п., а всего ближе воспользоваться тем, что по этой части уже сделано другими. Так, напр., почему бы Типографии не ввести у себя славянский шрифт Шафариковский, принятый у нас для ученых изданий в типографии московской университетской и в типографии Академии Наук. Но г. Безсонов и тут хочет помешать делу своими предательскими советами. Шрифт Шафариковский, видите ли, для русских не годится, как новизна, а Московская Типография должна держаться старины. В книге, напечатанной Шафариковским (пражским) шрифтом, прибавляет г. Безсонов в виде доказательства «наш простой народ не прочтет ни строки, отозвавшись, что это по-нашему, не по церковному. Здесь отзывается факт действительности: что наше, то и понятнее и лучше (52)». Т. е. как видите, Типография Московская, по мнению г. Безсонова, при выборе шрифтов должна применяться ко вкусу простого народа, а не развивать и не направлять этот вкус. Делать к этому мудрому совету г. Безсонова какие-либо объяснения, конечно, было бы излишне: дело говорит само за себя. К 5, б, 7 и 8-му отделам г. Безсонов относит хранящиеся в Типографии старопечатные книги, с разными подразделениями. Большую часть этих книг он также советует Типографии перепечатать вновь, иные целиком, а другие в переделки (57), имея в виду с одной стороны нравственную пользу читающих, с другой, выгодный сбыт упомянутых книг между простым народом, и раскольниками. Заметим по этому случаю, что как ни странен повторяемый уже в другой раз совет г. Безсонова издавать древние памятники, предварительно исправив и переделав их, а Типография действует именно в этом духе. Так еще недавно в Московской Типографии перепечатан огромный Иосифовский (1643 г.) «Соборник (сиесть собрание слов исполнено толкований богословских и философских, гражданских и нравных разумений), но предварительно в нем исправлен язык и содержание, т. е. то и другое изуродовано. Поневоле скажешь: хоть бы у старообрядцев Московской Типографии поучиться способу перепечатки старопечатных книг. Конечно по другим побуждениям, но старообрядцы, как известно, в этом случае идут совершенно в уровень с современными требованиями науки, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Фольклорист, историк литературы и издатель фольклорных памятников П.А. Бессонов в 1857–1864 гг. служил, как сказано в его некрологе, «старшим советником Московской синодальной типографии» (Бессонов 1898:350). Из некролога эта информация вошла во все биографические очерки о нем, так что это общеизвестный факт. Правда, о том, чем конкретно Бессонов там занимался, у нас пока нет сведений. Единственное, что нам известно, – напечатанная им в 1859 г. пространная статья, посвященная истории Типографской библиотеки (Бессонов 1859). Бессонов считал, что использование древних рукописей при подготовке богослужебных книг обеспечивает непрерывность книжной традиции. Причиной появления статьи стали слухи о том, что Типографская библиотека будет разделена на части и распределена по разным хранилищам 6 (Бессонов 1859:164–165). На эту статью имеется резкий ответ, составленный А.Е. Викторовым (Викторов 1859), который подчеркивает, что рукописи из Типографской библиотеки неоднократно передавались в другие хранилища. Из статьи А.Е. Викторова понятно, с чем именно боролся Бессонов. Греческие и славянские рукописи Типографской библиотеки предполагалось передать в Патриаршую библиотеку, книги на латинском и греческом языке – в библиотеку Московской духовной академии, памятники государственного и политического содержания предполагалось отдать в хранилища соответствующих организаций. В типографии должны были остаться лишь необходимые для справок славянские богослужебные книги (Викторов 1859:8–9). Нужно сказать, что проекты расформирования Типографской библиотеки возникали регулярно и администрации типографии приходилось отвечать авторам этих идей. Одним из типографских чиновников, защищавших целостность собрания, был, как мы видели выше, А.С. Орлов. Авторы описания библиотеки Московской синодальной типографии Научной продукцией типографии, имеющей уникальное собрание древних памятников, неизбежно станут описания этого собрания. Эти описания не утратили своего значения и активно используются и сегодня. Само собой разумеется, воспринимаются они в контексте истории российской славистики рубежа веков. Между тем подготовка этих описаний была частью деятельности Московской синодальной типографии и осуществлялась силами ее сотрудников. Как известно, описание рукописей редко прославляет того, кто сделал эту сложную и квалифицированную работу. За исключением А.В. Горского и К.И. Невоструева , имена авторов таких работ, как правило, не на слуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3650 . – 26 февраля. О поручении Московской синодального правления Канцелярии наблюдать за деятельностью Московской синодальной типографии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая о Московской типографии, по которой, как присланною из оной справкою показано, в печатании книг в 1738 г. в восьмуху святцев четыре, да в четверть букварей два, часослова два, в полдесть Новых Заветов два, да в четверть Духовных Регламентов один, итого одиннадцать, а в 1739 г. в четверть часословов четыре, в полдесть служебников два, в четверть псалтирей учебных два, итого восемь, всего в обоих годах девятнадцать заводов; а по рапортам из оной типографии кроме прочих расходов в тех годах во употреблении в жалованье шесть тысяч сорок девять, да от переплёту книг и в покупке шнуру три тысячи сто тридцать, а обоего девять тысяч четыреста тридцать девять рублёв, всех же во оных годах расходов (кроме отпущенных в Военную Коллегию) двадцать шесть тысяч пятьсот девяносто шесть рублей шестьдесят копеек с половиною, а в выручке за продажные из оной типографии книги в тех годах только девятнадцать тысяч пятьсот семьдесят семь рублей девяносто шесть копеек с четвертью, а что в том числе истинных и прибыльных, и сколько ж особливо в вышеименованных в дву годах напечатанных книг настоящей суммы и прибыли типографскому капиталу быть надлежало, оного знать не по чему, а надлежит о том Святейшему Синоду всемерно ведать; також и о типографских служителях (которым в жалованье производится сумма немалая), нет ли между оными излишних, неизвестно; а понеже по посланным из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую синодального правления Канцелярию января 16, апреля 10 и мая 24 числа 1739 году указам по силе состоявшегося 1738 года ноября 18 дня за подписанием блаженной и вечнодостойной памяти Её Императорского Величества собственной руки в ведениях Правительствующего Сената объявленного указа о Московской типографии именной ведомости, какое во оной кому жалованье по прежним указам производить надлежало и сколько кто получает, и ежели сверх того учинена прибавка – за что, кому и по какому определению, и с какого времени прибавлено, и что такого прибавка во всё то время получил, и каковым и коликим всякого звания чинам в той типографии по необходимости быть надлежит, и с каковыми оклады, со мнением из оной Московской синодального правления Канцелярии поныне не прислано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу этого отдела, заметим здесь, что если при разделении типографских книг и рукописей на отделы руководствоваться точкой зрения г. Безсонова, т. е. смотреть на них со стороны их применимости к современной типографской деятельности, то вся Типографская Библиотека, за исключением недавних печатных образцовых экземпляров, должна поместиться под этот один отдел. Мы хотим сказать, что хранящиеся в настоящее время в Типографии старопечатные книги и рукописи, а тем более иностранные издания, к современной ее деятельности не имеют применения решительно никакого, ни типографского, ни экономического, ни тем более педагогического и ученого, а след., без всякого ущерба для Типографии могут быть перенесены в другое место. На это мы могли бы представить доказательств целые тысячи, но уверены, что это известно всем и каждому без всяких объяснений. Иные (только отнюдь не г. Безсонов – главное-то он и выпустил из виду) думают, что в Типографии нужно оставить старопечатные книги, потому что они могут быть полезны для нее, как образцы шрифтов, заставок и вообще орнаментов изданий, но на это мы ответим: во-первых, что от возможности до действительности еще далеко; во-вторых, что если при выборе старопечатных книг для современной типографской практики руководствоваться указанной точкой зрения, то для Типографии придется выбрать книг не более двух, трех десятков и в этом случае всего благоразумнее, разумеется, обратиться к типографским дублетам. В-третьих, с перенесением типографских старопечатных книг в Синодальную Библиотеку, более полутораста лет не являвшиеся и неизвестно еще когда имеющие явиться в Типографии изобретатели и преобразователи шрифтов всегда будут имеет возможность обращаться в эту Библиотеку, тем больше, что действительный знаток дела, который стал бы изучать старопечатные книги с упомянутой специальной целью, и в настоящее время типографским собранием, конечно, не ограничится, а найдет нужным взять во внимание и другие собрания старопечатных книг вне Типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по ведению Московской синодального правления Канцелярии приказали : по объявленному во оном ведении той Канцелярии мнению, обретающемуся в Москве Новоспасского монастыря архимандриту Антонию Илиашевичу в Московской типографии для лучшего во оной типографии порядка протектором быть, и, сказав ему о том во оной Канцелярии Его Императорского Величества указ, в верной Его Императорскому Величеству службе привесть его к присяге по указу и отправить в тое типографию по обыкновению, в которой будучи, поступать ему, архимандриту, по государственным правам и Его Императорского Величества указам и по указам же, данным из Святейшего Правительствующего Синода той типографии, и иметь всевозможное старание о печатании церковных книг, и при окончании каждого года, рассматривая, определять в наступающий год печатать особливо нужнейшие и в народе быть потребные книги, которые скорее в продажу употреблены быть могут, и накрепко наблюдать, чтоб в них недостатка и коего-либо погрешения быть не могло, и всеприлежно стараться о приумножении типографского капитала, и ни до каковых непорядков отнюдь никого не допущать, и заблаговременно всё то пристойным образом предостерегать и отвращать, и над директором с канцелярскими служителями, також справщиками и мастеровыми людьми иметь крепкое смотрение, дабы каждый по должности звания своего в порученном ему типографском деле обращался со тщанием и исправностию, а которые являться будут нерадетельны или слабы, оных по важности вины штрафовать и наказывать; буде же чего он, архимандрит, собою учинить не может, о том ему представлять и рассмотрения и резолюции требовать от помянутой синодального правления Канцелярии, и за оный полагаемый в той типографии труд Его Императорского Величества жалованья учинить ему, архимандриту, по двести рублёв на год, которое за указным вычетом производить из доходов типографии по третям года, обнадёжа его, что впредь по усмотрении во оном порученном ему деле его прилежности, и когда та типография прилежным его тщанием в лучший порядок приведена будет, награждением жалованья и сверх оного ныне определённого оклада оставлен он не будет, и чтоб ему лишнего отягчения и во оном порученном типографском деле помешательства быть не могло, для того от заседания в той синодального правления Канцелярии и Духовной Дикастерии его уволить, и о том в помянутую синодального правления Канцелярию сообщить ведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1722-го года состоялся синодальный указ на будущее время все необходимое для рассылки по церквам Новгородской и Псковской епархий и области ново-завоеванных городов – указы, книжицы, тетради и листы – печатать и Петербурге: гражданским шрифтом в С.-Петербургской Типографии, а церковным – в Невской 1310 . В 1722-м году, по словесному приказанию архиепископа Феодосия, отпущено было из Типографии в Москву, где был тогда Святейший Синод, 4.300 Букварей на 1.051 рубль 1311 . В 1722-м году Типография отпустила в Нижний преосвященному Питириму тысячу книг, «в которых обретаются учиненные противу раскольнических вопросов ответы» 1312 . Не совсем ясна бухгалтерия того времени. По приходо-расходным книгам Типографии значится денежных: прихода в 1720-м году 450 рублей, в1721-м году 318 рублей, в 1722-м году 2.981 рубль и в 1723-м году 1.208 рублей; расхода за те же годы 226, 217, 3.113 и 1.383 рубля. При перемене расходчика с 1724-го года новому расходчику сдано наличных 10 рублей и осталось не сданными 8 рублей. Поступление материалов за те же годы показано в такой оценке: в 1720-м году – 1.730 рублей, в 1722-м году 960 рублей и в 1723-м году 614 рублей; расход – 393, 601, 644 и 900 рублен. Напечатано книг и листов: в 1720-м году 3.296, в 1721-м году 6.000, в 1722-м году 14.450, и 1723-мч. году 15.600 1313 . По другому счету, к 1722-му году Типография получила прибыли от своих операций 1.256 рублей 1314 . Денежный оборот Типографии за 1722-й год определился в следующих цифрах: приход 3.179 рублей, остаток материалов к 1723-му году на 1.327 рублей, чистой прибыли получено за 1722-й год 1.577 рублей. Стоимость оборудования Типографии 1.051 рубль 1315 . С начала Типографии по 1723-й год в Типографию было принято из Москвы типографских материалов на 1.301 рубль, куплено на монастырские деньги на 773 рубля, содержание личного состава – служителям трактамента, считая и хлебный, на 754 рубля, ученикам с хлебным трактаментом на 176 рублей, сторожу с одеждою 15 рублей, – всего на 761 рубль. Всего расхода на 2.263 рубля. Книг сделано по 1-е мая 1722-го года на 4.828 рублей. Припасов израсходовано на 1.101 рубль. Прибыль исчислена в 2.675 рублей. Книг в продаже на 3.675 рублей 1316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И что же? Маневр г. Безсонова удался: не дальше как в 40 Русской Газеты один из читателей его статьи, назвавший ее «дельною и замечательною, сообщающую много любопытных вещей» (действительно любопытных, даже изумительных!), счел нужным подать свое мнение, что библиотеку-де Симеона Полоцкого , Сильвестра Медведева и Димитрия Ростовского разъединять не следует: «они должны составить особые целые собрания, не смешиваемые с другими для других целей». Как видите, не один г. Безсонов, но и сам г. Погодин, веря первому на слово, мечтает разместить рукописи с сочинениями Сильвестра Медведева и пр. на особых полках, а может быть, и в особых залах. Каково же теперь положение людей, действительно знакомых с делом, людей, которым очень хорошо известно, что в Типографской Библиотеке никаких неизданных (и даже почти вовсе никаких) сочинений Симеона Полоцкого , Сильвестра Медведева и Димитрия Ростовского нет! Все почти рукописные неизданные сочинения (какие сохранились) упомянутых ученых давно уже и преспокойно хранятся в Синодальной Библиотеке 20 . В типографской же из сочинений Сильвестра Медведева нет ровно ничего, из сочинений Симеона Полоцкого только два и притом давно напечатанных, именно: Душевная Вечеря 1562) и Духовный Обед 1590). Наконец из трудов Димитрия Ростовского два списка Розыска и один небольшой Сборник с материалами для календаря и Четь-Миней 1603). Можно теперь судить, каково было бы положение Синодальной типографии, если бы она (советы г. Безсонова издать, то или другое из тип. рук., везде относятся преимущ. к типографии), вняв гласу своего ученого патрона, задумала под именем нигде неизданных памятников, издать по своим рукописям, наприм., Вечерю Душевную Симеона Полоцкого и потом отыскала бы несколько печатных экземпляров ее в своей собственной библиотеке!! Не правда ли, что тогда, в случае, если бы г. Безсонов после подал типографии какой-нибудь и действительно благой, и дельный совет, то уж никто бы ему не поверил? Но мы ни можем с г. Безсоновым согласиться и на то, чтобы упомянутые три частные библиотеки были собственностью типографии и в смысле юридическом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

В более определенных фактах представляется деятельность протектора по наблюдению за типографиями. По открытии конторы, Святейший Синод поручил протектору её архимандриту Гавриилу немедленно принять в свое ведение синодальные типографии, со всем их хозяйством и устроить управление типографиями. При приеме типографий, вследствие беспорядочности в ведении их хозяйства и счетоводства, открылись такие затруднения, которые вынуждали протектора неоднократно обращаться к Синоду с доношениями по тому или другому предмету. В 1723 году (октября 8) архимандрит Гавриил жаловался Святейшему Синоду, что „несмотря на многократные его просьбы о том, чтобы С.-Петербургская и Московская типографии были сосчитаны, ни та ни другая не сданы ему по описям и счету, что когда он приказал сосчитать С.-Петербургскую типографию, то при этом счете на расходчике-лавочнике Михаиле Васильеве открыто начету более трех тысяч, а Московская типография так и остается несосчитанной, да и счетчиков не назначено; что хотя его старанием получен из астраханского похода именной указ о выдаче по прежнему денег на содержание С.-Петербургской типографии и на дачу служащей в ней мастеровым людям жалованья, но по этому указу жалованья пока еще не выдано, от чего как в литерах, и в переливках их, так и в содержании мастеровых людей, и в бумаге, и в прочих в тому принадлежностях крайняя скудость учинилась и остановка“. 73 Денежные обороты С.-Петербургской типографии были так скудны, что выручаемых в книжной лавке от продажи книг сумм едва доставало на покупку нужнейших типографских припасов. 74 Средства Московской типографии, хотя были много лучше, но там оказались свои недочеты. 9 августа 1722 года протектор Гавриил доносил Святейшему Синоду, что „Московская типография сначала бытности в приходе и расходе казны и прочих вещей и доныне не сочтена, и что поэтому необходимо остающуюся казну и прочие припасы описать и счесть“. К сему Гавриил прибавлял, что бывшие управителя типографии „явились в подозрительствах“. 75 При таком положении вещей, Гавриилу приходилось заботиться и о введении лучшего порядка в заведывании типографиями и об устройстве более правильной в них администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В семействе Типографской летописи А. Н. Насонов выделил две редакции: Типографскую-Синодальную и Типографскую-Академическую. Типографскую-Синодальную редакцию образуют основной список С и близкий к нему дефектный список Q, обрывающийся на статье 1377 г. Список С доведен до 1528 г., но его протограф кончался, как и в Прилуцкой летописи, известием 1497 г. о покаянии Ивана III (в связи со смертью брата Андрея) в присутствии высших церковных иерархов. После этого известия список С использует другой источник – так называемый Троицкий летописец (Летописец выявлен А. Н. Насоновым по спискам БАН, Арх., 193 и РГАДА, ф. 181, 365, но существуют и другие списки). Текст Типографской-Синодальной за 1468–1497 гг. отразился в Прилуцкой летописи (где статьи помещены вслед за окончанием Летописного сборника 1477 г.). Фрагмент с изложением событий 1482–1497 гг., отличающий Типографскую-Синодальную от других списков, также проявляет особый интерес к Ростовскому архиепископу Тихону (ср. сообщение 1489 г. о его поставлении, упоминание Тихона в рассказе о покаянии Ивана III). Списки С и Q обнаруживают вторичные чтения по сравнению со всеми остальными списками Типографской летописи (совпадающими здесь с Московским сводом 1479 г.): под 6643 г. пропущено окончание статьи с известием о бегстве князя Всеволода в Новгород, под 6667 г. пропущено несколько фраз в рассказе о митрополите Климе Смолятиче («отца моего клял…», «а Ростислав не хотяше Клима, но Констянтина»), под 6694 г. читается ошибочное «взяша князя» вместо «взяша вежи их», имеется пропуск под 6879 г., в С частично восполненный на полях другими чернилами 127 . В остальных списках Типографской летописи известие о пострижении Святоши приведено дважды: под 6613 г. (из Ермолинской летописи) и под 6614 г. (из Московского свода); в списках С и Q первое известие отсутствует, и это является показателем вторичности текста, поскольку Ермолинская летопись была использована в Типографской (см. под 6685 г. во всех списках Типографской чтение «Романа пустиша» – характерное добавление Ермолинской к тексту Московского свода).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается другой челобитной – просительной, – то она, по содержанию своему, в общем, напоминает прежде подававшиеся Софронием Тернавиотом императрице Елизавете Петровне лаврские челобитные и потому нам уже извстные 265 . Здесь очень подробно излагалась вся история борьбы между киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и Киево-Печерской лаврой, возникшей из-за типографии, включительно до получения м. Тимофеем синодальной грамоты и отобрания сей грамоты у него, по повелению императрицы, причем челобитная заканчивалась следующей просьбой лаврской братии: «Всемилостивейшая Государыня Вашего Императорского Величества всеподданнейше просим вышепоказанную Киево-Печерскую во всем исправную типографию от прописанного следующего разорения, а лавру святую от такого крайнего и невозвратного убытка всемилостивейше защитить и преосвященному Тимофею, митрополиту киевскому, той часто упоминаемой новозаветной им митрополитанской типографии заводить и строить и в ней печатание книг иметь не дозволять, и данную его преосвященству на заведение оной типографии из святейшего правителствующего синода грамоту, от его преосвященства отобранную отставить, а на утверждение старинных Киево-Печерской типографии всемилостивейше пожаловать в Киевο-Печерскую лавру грамоту, и чтоб уже впредь так его преосвященство, яко и будучие по нем киевские митрополиты предпоказанной митрополитанской типографии строить и в ней книг печатать не дерзали, о том куда надлежит Высочайший Вашего Императорского Величества послать указ» 266 . По поводу последней челобитной архим. Лука нарочито писал синодальному обер-прокурору А. И. Львову, прося его, со своей стороны, ходатайствовать о даровании лавре жалованной грамоты, которая бы раз навсегда подтверждала права и привилегии лаврской типографии 267 . Мы имеем основание думать, что челобитные, о которых у нас сейчас шла речь, не были поданы Софронием Тернавиотом государыне. Вероятно, эти именно челобитные имел в виду Софроний Тернавиот, когда 21 июля 1754 года из Москвы писал Киево-Печерскому архим. Луке, между прочим, следующее: «Господин отец      духовник 268 , Марко Феодорович 269 и Яков Алексеевич (?) советовали мне написать к вашему ясне в Богу високопреподобию. Прислании челобитние три для подачи всемилостивейшей Государыне удержать до долшого времени, не подавать вскоре, дабы чрез частие скуки не утруждать ее величества и оними не привесть би в оскорбление... Яковые я удержал до резолюции вашей архипастырской» 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010