Антонову несомненно была известна первая житийная икона преподобного (между 1648 и 1669). Насколько полно он на нее полагался, сказать невозможно. Анализ состава 14 клейм созданной Антоновым рамы (1697, ЦМиАР) показывает, что источником выбора сюжетов стала 3-я редакция Жития И. (см.: Меняйло. Иконография. 2008. С. 244-245). Иконография некоторых клейм традиционна и соответствует широко распространенным композициям рождения, крещения и учения (клейма 1, 2, 3), иллюстрациям житий преподобных (клейма 4, 6), изображениям прижизненных (клейма 12, 13) и посмертных чудес (клеймо 14): 1. Рождение; 2. Крещение; 3. Приведение к старцу Арсению для обучения грамоте; 4. Пострижение в монахи; 5. Прп. Пафнутий Боровский благословляет И. на игуменство; 6. Поставление в игумены; 7. Возвращение И. из Саввина в Боровский мон-рь («неки начаша роптати и на святого отца хулу возводити»); 8. Приход И. на Волок Ламский; 9. И. получает разрешение на основание мон-ря у кн. Бориса Васильевича; 10. И. с братией строят каменную церковь; 11. И. отдает вору мешок хлеба; 12. Воскрешение по молитве И. вел. кн. Иоанна Борисовича; 13. Исцеление бесноватого; 14. Чудо об иером. Исаии Новгородце. В 1676 г. была написана нагробная икона И. на деревянную раку святого. Сведения о ее создании зафиксированы в летописи на серебряной табличке в подножии на поле иконы, сама надпись воспроизведена в описях 1836 и 1854 гг. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 5. Д. 70. Л. 11 об.- 12). Из текста следует, что образ был создан и украшен на вклад стольника кн. Т. И. Шаховского и его супруги. В описи 1836 г. указана иконография святого, соответствующая типу погребального изображения - «аки во гробе лежащий» (Там же. Л. 11 об.). Не исключено, что И. был представлен в рост, со скрещенными на груди руками; однако в описи 1857 г. упоминается, что в левой руке И. (на окладе?) был свиток «с золотыми полосками с надписью: «Не скорбите убо братие и проч.»» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2781. Л. 23 об.- 24). В кон. XVII в. гробница вместе с этой иконой была помещена в новом Успенском соборе, в сер.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Второй, более редкий иконографический тип представлен изображениями И. В. в молении. Они близки к гравюре 1695 г. Василия Андреева, но в то же время напоминают о традициях строгановского искусства и сходны с гравированным образом И. В. нач. XVIII в., описанным Ровинским ( Ровинский. Народные картинки. Кат. 1483. С. 615), а также с изображениями др. воинов (ср. с иконой вмч. Димитрия Солунского, ок. 1700, ГТГ). Частичную зависимость от гравюры 1695 г. обнаруживает лишь средник житийной иконы нач. XVIII в. (ЦМиАР). Здесь образ святого также сопровождается стихотворным текстом, прославляющим И. В. как заступника, однако в остальном композиция отличается от гравюры: отсутствуют иконографические мотивы зап. происхождения, вирши помещены не на свитке, а в картуше, фоном которого служит сложная композиция, состоящая из меча, копья, алебарды, булавы и др. предметов вооружения (картуш с надписью показан и на иконе раннего XVIII в. из частного собрания в Германии). К 1-й трети или ко 2-й четв. XVIII в. относится образ И. В. в молении в московской ц. свт. Николая в Хамовниках (Москва православная. 1994. С. 19); слева от фигуры святого на пейзажном фоне изображена процессия с его телом - сцена погребения или перенесения мощей. Эта икона представляет собой ранний пример иконографии И. В. с новым атрибутом - пальмовой ветвью, к-рую он держит в левой руке вместе с копьем (ср. с окладом 1-й пол. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Киево-Печерский гос. ист.-культурный музей-заповедник: Фотоальбом. К., 1984. С. 206); этот атрибут часто использовался позднее. Наиболее сложную интерпретацию иконография молящегося И. В. получила на иконе сер. XVIII в. из Никольской ц. Сухачского погоста (ЧерМО). Композиция иконы включает не только образ Христа и сцену перенесения мощей святого с приступающими к ним калеками, но и фигуру ангела, возлагающего на голову мученика венок (сцена перенесения мощей и фигура ангела также присутствуют на иконе 2-й пол. (?) XIX в. в притворе Успенской ц. московского Новодевичьего мон-ря; в композиции большую роль играют клейма с текстами тропаря, кондака святому и молитвы ему). Образ И. В. в молении также известен по среднику житийной иконы кон. XVII в. (?) (УКМ). Сохранились небольшие домашние иконы такого типа, напр. образ кон. XVIII в., принадлежавший М. Ю. Лермонтову (благословение его бабушки Е. А. Арсеньевой при отъезде на Кавказ; ИРЛИ ПД), и икона, написанная ок. 1806 г. в связи с рождением отца худож. В. И. Сурикова (Красноярский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/471095.html

закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82), ростовой образ помещен в росписи 80-х гг. XIX в. на хорах Владимирского собора в Киеве. Рельефное изображение Г. имеется в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) на памятнике 1000-летию России, возведенном в 1862 г. в Новгороде по проекту художника М. О. Микешина. Чеканное изображение Г. находилось на крышке новой, серебряной раки, устроенной в Благовещенском соборе Казанского кремля после пожара 1815 г. (собор вновь освящен в 1821). Серебряные барельефные изображения святителей Г., Варсонофия и Германа располагались по углам металлического чеканного покрытия главного престола собора, сделанного ок. 1870 г. московским мастером Орловым на средства Н. И. Саврасовой ( Никанор (Каменский), архим. Казанский кафедр. Благовещенский собор// Он же. Святыни Казани. Каз., 1890. Вып. 9. Прил. С. 9-10; Яблоков. 1909. С. 13, 17, 29). В медном литье изображения Г. и свт. Варсонофия часто встречаются на створках складней (XVIII-XIX вв., ЦМиАР). Отдельные иконки воспроизводят, очевидно, иконописные образы в окладах: Г. и свт. Варсонофий в молении образу Божией Матери «Знамение» в навершии, в оглавии - Спас Нерукотворный (кон. XVII - нач. XVIII в., ЦАК МДА). В группе Казанских чудотворцев (в центре 1-го ряда в крещатой фелони и митре, на покровенных руках - Евангелие) Г. представлен в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. мон. Иулианией (Соколовой) , и в разработанной ею же иконографии «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (иконы в ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239). Под 4 окт. вместе со свт. Варсонофием в молении Казанской иконе Божией Матери, под 5 дек. единолично Г. помещен на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных тем же автором после 1959 г. (частное собрание). Отдельное ростовое изображение Г. и его образ вместе со свт. Варсонофием входят в состав прорисей для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных (Изображения Божией Матери и святых правосл.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Икона кон. XVII - нач. XVIII в. Кирилла Уланова из Никольского мон-ря в Переславле-Залесском (103 ´ 83 см; ПЗИХМЗ) с 22 клеймами на раме интересна своими надписями к 10 сюжетам (помещены на боковых полях; др. клейма надписей не имеют), являющимися цитатами из сказания XVI в. На мн. клеймах представлены торжественные молебны и крестные ходы со святыней на фоне крепостных стен, напоминающих Московский Кремль. В. и. в большинстве клейм изображена с красным фоном, в нек-рых - с красной подвесной пеленой. В иллюстрациях тех сюжетов, где рассказывается об украшении иконы драгоценным окладом (клеймо 14) и его ограблении воинами Батыя (клеймо 17), а также в клеймах, представляющих торжественную встречу святыни и крестный ход в Москве (19, 21, 22), В. и. показана в золотом окладе. В XVIII в. подобные иконы писали по заказам вкладчиков для городских и сельских храмов; одна из них, происходящая из с. Локотцы Лихославльского р-на Тверской обл., хранится в ЦМиАР (под записью). В. и. в настенных росписях XVI - 1-й пол. XVIII в. Первое монументальное изображение В. и. появилось в наружной росписи над юж. порталом Успенского собора Московского Кремля, возникшей, по всей вероятности, после пожара 1547 г. В течение последующих столетий роспись многократно поновлялась, в посл. 10-летия XX в. была воссоздана. Образу Богоматери с Младенцем предстоят архангелы, ниже, между колонками аркатурного пояса, изображены Московские и Новгородские святители; ряд святителей продолжается на сев. фасаде храма. Главная идея этой композиции - покровительство Богоматери и рус. святых Успенскому собору и Москве. Эта роспись является изобразительной параллелью к сказаниям о «новейших чудесах» В. и. сер. XVI в. Во 2-й пол. XVI в. В. и. как главная Богородичная икона Руси, равная по своему значению к-польской «Одигитрии», появляется в циклах росписей. В ц. Св. Троицы в Вязёмах близ Москвы кон. XVI в., на юж. стене жертвенника, представлена литургия в храме, за престолом к-рого показана В. и. В нач.- 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Муромская икона Божией Матери, с предстоящими вмч. Феодором Стратилатом и прп. Марфой. 1677 г. Иконописец Симон Ушаков (частное собрание) Муромская икона Божией Матери, с предстоящими вмч. Феодором Стратилатом и прп. Марфой. 1677 г. Иконописец Симон Ушаков (частное собрание) Распространение М. и., в т. ч. ее почитание на севере России, можно объяснить церковно-гос. политикой царя Иоанна IV Грозного и митр. Макария. Древний Муром и его святые - блгв. кн. Константин с сыновьями, преподобные Петр и Феврония - «предки и сродники» молодого царя, прославленные на Соборе 1547 г., официально стали одними из самых знаковых в кругу «сюжетов и символов Московского царства» ( Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1995. С. 151-156, 204-209). В поле внимания попадал и чудотворный образ Божией Матери, к-рым кн. Константин крестил муромцев, согласно Житию, составленному в кругу митр. Макария. Одним из самых известных в окружении митрополита был Ермолай (Еразм), составитель Жития свт. Василия Рязанского, где содержалось подтверждение присутствия этой иконы в Рязани в сер. XVI в. Процесс общероссийского почитания региональных святынь, центром к-рого была столица, продолжился при царе Феодоре Иоанновиче и затем, с новой энергией, при молодом государе Михаиле Феодоровиче и митр. Филарете, которые не обошли вниманием древний Муром и его святых. В посл. трети XVII в. завершилось формирование «муромского цикла» житий святых и повестей о святынях, составивших известные в литературе «Муромские сборники», популярные в читательской среде Руси того времени. Текст о крестителе Мурома блгв. кн. Константине, принесшем чудотворный образ Божией Матери, был в них самым пространным. Одновременно шла популяризация иконы, находившейся в Рязани, о чем свидетельствуют ее списки в «меру и подобие», в т. ч. список М. и., созданный Симоном Ушаковым в 1677 г. (частное собрание). Икона стала открытием Антикварного салона 2001 г. в Москве (экспертиза ЦМиАР, февр. 2002) и является не только ярким и до того неизвестным произведением знаменитого иконописца, но и ценным документом эпохи, проливающим свет на историю почитания М.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

На Руси первоначально был воспринят полнофигурный извод «Благовестия Захарии», как на фресках боковой апсиды собора Св. Софии в Киеве. Однако упомянутая выше фреска собора Мирожского монастыря свидетельствует о том, что в рус. искусстве уже в XII в., т. е. раньше, чем в Византии, мог быть использован и 2-й извод, со слетающим ангелом. На фресках ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде (XIV в.) сцена зачатия И. П. разделена на 2 эпизода: «Явление Ангела Захарии» и «Моление Захарии и Елисаветы». В 1-й композиции представлен полнофигурный извод «Благовестие Захарии»; во 2-й - Захария и Елисавета изображены в полуобороте друг к другу, их руки подняты в молении. Такое изображение зачатия И. П. в искусстве Византии не было известно. Подобная композиция встречается единственный раз на поствизант. иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из храма Св. Троицы в Этрополе в Болгарии (XVII в.). В ц. Успения на Городке в Звенигороде (ок. 1400) и в Успенском соборе во Владимире (1408) зачатие И. П. представлено во 2-м варианте «Благовестия Захарии» - со слетающим ангелом. В кон. XV - нач. XVI в. на Руси стал известен и 3-й извод иконографии праздника Зачатия св. Иоанна Предтечи - «Целование Захарии и Елисаветы». Так, на иконе «Зачатие св. Иоанна Предтечи» из церкви с. Новокотова Молоковского р-на Тверской обл. (ЦМиАР) представлены Захария с Елисаветой в объятии, рядом - взрослый И. П., как «плод чрева» св. родителей ( Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298-299). В XVI в. в древнерус. житийных циклах И. П. появилась тенденция к более подробному иллюстрированию сюжета «Зачатие св. Иоанна Предтечи», что привело к сложению своеобразного «зачатьевского цикла» ( Бродовая. 2005). Первым памятником такого рода стали фрески жертвенника собора Рождества Пресв. Богородицы на Возмище в Волоколамске (ок. 1540), где представлены «Благовестие Захарии» в 2 эпизодах и «Целование Захарии и Елисаветы». С сер. XVI в. получили широкое распространение житийные иконы И. П., на к-рых «зачатьевский цикл» мог состоять из 3-5 сцен.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ). Почитание Б. выразилось в посвящении им храмов. В К-поле святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в К-поле была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, мон-рь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные Б., часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, к-рые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления. О почитании Б. на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан мон-рь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Неск. храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в. Лит.: Reau. Vol. III/1. P. 332-338; Wendt C. H. Die Heiligen Artze in der Ostkirchenkunst: Centaurus. Copenhagen, 1950/1951. Vol. 1. P. 132-139; Skrobucha H. Kosmas und Damian. Recklinghausen, 1965. (Iconographia ecclesiae orientalis); RBK. Bd. 2. S. 1077-1082; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Во 2-й пол. XVI в. изменился подход к композиционному построению клейм мн. столичных памятников. Стремление к большей повествовательности приводило к перегруженности композиций. Так, в клеймах события одного сюжета располагаются в нескольких плоскостях, имеют разный масштаб. Не оставалось места для четких, красивых надписей, текст выносили на поля. В XVII в. этот принцип организации пространства сосуществовал с традиционным, к-рый был характерен для иконописи строгановских мастеров. Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением. Икона. Кон. XV в. (ЦМиАР) Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением. Икона. Кон. XV в. (ЦМиАР) К числу сложных программных замыслов 2-й пол. XVI в., восходящих к новшествам мастерской митр. Макария, следует отнести иконы «Св. Троица, в бытии», появление к-рых стало следствием интереса к вопросам мироздания. В качестве лит. основы помимо книг Бытие и Исход использовали тексты Палеи Толковой. Для иконографических схем дней творения были заимствованы композиции, сложившиеся в миниатюрах. Самый ранний сохранившийся пример - икона из Покровского монастыря в Суздале (ГРМ); последующие памятники имеют особенности в построении средника: иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска (80-90-е гг. XVI в., СИХМ), из ц. Воскресения с. В. Матигоры (2-я четв. XVII в., АМИИ) - с более развернутым изложением событий. Со 2-й пол. XVI в. в рус. иконописи получают распространение иллюстрации к Житию Богоматери, ранее известные только в монументальной живописи. В среднике, как правило, помещался Богородичный праздник: иконы «Рождество Богоматери, с житием» из Пятницкой ц. Дмитрова (сер. XVI в., ЦМиАР), «Рождество Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из Антониева монастыря в Вел. Новгороде (1560, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житием» (3-я четв. XVI в., ЦМиАР), «Благовещение, с житием Богоматери» из Благовещенского собора Сольвычегодска (80-90-е гг. XVI в., СИХМ), «Богоматерь Владимирская, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из ц. Вознесения Господня Нововознесенского мон-ря в Пскове (2-я пол. XVI в., ПИАМ).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Среди св. воинов и князей М.- седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; он изображен в рост в полном воинском облачении, с копьем, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской ц. Каргополя (кон. XVI-XVII в., ВГИАХМЗ). Среди св. воинов - на створке складня XVII в. с образом прп. Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен - см.: Бенчев. 2008. С. 285). Как воин, с копьем и щитом, он представлен в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий с сыновьями), на юго-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Свияжске (кон. XVI в.), на юж. грани сев.-вост. столба собора Смоленского Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), на сев.-вост. столбе Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), в ц. Воскресения в Ростове (1670-1680), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684; вместе с мч. Саввой Стратилатом) и др. Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Со 2-й пол. XVI в. в рус. искусстве бытуют житийные иконы М. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (2-я пол. XVI в., ЧерМО) происходит из Воскресенского Горицкого мон-ря (см.: Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. 43/44). Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасенной от смерти и обращенной в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря. Содержание 15 клейм житийной иконы М. (в среднике - в воинских доспехах, с копьем и мечом) из деревянной церкви во имя святого, стоявшей на месте Покровской ц. в с. Данилове Конаковского р-на Тверской обл. (сер. XVI в., ЦМиАР), сосредоточено на сценах мученичества святого и связанным с почитанием его св. мощей Чудом о воскрешении паломника: М. перед языческим судьей; его ведут в темницу; секут воловьими жилами; мучают железными когтями; вновь секут воловьими жилами; поджаривают на огне; снова секут; отрубают голову; погребение М.; обретение его мощей; некий человек плывет поклониться мощам М. с мешком золота для его церкви; человек останавливается на ночь в доме, где его обворовывают и обезглавливают; М. на коне являтеся хозяину дома; он находит в доме голову человека и предлагает убийце покаяться; М. молится Господу о воскрешении человека (см.: Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в. М., 2010. Кат. 42. С. 40, 93).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», к-рая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.

http://pravenc.ru/text/187879.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010