Тем не менее, и об этом мы не раз говорили, сама процедура воссоединения не должна быть унизительной для тех, кто осознал пагубность раскола. Воссоединение каждого человека с Церковью — это праздник для всей Церкви. Господь говорит: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13). Именно с таким настроением Церковь будет принимать всякого человека, возвращающегося в нее. — Чем Московский Патриархат может помочь своей верной пастве на Украине? — Московский Патриархат будет помогать своим чадам на Украине всеми возможными способами. Прежде всего — молитвой: по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви — в России, Украине и во всем мире — за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Кроме того, Московский Патриархат готов оказывать финансовую помощь в восстановлении тех храмов на востоке Украины, которые были порушены или повреждены в ходе военных действий. Активно оказывается адресная помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше. С этой целью создана особая межведомственная группа во главе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном , руководителем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению . На нужды украинских беженцев Церковью собраны более 50 миллионов рублей и сотни тонн гуманитарных грузов, многие переселенцы размещены при церковных учреждениях различных епархий, ведется работа по их трудоустройству и предоставлению жилья. На днях владыка Пантелеимон открыл бесплатную горячую телефонную линию помощи украинским беженцам, для большей оперативности работы. Церковь — вне политики, но утешать скорбящих и подавать помощь страждущим — наш нравственный долг. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия. ru Календарь

http://patriarchia.ru/md/db/text/3709932...

Тогда он начал со слезами рассказывать им следующее: «Когда было исполнено обычное пение, прочитано учение апостольское и диакон начал читать Евангелие, тогда я увидел, что верх храма раскрылся и было видно небо; каждое евангельское слово, как огонь, восходило к небесам. Когда же было прочитано Евангелие и диаконы несли причастие Божественных Таин, я также увидел отверстые небеса и оттуда сходящий огонь со множеством святых Ангелов; вверху их видны были два Лица, столь прекрасные, что красоты их невозможно описать: они сияли, как молния. В средине этих двух Лиц был Отрок; Ангелы стали около Святой Трапезы, а те два Лица над Святой Трапезой, и посреди Их Отрок. По совершении Божественных Таин с клироса подошли диаконы для преломления хлеба предложения, и увидел я два Лица, веявшие над Святой Трапезой. Они связали руки и ноги Отрока, заклали Его ножом, который был у Них, и Кровь Его выливали в чашу, находившуюся над Святой Трапезой. Тело Его, раздробив, положили поверх хлеба, и стал хлеб Телом. Тогда я вспомнил слова Апостола: Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 ). Когда братия приблизилась принять Святые Дары, то им подаваемо было Тело, а когда они произносили: «Аминь», то в руках их оказался Хлеб. Когда же подошел я и мне подано было Тело, я не мог принять его и услышал в ушах моих голос, говоривший мне: «Человек! Почему ты этого не принимаешь? Разве это не то, чего ты искал?» Я сказал: «Боже, милостив буди ми, я не могу принять Тело», и опять сказано мне: «Если бы человек мог принимать Тело, то и обреталось бы Тело, как и ты обрел его; но никто не может есть Тела, поэтому Бог повелел, чтобы предлагался Хлеб. Если веруешь, приими, что держишь в руках». Я сказал: «Верую, Господи!» – и когда произнес: «Аминь», стало в руках моих Тело Хлебом. Я восхвалил Бога и принял Святые Дары. Когда кончилась служба и пришли все клирики, я увидел опять Отрока посреди двух Лиц, а клирики потребляли в это время Дары. После сего церковный кров опять открылся, и я увидел Божественные Силы, возносящиеся на небеса, и среди их Отрока».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Утверждать, что антиномизм – печать греховного раздвоения нашего рассудка, и в то же время думать, что именно в нем-то и заключается сила, нас спасающая, значит впадать в такое противоречие, которое вовсе не коренится в существе дела, не имеет характера объективной необходимости, а должно быть всецело поставлено в вину отцу Флоренскому. Как раз на вопрос об антиномичности откровения, мы имеем весьма недвусмысленный ответ апостола Павла: «Сын Божий Иисус Христос , проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и не был «нет», но в Нем было «да» (ибо все обетования Божий в Нем «Да» и в Нем «Аминь», во славу Божию, через нас» ( 2Кор.19:20 ). Как помирить с этим текстом утверждение нашего автора, что тайны религии «не могут облечься в слово иначе, как в виде противоречия, которое зараз и да и нет» (с. 158)? Обращаю внимание на чрезмерную общность этого положения. Ведь если и в самом деле верно, что всякая тайна религии – зараз и да и нет, то мы должны признать одинаково истинным и то, что есть Бог, и то, что Его нет, и то, что Христос воскрес, и то, что Он не воскресал вовсе. Отцу Флоренскому, во всяком случае, придется внести некоторое ограничение в свое утверждение и признать, что не все, а лишь некоторые религиозные тайны антиномичны, т. е. противоречивы по форме. Однако и такое понимание «антиномизма» не выдерживает критики. Прежде всего, спрашивается, что, собственно, противоречиво или антиномично – самый ли догмат, или наше несовершенное понимание догмата? По этому предмету мысль отца Флоренского колеблется и двоится. С одной стороны, он утверждает, что в Трисиянном свете, явленном Христом и отражающемся в праведниках, «противоречие века сего препобеждено любовью и славою», с другой стороны, для него противоречие есть «тайна души, на молитвы и любви». «Вся церковная служба, особенно же каноны и стихиры, переполнены этим, непрестанно кипящим остроумием антитетических сопоставлений и антиномических утверждений» (с 158). Кроме того, в разбираемой книге есть целая таблица догматических антиномий. Но как раз из этой таблицы и выясняется в чем заключается основная ошибка уважаемого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши », –пишет святой апостол Павел (2Кор.1:22). Залог Духа или залог веры – это то, что человек даром получает от Бога. Действительно, Бог сотворил человека из небытия, даром, по Своему образу и подобию. Без всяких заслуг со стороны человека Бог наградил его умом, способностью говорить и подарил жизнь. Таким образом, слово «долг» или «залог» есть понятие, которое обозначает дар жизни, полученный нами от Творца мира. И человек есть должник Бога (Лк 7. 41; Мф 6. 12). Хранить залог жизни, залог веры, залог Святого Духа – святая обязанность христианина: Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас , – наставляет святой апостол Павел (2 Тим 1. 14). За исполнение этой обязанности, за сохранение или не сохранение этого залога каждый человек будет отвечать на Страшном Суде перед нелицеприятным Судиею – Богом. И мы оказываемся лицом к лицу с церковным учением о воздаянии. Как справедливый Судия, Бог воздает каждому по делам его: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф 16. 27). Что значит это понятие воздаяния? Что за исполнение христианского долга Господь исполняет свои обетования и делает человека наследником Царства Небесного, дарует ему вечную жизнь. А за нарушение воли Божией, за грех, человек становится недостойным быть наследником обетований, лишается своей доли в Царствии Небесном. «После дня Судного будет совершенное мздовоздаяние человеку по телу и душе, – пишет святитель Димитрий Ростовский, – души праведных находятся на небе, а души грешных в геенне, и как праведные награждение, так и грешные мучение совершенно по делам своим примут, соединясь с телом после Суда». Все это имеет непосредственную связь с воинским служением. Воин получает от государства, от народа или от царя великую честь – защищать Родину. Он получает право ношения и использования оружия, почет и особые привилегии. Он защищает государственный порядок, установленный не людьми, а Самим Богом, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://pravoslavie.ru/36463.html

Что касается потребности в возвышенном отношении, то ни в коем случае не нужно священника идеализировать, тем более мифологизировать. Не нужно воспринимать его как существо иного порядка. На священника нужно смотреть как на любого другого человека. Но в том-то весь и вопрос, как мы смотрим на нашего ближнего. Если мы смотрим на него с уважением, любовью, благоговением, а когда это необходимо, то и с состраданием, то нет сомнений — к священнику мы должны относиться так же, как ко всем. Священник сам — не придавая какого-то особого значения своей персоне, не относясь к самому себе как к существу заведомо высшему — должен в то же самое время нести ту благодать, которая дана ему в Таинстве Рукоположения, с надлежащим благоговением и с особым трепетом. И понимать, что одно дело он — человек со всеми своими слабостями и грехами, а другое дело — действующий в этой благодати Господь, руками Которого, устами Которого он является и когда совершает богослужение, и когда общается как пастырь с людьми. И точно так же должны относиться к пастырю церковные люди: с одной стороны, понимая, что он такой же человек, как они, с другой — благоговея перед тем даром, носителем которого он является. Это во-первых, а во-вторых — нужно помнить, что священник, при всех его личных несовершенствах, жизнь свою все же отдает — Богу, Церкви, людям. И это должно вызывать в мирянах и уважение, и благодарность к священнику. Каждый прихожанин должен понимать, что священник и лично ему тоже служит, его спасению, хотя и не всегда в должной мере, не всегда так, как следовало бы. Но ведь если бы батюшки здесь, на этом вот месте, не было, не совершалась бы служба, не было бы у нас Евхаристии, соединения со Христом. Господь Сам ставит людей, чтобы они это совершали, а если нет согласных это делать, готовых к этому — тогда беда! И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6, 8). Число сказавших «Вот я» всегда оказывается совсем небольшим: Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Слава Богу, что делатели все же находятся. Мы — эти делатели, мы бываем разными, бываем немощными, но мы все же есть, и если бы нас не было, все было бы гораздо хуже!

http://pravmir.ru/pastyir-nuzhdaetsya-v-...

Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет богослужебную книгу: «Минея общая новомученикам и исповедникам Российским». Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет богослужебную книгу: «Минея общая новомученикам и исповедникам Российским». Впервые в едином богослужебном сборнике собраны все подготовленные Синодальной Богослужебной комиссией службы общие новомученикам и исповедникам Российским ХХ века по чинам святости: — служба общая священномученику Российскому ХХ века единому; — служба общая священноисповеднику Российскому ХХ века единому; — служба общая преподобномученику Российскому ХХ века единому; — служба общая преподобноисповеднику Российскому ХХ века единому; — служба общая мученику Российскому ХХ века единому; — служба общая исповеднику Российскому ХХ века единому; — служба общая преподобномученице Российской ХХ века единой; — служба общая преподобноисповеднице Российской ХХ века единой; — служба общая мученице Российской ХХ века единой; — служба общая исповеднице Российской ХХ века единой. Кроме этого в книгу вошли: Служба собору новомучеников и исповедников Российских, Служба святителю Тихону, патриарху Всероссийскому, Служба святым царственным страстотерпцам, Акафист собору новомучеников и исповедников Российских, Акафист святым царственным страстотерпцам. В конце книги помещены паримийные, апостольские и евангельские чтения и традиционные приложения с Богородичнами. Большинство служб и акафистов изданы впервые. Все тексты утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению. Издание удобно и для богослужебного употребления, и для келейной молитвы. Настоящее издание также знаменует собой начало нового этапа в процессе издания наборных богослужебных книг. С «Минеи общей новомученикам и исповедникам Российским» Издательство Московской Патриархии начинает системный переход со шрифта «Киприан» на церковнославянские шрифты, являющиеся цифровыми копиями традиционных шрифтов дореволюционной Синодальной типографии. Теперь новые богослужебные книги, выходящие в Издательстве, будут органично включены в дореволюционную традицию богослужебного книгопечатания, а настоящий церковный шрифт будет помогать священнослужителям и молящимся чувствовать молитвенную связь с прежними поколениями верующих людей Святой Руси. Источник: Издательство Московской Патриархии

http://pravmir.ru/vyshla-v-svet-mineya-o...

Однако было бы ошибочно утверждать, что Апокалипсис вообще не читается в Церкви за богослужением. За литургией не читается, но по уставу церковному Апокалипсис читается на всенощных бдениях или, точнее, должен читаться. Я, правда, ни одного места, где читается Апокалипсис, не видел. Он должен читаться в качестве великого уставного чтения на воскресных всенощных бдениях, после благословения хлеба, перед Шестопсалмием. Ныне обычай сей в Церкви «испразднися весьма», по замечанию самого Типикона. Читаться Апокалипсис должен только в определенные периоды года – в частности, во время Великого Поста. Важно знать, что устав церковный не изымает Апокалипсис из богослужебного использования. Есть еще целый ряд богослужебных книг дополнительных, то есть тех, без которых при совершении рядового уставного богослужения теоретически можно обойтись. В первую очередь это Минея общая. Вот и ответ на вопрос: почему было тавтологическое название «Минея Месячная». Потому что есть еще и Минея Общая. Это книга, которая содержит в себе общие службы разным ликам святых. Например, служба мученикам общая, или служба апостолу общая, или служба преподобным женам общая и т.д., причем, как правило, имеются разные службы – одному святому или двема или многим. Скажем, служба мученику единому своя, служба мучеником двема или многим – своя. Пожалуй, можно выделить четыре случая, в которых требуется Общая Минея. Первый – аварийный, когда отсутствует тот или иной том Минеи Месячной. Вот нет y меня, к примеру, Минеи октябрьской, а нужно служить. Сегодня должна была быть служба святым мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию. Берем Общую Минею, находим в ней службу мучеником двема или многим и ее отправляем. Другой случай. Есть масса святых, которым не написаны персональные службы. Предположим, кому-то из вас захотелось послужить службу св. мч. Ерминингельду Готскому, а службы ему нет в зеленых Минеях, да и в других тоже нет. Тогда находите в Общей Минее службу мученику единому и служите. Третий случай использования Минеи Общей. Бывает ситуация, что нужно расширить службу. Например, вы знаете, как почитаются в нашем народе св. мчч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Огромное количество именинниц, по всем храма совершается полиелеос, а то и всенощное бдение, а между тем в Типиконе этим святым положена служба самая что ни на есть будничная. Персональная служба им написана, но она не бденная, не полиелейная и даже не славословная, а самая обычная. Как быть, если мы хотим совершить всенощное бдение этим святым? Из зеленой Минеи берем песнопения и молитвословия на этот день. А то, чего не хватает, восполняем из Общей Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

„За отпустом имеется остаться в наличности 66 годов, ценою на 1444 рублей 23 и оные соблаговолено ли будет, так как оне есть, или, исключив помянутую службу и перепечатав, как оне точно и прежде до привнесения той печатаемы были, один только лист, требователям, которых вседневно не мало является, для возвращения капитала отпускать в продажу“ 24 . Св. Синод на сей раз в своем указе от 21 сентября того же года за 1731 прямо и категорически заявил: „в означенных печатаемых ныне в оной Московской типографии Минеях месячных святым праведным Захарию и Елизавете службу печатать так, как она прежде сочинения вышепредписанной при жизни блаженныя и вечнодостойныя памяти великия государыни императрицы Елизаветы Петровны вновь служба печатаема была“ 25 . Указ этот был объявлен справщикам Московской Синодальной Типографской библиотеки 5 октября того же года. В силу сего указа Сентябрьская Минея 1768 года вышла со службою праведным Захарии и Елизаветы в том виде, в каком эта служба была напечатана в первый раз в 1719 году, при жизни покойной императрицы Елизаветы Петровны. С этого же время, вопреки очевидной неуместности вышеприведенных выражений в 9 песни канона, печатается эта служба неизменно даже в настоящее время, как в Минеях Московской типографии 26 , так и Киевской 27 , вызывая некоторое недоумение у лиц, которым приходится пользоваться ею 28 . Из сказанного нами вытекают следующие положения: 1) „Ина служба святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“, находящаяся ныне в Минее под пятым числом месяца сентября, русского происхождения и с греческою службою тем же святым ничего не имеет общего. 2) Составлена эта служба в 1719 году для торжественного богослужения на день тезоименитства покойной государыни императрицы Елизаветы Петровны, в то время еще бывшей великою княжною. 3) Составителем настоящей службы был архимандрит Александро-Невской Лавры, в последствии, митрополит С.-Петербургский Феодосий. 4) Внесена эта служба в сентябрьскую месячную Минею между 1724 и 1747 годами и с тех пор, вопреки неуместности некоторых выражений в виду их несовременности, при полном отсутствии каких бы то ни было на нее указаний в нашем современном Типиконе или Церковном Уставе, продолжает доселе печататься в наших Минеях без всяких даже весьма нужных поправок, на которые указывали еще справщики 1768 года 1 Разница настоящей службы по греческим Минеям заключается в следующем: в стихирах на «Господи воззвах», на «и ныне» поется богородичен «Κριε τς σ τεχοσης πρεσβεαις, περιφρορησον τν πομνην σον»…, крестобогородичен «Κριε σ λιος εδεν…» Стихиры на стиховне положены, как и в нашей Минее, из Октоиха, но здесь на произволящего имеются и особые стихиры на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В этом отношении особенно характерны следующие заметки, сделанные свят. Димитрием в его Прологе под 5 марта. В этот день память двух мучеников Кононов – градаря и иже во Исаврии, причем в Прологе память первого поставлена ранее памяти второго. Святитель пишет на поле против памяти св. Конона градаря: «сему св. Конону нет службы в Минеи, а другому», а против памяти св. Конона Исаврийского: «сему св. Конону в Минеи служба», и в своих Четиих-Минеях начинает день с жития этого последнего, помещая житие Конона градаря на втором месте 84 . Следуя Минеям, свят. Димитрий не только переставлял памяти святых под одним и тем же числом, но и переносил их совсем на другие дни, существенно отступая от Пролога. Напр., в Прологе 20-го января память свв. Трапезундских мучеников Евгения, Кандида, Уаллериана и Акилы, но Святитель в своих Четиих-Минеях помещает под 21 -м числом и на поле в Прологе отмечает: «сим святым служба утро на павечерни и в месяцеслове утро им память» 85 . Или: в Прологе память пр. Акакия Синайского 27 ноября, а Святитель помещает ее под 29-м числом того же месяца и в Прологе пишет: «В Минеи сему святому положена служба 29-го сегож месяца, значит и память его там положити, а нетот (27-го числа). Сегож святого июля 7-го» 86 . Седьмого июля та же заметка повторяется 87 . Вообще, когда память святого повторялась в месяцеслове несколько раз, Святитель отдавал предпочтение тому числу, под которым была служба святому и обыкновенно здесь помещал его житие. Или, упоминая память, положенную в месяцеслове, он все же отмечал, где ей приличнее быть, руководствуясь той же Минеей. Напр., в Прологе 13 мая память свв. мучеников Ираклия, Павлина и Венедикта. Святитель пишет на поле: «сиих мая 18-го, там и служба в Минеи с Петром и прочиими» 88 . В Четиих-Минеях здесь им положено и житие 89 . В некотором противоречии с высказанными нами предположениями о влиянии служебных Миней стоит, по-видимому, заметка под 14 ноября. Заканчивая этот день, Святитель пишет: «в Минеи в сей день положена служба св. священномученику Ипатию, епископу Гангрскому, обаче не ныне его память, но марта 31-го, тамо и житие его смотри» 90 . Но служба св.м. Ипатию есть и под 31-м марта. Следовательно, Святитель и здесь не отступил от своего порядка, а только выбрал для жития святого из двух дней тот, который более соответствовал обстоятельствам его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией. Лит.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901; Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375; Esbroeck M. , van. The Rise of St. Bartholomew " s Cult on Armenia//Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440; Bd. 2. S. 404-408. Э. П. С., Э. П. А. Гимнография Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение - Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «Απστολοι νδοξοι, πρεσβεσατε τ λεμονι Θε να πταισμτων [φεσιν παρσχ τας ψυχας μν]» (                      ) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312). По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» ( Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/154389.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010