12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Богородицы (Иверской иконы), глас 1-й (трижды) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

Минеях); кондак П. 3-го гласа Ορθοδξοις δγμασι, τν Εκκλησαν φαιδρνας (Православными повелении Церковь просветил еси...) с икосом Επ τν θαυμαστν Αλεξνδρειαν σπεδοντες πορευθμεν τ νο (В дивней Александрии потщимся шествовати умом...) (только в греческих и в зеленых Минеях). Канон П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа имеет акростих, в к-ром указано имя автора: Εγκωμιζω τν τρισλβιον Πτρον. Θεοφνους (          ); нач.: Εν τος φωτεινοττοις, τν διαγωγν χων σκηνμασι (          ); ирмос Ασωμεν τ Κυρ (    ). Также последование П. включает: 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 1-го гласа (в рус. Минеях отнесены на хвалите, в Зеленых Минеях - на стиховну вечерни) со славником 4-го гласа (в греческих и русских Минеях на стиховне вечерни, в Зеленых Минеях - на стиховне вечерни и на хвалитех); 2 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на хвалитех (в греческих и Зеленых Минеях); светилен общий сщмч. Клименту и П.; седален П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа. Чтения на литургии П. и сщмч. Клименту зафиксированы уже в ранних памятниках. В Типиконе Великой ц. назначены прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, Апостол Фил 3. 20-4. 3, аллилуарий Пс 43. 2, Евангелие Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В редакциях Студийского устава (Студийско-Алексиевском, Евергетидском, Мессинском Типиконах) чтения предлагаются в основном те же, однако в нек-рых редакциях другие прокимен (Пс 149. 5) со стихом (Пс 149.1) и аллилуарий (Пс 131. 9). В древних рукописях сохранилось 6 канонов П. визант. авторов, не вошедших в печатные издания (все - плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа). По 2 рукописям известен канон, посвященный всем 4 празднуемым 25 нояб. святым: сщмч. Клименту, П., вмч. Меркурию и вмц. Екатерине, нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянной единодушной красоте мучеников...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε (      :) и со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 489-505). В рукописи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины сохранился канон, нач.: Ενσει μεμυημνος κα ερωσν λελαμπρυσμνος (Задумало просвещенное и ублистанное священство...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Примечание. Обо всем прочем, о чем при обозрении сей главы мы не упомянули, напр., о тропарях и т. д., справляться в самом Типиконе (л. 105 на об. и 106) 773 . Третья маркова глава показывает, как надобно отправлять богослужение в том случае, если праздник Благовещения будет в понедельник 4, 5 и 6 седм. Вел. поста. При обозрении этой главы надобно обратить внимание на следующее. В данном случае накануне праздника отправляется малая вечерня, а после неё всенощное бдение, начинающееся великою вечернею. На великой вечерни поется Блажен муж – 1 ант. 1 каф.; прокимен дня, но не великий; паремии читаются 3 (остальные две в самый праздник); на литии – Слава и ныне, Благовествует Гавриил... Утреня, часы с изобразительными и литургия поются точь в точь так, как в основной благовещенской главе (под заглавием: Благовещение пресвятой Владычицы... и т. д.) показано для постного дня. В понедельник 4 седмицы на 1 часе бывает положенное в это время крестопоклонение по обряду, указанному в Типик., л. 326. Четвертая маркова глава показывает, как надобно отправлять богослужение в том случае, если праздник Благовещения случится в среду Крестопоклонную. В этой главе сказано, что положенные на сей день стихиры и славники (разумеются стихиры и славники, помещенные в последования вторника средней седмицы вечера, потому что вечерня вторника относится уже к среде) и канон креста (разумеется утренний канон креста, назначенный на среду) во вторник вечером и в среду утром не поются, но «поются в понедельник или в пяток тоя же седмицы» (Тип., л. 206 на об.) 774 . Надобно знать, что из стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди в последовании вторника средней седмицы вечера (л. 237), Типикон (см. послед. вторника 4 седм. вечера, л. 326) крестными называет вторые стихиры: Приидите поклонимся... Держава необоримая... Слезами очистивше... Слава, и ныне, Днесь Владыка Твари... (это – славник), а из стихир на стиховне – один славник: Зрящи тя тварь..; канон креста – Древу святому, на нем же Христос простре длани... Их то и должно переносить на указанное 775 время: в среду же Крестопоклонную, как сказано в 6 мр. гл., надобно править всю службу Благовещению так, как указано в основной благовещенской главе для постного дня; причем из Триоди надобно петь трипеснец среды; особенностью будет только то, что на 1 часе над. совершать крестопоклонное последование (Тип., л. 206 на об.) 776 . Заметим: трипеснцем среды названы два трипеснца – 1-й: Господь сый всех... ( Песн. 3 ), В полудни распеншуся... (песн. 8), Елисей древле... ( Песн. 9 ); 2-й: Восплещите, вси... ( Песн. 3 ), Приидите, вси, крест... ( Песн. 8 ), Предгрядите, уяснитеся... ( Песн. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава. 2 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432–433. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник. 7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 10 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 12 Там же. 13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

В отличие от партесных концертов, которые сплошь пронизаны паузами, имитационным движением, сопоставлением хоровых звучностей и перекличками голосов, постоянное многоголосие звучит без пауз, непрерывно, постоянно, его можно было бы также назвать «беспаузным». В партесных гармонизациях, основанных на древних распевах, голоса неторопливо перетекают с одной гармонии в другую. Во главе всей гармонизации лежит cantus firmus — знаменный распев, находящийся в главном голосе партитуры — в теноре. Илл. 6. Перенесение мощей Александра Невского. Рисунок Адамова с фрески профессора Басина; гравировал К. Вейерман Концерт «Веселися Ижерская земле» В честь перенесения мощей св. Александра Невского был написан 12-голосный партесный концерт. Текст стихиры-славника на «Господи, воззвах» 6-го гласа службы Александру Невскому немного отличается от текста концерта: «Веселися, Ижерская земле и вся Российская страно, Варяжское море, восплещи руками, Нево реко, распространяяй своя струи: се бо князь твой и владыко (в концерте добавлено имя Александр Невский), от ига свейскаго тя свободивый, торжествует во граде Божии, егоже веселят речная устремления». В первой четверти XVIII в. был написан партесный концерт в честь Александра Невского. Концерт основан на тексте из службы Гаврилы Бужинского. В нем использован текст стихиры-славника 6-го гласа на «Господи, воззвах» великой вечерни, которая послужила текстовой основой 12-голосного хорового концерта «Веселися, Ижерская земле». Полный комплект концерта в виде двенадцати голосовых партий хранится в ГИМ в Синодальном певческом собрании 46. В этот сборник входит 101 концерт на разные церковные праздники. Торжественный концерт «Веселися, Ижерская земле» в списке находится под 80, он посвящен перенесению мощей князя Александра Невского, его победе в Невской битве со шведами, которая произошла при впадении реки Ижоры в Неву. Концерт написан в до мажоре, он состоит из трех частей: крайние части четырехдольные, а средняя часть, на словах «Восплещи руками, Нево-реко, распространяй своя струи», написана на 6/8.

http://bogoslov.ru/article/6177475

А. А. Ткаченко, А. Е. Петров Гимнография В иерусалимском Лекционарии VI-VII вв., сохранившемся в груз. переводе, память Д. приходится 26 дек. (т. е. на следующий день после Рождества Христова) вместе с памятью ап. Иакова, брата Господня; в Лекционарии отмечены изменяемые тексты вечерни и литургии этого дня ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1]. P. 8; T. 1. [Pars. 2]. P. 14). В др. памятнике древнего иерусалимского богослужения - календаре, сохранившемся в груз. рукописи Sinait. iber. 34, X в.,- кроме памяти Д. и ап. Иакова 26 дек. указана также память Д. в среду 3-й седмицы по Пасхе ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 117); литургийные чтения этой памяти (3 Цар 2. 1-10 (рассказ о кончине Д.), Деян 2. 29-30 (слова ап. Петра о Д.) и 1 Петр 2. 11-17, Мф 22. 41-46 (слова Христа о Д.)) без указания имени Д. даны для среды 3-й седмицы по Пасхе и в нек-рых груз. рукописях Лекционария (Ibid. P. 429). В соборном богослужении К-поля IX-XI вв., отраженном в Типиконе Великой ц . , вместо памяти 26 дек. появляется подвижная память Д., ап. Иакова и прав. Иосифа Обручника в Неделю по Рождестве Христовом ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160). Эта особая воскресная память (среди литургийных чтений к-рой имя Д. упом. лишь в стихе аллилуиария, Пс 131. 1) перешла в различные редакции Студийского устава и затем в Иерусалимский устав , принятый в правосл. Церкви после XIV в.; слав. название памяти - Богоотец святых неделя (см. также ст. Рождество Христово ). Среди песнопений этой Недели в совр. изданиях Минеи Д. специально посвящена 1-я стихира на «Господи, воззвах» (нач.:                                  ), в др. песнопениях (славниках вечерни, отпустительном тропаре, кондаке, каноне утрени (4-го гласа, творение прп. Космы; в рукописях сохр. иной канон этой Недели, также 4-го гласа, творение Георгия - Ταμεον. Σ. 133-134), в седальне и светильне) Д. прославляется вместе с прав. Иосифом и ап. Иаковом (напр., в тропаре (2-го гласа):                  ). Песнопения, специально посвященные Д., содержатся также в последованиях обоих воскресений перед Рождеством Христовым (недели св. праотцов и св. отцов). В неделю св. праотцов Д. посвящены славники вечерни, седален, 2-й тропарь 8-й песни канона праотцов, светилен; в неделю св. отцов - литийный славник, седален по 1-м стихословии (поется только при совпадении недели св. отцов с 24 дек.), 1-я стихира на хвалитех. Помимо указанных последований недель до и после Рождества Христова имя Д. можно встретить во мн. песнопениях Минеи, Октоиха, Триоди, чаще всего - в связи с воспоминанием родословной Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/168470.html

На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

353 Службы святых, кроме великих святых, случившихся в Недели, поются на повечерии (Тип., послед.Нед. ап. Фомы). 354 То есть, включая в число четырех стихир и ту стихиру, которую в Триоди Цветной положено петь на «Слава». 355 Это славословие называется малым славословием (Δοξολογα μιχρ), славословие же в конце утрени: «Слава в вышних Богу» называется великим славословием (Δοξολογα μεγλη). 356 Стихира, которая поется после «Слава», называется иногда словом «славник». Напр., сказано: оставляются стихиры и славники и канон кресту (Тип., послед. 25 марта, ещё в среду крестопоклонную). 357 Богородичен иногда именуется словом тропарь (Тип., послед. 25 июля). Есть такое указание: сей тропарь глаголется вместо Богородична (Тип., послед. 9 дек.). В этом тропаре, в воспоминание св. Анны, егда зачат Пресвятую Деву, упоминается и Пресвятая Богородица. 358 Богородичны малой вечерни воскресные после стихир на «Господи воззвах» печатаются в Октоихе прежде Богородичнов Октоиха великой вечерни, и обозначаются так: Богородичен гласа малой вечерни. 359 В предпразднство, попразднство и отдание других двунадесятых праздников, случившихся в субботу, поется Богородичен догматик настоящего гласа (Тип., послед. 13-го и 21-го сентября, 5-го и 13 августа и Тип., гл. 15). 361 Вот перевод сей песни: «Иисусе Христе, тихий свет (φς λαρν) святой славы бессмертного Отца, небесного, святого, блаженного, мы, дожив (прийдя – до солнечного заката (ε=π τν λιου δσιν), увидев вечерний (ε=σπερινν) свет, поем Отца, и Сына, и Святого Духа. Ты Сын Божий, дающий жизнь, достоен быть воспеваем во все времена гласами преподобных; потому весь мир Тебя славит». 362 Вход в прежних богослужебных книгах обозначался словом «похождение» (Тип., изд. в Москве 1641 г., в месяцеслове). 363 В великую Четыредесятницу Вход бывает на праздники сих святых, например, 9-го марта, 24-го февраля, хотя бы накануне сих дней и не совершалась литургия преждеосвященных Даров (Тип., послед. 24-го февраля), и была вечерня вседневная, а не великая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ектения сугубая полная начинается со слов «Рцем вси». Сподоби, Господи в нашей традиции поет лик, но по Уставу Сподоби, Господи всегда читается. Затем ектения просительная. После нее начинается лития – праздничная лития. Полное ее последование описано в Служебнике, и начинается она пением стихир на литии. Как правило, первой поется стихира храма: при движении по храму из основного пространства в притвор мы вспоминаем посвящение храма. Затем следуют прошения литии. По Уставу лития является непременной принадлежностью воскресной бденной службы, какой бы праздник ни попал на воскресный день: от святого без знака до двунадесятого Богородичного праздника. Что у нас? У нас этой воскресной литии почти нигде нет. Ее отслужат, если Никола в воскресный день, если Введение Пресвятой Богородицы попало в день воскресный, т.е. как бы не ради воскресенья, а ради праздника. Но знайте твердо, что на бдении обязательно должна быть лития, и воскресное бдение не исключение. Стихиры на стиховне. Они звучат всегда. Будет ли совершаться лития, или не будет – стихиры не пропускают. В схеме написано О., это значит Октоих. А сколько из Октоиха? Если не указано, сколько – значит, все, которые там есть. А есть их в Октоихе в субботу на великой вечерне четыре, это тоже максимально много, так много, как редко бывает. Обычное число стиховных стихир – 3, а в воскресный день – 4. На Славу поется стихира из Минеи (если есть), а на И ныне – Богородичен. Основная часть из Октоиха, славник – святому, который в этот день, и на И ныне – Богородичен, как в любом церковном тексте; будь то тропари, стихиры, седальны, канон, светильны, последний текст на И ныне – всегда Богородичен. В отдельных случаях – Господский текст, но заключение цикла всегда значительное и весомое, как бы точка, поставленная в конце. Ныне отпущаеши – в нашей традиции поет лик, по Уставу же это читает предстоятель. Выполнение Устава здесь трудно восстановимо, хотя и содержит совершенно удивительный и очень важный акцент на этом тексте, который во многом является пиком неизменяемых частей вечерни. Это узловой момент истории мира – встреча Ветхого и Нового Завета. Вечерня по преимуществу имеет литургическую тему чаяния Израиля, ожидания Спасителя, и вот в конце вечерни произносится тот текст, который был произнесен тогда, когда ветхозаветный праведник узрел сорокадневного Младенца – Спасителя мира. Безусловно, это пик вечерни. И когда этот текст читает старший в монастыре или в храме, в общине, тот, кто обладает несомненным нравственным и духовным авторитетом, этот текст звучит, безусловно, очень значительно и возвышенно. Кроме того, предстоятель всегда, вероятно, и старше всех по возрасту, и вот старший из всех читает тот текст, который тогда произнес старец. Это, безусловно, было бы очень мудро.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак сщмч. Климента, глас 2-й: «Божественнаго винограда...»; седален сщмч. Климента, глас 4-й: «Возсияв, якоже солнца заря...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Непорочная Агница...» (см. в Минее 25 ноября). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника не поется). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен сщмч. Климента: «Ныне благонарочит...» , «И ныне» – светилен праздника: «Юже древле...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и праздника, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 25 ноября на хвалитех утрени; со славником, глас 2-й: «Днесь в храм приводится...», и припевами своими; припевы праздника см. в Минее в сам день праздника на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам праздника см. в Минее в сам день праздника на стиховне великой вечерни. Стих 1-й: «Приведутся Царю девы в след Ея,/искренния Ея приведутся Тебе»; стих 2-й: «Приведутся в веселии и радовании,/введутся в храм Царев». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 9-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь сщмч. Климента; кондак воскресный. «Слава» – кондак сщмч. Климента, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Апостол и Евангелие – дня и праздника. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Серафиму Остроумову, архиепископу Смоленскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731665.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/519 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-08/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010