Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас тот же; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен великомученицы. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и великомученицы, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам великомученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии или в стиховнах великой вечерни полиелейной службы вмц. Варвары. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев». Стих 2-й: «В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых»; или: «Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них». Ср.: Минея общая, гл. 20-я. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, великомученицы, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма, кондак великомученицы. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праотцев, глас тот же – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи…», «Яко праведен еси о всех…»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Поскольку служба мучеников полиелейная, возможен следующий вариант пения хвалитных стихир на 8 (ср.: Типикон, 21 декабря, 2-е «зри»): воскресные, глас 2-й – 3, праотцев, глас тот же – 2, и мучеников, глас 3-й и глас 4-й – 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе мучеников в Минее 13 декабря на стиховне великой вечерни). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 5-я. На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак праотцев: «Рукописаннаго образа...» . На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников . Кондак мученика, глас 3-й: «Витийствуя пред беззаконнующими...» (см. в Минее по 6-й песни канона) . На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак праотцев: «Рукописаннаго образа...». На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак мученика, глас 2-й: «Светильник явился еси...» (см. в Минее по 3-й песни канона). На Литургии блаженны гласа – 4, праотцев, песнь 3-я – 4, и мучеников, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...», тропарь мучеников; кондак мученика. «Слава» – ин кондак мученика, «И ныне» – кондак праотцев, глас 6-й: «Рукописаннаго образа...». Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших…», стих: «Яко праведен еси о всех...»; и прокимен мучеников, глас тот же: «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-26/

По содержанию Д.- достаточно пространные гимны Божией Матери, наполненные глубоким богословским содержанием; заметный объем этих песнопений и присутствие в них размышлений о Воплощении предвечного Сына Божия от Пресв. Девы (напр.:  ...                                                               - из Д. великой вечерни 3-го гласа) и о тайнах Христова домостроительства спасения (напр.:                             - из Д. малой вечерни 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа;                                                     - из Д. малой вечерни тяжкого (т. е. 7-го) гласа) составляют главное отличие Д. от др. богородичнов. На Д. великой вечерни был написан ряд толкований (см., напр.: Борзецовский. 1879; Θεοδρου. 1992); толкователи подчеркивали не только глубину и поэтичность Д., но и их взаимосвязь. Так, Д. великой вечерни, взятые все вместе, составляют подробный рассказ о Боговоплощении и его причинах (см.: Модест (Стрельбицкий). 1878). Малые Д. должны, согласно 1-й гл. Типикона, петься на малой вечерне под воскресенье ; однако, поскольку эта служба чаще всего опускается, а др. случаев использования малых Д. совр. устав не предусматривает (хотя в рус. дониконовской традиции, отраженной и в старообрядческих изданиях, малые Д. могли в случае отсутствия малой вечерни петься вместе с литийными стихирами), малые Д. в храме практически никогда не звучат. Д. великой вечерни, или просто Д. (в богослужебном уставе они обычно обозначаются как «1-й богородичен гласа»), должны обязательно петься на     на «Господи, воззвах» на воскресной великой вечерне (совершаемой как в составе всенощного бдения (согласно 2-й гл. Типикона), так и самостоятельно (согласно 7-й гл. Типикона)), причем строго на текущий глас Октоиха; Д. отменяется только при совпадении воскресного дня с двунадесятым праздником. Кроме воскресной службы Д. текущего гласа должен петься на     на «Господи, воззвах» на вечерне в пятницу вечером (т. е. под субботу); этот Д. вытесняется только стихирой на     двунадесятого или особого праздника, если он попал на субботу, а также стихирой попразднств Рождества Христова, Богоявления и Вознесения Господня, но не др. праздников. Наконец, Д., но уже не текущего гласа, а по гласу славника, поются на     на «Господи, воззвах» и при совершении вечерни на памяти святых славословных, полиелейных и бденных (т. е. с красными знаками - см. Знаки праздников месяцеслова ) вне периодов пред- и попразднств (см.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/178709.html

В XVII в. служба царевичу Иоасафу издавалась в разных вариантах: 3 раза в составе служебных Миней (1645, 1666, 1690), в 1680 г.- в составе издания текстов, посвященных преподобным Варлааму и Иоасафу Индийским, осуществленного Симеоном Полоцким (см.: Сидорова Л. П. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» в изд. Симеона Полоцкого//Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. С. 134-151. (Рус. старопечатная лит-ра, XVI - 1-я четв. XVIII в.)). В ноябрьской Минее 1690 г. представлен наиболее полный вариант службы. Служба прп. Макарию Калязинскому содержит 2 канона. В каноне 8-го гласа «Отверзи ми, Христе, устне воспети подвиги угодника Твоего…» прославляется жизнь святого, в каноне 1-го гласа «Ума чистыми светлостьми Божественная зря…» говорится преимущественно о мощах преподобного и о чудесах от них. В большинстве списков и изданий службы нет указаний и др. признаков наличия акростихов в обоих канонах. Несмотря на это, Ф. Г. Спасский считал автором службы на память прп. Макария Калязинского книжника XVI в. Романа, подпись которого он предположил в сочетании начальных букв 9-й песни «РОМН» 1-го канона в печатной Минее. Однако в нескольких списках этой службы на месте этого сочетания обнаружена акростишная подпись Маркелла «МРКЛ» ( Гадалова. 2002). Подпись в этих списках сопровождает надписание к 1-му канону: «Аще хощеши уведати имя списавшаго, то у девятыа песни изообрящеши начальными словесы перваго кануна у стихов». Одновременно в 9-й песни 2-го канона появляется буквосочетание «МАКЛ», отсутствующее в большинстве списков. И хотя надписания ко 2-му канону нет, это буквосочетание также следует признать подписью М., приняв во внимание бережное отношение редактора к первоисточнику. Большинство песнопений службы оригинальны, лишь нек-рые из них (славник на стиховне, седален по 2-й стихологии, стихира по 50-м псалме, богородичен после светильна и славник на хвалитех) заимствованы из общей службы преподобному. Ряд песнопений великой вечерни восходит к полному варианту проложного Жития Никиты Переяславского - тексту, содержащему искаженные данные о жизни подвижника, противоречащие др.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. 690/767; РНБ. O.I.236). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Поэтому история Церкви, или история деятельности Духа Святого, есть история апостолов и их преемников до нас, есть ДЕЯНИЯ СВЯГЫХ АПОСТОЛОВ, а в сущности – деяния Святого Духа! …И нам должно, воистину должно в день Троицы присоединиться к славословию Церкви в честь апостолов… Сердцем и умом должно благодарить их! Как для зачатия Спасителя Дух Святой обрел достойнейшее вместилище – ДЕВУ ПРЕЧИСТУЮ, так и ныне для покорения мира Троице Он же нашел достойных себе делателей на жатву Свою ( Мф. 9:38 ). ЧЕРЕЗ НИХ, а не непосредственно, – «по причастию» им, а не самостоятельно, – и мы получили благодать Святого Духа в крещении; и доселе получаем: ибо все священнослужители истинные получили преемственно благодать Святого Духа ОТ АПОСТОЛОВ, через хиротонию. …И как Богородица была чистейшею кадильницею для «Угля» Христа, так и апостолы были взяты не случайно, а ради своих добродетелей; они возвышались над всеми людьми по вере и благочестию: «От земли (выше людей) возносими Божественных РАДИ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, Христовы апостоли, с небес Духа Владычня пришедша прияша, и Божества зарею просияша», – поет Церковь [тропарь 6-й песни четверопеснца в субботу]. Поем с нею и мы славу… И посему замечательно и естественно, что единственный раз в году на отпуске утреннем и на отпуске вечерни после литургии в Троицу Церковь , КРОМЕ БОГОРОДИЦЫ, опускает всех (и местных святых, и в честь коих храм, и даже «богоотец Иоакима и Анну»), и только упоминает апостолов – великих сотрудников Духа Святого… И при этом именует их особенно щедро и преславно на этот раз: «…молитвами… СВЯТЫХ СЛАВНЫХ, ПРЕХВАЛЬНЫХ, богопроповедников и духоносных АПОСТОЛОВ, и всех святых, помилует и спасет нас…» Святии славнии апостоли, помяните и спасите и нас, грешных, недостойных, на вас УПОВАЮЩИХ! «И апостолы, и мученики» Когда под праздник пели вечерню в монастыре и душа была особенно настроена, то я «сердцем» услышал такое пение: «Троицу Единосущную песнословим: Отца и Сына со Святым Духом: ТАКО бо проповедаша вси пророцы, и апостоли с мученики» (стихира на «Господи, воззвах» [на великой вечерне]).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

При служении священника с диаконом, это каждение совершает диакон, причем он перед каждением клиросов входит в алтарь и кадит священника. – Псаломщик поёт или читает стихиры на «Господи воззвах», не торопясь, соображая то, чтобы успели, иерей или диакон, окадить весь храм (Ряз. Е.В. 1896, 14–16). – Священномонашествующие иереи совершают каждение во время пения стихир на «Господи воззвах» (Уст., 22, 29 гл.) и «на Честнейшую», облачившись в епитрахиль и мантию (вместо фелони); соборные же и приходские иереи должны совершать каждение в это время в епитрахили и фелони, так как они пребывают в вечерню и утреню до окончания службы в этих одеждах (Рук. д.с.п. 1887, 14; сн. выше, 1-е и 3-е прим.). – Царские двери открываются для малого входа, и по входе они затворяются (Уст., 2 гл.); обыкновенно же они затворяются не тотчас по входе, а после прокимна (Рук. д.с.п. 1886, 46). 21) Когда полагается петь 2 стихиры, то 1-я поётся на «Слава», 2-я на «И ныне». – Стихира, поемая на «Слава», иногда называется «Славником» (см., напр., Мин. Общ., «О святом имущем бдение, аще прилучится в седмичн. дни»). 22) В дни будничные и в меньшие праздники второго вида (см. 826 стр. печатного оригинала), если в Минее на ряду нет стихиры на «Слава», поётся на «Слава» и «И ныне» богородичен, который находится в Минее на ряду, а в среды и пятки в этом и других местах поётся крестобогородичен; если в Минее есть на ряду стихира на «Слава», то на «И ныне» поётся богородичен (или крестобогородичен) того гласа, на который положено петь «указанную стихиру на «Слава», и эти «Богородичны осьми гласов, поемые егда есть Слава святому в Минеи», находится в конце Минеи каждого месяца, а также в Ирмологионе. – В воскресных службах каждого гласа Октоиха на малой и великой вечернях на «Слава» и «И ныне» поются богородичны, которые называются догматиками; догматики малой вечерни поются только на воскресные дни, а догматики великой вечерни поются, кроме вечерни накануне воскресенья, и в другие седмичные дни, если в них случится праздник с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением; если праздник случится в субботу, то на вечерне накануне этого праздника поётся догматик великой воскресной вечерни гласа «настоящаго», «пришедшаго», «мимошедшаго» (Уст., 12, 15 гл., Мин. Общ., Уст., 24 февр., аще в суб. 1-я седм., 20 дек.), т.е., того гласа Октоиха, который был пет в течение всей этой седмицы. Так как в Октоихе, в каждом гласе, богородичны-догматики напечатаны первыми (ибо службы гласов начинаются вечернею), то каждый из них и называется ещё «богородичным первым гласа», причем к этим богородичным малой вечерни прибавляется ещё, что они «малые вечерни». (Уст., 3 гл.). – От этих первых богородичнов следует отличать богородичны, поемые после тропарей в конце вечерни и начале утрени и тоже иногда называемые «первыми» (см. ниже, 42 прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает — в 3 главе — с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него). При соединении таких бдений — воскресного и святого — устав стремится, прежде всего, не увеличивая обычного объема бдения, каждой из двух служб дать приблизительно равное место, достигая этого тем, что песнопения предпосылает в каждой группе песнопениям святого, но зато дает первые в меньшем количестве. На малой вечерне стихиры на Господи воззвах только воскресные, так как их небольшое количество (4) неудобно было бы делить между двумя памятями; только славник святого; Богородичен гласа ввиду важности его (малый догматик); зато стиховны отдаются почти всецело святому: после воскресной стихиры здесь поются стиховны великой вечерни, которых нельзя петь на своем месте из-за воскресных стихир; славник святого уже с малой вечерни (так как стиховный славник великой вечерни будет на своем месте), Богородичен (в противоположность Господи воззвах) по гласу славника, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Typicon. P. 171-172). Согласно Иерусалимскому уставу , начиная с древнейших рукописей (см., напр., Sinait. gr. 1095, XII в. Fol. 103v; 1097, 1214 г. Fol. 133 и т. д.; то же - и в ранних слав. списках) и заканчивая совр. печатными изданиями, в день памяти П. должна совершаться служба, классифицируемая как шестеричная. На «Господи, воззвах» - цикл стихир-подобнов на «Званный свыше», 3 самогласна (те же, что в Мессинском Типиконе), славник П. и богородичен; на стиховне вечерни - стихиры Октоиха, славник П. и богородичен (оба славника вечерни - Εξλαμψε σμερον и Μητρικν γαπσας - те же, что и в памятниках студийской эпохи). Отпустительный тропарь - Αθλοφρε γιε, как в Типиконе Великой ц. Канон утрени и кондак П.- те же, что в студийских памятниках: канон авторства Феофана, c акростихом: Παντελεμονα τν πανριστον μρτυρα μλπω («Пантелеимона вседобродетельного мученика воспеваю»), 2-го гласа, на ирмосы «Во глубине постла иногда...»; кондак 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, нач.: Μιμητς πρχων (       - в Минее кондак имеет только один икос, но в рукописях сохр. еще 2: Амфилохий. Кондакарий. С. 189). На хвалитех утрени - цикл стихир-подобнов на «О преславнаго чудесе», известный уже по более ранним памятникам, в отличие от славника Σμερον ξλαμψε, το Αθλοφρου μνμη (        ), не отмеченного в них, как и славник на стиховне утрени, Δετε φιλομρτυρες (    ). С поздневизант. времен к этим 2 славникам в Минеях добавляются еще 2 самогласна - для исполнения в конце стихир на хвалитех и на стиховне утрени соответственно: Η παμφας το μρτυρος μνμη (      ) и Αγνα καλν γωνσω (        ). Чтения литургии в целом совпадают с указанными в Типиконе Великой ц. (но аллилуиарий и Евангелие - без возможности выбора, только из Пс 91 и Ин, а причастен - Пс 111. 6-7). Однако вопреки указаниям Типикона в совр. изданиях Минеи, причем как в русских, так и в греческих, под 27 июля помещается не шестеричная, а полиелейная или даже бденная служба П. Это, несомненно, связано со значительным ростом почитания П.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Л. 121 об. Служба в неделю антипасхи. Стихир на Господи воззвах семь, из них в печ. одна на стиховне, прочие также на Господи воззвах. Стихиры на стиховне и кан. отличны от помещённых в Цветной Триоди. Кан. нач. (@Приставшем хоу нкмъ внезапу преславно иевровавшю фом@). Кан. имеет и 2-ю песнь. Стихиры на хвалите те же, что в печ. Триоди. Л. 126 об. (@Мца апри. кг. стго векаго му. георге@). Стихиры на Господи воззвах в печ. на стиховне малой вечерни, а положенные здесь на стиховне в печ. на Господи воззвах вел. вечерни. Кан. тот же, что в печ. на 2-м месте. Л. 130 об. (@Въ сре. д. не преполовле празни@). Стихиры на Господи воззвах отличны от помещённых в печ. Триоди. На стиховне те же, что в печ. Кан. в печ. на втором месте. Л. 136. Служба на Вознесение Христово. Стихиры на Господи воззвах и на стиховне те же, что в печ. Цветной Триоди, но не все. Седальны отличны от помещённых в печ. Триоди. Кан. тот же, что в печ. на первом месте, но с опущением некоторых тропарей в каждой песни. Стихиры на хвалите четыре, в печ. частью на литии, частью на стиховне 498 . Л. 140 об. Служба в неделю Пятидесятницы. На великой вечерни стихиры на Господи воззвах, на стиховне, седальны, кан. и стихиры на хвалите положены те же, какие и в печ. Триоди. Кан. помещён второй из двух находящихся в печ. Триоди. Л. 146 об. (@Нел вс сты@). Стихиры святым на Господи воззвах отличны от помещённых в печ. Триоди, кроме славника. На стиховне в ркп. только славник, тот же, что в печ. Кан. один – Святым. На хвалите стихиры отличны от помещённых в печ. 499 . Л. 152. (@Мца июн. кд. ржтво стго ива пртча@). Стихиры на Господи воззвах в печ. на хвалите. Из трёх стихир на стиховне, в печ. две то же занимают место. Седален и кан. иные. Канон нач. (@Плодоносенъ цвтъ вис. из неплоднаго корене въсивъ@). Л. 156. ч. 29. (@Стую апл петра и павла@). Стихиры на Господи воззвах те же, какие в печ. Из стихир на стиховне одна помещена в печ. там же, другая на хвалите, третьей нет. Кан. отличен от помещённого в печ. Нач. (@Въспою ти ги бе мо. ко вилъ си намъ столпа твоеи цркви@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010