597 Все ризничные вещи, как и крест, показаны в монастырской описи 1642 г. при том хранящимися в особом сундуке, с надписью «ризница Варлаама чудотворца». Записки археол. общ. 9. 508. По описанию чуда 1460 г. «знаменаша отрока честным крестом воздвизальным святого Варлаама». Собр. л. 6, 322. 598 На служебнике, на обороте 1 л. надпись 15 в. «служебник чудотворца Варлаама». (Саввы указатель синод. б. стр. 251, М. 1858 г.). По описи 1642 г. «служебных чудотворцев харатейный, оболочек в тафту». Зап. археол. общ. 9, 512. 600 Герберштейн rer. moscov. comm. ρ. 20. ed. Starzevscy. В Хутынской обители пролог с припиской, «в л. 6087 (1479) края достиже книга сия десною рукою – Евфимия инока, повелением священноинока Германа, игумена дому св. Спаса и преподобного и богоносного, иже и посницех великого, чудотворца Варлаама, при нем же (Германе) и община сотворися, от него же и аз убогы пострижен бых». – Не изменен ли устав преподобного о настоятеле при Германе и измененный попал в руки Герберштейна? 602 Собр. л. 3, 20. «Родися в Новгороде у Ярослава сын Михаил, а княже имя Изяслав, а внук Володимир». 604 По повести о чудесах пр. Варлаама крестный ход из Новгорода в Хутынь в первый пяток апостольского поста совершался не только при архиеп. Макарии, но и при архиеп. Геннадии († 1505 г.). При первом во время хода исцелен глухонемой и слепой мальчик. При втором, также во время хода, расслабленный, лежа при раке, видел: преподобный вышел из раки и как бы опалил все члены расслабленного, и больной вскричал: помилуй меня, раб Божий. После того больной встал здоровым. – Повесть о санном пути напеч. в памят. стар. литер. 1, 277–280. 606 В старшей новгор. летоп. под 1192 г. читаем: «в то же лето постави цьрьковь вънизу на Хутыне Варлаам цьрнец, а мирским именем Алекса Михалевиц, в имя св. Спаса преображения и святи владыка архиеп. Гаврила на праздник (т. е. 6 августа)». (Собр. л. 3:20). Тоже сказано в трех младших летописях, только здесь означено: « церковь камину». (Собр. л. 3, 127. 217; 4:17). В 4 летописи и в летописях софийской и воскресенской: «того же (6701) л. заложи церковь Преображение чудотворец Варлаам хутынский, того же лета и преставился» (собр. л. 4, 17; 5, 169; 7:102). – Сочинитель степенной книги видел в летописях запись: «6751 (1243) преставился раб Божий Варлаам, а мирскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, м. мая в 4 д.» (Собр. л. 3:54). И приняв Варлаама Прокофьевича за одно лицо с основателем Хутынского монастыря, отнес кончину преп. Варлаама к 1243 г. (Степ. к. 1:354). Это повторили многие, напр. словарь святых. Но преп. Варлаам по крещению назывался Алексий, а не Вячеслав, по отцу был Михайлович, а не Прокофьевич, умер 6 ноября, а не 4 мая. По летописи в 1230 году видим на Хутыне игуменом Алексия, а не пр. Варлаама. (Собр. л. 111:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В церковной описи 1806 года сказано: « Церковь деревянная, сооружена с давняго времени из дубового дерева, а верхний купол перестроен вновь в 1801 году из соснового дерева, об одной главе, на коей крест железный и вызлощенный четвероконечный, во имя Преображения Господня, покрыта гонтою». По этому описанию видно, что стены древняго дубоваго храма в 1801 году остались целыми, и только надстроен сосновый купол. Таким образом дубовый храм из цельных вековых дерев, до 1824 года, существовал целые два века. В 1824 году, в следствие Высочайше утверждённого проекта, древний Преображенский храм упразднён; сосуды и ризница поступили, в штабную тогда, Рождественскую церковь , а иконостас – в Сороковскую Успенскую церковь; Метрики, с 1794 – 1824 год, хранятся в Чугуевской Николаевской церкви. Вместо обветшалой и упразднённой в 1826 году основана каменная трёхпрестольная Соборная церковь в честь Покрова Святой Богородицы, Андрея Первозванного и Александра Невского. Храм сей вместе с колокольнею окончен зданием в 1834 году, а по снабжении утварью и ризницею, освящён 30 ноября. В грамоте от 9 февраля 1641 года Царь писал: «по нашему указу послано на Чугуево в Соборную церковь Преображения Господня, да в придел Ангела нашего Михаила Малеина книг печатных: Устав, два Октоиха, Евангелие толковое, четыре книги Трефлои, Потребник, Служебник, Псалтырь рядовая». К сожалению эти книги не дошли до нашего времени. Имеется только одна древняя Триодь постная, Московской печати 1696 года. В грамоте, от 28 января 1644 года, Царь писал к Воеводе Ушакову, что с боярским сыном Быкиным послан в Чугуев вестовой колокол в 22 пуда. В нынешнем храме хранятся: а) 20-ть знамён жалованных в 1793 году двум Чугуевским казачьим регулярным полкам; б) знамя Уфимского казачьего полка, поступившее в 1845 году по расформировании сего полка. В древнее время Чугуевский собор отличался одним священным обрядом. По вниманию к особенному значению Чугуевской крепости в деле безопасности отечества, в праздник Преполовения, всё Духовенство градских церквей, с крестами и иконами, приходило в Соборную церковь . Отселе, по окончании Литургии, шли крёстным ходом не на реку, для освящения воды, но обходили вокруг крепостного вала три раза. Все жители Чугуева участвовали в этом ходе, вознося тёплые молитвы о благодатном охранении града. Этот обычай существовал с первых времён Чугуева и окончился в 1817 году с началом новых военных поселений, для которых крепость Чугуевская не имеет никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Практика вынимания девяти частиц в честь девяти чинов святых не упоминается в источниках до второй половины XVI b. «Устав» св. Филофея, как и русские дониконовские Служебники предписывают изымать лишь одну частицу за всех святых 192 (и по одной на каждое имя поминаемых живых и усопших) 193 . Св. Симеон Солунский пишет о практике вынимания четырёх частиц за святых: 1) за св. ангелов, 2) за св. Иоанна Предтечу и всех ветхозаветных пророков и праведников, 3) за апостолов, святителей, мучеников и преподобных «со всеми святыми» и 4) за святого дня, св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого (в зависимости от того, чья литургия будет совершаться) и «паки [в честь и память] всех вкупе святых» 194 . Затем, по св. Симеону, приносятся частицы за живых и усопших 195 . Древнейшие печатные венецианские издания представляют не одинаковый порядок поминовения. Editio princeps «Божественных литургий», БЛ Д. Дуки 1526, как и ЕВХ 1553 и ЕВХ 1566 предписывают изымать одну частицу за всех святых 196 , а ЕВХ 1571, как было замечено выше, о вынимании частиц вообще не упоминает. Лишь в венецианском Евхологии 1580 г. ясно говорится о девяти «чинах». В этой книге за изложением самого чинопоследования протесиса следует объяснение этой части литургии, где читаем: частиц же святых ни больше, ни меньше, но девять полагаем по образу небесных чинов. Ибо, как [сказано] у великого в богословии Дионисия Ареопагита , всё воинство их на девять чинов разделяется 197 . Речь о чинах св. ангелов, как известно, идёт в книге Дионисиева корпуса «О небесной иерархии». С введением девяти частиц, вынимаемых за святых, формирование чинопоследования протесиса практически завершилось. Наиболее заметное, но, возможно, и наименее важное, расхождение между современным русским и современным греческим чином протесиса заключается в числе и форме употребляемых просфор. Греческая просфора, большая и круглая, по форме напоминает верхнюю часть пасхального артоса (примерно четверть его в высоту). Сверху на ней нанесены пять квадратных печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А если нужно поговорить о монастырском деле, то выходи в паперть. А ни в какие монастырские дела не вмешивайся, против бесчинников и ропотников стой с келарем и с казначеем и с соборными старцами за одно. Сам же живи по монастырскому чину, как прежние древние преподобные наши игумены жили, а от пьянственного пития воздерживайся, постись и молись по силе. Пьяниц в монастыре унимай вместе с келарем и со старцами. А у себя в келье бесед, пиров и собраний бездельных не устраивай. В трапезу ходи каждый день к обеду и ужину, сиди тихо, смирно, без ропота и братию тому же учи: сидите, братия, с молитвой. Если келарь и старцы пошлют служебников или слугу на какое дело монастырское, то ты благослови без ропота, а келарю, казначею и старцам не перечь ни в чем» (Серебрянский. Кн. 3. С. 263–264). И хотя составители этого документа ссылались на авторитет старых книг и монастырского уложения, ничего подобного при преподобном Сергии и его учениках в монастыре не бывало. Наоборот, такие порядки относятся к вопиющим нарушениям общежительного устава. Большую власть соборные старцы забрали также в псковском Снетогорском монастыре. Одним из монахов этой обители был замечательный русский подвижник преподобный Евфросин Псковский. Видимо, он хорошо прочувствовал на себе снетогорские порядки, поэтому когда он сам стал настоятелем, то не оставил и доли власти соборным старцам, все дела в его монастыре вершил игумен. Впоследствии, в XVII веке, общим правилом стало не выбирать игумена, а назначать его, что значительно упрочило положение настоятеля. Бывали и примеры наоборот, когда игумены сами нарушали древний устав монастыря. Такие случаи тоже предусмотрены в монастырских уставах. Преподобный Герасим Болдинский писал в своем «Завещании», что нерадивых игуменов надо «с честью посылать в рядовую братскую келью». При этом святой особо предупреждал, что делать это надо без ярости и рукоприкладства, с любовью и кротостью. Святитель Макарий в уставной грамоте в Свято–Духов монастырь поучал братию в том же духе: «Если игумен начнет нерадеть о своих обязанностях, братии отнюдь не молчать, а напомнить ему со смирением и любовию; а если не исправится, то донесть архиепископу» (АИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в) Послание к тому же князю о том, как поступать в отношении к латинянам, известно пока только по рукописям. «Понеже, чадо блаженне и сыну света, понеже земля Лядска в суде у тебе есть, живущеи, иже есть на ней, суть оплатки служащеи, Латинское есть прияли учение.» г) Четвертое Послание Никифора, к князю Ярославу Муромскому, против латинян, помещено в Четь Мин. м. Макария под 31 августа. 27. Преподобный Антоний Римлянин, основатель монастыря его имени и с 1131 г. игумен († 1147 г.). В Московском Успенском соборе хранятся сосуды его. Один яшмовый; на клеммах его изображены Святая Троица и четвероконечный крест; на ободке надпись: πινετε εξ αυτο παντες. Другой сосуд ониксовый; на ободке надпись: Пиите от нея вси. Се есть кровь моя нового завета, изливаема за вы и за многы. В Синодальной библиотеке хранится Служебник преподобного Антония 605) с одною литургиею Златоустого. Вот чтение одной молитвы: «Иже весь мир свой тако возлюби, яко иночадый сын свой дати, да всяк веруяй в нь не погибнет, не имать живот вечный, иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся за мирскый живот, приим хльб святыма своима и пречистыма рукама.» (Образцы древлепис. 5. М. 1840). В описи 1636 г. показаны: «три служебника харатейных чудотворца Антония Римлянина». (Опис. книг стат. Мои. 1927–929. М. 1848 г.). В обители его хранится каменный крест его; на верхней перекладине сего шестиконечного креста наведены мозаикою слова: ХС. Замечательны и шесть мусийных икон преподобного на медных досках: на трех изображен Господь Вседержитель, а на других трех распятый Спаситель. В духовной грамоте своей преподобный описывает труды и скорби, какие понес он при основании монастыря, и поручает обитель Богу и Пресвятой Богородице. В другой грамоте пишет, что он купил землю для обители у сыновей посадника и описывает границы земли. Не удивительно, что до нас дошли только списки грамот, а не подлинники. Довольно, что одна из них утверждена царем Иоанном. Они изданы у Карамзина, II, пр. 210, а списки их у Толстого, II, 220. Образцы подобных современных грамот, важных для истории: Около 1130 года князем Мстиславом дана была грамота на земли и судные пошлины Юрьеву монастырю (Вестн. Европы 1818 г. 15, 16, 20. Дополн. к Акт. ист. I, 2 ). В 1131 г. дана уставная грамота Новгородской Предтечевой церкви князем Всеволодом (Дополн. к ист. акт. I, 3). В 1137 г. Софийскому собору дана грамота князем Святославом (Дост. I. М. 1815). В 1150 г. Ростислав князь Смоленский дал грамоту Смоленской епископии (Дополн. к ист. акт. I, 4). Грамота князя Всеволода Предтечинской церкви дошла до нас в двух видах, как и устав Владимира; но не трудно угадать, что в позднейшем списке ее изменено против подлинника, по обстоятельствам времени. В летописи упоминаются еще: под 1144 г. договорная грамота Владимира Галицкого с князем Всеволодом, а под 1147 г. такая же грамота с князем Изяславом; но они не дошли до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для святителя Иннокентия Московского , опытнейшего миссионера, пастыря и переводчика, было ясно, что и в России имеется такая же нужда в проповеди веры и в богослужении на родном понятном языке, как и на Аляске. А 1869 г., вступив на московскую кафедру, он, побуждаемый в и дением неотложных нужд церкви, не только основывает Миссионерское общество, не только вводит выборные приходские советы для возрождения местной соборности и самоуправления, но и учреждает Комитет для исправления текста богослужебных книг «по поводу усмотренных в них грубых опечаток и неудобопонятных речений». В состав созданного святителем Комитета из ученых представителей белого духовенства входили председатель его прот. Николай Надеждин, настоятель Покровского (Василия Блаженного) собора, а также прот. Николай Световидов-Платонов, впоследствии протопресвитер кремлевского Успенского собора и прот. Сергий Модестов, настоятель Ермолаевской церкви. Интересно, что в этом деле (исправления Требника и Служебника) не участвовала академическая профессура, может быть потому, что инициатива исходила из среды приходского ученого духовенства, наиболее остро ощущавшего эту пастырскую нужду. Труды Комитета свт. Иннокентия были переданы Синодом для рассмотрения Особой комиссии, учрежденной в 1881 г. под председательством архиепископа Кишиневского Сергия (Ляпидевского) . Осенью 1883 г. ее председателем был назначен архиепископ Тверской Савва (Тихомиров) – ближайший ученик свт. Филарета. В свою очередь эта комиссия предвосхитила труды преосв. Финляндского Сергия (Старгородского) и его Комиссии по исправлению богослужебных книг, организованной в 1907 г. Святителя Иннокентия очень беспокоила невнятность богослужения, как и вообще несоответствие принятого монашеского богослужебного устава пастырским нуждам церкви. Е.Е. Голубинский писал, что святитель, «обладавший твердым, ясным и прямым здравым смыслом, сознавал нашу несообразность, говорил о ней и для ее устроения мечтал о Вселенском соборе. Но тут вовсе не нужно созывать Вселенского собора. Право начертывать чин общественных служб со включением и литургии в древнее время принадлежало не только каждой частной церкви, но и каждому епископу, и права этого никто потом не ограничивал; монастырский устав вошел у нас в приходские церкви не путем вселенского или частного законодательства, а просто путем обычая».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Весной (в марте или апреле) 1654 г. по предложению Никона был созван Поместный Собор Русской Церкви. Присутствовали царь, Патриарх, митрополиты Новгородский Макарий, Казанский Корнилий, Ростовский Иона, Крутицкий Сильвестр, Сарский Михаил; архиепископы Вологодский Маркелл, Суздальский Софроний, Рязанский Мисаил, Псковский Макарий; епископ Коломенский Павел (т. е. почти все правящие архиереи Русской Церкви), одиннадцать архимандритов и игуменов, тринадцать протоиереев и весь царский «синклит» (боярско-княжеское правительство). Указывая на имевшиеся в русском богослужении отступления от древних уставов, Патриарх Никон предложил Собору сначала рассудить, «новым ли нашим печатным Служебникам последовать, или греческим и нашим старым, которые купно обои един чин и Устав показуют?». Собор определил единогласно: «достойно и праведно исправити противо старых харатейных и греческих» 79 . Так было соборно одобрено само исправление богослужебных чинов и книг и определен общий метод исправления. Собор далее рассмотрел предложенный Никоном перечень конкретных исправлений и утвердил их. Только Коломенский епископ Павел выступил против изменения великопостных поклонов на молитве Ефрема Сирина . Что произошло между ним и отцами Собора, неизвестно. Но сразу же после Собора он был сослан и погиб при невыясненных обстоятельствах. Впоследствии в 1666 г. Патриарха Никона обвинили в единоличном осуждении Павла, но святитель опроверг обвинение, сославшись на соборное определение об этом епископе, которое находилось тогда еще на патриаршем дворе. Вступив теперь на путь авторитетного соборного рассмотрения всего, что связано с исправлением обрядов, Никон, конечно, не мог единолично осудить епископа, если ранее даже жалобы на видных протоиереев он рассматривал в соборе духовенства. Решениями одного лишь Поместного Собора Русской Церкви Патриарх Никон не удовлетворился. 12 июня 1654 г. он отправил письмо Константинопольскому Патриарху с просьбой «соборне» обсудить исправления в русских богослужебных чинах. В мае 1655 г. из Константинополя пришел ответ, содержащий соборное решение Константинопольской Церкви по всем 27 вопросам о богослужебных исправлениях, которые задавал Никон. Этот перечень был значительно шире того, что рассматривался на русском Соборе весной 1654 г., и содержал, в частности, вопрос о троеперстном знамении, не включенный Никоном в рассмотрение русского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Причина тому понятна – дороговизна рукописных книг; благочестивый князь за один молитвенник заплатил «8 гривен кун» т. е. более 11 р. сер. Посему можно думать, что а) в продолжении XIII и XIV веков при тогдашнем положении России, полные служебные Минеи были редкостью и для городских русских церквей; б) вместо их довольствовались собраниями служб на великие праздники и на дни знаменитых святых. Та и другая мысль подтверждается дошедшими до нас древними списками богослужебных книг, по рукописям XIV века видим почти одни Трефологии, т. е. собрания служб на господские и богородичные праздники, и на дни знаменитых святых. Киевопечерский архимандрит Досифей около 1295 года получил из Афона при послании «чин, како петь 12 псалмов особь». Митрополит Феогност, по желанию великого князя, приказал перевести Требник с экземпляра, привезённого из Греции, вероятно потому, что в нем заключалось что-нибудь такое, чего не было в прежних русских. Висотский игумен Афанасий, друг Киприана, удалясь в Константинополь, занимался там переводом богослужебных книг, и он едва ли не первый доставил России церковный устав с разными применениями к частным случаям, впрочем, без глав Марка; тогда как прежде довольствовались Студийским уставом времени Феодора Студита . Сообразно с уставом Феодора, не терявшим в России значений, времени Феодорова; а дополнения Иосифа-песнописца в Триоди предоставлялись, вероятно, произволу переводчика и писца. Таким образом, умножение богослужебных книг и чинов в монгольский период русской Церкви не было еще очень значительным. § 15. Разности в чине богослужения и старания митрополита Киприана о единообразии его Каково бы ни было умножение чинов греческих в русской Церкви, в продолжение 400 лет не могло не войти в богослужебные книги русской Церкви несколько разностей и порчи. Не разумеем разностей в знамении крестном и других подобных, которые при тесной связи с Грецией открылись гораздо позже митрополита Киприана. Были другие разности, только они, к чести православия, не были предметом упорного спора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12 . Яз, Харлам, прозвища Богдан Ерофеев сын, садовник Стретенской сотни, Троецкой Неглиненской слободы тяглец, да яз, Иван Иванов сын Воротнин, да яз Михаил Сидоров сын Коробов, да яз Иван Иванов сын Утка, да яз Дмитрей Яковлев сын, да яз Мартьян Михайлов сын, да яз Федор Давыдов сын, все мы Государева Потешного двора, что в Семеновском, сторожи, поручились есми строения Великого Господина Святейшего Никона Патриарха , Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Иконому Иеромонаху Феодосию, Юрьева Польского по Посацком человеке по Якове Алексееве сыне в том: жити ему, Якову, за нашею порукою на Святительском на новомосковском загородном дворе, что промеж Троецкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, и живучи никаким воровством не промышлять, и над загородным двором никакого дурна и хитрости не учинить, и корчмы, и блядни, и приезду, и приход воровским людем не держать, и самому не пить и не бражничать, и с воровскими людми не знатся; а будет он, Яков, за нашею порукою на том Святительском загородном дворе в дворниках и в огородных садовниках жити не учнет, или живучи учнет каким воровством промышлять, и над загородным двором какое дурно и хитрость учинит, и корчму, и блядню, и приезд, и приход воровским людем будет держать, или учнет сам пить и бражничать и с воровским людьми учнет знатца, и убыток какой учинит и, своровав, с Москвы с того загородного Святительского с двора збежит, разоря тот загородной двор, или иную какую хитрость тому двору учиня, и на нас, на порутчиках, взять по сей записи 100 рублев денег, а кой нас, порутчиков, будет в лицах, на том сто рублев и порука; а на то послух Федор Тихомиров; а запись писал земской площади Подьячей Микефорка Щаболов. Лета 7175, Октября в 25 день (1666). 13 . Се яз Живоносного Христова Воскресения монастыря деревни Ивановского крестьянин Сергей Иванов, да яз села Воздвиженского крестьянин Федор Иванов, да яз того же села Воздвиженского крестьянин Козьма Симонов, все мы, порутчики, поручилися есми Государевым властям, отцу Архимандриту Аникию, Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, деревни Ивановского, по крестьянине по Проньке Семенове, в нынешнем во 177 (1659) году, Мая в два десятого числа, что жить ему за нашею порукою в Воскресенском монастыре в детенышах, и всякая работа работать, что по приказу власти укажут, и не пить, ни бражничать, ни с ворами не знатца, ни табаком, ни вином не торговать, а в монастыре и в монастырской казне ни над чем никакие хитрости не учинить; а буде я, Пронька, за их порукою учну бражничать, и с ворами знатца, или табаком и вином стану торговать, или в монастыре в монастырской казне какую хитрость учиню, или тех, де, своих порутчиков, не стану слушать, в чем станут меня на добро учить, и на нас, на порутчиках, и на мне, Проньке, властилинская пеня, а пеня, что власти укажут; а сю поручную запись писал черный Диакон Иоасаф. Лета 7177 (1669), Мая в 4 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Е. немногочисленны. Наиболее высокую оценку современников получили переводы Е. с греч. языка. По инициативе Е. в обиход БПЦ был введен Иерусалимский устав, проводилась масштабная справа церковных книг, приблизившая язык и орфографию болг. рукописей к образцам, созданным в 30-60-х гг. XIV в. на Афоне, литургическая практика была согласована с к-польскими и афонскими богослужебными канонами, был составлен свод Житий почитаемых в Тырнове святых, служб и похвал им. Указания на авторство Е. содержат заглавия Житий 4 святых: Иоанна Рильского, Илариона Меглинского, Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), Филофеи Тырновской. Ему также приписывают Похвальные слова (аколутии) святым Константину и Елене, Михаилу Воину, Иоанну Чудотворцу, еп. Поливотскому, вмц. Кириаке (Неделе), службы святым царице Феофании (с параклисом) и Параскеве (Петке) Тырновской (см.: Кожухаров С. Търновска (Евтимиева?) служба за св. Петка Епиватска// Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 109-139). В редакциях большинства составленных им Житий святых и похвал болг. святым дополнены части, повествующие об истории первых царей из династии Асеней и прославляющие мощь Болгарского царства, неотделимого от Тырновской Патриархии. Среди литургических трудов Е. важное место занимает переведенный с греч. языка Служебник, включающий тексты литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, диаконского чинопоследования (диатаксиса). Одна из 3 сохранившихся рукописей Служебника (НБКМ. 231), возможно, содержала дополненную Е. редакцию Синодика царя Борила, сохранившуюся в т. н. Палаузовском списке (нач. 80-х гг. XIV в.; НБКМ. 289. Л. 1-62). Возможно, Е. перевел Житие прп. Феодосия, составленное патриархом К-польским Каллистом, «Догматическую паноплию» Евфимия Зигабена , части Триодного и Минейного панегирика (торжественника) и др. Источниками для литургического творчества Е. служили древнеболг. литургические кодексы и труды патриарха К-польского Филофея Коккина, отдельные молитвы и литургические указания к-рого Е. перевел с греч. на слав. язык. Сохранилось 4 послания Е.: на Афон Киприану (до 1375) и в Валахию - Унгро-Влахийскому еп. Анфиму и прп. Никодиму Румынскому.

http://pravenc.ru/text/187641.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010