Вы о тех... думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это: доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, – и сие чувство храните... и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет. Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть – и почитайте (8, с. 198–199). 40 ...устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 45 ...сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. 47 ...славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. 50 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 51 Это подробно раскрыто в брошюре еп. Феофана «Семь слов в Недели, приготовительные к посту». М., 1902 (9, с. 139). 53 Уклонение может быть на десную сторону и на шуюю (направо и налево). Первое есть ревность не по разуму, второе – леность (9, с. 144). 57 ...и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души. 65 Утвердившиеся во внутренней жизни сильны на то, но прописываемое по временам удаление от мира, или уединение, и им необходимо (10, с. 99, сноска 2). 66 У нас обычно говение ведется неделю или шесть дней- и достаточно. Временное удаление от мира требует прекращения житейских дел и сношений. У нас всего удобнее, особенно если говение предпринимается не в пост, наряду с другими, – удалиться в какую-либо благоустроенную обитель. Там легче забыть все и заняться только делом спасения: ибо для возгревания духа необходимы и церковная служба, и душеполезное чтение, и назидательная беседа. Строгое одиночество, даже временное, тому, кто еще не умеет править своим внутренним, неполезно (10, с. 100, сноска 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

День схождения Святого Духа стал подлинным днем рождения Христовой Церкви: в этот день апостолы впервые отбросили опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира. Согласно книге Деяний, в первый же день этой дерзновенной проповеди около трех тысяч человек приняли Крещение во имя Иисуса Христа ( Деян.2:41 ). С этого дня Церковь Христова непрерывно росла и утверждалась, в первую очередь укрепляемая благодатью Святого Духа. Учение Церкви о Христе приобрело прочное благодатное основание, по словам Спасителя: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Праздник Пятидесятницы высоко чтился апостолами и другими учениками, но скорее как праздник иудейский, праздник жатвы. Апостол Павел во время своих путешествий не забывал о празднике и старался быть в Иерусалиме в этот день ( Деян.20:16 ; 1Кор.16:8 ; некоторые церковные писатели — святитель Епифаний Кипрский , блаженный Августин — видели здесь указание на христианское празднование Пятидесятницы). В христианских источниках до IV в. термин «Пятидесятница» обычно употребляется в одном из двух значений — 50-дневного праздничного периода после Пасхи или праздника последнего дня этого периода. К сожалению, подлинность многих источников с такими указаниями сомнительна; несомненных свидетельств о праздновании Пятидесятницы в древней Церкви насчитывается не так много. Так, в сочинении «Вопросы и ответы о Церкви» Псевдо-Иустина есть цитата из неизвестного творения церковного автора II в. блаженного Иринея Лионского : «От времен апостолов ведет начало этот обычай [непреклонения колен в день воскресный], как говорит блаженный Ириней, мученик и епископ Лионский, в книге о Пасхе, где он упоминает также о Пятидесятнице, в которую не преклоняем колен, так как она одного значения с днем воскресным» 4 . Подлинность цитаты справедливо подвергается сомнениям, в частности, по причине неясности ее окончания (принадлежат ли епископу Лионскому слова об одинаковом значении Пятидесятницы и воскресного дня).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т.е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т.е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т.е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Духовная жизнь в Церкви и деньги Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Духовная жизнь в Церкви и деньги Размышления священнослужителя Протоиерей Владимир Сушков   03.07.2008 365 Время на чтение 6 минут " Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания " (Мф. 10: 8-10) " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их, и распудит овцы: а наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах " . (Ин. 10: 11-13) Три года назад, выступая на ежегодном Епархиальном собрании Московского клира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на опаснейшую тенденцию " коммерциализации " Церкви и уподобил храмы, торгующие " церковными услугами " , коммерческим фирмам. " Ничто так не отторгает от веры людей,- подчеркнул он, - как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом " . Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что " материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное " и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать " церковными услугами " . Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал " тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления " . Проблема обращения благодатного дара священства в средство наживы явилась в Церкви с самых давних времен. Уже в " Деяниях апостолов " описывается, как Симон волхв, " увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:18-20). И услышал в ответ строгое прещение апостола Петра: " серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом " (Деян.8:20,21). От этого случая посвящение в священный сан за деньги (прямо или косвенно - через " пожертвование на храм " ) получило в Церкви название " симонии " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/03/...

Евангелие на литургии – Матфея, зачало 108 ( Мф. 26:6–17 ). В нем рассказ об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена вся служба великой среды. Порядок событий шел таким образом. Когда Господь беседовал с учениками на горе Елеонской, первосвященники, книжники и старейшины народа, т. е. вся еврейская знать, собрались на совет к первосвященнику Каиафе. Здесь окончательно положили они взять Иисуса хитростью и убить, но лишь не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Иисус с горы Елеонской удалился в Вифанию. Здесь вошел Он в дом Симона прокаженного (страдавшего прежде проказой) и возлежал. Пришла женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. Ученики вознегодовали на эту, по их мнению, бесполезную трату. «Можно бы было, – рассуждали они, – продать это миро за большую цену и раздать нищим». Но Иисус вполне оправдал эту женщину. «Нищие всегда будут при вас, с– казал Он, – а Я не всегда. Она, возлив миро на Мою голову, приготовила Меня к погребению». Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот 272 , пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы мне дадите, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников 273 . И с того времени он искал удобного случая предать Его. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. Поэтому тут есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание. Именно, часы перед литургией оканчиваются не как обыкновенно, а как великие повечерия, т. е. вместо «отпуска» иерей читает над преклонившимся до земли народом молитву: «Владыко многомилостиве» и пр. Затем он сам испрашивает прощение во всем, в чем согрешил пред кем-либо во всю свою жизнь и во всю святую Четыредесятницу: словом, делом, мыслью и всеми своими чувствами. На литургии оканчиваются великие поклоны, оканчиваются также кафизмы как на утрени, так на часах и на вечерни. Повечерие в великую среду (и в следующие дни) малое. С трипесницем, который читается на этом повечерии, начинается уже воспоминание собственно принадлежащее Великому четвергу: о Пасхе, совершенной Спасителем, тайной вечери, о предательстве Иуды и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Епархиальное собрание предостерегает тех, кто пытается, пользуясь обеспокоенностью людей, внести в церковную среду разделения, посеять панические настроения среди верующих. Такая деятельность является греховной. Имея перед мысленным взором свидетельства Священного Писания о последних временах, Епархиальное собрание призывает помнить, что принятие каких-либо внешних знаков или процедур не может восприниматься как «печать антихриста», если оно не сопровождается сознательным отпадением от Христа и Его Церкви. 11. Выражая признательность Святейшему Патриарху Кириллу за добрые слова в адрес столичных клириков, московское духовенство одобряет меры, способствующие сохранению на высоком уровне пастырской деятельности клириков Москвы. Епархиальное собрание также с готовностью принимает к исполнению Первосвятительские указания о необходимости поддержания в храмах дружелюбной и доброжелательной обстановки. Клир Москвы разделяет заботу Его Святейшества о том, чтобы каждому приходящему в храм за утешением или пастырским словом всегда уделялось доброе внимание. Просветительская деятельность как среди прихожан, так и среди тех, кто еще не приобщен к церковной жизни, должна оставаться в числе приоритетных для духовенства. Особой мудрости, терпения и деликатности требует пастырская работа с подростками. Необходима также выработка системных подходов к окормлению студенчества. 12. С упованием на милость Божию чада Христовой Церкви Первопрестольного града да хранят верность Господу Иисусу и в бодрости духа следуют своему призванию — в молитве, в служении, в братолюбии. Пусть никто не колеблется смущением и тревогой, взирая на козни «мироправителей тьмы века сего духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Ибо «если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:31-34). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5874853.ht...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Итак, мы видим, что во всех этих фрагментах ключевое место занимает действие Святого Духа. В самом деле, как мы ни будем стараться приобщиться к ангельской божественной, чистой жизни, наполненной настоящей любовью, у нас ничего не выйдет без Святого Духа, потому что источник любви, лежит не в человеке, а в Боге. Таким образом, достоинство и смысл существования человека проявляется в его способности довериться Богу и принять в себя Дух Святой. Потому, что нас преображает не формальная сторона веры, не ее инструменты — служба, молитвы, посты, чтение, пение или иконы, а только то, ради чего они созданы – стяжание преображающего нас Духа. Как же сформировалась необыкновенная душа Девы Марии? Часть Ее души была создана поколениями боголюбивого народа, сумевшего взрастить в своих недрах такую смирную и духовно чуткую девицу. Часть Ее души сформировало ее служение в Иерусалимском храме — от младенчества до отрочества. Остальное – Ее  собственная заслуга и плод Ее собственных усилий. Главное качество души Богородицы  – Ее бесконечное доверие Богу. Доверив Свою душу Богу, Она позволила Ему действовать внутри Себя и изменять ее так, как это было угодно Богу. Обратим внимание: человек разрешил Богу действовать в себе и работать вместе с Богом. Пожалуй, в этом доверии Богу и в желании жить и трудиться в Боге и есть самая главная заслуга Богородицы, сделавшая Ее не только лучшей из людей, но превзошедшей ангелов. А теперь посмотрим на себя. Разве для нас событие — есть ли у нас на сердце Святой Дух или Его там нет?  Нет, для большинства это не событие. Почти все мы живем не Духом, а своей волей и собственным умом, далеким от мудрости Божией. Мы не позволяем Духу войти в нас. Мы даже не понимаем, зачем Ему быть с нами. В этом трагедия всей нашей жизни. Для мирских — это любить Бога и не желать быть с Ним вместе. Для церковных — быть с Ним вместе и не любить Его.

http://pravmir.ru/s-dnem-tvoreniya-novog...

И пошел с русскими в церковь , и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И минувшю лту, в лто 6496, иде Володимеръ съ вои на Корсунь, град гречьский, и затворишася корсуняне въ град. И ста Володимеръ об онъ полъ города в лимени, дали града стрлище едино, и боряхуся крпко изъ града. Володимеръ же обьстоя градъ, изнемогаху въ град людье, и рече Володимеръ къ гражаномъ: «Аще ся не вдасте, имамъ стояти и за 3 лта». Они же не послушаша того, Володимеръ же изряди воа своа, и повел приспу сыпати къ граду. Симь же спущимъ, корсуняне, подъкопавше ст-ну градьскую, крадуще сыплемую перьсть, и ношаху к соб въ градъ, сыплюще посреди града.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

«ИБО ХОТЯ У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ ВО ХРИСТЕ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ; Я РОДИЛ ВАС ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ» ( 1Кор.4:15 ), то есть, иными словами, называет себя «отцом» просвещённых им Коринфян и признаёт право за другими их учителями именоваться их «наставниками». И св. Апостол Павел в Гал.4:19 и св. Апостол Иоанн Богослов в 1Ин.2:1 и др. местах обращаются к христианам: «ДЕТИ МОИ!», то есть, иными словами называют себя их «отцами». Св. Ап. Павел в 1Кор.12:28 говорит: «И ИНЫХ БОГ ПОСТАВИЛ В ЦЕРКВИ, ВО-ПЕРВЫХ АПОСТОЛАМИ, ВО-ВТОРЫХ, ПРОРОКАМИ, В ТРЕТЬИХ УЧИТЕЛЯМИ " . То же самое находим в Еф.4:11 . В послании к Евреям св. Апостол Павел прямо призывает: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ» ( Евр.13:7 ). Если понимать буквально слова Господа: «И отцем себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ), то тогда и родного своего отца тоже нельзя называть «отцем», но ведь ясно, что такое буквальное понимание абсурдно. 174. ВОПРОС: Когда положено петь акафисты в Великом Посту? ОТВЕТ : По уставу только однажды: именно в субботу 5-ую Великого Поста положено на утрени, в особом порядке, петь акафист Пресвятой Богородице с припевом: «РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ». 175. ВОПРОС: Как правильно считать Сретение Господне, праздником Господским или Богородичным? ОТВЕТ : По своей идее, это – праздник и Господский и Богородичный, ибо празднуемое событие имеет значение и для Самого Господа и для Пречистой Его Матери. Но, по уставным своим особенностям, это праздник Богородичный, что видно хотя бы уже из того, что при совпадении этого праздника с воскресным днём, воскресная служба не отменяется, как это бывает в Господские праздники (когда в уставе ясно сказано: «воскресив ничтоже поем»), а наоборот предваряет праздничную службу, которая с ней соединяется. Поэтому принято на праздник Сретения Господня облачаться в голубое облачение, как это делается во все Богородичные праздники. Впрочем этот праздник имеет и одну уставную особенность, свойственную Господским Праздникам: именно – произносится так называемое «входное», после чего сразу поётся тропарь праздника. 176. ВОПРОС: Как полагается петь: «С нами Бог»? Следует ли безпрерывно петь «Яко с нами Бог», в то время как чтец возглашает, или правильнее припевать: «Яко с нами Бог» к каждому стиху отдельно?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010