8) Вестарх. Этот чин, происхождение которого ученые производят от армян или грузин, 1155 но который скорее от греков перешел к грузинам и армянам, носили при Мономахе: Михаил Пселл , 1156 Михаил Докиан, 1157 Михаил Ясит (до возведения в магистры); 1158 при Стратиотике Михаил Вурца; 1159 в начале царствования Комнина Константин Дука; 1160 при Константине Дуке Роман Диоген; 1161 при Михаиле Парапинаке Нестор. 1162 8) Вест. Этот чин имели при Мономахе: Пселл до возведения в вестар-хи, 1163 Лев Торник, 1164 Аргир до прибытия в Византию, 1165 Михаил Ясит до возведения в вестархи, 1166 Катакалон Кекавмен, 1167 Аарон, 1168 Иоанн И, герцог Амальфи. 1169 9) Антипат. В этот чин возведен был в начале царствования Михаила Пафлагона Константин Далассин; 1170 при Парапинаке в чине антипата состояли Феогност Вурца 1171 и Михаил Атталиот. 1172 Кроме того, Роман III произвел в антипаты сарацина Саламу (Солимана) за то, что он передал грекам Эдес-су. 1173 10) Патриций. В этом чине, между прочим, упоминаются: Роман Аргир при Константине VIII; 1174 при Романе IIÏ Константин Далассин, 1175 Константин Карантин, 1176 Николай Хрисилий; 1177 при Михаиле Пафлагоне: Константин, племянник царя, 1178 Никита Пигонит, 1179 Алусиан до возведения в магистры, 1180 Василий Феодорокан 1181 и Георгий Таронит; 1182 при Калафате: Константин Ка-васила, 1183 Георгий Маниак; 1184 при Мономахе: Стефан Лихуд, 1185 Константин Адровалан, 1186 Василий Абукаб, 1187 Константин Хаге 1188 и Михаил Докиан; 1189 при Феодоре Михаил Стратиотик; 1190 при Стратиотике: Феодор Хрисилий, Христофор Лампрос; 1191 при Константине Дуке Роман Диоген до возведения в вестархи. 1192 Кроме того, произведены были в патриции: при Романе III Алах, сын трипольского эмира Пинзараха (Ибн-Зайраха), 1193 при Мономахе Кеген Печенежский. 1194 Нужно заметить, что различие между вестом, антипатом и патрицием было весьма незначительное. Вероятнее всего, титулы вест и антипат были дополнительными к титулу патриция, так что и вест, и антипат были патриции, лишь с оттенком некоторого преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

S. 104). 60 PetrusComestor – богослов. Род. в гор. Troyes, ум. 1178 в Париже. Ученик Петра Ломбардского в Париже, где затем трудился в качестве педагога, в 1167 стал канцлером собора Notre Dame. Известен как один из первых составителей так называемых глоссариев, подборки изречений из сочинений Петра Ломбардского. Автор обширного труда по мировой истории Historia scholastica, нашедшей широкое признание одновременно в качестве школьного учебника и сборника проповедей. Отсюда и его почетное звание Magister historarium (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 8. Freiburg – Basel – Wien: Herder Verlag, 2006. S. 118). 61 Odo von Ourscamp – богослов. Род. в 1168 г., ум. ок. 1172. Каноник. Вместе с Петром Ломбардским был учителем при соборе в Париже, затем был канцлером этого собора. В 1170 г. стал кардиналом – епископом гор. Tusculum. Верный традиции Порретанцев (группы ученых философов и богословов латинского Запада второй половины 12 века). Своим сочинением «Quaestiones» («Исследования») Одо во многом способствовал популярности и процветанию соборной школы в Париже. Известна его переписка с Hildegard von Bingen (+1179) (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 7. Freiburg – Basel – Wien: Herder Verlag, 2006. S. 979). 62 PetrusCantor – схоластик. Род. в Hosdenc, ум. в 1197 в аббатстве O Cist Longpont. Учился и затем преподавал в гор. Reims. С 1173 г. магистр и каноник собора Notre – Dame в Париже, где с 1183 г. исполнял также обязанности кантора. Его избрание в епископа гор. Tournai не было подтверждено епископом Реймса (Reims). Избрание в епископа Парижа он отклонил сам. В 1197 г. был назначен деканом соборной капитулы в Реймсе, но по дороге туда скончался. Известен как моралист, большинство его произведений учат о добропорядочной жизни. Вероятно, принадлежал к кругу порретанцев и в своем творчестве испытывал значительное влияние богослова Алана из Инсулиса (Alanus ab Insulis) (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 8. Freiburg – Basel – Wien: Herder Verlag., 2006. S. 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

1167 Тропарь Вознесения, глас 4. 1168 Апок.4—7. 1169 Ирмос на 6-й песни, глас 1170 Ирмос на 6-й песни, глас 1. 1171 В Последовании о исповедании, в молитве «Се чадо, Христос невидимо стоит» . 1172 Так и называется, например, одна из глав известнейшей работы святителя Крымского Луки; см.: Лука (Войно-Ясенецкий), святитель, Дух, душа и тело, гл. 2/Лука (Войно-Ясенецкий), святитель, Наука и религия. Дух, душа и тело. [Б.м., 2001]. С. 160—186 (со ссылками на Писание, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Добротолюбие и мн. др.). 1173 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 2, 27. С. 206. (со ссылкой на Макария Великого). 1174 От глагола «карах» «быть холодным, ледяным», «быть гладким», «быть остриженным» (см.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 815—816). 1175 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 4, 3, 1. Т. 1. С. 163—164. 1176 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 4, 3, 3. Т. 1. С. 166. 1177 «Ветхозаветный шеол был местом, где Бога нет, местом окончательного, безвозвратного Его отсутствия и разлуки. ...Это место радикального отсутствия Бога, место, где ничто нас больше не соединяет друг с другом, потому что лопнула нить, соединявшая жемчужины, потому что Бога нет, — и мы, как следствие, разделены друг от друга. И тогда ад — это другие, ад — это мы с вами, это та неисцельная разобщенность, к которой мы приговорены навечно». Этот ад был побежден Жертвой Христовой: «Победа над смертью состоит в том именно, что Своей смертью и Своим сошествием во ад Христос внес присутствие Божие в то именно место, где царило полнейшее Его отсутствие. Нигде — ни на небе, ни на земле, ни в глубинах духовных бездн нет места, где отныне не присутствовал бы Бог. Ад раскрылся, чтобы поглотить человеческую душу, и принял в свое лоно Живого Бога. Эта человеческая душа блистала Божеством, и она уничтожила шеол — “место отсутствия», она его уничтожила до конца, упразднила его» [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. С. 78, 83]. 1178 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 818—819 (с отсылкой к: Ис.14:9—11; Иез.32:21, 30—31; Мк.9:43—44; Лк.16:23—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1161 Исторические сведения о хорвато-сербах составлены по книге И. Голечка „Na Cernou Horu“ и корреспонденциям журнала „Sl. prehl“. 1163 Более подробные сведения по истории этой несторианской церкви см. А. Спасского. „Сиро-халдейские несториане“, Богосл. Вестн. 1898. Май, 202–243. 1164 При изложении статьи г. Слуцкого мы будем делать некоторые поправки и дополнения, руководясь исследованием об этой надписи Asseman " a в его „Biblioth. Orient.“, III, 2, 538–552. 1165 У Ассемана оно передаётся так: „памятник, воздвигнутый в похвалу и память закона света и истины, принесенного, из Та-цина (Сирии) и возвещённого в Шине (Китае)“. 1168 Слуцкий предполагает: не Альбин ли? Но латинское имя едва-ли могло встретиться у жителя Сирии. Ассеман предполагает, что Alo-pen есть искажение сирского Iab-allaha-бoroдahhый (Феодор, Богдан). 1176 Эстампаж – техника оттискивания рельефных изображений на бумагу, а также собственно оттиск, полученный наложением бумаги или ткани на рельефную поверхность, покрытую каким-либо красящим веществом. – прим. эл. ред. 1178 Вероятно, имеются в виду горячие и резкие прения на съезде по поводу разных рефератов. См. статью: „Археологический съезд в Москве“. Современная Летопись. Воскресные Прибавления к „Московским Ведомостям“ 1869 г. 12, 30-го марта, стр. 1–3. 1179 Беседы в кафедральном соборе в последние дни великого поста 1868 г. Из „Смоленских Епарх. Ведомостей“ 1869 г. 1183 Имеется в виду статья: О предположении учредить в Москве „Братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православною церковью“. Современная Летопись. Воскресные Приб., к „Моск. Вед.“ 14 и 15. 1204 Впрочем, этот приём Царских Особ сопровождался для Преосвященного Леонида не весьма благоприятными последствиями. Он вздумал встретить Императрицу во вратах своей обители речью, которая под палящими лучами июльского солнца оказалась очень неуместной. Императрица жаловалась Государю, а Государь через Товарища Обер-Прокурора Св. Синода (Ю. В. Толстого) сделал замечание оратору. Об этом я слышал в марте 1870 г. из уст Н. А. Сергиевского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, по летописям упоминаются церкви: в 1099-м году Благовещенская, в 1165 и 1191-м годах Никольская 1166 ; сгоревшая от грома в 1201 году 1167 , Сретенская, Козмы и Дамиана, упоминаемая в числе сожженных 1386 года 1168 , Архангела Михаила 1169 и великомученика Георгия 1170 . По из всех этих церквей в настоящее время осталась в целости одна Благовещенская. Первоначальное основание сей церкви относится, по сказанию 1-й Новг. летописи, к 1099 1171 , а по другим летописям к 1103-му году 1172 ). Но в том и другом показании летописей основателем Благовещенской церкви на Городищи признается великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха , известный в летописях новгородских по ревности к построению церквей 1173 . В эту-то церковь написано, по повелению князя Мстислава, Новгородцем Алексою, сыном священника Лазаря, святое Евангелие, известное под именем Мстиславова и хранящееся в московском Архангельском соборе 1174 . Построенная Мстиславом Благовещенская церковь существовала около 250 лет 1175 . Но после того церковь сия пришла в ветхость, и вместо ее построена вновь на прежнем основании, по воле жившего тут великого князя Симеона Иоанновича Гордого, архиепископом Василием. В Новг. I летописи сказано: «в лето 6850 (1342) заложи Владыка Василий церковь святое Благовещение, на Городище, порушаную повелением великого князя Симеона Ивановича месяца мая в 27» 1176 . Потом в следующем году записано в тойже летописи: «в лето 6851 (1343) месяца августа в 8 кончана бысть церкви каменна на Городище св. Благовещение архиепископом новгородским Василием, а освящена бысть того же месяца в 24» 1177 . Дальнейшая судьба нынешней Городищенской церкви неизвестна. В летописях упоминается об ней только по случаю пожаров и возобновлений. Так напр. в 1542 году церковь , по повелению Uoahha IV , была покрыта новым тесом и сделаны на ней между скатами новые потоки 1178 . По рассказам и записям, она была возобновляема до двух раз даже в недавнее время, именно: в исходе прошлого и в начале текущего столетия, с пристройкою к ней придела во имя Сретения Господня 1179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Этот Свет является любящей рукой Божией, которая действует тонким образом 1167 . Он есть Свет силы и премудрости, Свет воскресения и новой жизни 1168 . Он является Светом Богоявления, который наполняет все, так что пребывание в нем является раем Божиим 1169 . Он есть Свет божественной жизни и посещения Божия 1170 . Он является Светом горнего мира и будущего града 1171 . Он есть Свет Царства 1172 . Свет этого безначального Царства, приходя со своими сверхмирными осиянием и широтой, удостоверяет своей неописуемой красотой, как иное видение и иное слышание, истинность всех определений и описаний, изложенных выше, насколько они относятся к его природному происхождению и Божеству 1173 . Свет обнаруживает прежде всего грех и порочность человека. Он позволяет увидеть тьму, которая окружает человека. Появление Света доставляет человеку истинное самопознание. Как после молнии, блеснувшей ночью, человек с особой остротой замечает, какая непроницаемая тьма окружает его, так и после молнии Света Божества он приобретает более ясное осознание тьмы, пребывающей в нем. Эта тьма подобна для него «сгущенной массе отвратительной нечистоты» 1174 . Лицезрение этих нечистот воодушевляет его на покаяние в онтологических масштабах, как это было описано в предыдущих главах, а также приуготовляет его к принятию более действенного и полного посещения Света. Эти посещения доставляют человеку неописуемое смирение, потому что он начинает понимать предвечный замысел Создателя о нем и то, насколько он не соответствует этому замыслу 1175 . Одновременно сияние Света исцеляет его природу и освящает тело 1176 . Благодаря самосознанию, выносимому из созерцания Света и достигающему всемирных и сверхмирных размеров 1177 , человек приближается к своему окончательному становлению как личности. Он начинает осознавать себя перед Богом как «худший всех» 1178 . Освящение тела, обладание природой, вместе с самопознанием и неописуемым смирением делают человека способным сообразовывать свою волю с волей божественной на каждом шагу своей жизни 1179 . Он поучается в правильном отношении к ближнему 1180 . Так человек исполняет обе наибольшие заповеди и достигает совершенства, определенного для него Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В соответствие этому мнению Наследника Цесаревича Св. Синод 1/15 Февраля 1807 г. определил: «об означенном Высочайшем повелении Соловецкого монастыря Архимандриту Илариону дать знать указом и предписать ему при том, чтобы означенные казаки Прокудин и Артемьев были содержимы в оном монастыре, согласно мнению Его Императорского Высочества, Государем Императором Высочайше конфирмованному» 1162 . В тот же Соловецкий монастырь в том же 1807 году были сосланы из Екатерипославской губернии 4 духобора 1163 . Были сосланы в монастыри один скопец 1164 и один скопческий учитель 1165 и один субботник 1166 . В Соловецком монастыре, как это видно из ведомости о содержащихся в нем арестантах 1835, было заточено 9 человек скопцов 1167 . Они в монастыре содержались до 1835 г., когда по Высочайшему повелению их было велено отдать в солдаты 1168 . В 1823 г. Комитетом Министров было постановлено послать в монастыри 4 крестьян Калужской гбернии, распространявших какую-то ересь, похожую на скопчество 1169 . В 1806 г. был заточен в Соловки псаломщик Иванов за уклонение в ересь жидовствующих 1170 . Ссылка в Сибирь была связана с другим наказанием, применяемым по отношению к сектантам, – с отдачей в военную службу. Годные брались в рекруты, а негодные и женщины присуждались к ссылке в Сибирь или на поселение, или на работы на заводах. Это наказание применялось к распространителям духоборческой секты 1171 , к распространителям иконоборческой секты 1172 . Точно также в военную службу было велено отдавать жидовствующих, а не способных к ней ссылать в Сибирь 1173 . Св. Синод к этому предложил посылать субботников на военную службу в Грузию и по окончании срока не возвращать их на место прежняго жительства 1174 . Скопцов было также велено отдавать в солдаты. Распоряжения касательно этого были сделаны правительством несколько раз, сначала в виде отдельного мероприятия 1175 , а в 1807 году в качестве уже общей меры 1176 . В 1816 г. Комитет Министров постаповил отсылать скопцов в войска, расположенные в Сибири и Грузии, а неспособных – на поселение в Иркутскую губернию 1177 . Но Государь приказал так поступать с главными зачинщиками, или с теми, которые производят оскопление; закон этот дополнен впоследствии тем, что сила его распространена на людей, которые сами себя оскопили 1178 . Женщины, оскопившия себя и других, ссылались в Иркутскую губернию на суконные фабрики 1179 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

резко отличается от первой (ст. 14). Причина этого различия, как показано выше, лежит в том, что первая половина главнейше, если не исключительно, обращена к св. Петру, а вторая к другим слушателям. Но если упустить из виду эту причину различия, то последнее может казаться столь большим, что ведет к отрицанию всякой связи этих двух половин между собой. По крайней мере толкователи Послания к Галатам делятся на две группы; одни утверждают, что стихи 15–21 суть продолжение обличительной речи, сказанной св. Павлом в Антиохии в присутствии св. Петра и прочих слушателей; а другие, напротив, говорят, что антиохийская речь оканчивается 14 стихом, а дальше, с 15 и по 21 стих, идет уже продолжение наставления св. Ап. Павла Галатам, прерванного с 13 стиха I главы историческим рассказом св. Апостола; тут будто бы сжато и в существенных чертах развивается общая тема всего Послания к Галатам. К числу последних, т.е. защитников самостоятельности 15–21 стихов, не видящих в них продолжения антиохийской речи, относятся следующие толкователи: из древнейших – Феодор Мопсуестский 1166  и Экумений, а из позднейших: Calvin 1167 , Beza, Catharinus 1168 , Justiniani 1169 , Grotius, Semler, Borger, Koppe, Matthies, Hofmann, Lachmann, Hermann, Wieseler 1170 ,  и Преосв. Иннокентий 1171 . К разряду первых, простирающих антиохийскую речь до конца главы (21 ст.), относятся многочисленнейшие и более известные имена таких древних и новых толкователей, каковы, напр.: св. Иоанн Златоуст , бл. Феодорит, Викторин 1172 , бл. Иероним, Амвросиаст 1173 , Salmeron 1174 , Seripando 1175 , Estius 1176 , Bengel 1177 , Rosenmüller 1178 , Tittmar 1179 , Knapp 1180 , Flatt 1181 , Winer, Windischmann 1182 , Rückert 1183 , Usteri 1184 , Olshausen 1185 , Schott, Baumgarten-Crusius 1186 , De Wette 1187 , Hilgenfeld 1188 , Errald 1189 , Meyer 1190 , Lange 1191 , Reithmayr 1192 , Преосв. Филарет 1193 , Преосв. Феофан 1194 , Архим. Агафангел 1195  и др. Есть, кроме того, третья очень немногочисленная группа толкователей, которые, хотя и не ограничивают антиохийской речи 14-м стихом, однако не простирают ее и до конца главы, а останавливаются где-либо между 15 и 20 стихами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

После основания сначала общей для всей Скандинавии митрополии с центром в Лунде (1104), а затем и самостоятельных архиеп-ств в Нидаросе (Тронхейме) (Норвегия, 1153) и Уппсале (Швеция, 1164) архиепископы Г.-Бремена лишились церковной юрисдикции над Скандинавскими странами. Несмотря на то что Латеранский IV Собор (1215) номинально сохранил подчинение сканд. архиеп-ств и еп-ств архиеп-ству Г.-Бремен, они фактически оставались независимыми. В XII в. продолжилось формирование территории архиеп-ства. Архиеп. Хартвиг I (1148-1168), будучи графом Штаде, отдал территорию графства в юрисдикцию Бремена. Его борьба с герц. Генрихом Львом († 1195) имела отрицательные последствия для архиеп-ства: в 1155 г. Бремен был захвачен и разграблен, а графство Штаде отошло под власть герцога. При Хартвиге I были сфальсифицированы папские привилегии архиеп-ству, возобновилось крупное строительство церквей в Г. Архиепископу также удалось восстановить еп-ства в слав. землях, утраченные в результате восстания 1066 г. После лишения Генриха Льва большинства владений (1180) архиеп. Зигфрид (1178-1184) утвердил власть Бремена над Штаде. Архиеп. Хартвиг II (1185-1207) основал неск. мон-рей; его попытки усилить свою власть привели к конфликту с имп. Генрихом VI (1190-1197) и восстаниям внутри архиеп-ства. После смерти Хартвига II начались долгие споры по поводу выбора его преемника. В Г. архиепископом был избран Бурхард Штампенхаузен, приор гамбургского кафедрального собора, бременский капитул избрал епископом Вальдемара Шлезвигского. Только смерть Бурхарда положила конец спорам. В 1210 г. обоими капитулами архиепископом был избран Герхард I Ольденбургский († 1219), однако он смог вступить в права только после 1216 г. При архиеп. Герхарде II (1219-1258) центр архиеп-ства был окончательно перемещен в Бремен (1223). После долгой борьбы удалось решить вопрос о принадлежности графства Штаде: часть его вошла в состав архиеп-ства. С сер. XIII в. политическая роль Г. стала в основном определяться его экономическим весом.

http://pravenc.ru/text/161614.html

2 старческом доме (фр.). 1147 3 " Старость есть крушение… " (фр.). 1148 1 плохо (нем.). 1149 2 1Кор.15:44. 1150 3 Ты – Петр! (лат.). 1151 1 " Он умер " (фр.). 1152 2 последнее, но не менее важное (англ.). 1153 3 Ж.-П. Жоссуа " Ожидание и слушание " (фр.). 1154 1 Маронитская Церковь возникла в Сирии в V-VII вв. как монофелитская, но в XII в. присоединилась к Католической Церкви. В настоящее время маронигы живут преимущественно в Ливане. 1155 2 Огромная гостиница. 1156 3 " торжественное собрание " (англ.). 1157 4 Крупная американская нефтяная компания. 1158 1 анализы (англ.). 1159 1 никакого рвения (фр.). 1160 1 Гарвардском клубе (англ.). 1161 2 Христианская организация " Freedom of Faith " ( " Свобода веры " ) ставила своей целью защиту свободы вероисповедания во всем мире, во главе ее стояли три президента, представлявшие католическую, протестантскую и православную традиции, о. Александр Шмеман был одним из них. Организация просуществовала недолго – с 1978 по 1983 гг. 1162 1 " комплекс вины " (англ.). 1163 2 завораживающая (фр.). 1164 1 " неудобства " (англ.). 1165 2 неуверенность (англ.). 1166 1 " Во что я верю " Франсуазы Жиру (фр.). 1167 1 приема, на котором произносятся проповеди и читаются общие молитвы (англ.). 1168 2 Общее дело, цель (англ.). 1169 3 организацию, учреждение (англ.). 1170 4 церкви, синагоги и другие учреждения (англ.). 1171 5 меньшинствам (англ.). 1172 1 Еф.5:15. 1173 2 Удаление большой опухоли на ушном нерве (доброкачественной). 1174 3 горе имеем сердца (лат.). 1175 4 Чарльз А.Фечер " Менкен. О его взглядах " (англ.). 1176 1 социальных заботах (англ.). 1177 2 вовлеченности (англ.). 1178 1 Эрик Хоффер " Перед Субботой " (англ.). 1179 2 " социальная среда " , " бедные " (англ.). 1180 3 Теодора Уайга " Поиск истории " (англ.). 1181 4 Исламской республике (англ.). 1182 5 См.: Лк.18:22. 1183 1 Арьеса " Человек перед смертью " (фр.). 1184 2 резюме, краткое изложение (фр.). 1185 3 К.Ф.Ганса: " Бессмысленная точность в числовых исследованиях " (англ.). 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010