельно страждущего душой и телом человека. Последнее слово в суждении о всех вещах принадлежит Христовой любви, а не Закону. «И пришел Иисус опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его». Господь говорит человеку, имевшему иссохшую руку, стать посредине, чтобы все могли видеть его. И задает специалистам по Закону два вопроса. Первый — «должно ли в субботу добро делать или зло делать?» Естественно, они не могут не признать, что должно делать добро. А также, что Он предлагает сделать этому человеку добро. Они не могут отрицать, что делать зло — недопустимо. А также, что несомненным злом было бы оставить человека в его беде, когда есть возможность помочь ему. И Господь спрашивает еще: «должно ли в субботу душу — жизнь — спасти или погубить?» Его слово бьет в самую цель. Господь спасает жизнь человека, а они думают, как погубить Господа. В любом случае, помощь человеку лучше, чем участие в его убийстве. Неудивительно, что «они молчали». Им нечего сказать в ответ. Силою Своей Божественной власти Господь исцеляет человека.

http://pravoslavie.ru/4083.html

Даже перед лицом смертельной опасности этот человек дал волю той неуемной гордости, которая всегда в нем присутствовала. Опасаясь надругательства над собственным телом, он просил своего оруженосца, чтобы тот убил его, пресек жизнь. Оруженосец отказался это сделать. Отказался, во-первых, избегая прямого нарушения шестой заповеди, и во-вторых, избегая пролития царской крови. Смерть Иудейского царя означала полное торжество Филистимлян, отныне они чувствовали себя хозяевами во всей стране. Тела Саула и его сыновей были повешены на стене крепости Беф-Сана, как трофеи. Ночью жители Иависа, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали их погребению. Давида глубоко поразило известие о смерти Саула и Ионафана, и хотя были вражда и соперничество с царским домом, он невольно выражал эту скорбь и написал по смерти Ионафана прекрасную лирическую поэму: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем… Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» ( 2Цар. 1:19–27 ). h9 Вторая Книга Царств История царствования Давида и его сына и преемника Соломона излагается во 2 книге Царств и 1 и 2 книгах Паралипоменон. 2 книга Царств может быть условно разделена на 3 части. Первые четыре главы объемлют предварительное царствование Давида над коленом Иудиным, когда столица его была расположена в Хевроне и когда Иерусалим не был еще в руках народа Божия. Главы с 5 по 10 рассказывают о царствовании Давида над всем народом израильским от взятия Иерусалима до основного грехопадения Давида. Третья часть с 11 по 18 главы, т.е. до конца книги Царств говорит о тех обстояниях, которые явились духовными последствиями угасания духа в самой личности Давида и явились духовными последствиями его греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Изощренное зло маскируется, его носители предпочитают обман, правдоподобие, чтобы внешне не отличаться от добра. Человек с ослабленной и больной духовностью живет в духовной тьме и поэтому не способен вовремя почувствовать опасность. В своем добровольном заблуждении он не ведает, что на самом деле есть добро, а что – зло, что есть стремление к созиданию и любви, а что – к разрушению и ненависти. Он путает веру с суеверием и убежденностью, истину с правдоподобием и ложью, любовь с заботой и привязанностью, человеческую сущность с животным и биологическим бытием, цель со средствами и методами. Такой человек, даже если первоначально имеет добродетельную естественную нравственность, постепенно становится духовно всеядным и погибает от духовного отравления. Это выражается, прежде всего, в отрицании веры, в духовном безразличии или духовном цинизме. Поэтому первоочередная задача настоящего пособия – способствовать развитию у человека правильного духовного видения для выявления духовных болезней, для различения тысяч религиозных культов, объединений, организаций и групп, из которых многие духовно смертельно ядовиты, а зачастую безнравственны и криминальны. Духовное видение имеет решающее значение при позитивном формировании мировоззрения, идеологии, а также этического, научного, правового и политического сознания. Без верного духовного видения невозможно полноценно освоить, осознать и оценить культуру, нереально сформировать здоровый образ жизни. Особенности духовного противоборства злу требуют высокой, чистой, сознательной и деятельной веры, а значит – непрерывного, кропотливого и напряженного труда над самим собой, активной духовной жизни. Ибо настоящая вера весьма динамична. На воюющих против духовного зла возложена особая ответственность перед собой и миром. Например, православие считает, что они, согласно их свободной воле, избраны Богом для того, чтобы стать соработниками Духа Святого, проповедниками Слова Божия. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор. 2, 14–17 ). Православие учит, что, желая себе и всем людям уподобления Господу Иисусу Христу – Истине, Любви и Свету, нужно стремиться основывать свою деятельность в мире на нескольких внешне простых, но трудно выполнимых в современной суетной жизни правилах:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иисус предсказывает также и Свое воскресение. Более того, Он заранее назначает ученикам встречу – и не в Иерусалиме, где Он будет распят, а в Галилее, где начиналась Его проповедь, где Он провел основную часть времени со Своими учениками, где совершил все Свои главные чудеса. Благословенная земля Галилеи вновь примет Его вместе с учениками. Далее в центре внимания евангелистов снова оказывается Петр, горячий и импульсивный, который заявляет, что он никогда не соблазнится (у Марка слово «никогда» отсутствует). Иисус отвечает ему, что он трижды отречется от Него: использован глагол παρνομαι («отрицать») в пассивном залоге. Предсказание предваряется словами истинно говорю тебе, придающими ему характер настойчивости и убедительности. Однако Петр продолжает упорно доказывать, что не отречется от Учителя даже в случае смертельной опасности. К Петру присоединяются и другие ученики, среди которых уже нет Иуды. Как известно, петухи поют трижды: первое пение петухов бывает еще глубокой ночью, до рассвета; второе ассоциируется с рассветом; 230 третье бывает с наступлением утра. Выражение в полночь, или в пение петухов, или поутру ( Мк.13:35 ), употребленное Иисусом, скорее всего, указывает на первое пение петухов. Как мы говорили, только у Марка Иисус предсказывает, что отречение произойдет до вторых петухов; текст прочих евангелистов подразумевает, что это произойдет до первых петухов. В Евангелии от Иоанна предсказание об отречении Петра является частью беседы, начинающейся на Тайной Вечере: Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды ( Ин.13:36 38). Версия Иоанна, как видим, сильно отличается от других версий описываемого события. Здесь сюжет начинается с вопроса Петра куда Ты идешь, за которым вскоре последует вопрос Фомы Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?( Ин.14:5 ). Евангелист рисует общую картину недоумения учеников, которым Иисус сначала говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь ( Ин.13:33 ). А затем призывает их не смущаться и не устрашаться ( Ин.14:27 ), обещая, что, хотя они и будут иметь скорбь, она сменится на радость, которой никто не отнимет от них, потому что они вновь увидят Его ( Ин.16:20–22 ). Именно в этом контексте разворачивается беседа с Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Какие же мы слепцы, братья мои, если не видим того, сколько сделал Бог для спасения нашей драгоценной души. Итак, узнав теперь о величии спасения, проживем немногие оставшиеся дни нашей жизни, всегда имея в памяти слова апостола Павла: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор. 6:2 ). После всего этого возможно ли никогда не думать о том, что для нашего спасения сделал Господь? Соберемся же, разбудим все наши дремлющие добрые устремления и употребим остаток дней нашей жизни для спасения души. Скажем то, что спросил законник у Христа: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Лк. 10:25 ). Это делание – самое необходимое из всех дел мира: что мне делать, чтобы спастись? Все остальное – вредно, бесполезно и суетно. Мы уже много раз подвергали – свое спасение опасностям – будем же впредь бояться делать это. Возблагодарим Бога за то, что Он по Своей великой благости терпит наше небрежение к своему спасению. Помолимся Ему, чтобы Он помог нам завершить начатое дело. Задумаемся, братья мои, над тем, какие труды, страдания и смерть перенес Христос для того, чтобы спасти нас. И, сделав это, Он показал нам, что наше спасение для Него – самое драгоценное. Вместо того, чтобы наказать нас за наши грехи, за нашу дерзость, за то, что мы всегда противились Его благости, Он пострадал за нас – хулителей и отступников. А еще Он не пожалел дать нам для нашего спасения Свое Божество. В Себе Он соединил его с человеческой природой и принял такие страдания, что все Его Тело – от головы до ног – было сплошной раной, и Он испытал такие муки, каких не испытывал ни один человек, как и пророк Исайя говорит: «Муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис. 53:3 ). Он был рожден в нищете, в пещере. Он не имел места, где главу подклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ). В нищете Он и умер. Он претерпел тягчайшие хулы и окончил жизнь бесчестной смертью , «быв послушным даже до смерти, и смерти Крестной» ( Флп. 2:8 ), принял Своей плотью невообразимые муки от жестоких мучителей до того, что Кровь Его ручьем стекала на землю. Он испытал такую скорбь и борьбу, которых никто никогда не испытывал: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ). И, говоря кратко, на Него излилась целая пучина мук для того, чтобы угасить пламя вечных мучений, которое мы зажгли своими грехами, а также для того, чтобы нам достичь Неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010