В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология Призыв к восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей. – Толкование теории симфонии – Ее осуществление в Византии и России Будем и мы вместе с нашей Церковью стремиться к получению от Бога этой величайшей Его милости. Но будем всемерно содействовать тому, чтобы самодержавная царская власть была не абсолютистской и деспотической, а истинной монархией. Таковою она и явится, если будет ограничена Церковью в смысле такого к ней отношения, при котором царская власть будет руководиться законами Божественного Писания и св. каноническими правилами. Иначе сказать, истинная самодержавная царская власть та, которая относится к Церкви на основе симфонии властей. Теория этой симфонии, взятой из 6-й новеллы Юстиниана, изложена в Славянской Кормчей, в начале 42-й главы. Здесь говорится: «Великая паче иных, иже в человецех есть дара Божия, от Вышняго дарована человеколюбия Божия, священство же и царство; ово убо Божественным служа сеже человеческими владея и пекийся: от единаго же тогожде начала обоя происходят человеческое украшающее житие, якоже ничтоже тако бывает поспешение царству сего ради, якоже Святительская честь: о обоих самех тех присно вси Богови молятся: аще бо они непорочни будут во всем и к Богу имут дерзновение и праведно и подобно украшати начнут преданные им грады, и сущее под ними будет согласие некое благо, во еже добро человечестей даруя жизни». Мы поэтому имеем величайшую заботливость о сохранении истинных догматов и о почитании священства; верим, что при почитании его Бог пошлет величайшие нам блага, утвердит те, которые уже имеем, и мы приобретем те, которых еще не было до сих пор. Все хорошо идет, если принцип дела правилен и приятен Богу. «Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится; их же праведно похваляемии самовидцы Божию славу предаша Апостоли и святии отцы сохраниша же и заповедаша». Итак, в начале настоящей симфонии властей указывается, как самая первая мысль, – о различии священства и царства. По терминологии восточных иерархов, здесь слово священство взято как часть вместо целого, почему под словом священство надо вообще разуметь Церковь . Как видно из текста симфонии, это различие выражается в том, что Церковь служит Божественному, небесному, а государство – человеческому, земному. Это различие полагается здесь во главу угла, ибо симфония властей должна исходить из отличия Церкви от государства, в особенности в представляющих их властях: церковной и царской. Если этого отличия не будет, то о симфонии не может быть и речи. Тогда, при слиянии двух властей в одну, произойдет или цезарепапизм, или папоцезаризм. |
Закрыть itemscope itemtype="" > О симфонии властей в русском державном домостроительстве (к основам идеологии Союза Русского Народа) 14.09.2007 1967 Время на чтение 30 минут «Умом и сердцем Святой Руси являлись и являются два Божьих установления над ней: Самодержавная власть Помазанника Божия и Церковь Православная. Через Церковь Православную, как через сердце, Свет Христов проникал в самое тело народное, просветляя его, а через ум и волю Помазанника Божия приводил все его составные члены в конкретные дела Света - Соборного служения Царю Небесному, тем самым устрояя русский народ, как личность, по Образу и подобию Божию»(1). Этими тремя неразрывными между собой обстоятельствами определяется христианская сущность русской государственности. Центральное место в них отводится отношениям между Русским Государем и Русским Патриархом, выраженными в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух иерархов, стоящих во главе двух важнейших властных институтов Русского Царства. Вопрос симфонии властей всегда был одним из важнейших вопросов Русского державного домостроительства и государственного управления в России (симфония - явление, представляющее собой гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь, см. словарь С.И. Ожегова). Казалось бы, прошло слишком много времени, чтобы народная память могла сохранить далекое от нас историческое прошлое. Однако это не так. Представления о Царской власти на Руси как о власти, одухотворенной верой Христовой, а потому власти справедливой, сохранены до нынешнего времени. Порукой тому является олицетворяющий эту праведную власть Царь и Помазанник Божий, которому «для направления человеческих законов, - пишет по этому вопросу Никодим, епископ Далматинский, - к цели, предначертанной Промыслом Божиим, Бог даровал, как первому главе семьи, государственной власти силу, чтобы она рукою, вооруженную мечем правды и справедливости, вела людей во имя Его благим путем»(2). Принцип симфонии властей, как своего рода церковное поручительство в справедливости самодержавной власти Царя, который был нарушен Петром 1, или точнее, сохранившаяся в сознании русского народа идея присущей царской власти справедливости, продолжает оказывать, хотя внешне и малозаметное, но подспудно весьма существенное влияние на поиски новых форм государственного строительства и государственного управления в современной России. Ориентироваться в этом сложном вопросе в нынешних условиях крайне сложно и для этого необходимы не только точные исторические, но и вероисповедные критерии. Кризис неприемлемого для Русского народа и Русского государства либерально-демократического мировоззрения сказывается все сильнее. Зная об этом, многие устроители нерусского для России будущего, заполонившие своими псевдорусскими проектами прилавки книжных магазинов и СМИ, обращаются к симфонии властей, называя так свои неуместные попытки их узаконить и придать им видимость правдивости и заботы о будущем Русского Государства. |
Закрыть itemscope itemtype="" > «Два града» навсегда? Православный социализм - утопия или симфония? 11.02.2019 1836 Время на чтение 26 минут Кто думает о социологии, тот даже в случае приятия христианской мировоззренческой перспективы редко склонен к материям эсхатологии; а кто ужален эсхатологической тревогой, - не суета ли для него социология? С.С. Аверинцев Но важно поставить вопрос: а каков идеальный смысл симфонии, каков о ней замысел Божий?.. Ответ: ради христианизации социума, ради того, чтобы жизнь населения христианской империи не сводилась бы к «храмовому» христианству, а была бы христианской во всей ее глубине и повседневности. Н.В. Сомин Социальный смысл «симфонии» 1. «КАЖДОМУ Порой в таком буквалистском значении истолковывается знаменитый ответ Христа: «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Такое прочтение ставит на одну онтологическую доску Бога и кесаря, разделяя их «полномочия» и «суверенитет» до такой степени, что там, где правит кесарь, уже нет места Богу. Такое «разделение властей» породило своеобразную «геополитику», соперничество двух систем - цезарепапизма и папоцезаризма. Папоцезаризм, победивший в Первом Риме, утверждает главенство Церкви во всех земных делах, включая политические - кесарь лишь «исполнительная власть». Цезарепапизм, прочно обосновавшийся во Втором Риме (Византии), напротив, учреждает не только полную «автокефалию» кесаря в политических вопросах, но и претендует на власть кесаря над Церковью. Позиция своеобразного «невмешательства», общепринятая в светских государствах, где кесарь полновластно управляет подведомственной территорией и податным населением, заключая Церковь в церковную ограду и требуя от нее политической лояльности (которую церковь обычно добросовестно блюдет, невзирая на формы тирании и личности узурпаторов), по сути, является мягкой формой цезарепапизма. До симфонии ли? И так это дело укоренилось в исторической и социальной практике, что всякая робкая попытка «наиграть» симфонию - пусть одним пальцем, пусть фальшивя поначалу - вызывает решительный протест у обеих «ветвей» власти, при внешних призывах к самой симфонии властей. Дело доходит до смешного... воцерковленный христианин, исповедующий Православие и открыто симпатизирующий социализму в мирской жизни, морщится и крестится при одном только упоминании о «православном социализме»: утопия и химера, чур меня! Будто бы в голове у такого человека всякий раз при входе в Храм срабатывает «защитное» реле: здесь я - «набожный прихожанин» или «добрый пастырь», там - «семьянин», «мордвин», «автолюбитель», «потребитель»... - да кто угодно, только не «христианин». Уже не столько Конституция (светским порядком узаконившая поражение Православия перед Модерном), сколько мы сами становимся добровольными тюремщиками, сторожа Православие в ограде как чёрта в пентаграмме. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Симфония без дел мертва Протоиерей Александр Новопашин прокомментировал слова Президента России о значении Александра Невского для русского народа 04.02.2011 1036 Время на чтение 3 минуты «Хочется надеяться на то, что выступление Президента о значении русского народа и Александра Невского было не просто красивыми словами, сказанными из политических соображений, что оно было не просто сотрясанием воздуха, но что за этим выступлением последуют и дела, подтверждающие, что слова эти была сказаны от сердца. Дай Бог, чтобы это было так! После знаменитого выступления Президента о значении русского народа для России многие выступили с предложением внести в Конституции поправку о роли русского народа как государствообразующего народа России, но я с большим удовольствием услышал бы в Конституции слова о культурообразующей роли Православной веры. Эта поправка была бы гораздо важнее, потому что в основе всегда должен быть духовный стержень. Я ничего не имею против того, чтобы в Конституции была прописана важность русского народа, главное, чтобы за этими словами не забыли о значении Православия», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин , комментируя выступление Президента России Дмитрия Медведева на церемонии награждения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Орденом Александра Невского . Как сообщает сайт Президента России , Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил, что «это новый и один из самых высших орденов российского государства. Имя Александра Невского, полководца и молитвенника, почитается и в государстве, и в Русской Православной Церкви, и во всём русском народе. Его имя навеки вписано в нашу историю. Очень хорошо известны его слова: " Не в силе Бог, а в правде " . По сути, эти слова стали одним из девизов русского народа». «На местах, где сотрудничество между Церковью и государством идет полным ходом, действительно есть определенная симфония властей, правда, в системе образования особой симфонии не видно, - продолжил свой комментарий протоиерей Александр Новопашин. - Какие бы красивые заявления не произносились, всё равно в этом отношении творятся всяческие препятствия для того, чтобы мы не могли воспитывать детей в традиционной вере. Хотя многие европейские страны ни то что не брезгуют, а, наоборот, поддерживают, чтобы культурообразующую религию преподавали в школах. На мой взгляд, школа - это последний оплот воинствующего атеизма в России. Тут я пока не вижу симфонии. Слова могут быть самыми красивыми, но конец венчают дела. Дела нужны, а не слова. А в основном, там, где работа в епархиях идет по определенным направлениям, например, с госнаркоконтролем, с УВД, с медициной, с социальными службами и прочим, наблюдаются определенные элементы симфонии». |
Закрыть itemscope itemtype="" > По поводу полемики на РНЛ о христианском социализме 10.08.2015 2779 Время на чтение 11 минут I. Православный социализм и симфония властей Число сторонников православного социализма растет. И среди них не только миряне - появляются и священники, благосклонно смотрящие на православный социализм. Люди начинают понимать, что православный социализм - реальность, общественное устроение, опирающееся на глубинные основания русского мира. Впрочем, активность стали проявлять и противники православного социализма. Они тоже почувствовали, что православный социализм вполне может осуществиться, а они ужасно этого не хотят. Для них лучше национальная и социальная катастрофа, к которой мы приближаемся, чем такой ужас как православный социализм. Так, один из оппонентов (Серей Швецов)видит его главную ошибку в смешении государства и Церкви. Мол, Церковь - институт сугубо добровольный, государство же - нет - в нем приходится жить и лояльным гражданам и диссидентам. Другой оппонент (А. Карпов) близкую мысль выразил так: «активисты православного социализма неизбежно попадают в позицию, на которой ранее находились отцы Церкви. Это может быть решено двояко: либо через внесение светского элемента во внутрицерковную жизнь, либо через сакрализацию собственной деятельности. И то и другое по своей сути - повреждение Православия» ( http://goo.gl/CtgMDx ). Вот как оказывается - повреждение Православия! Выясняется, что теория симфонии властей, которой жил и Второй Рим и Третий Рим - это нечто нехорошее, вредное искажение, от которого надо отказаться. Византийские Отцы Церкви, оказывается, - троечники. И вообще, ренегаты: они служение одному Богу стали заменять служением государству. А уж наша русская Церковь! Сколько сарказма было вылито на нее в XIX в, - она, де, превратилась прямо в «министерство исповедания». Разумеется, явно отрицать симфонию властей оппоненты не решаются - она давно стала одним из краеугольных камней православия. Но вот понимают ли они, что нападая на православный социализм они критикуют симфонию. Как говорится, целились в православный социализм, а попали в симфонию. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Химера «православного социализма»: впечатления от заседания «Русского Собрания» 30.09.2016 1730 Время на чтение 5 минут Прослушанный на заседании «Русского собрания» доклад Н.В.Сомина , посвященный «православному социализму», представляется мне совершенно диким. Вряд ли для дискредитации заявленной идеи можно было придумать что-то хуже. Идеология, - заявляет докладчик, - придуманного им строя - православная. Идеология, вообще-то, - инструмент. Он не может быть православным, как не может быть православной лошадь, трактор или плуг. Докладчик заявляет, что «православный социализм» - осуществление принципа симфонии властей. На наш взгляд - это злая пародия на указанный принцип. Вместо симфонии получается какофония, основанная на смешении общественно-политического строя с религией, епископата с комиссарами. Это типический продукт постмодерна. Представленный «проект» нового строя пронизан духом торгашества. Слово «православный» востребовано здесь в целях рекламы, чтобы указанным постмодернистским продуктом можно было отравить как можно больше человеческих душ. Иудейские торгаши и менялы, которых Господь выгнал бичом из храма Божия, тоже использовали религию для успехов своих торговых операций. По аналогии, у нас появляются теперь торгаши, использующие религию для продвижения своих товаров, услуг, идей. То и дело приходится слышать о «православных кафе», «православном банкинге», «православном социализме». Если, благодаря указанным тенденциям в словотворчестве, через энное количество лет появятся «православные бордели», удивляться этому не стоит. Может быть, для более глубокого и последовательного уподобления фарисеям, стоит ввести понятие «кошер»? И тогда уже говорить о каком-нибудь «кошерном социализме». Почему «православный социализм» - химера? Потому что Церкви при этом фантастическом строе уготована роль правящей политической партии. Убрали ВКП (б) и чисто механически поставили на ее место Церковь в лице земной ее организации. Что станется с такой религиозной организацией? Она умрет для Неба, потому что будет восприниматься как необходимая ступень в карьере. |
Анатолий Степанов, открывая заседание, заявил, что об актуальности темы церковно-государственных отношений свидетельствует уже тот факт, что почти одновременно с круглым столом, организованным Клубом национальной прессы, на острове Родос (Греция) проходит Второй православно-католический форум на тему: «Государство и Церковь в России: 20-летний опыт взаимоотношений» . На форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который заявил о том, что «взаимодействие Церкви и государства в современной России носит отрывочный, не системный характер. До сих пор отсутствует четкая концепция государственно-церковных отношений». По мнению владыки Илариона, «наступает время, когда взаимоотношения Церкви и государства в России должны быть поставлены на прочную нормативную основу». «В связи с этим сразу возникает проблема, которая требует обсуждения, - насколько приемлема для России западная модель отношений Церкви и государства? Независимо от того, протестантская эта модель или католическая она предполагает четкое разделение функций Церкви и государства и установление именно правовых отношений между ними как институтами по типу конкордата. Насколько для Русской цивилизации приемлем этот западный опыт?» - задается вопросом председатель Клуба национальной прессы. Идеалом церковно-государственных отношений в православной традиции, продолжил Анатолий Степанов, является симфония властей, концепция которой была сформулирована в VI веке от Р.Х. святым благоверным Императором Юстинианом в предисловии к 6-й новелле . Он напомнил, что «формула Юстиниана была своего рода ответом на притязания Римских пап, которые уже в то время пытались доказать превосходство духовной власти над государственной властью. Возвращение к нормам симфонии властей фактически означает установление некоего нового «синодального периода» в России, только без ликвидации института патриаршей власти. Забота власти «о благочестии духовенства», о чем шла речь в тексте Новеллы, предполагает наличие некоего механизма контроля власти над духовенством. Мы понимаем, что современное государство, современное чиновничество, малопригодно к тому, чтобы контролировать духовенство. Но встает и другой вопрос: а готово ли современное духовенство к выстраиванию таких отношений с государством?» |
XII век Влияние христианства на русскую государственность С принятием Русью христианства традиционно связывается начало русской государственности. Неслучайно Петр Чаадаев, характеризуя влияние и значение крещения Руси, воскликнул: «Целый народ, одним христианством созданный». Такая характеристика отражает мысль о глубинном, неразрывном союзе церковных и светских институтов. Государственный строй Древней Руси, несомненно, был подвержен влиянию Византии, в которой идеалом церковно-государственных отношений была «симфония властей». Одним из выразителей идеи симфонии Церкви и государства был император Юстиниан, живший в VI веке. Он известен как строитель знаменитого храма Святой Софии Константинопольской, а также как ревностный борец с язычеством и церковными расколами. Юстиниан выразил идею, которая в течение веков стала определяющей как для Византийской, так и для Российской империи. Согласно его мысли, есть два величайших блага, дарованных людям от Бога, – священство и царство. Первое заботится о делах Божественных, второе – о делах человеческих. В их связи и согласии состоит благоденствие государства. В Византии эта симфония часто нарушалась императорами, которые в ущерб церковным интересам претендовали на решающую роль в устройстве церковных дел. Симфония же в древнерусском государстве осуществлялась в более правильных формах. Многие историки отмечают, что в тот период на Руси существовала небывалая в истории Православия гармония власти и Церкви. Князь Владимир после крещения вводит систему социальной защиты беднейших слоев населения, приступает к бурному строительству храмов и школ при них. Он издает свой «Устав», который предоставлял Церкви широкие гражданские права и полномочия. Помимо этого, как сообщает летописец, Владимир часто собирал у себя в палатах епископов и советовался с ними в делах государственных. Владимир примером собственной жизни старался указать своим подданным на евангельские идеалы. Так, проявляя любовь к ближнему и «боясь греха», Владимир не хотел наказывать даже преступников. Злодейства умножились, и епископы указывали князю, что строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. |
разделы рассылка распечатать Антон Поспелов Архимандрит Тихон (Шевкунов): " Самое большое впечатление за последнее время – стремящаяся к вере китайская молодежь " Источник: Православие.ру Осенью этого года хор Сретенского монастыря совершил большую 20-дневную поездку по православным приходам США. А завершилось это турне... – в Китае, куда хор пригласили выступить с концертами. Поднебесная, несмотря на то, что буквально на каждом шагу напоминает россиянам о себе, до сих пор остается для нас страной загадочной и не совсем понятной, удивительной и удивляющей. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) поделился своими впечатлениями о Китае. Этим интервью мы начинаем регулярную публикацию – каждую неделю – материалов архимандрита Тихона, главного редактора нашего сайта. – Отец Тихон, в уходящем году вы с хором Сретенского монастыря побывали в Китае. Как это могло произойти, учитывая сложное отношение китайских властей к Православной Церкви? – Хор монастыря неожиданно для нас пригласил в Китай господин Юлонг, очень известный в этой стране человек – руководитель Международного Пекинского музыкального фестиваля, в котором принимают участие самые прославленные симфонические оркестры, хоры и солисты. В процессе предварительных переговоров мы особо подчеркнули, что Сретенский хор – в первую очередь церковный и православный. Деятельность Православной Церкви в Китае официально ограничена уже много десятилетий, и поэтому мы, признаться, весьма удивились тому, что человек, близкий к самым верхам китайской власти, прекрасно знающий, что мы православные, пригласил именно нас. Но оргкомитет фестиваля подтвердил: да, приглашается хор русского православного монастыря. Мы предупредили, что не намерены убирать из программы выступлений духовные песнопения. В ответ оргкомитет предложил дать один концерт из церковных песнопений, а другой – из шедевров хорового светского искусства. Мы согласились. Официально православные богослужения в Китае совершаются только на территории Российского посольства. Туда, к сожалению, не допускаются граждане КНР, даже немногочисленные православные. Так что именно на выступлениях нашего хора китайцы практически впервые за многие годы смогли услышать православные песнопения. |
| |