Гностическое учение об «эонах» особенно сильно было распространено во Фригии и в частности – в Колоссах, почему ап. Павел и предостерегает Колосских христиан от обольщения учением гностиков от «служения ангелов», т. е. «эонов». Это языческое служение существовало даже в 4 веке, проникнув и в среду христиан, почему Лаодикийский собор, бывший в 357 году, сделал следующее постановление: «Не подобает христианам оставлять церковь Божью, и отходить, и ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставило Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» (Прав. 35–е). Церковь же Православная не считает Ангелов творцами мира, не ставит их выше Христа, а верит, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), верит, что они – Божьи слуги, «крепкие силой, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). 4) Сектантам, приводящим против почитания св. Ангелов 19–й стих 4 главы Второзакония, необходимо читать этот стих до конца: «так как Господь Бог твой уделил их всем народам под всем небом», – для того, чтобы понять, что под «воинством небесным» здесь разумеются не св. Ангелы Божьи, а небесные светила, которые полудикие язычники считали за богов (сабеизм) и, восходя в ясные ночи на кровли домов своих, покланялись светилам и приносили им жертвы. «Поднимите глаза ваши, говорит пророк Исаия, на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (светила) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаии 40:26). Нужно ли говорить сектантам о том, что св. Ангелов язычники не чтили, ибо не верили в них, и что православные христиане не выходят по ночам на кровли домов своих, чтобы там молиться и приносить жертвы св. Ангелам? Только по невежеству своему сектанты относят места св. Писания, говорящие о языческом почитании Светил небесных, к христианскому почитанию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Гностическое учение об «эонах“ особенно сильно было распространено во Фригии и в частности – в Колоссах, почему ап. Павел и предостерегает Колосских христиан от обольщения учением гностиков от «служения ангелов“, т. е. «эонов». Это языческое служение существовало даже в 4 веке, проникнув и в среду христиан, почему Лаодикийский собор, бывший в 357 году, сделал следующее постановление: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению“ (Прав. 35-е). Церковь же Православная не считает Ангелов творцами мира, не ставит их выше Христа, а верит, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение“ ( Евр. 1: 14 ), верит, что они – Божии слуги, «крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его“ ( Пс. 102: 20 ). 4) Сектант: Служение «воинству небесному“, т. е. Ангелам, строго воспрещается словом Божиим: «Дабы ты, вглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился им и не служил им» (Вт. 4: 19. 17: 3). «Истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях покланяются воинству небесному“ ( Соф. 1: 5. 4 . Цар. 23: 5. Иер. 19: 13 . Деян. 7: 42 ). Объяснение православного: Сектантам, приводящим против почитания св. Ангелов 19-й стих 4 главы Второзакония, необходимо читать этот стих до конца: «так как Господь Бог твой уделил их всем народам под всем небом», – для того, чтобы понять, что под «воинством небесным“ здесь разумеются не св. Ангелы Божии, а небесные светила, которые полудикие язычники считали за богов (сабеизм) и, восходя в ясные ночи на кровли домов своих, покланялись светилам и приносили им жертвы. «Поднимите глаза ваши, говорит пророк Исаия, на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (светила) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает“ (Исаии 40: 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Господь Иисус Христос оставил пример, когда собрал, возглавил и повел к спасению Своих учеников-апостолов – Он их вел, будучи слугой для них. Вот тот образец, та модель, которую Он желает, чтобы мы поняли. Жизнь настоятеля или настоятельницы – это не привилегированная жизнь. Это жизнь-служение. В противном случае это – не христоподобная жизнь. Каким же образом насадить дух Христов в общине? Посредством памятования о том, что сказал Господь: «То, что ты делаешь малым сим – ты делаешь Мне». Так что, если мы не можем любить друг друга, то не имеет значения, какие молитвы мы читаем. Не имеет значения, какую одежду мы носим, как часто приходим в церковь. Если ты не любишь всех своих сестер – кто ты? Ты – ничто, говорит Евангелие. Если у вас есть достаточно веры, чтобы передвигать горы, но ты не любишь – ты ничто. Многие из нас – ничто. Мы не знаем, как любить. И причина, по которой мы не знаем, как любить, та, что мы слишком заняты любовью к себе. И мы ожидаем от людей, чтобы они любили нас, вместо того, чтобы любить их. Позвольте, я немного расскажу о нашем расписании. От монахов ожидается, что они будут просыпаться за час до богослужения, чтобы совершать молитвенное правило в келье. У каждого есть своя келья. Обычно в шесть утра мы идем на утреню, без пятнадцати шесть звонит колокол. После утренней службы у нас завтрак. После этого у нас проходят занятия, на которых я рассказываю о Евангелии, духовной жизни. Затем – работа. После работы в 12 часов дня мы читаем в церкви часы, синаксарь. Потом – обед, снова работа. В зависимости от того, какой это день, между 3-30 и 4-30 дня мы останавливаем работу, приводим в порядок себя и наше рабочее место. В 5 часов – вечерня, потом – ужин, после ужина – повечерие, затем мы ложимся спать, и на следующий день начинаем все заново. Это обычный день. Три раза в неделю после утрени у нас все то же самое до того времени, когда пора служить вечерню. В понедельник, среду и пятницу вечером трапеза у нас проходит не позже четырех часов дня. В шесть часов совершается вечерня, затем мы ложимся спать.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-ioakim-...

Духи-обольстители и учения бесовские уже явно проникли в церковную среду. Священнослужители, народ церковный, попуская себе ходить в жизни в похотях сердец своих, одновременно молясь Богу и работая греху, получают за это должное воздаяние. Бог их не слышит, а диавол, не связанный силой Божией, творит через обольщенных свои непотребные дела. Дух Божий еще в первые века христианства остерегал всех живущих, что “...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским...” ( 1Тим. 4, 1 ). Ныне отступление от Бога и веры распространяется по земле. Человек, отвергая добро и избирая зло, становится соучастником темной силы в борьбе против дела Божия – созидания жизни на земле. Мы видим это совершающимся. Вот какая страшная опасность грозит миру! Как же жить нам на этой обезумевшей от зла земле? Слушайте внимательно. Святитель Божий Игнатий отвечает нам: “Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями”. Дорогие мои, это чрезвычайно важное указание нам! Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу. Ныне время, когда иссякли благодатные руководители подлинно духовной жизни. Теперь безопаснее руководствоваться Святым Писанием, писаниями подвижников благочестия. Господь и здесь пришел на помощь “малому стаду”, ищущему Его. Книги истинных духоносных отцов вновь увидели свет, снова пришли к верующим. Читайте святителя Феофана Затворника , внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам. А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные времена: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею... Устранись, охранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния”. Дорогие мои! “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” ( Еф. 6,11–12 ). И Господь будет с нами, будет нашим Помощником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

И народ пусть отвечает и скажет: «Да будет так» (Атеп). Проклят тот, кто не почитает отца своего и матери своей. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто сдвигает с места пограничные знаки [на земле] ближнего своего. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто слепого сбивает с пути. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто извращает суд для пришельца, вдовицы и сироты. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят всякий, кто спит с женою отца своего и открывает покровы ложа его. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто спит с всяким скотом. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят всякий, кто спит с сестрою своею, дочерью отца своего, или матери своей. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто спит с тещею своею. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто тайно поразит ближнего своего. И скажет весь народ: «Аминь». Проклят тот, кто принимает дары, чтобы поразить душу крови невинной. И скажет весь народ: «Аминь». До этого места мы предложили то, что казалось нам необходимым предложить из книг Моисея. А в тех книгах, которым следуют далее и называются: Иисус Навин, Судей, Царств, Паралипоменом предлагаются более повествования (historia) о прошедших делах, чем заповеди жизни. Тем не, менее я не счел долгом обойти в этом своем труде, следующие весьма, немногие места из книги Иисуса Навина. Из книги ИИСУСА НАВИНА [Глава XXII]: Возвращайтесь и идите в палатки свои и в землю обладания, которую передал вам Моисей, служитель Господень, по ту сторону Иордана; только так, чтобы вы внимательно соблюдали и на деле исполняли повеление и закон, который заповедал вам Моисей, раб Господень, чтобы вы любили Господа Бога вашего и ходили во всех путях Его и соблюдали заповеди Его и применялись к Нему и служили Ему всем сердцем и душою своею [ст. 4, 5]. И в другом месте [гл. ХХШ] говорит: Чтобы вы, – после того как вступите в среду народов, которые будут между вами, – не клялись именем богов их, и не служили им и не поклонялись им, но прилеплялись к Господу Богу вашему, что вы делали до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

(Интересно, что Будде Владимир Соловьев приписывает в некотором смысле роль Иоанна Крестителя в языческом мире, ибо он подготовил в нем отвращение к царству тьмы, без чего невозможно обращение к царству света). Иоанн Креститель также звал кающихся к водам, к священным водам Иордана, – они должны были погрузить в его волнах греховное тело, очистить покаянием греховное «я». К подобному священному погружению призывали верующих и ученики Христа, согласно Его завету. Каявшиеся и веровавшие погружались в водную могилу, но не с тем, чтобы остаться там, как это делают язычники в Индии, но чтобы выйти обновленными, воскресшими во Христе. Умирали для греха, мира и себя, чтобы жить для Христа. В этом сущность и преимущество Нового Завета. Он не только освобождает человека от греховного прозябания, но вводит его в новую жизнь. Он открывает человеку Евангелие света, радостную весть о том, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы», что этот «Свет пришел в мир – и Его могут принять все, томящиеся во тьме. Каждый из нас призван не только видеть свет, но и быть сыном света, не фонарщиком только, а светоносным, светорожденным, преображать темную среду, во тьме зажигать искры света. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света», – говорит Христос. Не об этом ли мечтает древняя славянская поэма «Слово о полку Игореве», называя людей Даждь-божьими внуками, т. е. потомками солнечного божества – Даждь-бога? Не о том же ли говорит позднейший поэтический вымысел о «Детях Солнца»? Эту жажду света удовлетворяет Христос, но уже в высшем, духовном смысле, и притом не в мечте поэтического вымысла, а в действительности. Каждый из нас призван к этой радости – иметь свет и распространять его, способствовать просвещению «сидящих в стране тени смертной». Выходи к воротам, И фонарь пред собою неси – Хоть погибни ты сам, Но того, кто взывает, спаси! Не так давно богатая американская нефтепромышленная фирма искала в Китае кандидата на службу в своем предприятии. Он должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь техническое образование, знать английский и китайский языки, быть честным, молодым.

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

«Итак, возлюбленные, ожидая сего [Второго Пришествия] потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в [потому что ожидание Второго Пришествия было таким напряжённым, что его ждали со дня на день. А уж в конце века, круглая цифра 100 лет – это уж обязательно будет], и долготерпение Господа нашего почитайте спасением [а люди-то нетерпеливы, им хочется, чтобы Второе Пришествие было во второй половине дня, в следующую среду или пятницу, накануне Парастаса. Заодно и Второе Пришествие. А он-то нас акцентирует на чём? Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, потому что Господь – если отодвигает срок – то с тем, чтобы как можно больше спаслись. Как можно больше спаслось людей. Внимание:], как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное [то есть трудное для понимания], что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают [искажают в толкованиях], как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением [а все еретики за редчайшим исключением обладают поразительным красноречием. И вот это красноречие-то человека и пленяет. Сильнее музыки всякой пленяет красноречие. Это опасный очень дар. Иоанн Златоуст говорит, если красноречие находится в устах порочного человека, то он может погубить душ – тысячи! Тысячи может погубить душ, если красноречие сосредоточено в устах порочного человека. Он увлечёт за собой. Так вот, – чтобы вам не увлечься заблуждением] беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании [Вот возрастайте в благодати и познании. Он не переменил слов – такая последовательность не случайна. Он бы мог сказать: возрастайте в познании и благодати. А ведь написал сначала: возрастайте в благодати и познании. Почему? Да потому что если возрастаем только в познании, то у вас 5-ть пядей во лбу ум, а найдётся на вас 8-мь пядей, на этого 12-ть пядей, а возрастание в благодати нулевое. А вот познание, если оно предваряется возрастанием в благодати, – вот тогда это будет настоящее познание. И ересей никогда не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, некоторые говорят, будто это одна и та же женщина, а Златоуст — что указанные две. Есть же некоторые, насчитывающие даже трех: двух вышеупомянутых — (помазавших Христа) в преддверии Его страданий, а третью — иную, сделавшую это раньше их, скорее всего первой, — где-то посередине евангельской проповеди (Господа). То была блудница и грешница, возлившая миро на ноги Христа в доме Симона, но не прокаженного, а фарисея, наедине, без свидетелей, когда и соблазнялся (этим) один фарисей, и награду ей даровал Спаситель — прощение грехов. О ней только одной, (появившейся), как уже сказано, около середины (благовествования Христова), упоминает святой Лука в своем Евангелии (Лк. 7, 36—50). И после рассказа об этой блуднице сразу прибавляет следующее: После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8, 1), откуда видно, что это было не во время (Его) страданий. Итак, (некоторые) думают, судя и по времени, и по принимавшим Его, и по месту, и по лицам, и по домам, также и по образу миропомазания, что женщин было три: две — блудницы, а третья — сестра Лазаря Мария, славившаяся чистым житием. И один был дом фарисея Симона, другой — Симона прокаженного в Вифании, и еще один — дом Марии и Марфы, сестер Лазаря, тоже в Вифании. Это можно вывести из того, что две вечери приготовили Христу, и обе в Вифании: одну — за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, когда возлежал с Ним и Лазарь, как передает сын громов (Иоанн): за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его (Ин. 12, 1—3). Другую же вечерю сотворили Ему за два дня до Пасхи, когда Христос находился еще в Вифании, в доме Симона прокаженного, и пришла к Нему блудница, возливая (на Него) драгоценное миро, как повествует святой Матфей: Иисус сказал ученикам (Своим): вы знаете, что через два дня будет Пасха (Мф. 26, 1—2); и вскоре прибавляет: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26, 6—7). Согласно с ним говорит и Марк: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина, и так далее (Мк. 14: 1, 3).

http://pravoslavie.ru/1865.html

Итак Павел вышел из среды их, замечает книга Деяний Апостольских. Лишь некоторые мужи, пристав к нему, уверовали, и в числе этих уверовавших оказался даже один из членов ареопага Дионисий, и некая благородная женщина Дамарь ( Деян. 17:32, 33, 34 ). Чем объяснить столь слабое влияние на ученую афинскую среду вдохновенной апостольской проповеди, покорявшей Христу целые города и веси? Среди многих других причин та же священная книга Деяний Апостольских открывает нам одну следующую: Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (17:21). Этими словами обозначается некоторое мелкое и поверхностное направление умов, жаждущее не умственного труда, а только умственных развлечений и приятных раздражений любопытства одною только новизною речей, оригинальностию и смелостию суждений, – направление не умеющее и не любящее углубляться в многообемлющую сущность вещей и не привыкшее слушать истину, откуда бы она ни шла и чтобы ни говорила, хотя бы нечто горькое и совершенно не согласное с облюбленными мнениями, нажитыми вкусами и укоренившимися пристрастиями. Такое жалкое направление, совершенно несоответствующее характеру истинной, т. е. глубокой и многообъемлющей образованности, может образоваться от двух противоположных причин: либо от недостаточности, отрывочности и вообще скудости познаний у человека, не успевшего запастись ими в благоприятную и юную пору своего предварительного обучения и воспитания; либо наоборот – от умственного так сказать пресыщения, когда человек бывает подавлен массою разнородных знаний, льющихся отовсюду в его голову, но которых он надлежащим образом переварить и усвоить не может или по природному бессилию своего ума, или опять вследствие неблагоустроенности его предварительного воспитании, научившего его жить не всеми сторонами и силами душевными, а только одной какой-нибудь, напр. головной и умственной, когда при этом сердечная и практическая сторона остается у него в забытьи и заброшенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мк.4:22 . Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. Еда светильник приходит (для того ли приносится свеча), да под спудом положат или под одром (чтобы поставить ее под сосуд или под кровать) и пр. Эти и дальнейшие слова Христовы, по еванг. Матфею, сказаны Им при других случаях, а не вместе с притчей о сеятеле ( Мф.5:15; 10:26 ). Можно думать, что Господь повторял некоторые из Своих изречений при разных случаях, чтобы ученики и слушатели Его лучше могли усвоить их. Сказанные изречения Христовы имеют следующий смысл: тайны веры, или Царствия Божия, сообщаемые Христом, напр. в притчах или прямо, не будут оставаться тайнами навсегда, вечно, но должны со временем открыться, чтобы они светили всем, подобно свече. Апостолы, приняв эти тайны от Христа, сами будут распространять их по всей вселенной. В этих же словах Господь указывает Апостолам и причину, почему Он учит народ в притчах – потому, что народ еще не способен принять и понять принесённые и возвещаемые Им истины; со временем же, когда народ сделается способнее к сему, эти истины будут предлагаться Им, или Апостолами прямо, без покрова притчи. (См. выше в объясн. 11 и 12 ст.). Мк.4:23 . Если кто имеет уши слышать, да слышит! Чит. объяснение этих слов в объясн. 9 ст. Зач. 17. Учение Иисуса Христа о мере и притча о семени. Читается во вторник 14-й недели по Пятидесятнице. Мк.4:24 . И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, и прибавлено будет вам слушающим. Мк.4:25 . Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. В нюже меру (какою мерою) мерите и пр. Эти слова Господа есть и в Евангелии Матфея ( Мф.7:2 ). По сказанию сего евангелиста, они были произнесены Господом при другом случае, а не при том, что у еванг. Марка, – именно при учении о неосуждении других. Слова сии служили поговоркой у Евреев. У еванг. Марка приводятся они в следующем смысле: насколько будет внимательности у Апостолов к учению Христову, настолько приложится им ведения (Зигабен). Иже бо аще имать (ибо кто имеет) и пр. И эти слова тоже есть в Евангелии Матфея ( Мф.13:12 ). Там они сказаны Господом при том случае, что и у Марка – при учении притчами. Они были также еврейской поговоркой, которая взята с того, что богатый, трудясь, более и более богатеет, а бедный при лености теряет и последнее. Смысл этих слов по отношению к Апостолам и народу следующий: Апостолы с дарованным им от Бога познанием тайн царствия небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания без помощи притчей потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010