Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ Глушицкий († 12. 10. 1452), прп. (пам. 12 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Источниками сведений об А. Г. является гл. обр. житие прп. Дионисия Глушицкого (самый ранний из известных списков - РГБ. Троиц. 603. Л. 16-57 об., XVI в.; список нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107) представляет собой др. редакцию жития), упоминается он также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Как сообщает житие прп. Дионисия, однажды в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.) пришел из Вел. Устюга иером. Амфилохий, он припал к ногам прп. Дионисия с просьбой взять его в мон-рь. Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Святой сразу увидел в пришедшем буд. верного ученика и сподвижника и потому благословил ему «наипаче жестокое пребывание и всякого плотскаго покоя лишение». Они заключили завет никогда в земной жизни не разлучаться друг с другом и вместе трудились над расширением Покровского и созданием Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи мон-рей. О монастырских послушаниях А. Г. житие рассказывает так: «Труды же его и хождение много бяше с братиями, вне монастыря делаше и паки на пении обреташеся» (Троиц. 603. Л. 46об.). В 1437 г., умирая, прп. Дионисий вручил А. Г., своему ближайшему ученику, «старейшинство» над Предтеченским и Покровским мон-рями. Не желая расставаться со своим духовным отцом, А. Г. просил его помолиться, чтобы им умереть вместе. На это прп. Дионисий ответил, что А. Г. еще недостаточно потрудился, чтобы получить уготованное ему от Бога воздаяние (Увар. 107. Л. 293). А. Г. оставался с преподобным до его последних часов и «виде... на главе его венец, яко солнце, сиающь, а лице его, яко снег, светляся» (Троиц. 603. Л. 56). Был ли А. Г. игуменом Глушицких мон-рей, остается неясным, в житии сказано только, что после прп. Дионисия игуменом «большой лавры», т. е. Покровского мон-ря, стал монах Макарий, к-рый с 12 лет жил во внутренней келье преподобного (Троиц. 603. Л. 30об.). Возможно, что А. Г. осуществлял духовное руководство мон-рями либо был настоятелем малого Предтеченского мон-ря, хотя по завещанию прп. Дионисия у Покровской и Предтеченской обителей должен был быть один настоятель. А. Г. принимал участие в составлении жития прп. Дионисия, неизвестный автор жития сообщает, что он был «научен от отец моих... Анфилохия, и другаго Макария, и Михаила, иже видели святаго известно» (Троиц. 603. Л. 16об.).

http://pravenc.ru/text/114640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ [груз. ] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря . Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя , где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М. Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба» . По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским . В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.

http://pravenc.ru/text/116082.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери» Самые ранние сохранившиеся до наст. времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Сретенского мон-ря, вероятно, была икона-список чудотворной В. и. Композиция самой ранней иконы (32x24 см; 2-я пол. XVI в., ЦМиАР) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и вел. князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ. В XVII в. подобные изображения, называемые «Сретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 авг. 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе (сер.- 2-я пол. XVII в., ГТГ) из ц. свт. Алексия, митр. Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед к-рой в левой части иконы возвышается В. и. с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митр. Киприана и вел. кн. Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - В. и. из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского мон-ря. Обе святыни изображены на иконе: В. и. на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» - на втором. В. и. изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение В. и. было украшено реальным серебряным окладом (не сохр.), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

http://pravicon.com/info-3734

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Нилова Столобенская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нилова Столобенская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тверской епархии Тверской митрополии), находится на о-ве Столбной (Столобное) на оз. Селигер в Осташковском р-не Тверской обл. Основана в 1594 г. С 1527/28 г. на о-ве Столбном подвизался прп. Нил Столобенский, который скончался 7 дек. 1554 г. и был погребен в ископанной собственными руками могиле. После кончины преподобного мн. иноки из разных обителей приходили к месту его подвигов, в т. ч. и прп. Герман из Рожковского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, находившегося в 2 км от о-ва Столбного. В течение 3 лет прп. Герман жил на острове вместе с игум. Антонием, настоятелем одного из новгородских монастырей. В часовне над могилой прп. Нила они «гробницу строиша и покровом покрыша, яко же и в прочих святых». И «по сотворении гробницы» прп. Герман отправился паломником по св. местам (РГБ НИОР. ф. 304. 672. л. 100 об.). В 1591-1594 гг. прп. Герман, вернувшись на остров, построил с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. деревянный храм в честь Богоявления, вокруг к-рого возникла монашеская община из паломников, пришедших на остров для молитвы у гробницы прп. Нила и оставшихся здесь. 1594 - 20-е гг. XX в. Архитектура В 1594 г. патриархом Московским и всея Руси свт. Иовом была выдана грамота (не сохр.) с благословением на открытие мон-ря, настоятелем со званием строителя был утвержден прп. Герман (управлял обителью до 1614). Н. С. п. имела общежительный устав по чину древних палестинских мон-рей. Сведения о начальном периоде существования пустыни сохранились в составленной прп. Германом († 1614) незадолго до кончины «Духовной памяти». В ней Герман упомянул приобретенные им для Богоявленской ц. иконы, оловянную богослужебную утварь, облачения (стихарь, украшенный золотным шитьем и жемчугом). Прп. Нил Столобенский, с видом Ниловой пустыни. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Конференция, посвященная Нило-Столобенской пустыни, пройдет в Москве Москва, 26 февраля 2005 г. 3 марта в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проводится научная конференция " Нило-Столобенская пустынь. Новые открытия " , посвященная 450-летию памяти преподобного Нила Столобенского, сообщает сайт Музеи России . Программа конференции. Утреннее заседание. 1. М.Е.Башлыкова (ЦМиАР). Житие преподобного Нила Столобенского. Рукопись 1630 года из собрания РГБ 2. В.З.Исаков (Союз писателей РФ). Житие преподобного Нила Столобенского. Рукопись сер. XVIII века из собраия ГАТО 3. Л.И.Алехина (ЦМиАР). Список службы преподобному Нилу Столобенскому Чудотворцу XVIII века из собрания ЦМиАР 4. Аркадий (Губанов) (Нило-Столобенская пустынь). Житие святителя Нектария, игумена Нило-Столобенской пустыни 5. Е.В.Потапова (Государственный архив Тверской области). История Нило-Столобенской пустыни в межевых и картографических документах XVIII - середины XIX вв. 6. Митрофан (Заридзе) (Нило-Столобенская пустынь). Новомученики Ниловой пустыни 7. Вячеслав Басканов (Тверская епархиальная библиотека). Игумен Сергий (Петров) – последний инок Ниловой пустыни Просмотр документального видеофильма о преподобном Ниле-Столобенском " В память вечную будет праведник " . Авторы А.ГЛарин, А.А.Доренский, иеромонах Митрофан (Заридзе). Дневное заседание. 1. А.И.Буркин (ОАО " Купина " ). Житийная икона преподобного Нила Столобенского из частного собрания 2. Н.Е.Третьякова (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Акварель 1786 года Жана Бальтазара де ла Траверса " Вид Ниловой пустыни от озера Селигер " 3. Т.В.Барсегян (ЦМиАР). Чудотворный скульптурный образ преподобного Нила Столобенского 4. А.А.Галашевич, А.И. Финогенов (Научно-реставрационное предприятие " Симаргл " ). Монастырский лепщик 5. Б.И.Царев (Благотворительный фонд развития образования " Синергия " ). Нилова пустынь и " царский " фотограф С.М.Прокудин-Горский 6. Т.В.Барсегян (ЦМиАР). Нило-Столобенская пустынь и осташковская художественная школа XVII - середины Х1Х столетия Демонстрируется фотовыставка иеромонаха Митрофана (Заридзе) " Пустынь преподобного Нила " . Начало утренних заседаний - 10.30, дневных заседаний - 14.30. Телефоны для справок: 278-61-02, 278-14-67. Адрес: Андроньевская площадь, 10. Проезд: метро " Площадь Ильича " , " Римская " 28 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12817.html

Саввы Освященного в Палестине, в котором на основании поздних приписок в греч. рукописях было принято видеть прп. Иоанна Дамаскина. Однако в наст. время веских аргументов для такого отождествления не имеется. Считается, что в основе романа лежат некие переработанные «буддийские» традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни - Будды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.). Согласно др. гипотезе, «Повесть» возникла независимо от инд. сказаний в Центр. Азии. Еще одна недавно сформулированная гипотеза исходит из сложного текстологического анализа и связывает сюжетную канву сочинения с историей распространения христианства в Нубии. Исследование «Повести» к сер. ХХ в. зашло в тупик: объяснить все факты в рамках единой гипотезы не удавалось - слишком разнородный материал обнаружился в ее редакциях, мн. элементы составитель брал готовыми из др. источников. Но никто из исследователей не сомневается, что как целое она была создана одним автором. Мнение о буддийском прототипе получило практически полное признание, когда Д. Жимаре предложил этимологию имен главных героев: инд. Bodhisattva через араб. Budhasf (Budisatif) и груз. Yudasif (Yiwasif) из-за смешения араб. b/y [/] и d/w [/] дало греч. и слав. Иоасаф. Араб. Bilawhar (Билавхар) через груз. Balahvar (Балавар) дало впосл. греч. Βαρλαμ (Варлаам). Имя царя Авенира (греч. Αβεννρ; груз. Абенес/Абенесер) восходит, видимо, к араб. Джунайсар ( Van Esbroeck. 1992. P. 221). Однако буддийские легенды были не единственной основой прототипа «Повести». Автор использовал большое количество источников разного происхождения. Диегу ду Куту, впервые еще в 1612 г. заметивший параллелизм между рассказом о В. и И. и буддийскими текстами, считал, что именно последние испытали влияние христ. легенды. Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Согласно всем версиям, действие легенды происходит в «Индии».

http://pravenc.ru/text/154239.html

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

XVII в. (ГТГ); в росписях ц. Воскресения Христова в Ростове, ок. 1675 г.,- с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева мон-ря , 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина , С. Савина); на иконе «Спас Вседержитель» Г. Никитина (?), ок. 1680 г. (алтарь ц. Воскресения на Дебре в Костроме),- в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с вмч. Феодором Стратилатом; на юж. двери иконостаса ц. Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф. Билиндиным (в наст. время в музее-усадьбе Останкино в Москве), с надписью: «Агг[е]лъ хранитель с[вя]т[о]го жертвенника»; на прориси с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника - в правой руке А.-х., обнимающего древо креста, трость и копие, вверху в медальоне - оплечный образ Христа Эммануила, внизу подпись: «Агг[е]ль Хр[и]стов, живот мои соблюдаи во страсъ Х[рист]а Б[о]га н[а]шего» ( Кондаков. Ил. 72). Изображения А.-х. с деяниями имеются: на костромской иконе 40-х гг. XVII в. (КИАМЗ); на иконе ок. 1670 г. мастера Оружейной палаты (ГТГ) с 4 сюжетами: покаяние праведника перед смертью, смерть благочестивого христианина, трапеза праведника, пир грешника; на иконе Федора Рожнова 1696 г. (ГТГ), происходящей из Патриаршей ризницы, с 2 сюжетами; на иконе «Ангел хранит спящего человека» кон. XVII - нач. XVIII в. (ЦМиАР); на прориси с образа нач. XVIII в. из Сийского иконописного подлинника; на прориси с иконы кон. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова ( Кондаков. Ил. 70, 71). На иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР) А.-х. изображен на облаке, с крестом в правой и огненным мечом в левой руке, вверху представлено поклонение А.-х., держащего развернутый свиток, Иисусу Христу; внизу слева - молитва благочестивого христианина перед сном, А.-х. записывает на свитке его деяния; справа - А.-х. с крестом и мечом охраняет человека, осеняющего себя перед сном крестным знамением, рядом надпись из Пс 33. 8. Редким памятником является икона «Ангел-хранитель с 12 клеймами деяний» сер.

http://pravenc.ru/text/115106.html

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Ист.: Канон преподобным Ближней пещеры. К., 1855. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 292; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.). М. В. Печников Иконография Святые Ефрем, еп. Переяславский, Меркурий, еп. Смоленский, Симеон, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Святые Ефрем, еп. Переяславский, Меркурий, еп. Смоленский, Симеон, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Описание облика М. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без даты памяти) приведено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике): «Сед, брада кудревата до персей, мало продолговата, власы с ушей, в шапке и во амфоре, риза: мантия со источники, багор темен, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 310 об.- «правыя страны», 9-й); более нигде не встречается. В Ближних (Антониевых) пещерах находится икона с единоличным образом М. Она помещена в киот на стене рядом с местом захоронения М., к-рое расположено на закрытом участке пещер (т. н. участке Меркурия). Икона написана масляными красками по металлу киевским мастером ок. сер. XIX в. Святой представлен фронтально в рост, его облачение составляют ряса, архиерейская мантия красного цвета со скрижалями и потоками, поверх нее - омофор, на голове митра; М.- муж преклонных лет, благообразный, с правильными чертами лица, волосы седые, вьющиеся, средней длины клиновидная борода разделена на конце на 2 «космочки»; правой рукой именословно благословляет, в левой держит жезл (без сулока). К наиболее ранним относятся изображения М. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой было инициировано процессом соборной канонизации печерских чудотворцев во 2-й пол. XVII в. М. находится в левой группе преподобных, почивающих в Ближних пещерах, и в соответствии с иерархией церковного сана его фигура занимает место в 1-м ряду «пятерицы», во главе с прп.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010