«Человек, добровольно поддающийся общему течению, а таких большинство, меняется по возрастам жизни, по временам календарного года, наконец, по часам дня. В воскресенье утром он — молящийся христианин, в послеобеденное время — светский сплетник; вечером в театре — непринужденный поклонник искусства, а после театра — нередко грубый циник...» Как много из христиан причастны к слабости — в какой-то мере растворяться в окружающей среде, которая так часто бывает греховной и порочной. Помним ли мы предупреждающие слова Господа: «Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6, 25-26). И тот, кто считает возможным какой-то компромисс между «широким путем» мирской жизни и «узким путем» жизни во Христе, тот не знает Его учения, не понял Евангелия, не понял Христа. «Кто близ Меня, тот близ огня», — говорит Господь, согласно одной из древних рукописей. А в Евангелии Господь говорит: «Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). Огонь — это символ святости, символ преображения и очищения. И тот, кто во Христе, тот в огне, тот должен гореть духом: «Духом пламенейте, Господу служите», — призывает ап. Павел. «Никто не восходил на небо, живя прохладно», — говорит прп. Исаак Сириянин. Как пишет архиепископ Иоанн: «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра. Бесчувствие и равнодушие хотят связать нас по рукам и ногам, прежде нежели мы подумаем о добре. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем более молниеносности нужно человеку для добра. Эта молниеносность есть выражение духовной силы и светлой веры». Поэтому для души христианина бывает гибельно потворство телесной изнеженности. Еп. Феофан Затворник говорит: «Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Человек может даже не подозревать, что он в большей или меньшей мере, но самый настоящий идолопоклонник. И количество идолов в нашей жизни может быть гораздо больше, чем нам кажется. Более подробно эта тема будет рассмотрена в главе «Живая вера и магизм. Опасность идолопоклонства». Следует отметить один важный момент, на который обращает внимание прот. Александр Сорокин: «Мотив отделения пронизывает весь рассказ (Шестоднев): “… и отделил Бог свет от тьмы… да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи…”. Слово “отделение”, “разделение” у нас (особенно в церковной среде) тоже вызывает негативную оценку. Но оказывается, что это понятие просто отдано на откуп негативному смыслу, потому что изначально принцип разделения не несет в себе зла. Это синоним того многообразия, которое есть неотъемлемое качество первозданной гармонии, первозданного “хорошо”. Вавилонское столпотворение — символ того, как разделение становится инструментом зла (тогда как Пятидесятница — символ радостного разделения-узнавания). Многообразие, отличие от Творца никак не означает греховность, зло. Зло — позже, оно не замыслено Богом. Творческое усилие членит мир, чтобы в нем наконец открылось место для человека. Многообразие мира вычленяется из неразличимости материи». Пятый день творения. Совпадает с шестым актом творения. …и птицы, птицы, птицы на сто ладов поют, и веселятся птицы, и гнезда птицы вьют… Вероника Тушнова (стихотворение «Что-то мне недужится») И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый ( Быт. 1:20–23 ). Здесь снова встречается очень редкий древнееврейский глагол «бара» («сотворил»). И хотя в первом стихе при творении «неба и земли» он обозначает «творение из ничего», здесь им подчеркивается важность акта сотворения животного мира — гораздо более сложного, чем растительного. Конечно, животный мир творится из уже существующей материи, тем не менее это — кардинальный скачок в устройстве тварного мира.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа, Символ Веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. В отличие от всех других существ, Христос не творение, а порождение сущности Отца. Имже вся быша – то есть Сыном Отец сотворил мир (Кол. (1, 16), Ин. (1–3), Евр. (1, 3), свщмч. Ириней Лионский «Против ересей», глава 2, прав. Иоанн Кронштадтский «О сотворении мира»). Но не как орудие имел Отец Сына, а как совершителя своей воли, так что вся вселенная – своя для Господа Иисуса. Все Им и для Него создано, и все Его силой существует. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал. 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Как уже мы говорили, само имя «Иисус» значит «Спаситель». И, начиная с этого члена (части), Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти. Дело в том, что первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога – источника жизни, совершив грех . В результате этого сама природа человека подверглась порче, ум утратил контроль над волей и чувствами, потерял свои первоначальные способности, так что ему стало трудно познавать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило нашу природу, так что нам легче согрешать, чем сделать добро. Это состояние называется первородным грехом, порождающим как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И никто не мог избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и главное – восстановить общение с Богом. Кто из людей или иных творений мог бы сделать это? И вот по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них – пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Я заключил свою проповедь словами: «Если вы хотите быть правдивыми перед Богом и перед самими собой, поступите так. И я так сделаю». И тут я проснулся. Мне кажется, нам всем следует задуматься и о словах святого Андрея Критского, и об этом изложении моего сна — я его не придумал ради того, чтобы чему-то вас научить или передать вам какие-то свои мысли. Я также вовсе не хочу сказать, будто это было какое-то откровение мне. Но это поднялось из каких-то глубин и предстало мне как объективное описание, которое меня осуждало. И даже если оно не осуждает вас, то все равно является вызовом. Есть разница между тем, чтобы ходить в храм на службы, любить Церковь, служить Церкви, провозглашать Евангелие и — быть христианином. Я даже не отсылаю вас к таким местам, как, например, конец Евангелия от Марка: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит и т. д. Если мы подумаем о себе, подумаем друг о друге, даже о всем христианском мире — кто выдержит испытание такими евангельскими словами? И есть еще столько мест: Я дал вам пример, чтобы вы ему последовали . Я посылаю вас, как овец среди волков . Или заповеди блаженства. Или молитва Господня. Или Символ веры — который провозглашает Бога, Чье самое существо есть Любовь, та любовь, как ее описывает Христос, когда говорит: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих . И в каком-то отношении даже больше того, потому что мы можем положить за своих друзей только свою смертную жизнь; Он, Бессмертный, отдал Свою жизнь за нас, когда мы были еще врагами Ему, — это не мои слова, это слова апостола Павла. Клайв Льюис (1898–1963) — христианский апологет и мыслитель И вот я собираюсь рассмотреть вместе с вами целый ряд вещей. Спросим себя, что такое Церковь. Спросим себя, что мы имеем в виду, когда провозглашаем Символ веры; когда принимаем и распространяем учение Церкви; что для нас значат церковные богослужения, которые мы совершаем или в которых участвуем; какой смысл мы придаем всему, что является частью нашего «церковничества». Это выражение отчеканил К. С. Льюис. Не соответствует ли это слово притче Христовой, вернее событию, когда Христос произнес осуждение бесплодной смоковницы? Будь она просто бесплодна, без листьев, высохшая, Христос бы ее не осудил. Он даже мог бы произнести слово жизни и принести ей обновление. Но это дерево стояло, горделиво красуясь листвой, как бы сообщая всем и каждому, что стоит подойти к нему — и найдется богатый урожай плодов. Но были на ней одни только листья. Была видимость, реальности не было. И слова Христовы очень устрашающие: да не будет на тебе плода вовек .

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Таким образом, объект веры можно рассматривать двояко. Во-первых, со стороны того, во что верят, и в таком случае объект веры, то есть само то, во что мы верим, есть нечто простое. Во-вторых, со стороны верующего, и в таком случае объект веры есть нечто составленное посредством суждения. Следовательно, оба представленных [на наш суд] мнения не лишены некоторой доли истины. Ответ на возражение 1. Этот аргумент рассматривает объект веры со стороны того, во что верят. Ответ на возражение 2. Символ [веры] сообщает об относящихся к вере данностях, в которых акт верующего находит свое завершение, что со всей очевидностью явствует из самого способа изложения. Однако акт верующего не завершается в суждении, но – только в данности. Ведь как в науке мы формируем суждения исключительно ради того, чтобы с их помощью получить знание о [некоей] данности, точно так же мы поступаем и в случае веры. Ответ на возражение 3. Объектом небесного видения будет первая Истина, созерцаемая как таковая, согласно сказанному [в Писании]: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3, 2 ); таким образом, это видение будет осуществляться не посредством суждения, а посредством простого мышления. С другой стороны, вера не позволяет нам схватывать первую Истину как таковую. Следовательно, приведенная аналогия неудачна. Раздел 3. МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ ВО ЧТО-ЛИБО ЛОЖНОЕ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что можно верить и в нечто ложное. В самом деле, вера сопряжена с надеждой и любовью. Но надежда может оказаться ложной; так [например] многие из тех, кто надеется на жизнь вечную, не обретет ее. И то же самое можно сказать о любви, поскольку многие из тех, кого любят как добрых, вовсе не добры. Следовательно, ложное может являться объектом веры. Возражение 2. Далее, Авраам верил в рождение Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел – и возрадовался» ( Ин. 8, 56 ). Но со времен Авраама Бог мог бы не и воплотиться – хотя бы потому, что Он мог бы этого не пожелать, и тогда вера Авраама о Христе была бы ложной. Следовательно, объектом веры может быть нечто ложное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил М. В. Мантурова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?» «Верую», — ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, — сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, — Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мантуров получил чудесное исцеление. Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, — целительна, а отступление от этой веры приводит к болезни и вечной гибели. Мы слышали сегодня в Евангелии, как слепые следуют за Христом, прося исцеления. Какое желание надо иметь, чтобы идти за Христом, подобно зрячим! И это для них вопрос жизни и смерти. Господь испытывает их веру. «Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Таково ли наше исповедание веры, или мы, как у нас это часто бывает, одними устами произносим Символ веры? Самое главное — прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые, не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека. Будем также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Богу, после чего происходит разделение в народе. Одни — хромые, убогие и нищие, которых и за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, с невеждами в вере, — радостно удивляются: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». А другие замышляют убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Но когда тайна веры является самим делом — прозрением слепого и исцелением немого, — происходит такое их страшное помрачение. Если мы на самом деле хотим стать зрячими, если наше исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать слепоте и немоте других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека.

http://moral.ru/vi-soborov/

Он сказал ученикам: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе: поднимись и ввергнись в море, и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Этому слову внимало небо, оно разносится во все концы земли. Это божественное слово и стало фундаментом нашего вероисповедания. Отцы Церкви назвали это слово Спасителя оградой боговдохновенных истин, и составился, таким образом, Символ веры . И большие и малые, конечно, знают это вероисповедание; это та вера, которую исповедует каждый при купели крещения, и поручителями являются восприемники. Вера необходима для человека. Без веры невозможно угодить Богу, без веры человек все равно что дерево без корня, грудь без дыхания, тело без души. Без веры напрасно мы живем, движемся, дышим. Святой Кирилл Иерусалимский сказал, что человек без веры подобен земледельцу, посеявшему свои семена на почву каменистую или песчаную. Но главным злом для веры служит соблазн. Соблазн увечит веру, он старается поколебать веру православную и вносит суеверие, что значительно затемняет веру, – верят в случаи, игральные карты, в гадателей, знахарей, вещунов, прорицателей. Какое истинное несчастье для веры! Соблазн старается внушить малорелигиозным, полуобразованным людям разные сектантские мнения и свести их на ложную дорогу умствования. Установив значение веры, Спаситель перешел к наставлению о молитве: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». Учение о молитве было подробно исследовано в одной из бесед в этом святом храме. Молитва – это благоговейное обращение человека к Богу, который убежден, что Господь управляет каждым мгновением его жизни. «Той рече и быша, Той повеле и создашася». Молитвенное обращение к Отцу Небесному – это обращение сына или дочери к родителям, чтобы получить совет и наставления, как жить. Но основной чертой истинной молитвы должно быть смирение; верующий, когда молится, ожидает всего от Господа, он предстоит перед Господом в качестве слуги, сына, разумного создания; такая молитва , по словам Иоанна Златоуста , отверзает двери неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

И наконец, вселенская Церковь признала это учение так решительно, что третий Вселенский собор седьмым правилом своим запретил составлять новый символ веры . После всего сказанного понятно, братие, как заблуждаются неправославные, западные христиане, исповедуя ныне, вопреки своим предкам, в своем символе, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Они не обратили внимание на учение Вселенской Церкви, стали самовольно мудрствовать о личном свойстве Бога Духа Святого, и, таким образом, изменили Вселенской Церкви. Будем, братие, памятовать, что самовольное мудрствование пагубно в деле веры. Научимся посему, как можно строже держаться в догматах веры учения Слова Божия и Православной Церкви и никогда не прелагать предел вечных, яже положиша отцы наши по вере ( Притч.22:28 ). В символе веры , братие, сказано: иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима. Этими словами указывается на то, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Богом Отцем и Сыном. Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Православная Церковь в своих песнопениях и молитвах всегда прославляет Святого Духа вместе с Отцем и Сыном; так, например, все мы молимся: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», все мы славим Бога, говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Наконец, в символе веры , братие, сказано: глаголавшаго Пророки. Этими словами указывается на то, что Дух Святой глаголал, т.е. говорил, чрез Пророков, в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что священные книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. Пророки предсказывали будущее и писали свои книги по внушению Духа Святого, посему и писания их называются богодухновенными. Что чрез Пророков действительно говорит Дух Святой, об этом свидетельствует слово Божие, именно Апостол Петр пишет: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Но не одни только ветхозаветные книги богодухновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

240. Может ли быть иное учение об исхождении Святого Духа? Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых , потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых , потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры ; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры . Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Святой Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Святого Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4). 241. Какая степень поклонения приличествует Святому Духу? Святому Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). 242. Почему сказано, что Святой Дух «глаголал через пророков»? В Символе веры сказано, что Святой Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Святым Духом. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Святой Дух. Апостол Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет 1:21 ). 244. Говорил ли Святой Дух через апостолов? Святой Дух говорил через апостолов. Апостол Петр пишет: «Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» ( 1Пет 1:12 ). 245. Почему об апостолах не упомянуто в Символе Веры ? Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Верую. Вера образованных людей Предисловие В наше время многие люди, особенно молодые, после долгих и мучительных духовных скитаний и поисков открывают для себя православную веру, ее богодухновенную истину, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем, чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из подлинных, достоверных источников, от истинных свидетелей веры, но по возможности современных читателю и близких ему в его духовных стремлениях. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10, 17 ). Основанная на слове Божием, записанном в Священном Писании , проповедь веры, хранимая и передаваемая в Церкви из поколения в поколение опытом церковной жизни и спасения, прежде всего в святой литургии, представляет собой одну из главных задач и для нынешнего поколения пастырей и богословов; это важно особенно сегодня, когда умножаются ложные пророки и самозванные учителя веры, люди извращенного ума и далекие от истины, горделивые невежды, не следующие «здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,... зараженные страстью к состязаниям и словопрениям» ( 1Тим. 6, 3–4 ). Подлинное церковное учение о вере, то есть истинно православный, апостольский и святоотеческий катехизис, является сейчас насущной потребностью как для тех, кто только вступает на путь веры, так и для тех, кто вырос и воспитан в Православии с детства, но не имел возможности получить более глубокие знания о вере. Такой катехизис должен быть неотделим от церковной проповеди , вдохновленной словом Божиим, но в то же время простой, доступной и убедительной «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2, 4 ). Таким был катехизис раннехристианских веков, самый известный из которых написан святым Кириллом Иерусалимским . Святоотеческий катехизис, как правило, был адресован катехуменам (оглашенным, то есть тем, кто изучает веру для принятия святого крещения) или новокрещеным и толковал Символ веры, краткое исповедание основных истин христианской веры, которое произносится перед таинством крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010