Древнейшим примером полнофигурного образа Богоматери в моленном обращении, со свитком в покровенной руке, перед Христом (полуфигура в сегменте неба справа) может служить изображение на предалтарной мозаике IX в. (?) в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике. Полуразвернутый свиток надписан словом (прошение, петиция), ниже которого расположен уникальный текст следующего содержания (монолог): «Господи Боже, услышь глас моего прошения, ибо я прошу за мир». Сложение иконографического типа Богоматери «П.» как такового происходит к XII в. с преобразованием необходимого элемента иконографии - текста в свитке - в формат диалога и с его стандартизацией (икона из собора в Сполето, XII в. (после 1185?), и икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, до IX в. (?), переписана в XIII в.; фрески ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191, ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192, и ц. св. Врачей в Кастории, 70-90-е гг. XII в.). Уже на иконе из Сполето диалогу придана завершенная смысловая и лексическая форма: «Чего, Мати, просиши? - Смертных спасения.- Прогневали они Меня.- Сострадай, Сыне Мой.- Но они не обращаются.- И спаси даром.- Будут они иметь искупление.- Благодарю тебя, Слове» (греч. оригинал текста см.: Облицова Т. Ю. Заметки об иконе Богоматери из Сполето//ВВ. 2018. Т. 102. С. 319). Лишь в отдельных случаях текст имеет более пространный характер, начинаясь со слов: «Прими прошение Матери Твоей, о Божественное и Сострадающее слово» и завершаясь - «Возможно искупление [грехов].- Благодарю» (ц. Богоматери Олимпиотиссы, ок. 1260-1290); один из вариантов диалога включен в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733; см. Ерминия ДФ. С. 237). Происхождение текста в свитке остается предметом дискуссии, его бытование в иных источниках неизвестно. На сложение текста мог повлиять канон прп. Феодора Студита на мясопустную субботу, в котором содержится диалог между Христом и Богородицей ( M. Стеатитска иконица из Kypшyмлuje//ЗЛУ. 1966. 2. С. 77). C XII в. 2-частная композиция с образом Божией Матери «П.» становится одним из элементов системы живописной монументальной декорации прежде всего балканских церквей. Обычным местом для нее являются зап. грани предалтарных опор (ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192; ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320) или боковые части проходов из нартекса в наос (ц. Успения Богоматери в мон-ре Грачаница, 1318). В балканских памятниках ок. сер. XIV в. образ Богоматери «П.» становится частью 3-фигурного Деисуса в иконографической редакции «Предста Царица» (ц. апостолов Петра и Павла в Велико-Тырнове).

http://pravenc.ru/text/Параклисис.html

Среди наиболее ранних примеров имп. лоратных изображений - фигура Юстиниана II на монетах его 1-го правления (685-695). Облаченными в Л., усыпанные жемчугом и камнями или расшитые орнаментальными мотивами, представлены в соборе Св. Софии в К-поле имп. Александр на мозаике в сев. галерее (912), имп. Юстиниан и имп. Константин, подносящие модели храма и города Богоматери с Младенцем на троне, в юж. вестибюле (2-я пол. X в.). Изображение императрицы в Л. (погрудное) впервые встречается на монетах Ирины (797-802). После 2-й четв. X в. наравне с традиц. Л. использовался его модифицированный тип, упрощенной и более компактной формы. Вместо диагонального скрещивания лент на груди широкая нагрудная часть начинается от округлого ворота и вертикально опущенным концом достигает земли. В такой Л. облачены имп. Роман II на авории (Paris. BNF, X в.), имп. Константин IX Мономах и имп. Иоанн II Комнин на мозаиках в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1034-1042 и 1118). Наличие ворота в Л. такого типа, вероятно, предполагало и овальный вырез для головы, орнаменты включали различные варианты креста. Изображения Л. традиц. формы прослеживаются в византийской нумизматике до XIII в., на памятниках искусства - до XII в. Л. императриц (упрощенного типа) имел свою особенность в виде щитоподобного элемента, который появляется на изображениях с сер. XI в. и ошибочно принимается иногда за отдельный предмет облачения, называемый торакионом. Упрощенный Л. сохраняется в имп. иконографии до конца истории Византийской империи. В визант. церковной иконографии Л.- элемент облачения Христа и ангелов. Лоратный образ Христа - «Царя царствующих» известен с XV в. на иконах и образцах монументального искусства. В XI в. в купольных композициях визант. церквей появляются лоратные ангелы, окружающие Христа Пантократора (мозаики собора Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). На раннепалеологовских фресках ангелы в Л. сослужат Христу в сцене «Причащение апостолов» (70-80-е гг. XIII в., ц. ап. Иоанна Богослова в Канео, Охрид) или участвуют в «Небесной литургии» (ок. 1320, ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница). Уникальны Л. или напоминающие их золотые перевязи во фресковых «портретах» русских князей-прародителей в Архангельском соборе Московского Кремля (1564-1565, «возобновлены» в 1652-1666 гг.) - равноапостольного вел. кн. Владимира и вел. кн. Василия III Иоанновича.

http://pravenc.ru/text/лоре.html

Храм построен ок. 1315 г. на месте 1-нефной церкви, заменившей в 30-х гг. XIII в. раннехрист. 3-нефную базилику. Это одно из самых красивых церковных зданий серб. средневек. и поздневизант. архитектуры. Предполагается, что его строителем был Никола, до этого работавший в Призрене (ц. Богородицы Левишки) и в Старо-Нагоричино (ц. вмч. Георгия). Богородица «Ширшая небес». Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321гг. Богородица «Ширшая небес». Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321гг. Прямоугольный в плане храм принадлежит типу вписанного креста; его крестообразное ядро (наос) окружено обходом, к-рый на западе используется как нартекс, с севера и юга заканчивается парекклисионами; с востока выступают 3 апсиды с трапециевидными планами. Увенчанный 5 главами (над средокрестием и над 4 угловыми ячейками), храм представляет собой стройную пирамидальную композицию за счет повышенных рукавов планового креста и пониженных углов. Прясла фасадов имеют позакомарное покрытие, обведены профилированными архивольтами. Фасады храма и апсиды украшены узкими окнами, помещенными в обведенные архивольтами ниши. Главы храма имеют шлемовидные завершения на высоких 8-гранных барабанах с узкими окнами на каждой грани, установленных на 4-угольные основания, украшенные полуциркульными кокошниками. В интерьере доминирует центральное пространство с куполом, опирающимся на 4 столпа. Дополнительные опоры, установленные по линиям «север-юг» с центральными столпами, а также простенки между наосом и нартексом разделяют интерьер на отдельные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами. Над зап. частью храма помещены хоры. Экзонартекс, пристроенный к храму с запада (ок. сер. XIV в.), легкими, строгими формами не нарушил красоту старого здания. Это прямоугольное в плане помещение, завершенное закомарами и увенчанное куполом на низком барабане, открытое с запада, севера и юга благодаря аркам, опирающимся на колонки, с люнетами над ними. Тайная вечеря. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

http://pravenc.ru/text/166413.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

К XIII в. в монументальном искусстве сложилась композиция «Д. И.», являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в визант. искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI в. (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV в. эта тема развивалась в визант. искусстве в разнообразных формах. Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиар, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (ц. св. Марии мон-ря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; ц. Вознесения мон-ря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на 7 ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов. В рус. искусстве «Д. И.» впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему сер. XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах сев. и зап. галерей, в к-ром помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Т. о., «Д. И.» дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены рус. князья.

http://pravenc.ru/text/180450.html

Появление в стенописях XIV в. красного ложа в виде кокона (ц. св. Никиты в Чучере, Македония, 1320) еще более усилило жертвенную семантику образа. Эта иконографическая деталь была воспринята в рус. иконописи и монументальной живописи XVI-XVII вв. Наиболее ранние примеры подобных изображений представлены иконами нач. XVI в. из мон-ря Хиландар на Афоне ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 319. Taf. 27), сер. XVI в. из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГММК) и 2-й пол. XVI в. неизвестного происхождения из ГТГ (София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 70-71. Кат. 12; С. 332-333. Кат. 122), а также росписью надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника в Кирилловом Белозерском мон-ре (1585). В XVII в. та же деталь была повторена в стенописи ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (1654) ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 315. Taf. 23; S. 316. Taf. 24). Ярко выраженное литургическое звучание образ «Н. О.» с огненно-красным ложем приобрел в композиции сени от царских врат (1-я пол. XVII в., Галерея икон, Амстердам), где изображение отделяет друг от друга 2 сцены, связанные с темой воскресения: «Воскрешение Лазаря» и «Уверение апостола Фомы» ( Haustein-Bartsch. 1999. S. 314. Taf. 22). Форма килевидного завершения, обрамляющего композицию и вторящего завершению царских врат, мотив райского сада, на фоне к-рого Христу предстоят архангел и Богоматерь, не только находят соответствие в сцене «Благовещения» в навершии врат, но и соотносятся с самим наименованием этой неотъемлемой литургической принадлежности церкви - «Райские врата». Сохранившиеся примеры изображений «Н. О.» показывают, что эволюция их иконографии проходила в направлении все большей конкретизации содержательного контекста сцены. Так, уже в кон. XIV в. в миниатюру Сербской Псалтири было введено изображение льва. Этот мотив был особо популярен в XVIII в., о чем свидетельствуют композиция мастера Николы Зографа из храма в мон-ре Говора в Валахии (ок. 1711) и роспись храма мон-ря Филофей на Афоне (1752), в к-рые наряду с Богоматерью и ангелами, поклоняющимися Младенцу, введено изображение льва, сопровождаемое греч.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГЛИКА Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика. Миниатюра из певч. рукописи XV в. (Ath. Laur. Л. 165. Fol. 10v Иоанн Глика [Иоанн Гликис; греч. Ιωννης Γλυκς] (сер. XIII в.- ок. 1320), протопсалт, византийский мелург, учитель пения. Сведений о жизни И. Г. сохранилось не много. В рукописях он назван «протопсалтом» (самое раннее упоминание - в древнейшем из сохранившихся списков Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.), «протопсалтом и учителем» (Sinait. gr. 1252, XVI в.), «протопсалтом Святой Софии» (Ath. Paul. 27. Fol. 182, кон. XVIII в.). Прозвище Γλυκς (сладкий) мелург получил, вероятнее всего, за искусность и мелодичность сочинений (впосл. так же стали называть мелурга рубежа XVII и XVIII вв. Петра Берекета ). В лит-ре неоднократно обсуждался вопрос об идентичности протопсалта И. Г. и К-польского патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Одним из оснований для такого отождествления послужило изображение в рукописи Ath. Laur. Λ. 165 (XV в.) протопсалта И. Г. в священническом облачении. Однако совр. исследования доказывают, что это отождествление является следствием ошибки переписчиков муз. кодексов, допущенной из-за совпадения имен (см.: Κουροσης. 1974. Σ. 298-302; Στθης. 1977. Σ. 101). В качестве учеников И. Г. упоминаются мелурги магистр прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис . На листе из Пападики 2-й пол. XIV в. Ath. Cutl. 457, впосл. попавшем в коллекцию еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. Папка I. 2, 2-я пол. XV в.), изображен И. Г., обучающий 2 учеников. Кроме того, учеником И. Г. был мелург Николай Кловас (см.: Ath. Vatop. 1495, XV в.). Творчество И. Г. приходится на эпоху калофонического пения , когда простые традиц. мелодии сменились яркими, выразительными песнопениями, исполнявшимися хором певчих и обладавшими особыми художественными качествами. И. Г. следовал стилю своей эпохи, что отражено в технике его сочинений. И. Г. писал гл. обр. калофонические произведения, к-рые из-за большой продолжительности в наст. время не исполняются за богослужением.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Фомой и свт. Василием Великим, что можно объяснить упоминанием у новгородца Добрыни Ядрейковича (буд. архиеп. Новгородский Антоний) об одновременном пребывании ок. 1200 г. мощей О. В. и ап. Фомы в к-польской ц. св. Акиндина. В ц. свт. Николая Чудотворца в Ераки (Гераки, Греция, 2-я пол. XIII - нач. XIV в.) О. В. представлен вместе с почитаемым на Пелопоннесе местным святым Х в. прп. Никоном Метаноите. Лики обоих святых фланкируют углубление ниши на юж. стене наоса, тогда как в самой нише изображен, по-видимому, Собор архангелов. Как и на фреске в церкви близ Лагудеры, в ц. Богоматери Одигитрии в Печской Патриархии (до 1337) сохранилась фигура О. В. в рост, почти в профиль, в молитвенном предстоянии перед Божией десницей, благословляющей из сегмента неба, при этом изображение отличается конкретностью: Божественная десница подает святому круглый белый хлеб, что, видимо, является иллюстрацией рассказа мон. Пафнутия о первых 30 годах отшельничества О. В. Изображения О. В. присутствуют во мн. программах церковных росписей средне- и поздневизантийского времени: в ц. Св. Троицы мон-ря св. Хризостома близ Куцовендиса (Кипр, 10-е гг. XII в.); в соборе Рождества Христова в Вифлееме (XII в.); в ц. св. Георгия в Курбинове (Македония, 1191); в ц. Архангелов в Лаштхвери (В. Сванети, XIII в.); в ц. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами) в К-поле (после 1261); в церквах арх. Михаила (2-я пол. XIII в.) и вмч. Димитрия (ок. 1290) в Вароше (Македония); в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа (Македония, 1271); в ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне (кон. XIII в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр, кон. XIII - нач. XIV в., фигура переписана в 1-й пол. XVII в.); в минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318); в соборе во имя Пресв. Богородицы афонского монастыря Хиландар (1320-1321); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Богоматери Петричской в крепости возле Асеновграда (Болгария, сер. XIV в.); в соборе Св. Софии в Охриде (1346-1348); в Старом Преображенском мон-ре возле Велико-Тырнова (Болгария, 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Прор. Илия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Прор. Илия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Прор. Илия в пустыне. Роспись ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Эта сцена встречается в росписи ряда визант. храмов: в сев.-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (Греция, 30-е гг. XI в.), в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (XIV в.), в груз. храмах Тимотесубани (ок. 1200) и мон-ря Зарзма (сер. XIV в.), в ц. Св. Софии в Трапезунде (ок. 1260), в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (Македония, 1347-1348). Этот же сюжет включен во фресковые минологии в росписях храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1310-1320); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); собора Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия, ок. 1350); ц. свт. Николая «тон Филантропинон» на острове оз. Памвотида (Янина, 1542). В композиции «Преображение Господне» И. изображается как в традиц. одеждах (эпистилий с 12 праздниками, XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; «Преображение Господне», 2-я пол. XII в., ГЭ, и др.), так и в апостольских - в хитоне и гиматии (полиптих с праздниками и со Страстями, XIV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, и др.). Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на сев. стене юго-вост. компартимента храма в Ахтале (1205-1216) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил» (сохр. фрагменты), «Прор. Илия в пустыне», «Вознесение прор. Илии». Для росписи выбрано не традиционное хронологическое изложение Жития И., а теофанические мотивы. Цикл расположен под регистром с 3 сценами Жития св. Иоанна Предтечи ( Lidov A. The Mural paintings of Akhtala. M., 1991. P. 79-81). Подробный житийный цикл, включающий 11 сцен, сохранился в росписи диаконника ц. Успения Пресв. Богородицы в монастыре Морача: рождество И.; видение отцу И. Саваху ангелов в белых ризах, огнем повивающих младенца; И. помазывает на царство Азаила и Ииуя, а Елисея - в пророка; принесение И. опреснока сарептской вдовой; И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в. На нек-рых иконах, где надписи не сохранились, святую в царских одеждах предположительно идентифицируют как И., напр. на обороте 2-сторонней иконы «Вмч. Георгий Победоносец в житии. Великомученицы Марина и Ирина» (XIII в., Византийский музей в Афинах). На этой иконе святые предстоят в молении Иисусу Христу, благословляющему их обеими руками. И. изображена в плаще с оплечьем и в короне. Еще одно предполагаемое изображение И.- на иконе 1-й четв. XIV в. (Византийский музей в Веррии). Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества И.: в ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в ц. 40 мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230). В поствизант. период иконография И. в целом следует визант. традиции. Начиная c XV в. ее наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменен тип прически. На небольшой иконе 1-й пол. XV в. из частного собрания «Вмч. Георгий Победоносец, вмц. Ирина, ап. Андрей Первозванный, вмц. Параскева» И. представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32×23 см; Sotheby " s London, 1991, 11, 28 Icons, Russian Pictures and Works of Art, Thursday 28th November 1991. L., 1991. P. 145). В греко-груз. рукописи (РНБ. O.I. 58) кон. XV в. И. изображена в медальоне, на одном листе с др. св. женами и под 5 мая в рост, в царском одеянии - далматике с лором и в золотой короне ( Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 221, 301). Образ И. известен на фресках кипрских церквей в Луварасе, в ц. мч. Маманта (1495) и в ц. арх. Михаила и Пресв. Богородицы (1514) в Галате - в царских одеждах ( Stylianou. The Painted Churches. 1997. P. 95, 254). Сохранилось ее изображение в ц. св. Димитрия в Кавианике на о-ве Китира (сер. XVII в.). В Киевской Руси И. была одной из наиболее почитаемых святых. Ее имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Кнг. Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упом. в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; ПСРЛ. 1997. Вып. 1. Стб. 151).

http://pravenc.ru/text/673929.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010