– На 1-м часе кафисмы нет. – Во вторник ради канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров; на «Господи, воззвах...», как полагается на такой службе, стихиры поются на 10: Триоди 6 и Минеи 4. При этом из Триоди сначала поются стихиры со стиховны, затем – подобны из «Господи, воззвах...». Изменения в расписании кафисм на 5-й седмице в случае переноса Великого канона на вторник Отметим, что в идеале нам необходимы три варианта расписания, по одному для каждого из трёх случаев: 1) Благовещение в четверг 5-й седмицы; 2) Благовещение в среду 5-й седмицы; 3) храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы. Типикон в 17-й главе содержит расписание только для первого случая; для двух других случаев предложим расписание самостоятельно, руководствуясь теми принципами, которые обнаруживаются при составлении первого варианта расписания. Благовещение Пресвятой Богородицы в четверг 5-й седмицы Для этого случая Типикон предлагает следующее расписание кафисм. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Мы видим, что в схеме чтения кафисм реализуются следующие принципы: – кафисмы идут по порядку (кроме привычных исключений: 17-я кафисма пропускается, меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу), в том числе и на вечерне читается рядовая кафисма; – в день службы Великого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1-м часе кафисмы нет; – на вечерне накануне и в сам праздник Благовещения кафисмы нет; – для компенсации отмены кафисм на вечерне в праздник Благовещения добавляется чтение кафисмы в понедельник на 1-м часе (единственный случай в Уставе, когда в понедельник на 1-м часе есть кафисма). Кроме того, 18-я кафисма читается только раз за седмицу (так как в другие седмицы она читается чаще других, то именно её однократное прочтение на 5-й седмице в качестве исключения является вполне понятным). Благовещение Пресвятой Богородицы в среду 5-й седмицы Этого варианта в Типиконе нет, но его можно составить на основании предыдущего расписания. Так как здесь праздник выпадает на среду, то следует отменить кафисмы на вечерне вторника и среды; напротив, кафисму в четверг вечером нужно прочитать. Точно так же кафисма на 1-м часе в понедельник сохраняется и 18-я кафисма будет прочитана 1 раз. В итоге этот вариант расписания будет отличаться от предыдущего только в период от вечерни вторника до вечерни четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В среду и пяток сырные на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология). К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где есть трипеснцы Триоди (в среду — 3, 8 и 9, а в пятницу — 5, 8 и 9 песни), пение Октоиха и Минеи оставляется, а ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди; в другие же дни седмицы, в этом случае, оставляется только пение Октоиха. В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом и затем — каноны Минеи и Триоди без ирмосов. По существующей практике припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».    Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.    По 9 песни и ектений поется светилен троичен гласа, как и во время Великого Поста. И далее — конец утрени великопостной.    Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы. Тропарь 1 часа: «Заутра услыши глас мой» и подобные ему тропари на других часах не поются, а читаются. После 9 часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются «изобразительны» — псалмы 102 и 145 (во время Великого Поста они опускаются), и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны». В конце — молитва святого Ефрема Сирина (16 поклононов) и сразу — вечерня (псалом 33 — не читается), относящаяся уже к следующему дню.    Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности. После «Свете тихий» поется прокимен, читается паремия и поется второй прокимен. Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо «Господи, помилуй» (40) священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; после возгласа — молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву «Всесвятая Троице, Единосущная державо». Хор: «Буди Имя Господне». Чтец: псалом 33 («Благословлю Господа»). Священник на амвоне возглашает: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до слов «Честнейшую Херувим...»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне. «Господи, помилуй» (3). " Благослови». Отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Итак, пусть эти слова заставят замолчать тех, которые не живут с армянами (других – тетрадитов и ниневитян – теперь уже нет) и не происходят из армянского рода, но бесстыдно нарушают пост в известные среды и пятницы! Пусть они поймут, что делают это не для противостояния армянам, но скорее для угождения чреву. В то же время и те, которые живут с армянами или происходят из их рода, могут, чтобы избежать подозрения в ереси, не соблюдать пост в один из непостных дней Святок, т. е. вторник или четверг, и таким образом ниспровергнуть заблуждение постящихся всю неделю. Монахам уставы предписывают поститься помимо среды и пятницы каждый понедельник в течение всего года. Но и мирянин, который хочет поститься в понедельник, достоин похвалы у Бога и получит подобающую ему мзду. Ибо увеличение добра всегда влечет за собой большее благодеяние. Мы сами знаем и собственными глазами видели в миру множество мужей, а особенно жен, которые постятся по понедельникам точно так же, как в среду и пятницу. Правильно и в высшей степени справедливо предлагаемое многими рассуждение о посте в понедельник, а заключается оно в следующем. Господь сказал, что если праведность наша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то мы не можем войти в Царство Небесное. Поскольку же фарисеи постились два дня в неделю, по словам евангельского фарисея пощусь два раза в неделю ( Лк. 18:12 ) постольку мы, христиане, должны поститься три дня в неделю: в понедельник, среду и пятницу, а не только в среду и пятницу, чтобы праведность наша превзошла праведность фарисеев. О том, что фарисеи постились в среду и пятницу, ясно говорит божественный Златоуст в «Слове на мытаря и фарисея» (т. 7, с. 465) (PG 62,727). Св. Мелетий Исповедник говорит, что нужно поститься в понедельник для того, чтобы неделя начиналась с поста (ступень 35). Отметь, что поскольку правило Гангр. 19 предает анафеме тех, кто не из-за немощи телесной, а по собственным соображениям и под благовидными предлогами нарушает установленные по Преданию для всех посты, постольку следует всем – и священнослужителям, и мирянам – вместе с постом Великой Четыредесятницы соблюдать еще три поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

200 на об.). Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 3 и 4 седмицы Великого поста и в пяток 23 числа почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров (Тип., л. 200 на об.). Примечание. Если предпразднство Благовещения случится во вторник 5 седмицы, то служба его переносится на понедельник 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. Во вторник же в этом случае поется великий канон. Примеч. 1. Если предпразднство Благовещения случится в четверток 5 седмицы, то служба его переносится на среду 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. В четверток же поется великий канон. Примеч. 2. По изложенному в этой графе уставу богослужение отправляется и в том случае, если предпразднство случится в четверток 3 и 6 седм., а накануне его, 23 марта, почему-либо не совершается литургии преждеосвященных даров. Примечание. Если предпразднство Благовещения случится в Лазареву субботу, то служба его переносится на четверток 6 седмицы 22 марта, и отправляется так, как изложено в сей графе. В воскресенье, в первом случае 23 марта, а во втором 22, на вседневной вечерни (Тип., л. 201 и на обор.). На вечерни, следующей за изобразительными, в первом случае в понед. 23 марта, во втором во вторник 23 марта, в третьем во вторник же 22 марта, в четвертом – в четверток 23 марта и в пятом – в среду 23 марта (Тип., л. 200). На вечерни, следующей за изобразительными, 23 марта, в первом случае во вторник, а во втором – в четверток (Тип., л. 201 на обор.). В среду, в первом случае 23 марта, а во втором – 21, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Типик., л. 200). В среду, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Тип., л. 201 на обор.). В пяток, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров. В пяток, 23 марта, на вечерни, следующей за изобразительными. Кафизмы нет, потому что в неделю вечера кафизма не глаголется. Обычная кафизма и малая ектения. Рядовая кафизма и малая ектения. Обычная кафизма с малыми ектениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1-й час читается без кафизмы. Постный тропарь: Заутра услыши... со стихами, надобно читать, как в среду Сырной седм., а не петь. По трисвятом кондак; Душе моя... Прочие часы читаются также с постными тропарями, но также и без пения. Кафизмы на них полагаются, но читать их надобно поскору труда ради бденного и без пения, установленного на каждом антифоне кафизмы. Поклоны не полагаются. По трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Блаженны поскору и без пения; по трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Изобразительны надобно оканчивать таким образом: после кондака – Господи, помилуй 40. Молитва: Всесвятая Троице... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим.., Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне; Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст (ср. устав о службе в Великие четверток и субб.) 704 . В этот день совершается литургия преждеосвященных даров. На вечерни, предшествующей сей литургии, 12-я кафизма. Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Вечерня накануне праздника, случившегося в понедельник 2, 3 и 4 седмиц. Вечерня накануне праздника, случившегося во вторник, среду и пяток 2 и 3 седмиц, а также и четверток 2 и 3 седм., если в среду почему-либо не совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечерня накануне праздника, случившегося в четверток 2 и 3 седм., если в среду совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечером после 9 часа поется вседневная вечерня в следующем порядке: После молитвословий из последования изобразительных, отправлен ных по великопостному уставу, и именно после молитв: Господи и Вла дыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, без начального возгласа (Благословен Бог) поется вечерня в следующем порядке: После молитвословий изобразительных, отправленных по вели копостному уставу, и именно после: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице..., Отче наш… с возгласом, Господи, помилуй 12 и и Всесвятая Троице..., без отпуста, поется вечерня в соединение с литургией преждеосвященных даров. Примеч. Если часы с изобразительными отправлены во храме (а не притворе) и вслед за ними тотчас начинается вечерня с литургией преждеосвященных даров, то после изобразительных с точки зрения Типикона отпуста не должно быть. Он действительно и не показан в 12 мр. гл. 24 февр., Тип., л. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Однажды Ламбрини было открыто время смерти её племянницы: «Я получила известие, что в среду умрёт моя племянница Касьяна. Она посетила меня накануне в субботу и рассказала, что договорилась с батюшкой, что он отслужит Литургию в следующую среду. Попросила и моей помощи – у меня было благословение владыки – петь, когда возникала такая необходимость. «Не в среду, а в понедельник», – возразила я. Но она настаивала на среде, ссылаясь на то, что уже договорилась со священником. Тогда я сама пошла и договорилась с батюшкой на понедельник. Мы подготовились и на Литургии причастились. Касьяна выглядела совершенно здоровым человеком. Она поблагодарила меня за помощь, и мы с ней распрощались. В среду на рассвете Касьяне позвонил её брат и попросил поехать в клинику, где рожала его жена. Вскоре у Касьяны случился отёк лёгких. Спустя несколько часов она умерла. Поэтому я и говорю вам о том, что мы не знаем времени нашей кончины». В другой раз Ламбрини рассказала следующую историю: «Был тридцатый день со дня кончины одной моей знакомой, семилетней девочки. Вечером я, как обычно, хотела почитать что-нибудь духовное. Я сидела на кровати, а мой муж спал. Тогда в окно влетел Ангел с девочкой в белых одеждах. Я спросила, что она ищет в этом грешном мире, на что она ответила: «Я пришла к тебе. Мне некому больше рассказать о своей проблеме. Родители старались меня кормить, чтобы я выздоровела. Но я не нуждалась в еде, просто меня хотел призвать к Себе Господь. Теперь, после смерти, я должна была попасть в Рай, но имею некоторые препятствия: одно связано с моими родителями, другое – со мной. Не прошло и сорока дней после моей смерти, а моя мать беременна. Так поступать не следовало. Моя душа ещё в пути, она не прошла ещё мытарств. Я знаю, что они оплакивали меня, но не следовало так поступать. Они думают, что таким образом заменят меня. Однако у них родится мальчик, а не девочка, скажи им об этом. Этот их поступок тяготит мою душу. Что касается меня, то в последний раз, когда я была в школе, у меня не было карандаша. Я взяла его у своей одноклассницы, а вернуть не успела. Скажи моей маме, чтобы она купила карандаш и отдала этой девочке. За великое добро, которое ты сделаешь для моей души, я возьму тебя с собой и покажу место, которое Господь уготовал девственницам, невестам Христовым».

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

Однажды подруги Аня, Инна, Карина и Вероника отправились за вечерними платьями к свадьбе их пятой подруги Елены, причем каждая из них в магазин, который расположен рядом с их домом. По дороге они обменивались такими замечаниями. Аня: «Вероника и я хотели пойти вместе еще раньше, на этой неделе, но не было такого дня, чтобы мы обе могли сделать наши покупки». Инна: «Я не хотела идти сегодня, но завтра я уже не смогу купить то, что мне нужно». Карина: «А я могла бы пойти в магазин и вчера, и позавчера». Вероника: «А я могла бы пойти и вчера, и завтра». Вопрос: – Какой девушке в какой магазин нужно идти за платьями? Решение. Для начала нужно составить расписание работы магазинов. Из замечаний, произнесенных подругами во время их общего разговора, становится ясно, что все они пошли покупать платья либо в среду, либо в пятницу. Можно предположить, что разговор подруг происходит в среду. Тогда сразу скажем, что Карина идет в магазин «Vip» (выходной – четверг), Вероника – в «Стилиссимо» (выходной – понедельник), Инна – в «Клеопатру» (выходные – вторник, четверг, суббота и воскресенье) и Аня – в «Шарм» (выходной – вторник). Такое расположение магазинов соответствует словам Ани. Если предположить, что решение неоднозначное, можно решить, что разговор подруг состоялся в пятницу. Посмотрим на расписание и увидим, что в среду работают все магазины, следовательно, Вероника и Аня могли вместе пойти раньше пятницы каждая в свой магазин. а это противоречит условию. Значит, подруги пошли в магазины в среду, а не в какой-то другой день. То есть решение этой задачи однозначное. Глава 11. Точка, точка, запятая… Следующий ряд игр прекрасно развивает у детей и взрослых логическое мышление и память. Помимо всего прочего, детям они помогают получше научиться обращаться с ручкой или карандашом, то есть развивают мелкую моторику рук. Кроме того, они хороши еще и тем, что для их проведения не требуется много места, как для подвижных игр, достаточно только карандаша и листочка бумаги. Играя в «бумажные» игры со своими детьми, вы не только прекрасно проведете время, но и незаметно и без принуждения сможете воспитать в них дисциплинированность и усидчивость. Нередко ребенку трудно просто спокойно посидеть на месте, поэтому, начиная играть с ним в подобные игры, не переусердствуйте, пусть первые бумажные сражения у вас будут проходить не более пяти минут, в дальнейшем время игры постепенно увеличите. Главное, чтобы игра доставляла вам и ребенку радость.

http://azbyka.ru/deti/logicheskie-igry-d...

начиная с самых ранних известных его редакций, в К. н., так же как и в Студийском уставе, последование Триоди соединяется с воскресной службой Октоиха. Отмечается большое количество песнопений в честь Креста, что свидетельствует о высоком праздничном статусе службы: отпустительный тропарь Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ), кондак, канон, 2 или 3 цикла стихир-подобнов, стихиры-самогласны и др. Песни канона покрываются катавасией Ο θειτατος προετπωσε (    ), в некоторых ранних Типиконах указываются ирмосы Крестовоздвижения     в качестве дополнительной катавасии, напр. в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 140б), в рус. Типиконе 3-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. 329 Л. 221). В греч. Типиконах и Триодях к XVI в., а в славянских - после сер. XVII в. расширяется состав последования Креста в службе К. н.: появляются стихиры на малой вечерне, количество стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне увеличивается до 4, появляется указание на полиелей и седален Креста после полиелея (однако в рус. Типиконе 1682 г. и последующих это указание было переосмыслено как относящееся к храму, названному в честь Креста). После малой вечерни предписывается перенести Крест из сосудохранилища в алтарь с пением тропаря Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ); в самых ранних редакциях, где малая вечерня еще не указывается (напр., в Sinait. gr. 1094, XII в.- см.: Lossky. Typicon. P. 254), этот чин не описан. В конце утрени (после великого славословия и пения воскресного тропаря) - поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. Перед поклонением трижды поется тропарь Τν Σταυρν σου (    ), во время поклонения - стихиры-самогласны Кресту. На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари 6-й песни канона Кресту из Триоди (в нек-рых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г.,- 3-й песни), Трисвятое заменяется тропарем     прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в студийских Типиконах, причастен только Креста - Пс 4. 7b. На следующей за К. н. седмице поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу (в ранних редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, поклонение указано только в среду и пятницу), причем в понедельник и среду поклонение бывает на 1-м часе, а в пятницу - после изобразительных; в некоторых Типиконах в пятницу указывается поклонение на 6-м часе или допускаются оба варианта (см., напр., первопечатный московский Типикон 1610 г.). Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие.

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них перед каждым часом не бывает благовест; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь «Заутра услыша...» на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го гласа «Владыко, Господи...» сряду бывают изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя...» и «Хвали, душе моя...», и затем, после «Единородный Сыне...», следуют «Блаженны» поскору (без пения): «Во Царствии Твоем...», «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...» и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами. Вечерня непосредственно после этих поклонов следует: «Приидите, поклонимся» трижды, «Благослови, душе моя...» ( Пс.103 ), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна (прокимен поется) на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш» не поются, как в Великом посту, тропари «Богородице Дево, радуйся...» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших...»), «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря; после следующей затем ектении («Помилуй нас, Боже...») и возгласа («Яко милостив...») положены «поклоны три великие» и молитва «Всесвятая Троице...», и далее, как на великопостной вечерне. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. В среду и пяток сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу. В среду сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое и «поем канон Минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, Октоиха, на ряду гласа». В субботу сырную утреня совершается с великим славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Это свидетельство создаёт две проблемы для гипотезы ессеев. Во-первых, вряд ли это является патристическим свидетельством в пользу солнечного календаря, так как «Дидаскалия» несколько раз призывает читателей следовать лунному календарю. Во-вторых, «Дидаскалия» заявляет, что иудейские первосвященники сдвинули Пасху на три дня с целью арестовать Иисуса до прихода народа в Иерусалим на праздник – и такое свидетельство «Дидаскалии» не выглядит достоверным. Таким образом, Жобер использует патристические свидетельства очень выборочно, принимая те элементы, которые подтверждают её гипотезу (дата вторника для Тайной Вечери), и отвергая те, которые не вписываются в её построения (явные свидетельства о лунном календаре и о том, что священники Храма сдвинули дату Пасхи). Из-за этих трудностей Жобер снова была вынуждена признать, что хронологии «Дидаскалии» «не хватает однородности». В связи с этим кажется сомнительным использовать спорные хронологические и культовые свидетельства «Дидаскалии» против однодневной хронологии страданий, подтверждённой и синоптиками, и Иоанном. 5) Происхождение христианской традиции поста в среду.   Существование патристических традиций, датирующих Тайную Вечерю вторником, может быть объяснено попыткой раннехристианских авторов связать христианскую традицию поста в среду и пятницу с предполагаемым днём ареста (среда) и с днём распятия (пятница) 40. Более того, приведённые выше цитаты патристической Тайной Вечери Вторника могут свидетельствовать об ошибочной этиологии объяснения обычая христианского поста в среду. В первом веке «Дидахе» объясняет выбор среды и пятницы для христианской практики поста как реакцию на традиционные постные дни фарисеев:  «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой» 41. Во всех трёх патристических источниках, приводимых Жобер в поддержку гипотезы ессеев, хронология Христовых страданий связывается с христианской практикой поста: «Я установил с вами, чтобы вы постились за них в четвёртый день недели (среду), ибо в четвёртый день недели они начали губить свои души и взяли Меня под стражу. Именно ночь после третьего дня недели (вторника) принадлежит к четвёртому дню недели (среде), как написано: " и был вечер, и было утро – день один " . Итак, вечер принадлежит к следующему за ним дню. В третий день недели (вторник), именно вечером вкусил Я с вами Мою пасху, и в ночь они взяли Меня. (Итак поститесь в оный). И ещё также в пятницу вы должны поститься за них, ибо в этот день они распяли Меня…» 42 («Дидаскалия»).

http://bogoslov.ru/article/5923176

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010