(2) Стих: Для чего разъярились язычники/и народы замыслили тщетное? Как овца на заклание/Ты веден был, Царь Христос,/и, как кроткий агнец, пригвожден был ко Кресту преступными людьми/за грехи наши, Человеколюбец. Стих: Предстали цари земные и князья собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Как овца на заклание: Слава: К схватившим Тебя преступникам/Ты, все терпя, так взывал Господи:/«Хотя вы и поразили Пастыря/и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,/Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов./Однако Я являю долготерпение,/чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,/сокрытое и тайное»./Господи, слава Тебе! (2) И ныне: К схватившим Тебя преступникам: Прокимен, глас 4 Сердце его/собирало себе беззаконие. Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном. Пс 40:7б, 2а Пророчества Захарии чтение Так говорит Господь: Возьму жезл Мой прекрасный и отвергну его, чтобы уничтожить завет Мой, который заключил Я со всеми народами. И он уничтожен будет в день тот, и познают Хананеи, овцы, хранимые для Меня, что это – слово Господне. И скажу им: «Если это хорошо в глазах ваших, то дайте плату Мою, или откажите». И они назначили плату Мою – тридцать сребренников. И сказал Господь мне: «Опусти их в горнило, – и Я посмотрю, подлинно ли оно, так же, как Я был испытан за них!» И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень, в горнило, [как указал мне Господь]. Зах 11:10–13 К Галатам послания святого Апостола Павла чтение, зачало 215б. Евангелие от Матфея, зачало 110а. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим. Пс 118:133–135 Да наполнятся уста мои хвалою Тебе, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Пс 70:8 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 8 Придите все, Распятого за нас воспоем./Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала:/«Хотя Ты и распятие претерпеваешь,/Ты – Сын и Бог мой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

3) Что Иисус Христос Сам ко пришедшим врагам Его вышел и сказал им: Это Я, – Тот, Кого вы ищете. Из этого видим, что Он волею Своею предал Себя на страдание за нас и все случившиеся с Ним злострадания претерпел. Благоволил Отец, чтобы чашу страданий Единородный Сын Его испил за спасение наше; соблаговолил Тому и возлюбленный Сын Его и данную Ему от Небесного Отца Своего чашу испил. Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ); как сказал: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? ( Ин. 18:11 ). Видишь, христианин, горячую любовь Единородного Сына Божия к нам, видишь и Небесного Его Отца. Возлюбил нас недостойных Бог – возлюбил и Сын Его Единородный. Предал Отец Сына Своего за нас на смерть и страдание – предал Себя и Сын Его за нас. Слава Богу, так благоволившему! Слава Божественному человеколюбию Его, слава благости Его, слава милосердию и щедротам его! Господи! что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? ( Пс. 143:3 ). Иисус Христос Господь наш мог уклониться от рук беззаконных врагов Его, но не хотел, так как пришло уже тогда время Ему за нас пострадать. Христиане! Не убежим и мы и не уклонимся от креста страданий, который Отец Небесный возложит на нас. Хотя и можем уклониться, но понесем его без роптания и последуем за Христом даже до Голгофы, если будет на то воля Небесного Отца. 4) Мог Христос всех, пришедших Его взять, поразить, но не хотел, и попустил им взять Себя и связать. Последуем и мы в том Начальнику нашему, Иисусу. И хотя можем злотворящим нам отмстить и навредить им, однако же не будем ни мстить, ни вредить им, но все их злотворение с кротостью претерпим. Так Христу, Начальнику нашему, как тело главе, следовать будем, так Ему сообразны будем, так с Ним пострадаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим. 8:17 ). Но посмотрим же, как и что за нас пострадал Христос Господь наш. Видим, что Он, проданный и преданный предателем Своим, был связан, связанный, был отведен к беззаконному собору, был учениками оставлен: все ученики, оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

57:19; Ефес. 2:17), т. е. грешникам Израилевым и язычникам. Ибо праведники Израилевы призваны были от веры к той же вере. Ибо всегда Христом даваемы были тот же Дух, та же вера и та же благодать, и Он, пришедши и устранив завесу Закона, дал только народам полноту их, так что они отличались от будущих лишь по степени, а не по роду. Ибо семя Авраамово никогда не изменялось по своему существу, и если кто либо оправдался без веры, то он не был сыном Авраамовым, потому что никто не может назваться сыном Авраамовым, если он оправдался законом, а не верою, как Авраам. Ибо от того же образа благодати и Духа и в ту же Церковь учит Апостол переходить, говоря: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся, от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Говорит, что и прежде страдания Господа была слава, и отрицает, что она могла быть отделена (excludi), т. е. порождена, произведена, создана законом. «Где убо, — говорит, — похвала? Отгнася. Которым законом? делы ли? Ни; но законом веры» (Рим. 3:27). «Что бо писание глаголет? Верова... Авраам Богови и вменися ему в правду» (Рим. 4:3). Мы перешли к славе от той же славы, которая была не от закона. Если же была слава дел, то это была уже не слава у Бога. Ибо невозможно иметь никакой славы без благодати Божией, так как слава одна и всегда была одного рода. Ибо никто не побеждал, если за него не побеждал Бог, что дается однако не законом, хотя бы кто и поступал по нему, но верою, вследствие которой Бог отнял силу у нашего врага. Поэтому, «хваляйся о Господе да хвалится» (1 Кор. 1:31). Ибо, если мы в чем и побеждаем, то это не наше: оно не от дел, но от веры. Итак, нет ничего такого, чем мы могли бы похлалиться как нашим, ибо мы ничего не имеем, чего не получили бы, и если существуем, то существуем от Бога, дабы возвеличилась сила Божия, — а не сами собою. Вера — все, что нам нужно. Поскольку мы будем иметь ее, постольку и Бог будет действовать в нас. И Соломон хвалится тем, что не от человека, но дар Божий — все что человек имеет: «познав, — говорит, — яко не инако одержу, аще не Бог даст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

5:17). Но когда уже явился Христос в восьмой день, установленное Моисеем престает: уже не в образах и тенях мы служим Богу. Впрочем, наставление в законе не умолкло, так как закон духовен для духовных и всегда проповедует таинство Христово. Моисей обетовал, что в восьмой день явится слава Господня; ибо закон предвозвестил время пришествия Спасителя нашего. К сему присоединяет еще повеление, чтобы Аарон совершил жертвы прежде за себя самого, а после того — за весь народ, поставляя это, как я думаю, образом того, что касается до нас, и являя весьма хорошо и ясно, что избранным для священства и приемлющим освящение в вере по справедливости приличествует быть святыми и священными. Объясним также, насколько возможно, и то, каков был образ приношения. Телец закалаем был за грехи и для очищения священнодействующих. По излиянии же крови на святой алтарь и по воскурении внутренностей остальное тело сожигалось огнем. Потом всесожигаем был еще овен по обыкновенному закону всесожжения. Козел был жертвой для очищения греха народа; телец и агнец во всесожжение, а овен и вол — в жертву спасения, причем возлагалась на алтарь и пшеничная мука, если и не вся вдруг, но погорстно и по частям. Затем говорит: «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Лев. 9:22-24).     П. Так что же скажешь ты и об этом?     К. Поистине в восьмой день явилась слава Господня, есть сделался явным Сын, слава Бога и Отца: так Бог называл Его, говоря священнейшему Моисею: «живу Аз», — говорит Господь — истинно наполнится славы Господней вся земля (Чис.14:21). А священными являет Он нас, Сам за нас как бы в образе тельца закалаемый и освобождая от греха, отпускай всякую вину и очищая скверну, происшедшую от осуждения, подобным образом Сам приносимый, как овен, в воню благоухания мысленного, Сам же бывая и жертвою спасения освящая нас собственной кровью, Сам есть и семидал (пшеничная мука), намащенный елеем, в радости святой жизни являющий Себя Самого за нас Богу и Отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

5,8).Как читается славословие молитвы Господней?Яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.Для чего к молитве присоединено славословие?Чтобы мы во время молитвы не только просили у Бога милости, но вместе с тем и прославляли Его, как своего Творца, твердо надеясь, что Он всегда может и готов исполнить нашу просьбу; в знак чего и прибавляем к славословию слово: Аминь.Как обыкновенно называются вышеперечисленные молитвы: Слава Тебе, Боже... Царю Небесный... Святый Боже... Слава Отцу... Пресвятая Троице... Отче наш...?Начинательными или начальными, потому что ими начинаются почти все церковные службы; ими и мы начинаем ряд домашних утренних и вечерних молитв. В церковнославянском языке нет звука " ё " , поэтому следует читать " твое " , а не " твоё " , " зовем " , а не " зовём. " и т.д. 3. Утренние молитвы По-русски: Отец наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь. Как эта молитва называется?Молитвой Господней.Почему она называется молитвой Господней?Потому что ее дал апостолам, а через них и всем нам, Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 6,9-13).Что нужно сказать о достоинстве этой молитвы?Она есть важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения.На сколько частей молитва Господня разделяется?На девять частей: на призывание, семь прошений и славословие.Как читается призывание?Отче наш, Иже еси на небесех.Отче - отец. Иже - который. Иже еси на небесех - который на небесах, небесный.Кто здесь разумеется под словом Отец?Бог наш.Для чего Господь повелевает нам призывать Бога под именем Отца?Чтобы стояли пред Ним, когда молимся, не только со страхом, как стоят рабы пред своими господами, но стояли и с любовью и преданностью, как дети пред своим отцом, открывая пред Ним все свои нужды со всей искренностью и сердечной простотой.Если кто один молится, переменяются ли слова: Отче наш?И в этом случае все-таки нужно говорить: Отче наш, потому что Бог есть общий всем нам Отец, а мы между собой братья; потому, что просим в молитве себе, того должны просить и другим.Что показывают слова: Иже еси на небесех?Эти слова показывают, что молящийся обращается с прошениями не к земному отцу, который часто не в силах помочь своему сыну, но к Отцу, живущему на небе, Который все может нам сделать и все готов сделать; поэтому, молясь Отцу Небесному, мы должны оставить все земное и вознести свой ум и сердце к Богу.Как читается первое прошение молитвы Господней?Да святится имя Твое.Да - пусть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

6, 14). Постольку воскресение есть предмет веры, как нечто совершенно новое для нашей теперешней жизни, о чем можно сказать лишь словами апостола: «не у явися, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3, 2 ). И даже та, все-таки только духовная, радость воскресения, которая нами так чудесно переживается в Пасхальную ночь, не есть еще эта радость духовно-телесного воскресения. Воскресение из мертвых остается для нас в этом веке все же трансцендентным. Как чудо Божие, оно является тайной для нас, пока с нами не совершилось. Это действие Божие над человеками не ограничено нашей человеческой немощью, оно также не считается и с индивидуальными свойствами. Поэтому оно и является всеобщим: все люди воскреснут без всякого исключения, ибо всеобщее воскресение есть дело Божие. В этом смысле все воскресают одинаково, Божией волею, а не человеческим произволением. Быть человеком и, следовательно, принадлежать к человечеству Христову, – таково есть это единственное основание для воскресения, которое усвояется человечности как таковой: homo sum et nihil humani a me ahenum esse puto, это же человеческое естество, силой Христова вочеловечения, есть и богочеловеческое. Вот почему, по слову Златоуста, все призываются к Воскресному ликованию, «всех бо свободи нас Спасова смерть» ( Иоанн Златоуст ). Воскресение мертвых, будучи тайной Божией, по силе своей в известной мере изъясняется в своем действии, а постольку и может быть постигаемо на основании откровения (у ап. Павла в 1Кор. 15, 37–42 ). Воскресение сравнивается здесь с сеянием и прорастанием зерна. «Когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная слава земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнствует во славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

I. Порядок Всенощного Богослужения Молитва при входе в храм Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой, чтобы мне без преткновения прославить одно Божество, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. ( Пс. 121, 1; 5, 8–9 ). Молитва по входе в храм Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, Своею благодатию пребывающему в этом святом храме, особенно же в Пречистых и Животворящих Тайнах; преклоняю колена сердца моего пред Тобою, истинным Христом Спасителем моим. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, помощнице, заступнице, ходатаице, единственной надежде и упованию в спасении моем. Почитаю святого Ангела, служителя Твоего, всегда охраняющего Божественный Твой Алтарь. С любовию лобызаю и всех святых Твоих, изображенных на иконах и мощами почивающих. И молю Тебя, благого Владыку моего: да будут уши Твои всегда внимательны к молитвенному голосу людей, молящихся Тебе в этом святом храме; почивших же прихожан его вспомни в небесном Твоем Царстве, прощая все их согрешения, как вечно Благой и Милостивый. Аминь. Священник, придя в святой храм, надев епитрахиль и став пред Царскими Вратами, возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония паши; Святой, посети и исцели немощи наши, ради Твоего имени. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

XIV. Оказывая милосердие, мы исполняем долг. «Всякое доброе дело есть долг наш, – говорит св. Златоуст, – и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга, – ибо что мы может воздать Тому, Кто привел нас из небытия в бытие и потом искупил нас бесценной Своей Кровью? Он дал за нас цену, которой никто не дал бы за собственного сына, – пролил Кровь Свою. Посему, если бы имели каждый по тысяче душ и пожертвовали бы всеми ими, то воздали бы Ему равное воздаяние? Нет. Почему? Потому, что Он сделал это для нас, не будучи обязан, но совершенно по милости Своей; а мы обязаны к тому. Он, будучи Богом, сделался рабом; будучи непричастным смерти, сделался причастным ей по плоти; а мы если и не положим за Него душ своих, то по закону природы непременно должны будем положить их, – спустя немного времени поневоле расстанемся с жизнью, – так и с деньгами: если мы не отдадим их для Него, то по необходимости отдадим их при смерти. Видишь ли, сколь велика благодарность Его? Он не сказал: «Что важного сделали мученики? – Если бы они не умерли за Меня, то и без этого непременно умерли бы»; но воздает им великой благодарностью, так как они добровольно отдали то, что впоследствии должны были бы отдать невольно, по закону природы. Он не сказал: «что важного делают раздающие имение? – они непременно отдадут и поневоле»; но воздает и им великой благодарностью и не стыдится исповедовать перед всеми, что Владыка питаем был рабами. Подлинно, и это – слава Владыки, чтобы иметь признательных рабов, и это – слава Владыки, чтобы принадлежащее им усвоить Самому Себе; и это – слава Владыки, чтобы не стыдиться исповедовать это перед всеми. Устыдимся же такой любви Христовой и сами воспламенимся любовью к Нему. Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то, хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламеняемся особенной любовью к нему и оказываем ему великое почтение, тогда и мы любим его; а Господь наш любит нас так много. Возлюбим Его по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему – и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого каким-нибудь одолжением для Него, но делом полезным для нас самих, – ибо таков закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любящих. Будем и мы также преданы Господу нашему, дабы нам сподобиться и будущих благ, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (2 б. на посл. к Филимону).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава — потому что Ты явился в наш мир и с человеки споживе!    Слава — ибо Ты Рождеством и Воскресением Своим открыл нам, сущим на земли, Небесная! Слава — ибо Ты «на камени основал Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)! Слава Тебе, ибо в Церкви Своей оставил Ты — во святых Таинствах — для нас всякое средство ко спасению, из коих начальное есть Таинство Покаяния и мать его — пост.    Оно — не первое, не с него формально начинается церковная жизнь человека, но — начальное, ибо без него невозможна реальная жизнь в Церкви!    Без этого начала не совершается никакое Таинство.    Святое Крещение ли и Миропомазание, коими Господь вводит нас в Церковь Свою? — Но приступают к ним путем покаяния, как сказано: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). И первые наши покаянные слова (подкрепленные трикратным дуновением и плюновением), с которых начинается целожизненная человеческая борьба с грехом, — отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его.     Браковенчание ли? — Но разве не положила Святая Церковь исповедь предварением сего Таинства?     Елеопомазание? — Но исповедь есть непременный спутник его, идущий или немного впереди, или чуть сзади, да и в самом этом Таинстве молитва покаяния есть его совершитель, как сказал апостол («болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14)).     Священство ли? — Но кто рукоположен без того, чтобы исповедаться?    Святейшая Евхаристия? — Но видел ли ты когда такого кощунника, не имеющего страха Божия, который дерзнул бы приобщиться Святых Христовых Таин без того, чтобы прежде очистить себя покаянием?! Ведь сказано: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся [παιδευμεθα] от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:27—32). Обратим внимание на смысл наказания: это — не некое насилие по приговору суда, у греков написано παιδευμεθα, от слова παιδεω — обучать, учить, образовывать, преподавать! А πας — мальчик, дитя, ребенок, подросток, сын! В наказании Господнем нет смысла насилия, Он, мудрый Педагог, нас обучает, учит — как мы учим детей своих!.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостол научает вас, что разная бывает плоть: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (ст. 40–41). Святой апостол углубляет свою мысль дальше, он говорит уже не о плоти земных существ, говорит уже о телах небесных, ибо и светила небесные — планеты и звезды — это суть тоже тела, Божии создания. Это тела совсем не такие, как тела животных, но это тоже тела, и различаются они по своей величине, по своему значению, по своей славе. Научает нас святой апостол сосредоточить мысли свои на том, что разная слава, разное значение, разная величина принадлежат и телам небесным и телам земным, и телам живых существ. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (ст. 42–44). Они восстают в нетлении. Семя их в уничижении, которому подвергаются погребенные тела: их изъедают черви, они разлагаются, они гниют. Это ли не уничижение? Но они восстают во славе. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное». Что более немощно, чем труп человеческий, не способный к движению, не способный решительно ни к чему? А восстанут эти погребенные в уничижении тела в силе, в огромной и славной силе. Как и почему это будет? Потому что сеется тело душевное — то тело, которое жило по законам земным, физиологическим, которое одушевлялось душой. По разлучении души и тела от них отделяется бессмертный и вечный дух, и из этого душевного тела, уничиженного, немощного, восстанет тело духовное, вечное, восстанет совершенно иное тело. Подобно тому, как из зерна, которое сеется, вырастает растение, совершенно не похожее, неизмеримо более славное, великое, чем малое зерно, подобно этому и из погребенных тел душевных, немощных и уничиженных, в день Суда Христова восстанут новые тела — духовные, имеющие новые свойства; тела, живущие уже не по законам плоти, не по законам природы, а по законам духа. Восстает новое тело, способное к жизни вечной и бесконечной, к которой не способно наше земное бренное тело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010