Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ [серб. Joahukuje Девички] († 2.12.1430), прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.), пустынник, чудотворец. Основным источником сведений о жизни И. Д. является его краткое Житие. Он был родом из обл. Дукля (ныне Черногория), по др. данным, из обл. Хвосно (Косово и Метохия) ( Jycmuh (Попович). 1977); рано покинув отчий дом, он 70 лет прожил в пещере в ущелье р. Црна, притока р. Ибар. По преданию, здесь ранее подвизался прп. Петр Коришский (XIII в.). Вокруг И. Д. собралось большое число последователей, в пещере были устроены храм во имя арх. Михаила и монашеская обитель (см. Црна-Река , муж. мон-рь). Когда слава стала тяготить И. Д., он оставил мон-рь, ушел в глухие леса обл. Дреница и поселился в долине ручья в дупле бука. Здесь он тоже возвел храм, к-рый позже, ок. 1434 г., 2-й ктитор серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи ) заменил большим в благодарность за исцеление дочери-девицы; в память об этом возникший здесь мон-рь стал называться Девич . Житие И. Д. и служба ему, написанные, как предполагается, насельником мон-ря Девич в XV в., следуют традициям исихазма и почти не содержат биографических сведений. Согласно Житию, святой скончался в глубокой старости 2 дек. 1430 г. Недавно болг. исследователь Т. Моллов выдвинул предположение ( Моллов. 2004), что И. Д. жил в XIII - 1-й четв. XIV в. Основанием для этого он считает наличие памяти И. Д. под 26 апр. в месяцеслове серб. пергаменного Евангелия (1329), открытого В. И. Григоровичем в б-ке афонского мон-ря св. Павла и сгоревшего в нач. XX в., но известного исследователям XIX в., и мнение еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича ; впосл. патриарх Сербский) об основании храма в мон-ре Црна-Река в XIII в. ( Павле 1989). Однако, если в месяцеслове упомянут «св. Иоанникий» без определения «Девичский» ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 21; Донесения В. И. Григоровича о его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. С. 63), то речь идет, по всей видимости, о Сербском архиеп. св. Иоанникии I , кончина к-рого, по др. источникам (напр., по записи в Никодимовом типике 1319 г.), приходится на 27 апр. (Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). В свидетельстве Григоровича возможна погрешность при записи (примеров тому достаточно - см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. Бр. 21. С. 224-225). Версия Моллова не является новой, поскольку память в месяцеслове Евангелия 1329 г. предположительно отнесена к И. Д. еще в книге Л. Павловича ( 1965. С. 130), хотя и фигурирует в разделе об архиеп. Иоанникии (Там же. С. 78).

http://pravenc.ru/text/578010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ДИВНЫЙ (XIV в.), болг. книжник, переводчик. Достоверные данные о жизни и творчестве Д. Д. содержит лишь послесловие к сделанному им не позднее 60-х гг. XIV в. переводу с греч. на болг. язык (вероятнее всего, 30 Слов, без бесед об Иове) «Маргарита» св. Иоанна Златоуста («Коньць дозде симь бгодъхновеннымь слова[м], их же от еллиньскаго писаша на бльгарскыи езыкь пртвори, чъстни и изредни по истин в цехь дивныи курь Дihycie,  khirы... iahha Златооустаго...»), сохранившемуся в неск. южнослав. списках, начиная с XV в. (старший датирован в Сборнике Владислава Грамматика 1469 г. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 47. Л. 399), см.: Христова. 1996. С. 32). В XIV-XVII вв. этот перевод получил широкое распространение в правосл. книжности славян и румын (наиболее полный перечень списков см.: Сергеев. 2003. С. 351-357), на Руси известен с нач. XV в. (старший список 10-х гг. XV в. (РГБ. Унд. 181)). В научной литературе, начиная с П. А. Сырку ( Сырку. 1898. С. 477), Д. Д. традиционно отождествляется с соименным учеником прп. Феодосия Тырновского , жившим в Килифаревском мон-ре (где прославился аскетическими подвигами) и участвовавшим в Тырновском Соборе 1360 г. против богомилов. Хронологически такое отождествление возможно: в его пользу могут свидетельствовать слова Жития прп. Феодосия (в котором Дионисию посвящен пространный пассаж), что он «имаше же и дарь бга eллihckaro на словенскыи прлагати езыкь хытр же и чюдн, и мнгы khirы прложив, црковное оукраси cъcmoahie» ( Златарски В. Н. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосиа//Сб. за народните умотвори. София, 1904. Кн. 20. С. 18). Однако ряд исследователей признают его недостаточно обоснованным ( Turdeanu. 1947; Peresvetoff-Morath. 2002). Безусловно Д. Д. не может быть отождествлен ни с одним из соименных афонских монахов-книгописцев XIV в.- писцами Евангелия 1356 г. (Chil. 10) и Сборника аскетического 1364 г. (Pantel. Slav. 28), эти писцы, судя по орфографии, были сербами. Открытым остается вопрос об отождествлении Д. Д. с соименным болг. книгописцем, переписавшим в 1339 г. (менее вероятно, в 1361 или в 1372; см.: Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от Синайския празничен Миней 25//Palaeobulgarica. 1991. 4. С. 14) на Крите праздничную Синайскую Минею (Sinait. Slav. 25; см.: Ангелов. 1980. С. 60-62), и с «многогрешным» Дионисием, оставившим запись на серб. Сборнике аскетическом 3-й четв. XIV в. (Paris. Slav. 8. Л. 231) о пребывании «на Какиплаке под Афоном» по повелению игум. Ромила, возможно, св. Видинского ( Т. Инвентар српских рукописа Народне б-ке у Паризу//АрхПр. 1981. 3. С. 306-307; ср.: Ангелов. 1980. С. 58. Примеч. 10); при этом двое последних несомненно разные люди.

http://pravenc.ru/text/178458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ II († 16.08.1309?), свт. (пам. 16 авг.), архиеп. Сербский в 1292-1309 гг. 3 февр. 1292 г. был избран на престол Сербской архиепископии после смерти архиеп. Иакова. Скудные сведения о жизни Е. изложены в Житии архиеп. Даниила II , написанном одним из учеников последнего. Е. вел строгую подвижническую жизнь и как ревностный пастырь заботился о «вверенном ему стаде». Обновил мон-рь Жича , опустевший после «нашествия безбожного языка куманского» (т. е. татар - орды хана Ногая, выступившей в 1291 на стороне болг. удельного правителя Шишмана). При нем «многогрешный чернец Герман» из мон-ря Милешева и св. Григорий II , еп. Рашский, в мон-ре Печ написали для афонского мон-ря Хиландар т. н. Рашскую Кормчую (ГИМ. Воскр. 29-перг; РГБ. Унд. 25; см.: Записи. 1. 38, 40; 3. 5543), была расписана ц. св. Ахиллия в Арилье , где Е. был изображен на зап. стене наоса храма ( Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapxa у зидном сликарству, XIII-XVI в. Београд, 1979. С. 322). В период его управления в Сербской Православной Церкви (СПЦ) были учреждены Браничевская и Лимская епархии (кафедра в монастыре св. апостолов Петра и Павла на р. Лим), Ибарская епархия была преобразована в Звечанскую (см.: Косик В. И. Баньская епархия//ПЭ. Т. 4. С. 307), а из Охридской архиепископии в юрисдикцию СПЦ перешла Скопская епархия. Е. помог кор. Стефану Урошу II Милутину восстановить мирные отношения с Византией после военного конфликта нач. 90-х гг. XIII в., в 1298-1299 гг. вел переговоры с визант. посланником Феодором Метохитом , посещавшим неск. раз Сербию. В кон. окт. 1301 г., в период конфликта кор. Милутина с жителями Дубровника, Е. посетил приморье и попросил дубровчан прислать в Сербию делегацию для переговоров. При согласии кор. Милутина Е. на Соборе, созванном в Сербии, а не на Соборе хиландарского братства поставил иером. Даниила (впосл. архиепископ Сербский Даниил II) игуменом мон-ря Хиландар. Вскоре после смерти Е. был прославлен в лике святых. Житие Е. и служба ему неизвестны, сведений о его почитании на Руси нет. Лит.: Српски jepapcu. С. 215-216; С. Свети срби. Нови Сад, 2000. C. 61-62; Ucmopuja. 1. C. 151-153. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/187469.html

1896. С. 154). Житие по жанру близко к т. н. народному (безымянному) Житию Иоанна Рильского и является типичным описанием подвигов основателя мон-ря, отражая лит. вкусы провинциального болг. монашества. Житие было написано, по мнению исследователей, в XIII или в 1-й пол. XIV в. на основе древнего текста, созданного, вероятно, в нач. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570-571). Житие не вошло в агиографический комплекс, составленный в Тырнове в XIV в., и обычно переписывалось в сборниках с житиями др. западноболг. пустынников и/или серб. святых (Там же. С. 571). Его старший список, окончание которого утрачено, происходит из Германского монастыря (XV в.; серб. извод: ЦИАМ. 47); 2-й по старшинству список находился в составе Сборника служб серб. святым и житий серб. святых (XVI-XVII вв.; погиб в апр. 1941, во время фашистской бомбардировки Белграда, но ранее был изд.- см.: Ламанский. 1864; 1867; Иванов. 1931). Критическое издание текста отсутствует, древнее проложное Житие неизвестно. Гимнография И. О. посвящено 3 версии службы. Древнейшая, представленная наибольшим числом списков, опубликована и лучше остальных изучена ( Станчев, Попов. 1988. С. 175-181; 1992. С. 117-132). Известно не менее 4 ее списков: в болг. Минее служебной на июль-авг. (НБКМ. 1132-я, пол. XIII в.); в серб. Минее на те же месяцы (Високи-Дечани. 32, 1-я треть XIV в.); в серб. Минеях праздничных (ГИМ. Хлуд. 166, 1-я пол. XIV в., и 169, 1-я пол. XV в.- см.: Николова С. и др. Българското средновек. културно наследство. 1999. С. 49-51. 42, 44). Служба компилятивна, оригинальными в ней являются только песнопения малых форм: стихиры, седален, кондак и икосы. Ядро службы составляет компилятивный канон прп. Евфимию Великому 8-го гласа, в к-ром имя Евфимий заменено именем И. О. ( Станчев, Попов. 1988. С. 120-122, 124-125, 128-129); этот канон, в к-ром песни 1-4 и 9 восходят к соответствующему сочинению св. Климента Охридского, а ряд ирмосов и тропарей песней 5-8 - к творениям св. Феофана Начертанного, был составлен не позднее XI в.

http://pravenc.ru/text/468939.html

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Б. вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Б. неизвестно. Почитание, агиография Древнее житие Б. и служба ему не сохранились. В болг. исследовательской лит-ре высказаны предположения, что фрагментарно житие вошло в памятники X - нач. XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина» ( Драгова. 1983. С 93-100; она же. 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248). Однако эпизоды, посвященные в них Б., могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в 1-м из текстов к проложному житию, и иное происхождение. В средневек. памятниках Б. не именуется святым, память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесен в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского . В наст. время память Б. празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к слав. переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в к-ром отмечен день кончины князя. В болг. лит-ре существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени 2-го перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115) и в определенный момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Возможно, сначала память Б. отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове серб. Апостол-Евангелия апракос кон. XIII в. (СПб., Архив ФИРИ РАН, ЗЕС, 680): «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних слав. и греч. свидетельств канонизации Б. имеет аналогии в др. слав. странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя , в Польше - Мешко , серб. князей-крестителей IX в., св. Владимира на Руси.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Древняя служба Г. Л. находилась в дополнении к Минее служебной (Л. 230-233) серб. извода на сент.-дек., переписанной в 1342 г. в Лесновском мон-ре для вел. воеводы Иоанна Оливера (т. н. Оливерова минея) тем же дьяком Станиславом, к-рый написал Лесновский Пролог 1330 г. Рукопись входила под 62 в состав старого собрания НБС (см.: Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1903. (1982р. 4. С. 58-59, 191). Кроме того, память Г. Л., возможно сопровождавшаяся песнопениями (см.: Там же. С. 62, 209), читалась в болг. пергаменной Минее праздничной на дек.-февр. XIV в. того же собрания 15. Л. 204-204 об.). Оба кодекса пропали во время австро-венг. оккупации Сербии в 1915 г. (Поговор// Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1982р. С. 10). Текст службы не исследован и не опубликован. Служба Г. Л. сопровождает пространное житие в списке 1868 г. (Л. 5-31 об.; частично опубл.: Иванов Й. Северна Македония. София, 1906. С. 105). Похвала Г. Л. («Звезде просиявше в Болгарской земли») и Илариону Мегленскому, Иоанну Рильскому, Максиму Средопольскому, Прохору Пшинскому, Петру Коришскому, Иоанникию Девичскому и царю Урошу содержится в серб. сборнике XVII в. ( Каталог рукописа и старих штампаних Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. С. 5, 3; Култови лица. 1965. С. 33) и завершает цикл тропарей и кондаков серб. святым в рукописном Молитвослове XIX в. (НБКМ. 1000. Л. 49; Стоянов, Кодов. Опис. С. 157). Иконография Ранние изображения Г. Л. сохранились в росписях ц. арх. Михаила Лесновского мон-ря (1346): фигура в рост - в диаконнике и сцена погребения - в наосе. На них Г. Л. изображен фронтально в преподобнических одеждах, с длинной, темной бородой, сужающейся книзу. Изображения Г. Л. имеются также в росписи паперти соборов: Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (1570), Ораховице в Славонии (1596) и Журче близ Битолы (1617) (см.: Култови лица. С. 33). На ростовой миниатюре, сопровождающей службу и житие Г. Л. в списке 1868 г. (Л. 4 об.), он изображен в рясе и клобуке, держащим в правой руке большой крест, а в левой - развернутый свиток (см.: Поповска-Коробар .

http://pravenc.ru/text/161373.html

Сочинения Е. в XV-XVII вв. широко распространялись в правосл. слав. мире. Константин Костенечский , учителем к-рого был Андроник, один из учеников Е. в Бачковском мон-ре, назвал «великого этого искусника [Евфимия] славянских письмен светилом стран тех, что воистину явилось и поныне [является] до реки глаголемой Марица, и в Скифских странах, и в Загорье». Почти в полном составе книжное наследие Е. перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают ученые, был полностью переписан 10-томный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды Е. копировались в Бачковском и Рильском мон-рях, в серб. землях, на Афоне, в Вел. Литовском княжестве, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных Е., на Руси и в Вел. Литовском княжестве стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в рус. торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения еп. Евсевия Кесарийского, посвященного имп. Константину. В XVI в. написанные Е. Жития болг. святых вошли в ВМЧ, в XVIII в.- в свод свт. Димитрия Ростовского. Почитание Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болг. списка Похвального слова Е. митр. Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания ( Иванова. 1986. С. 100-101). На основании упоминания Е. как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике нач. XVI в. П. А. Сырку сделал вывод, что в XVI в. Е. почитался в афонском мон-ре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в т. ч. Жития и службы) объяснил последовавшим запустением мон-ря ( Сырку. 1890. С. 57-58). Гимнография Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского мон-ря, под 17 июля сохранилась стихира, посвященная Е. ( Калев Д. Богослужебна прослава на св. патриарх Евтимий//ДК. 1979. Кн. 1. С. 26). На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой можно предположить, что была и служба в честь Е., к-рая не сохранилась. Совр. служба в честь Е. была составлена еп. Левкийским Парфением (Стаматовым) в 1951 г. (Минея. Янв. М., 2002. Т. 5. Ч. 2. С. 183-197). Иконография

http://pravenc.ru/text/187641.html

в Рильскую обитель мощей ее св. покровителя, поэтому о жизни святого они рассказывают не много. Оба произведения были написаны, вероятно, по просьбе рильской братии не позже 1479 г., когда Владислав Грамматик включил «Житие...» в состав Торжественника минейного на янв.-февр. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/8. Л. 514 об.- 523а). Возможно, от Мары Бранкович К. знал о планах рильских монахов и заранее написал службу, которая впервые прошла в мон-ре сразу же после принесения туда мощей. В «Житии...» избранные эпизоды биографии святого представляют собой панегирик. Подчеркивается благожелательное отношение к святому болг., визант. и серб. правителей. Несмотря на упоминание о жестокости правления не названного по имени тур. султана (очевидно, Мехмеда II), по поручительству к-рого монахи смогли забрать мощи прп. Иоанна из Тырнова, он удостоился похвалы за остроумие, военные подвиги, воздержание от пьянства и лени. В пространной исторической части автор выносит своеобразный приговор средневек. балканской истории, представленной как бесконечная цепь интриг и насилия, и обвиняет все балканские народы в безрассудстве: «О плачевная повесть! Христиане, говоря о греческом и болгарском племени и отчасти о сербах, которые тогда были слабейшими и им подвластными, вели лютую междоусобную борьбу много лет и жестоко и с насилием» ( Данчев. 1979. С. 101-102; Жития на св. Иван Рилски. 1986. С. 157). С болью и досадой К. описывает опустевшую болг. землю, порабощенных болгарских женщин и детей, отуреченных юношей и сожалеет, что никто не может оказать сопротивление туркам ( Данчев. 1979. С. 106). Эмоциональный рассказ о перенесении мощей сопровождается краткими поучениями о соблюдении св. дней, похвалой и молитвой святому. Служба на 1 июля не получила широкого распространения, т. к. праздник, в честь к-рого она была составлена, приобрел лишь локальный характер. Как установил С. Кожухаров, при подготовке издания иером. Неофит Рильский отредактировал текст службы в лингвистическом и стилистическом соответствии с рус.

http://pravenc.ru/text/1470273.html

Ок. 935 г. кн. Вячеславом была построена ц. св. Вита в Праге, к-рая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе 1-й пол. XIII в. содержится рассказ о том, что чеш. князь получил руку В. в дар от герм. кор. Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Свящ. Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польск. отношений в Крещении польск. кн. Мешка I (ок. 966) почитание В. проникает из Чехии в Польшу; именно В. посвящена базилика, построенная Мешком в Гнезне. Распространение почитания В. у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем слав. языческого божества Святовита, главный храм к-рого находился на о-ве Рюген. У юж. славян (сербов, словенцев, хорватов) В. почитается как целитель от глазных болезней. В серб. истории день памяти В. («Видов дан») приобрел особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле - «гибель царства» (в кон. XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в серб. церковный календарь). На Руси почитание В. распространилось в киевский период. Память В., М. и К. указана в древнейших календарях - месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 277) и Архангельского Евангелия (Л. 165) под 15 июня. Если в южнослав. месяцесловах память В., М. и К. встречается только под этим числом, то в древнерус. богослужебных книгах эти даты четко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня - в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая - в Прологах и в Четиих Минеях (о возможных причинах выбора этой даты см.: Турилов. 2000. С. 22). Служба В., М. и К. с каноном, известная во всей правосл. слав. традиции, отлична от греч., содержащихся в рукописях южноитал. происхождения. Помимо древнерус. служебных Миней XII в. (РНБ. Соф. 206; ГИМ. Син. 167) она встречается также в составе серб. рукописей XIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, «Минея попа Гюрга» - БАН. 4. 5. 10, и др.; болг. списки неизвестны). Возможно, она попала в них через посредство древнерус. рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у юж. славян с 1-й пол. XIV в., а на Руси - с нач. XV в., служба В. не была включена.

http://pravenc.ru/text/158860.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010