В лице братьев Иоасафа и Варлаама о. Алексий приобрел замечательных людей, редких по смирению, послушанию и выносливости. Святые люди. Труд, который взвален им на плечи, непомерно тяжел — обременены они работой до переутомления. Продолжительные скитские церковные службы, молитвенное келейное правило, тягота хозяйства: печенье просфор, работа в огороде, кухня, водовозное послушание (артезианский колодезь вырыли сравнительно недавно, а первые годы воду приходилось возить бочками за четыре версты на ручной тележке). Престарелому о. Алексию при двух трудоспособных помощниках, конечно, со всей сложностью скитского устава справиться трудно. Я упрекал о. Алексия за то, что он переобременяет своих сподвижников непомерным трудом, и убеждал его пересмотреть вопрос об уставе, но, по словам о. Алексия, молодые монахи сами стоят за сохранение его в нерушимости. Этим решением — не изменять устава, думаю, и объясняется то явление, что за 6 лет существования скита ни один из аспирантов, попадавших под начало о. Алексия, искуса не выдерживал и новых пострижешщ за все это время не последовало. Афонский устав рассчитан на многочисленную братию, среди которой распределить все необходимые послушания нетрудно; в нашем скиту они взвалены полностью на 2–3 человек, и физически долго этого не выдержать. Надо понять, что устав применяется к реальным условиям жизни, а потому эти условия нельзя не учитывать. Монашеский идеал не знает незыблемо-неизменных форм. Но о. Алексия, 29 лет подвизавшегося на Афоне, убедить в этом трудно. Отличный знаток афонского устава, начитанный в аскетической литературе, монах опытный на путях духовного делания, он, однако, не смог зажечь, при всех своих положительных данных, того огонька, к которому бы души повлеклись. Преобладание " Типикона " , " буквы " , формального начала над духом на путях монашеского подвизания — неблагоприятная атмосфера для произрастания молодых побегов, а долголетний афонский стаж, который укрепляет о. Алексия в сознании, что только он один на высоте монашеского идеала, не способствует, а препятствует сближению с ним душ, взыскующих монашества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Воспоминание об этой древнейшей поре сохранилось и в его позднейших записях, где по временам делаются ссылки на какой-то древнейший типик и приводятся из него извлечения. Так в Синодальном уставе указывается на «παλαιωτρα τυπικ» в службе Феодора Тирона, в других читается целая статья, начинающаяся следующими словами: «γγραπται ν τ παλαι τυπικ τ γραφντι ν εροσολμαις оτως». В ней идёт речь о том, что малая вечерня накануне праздников поётся не в церкви, а притворе, и притом не певчески, но скороговоркой χμα. Различие между старыми и новыми типиками продолжает держаться и в полных его списках XV–XVI b., но эти ссылки относятся уже не к первоначальной редакции устава (за весьма немногими исключениями, перешедшими из древнейших типиков), а только к более ранним спискам. Разделение основывается на сравнительной древности некоторых из них и, может быть, на совпадении их в известных пунктах с первоначальной редакцией. Если провести это сравнение дальше, то окажется, что в дошедших до нас письменных уставах не сохранилось многих обычаев древних палестинских монастырей, а судя по тому, что эти указания на первоначальную практику палестинскую чрезвычайно бедны и отрывочны, естественно предположить, что число пунктов разногласия пришлось бы увеличить до размеров очень крупных. Прежде всего, в древних монашеских общинах Палестины преобладал келлиотский образ жизни, а это сообщало особый характер и порядкам литургическим. Богослужение имело у них вид однообразного келейного правила, суть которого сводилась к исполнению известного числа псалмов и библейских песней без всякой драматической, обрядовой обстановки. Если и в позднейшее время скитяне и келлиоты, вследствие особых условий своего положения, расходились в обрядах с киновитами и имели особый устав скитского жития, тем больше должны были отразиться эти условия на характере службы у первоначальных палестинских иноков, когда тропари, стихиры, каноны были ещё малоизвестны и считались у строгих монахов даже неприличными и соблазнительными, благодаря мелодическому их исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Конечно, нет. Ведь и преп. Исаак Сирин тоже во второй половине своей жизни ничего сам не писал, по причине слепоты, однако, это не мешало ему диктовать ученикам свои сочинения. Подобно сему и послания, обращения, наставления преп. Антония могли быть записаны под его диктовку. При перечислении сочинений преп. Антония принято указывать следующие: 20 посланий (писем) к инокам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о нравственности и множество отдельных изречений и правил, компиляция из которых, наряду с некоторыми из вышеуказанных сочинений, помещена в русском «Добротолюбии» (т. I). Наиболее верным является авторство семи из двадцати писем к инокам (именно эти семь писем были впервые на русском языке опубликованы в журнале «Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1991 г. – 1992 г.). Наиболее сомнительным, с точки зрения ряда современных патрологов, является авторство 170-ти глав о нравственности. Все сочинения преп. Антония – аскетического характера, с элементами нравственного и догматического богословия, а также антиарианской полемики. §3. Учение 1.      Преп. Антоний обладал даром учительства. В нем было что-то от древнего мудреца и от ребенка одновременно. В учительстве он не был высокомерным, суровым и замкнутым наставником; его евангельски-детская мудрость, основывавшаяся на выстраданном в духовной брани аскетическом опыте, покоряла сердца. Благодаря этому, многие знатные, военные и гражданские лица, люди с большим достатком, слагали с себя заботы житейские и становились монахами. В наставлениях преп. Антония, которые он давал приходившим, заключается вся мудрость монашеской жизни и практические советы для постепенного восхождения по лествице духовного совершенства. 2. Для преп. Антония характерно то, что он не давал своим ученикам внешних правил иноческой жизни, и потому, преп. Пахомий – первоначальник монашеского общежития, получил устав общежития не от отца всех монашествующих, а непосредственно от Ангела. Преп. Антоний заботился о научении своих учеников не букве, а духу аскетической жизни. Показательно, что, когда братия стала просить преп. Антония устава для жизни, он предложил духовно-аскетическое поучение, на которое более всего походит устав отца скитского жития на Руси, преп. Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Схима как схима ничего не даст; душу надо сделать схимницею. А внешняя схима одно породит самомнение (2, с. 59). 28. Об уставе скитском. Ответ на разные вопросы об устройстве скитского жития Вы прислали мне просмотреть устав скита и сделать заметки. Вы спрашиваете у слепого. Я не видел и общей монастырской жизни, а не только скитской и по опыту не знаю ни той, ни другой. Скажу, однако ж, слово-другое по соображению (2, с. 66–67). Полный устав сразу составить едва ли можно, поэтому в конце оговориться: «Если впоследствии окажется что нужным прибавить к сему уставу или что отменить и ограничить, сие можно делать с совета настоятелей и старших братий пустыни и скита». В первом пункте указывается цель скита – преуспеяние во внутренней жизни. В уставе потому должно быть все направлено к сей цели неотложно. В вашем же уставе допущено нечто, не сообразное с сим. Таков крестный ход из пустыни в скит и в самом скиту. Тут шуму не оберешься. Сотрясение скитников будет на неделю. Еще: при чтении денно-ночной Псалтири на каждой славе излишне поминание многочисленное. Поминание сие пусть делается на правиле при совершении помянника, прибавить туда свое – и довольно. Или, если желательно, поминать в конце кафизмы или при смене чтеца. В келии – молитва, чтение и рукоделье. Так Ангел определил. Рукоделье надо обозначить и не допускать хлопотливых, к числу коих относится пчеловодство и садоводство. Лучше те, кои можно совершать, не выходя из келий. Кроме вязанья, не знаю другого у нас, древние плели корзинки и рогожи. Живопись тоже хлопотлива и увлекательна. Довольно плетенья. Оно разнообразно... Открытие помыслов ежедневное многоплодно, и надо сделать его неотложным. Мужчина может приходить, сколько придется. Зачем? Общая служба в пустыни (монастыре) есть, и литургия там всегда. За чем же? За советом?! Кто советник? Если один кто, ему тяжело, если не один, скит будет походить на базар. Не лучше ли и для мужчин запереть ворота?! Или, если уж это нежелательно, построить приемную для ищущих совета, особую, за воротами при привратницкой. Для назидательного чтения не назначить ли определенный час? Все присутствуют, и настоятель тут. Он же избирает, что читать и кому читать. В конце чтения положить решение вопросов и недоумений, и это все слушают. И братия, знающие, участвуют в решении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   В первой половине XIX века Россия встречается с православными народами Европы и Востока. Произошло это благодаря победам над Турцией и изменениям международного климата в Европе. Русские келлиоты стали приходить на Святую Гору после очередного запустения Афона в 1821 – 1830 гг. Из-за греческого восстания находиться на Афоне практически было невозможно. Афон был занят турецкими войсками, весьма часты были набеги греческих пиратов, продававших монахов в рабство. Русских на Афоне не было и не могло быть до Адрианопольского мира 1829 года. После этого русские устремляются на европейский Восток. Запад, с его рационализмом, видит в этом стремлении не движение русской души, а некоторые политические мероприятия. По его мнению, интересом русского человека к Святой земле, Афону, Бари движет не народная душа, а какие-то прагматические расчеты государственных мужей. Россия не имела древней христианской истории, которую знали страны Востока, не было у нее такого множества святынь и мощей, как на Востоке. Но Россия жила верой, у ее народа было сильнейшее желание познакомиться с восточной традицией. Постепенно паломничества на Афон и в Святую землю приобрели массовый характер.   В 1882 году создается Палестинское общество, одной из задач которого было обеспечение паломничества в Святую землю и на Святую Гору. На Афоне русские даже получили возможность оставаться, принимать постриг и поступать в обители. Впоследствии все это было закреплено в Сан-Стефанском договоре и Берлинском трактате. Знакомство с Востоком для русского человека было новостью и довольно неожиданной. Во-первых, он узнал, какие святыни существуют в мире, и, во-вторых, в каком запустении они находятся. В Святом граде Иерусалиме они мало-помалу захватываются католиками или просто разрушаются. На Афоне просто разрушаются сами по себе. В-третьих, он познакомился с иной монашеской традицией. При этом обнаружилось, что духовная жизнь на Востоке находится в необыкновенном запустении. Например, во многих греческих монастырях царствует идиоритмический устав, который для русского человека был просто неприемлем. Ведь идеалом монашества на Руси стал общежительный киновиальный устав, введенный в своей обители преподобным Сергием Радонежским. На Афоне они встречают и другие формы монашеской жизни: скитскую, келлиотскую и отшельническую. Конечно, на Руси в XIX веке существовали и скиты, и были отшельники, но все это было скорее исключением.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1641

90; 57) сей чин поется за всю службу церковную сице (280); 58) вруцелетие (280 об.–281 об.); последования: павечериц: 59) великой (282–296 об.); 60) малой (297–304 об.); полунощниц: 61) вседневной (305–307 об.); 62) субботней (308), 63) воскресной (309–314 об.); 64) утрени и первого часа (315– 326 об.); 65) часов: 3, 6 и 9 и чина панагии (327–340); 66) «Блаженны», апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (341–350); 67) «Блаженны», апостольския и евангельския чтения в праздники Господские и Богородичные (350 об.–352 об.); 68) отпусты на каждый день седмицы (353–354 об.); 69) отпусты на дни праздников Господских и Богородичных (354 об.–358 об.); 70) о том, как «на Святой неделе Пасху петь» (359); 71) указ о тропарях и кондакох, како глаголати в седмичные дни кроме субботы и недели и кроме предпразднества и попразднестве и великих святых, имущих бдение или полиелеос во весь год на вечерни и на павечернице н на утрени на Бог Господь и по Благо есть и на часех и на литургии no входе (360–375 об.); 72) тропари воскресные, богородичны и ипакои на восемь гласов (376–378 об.); 73) тропари и кондаки дневные (379–380 об.); 74) богородичны и крестобогородичны иже глаголются по тропарях на вечерни и на утрени по гласу тропаря (381 – 382); 75) кондаки и икосы воскресные на восемь гласов (382 об.–384 об.); 76) о праздницех в них же поется Бог Господь (385); 77) последование вечерни (386–392; каноны: 78) молебный «на святую Пасху» (392 об.–395 об.); 79) Иоанну Богослову – творение Феофаново (396–398 об.); 80) устав вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени и часов (399–403 об.); 81) како пети каноны единому святому, единой Богородице, Богородице и святому или преподобному или мученику; о том, как говорить три канона; о том, какие каноны говорить на часех и в которой день за творящих милостыню (403 об.–404 об.); 82) чин исповеди келейной (405–410); 83) устав скитских отец како глаголати псалтырь на всякую церковную службу иноку или мирянину (410); 84) чины а) како подобает самому себе причастити пречистых и животворящих Таин Христовых нужды ради великия; б) исповеди и Причащения больного (411–418); молитвы: 85) над сосудами оскверненными (418 об.); приводятся только начальныя слова молитв: 1) «Господи Боже наш един святый»; 2) «Святый владыко, Господи Иисусе Христе Боже наш», молитвы не те, что в 867, 868; 86) на научение грамоте детем (419), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м. в Петров пост); позднейшие его списки (тоже в Петров пост) после 9 часа; так и Иерусалимские в посты; в непостные же дни вместо литургии (но не после нее) после 6-го часа.    На основе этих правил появляется в памятниках IX и след. веков особый «Чин 12 псалмов», а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв. Надписывается первый чин: «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь ихже пояху преподобнии отца пустыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях свв. многих»; (с. 438) принесение этого чина в Россию усвояется архим. Печерскому Досифею (XIII в.). Претерпев, как мы видели, ряд изменений в своем составе (см. выше стр. 425 и д.) и дав начало нынешним междочасиям и прежним ночным часам, чин этот ныне имеет такой состав: по обычном начале пс. 26, 31, 56, 33, 38 , 40, 69, 70, 75, 101, молитва Манасии и (вместо 12 пс.) славословие великое (в будничном виде) и молитва св. Евстратия; после каждых трех псалмов трисвятое, 3 покаянных тропаря с богородичным в том числе и с соединительным Слава и ныне (после первой третицы псалмов 1-го гл., после 2-ой – 4 гл., по 3 — 6 гл, по 4 – 8 гл.) и Господи помилуй 30. — К числу древнейших Скитских уставов должен быть отнесен и «Устав св. Отец, Богом предан, всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязненным христианом», т.е. устав пения Псалтири вне церковных служб. Для такого пения Псалтирь снабжена таким последованием по каждой кафисме: Трисвятое, по Отче наш, 3 покаянные тропаря (иногда 4) на один из 8 гласов (не по порядку), с богородичным в том числе и с соединительным Слава и ныне, Господи помилуй 40 раз и молитва покаянного содержания. В старых редакциях этого устава указывалось, когда и по скольку кафисм петь вне служб: после повечерия и молебного канона пресв. Богородице «почни Псалтирь, поелико ти мощно и, почив мало, почни полунощницу, и по полунощници отпой 6 кафисм с покланянием, с молитвами, створив отпуст, благодарив Бога; покоя вкусив законно, паки встав пред заутренею отпой 6 кафисм с покланянием, с молитвами; таже начни утренюю оп обычаю что тись будет в Псалтири остало, то испой в день; аще ли работу кую имеши, а в нощи хочеши опочити, и ты испой 10 кафисм и нощи, 11 днем (21-я кафисма — песни библийские), а не мози оставити правила сего, но на нощь и на день испоеши Псалтирь; аще ли и успеваеши изглаголати Псалтирь весть прежде пришествия свету или прежде кончания дне, то паки зачни сначала, Псалтирь бо не кончается николиже».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Карейский устав и Часослов Фикары    Особенно много делал для развития Скитского устава Афон. Из возникших здесь скитских правил древнейший — устав Карейской келлии (с. 439) на Афоне, написанные св. Саввою Сербским (XIII в.) для брата-отшельника; по нему Псалтирь прочитывается ежедневно вся, причем между службами читаются неположеннные на службах кафисмы; на утрени кафисм читается не менее трех; воскресное бдение вместо вечерни начинается службой, похожей на Евергетидскую панихиду: трисвятое, пс. 50, канон, а затем по чтении Евангелия утреня. – На Афоне же появилось в XIV в. составленное монахом Феодулом, в мире Фомою Фикарою (греком, бывавшим и в России), σκητικ (или σκητικ) κολουθα, «Постническое или скитское последование», небезызвестное и в древней России и переведенное на славянский язык. В этом Часослове церковные службы до того переделываются или дополняются, что от обычного последования из иногда ничего почти не остается (часто, впрочем, не ясен состав службы). Там на утрени не указаны царские псалмы; пред шестопсалмием после «Господи устне...» особая молитва; после каждой из 3 кафисм трисвятое по Отче наш, 3 покаянных седальна (с богород. в том числе), 7 поклонов и 2 молитвы; по 50 пс. пред каноном молитва «предисловие песнем»; после каждой из библейских песней «предисловие с молитвою» (т.е. молитва с прошением о принятии нашего пения, ср. praefatio на р.-кат. литургии) и 3 «статии», в каждую из которых входи особое «пение» (из 3 песней), краткие стихи под названием «диадохи» и заключение («Боже очисти мы грешного и спаси мя, – трижды. Господи помилуй 3, Слава и ныне); по 3 песни ведальны дневные и чтение; с 4-ой песни добавки к библейским песням получают благодарственный характер; по 6 песни «кондак дню и аще есть дружина (собрание), чтет канонарх канон дню или от октоиха, уединенный же (читает его) по совершении песней и пений их»; по 9 песни ранее других добавок молитва Манассии и после нее особая молитва; далее на утрени «обычное последование» и опять молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

От истинного исполнителя заповедей Божиих требуется не только то, чтобы внешними действиями исполнял оныя, но чтобы и ум и сердце свое сохранял от нарушения того, что заповедано» 38 . Теперь последуем за блаженным отцом во внутренний мир нашей души, в котором совершается незримый процесс так называемого умного делания, – воздействие психических актов одних на другие, и результат этого воздействия – изменение всего душевного настроения, выражаемого под образом победы или поражения, когда т. е. душа пребывает твердо в своем нравственном долге, или ослабевает, уклоняется от него. «Умное делание, в котором устав поставляет главную сущность иноческого подвига, вообще есть созерцательное богомыслие, внутренняя молитва , совершаемая умом и сердцем, не переходящая во внешние выражения чрез слово, соединенная с созерцанием Божества и отгнанием всех помыслов, – добрые ли то или лукавые, – могущих рассеять и смутить это благочестивое настроение; сказать кратко, это есть постоянное памятование вездеприсутствия Божия, как сказал Давид: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). «Кто так поступает, тот всегда в молитве», объясняет Нил в другом месте (сл. 4). Таким образом можно различать три отдельные акта 39 .в процесс умного делания: 1) борьбу с помыслами с целью пресечь им всякий доступ к уму и сердцу и снискать мирное и бесстрастное состояние духа: «безмолвие бо есть отложение помышлений до времени»; 2) самое совершение молитвы, для которой требуется всевозможное внимание и самоуглубление: «егда же утишится ум от помысл, внемли сердцу и молитву душевне или умне дей», и 3) созерцание Божества и таинственное внутреннее с Ним соединение: «безмолвие есть – искати в сердце Господа… внутрь себе зрю Творца миру, и беседую и люблю… и се Владыка… естеством неприступен, мне же зрим есть всяко, и естеству моему смесився существом». Эти различные психические состояния обозначаются в творении Нила различными именами. Наиболее обшая суть: умное делание, душевная или умная молитва, трезвление ума, сердечное безмолвие. Затем более тесные выражения: «умом соблюдать сердце в молитве», «умом стоять в сердце и совершать молитву», «ум блюсти в сердце, устранив все помыслы», «умом пребывать затворенным в сердце»; «действие молитвы держит ум у себе» (сосредоточивает его). Сердце называется хранителем помыслов, ум – кормчим чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Монаху же, кто бы он ни был – старец или новоначальный – следует только «с благоговением и смиренномудрием» петь давидские псалмы, читать жития и словеса Святых Отец, поучаться священным книгам и таким путём «привлекать к себе силу Св. Духа». Впрочем, воззрения эти не имели практического успеха; они нашли себе оправдание только в одиночном келейном правиле, и даже устав скитский, назначенный «для пребывающих на внешней стране», заимствовал значительную долю своего содержания из устава общего в виде стихир, тропарей, седальных и других песнопений. 2) Сущность трёх-антифонного строя службы состоит в том, что каждая из служб суточного круга слагается из трёх псалмов, которые называются антифонами и сопровождаются таким же числом, промежуточных молитв между ними. На вечерне и утрене к этому прибавляются ещё молитвы об оглашенных и верных, и всё последование заканчивается молитвами главопреклонения и отпуска. Этот тип службы начинает выделяться в самую раннюю церковную эпоху и складывается в особую систему, которая находит себе широкое приложение в области обряда. Кассиан первый знакомит нас с этим распорядком псалмопения, когда, например, говорит, что вигилии распадались на три отделения: первое состояло из трёх антифонов, которые монахи пели стоя, второе – из трёх псалмов, которые читались кем-либо из братии и сопровождались припевом со стороны присутствующих (uno modulante respondent), третье – из такого же числа чтений (De coenob. Lib. III, с. 8). Отголосок той же системы можно заметить и в описании синайской утрени: там также три кафизмы и три чтения. В этом же смысле составилось «ино правило древних, святых отцев, иже в ските и в Египте, како пояху 12 псалмов», которое мы цитируем по рукописной праздничной минее нашей академической библиотеки лист 353). По этому правилу псалмы делятся на четыре группы, по три в каждой, и каждая из них заканчивается тремя тропарями. Конечно, не может быть и речи, чтобы тропари, записанные в цитируемой минее, принадлежали времени первых скитников – они происхождения позднейшего, – но для нас важен здесь самый приём исполнения псалмов, выделяющий трёх-антифонный состав всего служебного строя. Ещё ранее и ещё твёрже удержалась та же система в строе часов и утрени в смысле древних Lavdes, ινοι. Так как первая часть литургии была организована одинаково с другими общими часами службы и составилась из тех же главных частей, что и эти последние, то само собой понятно, при установке её состава трёх-антифонный строй был принят за основание и проведён очень рано, как видим из толкований на литургию патриархов Софрония и Германа. Первый ещё более говорит в нашу пользу, выставляя на вид аналогию между построением первой части литургии и началом прочих служб, как утренних, так и вечерних (Литург. пис. отцев т. I, 277, § 12). В литургии этот строй нашёл себе самое прочное применение и пережил ломку, какой подверглись древние формы церковной службы с введением стихир, канонов, тропарей и других обрядовых подробностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010