Окончание § 2 в Ab : «Поскольку же под отмщением (τ κδικομενον) понимается двояко и то прегрешение, за которое месть, и способ наказания, посредством которого месть, то посмотрим, семь ли способов наказаний были привлечены в отношении согрешившего. Итак, семь прегрешений Каина суть следующие: во-первых, зависть из-за предпочтения, отданного брату; во-вторых, коварство, с которым он сказал Авелю: «Пойдем на поле»; в-третьих, убийство, как умножение зла; в-четвертых, это еще и братоубийство, что усугубляет дело; в-пятых, что первый убийца Каин стал дурным примером, оставшись жить; в-шестых, его преступление заставило и родителей плакать; в-седьмых, он солгал Богу, ведь на вопрос: «Где Авель, бραт твой?», он сказал: " Не знаю». Таким образом, семь отмщений нарушаются при убийстве Каина. Теперь посчитай наказания. «Проклят ты землей, которая отверзла свои уста, чтобы принять кровь твоего брата» – первое наказание. «Обрабатывай землю» – это второе, ведь пристала к нему некая несказанная нужда, побуждая к обработке земли. Поэтому, даже, когда он желал уйти, не было ему отдохновения, но вечно уничижала его враждебная ему земля, которую он сделал проклятой для себя, замарав братской кровью: «и не станет она давать силы своей для тебя» ( Быт. 4:12 ). Даже если непрестанная работа и давала некий плод, сам труд был немалой мукой для него, вечно напрягавшегося и трудившегося. А поскольку, несмотря на непрестанный труд, бесплодно убожество на земле (ведь не дает она силы), то это третье наказание – бесплодность трудов. «Стеная и дрожа будешь ты на земле» – два других добавил Он к трем: постоянный стон и дрожь в теле, ибо в членах его тела не стало крепости силы за то, что он дурно воспользовался телесной силой, и лишился он их ладного сопряжения, так что стал качаться и трястись. Другое наказание – то, которое открыл себе сам Каин, сказав: «Если изгонишь меня теперь с земли, то и от лица Твоего я скроюсь». Что значит «если изгонишь меня теперь с земли »? To есть, «лишишь меня пользы от нее»: ведь он не был перемещен в другое место, но лишился исходящих от нее благ. «И от лица Твоего я скроюсь»: тяжелейшее наказание для благоразумных – удаление от Бога. «И будет так, – говорит он, – что всякий, встретивший меня, убьет меня»; это соответствует последовательности вышеприведенного: за словами «если с земли Ты изгонишь меня, и от лица Твоего я скроюсь» следует убийство любым человеком. Что же Бог ? Он не согласился, но положил на нем знак: это седьмое наказание – не только не скрыться от наказания, но и ясным знаком возвещать всем, что он творец недостойных дел. Ведь для правильно рассуждающего позор много тяжелее наказания, что мы знаем и касательно Суда: одни воскреснут для жизни вечной, а другие – для позора и вечного поругания» (cp. Bas. Caes. Epist, 260, 3; Epiphanius Monachus. Vita ap. Andreae, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же император ответил отказом, Марк сказал: «Предначертано было пророком Давидом претерпеть тебе это, о владыка. Ведь он пророчествовал: Сколь лукавствовал враг на святого Твоего, и похвалялись ненавидящие Тебя посреди праздника Твоего 1145 . И суждено тебе, о владыка, отныне править царством десять лет». Так и случилось, ведь в тот самый день, когда его ударили, в него он и скончался 1146 . 39. Зоя же, четвертая жена императора, была во Дворце с императором невенчанной. 40. Когда император устроил процессию в эмпорий Вутия, чтобы обновить обитель Христофора, своего протовестиария, пришло известие, что «флот агарян вместе с Триполитом идет на Константинополь» 1147 . И вот император посылает друнгария флота Евстафия со всеми кораблями и стратигами против Триполита. He сумев ему противостать, они вернулись назад ни с чем. Прибыл же вслед за ними Триполит и продвинулся внутрь Абидоса до Пария 1148 . Узнав об этом, император пришел в большое уныние и отчаяние и посылает против Триполита протасикрита Имерия во главе флота; но тот не дерзал вообще даже приблизиться к агарянскому флоту. По Божию же суду повернул этот Лев Триполит и пошел к Фессалонике, осадил ее и взял ее и тамошнего стратига Льва Хадзилакия, устроив большую резню и многих взяв в плен 1149 . 41. Некий кувикуларий Родофилл был послан на Сицилию по какой- то надобности, имея с собой 100 литр золота. Заболев случайно по пути, он вошел в Фессалонику, чтобы помыться и прийти в себя, и был захвачен Львом. Асикрит Симеон (который позднее стал патрикием и протасикритом) забрал и золото, и дары, которые Родофилл оставил в пути и за которые после многих пыток умер. А когда Триполит хотел уничтожить город, Симеон, узнав об этом, предлагает ему взять золото, а город оставить в покое – убедив того и взяв слово, он согласился отдать золото Триполиту, чтобы тот оставил в покое город, что и случилось. 42. Самона, отговорившись тем, что отправляется в свою Спирскую обитель, что в Даматри, пустился в бега вместе со своими деньгами и конями, подрезая сухожилия государственным лошадям на станциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. При нем появился Моамет 705 , вождь сарацин, который, выйдя из Эсриба 706 и встретив императора с войском, попросил у него места для поселения, которое и получил. Необходимо, думаю, немного рассказать о происхождении Моамета. (Итак, в двенадцатый год Моамета, в 6130 году от сотворения мира, в 10-й индикт, в сентябре (третьего числа, в четверг 707 ; ) появился гороскоп агарян, составленный Стефаном Александрийским, который определил им править в силе триста девять лет, а в смуте, неустойчивости и несчастьях – еще двадцать семь лет, так что всего их владычества, удачного и неудачного, – триста тридцать шесть лет 708 .) 709 11. Он происходил от Исмаила, сына Авраама. Ведь Низар, потомок Исмаила, родил двух сыновей: Мундара и Аравия 710 . От них произошли многие и заселили Мадианитскую пустыню; также они торговали на своих верблюдах. Поскольку же вышеупомянутый Моамет был бедняком и сиротой, то пришел к некой богатой женщине, своей соплеменнице, по имени Хадига, как наемный работник для ухода за верблюдами и торговли. Немного освоившись, он вошел в доверие к этой женщине, женился на ней и получил ее верблюдов и состояние. 12. Приходя в Палестину, он общался с иудеями и христианами, заполучив от них некоторые писания. Страдал же он эпилепсией, и его жена, поняв это, стала весьма печалиться, что вышла за такого: не только бедного, но и эпилептика. Но он продолжает ей служить, говоря: «Я вижу некое видение ангела по имени Гавриил и, не вынося этого зрелища, падаю». Она сообщила всё это одному знакомому ей монаху, бывшему там в изгнании за свою дурную веру, в том числе и имя ангела, а он, заверив ее, сказал: «Он говорит правду, ведь этот ангел посылается ко всем пророкам». Она поверила словам лже-аввы, который был из Каллистратова монастыря и был изгнан из Города за ересь, и сообщила своим соплеменницам, что он пророк. И эта ересь охватила земли Эсриба. 13. Дал он своим последователям заповедь, что убивающий врага или убитый врагом попадает в рай. A в раю, говорил он, есть плотская пища и совокупление с женщинами, причем это совокупление – постоянное и многолетнее удовольствие, и всякие другие речи невоздержанности и безумия. 14. Моамет оставил преемником Абубахара 711 . И, часто сражаясь с ромеями, они победили их и с тех пор стали господствовать над ромеями (по Божию попущению, за наши грехи) 712 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

977 Продолжатель Феофана пишет: «В северной же части две колонны из настоящего крапчатого камня отделяют его [Тетрасер, расположенный за Сигмой] от Мистирия, который не случайно получил такое наименование. Дело в том, что, подобно звучащей пещере, он возвращает слушающим звук той же силы. Если подойти к стене восточной или, пускай, западной конхи и тихо про себя что-нибудь сказать, то стоящий на противоположной стороне, приложив ухо к стене, может расслышать эти тихо произнесенные слова. Такое чудо там происходит» (Theoph. Cont. III 42). 978 Феодор и его младший брат Феофан, монахи из палестинской Лавры св. Саввы, в 813 г. прибыли в Константинополь, где были вовлечены в борьбу вокруг почитания икон. Как убежденные защитники иконопочитания, братья были отправлены в ссылку Львом V, но вернулись при Михаиле II. При Феофиле они были вновь высланы, а в июле 836 г. вызваны в столицу и, после допроса, подвергнуты наказанию: на их лицах были вырезаны обличительные стихи, сочиненные неким Христодулом. За это исповедники получили прозвание Начертанных (Γραπτο). Феодор, которому было за 60, умер 28 декабря 840 или 841 г.; Феофан пережил Феофила и после восстановления Православия (843) стал митрополитом Никейским; умер 11 октября 845 г. 980 χρυσ τοφα – от лат. tufa. Шлемы римских и византийских полководцев украшались пучками из конского волоса. 981 Перевод по PHK Sl 1 . В TL рассказ передан в существенно отличающейся (и, заметим, с технической точки зрения фантастичной) редакции: «...и, поднявшись на черепичную крышу Великой церкви, выпустил стрелу с веревкой в конного Юстиниана, созданного из бронзы. Когда стрела вонзилась туда, он сам, пройдя по веревке, привел в изумление зрителей и закрепил султан». 985 Продолжатель Феофана (III, 38) описывает этот эпизод несколько иначе: «В один из дней, поняв, что находится при последнем издыхании и умирает, приказал самодержец отрубить ночью голову Феофову и доставить ее ему как горькое и скорбное приношение умирающему. А когда, во исполнение приказа, ее принесли, схватил ее рукой за нос и сказал: «Теперь и ты не Феофов, и я не Феофил " ». Cp. Ps.-Sym. Р. 646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот, когда народ вернулся к Богу, Он воздвигает Гофониила, который судил народ 50 лет 188 . А Гофониил был братом Хелева. 3. В это время случился, как рассказывают, Девкалионов потоп. Этот потоп, как кажется, упоминают и египтяне, говоря, что их страну он не затопил, оказавшись локальным. Ведь они не знают и предыдущего потопа, так как еще не родился их родоначальник: ибо отцом Месраима, от которого пошли египтяне, был Хам, сын Ноя. 4. Снова согрешив, сыновья Израиля предаются моавитянскому царю Еглому и находятся у него в рабстве 18 лет 189 . Когда же они опять обратились, выдвинулся благодаря своей двуправорукости Аод (он получил прозвище Двуправорукий за то, что в любом деле пользовался левой рукой точно так же, как и правой): он предводительствовал народом 80 лет. На двадцать седьмом году его воцарился над Аттикой Кекроп Двуродный 190 (так как он говорил на двух языках). А на 77-й год упоминается при них потоп в Фессалии и Эфиопии. 5. Впав снова в грех , народ попадает под власть Иависа, хананейского царя, на 20 лет. При нем пророчествует Девора, жена Лафидофа, из колена Ефрема, и благодаря ей народом стал предводительствовать Варак, сын Авифема, из колена Неффалима, на 40 лет. В это время Кадм воцарился в Фивах: он привел в Фивы философа и гадателя Тиресия, о котором Софокл говорит, что, увидев, как Паллада моется, Тиресий был превращен из мужчины в женщину по природе. 6. А после кончины Деворы снова согрешил народ, и поработили их мадианитяне на 7 лет. Но Гедеон из колена Манасии, вернув им веру божественными знамениями победы, восстает и, победив с тремястами мужами мириады, правил народом 40 лет; его сын Авимелех – 3 года; Фола, сын Фуи, из колена Ефрема 191 – 23 года; Иаир Галаадитянин, из колена Манассии – 22 года. 7. После него согрешил народ и был предан аманитянам на 18 лет. Затем вернувшихся к Богу Он спасает посредством Иеффая Галаадитянина, от другой матери 192 , из колена Манасии. Он начальствует над народом 6 лет. 8. После него правил Есевон из колена Иуды, из Вифлеема, 7 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, сделав эту Мелитину кураторией 1220 , император смог получать оттуда ежегодно тысячи золота и серебра. 54. Магистр Никита, зять императора Христофора, был обвинен в том, что он советует ему пойти против собственного отца и лишить его царства. И вот, выведя из Города, его постригли в монахи, сослав в его поместье. 55. В июле месяце, восемнадцатого числа, 6 индикта, умирает патриарх Стефан, пробыв на патриаршестве два года и 11 месяцев 1221 . 56. А в декабре месяце, четырнадцатого числа, приводят монаха Трифона, монашествовавшего в Опсикии и известного своей благоговейностью и святостью, и рукополагают его в патриархи на определенное время, пока не вырастет Феофилакт, сын императора Романа, которого хотели рукоположить в патриархи Константинопольские 1222 . 57. Двадцать пятого числа того же месяца настала невыносимо лютая зима, так что земля обледенела на 120 дней 1223 . Из-за этого случился и большой голод, который превосходил все бывшие когда-либо, а от него – много смертей, так что живые не могли вынести умерших. Император Роман, поняв силу этой невыносимой беды, проявил достойную его сострадательной и жалостливой натуры заботу, многочисленными раздачами милостыни утишив несчастье от голода, и закрыл дверями и деревянными щитами портики, чтобы благодаря этому снег и холод не доходили до нищих. Тогда же он сделал и так называемые арклы 1224 во всех портиках, а находившимся в них нищим распорядился выдавать по одной серебряной монете 1225 в месяц и раздавать в церквах нищим ежемесячно тримисии 1226 , так что раздачи в арклах и в церквях составили 12 тысяч чеканного серебра. 58. И не только это постановила его сострадательная душа, заботясь о нищих, но также приказал он, чтобы каждый день трое нищих ели с ним и получали по одной номисме. А во вторник и в пятницу с ним ели по три бедных монаха, получая каждый установленную номисму. И то, что обычно бывает в монастырях – чтение во время еды, и он совершал, предлагая себе и едящим двойную трапезу, дабы тело питать обычной пищей, а душу наслаждать взаимным словесным удовольствием – прилежно внимая этому, он сокрушался душой и испускал обильные потоки слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От него у персов закон жениться на своих матерях и сестрах, как и Зевс [женился] на своей родной сестре Гере. После него над ассирийцами воцарилась его жена Семирамида, которая устроила дамбы из-за наводнений 174 . В те же времена y египтян была шестнадцатая династия, в которую царствовали фиванцы. 5. Фарра, достигнув 70 лет, родил от своей жены Едны, дочери Авраама, своего дяди по отцу, Авраама, которого мать назвала именем своего отца: ведь он успел скончаться до его рождения. Фарра родил также Аррана и Нахора. Авраам же получил от своего отца в жены Сарру. Он один, когда повсюду все страдали идольским заблуждением, познал истинного Бога. А Арран, взяв себе жену, родил сына Лота и дочь Мелхаму. Ее взял себе в жены Нахор. 33. Когда Аврааму шел уже шестидесятый год, он, так как решил, что не уговорит отца и не разубедит остальных своих близких отстать от бесовского идолослужения, тайком ночью поджег дом с идолами. А когда они уже разрушались, братья решили броситься, чтобы спасти идолов из огня. 2. Арран, особенно ревностно занимавшийся этим делом, гибнет в огне; похоронив его в городе Оре Халдейском, отец его переселяется, взяв всех домочадцев, в месопотамский Харран. 3. Там Авраам, прожив с отцом пятнадцать лет, однажды ночью рассуждал по движению звезд, как постичь качество наступающего времени: ведь он был неплохо обучен своим отцом всей этой науке. И вот после исследования всех вопросов он понимает, что занятие это совершенно тщетно, ведь то, что предугадано, Бог может снова, если захочет, изменить по Своему желанию. 4 . Итак, отказавшись всей душой от всего этого и ему подобного и выказав совершенный знак своего благочестия относительно Божества, он слышит от Бога: «Пойди из земли твоей и из дома отца твоего» 175 . И, уйдя вместе со своей женой Сарой и племянником Лотом, он переселяется в удел Арфаксада, своего [пра]отца, который хананеи, захватив, назвали землей Хананейской: ему было 205 лет. Сказано, что Исаак был двадцати пяти лет, когда его повели на жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Вдобавок к 19 годам, которые он властвовал прежде, Навуходоносор царствует еще 25. Пророчествовали же при нем вышеупомянутые Даниил и Езекииль. 10. Его сын Мародах, наследовав ему, царствует 12 лет 253 . 11. Его брат Валтасар, сын Навуходоносора, процарствовал 4 года. Еще и при нем пророчествует Даниил, и объясняет ему видение, которое тот видед за ужином, когда пил из священных кубков. Его, в соответствии с толкованием видения, в наступившую ночь убил Дарий, сын Асуира, и захватил власть. 12. Вышеупомянутый Дарий, сын Асуира, который был прозван Астиагом, процарствовал 17 лет 254 . При нем Даниил был брошен в ров со львами и, ничего от них не претерпев, был вытащен царем 255 , распознал семидесятилетний срок выселения и открыл ему тайну седмин 256 . 13. И, если кто захочет точно постичь суть седмин и вычислить сроки, то, начав, согласно пророку, от выхода указа о строительстве Иерусалима (то есть от Неемии, сына Ахела, главного виночерпия Артаксеркса, который, попросив и получив разрешение, возвращается, чтобы отстроить Иерусалим), обнаружит, что 70 седмин, то есть 490 лет, миновали в то время, когда ветшает отпадение, заканчивается грех , запечатывается видение и предсказывается и помазывается Святое святых – то есть при пришествии Христа и прочих событиях. 46. Перс Кир, покончив с властью мидян и ассирийцев и овладев всей Азией, процарствовал 31 год 257 . 2. На первый год его завершается семидесятилетний срок выселения. А в следующем году он позволяет тем евреям, кто способен, вернувшись в Иерусалим, поселиться там и приказал восстановить Храм. Возвращением руководил Иисус, сын Иоседека, великий священник, и Зоровавель, сын Салафиила. И пророчествовали Аггей и Захария, сын Аддо. 3. Люди Иисуса, заложив фундамент Храма, целых 42 года не могли из-за помех завершить постройку, пока Дарий, сын Гистаспа, на второй год своего царствования, устранив препятствовавших, не приказывает окончательно завершить Храм, и он заканчивается за четыре следующих года, так что всего он был завершен за 46 лет. Доказательство этого сюжета очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Камбис, он же Артаксеркс (тот же самый, который у Ездры назван Арфасасфа) 258 , наследовав своему отцу Киру, процарствовал 8 лет 259 . 5. Сфендатий 260 и Кимердий, братья-маги, родом мидяне, напав, царствуют 7 месяцев 261 . 6. Дарий, потомок Кира и сын Гистаспа, напав и схватив магов, царствовал до завершения Иерусалима 6 лет и затем еще 30, так что всего процарствовал 36 лет 262 . В это время скончался философ Пифагор и прославился врач Гиппократ. 7. Ксеркс, сын Дария, процарствовал 20 лет 263 . 8. Артабан процарствовал 7 месяцев 264 . 9. Артаксеркс, сын Ксеркса, Долгорукий (он также назван у Ездры Арфасасфа) процарствовал 41 год 265 . При нем случилась история Эсфири, Мардохея и Аммана. В то время пророчествовал и Ездра. С позволения Артаксеркса священник Ездра, вернув остальных в Иерусалим, научил всех закону. И Неемия, главный виночерпий Артаксеркса, муж из первосвященнического рода, попросив царя и получив разрешение, поднимается в Иудею и Иерусалим. Обносит он его стеной, вооружив строителей из-за нападений. Вместе с Ездрой он научил народ закону Моисееву, удалив из них всякое языческое воспитание. И был построен широкий и обнесенный стенами город. 10. Откуда начинают отсчитываться 70 седмин Даниила. С двадцатого года царствования Артаксеркса – вот откуда, говорят, следует считать 70 седмин из видения Даниила, до пришествия Господа и последующих событий 266 . Очевидно, что семьдесят седмин составляют 490 лет. В эти времена жил Сократ 267 . 11. Ксеркс, сын Артаксеркса, унаследовав власть, царствует два месяца 268 . 12. Согдиан царствует 7 месяцев 269 . 13. Дарий, сын Ксеркса, по прозвищу Номий, убив Согдиана, процарствовал над персами 19 лет 270 . 14. Артаксеркс, сын Дария и Парисатиды, наследовав отцу, процарствовал 42 года 271 . В это время прославились философы Платон и Аристотель 272 . 15. Артаксеркс по прозвищу Ox процарствовал 22 года 273 . 16. Нарсес, наследовав ему, процарствовал 4 года 274 . 17. Дарий, сын Арсама, процарствовал после Нарсеса шесть дет 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 Филипп был первым императором, открыто симпатизировавшим христианству и даже, согласно Житию св. Вавилы, сам был христианином. Однако говорить о его ревности к вере едва ли возможно. 407 Сторонники Новата (Навата) отказывались вступать в общение с христианами, которые приносили языческие жертвы во время Декиева гонения, даже после их покаяния. 408 Вибий Требониан Галл и его сын Вибий Афиний Галл Вельдумиан Волузиан были императорами с июня 251 по август 253 г. 414 Окруженный вместе со всей римской армией под Эдессой осенью 259 г., Валериан был вынужден сдаться и умер в персидском плену после 260 г. 415 Галлиен погиб весной 268 г. во время мятежа начальника конницы Ауреола. С доб.: «При нем Евсевий Памфилов , епископ Кесарии Палестинской, составляет «Церковную историю " ». – В действительности Евсевий только родился при Галлиене. 416 Аврелий Валерий Клавдий, известный под эпитетом Готский, правил около 2 лет – с осени 268 до августа 270 г. 419 С доб.: «При этом Клавдии учил ереси Павел Самосатский, епископ Антиохии, назвавший Христа простым человеком». 423 Текст абзаца в списке С : «Аврелиан процарствовал 6 лет. При нем претерпел мученичество святой Лукиан; и стал известен проклятый Мани, от которого манихеи. И он был погублен воинами». Издатель считает его «textum genuinum praebente sed ordine mutato», но для этого нет никаких оснований. 426 Анний Флориан, родственник Тацита, стал его преемником, но уже в августе 276 г. был убит, и императором стал Аврелий Проб, правивший 6 лет (276–282). 428 Император Кар правил с сентября 282 по июль 283 г., его сыновья и       соправители Нумериан и Карин были убиты – один в 284 г. по приказу префекта Апра, а второй – в 285 г. одним из офицеров. 436 Максимиан, на некоторое время вернувшийся к власти (307–308), в 310 г. повесился в Массилии после неудачного заговора против Константина. 437 Галерий, ставший вместе с Констанцием августом в 305 г., умер в мае 311 г. от тяжелой болезни. Его преемником стал Лициний, с 308 г. бывший августом-соправителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010