Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. ( Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003). Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи ( Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» ( Capitani D " Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» ( Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках. О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска ( Toesca. 1951) и А. Романини ( Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори ( Morey. 1952), Г. Де Франкович ( De Francovich. 1955) и Ф. Болонья ( Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д " Арцаго ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев ( Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д " Анкона ( D " Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро ( Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман ( Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана ( Arslan. 1954); А. Грабар ( Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер ( Kitzinger. 1958) и К. Вессель ( Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах ( Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. ( Bertelli. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

А. А. Бозоян История Поселения людей в К. известны со времен неолита (VIII тыс. до Р. Х.). В VI тыс. до Р. Х. здесь начали осваивать медные орудия труда, в IV тыс. до Р. Х.- бронзу. Т. о., К. была одним из наиболее передовых регионов технологического развития на Ближ. Востоке, едва уступая Месопотамии. В эпоху Хеттской державы (сер. II тыс. до Р. Х.) К. была известна как Кицуватна, находилась в зависимости от хеттов. Уже тогда страна разделялась на равнинную (Уру Адания) и горную (Тарца) части. В период после 1595 - кон. XV в. до Р. Х. страной правили хурриты. Первый известный хурритский царь К. Испутахсу заключил мирный договор с царем хеттов Телепину. Наибольших успехов хурриты достигли в кон. XVI в., когда проводили активную экспансию в юж. направлении, угрожая завоеванием гос-ву Алалах. Тем не менее вскоре хурритское царство в К. было вновь разбито хеттами; царь Кицуватны Сунассура II признал себя их вассалом. В XIII в. в результате нашествий «народов моря» хурриты были вытеснены из К. и регион заселил конгломерат племен из Средиземноморья индоевроп. происхождения. Народ киликийцев (келекеш) упоминается в егип. источниках среди «народов моря» (или «народов северных стран»). В I тыс. до Р. Х. население К. было многоязычным и пользовалось письменностью на лувийском (индо-европейском) и западнофиникийском (семитском) языках. В нач. I тыс. до Р. Х. ассирийцы также называли жителей страны «кхиликку». В IX - кон. VII в. К. была частью Ассирийской державы. В VIII в. до Р. Х. К. правила царская династия Муксус (греч. Мопсос), вассалы ассирийцев. Их столицей была Адана, однако имя царей сохранилось в названии г. Мопсуестия (Мамистра, Эль-Массиса, Мсис, Мисис, ныне Якапынар). В кон. VI в. до Р. Х. К. вошла в состав Персидской империи; как зависимое царство, она управлялась династией Сиеннесис, образована сатрапия. Через К. проходила «царская дорога», соединявшая вост. берег Эгейского м. с Месопотамией и Персией. Александр Македонский. Фрагмент мозаики «Битва при Иссе». Ок. 100 г. до Р. Х. (Археологический музей, Неаполь)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в. Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в. В III в. в Коринфе претерпели страдания за Христа мн. мученики: Магистриан; Еликонида ; Кодрат с Дионисием, Киприаном, Анектом, Павлом, Крискентом; Ирина ; Леонид с Хариессой, Нунехией, Василиссой, Никой, Калисой (Каллией, Галией), Галиной и Феодорой; Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий . В источниках не сохранились имена мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана; при Юлиане Отступнике был казнен мч. Александр . Коринфские епископы участвовали во всех значительных церковных Соборах, кроме I и VII Вселенских Соборов (325 и 787). В 1-й пол. IV в. еп. Гесиод боролся с ересью арианства, Епиктет был адресатом свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского, который отправил к нему послание против ариан (371-372). Коринфский епископ являлся митрополитом всего Пелопоннеса и пров. Ахайя. В сер. V в. Коринфскому митрополиту подчинялся 21 епископ, а к нач. VI в. их число увеличилось до 70. С кон. VII в. Коринф был главным городом фемы Эллада, а с нач. IX в.- фемы Пелопоннес. В 731/2 (или в 733) г. Коринфская митрополия перешла из юрисдикции Римской Церкви в ведение К-польского Патриархата. В связи с возвышением других церковных центров на Пелопоннесе число епископов Коринфской митрополии постепенно уменьшалось. В кон. VII - нач. VIII в. (по др. версии, между 733 и 746), когда Афины также были возведены в ранг митрополии, Афинскому митрополиту были переданы в подчинение 38 епископов, а 32 епископа остались в юрисдикции Коринфской митрополии. В средневизант. период Коринфская митрополия получила статус архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 216, 222. N 2). На моливдовуле (VIII или IX в.) Гавриил Коринфский именуется архиепископом. Анонимный Коринфский архиепископ упоминается в Житии прп. Луки Элладского (Стириота) († 946). В IX в. митрополией также стали Патры, к-рые после слав. завоевания Пелопоннеса соперничали с Коринфом за контроль над полуостровом. Согласно Тактикону имп. Льва VI Мудрого, в подчинении Коринфской митрополии осталось только 7 епископий в вост. части Пелопоннеса и на Ионических о-вах: Дамальская, Аргосская, Монемвасийская, Кефалонийская, Закинфская, Зименская, Майнская ( Darrouz è s. Notitiae. P. 282. N 7). В 9-й и 13-й нотициях (Х в.) в числе епископий Коринфской митрополии, кроме того, указана и Кифирская (Ibid. Р. 302, 361. N 9, 13).

http://pravenc.ru/text/2458655.html

Раннехристианская базилика находится на глубине 4,37 м относительно уровня пола средневековой базилики, поверх более ранних сооружений римского времени; ее алтарная часть совпадает с местоположением митраистского святилища. У исследователей нет единого мнения о времени возникновения раннехрист. базилики; оптимальной считается датировка кон. IV - нач. V в. (Р. Краутхаймер, Х. Бранденбург, Дж. Ллойд, Гвидобальди, М. Андалоро). Церковь представляла собой 3-нефную одноапсидную базилику (длина 35,95 м, ширина 29,5 м, высота 13,30 м), ориентированную по оси «запад-восток», с апсидой на западе. Справа от апсиды находилось небольшое помещение, предположительно пастофорий. Центральный неф базилики был отделен от боковых аркадой, опирающейся на античные колонны, по 8 с каждой стороны. Все колонны в К. б. вторичного использования (сполии), взяты из разрушенных рим. построек; они имеют разный размер и форму, выполнены из различных материалов. Верхние участки стены над аркадой (клеристорий) были прорезаны широкими окнами с полукруглым завершением, служившими источником естественного освещения. Центральный неф, очевидно, имел деревянное стропильное перекрытие. С вост. стороны был устроен вход с колонным портиком на 4 опорах; ему предшествовал просторный прямоугольный открытый двор-атриум. План базилики сщмч. Климента в Риме План базилики сщмч. Климента в Риме Вплоть до XII в., когда раннехрист. базилика была оставлена, ее неоднократно перестраивали и украшали фресками. В VI в., при папе Иоанне II (532-535) и пресв. Меркурии, были сооружены новый престол и напрестольная сень, установлено ограждение вокруг алтаря-хоры (schola cantorum), от которого сохранились мраморные панели из проконесского мрамора с раннехрист. символикой и монограммами папы Иоанна II (после возведения в XII в. верхней базилики). Во 2-й пол. VIII в., при папе Адриане I (772-795), была переложена крыша, проведены масштабные живописные работы в центральном пространстве и в нартексе базилики. От этого времени на стене сев. нефа в нижнем ярусе сохранились полотенца, выше - ступни и нимбы святых, а также часть неизвестной сцены. Там же в маленькой узкой нише, предположительно отмечавшей место захоронения или алтаря,- Богородица на престоле с Младенцем Христом на коленях, в царских одеждах, с венцом на голове (иконографический извод «Богоматерь Царица», лат. Maria Regina); Ей предстоят царственные жены с коронами на головах, предположительно святые Евфимия Всехвальная и Екатерина Александрийская; изображения сохранились по плечи (датировка 2-й пол. VIII в. приведена по изд.: La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 179; Г. Маттиэ относил композицию к сер. IX в.: Matthiae. 1987. P. 177). В главном нефе над аркадой - следы разгранки; в юж. нефе на вост. стене - сцены из Жития прп. Либертина. К этой группе росписей, вероятно, примыкает изображение неизвестного святого на зап. стене нартекса (сохр. верхняя часть фигуры).

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Р. 230. N 3), и одна из нотиций XIV в., где она оказалась на 5-м месте, после Никомидийской и Никейской митрополий ( Hieroclis. 1866. Р. 225). Число подчиненных Ираклийской митрополии епископий постепенно увеличивалось: в сер. VII в.- 5 (Паний, Каллиполь, Херсонес, Килы и Редест - Darrouz è s. Notitiae. P. 207. N 1), в нач. VIII в.- 14 (те же и Лизик, Цурул, Даоний, Врисида, Метры, Халкида, Хариополь, Мидий, Эмос - Ibid. P. 234. N 3), в 901 или 902 г.- 15 (вместо Кил, Врисиды и Эмоса указаны Феодорополь, Мадит, Памфил и Сергенца - Ibid. P. 154. N 7), во 2-й пол. Х в.- 17 (те же и Перистасида и Афира - Ibid. P. 311. N 10). В 1143 г. Нил Доксопатр упоминает 15 епископий, подчиненных И. Ф. (Ibid. P. 374. N 14). В кон. VII в. была образована визант. фема Фракия, главным городом к-рой был Евдоксиополь (Силиврия), к-рый с сер. VI в. оттеснил И. Ф. на 2-е место («Синекдим» Иерокла 528-535 гг.- Hieroclis. 1866. P. 3). Согласно соч. имп. Константина VII Багрянородного «О фемах», И. Ф. занимала среди фракийских городов то же место ( Constantino Porfirogenito. De thematibus/Ed. A. Pertusi. Vat., 1952. P. 86. (ST; 160)). В Х в. И. Ф. была включена в фему Македония, а приблизительно в кон. XI в.- в фему Фракия и Македония. В 719 г. И. Ф. захватили болгары, а в 813 г. они разорили окрестности города. Предположение нек-рых болг. исследователей, что у истоков создания Болгарской Церкви в 870-877 гг. стоял митр. Николай Ираклийский, получивший в управление новообразованную болг. епархию в составе К-польского Патриархата ( Be š evliev V. Die protobulgarischen Inschriften. B., 1963. S. 328. N 87; Георгиев П. Първият български архиепископ//Преславска книжовна школа. София, 1998. Т. 3. С. 132-136), основано на отождествлении еп. Николая, упомянутого в надписях 871 г. из Дристра (Доростола) и на оловянной печати из архиепископской резиденции в Плиске (построена в 70-х гг. IX в.), с одноименным Ираклийским митрополитом, о существовании к-рого известно благодаря печати, датируемой В. Лораном сер.

http://pravenc.ru/text/673873.html

ун-т). В 1270-1271 гг. между ун-том и горожанами было заключено соглашение, однако конфликты возникли и позднее. В 1381 г., во время восстания под рук. Уота Тайлера, горожане разгромили университетские здания, дома должностных лиц, уничтожили значительную часть архивов. После подавления беспорядков король передал ун-ту ряд городских привилегий. Стремление обеспечить автономию преподавателей и студентов привело к возникновению в К. системы колледжей по образцу Оксфордского ун-та. Колледж Питерхаус был создан в 1284 г. по инициативе Гуго из Болсема, еп. Или. Ок. 1317 г. был основан крупнейший из средневек. колледжей в К.- Кингс-холл (название с 1337), в к-рый вошли клирики из придворной капеллы кор. Эдуарда II. Главной задачей этого колледжа была подготовка чиновников для королевского казначейства и др. гос. учреждений. В 1-й пол.- сер. XIV в. были основаны еще несколько колледжей: арх. Михаила (Майклхаус; 1324, расформирован в 1546), св. Клары (Клэр-колледж; 1326), Пембрук-колледж (1347), Гонвилл-холл (1349; ныне Гонвилл-энд-Кис-колледж), Св. Троицы (Тринити-холл; 1350) и Тела Христова (Корпус-Кристи-колледж; 1352). К нач. XVI в. в К. насчитывалось 13 колледжей. Большинство из них в отличие от оксфордских было основано мирянами, часто высокопоставленными королевскими чиновниками. Долгое время по числу студентов ун-т в К. значительно уступал Оксфорду (в кон. XIV в. в К. училось 400-700 студентов, в Оксфорде - 1500). Однако появление в кон. XIV - нач. XV в. в Оксфорде последователей Джона Уиклифа и лоллардов создало ун-ту репутацию «еретического» учебного заведения и косвенно помогло поднять престиж К. В сер. XV в. в К. было уже ок. 1300 студентов (в Оксфорде - 1700). О росте значения ун-та свидетельствует открытие новых колледжей: в 1441 г. кор. Генрих VI основал Королевский колледж (Кингс-колледж), в 1448 г. его жена Маргарита Анжуйская учредила колледж Королев (Куинс-колледж), в 1473 г. был создан колледж св. Екатерины (Сент-Катаринс-колледж), в 1496 г. на месте закрытого жен.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, 2-го гласа, с акростихом Εγενης μγα κδος ν σμασιν ξοχα μλπω. Θεοφνους (                ); ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        :), нач.: Εγενα Μρτυς το Χριστο (      ); седален и цикл из 3 стихир-подобнов. В Часослове, изданном в 1491 г. в Остроге, помещен также кондак 2-го гласа, нач.:         (Л. 182). Э. П. Л. Иконография Изображения Е. известны в визант. искусстве с VI в. Святую представляли в богато украшенной тунике или платье, как, напр., в ц. Сан-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в.) и в Архиепископской капелле (VI в.) в Равенне. К концу постиконоборческого периода сложилась иконография Е. в монашеском одеянии, с покрытой головой, иногда в схиме, с крестом в правой руке. Образ Е., как правило, встречается в минейных циклах, где святая может быть изображена в мучении или единолично. На миниатюрах в рукописях в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 270, 976-1025, К-поль) Е. представлена в мучении, в Минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 278v, 3-я четв. XI в.) - в рост, в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 131, XI-XII вв.) и в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия (Bodl. F. 1. Fol. 22r, 1327-1340, Фессалоника) - в мучении, в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Вознесения в Дечанах, Косово и Метохия (1348-1350),- также в мучении. Известны единоличные изображения Е. в монументальной декорации храмов вне системы минология: в мозаике в нартексе кафоликона Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.),- в медальоне погрудно; в росписи ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541),- в рост. На Руси наиболее ранним изображением Е. считается фреска настенного минология ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). В составе избранных святых Е. изображают в схимническом одеянии, иногда со свитком в руке: на иконе работы невьянского иконописца И. П. Чернобровина «Арх. Гавриил и св. Евгения» (1858, Музей «Невьянская икона»; оклад 1854, Москва, мастер «ДЛ»); на полях иконы «Избранные святые: Григорий и Екатерина» (сер. XIX в.; коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/187019.html

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку. Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

http://pravenc.ru/text/153805.html

В XI-XII вв. в Юж. Европе (Италия, Германия) получил распространение тип приподнятых внутренних К. Их размещали в алтарной части и слегка заглубляли, а главный алтарь, к к-рому вели ступени, поднимали над наосом (ц. арх. Михаила в Хильдесхайме, XI в., Германия). Приподнятые К. часто сливаются с наосом (ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, К.- 1038-1057; собор Модены, 1099-1106; ц. Сан-Дзено в Вероне, ок. 1122; собор Пармы, сер. XII в.). К кон. XII в. К. строили реже, в готических храмах функция хранилища мощей перешла к хору (к-рый в церквах этого времени расширяют или строят заново). К. все чаще стали использовать для погребений. В Новое время К. утратила литургическую функцию, однако известны исключения. Маленькая круглая К. Темпьетто Д. Браманте в клуатре рим. мон-ря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502) построена на месте мученичества ап. Петра, чьи реликвии видны через окно-фенестреллу в полу,- вероятно, как напоминание об эпохе раннего христианства. Связь К. с храмами раннехрист. и особенно романского периодов определила возврат к этой архитектурной форме в кон. XVI в., в период Контрреформации. Погребальные функции К. позволили ей сохраниться в Новое время (собор св. Павла в Лондоне архит. К. Рена имеет К. под пространством всего храма) вплоть до ХХ в. В архитектуре Византии К. не столь многочисленны, а главное, они не получили того же значения, что в зап. традиции, и могут называться К. лишь условно. Так, в известнейшем центре паломничества, базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (V-VI вв.), главным объектом почитания был свободно стоявший в наосе киворий, а не К., помещавшаяся вблизи терм, где пострадал вмч. Димитрий. В средневизант. период погребальные К. встречаются чаще, что отражает влияние романской архитектуры. Широко известны К. кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.), костница Бачковского мон-ря Болгарии (кон. XI - нач. XII в.), К. Хиландарского мон-ря на Афоне (XII в.) и др. В архитектурном отношении это, как правило, простые сводчатые субструкции, служившие выравнивающей платформой, к-рая необходима при строительстве в гористой местности. Часто они имели только конструктивное назначение (ц. в Асеновой крепости, Болгария) и лишь с течением времени становились погребальными помещениями, нередко украшенными росписью или др. декором. Так, в К. мон-ря прп. Иоанна Студита в К-поле (VI в.) были погребены монахи времени Латинского королевства, в нижнем этаже церкви мон-ря Мирелейон (К-поль, Х в., совр. мечеть Бодрум-джами) погребения устраивали только в XIV в. В юж. слав. землях встречаются переходные сооружения от погребального подклета к К.- такой тип образуют 2-этажные церкви-костницы.

http://pravenc.ru/text/2459067.html

В Церкви Востока на Соборе в 410 г. кафедра Н. была признана второй по значимости (после Бет-Лапата, не считая патриаршей кафедры Селевкии-Ктесифона), ее епископ получил сан митрополита, ему подчинялись епископы Арзуна (Арзанены), Карду (Кордуены), Бет-Забдая (Забдицены), Бет-Рахимая (Рехимены) и Бет-Моксайе (Моксоены) ( Chabot. Synod. orient. P. 33, 272) - провинций, присоединенных к Персии по договору 363 г. ( Amm. Marc. Res gest. XXV 7; об истории этих епархий см.: Fiey. 1977. P. 161-191). Позднее в состав митрополии вошли и др. епархии, в частности Балад (Эски-Мосул), Шиггар (Синджар) и Кфар-Зуммар (Ibid. P. 266-273). В сер. VI в. в Нисибинской митрополии произошли волнения, и в связи с отсутствием ее представителей на Соборе 554 г., а также, вероятно, в связи с др. конфликтами митрополитов Н. и католикосов Мар Аба I , формулируя правила избрания католикосов, не включил в число его участников митрополита Н. ( Chabot. Synod. orient. P. 543, 554); это решение периодически нарушалось и вновь подтверждалось вплоть до XIV в. ( Delly. 1957). В 562/3 г. митрополит Н. Павел возглавил делегацию представителей Церкви Востока, которую шаханшах Хосров I направил в К-поль по просьбе имп. Юстиниана I для богословских собеседований, сыгравших важную роль в истории христологических споров (см.: Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика имп. Юстиниана//ВВ. 2015. Вып. 74 (99). С. 55-57). В 489 г. в Н. обосновалась знаменитая Эдесская школа, или Школа персов, как ее называл прп. Ефрем по причине большого числа студентов из сасанидских пределов. Ее переезд связан с изгнанием учителей, в т. ч. ректора Нарсая , из Эдессы и с деятельностью Бар Саумы , митрополита Нисибинского. Школа процветала до нач. VII в. (подробнее см. в ст. Богословские школы древней Церкви , а также: V öö bus. 1961; Idem. 1965). Митр. Бар Саума основал в Н. госпиталь, и с VI в. стали пользоваться известностью христ. врачи из Н., в частности Иосиф (католикос-патриарх в 552-567). В кон. VI - 1-й пол. VII в. в Н. существовало течение среди вост. сирийцев, ориентированное на сближение с православными (халкидонитами): его представителями были сначала экзегет Нисибинской школы Хнана Адиабенский († ок. 610), а затем митрополит Н. Кириак, к-рый вместе с Сахдоной (Мартирием) , епископом г. Махозе-д-Ареван, открыто признал Халкидонский Собор. Против них активно боролся Адиабенский митр. Ишояв (впосл. католикос Ишояв III ), к-рый ранее, в бытность епископом Ниневии, оказывал митр. Кириаку помощь в связи с постигшим Н. голодом. Ко 2-й пол. VI в. относится расцвет монашества на расположенной близ Н. горе Изла .

http://pravenc.ru/text/2577685.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010