К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Я с радостью сообщаю Вам, что нашим ответом является «да», но мы хотели бы сообщить вам об этом лично. Если мы заедем в 3 часа дня в среду, не могли бы Вы выйти на порог и дать нам благословение? Я имею в виду, самое большее, пять минут. – Кэти, буду ли я здесь в три часа в среду? – спросил он мимо трубки. Что-то невнятно донеслось из другой комнаты о необходимости уйти с какой-то встречи. – Я буду счастлив видеть вас. Приезжайте в три. На следующее утро я сказал своим в начале собрания, что мы должны пообещать друг другу быть краткими в среду. – Митрополит прерывает что-то для встречи с нами, – сказал я. – Давайте появимся точно вовремя, я скажу «да» от имени нас всех, попросим у него благословение и уедем. Мы провели за обсуждением дел ЕПЦ весь вторник и утро среды. После ланча в среду мы быстро сели в свои автомобили и за 40 минут доехали до Иглвуда. В 2:55 последняя машина припарковалась к тротуару. На минуту мы собрались на дороге. – Давайте подойдем вместе по дорожке к ступеням парадного входа. Диакон Говард Шеннон постучит в дверь, а дальше буду действовать я. Помните, максимум пять минут. Мы спустились по дорожке и встали вместе у подножья лестницы. Диакон Говард постучал и диакон Ханс подошел к двери, сопровождаемый митрополитом. – Входите, – сказал митрополит Филипп, жестом приглашая нас внутрь. – Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, но вы заняты, а все, что мы хотим – это сообщить Вам о нашем решении и попросить Вашего… – Я сказал, входите, – прервал он, может быть, немного взволнованно. – Ханс, ведите их сюда. Проходите, проходите. Митрополит направился в банкетный зал в задней части дома и мы вынуждены были проследовать за ним. Я взглянул вперед – и не мог поверить своим глазам. Столы были расставлены в форме буквы «П», перекладина которой находилась в передней части комнаты, а палочки шли вдоль стен. Они были покрыты скатертью и уставлены фарфором, серебром, хрусталем и бесчисленными подносами со всевозможными видами восточных кондитерских изделий. Слезы навернулись мне на глаза, когда митрополит жестом предложил нам выбрать места и сесть. Сам митрополит Филипп остался стоять на своем месте в центре.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

30-го ч. в 4 1/2 часа пополудни прислана была мне через полицейского солдата печатная повестка следующего содержания: «Командующий войсками Харьковского Военного Округа Генерал-Адютант Граф Сумароков-Эльстон 30-го октября в 4 ч. утра скончался». А на другой день, 31-го числа, читаю в Харьковских Ведомостях 281) следующее объявление, напечатанное, по распоряжению Начальника губернии, Князя Кропоткина. «Вчера, 30-го октября, в 4 ч. пополуночи, скончался после тяжкой двухнедельной болезни командующий войсками Харьковского Военного Округа Генерал-Адютант, генерал-лейтенант граф Феликс Николаевич Сумароков- Эльстон... Вынос тела покойного последует в среду 2-го ноября, в 9 ч. утра, в кафедральный собор, где Преосвященным Саввою, епископом Харьковским, будет отслужена заупокойная литургия и совершено отпевание». Хотя я был с умершим графом довольно знаком, но о его продолжительной болезни ни от кого не слыхал, и когда он, совершенно неожиданно для меня, скончался, никто ни из его семейства, ни из распоряжавшихся его погребением ко мне не явился для личных по сему предмету объяснений и переговоров, между тем печатно заявляют о моем служении в соборе. Такое бесцеремонное, чтоб не сказать более, распоряжение мною, епархиальным архиереем, показалось мне крайне оскорбительным, и я не мог не дать этого почувствовать, кому следует. Вслед затем, когда я прочитал в газете изложенное выше объявление, получаю от Начальника штаба Харьковского военного округа, генерал-майора Гончарова письмо следующего содержания: «Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь! Имею честь сообщить Вашему Преосвященству, что вынос тела покойного графа Сумарокова-Эльстона из квартиры в Кафедральный Собор назначен в среду, 2-го ноября, в 9 ч. утра. Из Собора, после литургии и панихиды, тело будет перевезено на станцию железной дороги для отправления в Петербург. С глубочайшим почтением и преданностию имею честь быть»... На это я тотчас же отвечал: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! В письме от 31-го Октября Вы сообщаете мне, что вынос тела покойного Графа Сумарокова-Эльстона из квартиры в Кафедральный Собор назначен в среду, 2-го ноября, в 9-ть часов утра, и что из собора после литургии тело будет перевезено на станцию железной дороги для отправления в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

774 Прим. 1. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., послед. в пяток средния седмицы на утрени, л. 253); то это указание Типикона можно понять только так: если Благовещение случится в среду 4 седм., то канон креста поется или два раза, как обыкновенно, только не в среду и пяток, а в понед. и пяток, или же только один раз в пяток. Прим. 2. О каноне для повечерия накануне понедельника чит. ниже (ч. 2, глава 31). 775 Т. е. стихиры и славники на вечерню пред понедельником, а канон на утреню понедельника; если же канон на утреню понедельника не перенесен, то надобно перенести по крайней мере стихиры и славянки на вечерню пред пятком; канон креста: Древу святому.., в этом случае останется не пропетым, потому что пяток имеет свой крестный канон. 776 Если Благовещение случится в пяток 4 седм., то должно быть выполнено предписание Типикона: „по отпусте часов бывает поклонение честному кресту, поющим нем стихиры самогласны... и взимается иереем честный крест, и относится во святый олтарь“ (л. 326 на об.). 778 Сначала надобно пропеть стихиры на Господи, воззвах Триоди, напечатанные в последов. понедельника вечера, потом петь стихиры (по алфавиту) вел. канона. 779 Состав стихир на Господи, воззвах пред литургией преждеосв. даров во вторник будет уже не тот, какой мы показали на предыдущей странице, а именно: самогласен Триоди 2, подобны Триоди 3 и праздника 5. 780 Возглашения: „Премудрость. Благослови. Сый благословен. Утверди, Боже“, в составе утреннего богослужения в Великий четверток указываются в москов. издании Службы во свят. и Великий четверг., л. 20 на об., и несомненно указываются на основании общего устава вседневной утрени, поемой не во дни поста (Тип., гл. 9, л. 18); но в Типиконе они не поименованы ни в последов. Великого четверг. (л. 339 на об.), ни в 15 мр. гл. о празднике Благовещения, аще случится в Вел. четверток (л. 212 на об. и 213). 781 В Послед. св. спасит. страстей сказано, что в это время иерей или диакон кадит и что каждение повторяется и на следующих седальнах (до 50 пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Во вторник 2 апреля в 8 часов 30 минут вечера рабочие гаража коммунального транспорта, расположенного рядом с церковью, заметили на центральном куполе, имеющем Крест, на фоне уже полной темноты женщину в белом одеянии, преклонившуюся пред Крестом на куполе. Собралось много любопытных. Рабочие подумали сначала о покушении на самоубийство молодой девицы, но женщина поднялась в светлом ореоле, как изображается Пресвятая Дева на иконах. Все присутствующие тогда воскликнули: «Это Она, Святая Дева!» Сын священника церкви М. Айад Ибрагим, который живет со своим отцом в комнате недалеко от церкви, услышал стук в дверь. Открыв, он увидел людей, которые сказали ему о видении Святой Девы. Молодой человек рассказывает: «Я вышел и увидел много людей, которые сказали, что женщина еще на куполе. Я поднял голову и своими глазами увидел женщину, окруженную ореолом света среди полной темноты, одетую в белое одеяние, а голова ее была покрыта голубой вуалью. Явление было чрезвычайно красиво. Ее руки держали конец вуали. Я смотрел на нее с большим вниманием. Она совершенно была похожа на все изображения, которые мы привыкли видеть. Женщина продолжала стоять в течение 10 минут среди колонн купола». М. Айад Ибрагим продолжал свой рассказ: «В среду, 9 апреля, большая толпа людей собралась перед церковью, крича и указывая на купол, где заметили женщину второй раз. Подобное же явление произошло вечером 10 апреля. Некоторые из присутствующих, желая убедиться, что явление не является результатом отражения от уличных фонарей, разбили их. Улица оказалась в полной темноте, а неизвестная оставалась освещенной. В следующий вечер перед церковью опять собралось много людей. С каждым днем их количество все увеличивалось. Все они отчетливо видели явление, которое продолжалось от нескольких минут до получаса. Эти явления наблюдались во вторник 2-го, в среду 3-го, вторник 9-го, среду 10-го, субботу 13-го и вторник 16 апреля. Десятки людей, мужчин, женщин и детей, христиан, мусульман, служащих и рабочих – все подтвердили, что они видели явление Святой Девы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Психолог, с которой я связалась, сказала, что нужно срочно вызвать бригаду и положить Наташу в больницу. Это психоз, и в любой момент он может перейти в острую фазу.   Я — волонтер, мы сотням людей оказывали психологическую поддержку с помощью знакомых психологов. Но у меня нет надежного психиатра, больницы, где действительно могли бы предоставить помощь при подобной травме. Мне не к кому обратиться.  Я начала искать больницу. Пока психолог мне посоветовала отвлекать Наташу на какие-то бытовые дела. Это было очень непросто. Мы два дня подряд встречались. В среду, 12 апреля, и в четверг. Я спрашивала: «Как ты к Пасхе готовишься, как ты яйца красишь, что готовишь на ужин?»  Первая встреча была очень плохой. Наташа не могла отвлечься — я ей про кулич, она мне про массовые захоронения. И она все время повторяла: «Ты считаешь меня сумасшедшей? Не слушаешь меня!» Я не спорила, пыталась использовать лайфхаки, которые мне посоветовала психолог.  На следующий день Наташе стало полегче. Мы нормально поговорили. Она рассказала, что купила таблетки. Мама позвонила и отругала ее за то, что она не принимает лекарства.   Так тихо, что-то случится В Балашихе живет наша тетя из Мариуполя. Я попросила ее позвать всех в гости на Пасху. Сказала, что Наташе плохо. Мы собрались. Это была очень позитивная встреча. Хотя тетя рассказывала, каково им в Мариуполе было в подвале. Но она как-то даже с юмором это вспоминала.  Потом пришел наш брат из Мариуполя. Полина была в восторге. Потому что папу она не видит, а вот есть дядя такой прикольный.  У Полины была фобия. Она боялась кошек. Они с Наташей даже не могли ходить ко мне в гости. Потому что у племянницы была истерика, когда она видела кота.  А тут дядя научил Полину гладить кошку, которая жила у нашей тети. Наташа прямо при мне звонила мужу, говорила: «Мы сидим, нам так хорошо, почему мы так раньше не собирались». В понедельник 17 апреля Наташа мне написала: «Марин, давай сегодня встретимся». Я не могла, мне нужно было детей отвезти в школу. Предложила ей встретиться в среду. Она говорит: «На улице очень тихо — ни людей, ни детей. Что-то начинается». Ответила: «Не накручивай, в среду встретимся, все будет хорошо». Это было в понедельник в 9 утра. 

http://pravmir.ru/natasha-hotela-zhit-u-...

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма . Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется . На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются. После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон . Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды). Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются. Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

— На 1м часе кафисмы нет. — Во вторник ради канона совершается литургия Преждеосвященных Даров; на «Господи, воззвах…», как полагается на такой службе, стихиры поются на 10: Триоди — 6 и Минеи — 4. При этом из Триоди сначала поются стихиры со стиховны, затем — подобны из «Господи, воззвах…». Изменения в расписании кафисм на 5й седмице в случае переноса Великого канона на вторник, если праздник Благовещения случится в среду или в четверг. 1) Благовещение Пресвятой Богородице в четверг 5й седмицы. Для этого случая Типикон предлагает следующее расписание кафисм.   утреня 1й час 3й час 6й час 9й час вечерня суббота воскресенье 2, 3, 17 понедельник вторник 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Мы видим, что в схеме чтения кафисм реализуются следующие принципы: — кафисмы идут по порядку (кроме привычных исключений: 17я кафисма пропускается, меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу), в том числе и на вечерне читается рядовая кафисма. — В день службы Великого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1м часе — кафисмы нет. — На вечерне накануне и в сам праздник Благовещения кафисмы нет. — Для компенсации отмены кафисм на вечерне в праздник Благовещения добавляется чтение кафисмы в понедельник на 1м часе (единственный случай в Уставе, когда в понедельник на 1м часе есть кафисма). Кроме того, 18я кафисма читается только раз за седмицу (т.к. она в другие седмицы читается чаще других, то именно ее однократное прочтение на 5й седмицы в качестве исключения является вполне понятным). 2) Благовещение Пресвятой Богородице в среду 5й седмицы. Этого варианта в Типиконе нет, но его можно составить на основании предыдущего расписания. Так как здесь праздник выпадает на среду, то следует отменить кафисмы на вечерне вторника и среды; напротив, кафисму в четверг вечером нужно прочитать. Точно так же кафисма на 1м часе в понедельник сохраняется и 18я кафисма будет прочитана один раз. В итоге этот вариант расписания будет отличаться от предыдущего только в период от вечерни вторника до вечерни четверга.

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010