Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г. Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский , В. С. Орлов , Н. М. Данилин , В. С. Калинников , П. Г. Чесноков ). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский ). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова . Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову) , с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева ), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

http://pravenc.ru/text/165275.html

«Петь с чувством предстояния перед Богом». Беседа с руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым 12 января 2011 г. 14:00 С 9 по 23 января 2011 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки проходит I Московский Рождественский фестиваль духовной музыки . О Рождественском фестивале, исторических судьбах и перспективах духовной музыки корреспондент сайта Православие.ru беседует с одним из организаторов форума, заслуженным артистом России, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. — Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для Вас был первым? — Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм иконы Всех скорбящих Радость , что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец — на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру . Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное — к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир — мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры. Надо сказать, что тогда в храме «Всех скорбящих Радость» пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу. Удивительный строй богослужения, приглушенный свет и мерное, внятное чтение Евангелия о Страстях Господних… Это произвело на меня такое огромное впечатление, что на следующий день я уже сам, без отца, пошел в храм Воскресения Словущего на улице Неждановой (ей сейчас возращено историческое название — Брюсов переулок).

http://patriarchia.ru/db/text/1384275.ht...

Пн У завершився перший фестиваль 17 2024 р. 17:33 Первый благотворительный фестиваль «Звезда Рождества», направленный на возрождение русских традиций ожидания и празднования Рождества Христова, открылся 19 декабря 2023 года вечером музыки и поэзии в Соборной палате главного здания  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  в Лиховом переулке в Москве и завершился гала-концертом Большого симфонического оркестра имени Чайковского в концертном зале в Зарядье 16 января 2024 года. Фестиваль состоялся при поддержке  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  и соединил искусство и добрые дела: каждое мероприятие имело благотворительный смысл, и общий сбор составил 6 195 500,75 рублей. Все вырученные средства будут направлены в поддержку проектов православной службы помощи «Милосердие» и московского церковного штаба помощи беженцам. «В наше время, когда мы все поражены тем, что происходит в мире, праздник Рождества Христова призван вернуть нам смысл жизни, помочь понять, что мы живем на земле не столько для того, чтобы было комфортно, но чтобы утешить боль других, помочь ближним», — отметил председатель Синодального отдела по благотворительности  епископ Верейский Пантелеимон . Фестиваль стал праздником для взрослых и детей, программа включала концерты, премьеру мультфильма «Рождественская звезда», просветительский лекторий «Разговоры о Рождестве», большую благотворительную ярмарку рождественских подарков, арт-аукцион, представления лучших фольклорных вертепных театров, состоялись выступления пианистки Екатерины Мечетино, артистов Ксении Алферовой, Елены Захаровой и Вадима Колганова, Большого детского хора имени Попова, Синодального хора под управлением А.А. Пузакова, камерного хора Православного Свято-Тихоновского университета. «Идея большого рождественского фестиваля давно витала в воздухе и наконец реализовалась. Мы живем в не очень спокойном мире, но у нас есть музыка и любовь к музыке. Наша сила — в наших гениях. Я возлагаю на этот фестиваль огромные надежды: сейчас много разных фестивалей, но такой — впервые», — подчеркнул художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6095119...

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора , преподаватель и директор Синодального училища церковного пения . Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева , игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина . Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

Встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском. 20 марта 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС 22 марта 2013 г. 01:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг – отстаивать традиционные нравственные ориентиры Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. — С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн Х ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Игуменья Антония получила основательное музыкальное образование в доме родителя своего и затем в пансионе Севенар, где она, как уже говорили, выделялась из всех воспитанниц своею искусною игрою на фортепиано. Давши по поступлении в монастырь, по совету митрополита Филарета обет не прикасаться к клавишам, она всю свою любовь к музыке вложила в церковное пение, горячо интересуясь им до самой своей смерти и прилагая все свои старания к улучшению в подведомых ей монастырях – Страстном и Алексеевском церковного пения. Вступивши в управление Алексеевским монастырем, игуменья Антония застала в нем небольшой хор в 30 человек, мало к тому же обученный. Тяжело было ей слышать в церкви пение такого хора. Возвратившись однажды в келью от преждеосвященной литургии в первый же пост 1871 года, она так была расстроена плохим пением, что плакала. Волнуемая такими чувствами, игуменья Антония немедленно же принялась за устройство монастырского хора. Увеличивши хор хорошими голосами, она пригласила опытного учителя пения И. В. Виноградова и начала совместно с ним обучать своих певчих. Впоследствии ею был приглашен г. Гедике для обучения регентш игре на скрипке. После Виноградова в хору Алексеевского монастыря учительствовали питомцы Московско-синодального хора – Михайловский и Соколов. Зная хорошо музыку и пение, она во все время управления своего Алексеевским монастырем сама пробовала голоса и выбирала нотные песнопения. Любовь к пению и обширные познания в нем послужили причиною того, что знакомые с нею духовные композиторы присылали к ней свои произведения как бы на испытание. Так известный своими композициями бывший Московский викарий, а впоследствии епископ Калужский Александр, препроводивши к матушке при письме от 10 октября 1889 года партитуру одного из канонов, писал: «если вам понравится это, то готов и к другим услугам; кое-что и еще есть». Особенно обширная переписка в том же роде велась матушкой с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. Он также присылал ей партитуры своих произведений, – например при письме от 17 января 1881 года партитуру ирмосов трипеснца, а от 12 марта 1884 года положенный на ноты кондак святому Алексею человеку Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в. Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения . С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще. Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева ), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым. Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского , Г. Ф. Львовского , А. А. Архангельского , М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова ; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова ; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского , а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына) . Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

http://pravenc.ru/text/178589.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

(Мормыль Лев Васильевич; 5.03.1938, ст-ца Архонская близ Орджоникидзе, ныне Владикавказ (Дзауджикау), Сев. Осетия - Алания - 15.09.2009, Сергиев Посад), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок. Род. в благочестивой казацкой семье, все члены к-рой знали церковные и народные напевы наизусть, отмечали церковные и народные праздники. Дед М. по линии матери Л. Г. Троценко пел в хоре конвоя наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова под упр. М. П. Колотилина (1863-1917), затем окончил в Тифлисе консерваторию и стал солистом оперы; после революции 1917 г. управлял хором войск ген. А. И. Деникина в Пятигорске, впосл. был сослан в Сибирь; по возвращении в станицу стал церковным регентом; расстрелян в 1937 г. Отец и дядья М. погибли в годы Великой Отечественной войны. С 7 лет Лев пел на клиросе в станичной церкви, помогая слепым певчим, прислуживал в алтаре. В 1955 г. окончил среднюю школу, в течение года служил псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме своей станицы. В 1956 г. поступил в Ставропольскую ДС (сразу во 2-й класс), где учился церковному пению у В. П. Пестрицкого, регента и знатока обиходных мелодий, придерживавшегося школы К. К. Пигрова, знаменитого регента и хормейстера в предвоенной Одессе. С 1957 г. по благословению архиеп. Антония (Романовского) был псаломщиком и регентом левого хора в Свято-Никольской ц. г. Ессентуки, познакомился с регентом диак. Павлом Звоником ( 1964), чей опыт оказал большое влияние на Льва, положив начало формированию его стиля регентования; впосл. М. многократно включал в репертуар своих хоров сочинения Звоника. В 1959 г. поступил в МДА и уже после 1-го курса стал вести клиросную практику для 1-го класса семинарии; в это время он совершил поездки в Киев и Почаев для изучения пения хоров Киево-Печерской лавры (перед ее закрытием), Владимирского и Андреевского соборов в Киеве и Почаевской лавры. В 1961 г. поступил послушником в братию ТСЛ, начал управлять хором из народа и смешанным хором, позднее стал уставщиком и старшим регентом хора ТСЛ, руководителем объединенного хора ТСЛ и МДАиС. В 1962 г. принял монашеский постриг, в 1963 г. был рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея. В 1963 г. защитил канд. дис. «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 г. преподавал в МДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ и НЗ, историю библейской критики НЗ и литургику. В 1968 г. был возведен в сан игумена, в 1971 г.- в сан архимандрита. В 1969-1974 гг. преподаватель регентского класса в МДА. В 1974-1977 гг. благочинный ТСЛ. С 1984 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 2004 г. заслуженный профессор МДА. С 1989 г. член Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2562676.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010