Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая Минея месячная от μηναιον=месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12–ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Малый Часослов представляет собою сокращение Великого. Эти сокращения касаются лишь дополнений. Октоих, или Осмогласник    Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какойлибо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какойлибо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая    Минея месячная от μηναιον ­­ месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12-ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

2-я стихира на «Господи воззвах» Служба преподобному Никандру Служба преподобному Елеазару Блаженне отче Никандре, ты тяготу дневную понесл еси, в пустыню вселився и полки бесовския разгнав, благодатию Святаго Духа, и ныне со святыми славы Божия наслаждаешися, Емуже молися, низпослатися нам чтущим тя, миру и велией милости Отче Елеазаре богомудре, ты воистину тяготу дневную понесл еси, во острове пусте, прежив многа лета, и ныне мзду трудов твоих приемлеши на небеси; поминай нас, почитающих честное преставление твое Или стихиры по славе на «Господи воззвах». Тут уже ясно видно: Служба преподобному Никандру Служба преподобному Елеазару Придите, празднолюбных собори, радостно похвалим похвалу спасения нашего, Никандра всеблаженнаго, яко в теле сый, безплотнаго врага победи и, со земными живый, небесныя благодати сподобися, будущее сказуя, яко настоящее, зане просветил есть душевная очесаумным боговидением. Сего ради, сошедшеся, любезно возопием ему, глаголюще: радуйся, преподобне отче наш, рачителю безмолвия, пустынный жителю, терпения бездна, столп крепости, прилежно молим тя низпослати нам твоими молитвами грехов очищение и велию милость. празднолюбных собори, радостно похвалим отца нашего Елеазара, иже в теле сый, безплотныя враги победи и небесныя благодати сподобися, будущая сказуя, яко настоящая. Темже любезно вопием ему: радуйся, преподобне отче наш, рачителю безмолвия, пустынный жителю, столпе крепости противу лица вражия, прилежно молися Господеви даровати душам нашим мир и велию милость. Есть стихиры, почти буквально заимствованные, например, первая стихира на стиховне. Служба преподобному Никандру Служба преподобному Елеазару Дом ДухуПресвятому себе предуготовав, преподобне Никандре, и во Христа верою утвердився, помози и нам противу козней диавольских Дом Духу себе предуготовал еси, преподобне Елеазаре, во Христа верою утвердився, помози и нам противу козней диавольских Канон, подобно стихирам, почти весь заимствован из службы преподобному Никандру, но есть и незаимствования. Таким является, например, 3-й тропарь 3-й песни: «Столп крепости был еси...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Добро пожаловаться В ходе проводимой Патриархом Кириллом реформы церковного управления в Московской патриархии появилась Контрольно-аналитическая служба, которую возглавил заместитель управляющего делами Патриархии игумен Савва (Тутунов). О том, чем занимается Служба и почему ее в блогах сравнивают с инквизицией, отец Савва рассказал обозревателю «Известий» Борису Клину. 16 августа, 2010 В ходе проводимой Патриархом Кириллом реформы церковного управления в Московской патриархии появилась Контрольно-аналитическая служба, которую возглавил заместитель управляющего делами Патриархии игумен Савва (Тутунов). О том, чем занимается Служба и почему ее в блогах сравнивают с инквизицией, отец Савва рассказал обозревателю «Известий» Борису Клину. В ходе проводимой Патриархом Кириллом реформы церковного управления в Московской патриархии появилась Контрольно-аналитическая служба, которую возглавил заместитель управляющего делами Патриархии игумен Савва (Тутунов). О том, чем занимается Служба и почему ее в блогах сравнивают с инквизицией, отец Савва рассказал обозревателю « Известий » Борису Клину. Известия: Как математик из Франции стал «Патриаршим оком» в России? Игумен Савва: Я родился во Франции в 1978 году. Мама родилась во Франции в эмигрантской семье. Ее отец после революции покинул Россию в возрасте около 10 лет. Бабушка из той же среды. Однако мои родители познакомились в СССР, куда мама приезжала по работе. Здесь они и поженились, потом переехали во Францию. Семья наша верующая, я с детства ходил в храм, прислуживал в алтаре. После школы поступил в университет, изучал математику, получил диплом licence. В 1999 году решил поехать учиться в Московскую духовную семинарию. Затем учился в академии, принял монашеский постриг, работал в ОВЦС (Отдел внешних церковных связей. — «Известия»), преподавал в академии. Известия: Приехав в Россию, долго здесь осваивались? Игумен Савва: До поступления в семинарию я приезжал в Москву каждый год на два-три месяца. У меня здесь по отцовской линии бабушка и дедушка. Так что шока не было. Тем более что дома у нас говорили только по-русски.

http://pravmir.ru/dobro-pozhalovatsya/

На сайте Милосердие.ru появилась возможность оформления регулярных пожертвований на церковные благотворительные проекты с помощью банковских карт 14 октября 2014 г. 12:31 Православная служба помощи «Милосердие» организовала возможность оформления регулярных перечислений с помощью банковских карт на церковные благотворительные проекты. Для того чтобы воспользоваться новой услугой, достаточно нажать кнопку «Оформить регулярное пожертвование» и определиться с тем, как часто и какую сумму жертвовать на нужды службы. Остается ввести личные данные и номер банковской карты. Возможность оформить регулярное пожертвование на странице сайта православной службы http://www.miloserdie.ru/friends/donate1/ позволит прогнозировать объем перечислений на нужды службы и, следовательно, системно развивать социальные проекты службы, полагает Владлена Калашникова, руководитель отдела благотворительных программ службы помощи «Милосердие». Только за первые 10 дней работы новой услуги на сайте службы 151 человек оформил регулярные пожертвования на общую сумму 122 971 рубль. Мнение В. Калашниковой разделяет председатель совета Ассоциации фандрайзеров России Татьяна Задирако: «Возможность оформления регулярных пожертвований — это очень важная часть развития благотворительного сектора, направленная на развитие системной и долгосрочной деятельности некоммерческих организаций. Именно с их помощью российские НКО смогут прийти к разветвленной сети направлений помощи различным категориям нуждающихся». Служба «Милосердие» на 70% финансируется благодаря частным пожертвованиям. С появлением возможности оформить регулярные платежи на сайте Милосердие.ru в службе надеются не только укрепить отношения с уже имеющимися жертвователями, но и приобрести новых постоянных благотворителей. В службе уверены, что услуга будет пользоваться популярностью: на сегодня в «Милосердии» зарегистрировано 4584 друзей милосердия — неравнодушных людей, которые стремятся регулярно поддерживать проекты службы. Новая услуга упростит им жизнь и позволит не забывать о принятом однажды решении поддерживать службу помощи. Православная служба помощи «Милосердие» — это 24 социальных проекта, среди которых детская выездная паллиативная служба, кризисный центр «Дом для мамы», служба помощи бездомным, богадельня для одиноких стариков и др. Православная служба помощи «Милосердие»/ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3791536.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Волонтеры-ремонтники начали обучение на бесплатных церковных курсах 2 мин., 22.04.2024 21 апреля 2024 года на подворье храма преподобного Серафима Саровского в Раеве открылись курсы для добровольцев-строителей Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви, которые затем поедут восстанавливать частные дома нуждающихся в Мариуполе. Фото: Мария Лурье/пресс-служба Синодального отдела по благотворительности В открытии приняли участие 73 человека. Будущие добровольцы-ремонтники отработали навыки установки крыши на деревянном срубе, сообщает пресс-служба Синодального отдела по благотворительности. Фото: Мария Лурье/пресс-служба Синодального отдела по благотворительности – Помощь нужна людям, которые потеряли свое жилье. Очень трудно, когда нет дома, когда скитаешься, живешь у соседей, когда протекает крыша. Очень рад, что вы хотите помочь и готовы поехать туда, оставив свои дела, – обратился к будущим волонтерам председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. Перед началом курсов владыка Пантелеимон совершил молебен на начало доброго дела. Фото: Мария Лурье/пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Обучение на курсах будет продолжаться в течение трех дней. Участников разделят на группы по 8-15 человек. Ближайшее занятие первой группы состоится 23 апреля в 19:00 на территории храма преподобного Серафима Саровского. В рамках занятий участники получат необходимые теоретические знания и практические навыки: изучат виды конструкций деревянной крыши, научатся устанавливать стропила, пользоваться инструментом. Фото: Мария Лурье/пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Для записи на курсы необходимо заполнить анкету или позвонить по телефону горячей линии Синодального отдела по благотворительности: 8 (800) 70-70-222. Перед записью на курсы волонтерам рекомендуется узнать у лечащего врача об отсутствии противопоказаний к участию в ремонтных работах. Фото: Мария Лурье/пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Сообщается, что с марта 2023 года в рамках проекта Синодального отдела по благотворительности в Мариуполь съездили свыше 780 волонтеров из более 70 городов России, которые восстановили более 200 частных домов. Новые смены добровольцев Русской Православной Церкви выезжают каждую неделю. Помогают волонтеры самым нуждающимся: пожилым, матерям-одиночкам, инвалидам, многодетным. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/volontery-remontniki-nach...

Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесятницы. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих 92 , в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся – явить в полной мере свою к ним братскую любовь. В эти две вселенские субботы по церковному Уставу совсем оставляются службы минеи, а чествование в тот день случившихся святых, хотя бы то и святого с полиелеем 93 или даже с бдением 94 , равным образом и отдание Сретения, переносится на иной день, а в субботу непременно совершается вся служба заупокой, весьма умилительная и трогательная, исключительная по своему содержанию, нарочито только для этих двух дней составленная. Даже в том случае, когда в одну из этих суббот случится храмовой праздник, или в субботу мясопустную праздник Сретения, служба заупокой не отменяется; она только переносится в гробницу, т. е. в усыпальницу 95 , если таковая есть, где и совершается исключительно только эта служба – без всяких праздничных добавлений. Если же особой усыпальницы нет, то служба за упокой переносится на предшествующую субботу или на предшествующий четверток, так как празднование храма и двунадесятого праздника неотменно должно совершаться в этот день. СЛУЖБА СУББОТ МЯСОПУСТНОЙ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Нарочитая заупокойная служба одна и та же для обеих родительских суббот. Частично она дополняется заупокойными песнопениями рядового гласа октоиха, для субботы Пятидесятницы всегда шестого. Лишь светильны, да на хвалитех по 4 стихиры особые для каждой субботы. Особенно выразительна четвертая хвалитная стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!». Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это как обоснование самой молитвы нашей за усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

У Синодальному з пройшла донорська на користь хворих 8 серпня 2014 р. 12:37 96 человек стали донорами 7 августа 2014 года на акции сдачи крови в пользу онкогематологических больных — пациентов Гематологического научного центра (ГНЦ). Это рекорд для традиционных донорских акций, которые православная служба помощи «Милосердие» проводит совместно с ГНЦ и Межрегиональной общественной организацией «Мост милосердия». Акция прошла в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению в Москве. «Мы рады, что с каждым разом количество желающих принять участие в акции растет, — говорит координатор добровольцев службы " Милосердие " Галина Ляшецкая. — Учитывая, что сейчас в разгаре сезон отпусков, особенно важно внимание людей к проблемам тяжелобольных людей, которые просто не выживут без донорской крови». Организаторы отмечают, что среди участников преобладали молодые люди и девушки, которые узнали об акции в московских храмах — это говорит о том, что в московских храмах становится все больше активной молодежи. Вся собранная на акции кровь будет направлена пациентам ГНЦ, в первую очередь, тем, кто в настоящее время проходит курсы химиотерапии. В среднем пациенту нужно 6 порций крови от разных доноров, чтобы восполнить количество всех компонентов крови после одного курса химиотерапии. На сегодня в Гематологическом научном центре лечение проходят порядка 300 онкобольных, 46 из них требуется срочное переливание крови. Служба добровольцев «Милосердие» — это крупнейшая добровольческая служба в Москве, насчитывающая более 1500 активных добровольцев, задействованных в проектах православной службы помощи «Милосердие». Добровольцы также помогают одиноким пациентам в московских больницах, в том числе в ГНЦ. Служба добровольцев — один из 24 социальных проектов службы помощи «Милосердие», среди подопечных которой: одинокие старики и инвалиды, сироты, тяжелобольные люди, бездомных. В год служба оказывает помощь более 40 тысячам человек. Православная служба помощи «Милосердие» /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3701388...

Он имеет небольшой объем, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX в. акафисты создаются и распространяются в машинописных копиях очень активно. Возобновление церковного книгоиздания 1. Введение После того, как Московская патриархия получила возможность (пусть и ограниченную) осуществлять издательскую деятельность, тексты, которые прежде распространялись в машинописных копиях, получили шанс быть напечатанными. В первые послевоенные годы архиереям иногда удавалось печатать какие-то тексты в местных типографиях. В 1948 г. под давлением властей Синод постановил «не печатать на местах воззваний, акафистов и других изданий без предварительного представления Священному Синоду» 28 . Из указа Синода вроде бы следует, что где-то предпринимались попытки напечатать какие-то акафисты. Но нам известна лишь одна церковная служба, изданная таким образом. Это служба святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому (причислен к лику святых в 1916 году), напечатанная в 1947 году Новосибирске. 2. Первый минейный текст, изданный Московской патриархией Первым богослужебным текстом, изданным Московской патриархией после изменения церковно-государственных отношений, стала «Служба всем святым в Земле Российской просиявшим» Первый вариант этой службы был составлен в начале XVI века иноком Григорием из суздальского Спасо-Евфимиева монатыря. Напечатана она была в Гродно в 1786 году. Широкого распространения эта служба не получила и к началу XX Служба на этот день была списана смиренным иноком Григорием в обители Евфимия Суздальского. Известны два издания этой службы: Ставропигии Гродненской, второе с прежде печатанной в Кракове року 7294 и в Ставропигии Супрасльской. Таким образом, составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Многолетие Великаго Господина и Отца нашего ( имярек ), Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси [и господина нашего (высоко)преосвященнейшаго ( имярек ), митрополита или (архи)епископа ( титул )], отцев наших духовных и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета. Господи, помилуй. ( Трижды .) Необходимые пояснения Воскресная служба – это суточный круг богослужений воскресного дня, который состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и часов. Каждая служба также делится еще и на изменяемые и неизменяемые части. Неизменяемые части службы (например, псалом 103 и «Свете тихий» на вечерне, шестопсалмие на утрене) содержатся в Часослове (сборнике молитвословий и псалмов применительно к определенному времени богослужения) и Следованной Псалтири (Псалтирь в соединении с Часословом). Изменяемые части – стихиры, каноны и т.п. – в Октоихе (в переводе с греческого – «осьмогласник», восемь голосов, так как церковные песнопения разделяются на восемь гласов, или напевов. Каждый глас употребляется в течение одной седмицы, на каждый глас существует полная недельная служба, то есть на каждый день седмицы для каждого гласа существуют свои собственные стихиры, каноны и проч.). Воскресная служба 6го гласа для вычитывания ее теми, кто не смог по какому-либо случаю быть в храме, всегда помещается в Следованной Псалтири и канонниках, но так как эти богослужебные книги рассчитаны на людей, знающих церковный Устав, там изменяемая и неизменяемая части службы печатаются раздельно и не сопровождаются никакими пояснениями. В нашей книге дается текст воскресной службы также 6го гласа (шестой глас самый простой в исполнении – это распев общеизвестной стихиры «Царю Небесный») и все части службы соединены в одно последование, что позволяет пользоваться ею независимо от знания Устава. Эта воскресная служба составлена в соответствии с 7й главой Типикона (церковного Устава) «идеже бдение не бывает» («когда не бывает всенощного бдения»), хотя в храмах большей частью совершается всенощное бдение, т.е. соединение великой вечерни и утрени в одно продолжительное последование. Но в домашних условиях вычитывать его целиком за один субботний вечер было бы затруднительно, поэтому мы печатаем все службы по отдельности, чтобы было возможно, как это и указано в Уставе, в субботу вечером прочитывать вечерню и повечерие, а утром – полунощницу, утреню и часы. В случае необходимости можно утреню также вычитать с вечера.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010