потерял Скопье, занятое косовским господарем Вуком Бранковичем (см. ст. Бранковичи ). Охрид в 1378 г. был взят великим жупаном Андреем Гропой, а позже др. албан. аристократом, Карлом Топией. На нек-рое время владения Радослава Хлапена стали собственностью Марко, но вскоре там установилась власть др. албан. семьи, Музаки. Так, к кон. 70-х гг. XIV в. владения Марко ограничились только Западной М. Вопреки своему титулу он превратился в мелкого правителя, к-рому, чтобы уцелеть, потребовалось стать тур. вассалом. В это время в Восточной М. началось формирование государства братьев Драгашей (Деяновичей), которые воспользовались османским нашествием. Старший из братьев, Иоанн Драгаш, получил титул деспота от серб. царя, но когда весной 1372 г. османские отряды проникли по р. Струме на его земли, признал себя тур. вассалом. В результате этого союза его владения начали увеличиваться. После 1374 г. он управлял уже вместе с братом Константином Струмицей, Овче-Полем, Штипом, Радовишем, Тиквешем, землями по р. Черна (Црна), Петричем, Мелником, Вельбуждом и Вране. Ок. 1379-1381 гг. Иоанн Драгаш умер или принял монашество, а Константин начал управлять самостоятельно. В период его правления княжество достигло наибольшего расширения. До кон. 80-х гг. XIV в. Константин Драгаш стал господарем всей Восточной М. В 1386 г. он женился на Евдокии Комнине, дочери трапезундского имп. Алексия III Ангела Комнина , а в 1396 г. его дочь Елена вышла замуж за к-польского имп. Мануила II Палеолога. Палеологовское искусство самым широким образом представлено на территории М. Известны имена некоторых мастеров т. н. македонской школы живописи: Мануил Панселин, Каллиерг Георгий , Михаил Астрапас и Евтихий, к-рые работали только в Вардарской М. (церкви Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295), вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1312-1313), вмч. Никиты в Чучере (до 1308? или 1320)) и Сербии. Крупнейшими художественными центрами в поздневизант. период оставались Фессалоника, Охрид, Кастория, Веррия, а также Серры, Эдесса, Прилеп. Важные памятники сосредоточены в окрестностях Скопье (напр., Марков монастырь (ок. 1345, фрески 1376-1381 гг.), Матейче (1355-1360), Андрея апостола церковь на Треске (1388-1389), несколько дальше Лесново (1347/48)) и Прилепа ( Манастир (1095, фрески 1271 г.), Трескавец (кон. XIII - нач. XIV в., фрески до 1360 г.), Зрзе (сер. XIV в., фрески 1368/69 г.)). Нек-рые памятники, расписанные одними и теми же мастерами, в наст. время оказались на территории разных гос-в: напр., церкви свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории, Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград в албан. части оз. Преспа и Пресв. Богородицы «Живоносный Источник» в с. Мборья.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Почитание М. Я. началось уже вскоре после его мученической кончины. Подтверждением раннего его почитания является то, что первоначально князь на миниатюре рукописи Хроники Георгия Амартола (кон. XIII - 1-я пол. XIV в.) был изображен с нимбом ( Быкова Г. З. Реставрация памятника и исследование двух выходных миниатюр Хроники Георгия Амартола//ГСУ, ЦВСП. 1989. София, 1991. Т. 83(3). С. 259-260). Древнейшая из сохранившихся Пространная нелетописная редакция Жития М. Я. наиболее полно отразила первоначальный вариант - нелетописное Житие, которое затем попало в Свод Арсения Тверского 1409 г. и впосл. включалось в сборники и более поздние летописи. Пространная редакция была написана духовником М. Я. игуменом тверского Отроча мон-ря Александром. Идея жертвы «за други своя», проводимая его автором, объединяет оба аспекта подвига М. Я.: мученичество в христ. понимании и жертву во имя спасения сограждан. Как показано Кучкиным, Житие было составлено в кон. 1319 - нач. 1320 г., скорее всего оно читалось уже в тверском великокняжеском своде 1327 г. Довольно ранний вариант его частично отразился в Никоновской летописи, Житие включал Свод Арсения Тверского 1409 г.; этот вариант, подвергшись редактуре, отразился в Софийской I летописи старшего извода. В сокращенном виде памятник сохранился в составе Рогожского летописца и близких к нему сводов (см. Летописание ). В разного рода переработках повествование встречается во многих летописях XV-XVI вв. Ок. сер. XVI в. Житие вошло в ВМЧ свт. Макария, а затем в значительной стилистической и идеологической обработке было включено в «Книгу степенную» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.). Всего насчитывается 4 нелетописные редакции Жития и 8 летописных. Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Две редакции Жития были оформлены в кон. 50-х гг. XVII в. Проложное Житие впервые напечатано под 22 нояб. в Прологе московской печати 1661 г., для которого было создано на основе Степенной книги. В XVIII в. архим. Макарий (Петрович) написал Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. (М., 1798).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Появление в стенописях XIV в. красного ложа в виде кокона (ц. св. Никиты в Чучере, Македония, 1320) еще более усилило жертвенную семантику образа. Эта иконографическая деталь была воспринята в рус. иконописи и монументальной живописи XVI-XVII вв. Наиболее ранние примеры подобных изображений представлены иконами нач. XVI в. из мон-ря Хиландар на Афоне ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 319. Taf. 27), сер. XVI в. из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГММК) и 2-й пол. XVI в. неизвестного происхождения из ГТГ (София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 70-71. Кат. 12; С. 332-333. Кат. 122), а также росписью надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника в Кирилловом Белозерском мон-ре (1585). В XVII в. та же деталь была повторена в стенописи ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (1654) ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 315. Taf. 23; S. 316. Taf. 24). Ярко выраженное литургическое звучание образ «Н. О.» с огненно-красным ложем приобрел в композиции сени от царских врат (1-я пол. XVII в., Галерея икон, Амстердам), где изображение отделяет друг от друга 2 сцены, связанные с темой воскресения: «Воскрешение Лазаря» и «Уверение апостола Фомы» ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 314. Taf. 22). Форма килевидного завершения, обрамляющего композицию и вторящего завершению царских врат, мотив райского сада, на фоне к-рого Христу предстоят архангел и Богоматерь, не только находят соответствие в сцене «Благовещения» в навершии врат, но и соотносятся с самим наименованием этой неотъемлемой литургической принадлежности церкви - «Райские врата». Сохранившиеся примеры изображений «Н. О.» показывают, что эволюция их иконографии проходила в направлении все большей конкретизации содержательного контекста сцены. Так, уже в кон. XIV в. в миниатюру Сербской Псалтири было введено изображение льва. Этот мотив был особо популярен в XVIII в., о чем свидетельствуют композиция мастера Николы Зографа из храма в мон-ре Говора в Валахии (ок. 1711) и роспись храма мон-ря Филофей на Афоне (1752), в к-рые наряду с Богоматерью и ангелами, поклоняющимися Младенцу, введено изображение льва, сопровождаемое греч.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

Пророки Варух и Иона. Икона. Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Пророки Варух и Иона. Икона. Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Нередко И. изображали с развернутым свитком, на к-ром написан текст из его книги. Чаще других используется в разных вариациях цитата из Иона 2. 3 («                      »), напр.: на иконе из пророческого ряда иконостаса сер. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде; в росписях ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316, мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена) и ц. Рождества Христова на кладбище (Красном поле) в Вел. Новгороде (90-е гг. XIV в.). На свитке также встречаются надписи из: Иона 1. 1 (на иконе «Похвала Богоматери», сер. XVII в., ЯИАМЗ; в росписях ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318)); Иона 2. 2 (в росписях ц. Спаса на Нередице близ Вел. Новгорода (1199) и ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), на иконе из пророческого ряда «Пророки Иона и Гедеон» (1-я пол. XVI в., ЯХМ)); Иона 2. 8 (на мозаике мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315). На иконе из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля (1652, ГММК) на свитке помещена нетрадиционная надпись: «                          », которая, по мнению Осташенко, восходит к текстам службы И. Вариант этой надписи сохранился также на иконе в иконостасе Рождественского собора Саввинова Сторожевского мон-ря (1650-1652). Изображения И. со свернутым свитком встречаются редко, а без свитка единичны. Так, по наблюдениям Л. Попович, в монументальной живописи с 1100 г. до XVII в. только на 3 из 36 обследованных ею икон И. пророк был представлен без свитка: на мозаике в соборе Св. Софии в К-поле (ок. 878, не сохр., известно по рис. Г. Фоссати и описанию В. Зальценберга; см.: Mango. 1962. Р. 59-61), в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228), и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Тимотесубани, Грузия (1-я четв. XIII в.). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в. В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Соборов. Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах). В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРАРКА Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция) Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция) [Итал. Petrarca] Франческо (20.07.1304, Ареццо - 18.07. 1374, Аркуа, близ Падуи), итал. поэт, один из родоначальников ренессансного гуманизма . Отец П.- Пьетро (Петракко) ди сер Паренцо из Инчизы, нотариус при флорентийской Синьории, в окт. 1302 г. был изгнан из Флоренции одновременно с Данте и другими деятелями фракции белых гвельфов , враждовавших с черными гвельфами. После почти 10-летних скитаний отец получил место при папской курии в Авиньоне (см. «Авиньонское пленение пап» ) и ок. 1312 г. перевез семью в соседний г. Карпантра. Мать П., Элетта Каниджани, умерла в 1318 или 1319 г. (с этим событием связаны первые сохранившиеся лат. стихи П.). Начальное образование П. получил под рук. тосканца Конвеневоле да Прато, с к-рым читал античных классиков, занимался грамматикой и риторикой. В 12 лет он начал изучать право сначала в Монпелье, а с 1320 г. в Болонье, где с перерывами они вместе с братом Герардо находились до смерти отца (1326). Биография поэта может служить образцом характерного для эпохи Ренессанса соединения принципов «активной и созерцательной жизни»: П. избрал путь ученого литератора (letterato), мастера слова, подражающего античным авторам, однако, чтобы идти по этому пути, ему было необходимо обеспечить себе средства к существованию - найти покровителя или выбрать церковную карьеру. В 1326 г. П. вернулся в Авиньон; вероятно, получил здесь тонзуру и был посвящен в малые чины. Покровительство ему оказывали соученик по Болонье Джакомо Колонна и его брат, кард. Джованни Колонна, к-рый в 1330 г. сделал П. домашним капелланом . По-видимому, к этому времени относится работа П. над рукописью «Истории от основания города» Тита Ливия (Lond. Brit. Lib. Harl. 2493, ок. 1325 - ок. 1329).

http://pravenc.ru/text/2580460.html

(напр., на генеральном капитуле 1365 г.). В 1-й пол. XIV в. сформировались провинции ордена (Каталония, Арагон-Наварра, Валенсия-Мурсия, Прованс-Мальорка, Кастилия-Португалия); во главе провинции стоял избиравшийся на генеральном капитуле и утверждавшийся магистром старший командор (позднее чаще назывался провинциалом). Такая структура сохранялась до кон. XVI в. В 1317 г. орден насчитывал ок. 300 членов ( Brodman. 1986. P. 61-62). После реформ Рамона Альберта расширилась область деятельности М.: в XIV в. они стали активно участвовать в университетской жизни. К XV в. относятся сообщения о собственных учебных заведениях (studia) М. ( V á zquez N úñ ez. 1931). В 1305 г. буллой папы Римского Климента V все имущество, завещанное на освобождение пленных, но без особых указаний, передавалось М., а в 1373 г. члены ордена были освобождены от уплаты десятины. В 1320 г. М. были подчинены епископу Барселоны (выведены из епископской юрисдикции в 1399), а в 1341 г. папа Римский Бенедикт XII провозгласил свое право назначать главу ордена (впервые это произошло в 1345; данная практика прекратилась к 1401). Т. о., фактически орден был принят в непосредственную юрисдикцию Папского престола. В 1335 г. важным центром М. стала ц. Бонария в Кальяри (Сардиния). Орден понес существенные потери как во время эпидемии «черной смерти» (сер. XIV в.), так и в ходе кастильско-арагонской войны (1356-1369), когда перестали действовать мн. представительства М. на Пиренейском п-ове. Стараниями магистра ордена Понсьо де Барейи (1348-1365) было восстановлено покровительство арагонского королевского дома: подтверждались особые права М. при сборе пожертвований на выкуп пленных, М. получали привилегии, подобные тем, которые имели нищенствующие ордены, и многочисленные дарения (в частности, в 1400 г. им была подарена королевская придворная капелла св. Агаты в Барселоне, остававшаяся во владении М. до XIX в.). В свою очередь члены ордена не только занимались выкупом пленных, но и осуществляли дипломатические миссии по поручению арагонских монархов. В то же время восстановление королевского патроната и более активное участие светской власти в жизни ордена привели к ослаблению централизованной власти магистров.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Таблица 4 Краткая хронология жизни свт. Филофея (Коккина) Период Событие ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике 1300-е – 1320-е Детство и образование в Фессалонике 1320-е Послушник в монастыре Хортаит ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре 1340/1341–1342 Игумен в монастыре Филокалла весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 06.1345– нач. лета 1347 Аскеза на Афоне нач. лета 1347 – нач. 09.1353 Митрополит Ираклеи Фракийской нач. 09.1353–1354/5 Патриарх Константинопольский (1 срок) кон. 1354 – осень 1364 Отставка, пребывание в монастыре Акаталипт 11.10.1364 – сер. 08.1376 Патриарх Константинопольский (2 срок) сер. 08.1376 – 06.1377 Свергнут с престола 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380-е Почитается как святой В ходе составления биографического повествования о свт. Филофее (Коккине) нами было отмечено, что жизнь святителя на протяжении всего ее периода мало изучена. Даже в последнем современном научном труде М. Митреа датировки и другие сведения о святителе снабжаются многочисленными «возможно», «вероятно», «скорее всего», что говорит о косвенном характере имеющихся фактов и их возможной альтернативной трактовке. Наиболее изученными периодами жизни свт. Филофея представляются сроки его патриаршего служения, остальное время его жизни, в том числе сведения о происхождении свт. Филофея и его окружении в детстве, можно отнести к более «темным» местам его биографии. Хотя в работе М. Митреа больше внимания уделяется именно этим местам, их изученность остается незначительной, поэтому приоритетными направления для изучения биографии свт. Филофея (Коккина) можно считать эти периоды, перечислим их: Ø Рождение и детство, а также подробности о его семье и окружении (ок. 1295 – 1320-е гг.); Ø Весь период монашества до епископского сана: o Период пребывания в монастыре Хортаит в качестве послушника и, возможно, позже в качестве монаха (1320-е гг.); o Период пребывания в Ватопедском монастыре, загадочная история с конфликтом с прп. Саввой и уход в Великую Лавру (кон. 1320-х и 1330-е гг.);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Имена первых предстоятелей Анкирской кафедры неизвестны. Феодор, первый епископ, имя к-рого дошло до наст. времени, пострадал, вероятно, во время одного из гонений III в., как и сщмч. Климент, возглавлявший кафедру А. в 285-304 гг.; за ним следуют Маркелл (ок. 314-336); Василий (336-348); Маркелл вторично (348-ок. 350); Василий вторично (ок. 350-360); Афанасий (360-373); епископ-арианин, имя к-рого неизвестно; Аравиан (кон. IV в.); Климент (ок. 400); Леонтий (401-430); Феодот (до 425-446); Евсевий (упом. 451). Анастасий (упом. 458); Феодосий (упом. 490); Дорофей (513); Елпидий (536); Домициан (ок. 540); Дорофей (553); Фронтин (?) (с 562); Павел (кон. VI в.); Платон (упом. 681); Стефан (упом. 692); Василий (упом. 787); Феодул (упом. 861-870); Даниил (или Михаил) (упом. 879); Феофилакт (?) (упом. 892); Гавриил (ок. 907 - ок. 912); Григорий (с 945); Иоанн (упом. 997); Феофил (нач. XI в.); Михаил (упом. 1030-1032); Никита (1038); Михаил (сер. XI в.); Николай (?) (после 1032); Михаил (?); неизвестный (упом. 1067); Никита (до 1072 - после 1084); неизвестный (упом. 1140); Стефан II (упом. 1157); Михаил (1168-1177); Макарий (1178); неизвестный (1226); Христофор (после 1227-1233); Григорий (ок. 1260); Вавила (?) (упом. 1320); неизвестный (упом. 1365); Макарий (1391-1404); Константин (упом. ок. 1450); Макарий (упом. 1460); неизвестный (упом. 1475); Герасим (ок. 1561); Матфей (упом. 1590); Савватий (ок. 1596); Парфений (1602-1631); Арсений (?); Григорий (?); Лаврентий (ок. 1636-1655); Герман (1655-1665); Герасим (упом. 1668); Серафим (с 1670); Вениамин (?) (упом. 1676); Афанасий (до 1679-1709, позднее К-польский Патриарх); Иоаким (упом. 1698); Макарий (ок. 1710); Мелетий (упом. 1713); Неофит (ок. 1720); Иоанникий (упом. 1740); Анфим (упом. 1765); Серафим (1774 - ?); Матфей (упом. 1783); Макарий (?) (упом. 1788); Иоанникий (до 1793-1811); Софроний (1811-1814); Мефодий (1814-1823); Кирилл (1823); Агафангел (1823-1826); Герасим (1834); Софроний (1835); Макарий (упом. 1836); Кирилл (1836); Никифор (упом. 1838); Иерофей (1845); Мелетий (1852); Иоанникий (упом. 1860); Хрисанф (1872-1877); Герасим (упом. 1877); Николай (упом. 1899); Софроний (упом. 1902); Гервасий (1910-1922); Константин (1922).

http://pravenc.ru/text/115538.html

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца ( Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156). В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/674882.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010