Судя по сохранившейся иконе-копии 1664 г. из суздальского Спасова Евфимиева мон-ря (ныне ГВСМЗ), эпитет «Барловская» при названии иконы является не топонимом, а искажением прилагательного «Хабаровская», которым икона обозначалась в инвентарях и описях дворцовых икон и разного имущества в кон. XVI-XVII в. ( Стерлигова И. А. К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого/Ред.-сост.: О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М., 2008. С. 165-166; Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля сер.- 2-й пол. XVI в. по письменным данным//Московский Кремль XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 229-231). Почитание иконы «М.» в кремлевском Благовещенском соборе Москвы привело к созданию прорисей и новых списков, стиль к-рых уже отличался от оригинала, мог быть в духе сев. писем XVII - нач. XVIII в. (прорись Сийского подлинника, иконы из ЦМиАР, из частных собраний) или живоподобного письма, повторяющего стиль мастеров кремлевской Оружейной палаты (икона 2-й пол. XVII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, икона 2-й пол.- кон. XVIII в. из Вел. Устюга, частное собрание). Под влиянием западноевроп. и поствизант. образцов к нач. XVIII в. сложился извод «М.», в к-ром Богоматерь показана кормящей Младенца сидя на серпе луны и облаках, в окружении ангелов и в лучах света. На серебряной тарели московской работы из Соловецкого монастыря подобный образ сопровождается текстом: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою» (1701-1710, ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 139. Кат. 110). Извод «М.» в таком варианте приобретал родство с изводами «Благодатное Небо», Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери, нек-рыми вариантами икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестогорская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Блаженное Чрево». 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Известно, что митр.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

XVI в., рама - сер. XVI в.) из Благовещенского собора Московского Кремля. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Богородице. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Beлukiй князь Iahhъ Baciлiebuчъ име beлiю вр къ Преч(с)т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И. В. о принятии царского венца перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в 1546 г. ( Сорокатый В. М. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРИ. СПб., 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего Средневековья: XVI в. С. 248). Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. кн. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. В. на царство, были помещены в местный ряд иконостаса. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр.: на иконе с 16 клеймами Сказания из Успенского собора в Дмитрове (60-е гг. XVI в., ЦМиАР) - молодой И. В. в шапке с меховым околышем, в бармах, в богато украшенных одеждах; на иконе с 26 клеймами чудес из Успенского собора Тихвинского мон-ря работы тихвинского иконописца Родиона Сергеева (1678, НГОМЗ) - молодой царь показан без барм, но в городчатом венце и с нимбом. Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел. кн. Василия III и И. В. включено в состав клейм Тихвинской иконы Божией Матери с 28 клеймами Сказания из собрания М. И. Чуванова (кон. XVI - нач. XVII в., ГМИИ, Музей личных коллекций). Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.- Синодального тома и Царственной книги (ГИМ. Син. 962, 149; см.: Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 9, 10), иллюстрирующих события в правление И. В. Неск. миниатюр посвящено его венчанию на царство: молодой государь предстает в парадном княжеском платье, шубе, бармах с изображением Деисуса и в городчатом венце, без нимба.

http://pravenc.ru/text/469782.html

В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

в чест на Е. Коцева. София, 2008. С. 105-122; Λμπρου Σ. Η οσα Παρασκευ η Επιβατην: Ιστορα και γραμματεα. Θεσ., 20072; Иванова. Biblioth. hagiogr. 2008. С. 246-249; Радославова Д. Службата за прп. Петка в бълг. ръкописи от XVII в.//Християнска агиология и народни вярвания. 2008. С. 123-133; Чистякова М. Проложное житие святой Параскевы Эпиватской по списку НБКМ 167//Palaeobulgarica. София, 2009. Год. 33. Кн. 2. С. 39-50; она же. Минейное житие Параскевы Тырновской на рус. мове (BN 12188 I Нац. б-ки в Варшаве)//Старобълг. лит-ра: Списание. 2013. Кн. 47. С. 240-249; Цибранска-Костова М. Светци и памети в сб. «Различни потреби»: Венеция (1571-1572)//Palaeobulgarica. 2011. Год. 35. Кн. 3. С. 45-73; Vicovan I., Adumitroaie C. Cuvioasa Parascheva, sfânta popular a Ortodoxiei, în istoria i în evlavia poporului român. Iai, 2011; Giosanu I. Cultul sfintei cuvioase Parascheva în Ortodoxie: Cercetare hagiografico-liturgic. Roman, 20152. К. Иванова, Е. Минева, М. Антон,А. А. Турилов Прп. Параскева. Икона. Сер. XVI в. (ЦМиАР) Иконография святой долгое время была идентична иконографии вмц. Параскевы (Пятницы) Иконийской ( Рогов. 1982. С. 179). Даже в произведениях 1-й пол.- сер. XVI в. ее изображали как св. жену в мафории, из-под к-рого видны головной плат и рукава, с крестом в руке, надписывая «Святая Петка»: поясное изображение П. под 14 окт. в Минее Праздничной, изданной в 1538 г. в Венеции Божидаром Вуковичевым и печатником иеродиак. Моисеем (fol. 46v, см.: Muj Менолог. С. 206); полуфигура П. в составе настенного минология под 14 окт., рядом с Медиоланскими мучениками Гервасием, Назарием и Протасием в центральной травее в притворе/нартексе (1561) соборной церкви монастыря Печи Патриаршей, Печка Патриаршия в Косово. Житийные сцены, раскрывающие историю П., сохранились на неск. иконах XV-XVI вв. из польских музеев - Исторического музея в г. Санок (из древнего села Усьце-Горлицке Малопольского воеводства) и Национального музея Варшавы. На иконе из Усьце-Горлицке святая изображена в красном мафории как вмц.

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Г. Наперсная икона «Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец» из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и проблемы изучения рус. средневек. искусства: Семинар 29 сент. 2015 г. (в печати)). В подобных композициях бывает использован извод предстояния святителя тронному образу Божией Матери с Младенцем (икона сер.- 2-й пол. XVI в., ЧерМО). Уникальное значение Н. как главного заступника за людей, в т. ч. перед Царицей Небесной, нашло отражение и в самостоятельных изводах: связанный с прославлением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сюжет «Явление Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца пономарю Юрышу», к-рый в сер. XVI в. входит в цикл чудес, расположенных на раме Тихвинской иконы (в Благовещенском соборе Московского Кремля, ГММК; из Успенского собора Дмитрова, ныне в ЦМиАР). Известны и особые изводы икон, обретенных или прославленных в XVI в., на к-рых фигуры Пресв. Богородицы и Н. написаны рядом, как на упомянутой Ржевской (Оковецкой) иконе. Сопоставление Н. и Пресв. Богородицы с Младенцем Христом, как главных «адресатов» христ. молитвы, отражало то, что именно в Их безгрешности и благодатной природе чудес Н. сомневались еретики протестант. толка, в т. ч. и оказавшиеся на Руси или испытавшие их влияние последователи, настаивавшие на «простоте» человеческой природы Спасителя, Божией Матери и Н. На протяжении XVI-XVII вв. получают распространение в качестве самостоятельных иконных изводов повторения чтимых и чудотворных икон Н. Как правило, это житийные иконы, в среднике к-рых воспроизведен тот или иной прославленный иконный образ (Зарайский, Можайский, Великорецкий, Гостунский), часто с подписью, позволяющей опознать преемственность почитаемого оригинала. В это время на Руси появляются иконы, написанные рус. мастерами под воздействием поствизант. икон с образом Н.- с резким, контрастным личным письмом, и характерными среднеземноморскими крупными чертами лика: поясная икона из частного собрания; икона из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (3-я четв. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - святитель, в облачении, с «шитыми» деталями на епитрахили и палице, изображенный в рост; икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Из единоличных изображений И. известна икона кон. XVIII - нач. XIX в. ( Клюев, Панова. 2006. С. 39. Ил.), где он показан фронтально в рост, в святительском облачении, в митре, с панагией на груди и Евангелием в левой руке, перстосложение десницы именословное. И. сед, с широкой бородой до середины груди и длинными волосами до плеч. Пейзажный фон с рекой и горами подчеркивает суровость Пермской земли, в правой части композиции - одноглавый храм. Уникальная икона сер. XIX в. (Соликамский краевед. музей), судя по надписи, могла быть создана ок. 1862-1863 гг. в связи с торжествами 400-летия крещения Чердыни и основания чердынского Иоанно-Богословского мон-ря. «Просветитель города Чердыни» в полном архиерейском облачении держит в руках трикирий и двукирий, справа - крещение чердынского народа (И. с крестом в руке) на фоне монастырского храма ап. Иоанна Богослова, в облаках - Св. Троица Новозаветная. Существовала устойчивая традиция изображения в одной композиции 3 Пермских святителей. Наиболее ранним сохранившимся произведением является икона сер. XVII в. (ЦМиАР), очевидно восходящая к надгробному образу: святые написаны прямолично, в рост, И. справа, в архиерейской шапке (митре), красном подризнике, орнаментированной фелони розоватого цвета, зеленом омофоре, в руках большое Евангелие на темно-зеленом плате. У него высокий лоб, сравнительно короткие волосы, большая округлая борода с проседью. На иконе «Усть-Вымские святители Герасим, Питирим и Иона» 1-й пол. XIX в. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина, см.: Там же. С. 30. Ил.) святые тоже представлены фронтально, справа находится И., его правая рука в благословляющем жесте перед грудью, в левой, скрытой фелонью,- Евангелие. Др. образ святителей 1910 г. (частное собрание), согласно надписи на обороте, был подарен ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Отеве Соликамского у. Пермской губ. отевской церковноприходской школе в память ее 25-летия. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. получили распространение иконы, изображавшие фронтально 4 местных святителей - Питирима, И., Герасима и Стефана. На образе из пермского Успенского жен. мон-ря облачение И. дополнено палицей и параманом, край к-рого виден из-под омофора. На др. иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ПГХГ; см.: Сокровища Пермского края: Деревянная скульптура, иконопись, строгановское шитье, живопись XVIII - нач. XX в.: Буклет выст./Вступ. ст.: Н. В. Казаринова. М., 2001. С. 6) все святители изображены без митр, И. держит перед грудью крест, остальные - Евангелия. Отступлением от традиц. иконографии святого является довольно длинная, сужающаяся и чуть раздвоенная на конце борода. По фотографиям Зеленина 1907 г. известен вариант изображения И. среди припадающих святых в Деисусе с центральным образом Господа Вседержителя на престоле (Фотоархив ИИМК РАН; см.: Плаксина. 2010. С. 19. Ил.). Изображения И. встречаются в храмах Пермской епархии.

http://pravenc.ru/text/578252.html

По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

стене от алтаря ко входу - Серафим Саровский и Нил Сорский, Мефодий Пешношский и Савва Сторожевский, Антоний Печерский и Феодосий Печерский. На столбах - ростовые фигуры воинов и мучеников. Иконы для 3-рядного иконостаса 1-го деревянного Успенского храма мон-ря, возможно, были созданы иконописцем Дионисием в Москве по заданным размерам (реконструкцию иконостаса см.: Архит. ансамбль. 1989. С. 59-60). К освящению в 1485 г. второго, уже каменного собора Дионисий с мастерами возглавляемой им артели написал иконостас. В описи мон-ря 1545 г., приводящей сведения о составе и виде иконостаса каменного храма, неоднократно указано «письмо Дионисьево». Согласно этой описи, иконостас составляли 9 икон поясного Деисуса, над ними 19 икон праздничного ряда и фланкирующие образ Божией Матери «Воплощение» (по описи 1572 г.) 6 икон пророческого ряда, на каждой из которых было представлено по 2 пророка. «В заворот» от икон деисусного ряда, соответственно у юж. и сев. стен, были помещены «на уских иконах» образы столпников. Кисти Дионисия принадлежали также иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» т. н. облачного и краткого изводов, ростовые образы ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца) и царские врата с изображением Благовещения и евангелистов, а также надвратная сень с образом Св. Троицы (ЦМиАР) ( Голубцов А. П. Мат-лы для истории древнерус. иконографии// Он же. Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. Посад, 1911. С. 119-121). В 1740-1748 гг. взамен первоначального иконостаса (90-е гг. XVII в., работа московского резчика Евсевия Леонтьева), к к-рому «потребовалось прибавить новые иконы пророческие и праотеческие», был сооружен новый позолоченный каркас иконостаса ( Виноградов. 1898. С. 24). В создании иконостаса принимал участие иконописец Оружейной палаты И. Алексеев (РГАДА. Оп. 3. Ч. 3. Ед. хр. 42). О виде прежнего иконостаса можно судить по сохранившемуся нижнему ярусу, который богато декорирован «флемской» резьбой (от нем. flämisch - фламандский) с прорезными колонками и картушами, включающими элементы растительного орнамента (основной мотив - виноградная лоза). Иконостас сер. XVIII в. с чертами барокко более лаконичен по стилистике, его оформление дополняла круглая скульптура (не сохр.), снятая в 1847 г., в период обновления иконостаса. Пять рядов традиционного по составу высокого иконостаса с иконами сер. XVIII в. завершал нетипичный, 6-й ряд - святительский чин с оплечными образами в медальонах, написанными в 1698 г. иконописцами из Осташковской слободы братьями Фомой и Василием Потаповыми.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в монастырских вотчинах, имеют в навершии («в сиянии») образ Спаса Нерукотворного, Св. Троицы или Божией Матери «Знамение». В XVIII-XIX вв. композиция «Преображение Господне» (главный праздник Соловецкого мон-ря) осеняет многие иконные и гравированные «раздаточные» образы. После бомбардировки мон-ря англичанами в 1854 г. «в сиянии» вновь стал изображаться образ Божией Матери «Знамение», чудесно спасший обитель от вражеского нападения. Сохранился серебряный чеканный оклад на икону «Спас Вседержитель, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (20-е гг. XVII в., ГМЗК), исполненный в 1700 г. мастером А. И. Первовым, вклад резчика мон-ря мон. Антония (ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 190-191. Кат. 63). Из описей нач. ХХ в. известно, какие образы З. и С. хранились в Соловецком мон-ре. Наибольшее число иконографических вариантов - в Преображенском соборе и в приделе во имя З. и С.: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». В соборе были редкие самостоятельные иконы, изображающие сюжеты жития З., «каждая длиною 44, шириною по 31 вершку… преподобные Зосима, Савватий и Герман водружают крест… Преподобный Зосима видит церковь на воздусе, ангелы принесоша преподобному Зосиме пищу». З. и С. на иконах предстоят в молении не только образу Богоматери «Знамение», но и др. иконам Божией Матери -Тихвинской и Одигитрии. В церкви на горе Голгофе на о-ве Анзере находился образ, на к-ром преподобные предстояли св. Иоанну Предтече, вероятно как тезоименитому святому в миру прп. Иова (Иисуса) Анзерского (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879, 881 об; Д. 40. Л. 31, 36 об., 65 об., 191 об., 374 об.- 375, 454). Примеры подобной иконографии - икона сер. XVII в., с избранными святыми на полях (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 145), образ нач. XVIII в.- св. Иоанн Предтеча в молении, поодаль З. и С. внутри обители (происходит из Дмитрова, ЦМиАР). Образы З. и С. были изображены на серебряных пластинах, украшавших престолы Преображенского собора: «…святый престол деревянный… с трех сторон доски серебряные, на них изображено… Пресвятая Богородица в облаках, пред Нею в молении Преподобные Зосима, Савватий, Герман и святитель Филипп… освящен 1860 года мая 1 дня» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 157).

http://pravenc.ru/text/200051.html

В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. рекомендовалось изображать Н., «новогородского чудотворца», под 7 дек. «подобием стар, сед, аки Макарий Желтоводский, брада поуже, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 95 об.). В руководстве для иконописцев, составленном ок. 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым, значилось: «…типа русского, старец, лицом худ, с большою седой бородой; одежда - очень убогая и грубая власяница, мантия. В руках можно ему писать хартию с его изречением: «Зде покой мой, зде вселюся во век века». Или: «Се покой мой, се жилище мое»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 96). Существует значительное число вариантов изображения Н. Его писали и в схимническом куколе, и с непокрытой головой. На иконах XVII в. лик Н. вытянутый, утонченный, в памятниках XVIII в.- округлый, борода более длинная и окладистая, совершенно седая; в XIX в. создавались иконы в академической манере, на к-рых облик Н. напоминает портрет седовласого старца с заострившимися чертами лица. Наиболее ранние сохранившиеся иконы Н. относятся ко 2-й четв.- сер. XVII в. (ГТГ, ГИМ, ГМЗК, ЦМиАР, частные собрания). Это небольшие, т. н. раздаточные, иконы, к-рые приобретались паломниками на память о посещении Ниловой обители. В XVII - нач. ХХ в. данный тип икон Н.- с видом основанной им пустыни («иконы основания») - был самым распространенным. На них преподобный написан в монашеских одеждах, стоящим в молении на земле острова справа или слева от строений мон-ря, его взор обращен к небу. Положение рук различно: они согнуты в локтях и простираются к мон-рю (моление Н. за обитель); подняты вверх (сугубая молитва перед Господом); персты правой сложены в благословляющем жесте или для крестного знамения, в левой опущенной изображен свиток; обе руки сложены на груди. Поскольку первые иконы Н. (в т. ч. с видом мон-ря) создавались как надгробные, тема его погребения вводилась в изображение архитектурного комплекса обители. Над св. воротами, в основании монастырских сооружений, представлено преставление Н. (или его гробница, над ней - образ Спаса Еммануила). Впосл. эта композиция на иконах практически не встречается, за исключением редких произведений XIX в. с изображением мощей преподобного (икона из ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010