Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > А Ларчик просто открывался 3. Продолжение 27.03.2024 5 Время на чтение 26 минут Начало 1. Продолжение 2. Продолжение Символ как основа миропознания В обычный бытовой лексикон слово « символ» явно не вписывается, – даже само его звучание вне связи с контекстом вызывает интуитивное ощущение чего-то возвышенного, далёкого от повседневного, суетного. И оказывается, что это неспроста, поскольку именно оно является ключевым в формировании основ целостного мировосприятия. К великому сожалению, знание об этом до настоящего времени остаётся для общественного сознания тайной за семью печатями, хотя разгадана она была Алексеем Фёдоровичем Лосевым почти сто лет тому назад. Поскольку лосевского определения символа мы с вами касались ранее при обсуждении понятия механизм, мне остаётся лишь напомнить, что, по Лосеву, это соотнесённость внутреннего с внешним при их взаимной смысловой тождественности. На первый взгляд, здесь нет особых расхождений с трактовкой нынешней науки: символ в её сфере представляет собой установленное по предварительной договорённости знаковое обозначение чего-то внутреннего, обладающего неким смыслом, т.е. его условное внешнее выражение. Короче говоря, это термин, обязанный своим появлением исключительно рациональной составляющей человеческого разума. В несколько ином ракурсе видится природа символа при подходе, который выражен в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля: « СИМВОЛ - сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ её, в перечне» . Во введённом на Втором Вселенском соборе (381г.) и утверждённом на Четвёртом Вселенском соборе (451г.) Символе веры нет и быть не может какой-либо условности, поскольку краеугольным камнем фундамента христианской веры служит абсолютное, стало быть, безусловное доверие к этому священному документу – свидетельству Истины. Впрочем, в словаре Даля нашлось место и для толкования символа, принципиально не отличающегося от используемого наукой:

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/27/...

Г. Гезен поставил себе задачей в названном сочинении восстановить, насколько возможно, по имеющимся данным, первоначальный текст славянского перевода разных символов веры и затем указать последовавшие в этом тексте с течением времени изменения. Исследованию текста символов веры автор предпосылает краткий очерк истории перевода их на славянский язык. Принимая во внимание безусловную необходимость общепонятного символа веры, а с другой стороны, исторически доказанные частные обращения южных и западных Славян, начиная с VII века, автор выражает уверенность в том, что славянский перевод символа был сделан еще до св. Кирилла и Мефодия, хотя окончательную редакцию перевод этот мог получить лишь после изобретения славянской азбуки, когда св. первоучители приступили к своей апостольской деятельности. Так как в IX столетии в Восточной церкви при совершении таинств был уже во всеобщем употреблении символ 2-го вселенского Константинопольского собора, то – говорит автор – очевидно, что именно этот символ был переведен первоначально св. Кириллом; что-же касается Никейского символа, то он, как менее необходимый, мог быть переведен несколько позже св. Мефодием вместе с номоканоном. Кроме этих двух символов, может быть извлечен еще апостольский символ иерусалимской церкви из древне-славянского перевода Оглашений или Огласительных поучений св. Кирилла иерусалимского . Автор начинает свое исследование с апостольского символа иерусалимской церкви, затем переходит к символу никейскому и наконец к константинопольскому; в заключение же представляет опыт истории перевода тех отдельных греческих слов, которые оставались непереведенными в первоначальной редакции славянских символов. В приложениях напечатаны: а) символ из Устюжской Кормчей Румянцевского Музея 230, б) Истолкование святого изображения веры из Загребской Кормчей 1262 г. и в) Епифания Славинецкого перевод константинопольского символа веры с его же грамматическими объяснениями. Из приложенных четырех светопечатных снимков первый снимок – с константинопольского символа веры Румянцевской Кормчей 230. Остальные три снимка, равно как помещенные на стран. 105 – 117 критико-палеографическия заметки: 1) о некоторых замечательных списках Евангелия и 2) о применении светописи к палеографии – прямого отношения к главному предмету исследования не имеют. Под 2 помещен снимок с греческой рукописи XI в. Московской Синодальной библиотеки, – содержащей беседы св. Григория Нисского ; под 3 и 4 фототипический и хромолитографический снимки с миниатюрного изображения св. Григория Двоеслова , – писанного по золоту в греческой четьи-минеи XI в. той же, Моск. Синод. библиотеки. Все вообще снимки исполнены превосходно. Фототипии сделаны в заведении известных московских фотографов Шиндлера и Мея (фирма Шерер и Набгольц), а хромолитография в картографическом заведении Ильина, в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Сортировать по Исключить новости Рождение Венеры как символ Крещения — скрытые символы в картинах Боттичелли и Караваджо Загадки шести шедевров западноевропейской живописи 12 марта, 2018 Загадки шести шедевров западноевропейской живописи С каким церковным таинством сравнивают картину “Рождение Венеры”, о чем не стоит забывать, разглядывая Давида Микеланджело, и что на самом деле в центре сюжета “Воскрешения Лазаря” Караваджо — об этом в новой книге искусствоведа Натальи Боровской. Если попробовать расшифровать символы, спрятанные в известных произведениях искусства, мы по-новому увидим знакомые картины и скульптуры. О том, что  мы в них увидим, рассказывает Наталья Боровская, кандидат искусствоведения,  профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В произведениях религиозного характера их содержание не ограничивается видимым и, как правило, понятным сюжетным уровнем. Существует еще и более глубокий, невидимый уровень, духовный подтекст, открытие которого может перевернуть привычные представления о смысле того или иного сюжета.  Язык символов складывался столетиями, начиная еще с катакомбного периода. Именно из фресок в римских катакомбах пришли древнейшие изобразительные знаки христианской веры: рыба как символ Христа – Божьего Сына и Спасителя,  пеликан или кисть винограда – символы таинства Евхаристии, корабль или якорь – символы христианской Церкви. Предметная символика столетиями росла и углублялась.  В изображениях Богоматери с Младенцем разных эпох и народов нередко можно увидеть в руках маленького Иисуса щегленка – древний символ Его будущих страданий или круглый плод, обозначающий  первородный грех, который Ему предстояло искупить. В эпоху зрелого средневековья , в контексте мощного развития сравнительного библейского богословия, нередко сюжеты Ветхого Завета становились в искусстве символами евангельских событий.  Так, например, встреча царя Соломона с царицей Савской воспринималась как символ Поклонения волхвов. А образ Неопалимой Купины давно неотделим от представлений о Богоматери, чья душа, подобно несгорающему кусту, охвачена огнем Святого Духа.

http://pravmir.ru/chto-skryivayut-mikela...

Поиск по сайту В Пакистане двух христиан зверски избили и принудили произнести исламский символ веры 9 февраля 2024г. Источник: Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru   ЛАХОР. В Пакистане двух христиан зверски избили и принудили произнести исламский символ веры под надзором фанатичного исламистского священнослужителя, а несколькими днями позже мусульманские радикалы застрелили на рынке 14-летнего христианина, громогласно проклиная иноверцев, пишет morningstarnews. Двое братьев-христиан, 28-летний Азам Масих (Azam Masih) и Надим Масих (Nadeem Masih), стали жертвами исламистов в районе Котли Лохаран округа Сиалкот. Несчастных похитили 22 января, зверски избили железными прутьями и принудили к принятию ислама, сообщил Адиль Гаури (Adil Ghauri), глава правозащитной организации Масихи Байдари Техрик («Движение за христианское пробуждение»). По его словам, Азам Масих работал в своей швейной мастерской на рынке Харота Сайедан, когда в нее ворвался местный исламист Назим Шах (Naseem Shah) с несколькими подельниками, они схватили христианина, под дулом пистолета выгнали на улицу, затолкали в фургон и увезли в дом исламиста Санни Шаха (Sunny Shah). «Нападавшие обвинили Азама в подстрекательстве к неким «правонарушениям» в районе и принялись избивать железными прутьями, – поведал Гаури в интервью Christian Daily International . – Позже эти же исламисты схватили его младшего брата, привезли в тот же дом и тоже жестоко избили. Затем обвиняемый принудил двух христиан прочитать калиму [символ веры в исламе] под угрозой немедленной смерти в случае отказа. У несчастных братьев после пыток не осталось сил противиться, и они были вынуждены подчиниться этому требованию». Исламисты также заставили братьев зачитать на видеокамеру признание в том, что они якобы приняли ислам по собственной воле. Похитители обобрали братьев, отняли мобильные телефоны и прочие вещи, после чего выгнали. «Братья-христиане и их бедная забитая родня предпочли умолчать об этом преступлении, поскольку насильники угрожали им смертью в случае обращения в полицию, – говорит Гаури. – Мы разузнали об этом инциденте стороной лишь 24 января и сразу же связались с семьей. После долгих уговоров и твердых обещаний правовой защиты, нам удалось убедить семью обратиться с жалобой в полицию для составления первичного протокола (First Information Report, FIR). Их убедил наш довод о том, что молчание лишь способствует безнаказанности преступников, от действий которых могут пострадать многие другие христиане в деревенской общине, где в целом живет более 300 христианских семей».

http://old.sedmitza.ru/text/10359659.htm...

Сортировать по Исключить новости Одиночество в Церкви и церковная община Спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? 13 сентября, 2009 Спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один из заданных Патриарху вопросов был посвящен церковной общине и разобщенности верующих в храме. Источник: Патриархия.ру — Сегодня в Церкви распространено явление, когда верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения? Спасибо. — Благодарю Вас за этот вопрос. Очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.

http://pravmir.ru/odinochestvo-v-cerkvi-...

Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской. Источник Что касается священнейшего Символа истинной и единой христианской веры нашей, то каждому верующему необходимо и спасительно более, нежели что либо другое, содержимое нами, соблюдать его неприкосновенно, не повреждая ни одного слова и ударения, исповедывать его всею душею, а иногда и давать отчет в разумении его, по мере сил. Но те, которые имеют ведение и получили учительское достоинство, должны исполнять это преимущественно пред другими и располагать свою душу так, чтобы она чувствовала в этом потребность. Вот почему и мы, хотя по разуму и учению ниже всех самых меньших чад Церкви, будучи удостоены величайших (дарований) Церкви и призваны, по благодати человеколюбивого Бога, в сан учительства и архиерейства, за справедливое сочли, для пользы приступающих к вере и требующих научения, равно как совращенных нечестивым учением, или еретическими мыслями, исповедать письменно то, чему веруем и что содержим душею, что проповедуем и чему учим словами, и для изображения нашего истинного и единого благочестия, истолковать, по мере сил, на основании божественных писаний: чтобы верные получили чрез это большую радость и утверждение, а неверные и иномыслящие – обличение и укоризну. Нам же да будет даровано от Бога послушание Отцам и подобная их чистота и твердость исповедания. Итак, основываясь не на чем другом, но на словах тех Отцев, исповедание их – священный символ, т. е., знамение веры, составленное ими в приличном изложении и свойственных словах, будем соблюдать и исповедывать вполне неизменно всею душею, словом и делом, так, как проповедуем его каждодневно в церкви. А символом веры я называю тот, который составили и, довершив, утвердили (соборы) – первый в Никее из 318 (Отцев), при благочестивом царе Константине, а второй – при христолюбивом царе Феодосии в царствующем городе Константинополе из 150 св. Отцев. Его-то приняли бывшие после первых двух пять божественных вселенских соборов, не изменив его ни прибавками, ни убавками, и сохранили для нас неповрежденным христианское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное вероучение В ранней Церкви не существовало точного аналога термину " вероучение " : истины христианской веры, данные в Откровении , именовались " апостольским преданием " (св. Ириней Лионский . Против ересей III, 3, 2) или " преданием истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей III, 4, 1). Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое " помазание истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей IV, 26, 2; ср. 1 Ин. 2, 27), полученное Церковью в день Пятидесятницы (см. Деян. 2, 1-4) и обретаемое христианами в опыте веры. Св. Игнатий Антиохийский ( II век) противопоставляет хранимое в кафолической Церкви полное и неприкосновенное " предание истины " заблуждениям еретиков, которые по собственному произволу дробили " апостольское предание целостной истины " и на его осколках строили свои лжеучения . Лишь на пороге средневековья в Западной Церкви для обозначения основных положений христианства, постепенно выстраиваемых в систему четких понятий, стали употреблять словосочетание " христианское вероучение " (лат. doctrina christiana). В условиях борьбы с ересями вероучение Церкви выражалось в словесных формулировках различных символов веры - кратких вероучительных исповеданиях; " предание истины " получало таким образом внешние очертания и становилось " правилом веры " (лат. regula fidei) или " законом веры " (лат. lex credendi). Отделяя ортодоксию от ереси и будучи обязательным условием церковного общения, символы служили своего рода средством самоидентификации для членов кафолической Церкви и являлись исповеданием веры для вступающих в нее через крещение. На основе некоторых, по всей видимости, Палестинских Крещальных Символов IV в. на Первом ( 325 г.) и Втором ( 381 г.) Вселенских Соборах был сформирован Никео-Константинопольский Символ , имеющий в Православной Церкви непререкаемый вероучительный авторитет. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное " правило веры " . Однако это не означает, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается весь объем вероучения, жизненно содержимого Церковью. Следует различать вероучение, изначально полученное Церковью, и вероучение, формально определенное ею в силу исторической необходимости. Догматически сформулированное вероучение есть лишь " конспект " целостной и неделимой христианской истины, хранимой в церковном опыте.

http://drevo-info.ru/articles/109.html

Лекция 1. Вера в единого Бога Отца Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры» Протоиерей Вадим Леонов 24 сентября 2018 года преподаватель Сретенской духовной семинарии и кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов прочитал первую лекцию на тему «Вера в единого Бога Отца» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, пятого года обучения объединены темой «СИМВОЛ ВЕРЫ» . В лекции рассмотрены следующие темы: Что такое вера? Как вера соотносится со знанием? Откуда мы знаем нечто о Боге, и зачем верить в Него? Что такое Символ веры? Почему Бог един? Почему Он называется Творцом? А что Он, собственно говоря, сделал? И как это всё соотносится с научной картиной мира? Лекция (продолжительность: 1:09:22) Ответы на вопросы (продолжительность: 39:45) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии вера куч 9 ноября 2018, 09:29 ВИ МОЖНО СТАВИТ ТИТЛ НА СЕРБСКОМ ? маленко о. Артемий 26 октября 2018, 13:21 Спаси вас Господи батюшка. Бог в помощь на добрые дела. 12 октября 2018, 23:35 Для Марины. По-моему, отец Вадим на протяжении всей лекции говорил об изменении и совершенствовании или падении мира. Но Бог НЕИЗМЕНЕН. " У Негоже несть пременение, или преложения осенение. " Он дал нам в Священном Писании неизменное знание о Себе. В отношении к Богу понятия " революционный " или " трансформация " являются нонсенсом. 12 октября 2018, 23:24 Какое счастье, что отец Вадим опять читает лекции для нас! Каждая из них для меня праздник! Александр 11 октября 2018, 12:33 Вне всякого сомнения - Вадим Леонов один из самых умных, образованных и талантливых отцов нашей церкви. Его знания и способность правильно и разумно ими пользоваться, " завораживает " . А мудрость в ответах на вопросы, восхищает. Одним словом - лучший! Дай Бог ему побольше здоровья и сил продолжать просветительскую деятельность. Было бы здорово собрать все его лекции и выступления за все время в едином разделе. Вот бы кто-нибудь, кто умеет, сделал бы это. Большое спасибо организаторам курсов и лично владыке Тихону!

http://pravoslavie.ru/116171.html

Н.В. Порублев Скачать epub pdf Часть Свидетели Иеговы в свете учения Библии Глава 9. Столпы веры свидетелей Иеговы Окончив обзор Общества Сторожевой Башни в свете истории, мы теперь приступим ко второй, также очень важной части нашего исследования, которая касается доктринальной стороны этого культа. Косвенным образом мы уже коснулись некоторых доктринальных убеждений свидетелей Иеговы. Следуя дальше, мы подробнее рассмотрим их. У свидетелей Иеговы нет формального символа веры , какой существует у известных христианских конфессий. Однако это не значит, что у них нет основных пунктов их учения. Основные пункты вероучения у них существуют и они делают данную организацию весьма своеобразным религиозным культом. Традиционные церкви и протестантские конфессии в основу своего вероучения принимают символ веры , принятый в IV веке Р.Х., тогда еще единой христианской Церковью . Общество Сторожевой Башни занимает противоположную позицию по основным пунктам христианского, общего для всех конфессий, символа веры . Как мы увидим далее, основатели и последующие вожди этого культа – это сторонники александрийского еретика Ария в отношении Божества Христа и Его единосущности с Богом Отцом. Арий и его сторонники отвергали эти истины. Хотя учение свидетелей Иеговы не во всем сходится с учением Ария, оно, все же, подобно его взгляду на Личность Христа. С их толкованием по этому вопросу и по многим другим вопросам мы не согласны по причине несоответствия его с Божественным откровением в Библии. Что касается основ вероучения свидетелей Иеговы, то для сравнения скажем, что религия ислама основывается на пяти столпах веры. Для мусульман, как последователей Мухаммеда, они – главные пункты веры и, вместе с второстепенными пунктами, обязательны для соблюдения. Конечно, вера свидетелей Иеговы существенно отличается от веры мусульман. Однако, как в исламе существуют основные столпы веры, так и в организации Сторожевой Башни есть таковые, хотя формально они так не называются. Без веры в них человек не может быть членом Общества Сторожевой Башни. Для него они фундаментальны в мировоззрении и в практической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Марксистская политэкономия как идеология для колоний 15.01.2021 1099 Время на чтение 19 минут В статье рассматривается влияние, которое марксистская политэкономия оказала на формирование новой мировой глобальной колониальной системы, на разрушение экономик конкретных стран в интересах транснационального капитала. Религиозный документ, написанный «отчаянными атеистами» 1848 год. В Европе полыхают революции. А два молодых немца пишут «Манифест коммунистической партии». Это Карл Маркс, которому всего 30 лет и Фридрих Энгельс, который еще на два года моложе. Уже в этом же году манифест выдерживает два издания на немецком языке в Лондоне, переводится на французский, польский, итальянский, шведский, фламандский, датский языки. На английском языке его издали лишь по прошествии сорока лет. К настоящему времени он переиздавался свыше тысячи раз, был переведен почти на 150 языков. Почему эта маленькая книга - всего 23 страницы в первом издании и 30 во втором - оказалась такой популярной? Отметим еще, что до 1850 года она выходит без указания авторства, как программный партийный документ. Текст манифеста готовил Карл Маркс, основываясь на ранее написанных Фридрихом Энгельсом проекте коммунистического символа веры и «Принципах коммунизма». Указанные работы Ф. Энгельса построены в форме вопросов-ответов. Подобная структура была характерна для самых разных работ той эпохи. Например «Пространный христианский катехизис Православной Восточной Кафолической Церкви», подготовленный в России митрополитом Филаретом (Дроздовым) в 1822-1823 годах тоже был построен по принципу вопросов и ответов. Но совсем других вопросов и совсем других ответов. Даже «Манифест коммунистической партии» воспринимается многими как религиозный документ, написанный «отчаянными атеистами». В предшествующей же ему первой из работ Энгельса эта религиозная составляющая даже и не скрывается - это не меньше, чем «коммунистический символ веры» по мнению давшего такое название своему небольшому тексту 27-летнего автора. Сходства с христианским Символом веры в тексте нет даже структурного, а сходство с «Катехизисом» митрополита Филарета завершается формой подачи текста в виде вопросов и ответов. Первые слова «Манифеста» - «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», возможно, не просто броский журналистский образ, а определенный символ.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010