Более подробное рассмотрение идеи и смысла симфонии властей, как в исторической ретроспективе, так и с точки зрения ее Богом данной сущности, для нашего исследования будет излишним. Как нам представляется, основные обстоятельства, на которые следует обратить первостепенное внимание, поскольку они не всегда в должной мере и в должном свете исследуются современными учеными, показаны. Остается только еще раз подчеркнуть, что попытки нынешних трактовок симфонии властей в ее, так сказать, «расширенном варианте», вне двуединства верховной власти Русского Монарха и Русского Патриарха, для России и Русского государства есть даже не просто отступление от самой идеи симфонии властей ради поиска ее нынешних форм, но есть профанация этой идеи и, по сути, кощунственное к ней отношение. Для того, чтобы разделить это мнение и боль за поруганный образ Божественного устройства государственной власти в России, следует быть глубоко верующим православным христианином-патриотом своего Отечества, что по сегодняшним обстоятельствам стало большой редкостью. Отсюда поиски «новых форм» симфонии властей будут продолжаться и впредь. Тем более, что такая задача явно просматривается в качестве существенной со стороны антирусских и христоборческих сил. Остается только посетовать и напомнить, что усиление гнета инородцев в современной России есть следствие гнева Божьего за нераскаянность в попустительстве Русским народом цареубийства, за грехи вероотступничества в целом, истоки которого следует видеть и в нарушении симфонии властей, упраздненной Петром 1. Причем процесс этот, сильно подстегнутый еврейской революцией 1917 г., не останавливается, а только усиливается. Все русское подвергается нарастающей денационализации. Русский народ путем хозяйственного и политического утеснения, путем угнетения духа нации истребляется физически. Сегодня все это происходит уже без видимых опустошительных войн, без намеренного умерщвления русского населения через организованный смертельный голод в плодоносных областях России, без массовых политических репрессий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Такое уничтожение симфонии властей у нас в России случилось при Петре I. Хотя кровавых гонений против православной Церкви, подобных тем, которые воздвигались иконоборческими императорами, при Петре не было, зато уничтожение симфонии при нем было во всей полноте. Своими противоцерковными реформами, своею личною, противоцерковною жизнию Петр положил среди русского народа начало отступления от православной веры в протестантском направлении, по которому шли еще задолго до появления протестантизма иконоборческие императоры. В силу такого отрицательнаго своего отношения к православной вере Петр уничтожил и другую основу симфонии – почитание со стороны императорской власти священства или Церкви. Им упразднена была самостоятельная церковная власть, святые каноны им были нарушены, а церковное имущество было отнято в пользу государства. Такое уничтожение Петром симфонии властей, при его искаженной самодержавной, вернее – абсолютистской и деспотической царской власти, так потрясло исконныя начала русского народа, что последний, несмотря на все покровительство Церкви русских царей ХИХ в., уже не мог оправиться и встать на свой заповеданный ему Богом путь осуществления религиозно-нравственнаго идеала – путь святой Руси. Поэтому здесь, в уничтожении Петром симфонии властей, и была заложена причина гибели России. Но ничто в мире не делается сразу. Все происходить в порядке постепенности. В силу этого не сразу произошло уничтожение симфонии Петром. Оно имело под собою почву в виде нарушения симфонии, которое началось в царствование Алексея Михайловича вместе с появлением его «Уложения» в 1649 г. и, в частности, Монастырскаго Приказа. По «Уложению», Монастырский Приказ был учрежден для суда над духовенством, не исключая Митрополитов, Архиепископов и Епископов, по гражданским делам, которыя ранее были в ведении Церкви и подлежали святительскому суду. Это чисто государственное учреждение, имевшее в своем составе (за исключением начальнаго периода своего существования) только светских лиц, было совершенно независимым от Церкви. В соответствии с этим и судьи Монастырскаго Приказа назначались царем, получали содержание от государства и увольнялись им без всякаго сношения с Церковною властью. (Проф. Зызыкин. « Патриарх Никон », ч. II, стр. 261, 263, 265–266.) На практике Монастырский Приказ в своем вмешательстве в Церковныя дела пошел далеко за пределы «Уложения». Он судил духовных лиц иногда и по духовным делам; стал участвовать по финансовым делам в Церковном управлении, назначать на духовныя должности и заведывать частичной конфискацией церковных имуществ, (Ibid., ч. II. стр. 25.) при запрещении «Уложением» в его 42-ой статье XIII главы дальнейшаго роста церковных имуществ чрез приобретение духовными властями вотчин. (Ibid., стр. 291–293)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Симфония властей и непокорное христианство Надо ли делать вид, что мы живем в некоей квазиправославной квазимонархии? 28 января, 2014 Надо ли делать вид, что мы живем в некоей квазиправославной квазимонархии? Возможна ли симфония светской и церковной власти в России вообще и в наше время в частности? Размышляет Андрей Десницкий. «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе», — эти слова рождественской стихиры, составленной монахиней Кассией, и по сю пору звучат в наших храмах, и в ней ясно сопоставляются вера в Единого Бога и подчинение единому кесарю. А в разговорах о политике периодически упоминается византийская симфония властей как идеальное для православных устройство государственной и общественной жизни. Канонизированный император Юстиниан определил его b VI beke так: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием — это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие (симфония)». Император обладал в Церкви огромными правами. Достаточно сказать, что Вселенские соборы созывались им и проходили под непосредственным его руководством, не исключавшим и силового вмешательства при нежелательном ходе событий. Император, равно как и патриарх, представал перед византийцами одушевленной иконой Христа. Не воплощением, а именно иконой, что подразумевает почитание скорее самого института императорской власти, чем ее конкретных носителей, среди которых нередко встречались люди недостойные.

http://pravmir.ru/simfoniya-vlastej-i-ne...

А другой предмет - это власть мирская, власть, обращенная к временному по божественному слову: воздадите кесарю, что ему принадлежит, власть, заключенная в принадлежащей ей сфере. Эти две, господствующие в мире, власти, хотя раздельны и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоничном соединении, вспомоществуя и пополняя одна другую. Они могут быть сравнимы с двумя сестрами - Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих двух властей проистекает общее благо, а из враждебных их отношений проистекает великий вред». Так мыслили лучшие из византийских императоров»(12). Мы кратко обращаем внимание на все эти обстоятельства с одной целью: показать, что идея симфонии властей, родившаяся в шестом веке и претерпевшая многочисленные изменения в своей форме в связи с ее пониманием и стремлением многих византийских владык видеть ее обслуживающей их государственную силу и властный авторитет, не растеряла по дороге в течении десяти веков до ее возрождения на Руси и даже до сегодняшнего дня своего глубочайшего духовного значения. На Русь идея симфонии властей была заимствована именно в виде благородного идеала совместного духовного и светского служения государству и народу, а не побочного атрибута властного могущества абсолютного монарха. В Русском Царстве благостное византийское наследие христианского устроения верховной государственной власти нашло свое особо отчетливое воплощение в теснейшем взаимодействии Самодержца и Патриарха как двух верховных иерархов - поприща духовного и делания светского - в вопросе державного домостроительства. С самого начала возникновения патриаршества на Руси, с момента появления на первосвятительском престоле Патриарха Иова, ему определялась роль не просто духовного наставника Царя, «учительства и безбоязненной защиты истины и веры», но и обладателя вполне реальными властными государственными функциями как совластителя. Мы особо обостряем внимание на этом вопросе, потому что только в двуединстве действий двух верховных владык (но не в двоевластии) и состоит сущность симфонии властей ради достижения единой цели различными средствами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ещё неплохо было бы разобраться с таким понятием как " симфония " , " симфония властей " из-за того что многие понимают это по разному, чаще как симфонию ( сотрудничество) двух якобы независимых друг от друга властей- духовной и светскойВ моём понимании применение здесь аналогичного подхода как при демократической теории разделения властей на независимые друг от друга власти неприемлемо. Вся власть у Бога, она одна, проста и неделима в принципе. Поэтому ещё византийский Император Юстиниан говорил о том, что священство и царство имеют один и тот же источник. Зачастую под " царством " понимают власть Царя как светскую. Вот здесь и начинается путаница и подмена понятий, т.к. " царство " , власть в светской области и царская власть Помазанника Божия не есть тождественные понятия, т.к. царская власть Помазанника Божия не есть чисто светская, мipckaя и якобы не священная власть! Царская власть Помазанника Божия такая же священная власть как и духовная у священства, (духовенства), ибо имеет один источник - Бога. Просто царская власть включает в себя и область чисто светскую, в отличие от власти священства.С такой точки зрения реформа церковного управления Императором Петром I служила установления подлинной симфонии священства и царства, а не являлась каким бы то ни было нарушеним канонического строя в управлении Церковью. Светское управление мipckuмu делами Император осуществлял через правительствующий Сенат ( " царство " ) , а административное управление Церковью Император, как епископ внешних дел Церкви, осуществлял через святейший правительствующий Синод ( " священство " ), не вторгаясь при этом в духовную область. Сама особа Императора и служила при этом связующим звеном, являя подлинную симфонию " священства " и " царства " и являясь символом единства этих двух властей как исходящих от одного источника.При ином понимании симфонии властей как независимых друг от друга власти духовной и власти светской о какой вообще симфонии может идти речь при наличии двух " дирижеров " в таком " симфоническом оркестре " . А именно так многими и представляется т.н. " симфония " .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/29/...

В 1589 г. превысочайший престол патриарший стал рядом с царским. «Получилась картина поистине умилительная, когда эти два трона, царский и патриарший, стали рядом в Успенском соборе: престол царя и престол патриарха - перед престолом «Царя царствующих и Вечного первосвященника, прошедшего небеса». Так две власти верховные на земле, поддерживаемые одна другой, стали под сенью единой благодати Вседержителя Христа»(22). Симфония властей в ее русском варианте надолго стала хранительницей благочестия и силы Русского Монарха. Последовавшие вскоре события, связанные со Смутным временем, показали глубокую правоту Царя Феодора. Патриарший престол, остававшийся непоколебимым, в отличие от Царского Трона, на который покушались мятежные самозваны и иноземцы в смутное время, спас Россию. Естественная симфония властей, где одну ее сторону составляет власть Русского Самодержца, а с другой стороны, - не лично патриарх, а, например, Синод, как это было с момента упразднения патриаршего престола Петром 1 в 1721 г. и до восстановления патриаршества в 1917 г., когда первосвятительский трон в Успенском Соборе занял Святейший Патриарх Тихон, так и не была восстановлена. Симфония властей, разрушенная секулярным напором Петровского реформирования верховной власти, до сих пор не воссоздана, и Россия нуждается в ее полной реставрации. Дело в том, что патриаршество важнейшим образом отличается от синодальной практики во взаимодействии со светской властью. В этом кроется ответ на вопрос о том, является ли возможным говорить о симфонии властей в отсутствие первоиерарха. Синод - коллективный орган управления церковными делами. Он не обладает в отличие от Патриарха присущим только ему особым иерархическим авторитетом, который связан «с самим саном, а не с личными только качествами его носителя, которые способны лишь возвеличить или умалить его авторитет»(23). Патриаршество есть исторически возникшее установление церковное, имеющее твердую основу в каноническом и вероучительном предании и вызываемое потребностями развивающейся жизни церковной, но она, конечно, не могла бы сего совершить, если бы для этого не имелось достаточных оснований в ее природе и учении»(24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Верное вероисповедное и историческое представление об идеальных отношениях и реальной практике государственного соуправления Царя и Патриарха является неотъемлемой частью мировоззренческого взгляда Союзников. Это представление служит основой для построения практической работы Союза Русского Народа в вопросах русского державного устроительства, в определении отношения Союза к существующей верховной власти современного государства и к будущему России. Сегодня отношение к симфонии властей есть лакмусовая бумажка, которая ясно показывает, что именно таится за очередным инородческим прожектом для Русского государства. Русский народ всегда хотел видеть во власти воплощенный в жизнь высший идеал христианской истины, а не источник духовно ущербных правовых схем государственного устройства ради мифического роста экономического благосостояния, которое никогда не было для русского человека высшим критерием благополучия и земного счастья. Выкорчевать из русской души Богом данный и выпестованный Православной Церковью народный взгляд на устройство идеального государственного управления Русским Царством на условиях тесного единства и взаимодействия светской и церковной власти никому не под силу. Прошло вот уже триста лет, как принцип симфонии властей был нарушен. Однако память народа тайно хранит представления о нем в глубине своей благородной души, чающей по-отечески самодержавного и духовно наполненного христианским смыслом отношения к себе со стороны государства и его верховного правителя, поддерживаемого в своих начинаниях авторитетом и советом православного первоиерарха. Поэтому Петровские реформы, придавшие самодержавной власти Русского Монарха черты чуждого ему западноевропейского абсолютизма, а затем имплантирование в русскую государственную жизнь инородного тела - так называемого основного закона - конституции, которая упразднила законную, Богом установленную власть неограниченного самодержца, как, впрочем, и вся система правового регулирования государственной жизни, заимствованная из нерусских источников, - все эти антирусские меры смогли лишь временно подменить, но не вытеснить до конца из народного сознания идею триумвирата русского державного домостроительства, где Самодержец и Патриарх совместно управляют любящим их народом на принципах христианского вероучения и взаимного согласия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ни одного подобного факта мы не найдем. Напротив, действительность говорит о том, что патриарх Никон везде и всюду проповедовал учение о необходимости положить в основу взаимоотношений царской и церковной власти идею симфонии. Это учение им было выражено еще пред самым вступлением в сан патриаршества, когда 22 июля 1652 г. в Успенском соборе он говорил царю и боярам: «Если вам угодно, чтобы я был у вас патриархом, дайте мне ваше слово и произнесите обет в этой соборной церкви пред Господом и Спасителем нашим и Его Пречистою Матерью, Ангелами и всеми святыми, что вы будете содержать Евангельские догматы и соблюдать правила св. Апостолов и св. Отцов и законы благочестивых царей. Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию и прошению, не стану более отрекаться от великого архиерейства». 386 Таким образом, в этой речи своей Никон требовал от царя, бояр и духовенства соблюдения догматов и св. канонов, на основании которых они должны были определять свои к нему отношения. Но эти догматы и каноны, как видели мы, являются основами симфонии властей. Еще определеннее Никон выразил свое стремление к осуществлению симфонии в речи на Соборе 1654 г., когда сказал: «По словам благочестивого царя Юстиниана, два величайшие дара даровал Бог людям по Своей благодати: священство и царство, из которых одно служит Божественным, а другое правит человеческими (делами), но оба, происходя из одного и того же начала, украшают человеческую жизнь; они тогда только могут выполнить свое призвание, если будут заботиться о сохранении между людьми Божественных заповедей и церковных правил». 387 То же самое стремление Никона ярко было выражено и в том обстоятельстве, что теория симфонии властей была помещена в предисловии изданного им в 1655 г. Служебника. Здесь о царе и патриархе говорится, как о «Богоизбранной сей и премудрой двоице», которая в лице царя Алексея Михайловича и патриарха Никона председательствовала на Соборе 1654 г. 388 В своем сочинении «Раззорение» Никон ясно различает власть церковную и власть царскую, из коих ни одна не должна подавлять своим вмешательством области другой, но каждая должна блюсти свой порядок за своею собственною ответственностью. «В духовных делах, – говорится здесь, – воля царя не может стоять выше церковного закона, ни в отношении какого-либо дела, принадлежавшего Церкви, царь не может делать установлений или действовать с властью контролирующей. Так же надо понимать и о церковных канонах, которые повелевают соблюдать и поддерживать царские законы. Ни один человек не может противодействовать канонам Церкви, учению св. отцов и законам царства, или что-либо возражать против них: каждая имеет свой собственный порядок и права, установленные Богом, и каждая должна поддерживать и защищать свой собственный порядок для себя, на свою собственную ответственность». 389

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Мы постарались поэтому уяснить смысл теории симфонии властей, как он разумелся еще в Византийском праве, и увидели, что и в этом Никон следовал по тому же пути, по которому он следовал при определении прав церковной власти. Для него творения святых отцов были не только литературным памятником, но творениями Богопросвещенных выразителей Церковного Предания. Необходимо было нам определить смысл симфонии у отцов и в Визант. праве, чтобы получить руководящия основы для оценки системы, существовавшей в церковно-государственных отношениях не только de jure в силу помещения в Кормчей предисловия к VI новелле Юстиниана, но и в действительной жизни. Никон определил суть священства с духовной точки зрения и установил принцип оцерковления жизни. Он понимал идею симфонии властей, как идею разграничения двух сфер жизни светской и духовной, с предоставлением им полной самостоятельности в том, что является по существу своему входящим в соответствующую собственную сферу каждой власти, с предоставлением ей в ней решающего голоса, с обязанностью взаимно признавать права друг друга, вытекающия из существа каждого союза; и в то же время он ставил религиозно-нравственною обязанностью для политической власти проникаться церковными принципами. Эту симфонию Никон понимал для Церкви в смысле обязанности её охранять свои существенные права и влиять своими средствами духовными на государственное законодательство, а для государства в смысле обязанности не нарушать своими законами канонов церковных и даже освящать свои законы по мере возможности принципами церковными. Ибо истинной миссией человечества он считал то же, что призванием каждого отдельного человека: принять верой Божественное Откровение и всю жизнь поставить в согласие с верой. Эта идея оцерковления естественно должна была осветить прежде всего институт царской власти, как основу самой жизни русского государства, столп и основание земного жизнеустроительства; таким образом то преимущественное внимание, которое Никон оказал идее оцерковления власти царской в своем «Раззорении», является лишь одним из звеньев того общего миросозерцания, которое уже лежало в принципе Московского государственного строя, и которое спасал Никон от разрушения, угрожавшего ему со стороны духа века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Для православной монархии в России пока нет условий, считает протоиерей Всеволод Чаплин 22 июня 2007 г. 12:28 «Идеал православной монархии не должен быть опорочен поспешным его применением», — сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в дискуссии на международной конференции «Христианство, культура и нравственные ценности». Форум прошел в Российской академии наук 19-21 июня, в нем приняли участие представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, а также историки, богословы, общественные деятели. Тема симфонии властей и возможности установления монархии в России была затронута на одном из заседаний. Отвечая на вопрос о том, насколько идея симфонии актуальна сейчас для России, о.Всеволод отметил: «Идеал симфонии властей прописан в «Основах социальной концепции РПЦ», однако в истории он никогда не был осуществлен. «Основы» не исключают такого общества, при котором более религиозно обоснованные формы государственного устройства все же возможны». Зампред ОВЦС подчеркнул, что пока в России рано говорить о наличии условий для реализации этого идеала: «Любой здравомыслящий христианин стремится к тому, чтобы этот идеал не был опорочен его поспешным применением. Представим себе, что завтра кто-то объявит себя православным монархом, не имея общественной поддержки, не имея основы в качестве должного духовного воспитания людей. Во-первых, он никогда не приобретет реальной власти, а во-вторых, — дискредитирует саму идею, превратит ее в самопародию». Для  устойчивого развития любого общества необходим духовный стержень, убежден о.Всеволод. «Если общество не объединено духовным идеалом, который простирается за пределы жизни одного человека, одного поколения и даже вообще земной жизни человека, если общество объединено только деньгами, развлечением, комфортом и гордыней, то его ждет крах. Если оно процветает, как сейчас на Западе, то это ненадолго. Я убежден: чем более быстрыми темпами оно процветает, тем быстрее наступит конец», — утверждает представитель РПЦ. По его словам, апокалиптическая перспектива актуальна для всех: «И мы, и Запад либо погибнем, либо придем к иной форме общественного измерения нашей жизни. Возможно, еще какое-то время Господь даст возможность людям жить осознанно». «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260631.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010