314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящего»? Словами «Иже от Отца исходящего» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков. 315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца? Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа, который сказал: «Когда же приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанн 15, 26). 316. Что мы исповедуем словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима»? Словами: «Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима», мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию. 317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»? Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (II Петра, 1, 21). 318. Когда сошел Дух Святой на апостолов? Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то-есть в святую Пятидесятницу ( Деян.2 , 1–4). 319. На какой день недели приходится святая Пятидесятница? Святая Пятидесятница приходится на воскресенье. Пояснения: I. В Деяниях Святых Апостолов ( Деян.5, 3 и 4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому...? Ты солгал не человекам, а Богу». II. В Псалме 104, 30 говорится: «Пошлешь Дух Твой..., и Ты обновляешь лице земли». – Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим.8, 26 ), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( I Kop.12, 3 ) и что Дух Святый уделяет различные дары, как то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святый нас духовно оживляет ( I Kop.12, 7–11 ). III. Слова Господа Иисуса Христа никто не имеет право дополнять или исправлять. Второй Вселенский Церковный Собор основательно обсуждал учение о Духе Святом и принял во внимание изречения святого устного предания и Библии о Духе Святом; поэтому именно и он остался при том учении, что Дух Святый исходит от Отца (а не от Сына). Третий Вселенский Церковный Собор запретил изменять или дополнять Символ веры . Несмотря, однако, на это, в большей части христианских вероисповеданий было внесено дополнение, что Дух Святой исходит и от Сына. Православная Церковь настаивает на словах Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

3) Внушается предстоящим, чтобы они собрались с духом, ничем уже не рассеивались и исповедали свою веру. Священник или дьякон: «Двери, двери премудростью вонмем. Верующие: «Верую во единого Бога Отца…» и т. д. до конца весь символ веры . В алтаре в это время совершаются священником: отнятие завесы от Царских врат и колебание воздуха над Дарами. В древности слова «Двери, двери» обращались к привратникам – «Посмотрите, не вошел ли кто неверующий или отлученный от церкви». В настоящее время слова сии значат: «Стерегите двери души нашей, чтобы какая либо грешная мысль не вошла в неё», проще сказать: «не озирайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом, не думайте о житейских делах, а всё своё внимание устремляйте к совершаемому великому священнодействию». Символ веры поётся в знак того, что только истинно верующий сподобляется участия в святых таинствах. Это же самое означает и отверстие завесы от Царских врат: если право веруем, то можем и надеяться на откровение тайн Божиих. Колебание воздуха над Дарами выражает веру в близкое сошествие на них Святого Духа, потому что перед тем, как Святой Дух сошёл на апостолов, слышен был шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. 4) Верующим внушается страх Божий и благоговение. Священник или дьякон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Верующие: «Милость мира, жертву хваления». 7 После всего этого священник преподает верующим благословение словами святых апостолов. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Верующие: «И со духом твоим». Наконец, священник взывает к верующим: «Горе имеим сердца» т.е. «вознесёмся же мыслями к Богу», и верующие удостоверяют его, что совершенно приготовились к сему и поют: «Имамы ко Господу», т.е. «имеем сердца, устремлённые ко Господу». Приготовление к совершению таинства окончилось. Начинается самое священнодействие таинства, и это означается благовестом (к достойно), чтобы и находящиеся дома, и идущие мимо храма особенно старались держать себя в эти священные минуты в страхе Божием и благоговении.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

А каким должно быть это вооружение? Апостол Павел в Послании к Ефесянам в шестой главе подробно описывает как раз технологию подготовки к этому страшному дню. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» ( Еф.6:11–13 ). Лютый день — это день смерти, день встречи с темными князьями, поэтому необходимо взять все оружия, проверить, как у нас с ними обстоит дело. Какое всеоружие должно быть? «Итак, встаньте, препоясав чресла ваша истиной», — говорит Феофан Затворник . Чресло ума должно быть препоясано истиной. Перво-наперво чистое тело должно быть, прекращен блуд, разврат и подобные вещи. Ум должен погружаться в созерцание догматов Бога. Необходимо перед смертью проверить себя по догматическому богословию, потому что у человека, который входит в рай, спрашивают пароль. Знаете? Без пароля не пускают. Символ Веры — это пароль Царства Божия. Без него нельзя. А само слово «символ» и означает пароль. «И меч духовный, который есть слово Божье». Во-первых, прочитайте слово Божье. Я считаю, что, если человек заболел, например, каким-то тяжелым заболеванием, которое может привести к смерти, он должен полностью, от начала до конца, перечитать все Священное Писание или хотя бы начать. Помните, пожалуйста, что слово Божье используется нами не только как текст, но и как высшая форма молитвы. Ведь в чем отличие православной молитвы от сектантской? Сектанты молятся своими словами, а православные молятся Библией. Поэтому, когда говорят, что православное — не библейское, это чушь. Вот сектанты не библейские. Они куски из Библии повыдергивали и без толку их тыкают, не зная ничего. Я сам лично проводил диспут с протестантами. Библию они вообще не знают. Им показываешь какое-то место, они говорят: «Ой, а мы и не знали».

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

Апостольский символ веры . Веруем в Бога Отца, всемогущего Творца веба и земли, и во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день от мертвых, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца, откуда он придет судить живых и мертвых. Веруем в Духа Святого, во единую, святую, христианскую церковь , в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь 157 . Никейский символ веры Верую во единого Всемогущего Бога Отца, Творца неба и вемли, всего видимого и не видимого; и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного от Отца, рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного, рожденного (прежде всех веков) не сотворенного, единосущного Отцу, имже все существует, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшегося, распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день по писанию и восшедшего на небеса и седящего одесную Отца и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца; и в Духа Святого Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, 158 со Отцем и Сыном сповдоняемого и славимого, глаголавшего через пророков; во единую, святую христианскую 159 церковь , исповедую единое крещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Затем следует главная песнь: 62-я и проповедь, после которой проповедник читает общую молитву церковную (?) и молитву Господню. Молитва Господня: Отче наш , сущий на небесах; да святится имя Твое, да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И, наконец, последнее, всё собою увенчивающее, всё обнимающее откровение: Этот Господь, Этот Христос, Которого послал Бог в мир как Свою любовь и Свое спасение, есть Сын Божий Единородный. Я нарочно говорю: откровение. Ибо все остальные слова: Господь, Христос, Помазанник – мы находим в истории спасения, они всё еще могут быть ограничены человеческим, тварным. Но явить во Христе Сына Своего Единородного может только Бог, только Отец. И в день, когда Иисус Христос приходит креститься у Иоанна Предтечи, в смиренном послушании Богу, Бог открывает эту тайну нам: И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане, и когда выходил из воды, увидал Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тут кончается спор. Ибо не с кем спорить. Здесь тайна, а о тайне не спорят, ее открывает нам Бог . Он не нуждается ни в «утверждении», ни в оправдании. Вся история мира, история спасения вела к этому Божественному Откровению, к этому дару любви и света, и всякий, кто от света, приемлет их. Христос есть Сын Божий, Христос есть Бог. И мы верим в это, потому что мы верим Отцу и верим Христу. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Символ веры прибавляет: «в Сына Божия Единородного». Это значит, что Христос – Сын Божий не в том общем смысле, в каком все люди, поскольку сотворены они Богом, могут быть названы детьми Божьими, а в смысле единственном и исключительном слова «единородный», то есть единственный, один, – не сотворенный, а рожденный от Отца прежде всех век. Так учил Христос о Себе, и эту веру мы принимаем от Него. Мы верим Ему. И в этой вере Бог перестает быть отвлеченной идеей. Он раскрывается как Отец Сына Своего Единородного, потому что Он – вечная Любовь к Сыну, вечная радость о Нём, вечная Ему самоотдача: «Отец любит Сына, – говорит Христос, – и всё отдал Ему…» Также и Сын: вечная любовь, послушание, вечная самоотдача любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего во Христа. Не все, принадлежащие к «широкому христианству», имеют такое понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был, так и остался орудием поругания. 11я беседа. Название : Рождение Церкви. Говоря о рождении Церкви, наша задача показать ее общинное устроение. Господь собрал учеников, и они были вместе с Ним, а потом вместе ожидали схождение Духа Святого, но главное то, что произошло после Пятидесятницы: « У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду » ( Деян. 4.32-35 ).Весь Новый Завет пронизан таким общинным духом, научая оглашаемого, мы должны свидетельствовать, что он входит в Церковь Божию, как в общину. Сегодня, очевидно сложился кризис общинной жизни, поэтому так важно говорить оглашаемым как правильно должна быть устроена Церковь. Для примера приведем слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы – социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, – таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется Православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община – это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы» ( Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 сентября во время своей встречи с молодежью Нижегородской области во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде. Ответ на вопрос, почему в России большинству приходов не удается стать полноценной общиной верующих).

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Молитва о собрании Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, собрание наше и благослови находящихся в нем. Диакон Молитесь об этой святой церкви и собрании нашем в ней. Народ Благослови собрание наше и сохрани его в мире; и тотчас произносят Символ веры . Диакон В премудрости Божией, говорите Символ веры и пойте. Веруем (credimus) в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого. Веруем и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Отца (Patris) Единородного, Который был с Ним (erat cum eo) прежде создания мира, Света от Света, Бога от Бога истинного, рожденного, несотворенного, равного (aeqvalem) Отцу по Божеству своему, через Которого всё сотворено и без Него не сотворено ничто на небе и на земле; Который для нас, людей, и для нашего спасения нисшел с небес; и воплотился от Духа Святого и от Марии Девы Святой, и сделался человеком; распят во время Понтия Пилата, пострадал, умер и погребен; и воскрес из мертвых в третий день, как написано в Священных Писаниях; восшел со славой на небеса и сидит одесную Отца Своего, и опять придет со славой судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. Веруем и в Духа Святого, Господа и Животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. Веруем и в Единую Святую Церковь , Соборную и Апостольскую. Веруем (credimus), что одно крещение в оставление грехов; и ожидаем воскресения мертвых, и жизни будущей вовек (venturam in saeculum). Аминь 1007 . Священник Сделай, чтобы собрания наши были у нас без препятствия и опущения и чтобы они были, по святой и блаженной воле Твоей, домом молитвы, домом чистоты, домом благословения. Благостно даруй их нам, рабам Твоим, и тем, которые придут после нас даже до века. Восстань, Господи Боже наш, и да расточатся враги Твои, и да бегут от лица Твоего все ненавидящие имя Твое святое и благословенное (см. Пс. 67, 2 ). А народы Твои да будут благословенны тысячами и тьмами тем благословений, чтобы они совершали всю волю Твою, благодатью, щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Мы», – поучает апостол, – «соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение... Но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет» ( 1Кор.3:9, 10–13 ) 8 . Второй Вселенский собор епископов, по окончании своих деяний, написал послание к папе Дамасу и другим епископам Римской церкви, заканчивающееся так: «Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас, – мы перестанем говорить слова, осужденные апостолом: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» ( 1Кор.1:12 ); и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то по милости Божией сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред престолом Господа». Главный деятель Третьего собора Вселенского , св. Кирилл Александрийский , в «Послании на святый Символ», помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: «Святейшие отцы..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и Вселенском этом соборе? потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание , по словам премудрого Павла: «основания иного никто не может положить паче лежащего, еже есть Христос Иисус» ( 1Кор.3:11 )». Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего Вселенского собора , обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит: «Христос, камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждущие и который сделался во главу угла ( Пс.117:22 ). Христос – основание Церкви . Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила ( Дан.2:35 ), за которого, с которым и силою которого мы воинствуем, и ради которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из Царства Небесного; ибо имеем «вышний» град «Иерусалим, которого художник и содетель Бог», как сказал Павел ( Евр.11:10 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

На протяжении всей Истории стоят зримые вехи, начиная с радуги, как знака свыше, что завет Бога с людьми непреложен. Престолы и святилища предизображают Храм – место Боговселения – и охраняют от всякой абстрактности в богопочитании. Ветхозаветные пророки преисполнены страхом перед чисто духовной областью, они сознают, что между небом и землей – трагическое, невыносимое расстояние, и у Исаии вырывается крик иудейской души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» ( Ис.64:1 ). В этом призыве – потребность в пространственном измерении, в нем ожидание и жажда Воплощения: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Слову свойственно «доказывать», образу – «показывать». Вся долгая история Ветхого Завета – это борьба против идолов, против ложных образов и ожидание Образа истинного. В конце времен Бог открывает Свое человеческое лицо, Слово становится предметом созерцания: Блаженны очи, видящие то, что вы видите ( Лк.10:23 ). Иисус исцелял глухих, открывал очи слепым. Невидимое проявляется в видимом: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Отныне образ становится существенной частью христианства наравне со словом. На самом высшем уровне Слово предлагает Себя как божественная трапеза: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). В день же Пятидесятницы все охвачено огненными языками. Не выражает ли Крест молчания Великой Субботы? Лишь его изображение дает возможность действительно внять этому молчанию, как бы увидеть его. Важно заметить, что Символ веры – это именно «символ», он не излагает вероучение, но тайны веры исповедуются в нем через начертание истории спасения. Он прекрасно поддается иконографическому изображению, и иконы церковных праздников говорят нам об этом в явленных образах. Посредством видимого к нам нисходит Невидимое, принимая нас в свое Присутствие. Литургия – наглядное выражение Библии, Слово, явленное в литургическом действии. Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Рукописание, которое было против нас, Он… пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

На третий день Христос воскрес и Своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над последователями Христа, живущими по Его заповедям. В ад может попасть только тот, кто сам отверг путь спасения. Сошествие во ад      Символ веры говорит, что Спаситель воскрес в третий день, согласно с Писанием. Какие тексты Писания говорят нам о воскресении? Во-первых, Сам Господь Иисус Христос постоянно говорил о Своем будущем воскресении, предсказывал его. Достаточно вспомнить Евангелие: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16, 21). Предсказания Христа о Своем воскресении из мертвых содержатся во всех четырех Евангелиях. Что касается ветхозаветных пророчеств, здесь в первую очередь можно привести слова пророка Давида, сказанные от лица Мессии Отцу: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15, 10). Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом смерти и воскресения Спасителя . Господь Сам говорит об этом: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12, 40). Пророк Иоана      После Своего воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам: Марии Магдалине, другим женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам (Луке и Клеопе) по дороге в Эммаус, одиннадцати ученикам, позже двенадцати ученикам, семи ученикам на берегу Тивериадского моря, пятистам последователям, апостолу Иакову (см.: 1 Кор 15, 16), апостолам в день вознесения . Мы так подробно написали об этом, чтобы показать: величайшее чудо воскресения засвидетельствовали многие люди, которые впоследствии стали проповедниками христианства. Пещеру, где было погребено тело Христа, охранял специально отобранный отряд римских воинов. Если бы ученики Христовы пришли ночью унести Его тело, как говорили потом иудеи, хоть один из них заметил бы их и задержал бы. Мы знаем: даже после того, как гробница опустела и иудеи сказали, что тело похитили ученики, никто из последователей Христа не был схвачен и допрошен. Пещеру закрывал большой, тяжелый камень, который бесшумно невозможно отвалить. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно, они не стали бы скрывать этого факта и очень скоро показали бы его народу, чтобы опровергнуть прижизненные свидетельства Христа о Своем воскресении.

http://pravoslavie.ru/104596.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010