“Ибо от произволения каждого зависело не оставаться бесчувственным к дару Творца, но представить себя благости Подателя,” – поучает блаженный Феофилакт. В первую очередь она была услышана жившими верою в грядущего Мессию ветхозаветными праведниками, которые “умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле” ( Евр.11:13 ). Проповедь “находившимся в темнице духам” завершилась изведением их из ада и введением в рай. “Сущим во аде Христос благовести: дерзайте, глаголя, ныне победих. Аз есмь Воскресение. Аз вы возведу, разрушив смертные врата” (служба воскресная, 3го гласа, стихира на Господи воззвах). Изведение из ада ветхозаветных праведников могло совершиться лишь в результате той победы над грехом и отцом греха и зла дьяволом, которая была одержана Иисусом Христом на Кресте, когда Он Своей смертью упразднил имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавил тех, которые были рабами греха и смерти ( Евр.2:14-15 ). Особое место среди ветхозаветных праотцев, выведенных из ада, занимает Адам. Имя его часто вспоминается в богослужебных песнопениях, говорящих о схождении Христа во ад. И на иконах, посвящённых этой теме, Адам стоит на первом месте. На некоторых иконах Иисус Христос за руку выводит его из адской темницы. И это не случайно – первый из согрешивших, – он первым выходит из ада. Образ его даётся как образ отца всех живущих на земле, через которого “грех вошёл в мир и с грехом смерть” ( Рим.5:12 ). Он изображается в церковных песнопениях, как образ всего падшего человечества, и освобождение его от адских уз знаменует собою обновление всего человеческого рода и восстановление в человеке первозданного образа Божия. Это значит, что сошествие Христа во ад имело значение не только для ветхозаветных праведников, но и для всего человеческого рода, которому этим был открыт путь к освобождению от греха и смерти, к обожению. “Низложил еси сильные, распныйся Всесильне, и иже низу лежащее во адове твердыне естество человеческое на Отчем посадил еси престоле” (воскресный канон, 2го гласа).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Ах, как жалки те братия и сестры, которые не научились еще веровать искренно в Господа и от всего сердца, с упованием твердым призывать Его и спасаться Им! У них нет самого верного Помощника, Заступника, Избавителя, самого верного врачевства душевного, оружия приснопобеждающего 54 . Да познают Тебя, всесвятый Господи Иисусе, все люди и племена от востока солнца до запада и да спасутся Тобою. Ей, аминь. 30 августа. Если ты не раздражаешься на ближнего, просящего у тебя милостыни малой или большой, материальной или духовной или ходатайственной, хотя бы он приходил к тебе и часто, хотя бы у тебя было и много просящих милости, и сохраняешь кроткое и спокойное расположение духа и творишь ему милость и снисхождение, то, значит, ты любишь ближнего и отрекся низкого самолюбия, корыстолюбия, а если раздражаешься, выходишь из себя, то ты низкий самолюбец и не распял еще плоти своей со страстями и похотями. Священники – носители дела Христова, власти Его, дела примирения людей с Богом, пакибытия их, сыноположения, или сынотворения, просвещения, освящения, обновления, обожения. Велико лицо священника, велико дело его, и достоин он великой любви за дело свое. Просим вас... почитать священников преимущественно с любовью за дело их, – говорит верующим апостол Павел [ 1Фес.5:13 ]. На ночь не ешь и не пей дома или в гостях и всячески уклоняйся от излишества в пище и питье и не давай ненужной работы организму твоему; в противном случае лишишь себя бодрости, здравия и легкости и не будешь иметь хорошего, крепкого, спокойного сна. 31 августа 1893 г. Чудная, величественная, Божественная на земле служба – литургия, это воспоминательное и совершительное, благодарственное, таинственное Господу Богу служение. В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители, но и небесные чины Ангельские и все святые Божии угодники, живущие на небесах, и приемлют от нее пользу и умершие наши, или преисподние 55 (на ней всякое колено поклоняется Господу Вседержителю небесных, земных и преисподних [ Флп.2:10 ]), как это видно из самого содержания литургии и предварительной ее части – проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богослужение этой седмицы по своему характеру ближе стоит к великопостному, чем богослужение двух первых седмиц. Выдающуюся особенность его составляет чтение в конце каждого суточного богослужения, начиная с вечера вторника сырной седмицы, молитвы св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего» – с великими поклонами, как и на великопостном богослужении. В среду и пятницу этой недели не положено, по церковному уставу, совершать ни полной литургии св. Иоанна Златоуста , ни литургии Преждеосвященных Даров. Запрещением вкушения мясной пищи полагается начало умершвления нашей плоти. В воскресенье сырной недели на литургии читается Евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения грехов наших, о нелицемерном посте и о необходимости заботиться не о приобретении земных сокровищ тленных и скоропреходящих, а небесных – неветшающих и вечных. При этом вся церковная служба этого воскресенья посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая за невоздержание и сладострастие. Пост – время, по преимуществу предназначенное для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и испросили прощения их у Бога. Достигнуть же этого можно только при условии нашей искренней и сердечной любви к Богу. Любовь же наша к Богу является тогда только совершенной, когда мы любим и всех тех, на кого простирается любовь Божия, т.е., когда мы любим наших ближних. «Кто говорит, – пишет св. ап. Иоанн Богослов, – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может, любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Вот почему испрашивая у Бога прощения себе грехов, мы по заповеди Христовой, должны сами прежде простить тем, которые чем-либо провинились перед ними или чем либо обидели, оскорбили нас, Если вы, – слышим мы в Евангельском чтении этой последней приготовительной недели к Великому посту, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный. А если не будете прощать людям, согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

В Великий Четверг на Литургии читается длинное составное (состоящее из нескольких отрывков) Евангелие, которое повествует о событиях этого дня — здесь и планы первосвященников убить Христа, умовение Спасителем ног учеников, Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, арест Спасителя… Что из этого наиболее важное? Какие таинства Церкви устанавливает Господь в этот день? Рассказывает священник Антоний Борисов : 12 Евангелий Страстного четверга Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия. Читать далее... Евангелие Великой пятницы Страстной седмицы Литургия в этот день не совершается; обратимся к евангельским отрывкам, которые читаются на Вечерне. Евангелие от Матфея 27:1-44 1  Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,  4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5  И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6  Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.  7  Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;  8  посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10  и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

В заключение — несколько слов о «Журнале Московской Патриархии». В нынешнем году среди наиболее заметных событий в области церковных коммуникаций следует назвать выпуск этого издания в обновленном виде. Это наш с вами официальный печатный орган, и он призван быть действенным инструментом в осуществлении информационной политики Церкви. В последнее время редакция старейшего журнала Московского Патриархата предприняла ряд безусловно важных мер по развитию издания: журнал выходит в новом формате, он стал более оперативным, ориентируется на публикации, полезные прежде всего приходскому духовенству. Значительно расширен круг авторов. Журнал впервые в своей истории вошел в столичную систему розничного распространения печатной прессы. По многолетней и неискоренимой традиции Патриарх как правящий епископ Москвы с трибуны Епархиального собрания констатирует недостаточный интерес столичных приходов к подписке на «Журнал Московской Патриархии» и призывает отцов настоятелей проявить сознательность в деле распространения и поддержания главного издания нашей Церкви. Делаю это сегодня и я, в надежде быть, наконец, услышанным всеми без исключения отцами настоятелями, присутствующими в этом зале. Социальная деятельность Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду. Данным обстоятельством обусловливается то важнейшее значение, которое придают в Московском Патриархате вопросу активизации социальной работы. Ибо в первую очередь к Церкви обращено речение Господне: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

В таком случае непременная обязанность каждого христианина – восстановить в себе разоренный храм Божий и снова стяжать себе Духа Святого и Его благодатью обновлять и украшать в себе постоянное Ему жилище. Святая Церковь , празднуя обновление и освящение храма вещественного, обращает нашу мысль от сего храма, созданного руками человеческими, к нерукотворенному, духовному храму, которым мы должны быть навсегда. К себе восходи, выражает песнь церковная, человече! Буди нов, вместо ветхого, и души празднуй обновления, дóндеже время жития, да обновляется тебе всякого жития путь. (служба 13 сентября). Средства к этому с нашей стороны: 1) истинная, живая, твердая и непоколебимая вера в Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что верою Христос, по Апостолу, вселяется в сердца наши; 2) любовь к Богу всецелая, от всего сердца и от всей души. Кто любит Бога и Христа более всего, к тому Сам Бог триединый приходит и вселяется в нем, по уверению вечной Истины: любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ), аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); 3) любовь к ближнему искренняя, нелицемерная, основанная на любви к Богу. Наперсник Христов говорит: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает и любы Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:12 ); 4) соблюдение заповедей Божиих и непорочное в них хождение. Ибо исполнение заповедей Господних есть самое верное, опытное доказательство любви нашей к Богу и блаженного общения нашего с Ним. Соблюдающий заповеди Его – Иисуса Христа, в Нем пребывает и Той в нем; 5) средство к возобновлению и благоукрашению внутреннего нашего храма в жилище Святому Духу есть соблюдение себя от всякой скверны плоти и духа. Всякая скверна духа, т.е. порочные мысли, нечистые пожелания и движения сердца, гнилые, срамные и отвратительные, ругательные слова, вносящие растление во все: в слух и в сердце, и в душу и тело, и в дом, и на улицу и, с ними соединенные, беззаконные плотские дела крайне оскорбляют Духа Святого, живущего в христианах: скверна плотская совершенно угашает в них Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В твоем же лице пусть духовенство видит не своенравного господина, один грозный вид которого повергает в трепет, а доброго, внимательного наставника, который с отеческой любовью и заботой, а если необходимо — и с мудрой строгостью надзирает за вверенной ему паствой, вразумляя заблудших. Всем нам предстоит еще много потрудиться для развития христианского просвещения, которое не может ограничиваться лишь проповедью с амвона. Различные образовательные проекты, деятельность воскресных школ, катехизическая работа должны стать органичной и неотъемлемой частью приходской жизни. Наша главная задача состоит в том, чтобы воспитать в людях сознательное отношение к своей вере. Твердое знание истин Православия убережет пасомых от суеверий, от ложного понимания церковного учения, будет способствовать их духовному возрастанию, укреплению в добродетели. Не забывай о служении милосердия. Поддержка немощных, страждущих, обездоленных, тех, кто нуждается в заботе, да будет одним из важных направлений епархиальной работы. Должное устроение новообразованной Алатырской епархии потребует от тебя всех твоих сил, способностей и самоотречения. Но не думай, что, опираясь лишь на самого себя, на свои знания, умения, опыт, ты сможешь осуществить задуманное. Возложи твое упование на Бога, в горячей молитве испрашивай у Него все необходимое, и Промыслитель всяческих не посрамит твоей надежды. Итак, на пути к Царствию Небесному, куда тебе надлежит вести клир и паству, будь тверд и мужествен, не бойся и не страшись, ибо Господь Бог Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя, и не оставит тебя (см. Втор. 31:6). Он не оставил Свой народ избранный в странствовании к Земле обетованной, не оставит и тебя с твоим народом. С таким напутствием прими видимый знак епископской власти и «жезл сей возьми в руку твою» (Исх. 4:17). А теперь преподай благословение предстоящим людям, принявшим молитвенное соучастие в твоей хиротонии. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/2627436.ht...

Все эти простые и бесспорные вещи нужно помнить, когда мы подходим к объяснению центрального христианского богослужения – Божественной литургии. Таинствотаинств. Для всех, от имени всех, всеми Нет для христиан ничего более святого и сокровенного, чем служба, которая издревле называется Божественной литургией и которую завещал Сам Христос, установивший ее в ночь, когда Он предан был в руки врагов. В ту ночь, когда евреи совершали свой праздник Пасхи – воспоминание об избавлении от египетского рабства, – Христос, по рассказу евангелиста, послал двух учеников приготовить горницу большую, устланную ( Мк.14:15 ). Они сделали, как Он сказал, и приготовили пасху. А одним из главных обрядов, совершавшихся той ночью в каждом еврейском доме, была молитва благодарения, которая произносилась главой семейства над хлебом и чашей вина. Этот обряд и исполнил Христос. По словам евангелиста Луки, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания... И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою... И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сиеесть тело Мое, которое за вас предается Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:14–15,17,20 ). Сиетворите в Мое воспоминание ( Лк.22:20 ). И вот с тех пор никогда не переставали христиане, сходясь вместе на собраниях Церкви, приобщаться Тела Христова под видом хлеба и Крови Его под видом вина. Было время, когда они не имели общепризнанной записи учения Христа и апостолов, т.е. Четвероевангелия. Было время, когда они, преследуемые Римской империей, не имели храмов, когда не существовало ни икон, ни богословских трактатов, ни христианских школ – всего того, без чего немыслима теперь Церковь и церковная жизнь. Но в истории христиан не было с той единственной ночи такого времени, когда не собирались бы они совершать в воспоминание о ней службу приношения хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Управляющий Овручской епархией обратился в полицию из-за угроз священникам 15.04.2022 14 апреля 2022 года митрополит Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович) направил председателю Житомирской обладминистрации, начальнику облуправления Национальной полиции и депутатам местных советов открытое письмо. Текст обращения разместили на сайте Овручской епархии . Еще 28 марта 2022 года из управления Овручской епархии Украинской Православной Церкви неизвестные вывезли богослужебные и церковные книги на церковнославянском и русском языках, воспользовавшись отсутствием митрополита. Литературу они изъяли в присутствии полиции. Владыка подчеркнул, что книги приобретены по просьбе и на пожертвования верующих. Митрополит Виссарион призвал всех причастных покаяться и вернуть книги обратно в епархиальное управление. Он добавил: «Эти люди совершили безнравственный греховный поступок, который является вызовом Богу и нашим верующим». Владыка сообщил, что такие же акции и угрозы священникам зафиксированы в городе Радомышль, в селах Рыжаны, Першотравневое, Иршанск, Селец, Девошин, Небеж, Грушки. Митрополит добавил: «Такими действиями хотят священников заставить перейти в ПЦУ ». В заключение владыка напомнил слова из 2-го послания к коринфянам: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» и процитировал Евангелие от Матфея: «Бог воздаст каждому по делам его». Письмо архиерея подписали духовенство и миряне Овручской епархии УПЦ. Пресс-служба Овручской епархии прокомментировала обращение митрополита Виссариона: «Местным властям, выступающим против УПЦ, напоминаем: Украинская Православная Церковь административно и финансово независима; согласно уставу Церкви люди, не являющиеся членами прихода, не имеют права решать вопросы внутреннего уклада жизни общины. Это прямое вмешательство в церковные дела, нарушение Конституции Украины и дискриминация верующих». Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.04.2022 21:10:42

http://drevo-info.ru/news/28054.html

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Те же слова мы повторяем каждое утро в молитве Василия Великого: «Господи Вседержителю, … Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение…» (5-я молитва утреннего правила). Богослужение должно отображать свой объект, значит служение неизменяемому Богу должно быть неизменно по своей природе. Но и как БогоСЛУЖЕНИЕ оно требует единства. Вспомним уже упоминавшийся выше греческий глагол «служить», λειτουργεω, который дал название православной церковной службе. Этимологически этот глагол происходит от существительного λαος (в транслитерации «лаос») – «народ, община». Служение можно совершать лишь вместе, всем народом Божиим, всей Церковью. Есть такая народная этимология слова Церковь – от слов «Царь» (здесь, конечно, подразумевается Царь царей, Иисус Христос) и «ковать», т. е. оно означает «скованные (воедино) Христом». В данном случае совершенно неважно, отражает ли она истинное происхождение слова, или это просто удачное совпадение, важно то, что она правильно отражает суть того, чем является Церковь – как мы ее характеризуем в Символе Веры – «единая, святая, соборная и апостольская». При этом единство Церкви вовсе не ограничено лишь вселенскими, пространственными рамками. Одно из наиболее часто повторяемых в Православии окончаний молитв: «ныне, и присно, и во веки веков», – означает «сейчас, и во все времена, и в надвременной вечности» и указывает на то, что Церковь едина и во времени. Православные христиане всех эпох молятся и служат вместе – вечному и неизменному Богу служит вечная и неизменная Церковь: «Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф 4:5-6). Таким образом, было бы весьма странно, если бы при этом в какую-то эпоху служба и молитва совершались бы совсем иначе, чем в другую. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуда 3, курсив автора).

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010