Нечто подобное читаем в книге Паралипоменон: Иоас, царь иудейский, первосвященником Иодаем был возведен в семь лет на царство и, по свидетельству Св. Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник. А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились мнению блаженного Иеронима поклонились как Богу, и Иоас с удовольствием позволил князьям почтить себя как Бога); тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, - и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они Иероним думает, что сирияне осквернили его мужеложством]) суд... ушли от него, оставив его в тяжкой болезни (2 Пар 24, 17, 23-25). Видишь, как гордость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу (Рим 1, 26, 28), чтобы он потерпел непристойное. И поскольку, по словам Св. Писания (Притч 16, 5), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. Глава 22. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1783...

Нечто подобное читаем в книге Паралипоменон: Иоас, царь Иудейский, первосвященником Иодаем был возведен в семь лет на царство и, по свидетельству Св. Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник. А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю (По мнению блаженного Иеронима поклонились как Богу, и Иоас с удовольствием позволил князьям почтить себя как Бога); тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, – и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они (бесчестный [Блаженный Иероним думает, что сирияне осквернили его мужеложством]) суд... ушли от него, оставив его в тяжкой болезни ( 2Пар. 24:17, 23–25 ). Видишь, как гордость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу ( Рим. 1:26, 28 ), чтобы он потерпел непристойное. И поскольку, по словам Св. Писания ( Притч. 16:5 ), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. Глава 22. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник . А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю ; тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, — и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они (бесчестный ) суд….. ушли от него, оставив его в тяжкой болезни (2 Пар 24, 17, 23–25) . Видишь, как гор-// 191//дость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу (Рим 1, 26, 28), чтобы он потерпел непристойное . И поскольку, по словам Св . Писания (Притч 16, 5), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. глава 22 Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления Вышесказанным ясно доказывается, что всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным непотребствам, опутывается плотскими страстями, чтобы, по крайней мере, униженная плотскими пороками через плоть осознала себя нечистой и оскверненной, тогда как во время холодности духа не могла осознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою перед взором Божиим ; чтобы таким образом униженный человек позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестьем плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам.// глава 23 Совершенства нельзя достигнуть иначе как смирением Итак, очевидно, что никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ежеминутно, он не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому с усильем стремится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Религиозное горение (на 14 год правления – сбор великого народного собрания в Иерусалиме, заключение торжественного завета, “чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей”, причем за идолопоклонство была назначена смертная казнь). Измена завету (упование на помощь Сирийского царства от угрозы со стороны Израиля ценой проданного из храма и дворца), укор пророка Анании 256 , гнев царя и заключение пророка в темницу, на 39 году жизни – тяжелая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, “поднялась до верхней части тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей”. Оставил о себе добрую память в народе. Царствовал на престоле 41 год. ( 3Цар. 15, 9–24 ). Иосафат 257 – четвертый царь Иудейский: продолжение искоренения идолопоклонства, – награда от Господа – высшее благоденствие. Царствовал на престоле 25 лет ( 3Цар. 22, 41–50 ). Ахаз – двенадцатый царь Иудейский 4Цар. 16, 1–4 : Нечестие Ахаза 262 , воздвижение идолов Ваалу и приношение в жертву Молоху 263 собственных детей. 4Цар. 16, 5–9 : Нападения объединенных сил царя Сирийского и царя Израильского (Факея 264 ) и нападения других языческих народов, как расплата за идолопоклонство. Искание помощи у могущественной Ассирии. Убеждение пророка Исаии о необходимости пламенно держаться единственного знамени спасения – веры в имеющего придти Эммануила, что значит с нами Бог . В это время и сказано знаменитое пророчество: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил”. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе. Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ея” ( Ис. 7, 14–16 и Мф. 1, 23 ). Отдание всех сокровищ храма могущественному царю Ассирийскому Феглаф-Фелласару 265 II. Закрытие храма Иерусалимского. Водворение идолопоклонства. Пророк Исаия Предсказание о разрушении Царства Иудейского, пленении Вавилонском, возвращение из плена при Кире Персидском, о рождении Мессии – Спасителя от Девы, Его страданиях на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Спустя 6 лет после сего Венадад, царь сирийский, с большим войском осадил Самарию, но Ахав внезапно напал на него и истребил большую часть его войска, а остальную обратил в бегство, сам же Венадад едва успел спастись на коне. Царь сирийский, предполагая, что его поражение произошло вследствие выгодных условий местоположения, на котором стояло войско Ахава, ласкал себя надеждой, что если он сразится с ним на равнине, то неминуемо победит царя израильского, потому по прошествии года он снова осадил Самарию. Ахав узнал об этом от пророка вскоре после первой победы и приготовился к битве. Он снова одержал победу, и сирияне потеряли в один день сто тысяч человек воинов, кроме 27000 убитых стеной в Афеке, куда они бежали. Венадад находился в числе пленных; но, заключивши мирный договор с победителем Ахавом, возвратился домой. Ахав вслед за ним получил вразумление чрез пророка, что он согрешил, отпустив на волю царя сирийского, тем более что тот был предан в его руки чудесным действием Божия Промысла, и что поступок его таков, что он должен собственной жизнью заплатить за жизнь Венадада и собственным народом за его народ. Так говорит Господь, сказал ему пророк, за то что выпустил из рук своих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа ( III Цap. XX, 43 ). Это обличение произвело на Ахава на некоторое время сильное впечатление. Впрочем, из дальнейшей истории Ахава видно, что, несмотря на грозный приговор Божий, нечестивый царь израильский нисколько не исправился, но все более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: это было наследие, полученное им от своих отцов, и поэтому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, царь в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лице свое, и не ел хлеба ( III Цap. XXI, 4 ). Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него о причине его огорчения, уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед за тем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

1. Ветхозаветная основа Евангелия Изначала евреи веруют в единого Бога: это именно Бог еврейского народа, Бог евреев 2 , Которого они называют наш Бог. Они сами составляют удел своего Бога, Его наследие, а земля, которую они занимают, образует место Его жительства. У них своя земля и свой Бог , как у других народов свои земли и свои боги. Иеффай говорил царю аммонитскому: «не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Иегова, Бог наш» 3 . Во времена судей идея национального Бога была единственною силою, которая объединяла все колена Израиля и отделяла их от соседей, с которыми они жили: когда эта сила ослабевала, они распадались и смешивались с язычниками. Давид, преследуемый Саулом и находясь в изгнании, считал себя вне наследия своего Бога на земле чужих богов. Он говорил Саулу о «сынах человеческих», возбудивших царя против него: «они изгнали меня, чтобы я не мог участвовать в наследии Иеговы, говоря: поди, служи богам чужим» 4 . Об одной из снох-моавитянок, не пошедшей за своею свекровью в землю иудейскую, Ноеминь говорила, что она «возвратилась к народу своему и к своим богам» 5 , а Руфь, «пришедшая к народу иудейскому», по словам Вооза, «пришла к Богу Израилеву» 6 . Иеффай, Давид, Ноеминь и Вооз мыслили так же, как Нееман сириец, захвативший с собою «земли» израильской, «сколько снесут два лошака», чтобы на ней в стране своей «приносить всесожжения и жертвы Иегове» 7 , как царица Савская 8 , как слуги Венадада сирийского 9 . Бог еврейского народа и еврейской земли имел собственное имя Иегова, или Ягве, как Он открылся Моисею, – это было Его имя для «памятования о Нем» в еврейском народе «из рода в род» 10 . В основе религии еврейского народа лежали факты его исторического опыта, факты живого общения его с «единым» Богом. Как всякая действительная религия есть религия отцов, имеет основу в естественной жизни человека и по этой основе уходит в глубь истории; так и религиозный опыт евреев простирался за пределы народной шири, обнимая жизнь их отцов – Авраама, Исаака, Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И мышцы Птоломея, ведшего войну и все опустошавшего, были побеждены и сокрушены Антиохом. Мышцами же называет силу, почему и рукою (manus) называется многочисленное войско. И не только, говорит, победил Птоломея чрез лукавство, но также одержал верх обманом и над вождем союза, то есть над Иудою Маккавеем. Или слова эти имеют следующий смысл: хотя сам он предложил мир Птоломею и был вождем союза, однако впоследствии замыслил против него возни. Указывается же здесь не на Птоломея Епифана, который пятым царствовал в Египте, а на Птоломея Филометора, сына Клеопатры, сестры Антюха, которому последний был дядею. И когда после смерти Клеопатры евнух Евлей, воспитатель Филометора, и Леней управляли Египтом и потребовали возвращения Сирии, которою обманом овладел Антюх, то между дядею и отроком Птоломеем возникла война. Когда они вступили в битву между Пелузием и горою Казием, то вожди Птоломея были побеждены. Затем Антиох вследствие снисхождения к отроку и притворной дружбы вошел в Мемфис и принял там, по египетскому обычаю, царство, говори, что он принимает на себя заботу о делах отрока, и таким образом с небольшим числом людей подчинил себе Египет и вошел в богатые и большие города, и совершил то, чего не делали отцы его и отцы отцов его. Ибо никто из царей сирийских не опустошал как Египет и не расточал так всех богатств его, и он был столь хитрым, что ??? его хитростию разрушил мудрые планы тех, которые были руководителями отрока. Все это, вкратце высказанное нами в пространной речи излагает Порфирий, следуя Суторию. Но наши и лучше, и правильнее объясняют это в том смысле, что это в конце мира совершить антихрист, который восстанет из малого народа, то есть из народа иудейского, и будет столь низким и презренным, что ему не будут воздавать царских почестей, но чрез козни и обман он достигнет главенства и мышцы воюющего римского народа будут им побеждены и сокрушены, и это он сделает потому, что будет выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия. И войдет он в наиболее богатые города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И.С. Вевюрко II. Библейская картина мира в Септуагинте 1. Теология 1.1. Сущий и творение из ничего Понятие о Сущем ( ν) и представление о творении мира из ничего (ξ οκ ντων) связаны между собой как онтологической тематикой, так и тем, что они оба впервые появляются в каноне Септуагинты. Мы предполагаем, что связаны они и логически. Рассмотрим их происхождение, значение и отношение к эллинизму, а также следующие вопросы: есть ли между ними логическая связь, или она мнима; как они соотносятся с другими именами Бога в греческом тексте Ветхого Завета; какие следствия для постановки дальнейших вопросов из них производятся. а) Имя Ο ΩΝ Словом ν переведена в книге Исход глагольная форма , со значением «буду» или «есмь» 656 . По контексту этот перевод представляет собой интерпретацию откровения Бога о Его собственном имени, данного Моисею на горе Хорив при горевшем и не сгоравшем терновом кусте. Процитируем весь фрагмент по Синодальному тексту, который следует в этом случае переводу Семидесяти: И сказал Моисей Богу, вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (γ εμι ν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род ( Исх 3:13–15 ). Мнения древних переводчиков относительного того, как лучше передать откровение Бога о Своем имени , разделились. В Пешитте просто сохранена еврейская форма, переданная сирийскими буквами. Блж. Иероним переводит: Ego sum qui sum есмь, кто Акила и Феодотион согласно друг с другом передали буквальный смысл в залоге будущего времени: σομαι ς σομαι кем Септуагинта изначально не стремится здесь к дословному переводу и предлагает интерпретацию. То, что ее версия сознательно интерпретативна, видно из передачи одной и той же глагольной формы в пределах короткой фразы двумя принципиально разными способами: γ εμι и ν.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Император, действуя в интересах Греции за счет соседей, не мог отказать в этой неважной уступке, не имеющей, по-видимому, для империи никакого значения. Зная все это, император Юстиниан без всякого сопротивления, напротив, сам способствовал их желанию и приведению его в исполнение; подобным поступком Юстиниан увеличил свое влияние на Грузию. Эта последняя же в свою очередь, как бы в благодарность, принимала со стороны Византии всевозможные поручения относительно обороны или защиты границ империи даже в ущерб своим собственным интересам. После смерти последнего католикоса из греков Чирмага место его занял теперь по избранию собора грузинских отцов Савва, уроженец грузинский. Но Савве не долго пришлось управлять вверенной ему Церковью, он умер после пятилетнего правления в 550 году. Парсман по выбору того же местного собора, составленного для этого нарочно в Мцхете из грузинского духовенства, на католикосский престол возвел Евлавия. Святая Церковь едина, поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, Которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос . Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, Которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество. Святитель Тихон Задонский Глава VIII. Прибытие в Грузию сирийских святых отцов и окончательное искоренение с их помощью огнепоклонничества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва исполняется не ради молитвы, а потому, что Бог благоволит к молящимся. «Потому-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, – продолжает Николай Кавасила , – потому что полагаемся на нее, не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому, что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве. А что Христос показал, что Он всегда готов даровать сию благодать, о том нечего и говорить» 420 . Несколько слов о Евхаристии как о жертве. На жертвенное значение Евхаристии указал Сам Иисус Христос, когда на Тайной вечере, раздавая ученикам хлеб, назвал его Своим Телом «ломимым» ( 1Кор. 11, 24 ), а чашу – чашей Его Крови, проливаемой «за вас» ( Лк. 22, 20 ), «за многих» ( Мк. 14, 24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26, 28 ). Такое значение Тайной вечери уразумели апостолы на следующий день, когда их Учитель был распят на кресте. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, именует Учителя Агнцем, Который «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр. 5, 9 ). На жертвенное значение Евхаристии указывал апостол Павел, когда писал: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11, 26 ). О значимости жертвы Христовой апостол писал: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью… Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр. 9, 24–26 ). У отцов Церкви IV века понятие евхаристической жертвы конкретизируется, в особенности это касается отцов Сирийской Церкви, учение которых о.Евхаристии можно назвать евхаристическим богословием, потому что оно, т. е. это учение, оказывается непосредственно связанным с учением Церкви о двух природах Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010