л. 346 об. О архистратиге, еже поруски воевода, какову ему быти во исправлении земском. Нач. Велисарей архистратиг, еже есть поруски болшый воевода, бе убо телом прекрасен. л. 347. О проскурнице. Нач. Что проскурници не едят мяса, сами ведаете и нам скажите: мы слышимь от Спасовых уст, что не входящая во уста сквернят человека. – яице строфокамилове. Нач. Яице струфокамилово вешают в церкви не украшениа ради которого, – какое бо украшение в том церкви Божией? но поучениа и ползы деля. – Сказание о птици неясыти. Нач. Неясыть птица подобна жеравлю, питается же змиами. л. 347 об. Сказание, который убо в человеческом естестве первый грех . Нач. Первый грех есть, по св. Писанию, преступление прьвозданного Адама. – Ответ к вопросившему, х кому рече, прежде всех с небеси грамота сослана бысть. Нач. А с небесе грамота несть сослана никомуже ннколнже. – Сказание о венцех свадебных. Нач. А венцы, имиже венчаются свадбы, по моему дагаду, а по уставу писаному не умею тебе сказати. л. 348. Словцо, аки от лица амвона восходящем нань попом и диаконом. Нач. Амвон аз преухищрен, дело доброхвално и всяческими цветами различных узор и вапов преудобрено. 349 . Сиа словеса сотворил есть инок, в темницы затворен и скорбя, имижс себе утешаше и утвержаше в терпении, в 7040 (1532) лето. Нач. Не тужи, ни скорби, ниже тоскуй, о нихже, любезна ми душе, стражеши без правды. Тоже, что в Москвитянине 1842 г. 11, в статье о Максиме греке . – Какия словеса рекл бы Петр, отвергся Христа и плакася горко. Нач. Горе мне окаянному, горе мне, увы ми, увы! кими слезными потоки исчищу нечестие мое окаянный! Надпись сделана почерком позднейшего времени. л. 350. Иже во святых отца нашего Василиа, архиеп. Кесариа капподокийскиа, о св. мученице Варлааме, преведено Максимом греком . Нач. Первее убо святых смерти плачми украшахуся и слезами: плакал зело Иосиф Иакова умерша. л. 352. Похвална словеса о препод. Иоанне, нареченном Тревеликом. Нач. Се борба страшна и подвиг необычен, и превосходящь ума же и разума, и слуха и слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Сказание, како обретена бысть честная и всехвальная глава св. и славного Пророка, и Предтечи, и Крестителя Христова Иоанна, л. 658–663. Нач. «Инока два от востока устремишася честного креста месту». В той же день и Мая в 25-й день слово на обретение честной главы св. славного Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна, л. 664–677 об. Нач. «Праведник аще постигнет скончатися в покои будет; и паки – Праведницы во веки живут». Преподобного Феодора игумена Студийского, – похвала на обретение честной главы Иоанна Предтечи, л. 678–687 об. Нач. «Третие явление Предотечевы памяти нынешний день принося». Сказание о благоверном Великом Князе Ярославе Владимировиче Киевском, л. 688 695 об. Нач. «Якоже некто добре земледелец». В 25-й день. Житие Преп. Пафнотия, л. 696–703. Нач. «Блаженный же Преподобный отец наш рекомый Кефалас». В 26-й день. Житие Преп. Епископа Порфирия Газкийского, л. 704–774 об. Нач. «Святых муж страсть и Божие подражание любы». В 27-й день. Мучение с похвалой св. исповедника Фаддея, иже прильне законопреступнице, л. 776–783. Нач. «Звезды убо небесныя толико числом суть, елико же и род их сперва». Понести от отечника о Преп. Отце нашем Елисеи, зело полезна, л. 784–795. Нач. «Поведа нам отец Елисей, яко юну ми сущу болех до смерти». В 28-й день. Св. священномуч. Протерия Архиепископа Александрийского, л. 796–797. Нач. «Сей блаженный пресвитер бяше Александрийской церкви». Житие Преп. Македония, л. 798–807 об. Нач. «Преподобный отец наш Македоний, рекомый ячноядец». В 29-й день и Декабри в 19-й день житие и жизнь Преп. Григория Епископа бывшего иже во Омирите града Тафарана, и повести от содеянных чудес от него (списано Епископом града Неогранского известно), л. 808–1054 об. Нач. «Весь некая есть не от славных в пределах Аравитских». Св. Григория пространное словопрение с иудеями о святой вере и сопровождаемое страшными чудесами, л. 827–1054 об. В той же день и месяца Ноября в 23-й день житие и жизнь св. благоверного Великого Князя Александра, иже Невский именуется, нового чудотворца, в нем же и о чудесах его отчасти исповедание и о рождении Святого, л. 1055–1167. Нач. «Бяше бо сей благоверный и благородный, Богом преудобренный».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Слово похвальное на Рождество И. Предтечи, л. 1034–1040. Нач. «Присно текий источник Божества» «Слово похвальное па Рождество И. Предтечи Преп. исповедника Феодора игумена Студийского, л. 1040–1051. Нач. «Славно некоему велегласну подобной паше слово». В 26-й день. Житие и подвизи св. многострадальной Преподобномученицы Христовы Февронии, л. 1032–1087. Нач. «Бысть во дни Диоклетиана Царя, Анфиму епарху болезнию телесною слежати». Мучение вкратце св. Преподобномученицы Февронии, л. 1088 – –1095 об. Нач. «Сия от юного возраста ярем Господень восприимши». В той же день повесть от жития свв. новых чудотворцев Муромских благоверного и преподобного и достохвального Князя Петра, наречённого во иноческом чину Давида и его супруги благоверной Княгини Февронии, нареченной во иноческом чину Евфросинии, л. 1096–1119. Нач. «Сей убо в Рустей земли град нарицаемый Муром». Похвала святым Петру и Февронии, л. 1117 об. В той же день о житии вкратце сказание о Епископе Василие Муромском, л. 1120–1123 об. Нач. «Слышахом убо некия глаголющих древния сказания о граде Муроме.» В 29-й день. Деяние и мучение свв. и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, л. 1124–1147 об. Нач. «Бысть по отшествии св. Апостола Павла от Гавдомелетского острова приити ему во Италию.» Словопрение Петрово с Симоном волхвом, л. 1148–1155 об. Нач. «По Клавдие же царствова сын его лет четыренадесять. При сем волхв Симон прииде в Рим.» Мучение свв. и славных верховных Апостол Петра и Павла, л. 1156–1184 об. Нач. «И в художествах не точно иже изначала отца приемлем и тех единех красимся труды.» Житие и мучение свв. верховных и пребожественных Апостол Петра и Павла, л. 1186–1196 об. Нач. «Бысть по многом зело хождении по различным градом и странам .» Страсть св. Апостола Павла, л. 1198–1209 об. Нач. «Бысть же на другое лето по убиении св. Апостола Петра.» Слово похвальное И. Златоуста свв. верховным Апостолам Петру и Павлу, л. 1210–1217. Нач. «Небесе и земли реть вижу настоящего ради торжества.» Слово похвальное Исихия пресвитера Иерусалимского свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

л. 19 об. Слово св. Иоана Златоустаго о пришествии Христове. Нач. Принесем убо с(лово) о пришествии Христове. Сомнительно, чтобы это было слово Златоуста. л. 22. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере. Нач. Яко же Илья фезвитянин заклавый ерея и жерца идольскые, числом 300. Русское, часть его с вариантами, издана г. Срезневским в Архиве Калачева кн II, ч. 1, стр. 103, а вполне г. Буслаевым в Истор. христоматии, стр. 519–525. л. 26. Слово св. Денисья о желеющих поучение. Нач. Седящю некогда в своем отишьи св. отцу великому архиерею Христову Дионисью. Автор – лице загадочное. л. 28 об. Слово откровеньи св. отца нашего Григорья Богослова, о святой службе истолковано. Нач. Собрашася препод. отци к св. Григорию Богословцу и чудотворцу, глаголюще ему. Не может принадлежать Григорию Богослову . л. 30 об. Слово о церковном сказание. Нач. Церковии есть земное небо. л. 34 об. Слово св. Василия толк ученическаго (свящническаго) чина: что есть ерей и по коему желанию глаголеться свяшенник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихарь его, и проч. Нач. Епископ есть столп владычьства. См. Оп. Рум. Муз. л. 287. л. 36. Воображенье о церкви. Нач. Что есть верх церковный? Глава Господня. Олтарь есть гроб Господен. л. 37 об. Поучение правые веры душеполезно. Нач. Придите братие и сестры, придите малы и велиции, придите попове и учители правыя веры. Русское, замечательно по простоте выражения, издано с пропусками в Ист. хрестом. г. Буслаева стр. 483–485. л. 41. Поучение св. Василия о житии семь суетном. Нач. Лепо есть всякому человеку имети паче всякого жития. л. 43 об. Слово св. Отец о пьянстве. Нач. Святые отцы уставиша постные дни по научению Господню. Феодосия игумена киево-печерского, напечатано. л. 45. Слово некоего старца о подвизе душевном и о пьянстве. Нач. Сице подобает кающемуся кроме жити единому. Русское. л. 47. Слово Иоана Златоустаго, поучение ко всем крестьяном. Нач. Да не мозите мнети к нам точью беседуем, се бо с(лово) и к вам есть.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Л. 42. Мес. того же в 5 день, мучение св. мученицы Агафии. Нач. Царьствующу Декию и воеводьствующу Кинтиану сикилийскому острову. Л. 49. В той же день, мучение св. Авраама, епископа Аровийска. Нач. В 5-е лето, нашему гонению, ят бысть пресвятой епископ Авраам. Л. 50 об. В тот же день, мучение св. Феодулии мученей бывши во граде Аназарвоне. Нач. В царство Диоклитиана царя двоюлету и Максимиана честного. Л. 57. Мес. того же в 6 день, мучение святую мученицу Марфы и Мариа, Сестеницема Аунариону черноризцу. Нач. В днех тех егда св. Христови мучени бывааху имени ради Христова, беаше некто Марфа дева и Мариа. Л. 58. В той же день, мучение св. мученик: Папы и Видоора и Клавдиана. Нач. царствующу Декию в то время и воевдящу Пуплии Памфилии посланы быша к нему от царя книгы. Л. 59. Мес. того же в 7 день, житие и жизнь преподобного отца нашего Парфениа, епископа бывшего града Лампсачьска. Нач. Жаждею и любовию подвнзаемь, аз грешный Скориин потщахся писати чюдную и славную жизнь. Л. 68. Мес. того же в 8 день, мучение св. мученик тысущи и осминадесять, мученым бывшим в Никомидии. Нач. Бысть во времена царствиа Диоклитиана нечестивого и безмилостивого пакостника гонению великому бывшю. Л. 69 об. Мес. того же в 9 день, мучение св. Никифора мучена в Антиохии. Нач. Беаше некто прозвитер, именем Саприкий тако нарицаемь и беаше другый Никифор. Л. 73 об. Мес. того же в 10 день, мучение св. Харлампиа. Нач. Царствующу Господу нашему Иисусу Христу, и вся служьба бесовьскаа упразнися, беаше некто иерей именем Харлампий. Л. 83 об. Мес. того же 11, мучение св. священномученика Власиа епископа, мученого в Севастии граде. Нач. Во время оно идолетей службе одржащи и мнози человеци сзданию твари покланяахуся. Л. 89. Мес. того же в 12, св. Григориа, епископа нисьского, о Мелетине епископе слово надгробное. Нач. Взрасти нам число апостольское новый апостол. Л. 95 об. Мес. того же в 13 день, житие и жизнь преподобного отца нашего Мартиниана черноризца. Нач. Близ града Кесариа Палестиньскыа гора есть, нарицаемаа место ковчежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

л. 230. Слово о Мелхиседеце. Нач. Бяше наречется Мелхиседек безродителен и безсроден, взлюбленик Божий, и отец его нарицается Мелх и мати его зовется Салима. л. 232 об. Слово о Авраме, како угости Святую Троицю. Нач. Авраам имелше в сердци своем гостолюбство и не хотяше ясти в дому своем Дóндеже не приидеть гость в дом его. См. выписку 142 л. 82. л. 237. Слово, како учаше Сара мужа своего Аврама. Нач. Рече Сарра ко Аврааму мужу своему: аз состарехся безчадна, но пойми робу нашу Агару. л. 238 об. Слово, како хотяше Авраам заклати сына своего возлюбленнаго Исака. Нач. Тако сохрани Авраам сына своего Исаака от 80 лет и рече Господь Бог ко Аврааму. л. 240. Слово св. Аврама праведнаго о смерти его, како прииде архангел ко Аврааму. Нач. Егда посла Господь архангела Михаила ко Аврааму и рече ему Господь: иди в дом Авраамов с радостию. См. 730 л. 2. л. 246. Слово о Псалтыри, како быша в мори. Нач. Написа псалтырь Давид царь, якоже обещя Богу, сотвори Псалом 345 и состави книгу. л. 247. Слово св. славнаго великаго мученика Феодора Тирона. Нач. Во дни оны бысть при Костянтине цари обретеся воин красен видением и крепок умом зело и любовен царю Христов мученик избранный Феодор. Житие ложное. Срав. 791 л. 221. л. 255. Слово евангелиста Иоанна Богослова Фео(ло)га на Преставление св. Богородица. Нач. Святей и преславной пречистой Богородице Приснодевеи Марии по обычаю на св. гроб Господа нашего Ис. Христа ходяща кадити. л. 267. Слово Иоанна Златаустаго от пророчества Исаина о последнем времени, покающихся евлогитех Патериму (вероятно, вм. υλγησον Πτηρ). Нач. Кто недивитца, кто нечюдитца о сем веку, и како уставлена суть времена сиа! л. 274 об. Указ, како Господь створи братство крестное. Нач. В то время беша царь, Семиклий имя ему, любя же речи о Христе слышати. Срав. 769 л. 62 об. л. 277 об. Спрос св. Василиа о всем исправлении. Нач. Видех нечестиваго приходяща в церковь людей ради не осудять и поклоняшеся неволею. л. 282. Слово св. отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Константинаграда. Нач. Страшна и велия деяния хотящю вам исповедати яже о Спасе нашем Ис. Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Л. 158. Мес. того же в 8 день, похвала св. апостола евангелиста Иоанна створено простичем. Нач. Паки нам сий святой приде. Л. 163 об. В тот же день житие и пощение преподобного отца нашего Арсениа. Нач. В днех, внихже Бог благый взвал есть Феодосиа великого царя и уверил ему престол царство Ромео. Л. 178. Мес. того же в 9 день, мучение св. мученика Христофора. Нач. Лето второенадесяте царствующу Декию, бе велико взвещение кумирослужителем. Л. 185 об. Мес. того же в 12 день, Иоанна прозвитера града Константина, повесть о житии блаженого и славного Епифаниа, епископа Кипрска града Константина. Нач. Любимици сей убо Епифаний рода убо бе Финикийска. Л. 225 об. Мес. того же в 13 день, мучение св. Александра. Нач. В времена Максимиана нечьстивого цари бе гонение велие. Л. 235 об. В тот же день, мучение св. мученицы Гликерии. Нач. В первое лето царя царствующего Антонина, владующу же Савину Еврониею, бе с вещание много. Л. 242. Мес. того же в 15 день, житие и жизнь преподобного отца нашего. Пахомия. Нач. Господь наш Иисус Христос , источник премудрости, свет познания истинного. Л. 288 об. Мес. того же в 18 день, мучение св. Феодота анкирского и святых седми дев. Нач. Подобаеть убо нам искусы многи приимшим оть св. мученика Феодота. Л. 310 об. Мес. того же в 21 день, житие св. Константина и матери его Елены. Нач. Преблаженого и пресвятого и првого христианьского житиа. Л. 336 об. Мес. Того же в 24 день, житие и жизнь и пощение преподобного отца нашего Симиона чудотворца, иже в дивней горе. Нач. Блогословен Бог , иже вся человевы хотяй спасти. Л. 432 об. Мес. того же в 29 день, житие и пощение и рожство и мучение святые и славные и преподобные мученицы и чудотворици Феодосии, мучене при Костянтине Кавалине рекомемь гной. Нач. Иже приобщитися святых памяти весле лепо есть и полезно. Л. 438. Мес. того же в 30 день, житие преподобного отца нашего Исакиа монастыря далматского. Нач. Поклонении святого и покланяемого креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, кумирослужению уже отвержену бывшю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

л. 229 об. Слово 104. О антихристе. Нач. Како аз грешный Ефрем, исполнен многим невежьствием, взмогу изрещи. л. 238. Слово 105. О покаяньи и о спасении души. Нач. Отръченье, еже в пречистем крещении творим, мало убо являеться глаголемо. На конце рукописи другою, не очень твердою, рукою: Господи помози рабу своему, дай Бог ему гораздо писати, рука бы ему крепка. 8. (2015.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митр. ираклийского, XIV века, устав. в два столбца, в больший лист, 419 листов, заглавная заставка, из перевитых фигур с красками, искусна. л. 1 об. Св. Григорья Богословца Слово 1, на пресвятое Рожество Господа нашего Ис. Христа. Нач. Христос ражаеться славите, Христос с небесе срящете. Разделено на 27 глав или отделений. л. 21. Слово 2, на святое Крещение. Нач. Пакы мой Исус и пакы тайна, тайна непрельстива, неукрашена. Отделов 26. л. 40. Слово 3, на святое Просвещенье Господа нашего Ис. Христа по Крещении. Нач. Вчера светел световный праздник (празднование). Отделов 52. л. 84. Слово 4, на святый и светлый день Вскресения на Пасху, медление. Нач. Воскрьсения день и зачало десное и просветимся празднованием и друг друга объемем ся. Отделов 16. л. 91 об. Слово 5, на Воскресенье Господне. Нач. Смотри и разумей, почто святый с отец. Потом. На месте своем стану, рече чудный Амбакум. Отделов 64, последний начин. Не волею поставлен блаженый Григорий попом, а затем Слово св. Григория Филагрию, впросившю на здравие Фелога. л. 137. Слово 6, в Новую неделю и в поновления. Нач. Поновленья чтет первый закон имущь добре, паче же новая чтете поновления. Отделов 26. л. 149. Слово 7, на святую Пянтикостию. Нач. О праздьнице вмале помудримся, да духовьне праздьнуим. Отделов 32. л. 167 об. Слово 8, о нищелюбьи. Нач. Мужи и братия и съубозии, и нищи бо вси, божествные благодати просители. Отделов 49, толкование на 4-й отдел пропушено. л. 191. Слово 9, на уязвение града. Нач. Что разаряете чин похвалный, что унижаете язык закону работающе. Отделов 27. л. 205. Слово 10, отвещание о пришествии 150 епископ. Нач. Како вам наша, о друзи и пастуси и спасущен, их же красне убо нозе. Отделов 26.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Чудо Пресв. Богородицы о отроке оставшем сиротою, л. 1468–1472 об. Нач. «Бе некто купец во Иверском монастыре богат вельми. Имеяше сына единородна млада еще и разболеся болезнию смертною.» Чудо Преев. Богородицы о изгибшем детищи, л. 1473 – 1474 об. Нач. «Бысть в Римстем граде купец некий вельми богат и по обычаю своему восхоте поехати за море.» Апрель В 1-й день. Житие и жизнь Преп. Марии Египетской, списано Софронием Патриархом Иерусалимским, л. 5–46. Нач. «Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно есть.» Житие и подвиги Преп. Архимандрита Евфимия, составльшего пречестную обитель Господа Бога и Спаса нашего И. Христа честного и боголепного Его преображения, Спасителя всему миру, в богоспасаемом граде Суждале, л. 47–105 об. Нач. «Преподобный и блаженный сей Евфимие рождением и воспитанием нижнего Новаграда.» Чудо Преп. Евфимия о Архимандрите Евфимие, л. 79–105. Нач. «Непотребно есть и се забвения глубине предати, но известно учинити.» В 3-й день. Св. Никиты Мидийского слово надгробное, списано блаженным Феосториктом учеником его, л. 107–160 об. Нач. «Начну же отсюда, Бога всякого начала виновного предпоставив» Мучение Феодосии девы в Кессарии Палестинстей, л. 161–162 об. Нач. «По пяти убо лет еже о нас гонение продолжашеся». В 4-й день. Повесть о Преподобном отце Иосиф (песнописец), л. 163–167 об. Нач. «Идохом иногда аз же и философ Софроние ко авве Иосифу». Мучение св. Фервуфы девицы и сестры ея вдовы с рабынею, л. 169 – 174 об. Нач. «Во время гонения нашего возболе напрасно царица.» В 5-й день. Лучшие св. Феодула и Анагноста и Агафопода диакона, л. 175 – 192 об. Нач. «Присно убо цветущее о Бозе просвещение.» В 6-й день. Житие вкратце. великого Евтихия Патриарха Константина града, л. 193–268 об. Нач. «Сице убо великий человек Божий и слуга, и Архиерей.» В той же день память и житие блажен, отца нашего и учителя Мефодия Архиепископа Моравского, л. 269–281 об. Нач. «Сей снятый Мефодий бе рода нехуда от обоюду, по вельми добра» О переводе книг церковных с греческого на славянский язык Мефод1емъ, л. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

О Преподобнем Марце Печернице, его же повеления мертвии послушаху, л. 358 об. – 369 об. Нач. «Древних убо святых подражающе мы грешнии››. Месяца Августа в 11-й день о свв. Преп. отцех Феодоре и Василии, л. 369 об. – 388 об. Нач. «Якоже корень есть листвии всех». Месяца Октября в 31-й день о Преподобнем Спиридоне проскурнице и о Никодиме и о Алимпии иконнице, л. 388 об. – 391. Нач. «Всяка душа проста свята есть не имея лукавства». Месяца Августа в 17-й день о Алимпии иконнице, л. 391–405 об. Нач. Преподобный же Алимпий предан бывает родителема на учете». О Преподобнем и многострадальнем отце Пимене и о хотящих прежде смерти во иноческий облещися образ, л. 405–416 об. Нач. «Предсловия конец оставльше зде начало слову». Месяца Октября в 5-й день повесть о первых черноризцех Печерских о Домиане пресвитере и о Еремии и о Матвеи прозорливцех, л. 416–421. Нач. «Бе же и се дивно чудо видети, братие». Месяца апреля в 27-й день о Преподобнем Исакие печернице, л. 421–429 об. Нач. «Бысть убо и се дивно чудо и памяти достоит». Месяца апреля в 8-й день слово о св. Нифонте Еп. Новгород, л. 430. Нач. «В лета 6614 пострижеся благоверный Князь Светоша Черниговский ». «В лета 6616 Феоктист игумен нача понужати благоверного Великого Князя Святополка с мольбою, да поминают имя святого Препод, отца нашего Феодосия». В 4-й день. Сказание Нестора мниха о обители монастыря Печерского, что ради прозвася Печерский монастырь, иже в Киеве, и о житии Преподоб. Антония Печерского, л. 436–443. Нач. «Боголюбивому Князю Ярославу, любящу Берестов и церковь святых Апостол». Слово от Патерика Печерского, вопроса благоверного Князя Изяслава святого Феодосия о Латынех, л. 444–449. Нач. «Прииде некогда благоверный Великий Князь Изяслав сын Ярославль, внук Владимиров, к святому отцу нашему Феодосию». Написание к поучению Фотия Митрополита Киевского и всея России, л. 450–473. Нач. «Прежде убо возлюбленны свесте, еже богодухновенный органом». В 5-й день. Мучение св. Преп. мученицы Ирины, л. 474–513 об. Нач. «Во она времена бе царь именем Ликиний, во граде Мегидеце, беаше же дщи его Пеленопии и лепа видением».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010