Профессор Н.Д. Успенский считает, что на вечерне поминается только святой грядущего дня, которому поются на вечерне стихиры на «Господи, воззвах…» 448 . Однако нам кажется более верным поминание на отпусте великопостной вечерни святых обоих дней (как дневных, так и святых Минеи), так как в этом случае вечерня не является отдельным богослужением, а совершается сразу после часов и изобразительных, которые относились к предыдущему дню, но не имели отпуста (ведь отпуст на изобразительных отменяется, если вечерня совершается без литургии). Потому отпуст вечерни завершает как богослужение дня настоящего, так и собственно вечерню дня грядущего. Следовательно, необходимо сначала поминание святых Октоиха дня текущего, а затем – грядущего дня, так же сначала священник называет святого Минеи дня настоящего, затем – дня следующего. В качестве иллюстрации приведем отпуст вечерни в понедельник 1-й седмицы 17 февраля 2009 года: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, предстательствы честных Небесных Сил безплотных (дневной святой понедельника) , честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (дневной святой вторника) , святых славных и всехвальных апостол, … (здесь следует поминовение святого храма) , святаго великомученика Феодора Тирона (святой Минеи 17 февраля) , святителя Льва, папы Римскаго (святой Минеи 18 февраля) , святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Если же вечерня совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, то полагается вседневный отпуст с поминанием автора литургии «иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы Римскаго» (см. Служебник, Божественная литургия Преждеосвященных Даров). Необходимо иметь в виду, что в этом отпусте под святым, «егоже есть день», подразумевается святой наступающего дня, то есть тот, которому были петы стихиры на «Господи, воззвах…». Богослужение настоящего дня завершается отпустом на изобразительных, где и поминаются святые данного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

441 В приходской практике, если служится полиелейная утреня, во время канона священник совершает помазание елеем народа. В этом случае при большом количестве народа помазание может продлиться вплоть до конца канона, потому диакон перед каждением должен выйти с кадилом на амвон, чтобы получить благословение на каждение. Кроме того, каждение священника в таком случае следует после каждения иконостаса (перед каждением хора). 445 В частности, особенности полагаются даже на полунощнице – службе, наименее подверженной изменениям. Читаемые в течение всего года на полунощнице по первом Трисвятом тропари «Се, Жених грядет в полунощи...» заменяются в данных случаях тропарем праздника, а мертвенные «Помяни, Господи...», что по втором Трисвятом,– кондаком праздника, и вовсе упраздняется молитва в конце полунощницы «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...». 446 Исключение из этого правила составляют отпусты: 1) Обрезанию Господню, в котором поминается святитель Василий Великий ; 2) пасхальный отпуст в случае, когда в один из дней Пасхальной седмицы к пасхальной службе присоединяется служба святому великомученику Георгию Победоносцу; 3) отпуст Вознесению Господню в тех случаях, когда служба этого праздника соединяется со службами святого апостола Иоанна Богослова (8 мая), или святителя Николая Чудотворца (9 мая), или святых равноапостольных Константина и Елены (21 мая); 4) отпуст в Фомино воскресенье, в котором поминается святой апостол Фома; и 5) отпуст в день Собора Иоанна Крестителя (7 января), в котором поминается Иоанн Предтеча. 447 Следует заметить, что воспоминовение Честнаго и Животворящаго Креста, кроме среды и пятницы тех дней, когда поется Октоих, совершается также и в тех случаях, когда бывает служба Святому Кресту, а именно – в праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня (14 сентября и в период его попразднства), в Крестопоклонную Неделю Великого поста и в следующие за ним дни четвертой седмицы поста (по пятницу включительно), а также в малые праздники Кресту (7 мая и 1 августа). Поэтому в Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников...» нет особого отпуста на праздник Воздвижения Креста. В свете же сказанного нами прежде отпуст в самый праздник Воздвижения должен быть следующим: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых, помилует...» , в дни попразднства – «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста… (следует призывание святителя Иоанна Златоустог о (на литургии), святого храма и святого дня) и всех святых...». В седмицу же Крестопоклонную отпуст должен быть вседневный со вставкой после призывания Божией Мате­ри фразы «силою Честнаго и Животворящаго Креста». Наконец, 7 мая всегда полагается полный праздничный отпуст (так как этот день всегда попадает в период Пятидесятницы), а 1 августа совершается вседневный отпуст (так как в этот день поется Октоих).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

б) в двунадесятые праздники Богородичны и в предпразднества всех вообще двунадесятых праздников, случающиеся в седмичные дни, но не в воскресные. Изменяемые песнопения для подвижных дней Великого поста и для трех приготовительных к нему недель содержатся в книге, называемой Триодь Постная. А службы Пасхальной и следующих за нею недель до недели Всех Святых (кончая воскресеньем) содержатся в книге, называемой Триодь Цветная. Слово «Триодь» значит «трипеснец». Так называются эти книги потому что в них имеются неполные, большею частью трипесненные каноны. Трипесницы состоят из 1й, 8й и 9й песней для понедельника из 2й, 8й и 9й для вторника, из 3й, 8й и 9й среды, из 4й, 8й и 9й для четверга, из 5й, 8й и 9й для пятницы; четырепеснец — из 6й, 7й, 8й и 9й для субботы; двупеснец из 8й и 9й песней и поется только в Великий Вторник на утрени. Изменяемые песнопения круга годового, составленные в честь священных событий и лиц, празднуемых один раз в год, содержатся в книге, называемой Минея Месячная. Эта книга разделяется на 12 частей, по числу месяцев; каждая часть — месяц — печатается отдельной книгой; церковные службы расположены здесь по дням месяцев. В конце каждой книги печатаются Богородичны, которые поются: Минея Общая есть книга, содержащая в себе службы общие целому лику святых (например, пророкам, апостолам, святителям, мученикам и проч.). Эта книга понадобится тогда, когда отдельной службы какому-либо святому не положено в Минее Месячной. Минея Праздничная содержит в себе извлеченные из Месячной Минеи службы на праздники Господни, Богородичны и святых, особенно чтимых Православною Церковью. Соединение в Богослужении частей неизменяемых с изменяемыми т.е. соединение Часослова и Служебника с Октоихом, Минеями и Триодями совершается по особым правилам. Эти правила изложены в особой книге, называемой Типикон или Устав. По своему содержанию Типикон разделяется на три части. В 1й части (гл. 1–47) содержатся главным образом, общие указания на порядок служб церковных в разные дни седмичного круга. Вторая часть (гл. 48–51) заключает в себе частные указания относительно совершения Богослужения на каждый день года (гл. 48 – Месяцеслов, гл. 49 — дни пения Постной Триоди, гл. 50 — дни пения Цветной Триоди, гл. 51 — замечание о Петровском посте). Третья часть (гл. 52–60) есть как бы дополнение к первым двум частям Типикона В ней находятся: а) указ о тропарях и кондаках, как они поются в продолжение кругов годичного и седмичного; б) различные песнопения которые поются на службах церковных, именно: тропари, Богородичны, ипакои, кондаки, ексапостиларии, светильны, троичны, прокимны, аллилуиарии, причастны, припевы на 9й песни. В конце Типикона помещены: а) Храмовые главы; б) Индиктион; в) Зрячая Пасхалия; г) Лунник.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

отцов, и чему научились от них, то хранили неповрежденным, без всякого приложения или отъятия. И мы по первому правилу Седмого Вселенского Собора со услаждением приемлем Божественные правила св. апостолов, св. Соборов Вселенских и поместных и св. отцов, как просвещенных от одного и того же Св. Духа, и кого они прокляли, и мы проклинаем, кого они низвергли, и мы низвергаем, кого они отлучили, и мы отлучаем, кого они запретили, и мы запрещаем. Последуя этим апостольским и соборным правилам, и св. великий Собор, бывший во дни благочестивого царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси, возгласил и утвердил следующее». Вслед за тем Никон приказал прочитать, если не сам прочитал, все сполна соборное деяние, или грамоту Восточных иерархов, собиравшихся в Константинополе в 1593 г. и утвердивших патриаршество в России. При чтении этой грамоты все присутствовавшие вновь слышали слова, приведенные уже Никоном, что должно потреблять всякие новины в Церкви и все, преданное святыми отцами, сохранять без всякого повреждения, приложения и отъятия, а вместе услышали и Символ веры, изложенный в грамоте Восточными святителями, и не могли не заметить тех, хотя и немногих, прибавлений и изменений, какие находились в употреблявшемся тогда у нас Символе. Когда чтение грамоты кончилось, Никон продолжал: «Посему я должен объявить вам нововводные чины церковные. В Служебниках московской печати положено, чтобы архиерейские молитвы, которыми архиереи разрешают многие грехи людские, священник пред совершением литургии читал от своего лица за самого себя, а в греческих Служебниках и в наших старых, писанных за сто, за двести, за триста лет и более, тех молитв не обретается; положено еще пред началом литургии говорить отпуст (после часов) на всю церковь, чего ни в греческих, ни в наших старых не положено, да есть разности и в действиях за литургиею и в ектениях. Посему прошу решения: новым ли нашим печатным Служебникам последовать или греческим и нашим старым, которые купно обои един чин и устав показуют?» Тогда царь и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископ, и весь освященный Собор — все единогласно отвечали: «Достойно и праведно исправити противо старых — харатейных и греческих» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

Неронов, который собственно за вмешательство в дело Логина (§ 21) и за грубости сослан был в Вологду, в письме к Царице от 2 мая 1654 г. писал: «ревнителие благочестия, их же реку отца епископа Павла и братию Даниила протопопа костромского и Аввакума протопопа юрьевского, – изгнани ради проповеди закона и ради учения и за еже понуждати им человек». В письме к духовнику Вонифатьеву от 27 февр. 1654 г. «увы мне, яко погибе благоговейный от земли и исправляющего в человецех несть», т. е. нет возмутителей против Собора. Царь, получив письма Неронова от 6 ноября 1653 г. и 27 февр. 1654 г. приказал ему чрез Вонифатьева молчать. Он обратился с письмом (от 2 мая 1654 г.) к Царице: но и та чрез того же Вонифатьева сказала, что удивляется упорству его против Патриарха. Аввакум в послании, «а меня в дарбурскую (даурскую) землю сослал, от Москвы, чаю, тысящей будет с двадцать, за Сибирь». «Братию мою разосла: епископа Павла коломенского муча и в новгородских пределах сожег». Чистая клевета! (пр. 857). «Со мною сидело (в тюрьме) 60 человек». Аввакум во время всенощного бдения взволновал народ и участники в бунте попали в тюрьму. (Ркп. житие Аввакума, соч. раскольника). «Данила, костромского протопопа, много муча, в Астрахани в землевой тюрьме заморил». Его никто не тронул бы, если бы он не прислал бранного письма на дела Никона; да и не мучили его, а только послали в Астрахань, где он скоро умер (Ркп. житие Даниила, соч. раскольника). Сам Аввакум в другом письме сознается, что Собор 1657 г. поступил с ним гораздо строже, чем Никон: «в темницу, говорит, затворили Никониане пуще отца своего Никона». Иные обвиняют Никона за то, что он в 1656 г. велел отобрать прежние служебники. Говорят, это крутая месть, раздражившая народ. Напротив, а) это естественная мера; б) Патр. Филарет не только отобрал Устав 1619 г., но велел сжечь его. 353 Ркп. записка неизвестного, приложенная к письмам Неронова. Четыре брата Плещевы писали письма к Неронову, разделяя предубеждения его против Никона. Но потом Андрей Плещеев писал к Аввакуму прекрасное письмо, убеждая его оставить упорство против Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пятеры поручи, ветхие. Три пояса шелковых. Три пояса нитяных. Стихарь отлас золотной по червчатой земле, оплечье и нарукавники бархат золотной травчатой, крест, а в нем пять дробниц медных золоченых, подольник отлас зеленой, на нем полоса нашита отласная золотная, два галуна полских. Стихарь 73 дороги персицкие , ветх. Стихарь камчатой чешуйчатой, ветх. Два уларя: один изарбавной, а другой обьярь золотная, ветх. Две пелены: одна кумачная, а другая выбойчатая.   (Л. 36 об.) Да книг печатных Книга Евангелие воскресное толковое в десть. Книга Апостол в полдесть. Книга Устав новой, выходу 203-го году, в десть. Книга Псалтирь со воследованием в десть. Книга Часослов в десть. Две книги Ирмология в полдесть. Два Октая старые в десть. Книга Минея общая в десть. Две книги Триоди: посная да цветная в десть. Служебник в полдесть. Двенатцать книг Миней месечных в десть, нового выходу. Три книги Прологов в десть, во весь год.   (Л. 37) Да в церкви перед деисусы паликадило медное. Да перед местными иконами и в олтаре двенатцать лампад медных. Весу в них дватцать шесть фунтов.   В притворе образ Всемилостиваго Спаса, по левую сторону образ Пресвятые Богородицы, в киоте, да шесть икон штилистовых. Да в паперти образ Господа Саваофа, образ Иоанна и Феодора Суздальских, в киоте, да в киоте образ Распятие Господне, да четыре образа пророков.   (Л. 37 об.) На святительском дворе в церкви Введения Пресвятыя Богородицы. Царские двери, а на них [образы] Благовещения Пресвятыя Богородицы, и евангелисты, и на столпцах святители, и на сени Спасов образ писаны красками. По правую сторону царских дверей образ Спасов, седящий на Престоле, образ Пресвятыя Богородицы, в Божием Храме питаема от ангела, образ Иоанна Предтечи. По левую сторону царских дверей образ Пресвятые Богородицы Одигитрия, образ Пресвятыя Богородицы ж Введения. По правую сторону южные двери, а на них написан образ Аарона пророка. Посторонь тех дверей образ Феодора и Дионисиа Суждалские. На левой стороне северные двери, на них написан Благоразумный разбойник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Праздник Рождества Христова, как уже отмечалось, в богослужебных книгах именуется Пасхой и не допускает ничего заупокойного. При желании же поделиться в этот день праздничной радостью со своими дорогими усопшими сообразнее всего было бы при посещении их могилок прославить Христа Рождшагося подобно тому, как по исконному благочестивому русскому обычаю принято у нас славить Христа в домах православных, т. е. пропеть тропарь и кондак праздника и, если присутствует Священнослужитель, присоединить и заупокойную ектению, – конечно, с красным Господи помилуй. ЧИН ОБЫЧНОЙ ЛИТИИ Сравнительно не краткий чин великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб, довольно не легко, а молиться об усопших хочется чаще. Поэтому Церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пяток вечера, да и то не на всякой седмице 646 . С другой стороны, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, он устанавливает особое краткое заупокойное последование, – последование обычной литии, совершаемое ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае в притвор. Чин литии излагается в Типиконе и Служебнике с такой подробностью, какая не оставляет места для каких-либо недоразумений о порядке ее. Совершаемое по этому чину последование, хотя и весьма кратко, но довольно торжественно и имеет характерные подробности. По отпусте будничной вечерни или 1-го часа, совершенном на солее, и по окончании многолетных, священник, приняв тут же кадильницу, но уже без облачения 647 , исходит в притвор в предшествии двух подсвечников с возженными свечами и в сопровождении певцов, поющих самогласную стихиру храма. В притворе все останавливаются на обычных местах и в обычном порядке, как при литии на бдении 648 . По окончании стихиры, если лития совершается после утрени, сначала читается оглашение преподобного Феодора Студита , заключаемое тропарем преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Из Песней Греческой Церкви, составленных собственно в сем периоде времени, немногие переведены были для Русской Церкви; исключение из того составляли некоторые молитвы и песни П. Филофея, часто сносившегося с Русскою Церковью (§ 25). Но песни и молитвы предшествовавших времен в это время уже все известны были в Русской Церкви, только не везде употреблялись. Волынский летописец, исчисляя приношения благочестивого Галицкого Кн. Владимира (1272–1284 г.) разным церквам, показывает между пожертвованиями следующие богослужебные книги: Евангелии, Апостол, Паремейник, Прологи на 12 месяцев, Житие вел. муч. Димитрия, 12 книг Миней с Песнями, Триоди, Октоих, Ирмолог, Служебник, Молитвенник с одними утренними и вечерними молитвами 143 . Итак, между 1272 и 1281 год., в Русской Церкви были в переводе служебные минеи с канонами Феофана и Иосифа песнопевца, чего не видно было до нашествия Монголов. Но и богатый, благочестивый Князь Галицкий, только одну Любомльскую Георгиевскую церковь мог наделить, сверх Триоди и Октоиха, 12 Минеями; разным же другим церквам он жертвовал, как говорит та же Летопись, только Евангелие и Апостол, с прибавлением Молитвенника. Причина тому понятна – дороговизна рукописных книг; благоч. Князь за один молитвенник заплатил «8 гривен кун», т. е. более 11 рубл. сер. 144 Посему можно думать, что a) в продолжение XIII и XIV в., при тогдашнем положении России, полные служебные минеи были редкостью и для городских Русских церквей; б) вместо их довольствовались собраниями служб на великие праздники и на дни знаменитых святых. Та и другая мысль подтверждается дошедшими до нас древними спискам богослужебных книг; по ркп. XI в. видим почти одни Трифологии, т. е. собрание служб на Господские и Богородичные праздники, и на дни знаменитых святых 145 . Киевопечерский Архим. Досифей ок. 1295 г. получил из Афона при послании «чин, како пети 12 псалмов особь» 146 . Митр. Феогност, по желанию Вел. Князя, приказал перенеси Требник с экземпляра, привезенного из Греции, вероятно, потому, что в нем заключалось что-нибудь такое, чего не было в прежних Русских 147 . Высотский игум. Афанасий, друг Киприана, удалясь в Константинополь, занимался там переводом богослужебных книг, и он едва ли не первый доставил России церковный устав с разными примечаниями к частным случаям, впрочем, без глав Марка, тогда как прежде того довольствовались Студийским уставом времени Феодора Студита 148 . Сообразно с уставом Феодора, не терявшим в России значения времени Феодорова, дополнения Иосифа песнописца в Триоди предоставлялись, вероятно, произволу переводчика и писца 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6 Дмитриевский А. [А.] Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια. К., 1901. С. 313 (прим.). Аналогичный состав диптиха при патриаршем служении, причём не только в Константинополе, засвидетельствован и в др. источниках: Taft. The Diptychs. Р. 149. 7 Hofmann G. (ed.) Orienmalium documenta minora. R., 1953. Р. 49–50. (Concilium Florentinum documenta et scriptores, ser. А. Vol. III, fasc. III). Подробнее см.: Тал. The Diptychs. Р. 134–137. 9 Там же. С. 44–45. Можно предположить, что эта формула представляет собой контаминацию двух вариантов поминовения на возгласе ν πρτοις μνσθητι, Κριε·, о которых шла речь выше. 11 Поэтому вряд ли случайно, что аналогичное чтение содержится и в древнейшей (среднеболгарской) части Служебника ГИМ, Хлуд. 117, XIII в., который также сохранил некоторые черты древнейших славянских переводов византийских литургических книг. См.: Желтов М., Диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках//Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 344. 12 См. устав архиерейской литургии, составленный архиепископом Новгородским и затем митрополитом Московским святителем Макарием (Желтов М., свящ. Чин архиерейской литургии в Русской Церкви в середине XVI века: свидетельство Великих Миней-Четьих свт. Макария, митрополита Московского//Сретенский сборник. М., 2016. Вып. 6. С. 141–178). Кого именно поминал на возгласе «В первых...» сам митрополит, неясно. 13 См., например, рукопись БАН, 21.4. 13, XVI в. Л. 25 об. Не вполне ясно, распространялось ли указание о поминовении «Вселенского», то есть Константинопольского, патриарха только на митрополита или же на всех архиереев. 14 До 1-й половины XVII в. включительно в русской традиции архиерею предписывалось тайно вычитать в храме во время часов полный чин проскомидии, пока в алтаре священник совершал саму проскомидию. 16 См.: Taft R. F. [А History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. II:] The Great Entrance. R., 1975. Р. 227–234. (Orientalia Christiana Analecta; 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Значит, в приходских церквах шестая (по счету) за игумена и проч. не приносилась, и значит, в приходских церквах, по Служебнику, требовались только шесть просфор, а семь употреблялись в монастырях. Правда, в Номоканоне и для приходских церквей положены семь просфор, ибо прибавлена еще одна, особая просфора, за царя. Здесь же требовалось, если нужно послать просфору к царскому величеству и всему царскому дому, то за каждого члена царского дома вынимать по особой просфоре, и значит, тогда уже превышалось и разрушалось седмеричное число. Если бы оно было для литургии необходимо, как вы полагаете, то ни в каком случае не должно бы разрушаться. Так в Номоканоне московской печати; но служба Божия совершалась и тогда не по Номоканону, а по Служебнику: значит, в приходских церквах литургию совершали и при московских патриархах только на шести просфорах. Итак, у нас, в России, о числе просфор на проскомидии не имелось определенного положения, посему и требовалось уставить более определенный о количестве просфор устав, тем более, что в старопечатных Служебниках не только было различие с иными Служебниками, но и с самими собою. А именно: за упокой святителей, царей и всех православных христиан вынимались части из одной просфоры, а о здравии – за святителей требовалась особая просфора, за царя и всех православных христиан еще особая просфора, по Номоканону же и за царя еще особая просфора. Таким образом с заупокойной просфорой, просфора о здравии не имела сообразности; а по исправленному Служебнику в заздравной просфоре обретается однообразие с заупокойной: как в заупокойной просфоре поминаются святители, цари и все православные христиане, так и о здравии за царя и святителей и всех православных христиан вынимаются части из единой просфоры. Того требовало и согласие с обычаем всей Вселенской Церкви. А вы справедливо ли изменение этого обряда (приносить несколько просфор о здравии) почли изменением самого таинства, которое, по Христову преданию, совершается на едином хлебе, и чрез то удаляетеся даже от причащения Тела и Крови Христовых во Святой Церкви, и пребываете алчны душами вашими хлеба небесного, о котором сам Спаситель сказал: «аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 )? Или же, как именуемые поповцы, из-за сего сокращения заздравных просфор справедливо ли удаляетеся святого причащения от законных священников, обращаясь к отбегшим от православных епископов иереям (или к отбегшему от Церкви митрополиту и от него происшедшим мнимым иереям), которые чрез свое бегство лишаются права на священнодействие по 39 правилу святых апостол, глаголющему: «без воли своего епископа пресвитеры, или диаконы да не творят ничтоже: тому бо суть поручени людие Господни»? Разговор четвертый Старообрядец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010