Любовь Божия – это сила, собирающая ум 1163 . Чтение тропарей и кафизм, память о смерти и надежда на будущую жизнь собирают ум и не дают ему рассеиваться 1164 . Предназначение ума – быть царем над страстями 1165 , властвовать над ощущениями 1166 , быть кормчим чувств 1167 . Цель всех законов и заповедей Божиих – это чистота сердца 1168 . Господь воплотился, чтобы очистить и сердце, и душу от зла и возвратить их в первозданное состояние 1169 . Но между чистотой сердца и чистотой ума имеется известное различие. Святой Исаак пишет: «Чем разнствует чистота ума от чистоты сердца? Иное есть чистота ума, а иное – чистота сердца. Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень, а если корень свят, то и ветви святы, т. е. если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства» 1170 . Сердце приобретает чистоту после многих печалей, скорбей, слез и умерщвления всего мирского 1171 . Плач очищает сердце от нечистоты 1172 . На вопрос, каков признак, по которому можно узнать, достиг ли некто чистоты сердца, святой Исаак отвечает: «Когда всех людей видит он добрыми и никто не кажется ему нечистым и оскверненным» 1173 . Чистота сердца и чистота ума приобретаются подвижничеством. «Подвижничество – матерь святости» 1174 . «Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем» 1175 . Но «телесные усилия без чистоты ума – то же, что и бесплодная утроба, и иссохшие сосцы. Они не могут приблизить к познанию Бога. Они утомляют тело, но не пекутся искоренить страсти в уме, и потому ничего не пожнут» 1176 . Признак чистоты – это радоваться с радующимися и плакать с плачущими, болеть с болящими и печалиться с грешными, радоваться с кающимися и соучаствовать в страданиях страдальцев, никого не изобличать и в чистоте ума своего видеть во всех – людей святых и добрых 1177 . Ум не может ни очиститься, ни прославиться со Христом, если тело не постраждет за Христа; слава тела – целомудренная покорность Богу, а слава ума – истинное зрение Бога 1178 . Красоту целомудрия человек приобретает постом, молитвой, слезами 1179 . Чистота сердца и ума, исцеление ума и прочих органов познания – плод длительного упражнения в благодатных Бого-человеческих подвигах. В чистом уме подвижника веры бьет источник света, сладостью орошающий тайну жизни и мира 1180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

На утро Давыд, увидев бегство своего врага, послал за ним погоню, и хотя догнать не мог, тем не менее, многих блудящих по лесу забрал в плен и отправил Всеслава в Полотск. И, таким образом, Полотск остался за Всеславом, и надежда Полочан на помощь из Смоленска оправдалась; бежавший Володарь не мог уже уговорить Литвы на новый поход. После чего, Полотские князья, т. е. владевшие собственно Полотском, поступили в опеку к Смоленским князьям. И когда в 1178 году князь Мстислав Ростиславич Новгородский вздумал было идти на Всеслава к Полотску мстить обиду, нанесенную Новгородцам Всеславом великим, прадедом Всеслава Васильковича, сто лет тому назад, и уже пришел с Новгородцами на Луки, то Роман Ростиславич Смоленский, услышав об этом, отправил сына своего Мстислава в Полотск на помощь к Всеславу, а к князю Новгородскому послал сказать: «ежели ты пойдешь на Всеслава, то прежде иди на меня, а я не дам Всеслава в обиду». И Мстислав Ростиславич принужден был отложить свой поход на Полотск. Но Смоленская опека не дешево стоила Полочанам и их князьям из дому Святослава Всеславича; они, во первых, должны были окончательно уступить Смоленским князьям важный Полотский город Витебск, владение которым давало Смолнянам открытую дорогу в Полотск; потом, вследствие этой опеки, Полочане и их князья волей-неволей должны были принимать участие в переворотах и междоусобиях Смоленских князей, и посему подвергаться нападениям тех соседей, которые были в войне с Смолнянами. Так, например, за пособие Смоленским Князьям в войне с Новгородцами, Новгородцы в 1168 году отплатили Полочанам походом на Полотск, в котором сильно опустошили Полотскую волость, и только тридцати верст не доходили до Полотска. И наконец, что всего важнее, собственно Полотские князья, поступивши в опеку к Смоленским князьям, тем самым отделились от других князей Полотской земли и стали к ним во враждебные отношения; а другие князья Полотской земли вступили в союз с Черниговскими князьями, врагами Смоленска. И таким образом Полотская земля разделилась на три враждебные союза: первый союз с Литвою самый старейший и естественный для Полотских князей; второй союз с Смоленскими князьями, более выгодный для Смоленска, чем для Полотской земли, и третий союз с Черниговскими князьями, выгодный потолику, поколику Черниговские князья были соперниками Смоленским к большей запутанности и с тем вместе к большему вреду Полотской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

По закону 1893 года, выморочные имущества после потомственных дворян обращаются (за исключением случаев, указанных в ст. 1168–1172, 1174, 1176–1178 и 1180–1182 Зак. Гр.) в пользу дворянских обществ. Доселе это простиралось лишь на имущество дворян, записанных в родословную книгу; новый закон простирается и на имущество дворян не записанных. Недвижимые обращаются к дворянству той губернии, где оные находятся. Движимость обращается туда, где умерший записан в родословную книгу, а если он записан в двух или более губерниях, делится поровну. Если не был записан, но имел недвижимость, то и движимое следует по недвижимости тем же порядком. Буде же недвижимости у него не было, то движимость следует туда, где отец или дед по отцу был записан, тем же порядком. 1891 г. Апр. 3 N 45. – По возникшему в деле Тамбовского управления государств. имуществами вопросу о признании выморочным имущества статского советника Кашкадамова, применимо ли правило 1169 ст. Зак. Гражд. об обращении выморочных имуществ, оставшихся по смерти воспитанников и воспитанниц учебного ведомства Императрицы Марии, в пользу тех учебных заведений, – в коих умершие воспитывались, к имуществу, оставшемуся после тех лишь лиц, кои умерли в то время, когда воспитывались в сих заведениях, или к имуществу бывших воспитанников и воспитанниц, умерших и после выхода из сих заведений, Гражд. Касс. Деп. нашел, что этот вопрос должен быть разрешен в первом смысле. А. Монастырям присваивается наследственное право на ризницы монашествующих властей и на выморочное их имущество, на всякую движимость простых монахов и на строения внутри монастырей, остающиеся по смерти простых монахов. IX. 393; 442, 443. Уст. Иностр. Исп. 1016 (по Прод. 1890 г.). У армяно-грегориан имущество патриарха, епархиальных начальников и викариев, если не завещано в пользу богоугодных заведений, обращается в пользу Эчмиадзинского монастыря, а имущество монастырских настоятелей и монашествующих, в подобном же случае, идет в пользу их обители. Уст. Иностр. Исп. 1015, 1016 (по Прод. 1890 г.) и 1871 г. марта 1 (49304).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13—14. 1166 Orac. Sybill., fr. 1, 10—13. 1167 Fr. 23; 14—15 DK. 1168 Fr. 23 Snell. 1169 Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229—30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230. Тот же самый текст Климент цитирует в Протрептике 6, 72. 1170 Euripides, Antiope, fr. 210. 1171 Sophocles, fr. dub. 1026. 1172 Fr. 1. 1173 Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG). 1174 Parmenides, fr. 8, 3—4 DK; Платон, Софист, 237 а. 1175 Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West. 1176 Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.— Sophocles, fr. 1025 TGF). 1177 Euripides, fr. 941. 1178 [Euripides] Peiritoos, fr. 593 ­­ Kritias, fr. 19 DK. 1179 Aeschylus, Heliades, fr. 70. 1180 Heraclitus, fr. 32—34 DK (84, 104, 2 Marcovich). 1181 Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристея Кротонского (Aristaios, peri a(rmovi a», Stobaeus, I, р. 176—77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts. 1182 Огас. Sybil., fr. 1, 28. 1183 Одиссея, IX, 410—411. «Никто» — имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа. 1184 Orpheus, fr 338 Kern. 1185 Xenocrates, fr. 18 Heinze (217 Isnardi-Parente); cf. Plutarch., Quest. Plat. 9 (Mor. 1007 sq.). 1186 Cf. fr. 228 Usener. 1187 Илиада, XXII, 8—10. 1188 Epicharm., fr 56, 57 DK. 1189 [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Ис. 65: 24. 1190 Ср. Ис. 58: 9; 65: 24. 1191 Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP). 1192 Euripides, Phrixos, fr. 835. 1193 Euripides, fr. dub. 1131. 1194 Sophocles, fr. dub. 1027. 1195 Orpheus, fr. 21а Kern. 1196 Empedocles, fr 147 DK. 1197 Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Стром. V, 127. 1198 Orpheus, fr. 248 Kern. 1199 JWshe> Euseb., Clem. Prot. 8, 79, 2; hJsaì> ou L. 1200

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

1127 Euch 2.273—284. 1128 Euch 2.313—338. 1129 Eth 4.491—499. 1130 Eth 4.515—526. 1131 Eth 4.535—544. 1132 Eth 4.548—554. 1133 Eth 4.561—562 1134 Eth 4.579—585. 1135 Eth 4.563—571. 1136 Eth 4.586—599. 1137 Eth 4.605—608. 1138 См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139 Eth 4.776—782. 1140 См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141 Eth 8.72—90. 1142 Eth 8.90—98. 1143 Eth 8.99—123. 1144 См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145 В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγαπη . 1146 Hymn 17. 1147 Hymn 17.131—138. 1148 Hymn 17.194—197. 1149 Hymn 17.198—204. 1150 Hymn 17.210—217. 1151 Hymn 17.236—242. 1152 Hymn 17.289—292. 1153 Hymn 17.311—317. 1154 Hymn 17.319—343. 1155 Hymn 17.344—385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156 Hymn 17.383—387. 1157 Hymn 17.388—407. 1158 Hymn 17.408—418. 1159 Hymn 17.474—478. 1160 Hymn 17.483—490. 1161 Hymn 17.495—498. 1162 Hymn 18.8—13. 1163 Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука-энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11—13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de IExarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154—156 1164 Hymn 52.13—20.27. 1165 Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе. 1166 Hymn 5.24. 1167 Об обожении см. статьи Θεοποιω Θωσις в Lamoe. A Patristik Greek Lexicon. Там много цитат из святых отцов. 1168 См. ряд интересных статей М. Лот-Бородиной в La doctrine de la deification dans Ieglise grecque jusquau XI siecle. Revue de Ihisdes religions, 1932—1933. 1169 Eth 1.3.37—44. 1170 Eth 11.82—89. 1171 Cat 20.117. 1172 Cat 24.76—80. 1173 Eth 4.586—594. 1174 Eth 10.314—317. 1175 Eth 1.12.284—287. 1176 Eth 1.12.307—313. 1177 Euch 1.207—208. 1178 Euch 1.216—217. 1179 Eth 13.60. 1180 Hymn 13.11—19. 1181 Hymn 1.168—176. 1182 Hymn 1.180—190. 1183 См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309—326. 1184 Hymn 27.90—95.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

3 Описанное высокое благодатно-христианское настроение зреет и усовершается среди скорбей и борений человека со страстями. Так угодно Господу, чтобы христианин всегда упражнялся в противлениях греху, имея внутренне как бы два мира: свет и тьму, упокоение и скорбь от смятения 1168 . На не пришедшего в совершенную любовь восстают и демоны 1169 , и собственные страсти. Он и сам опасается, как бы не поскользнуться на какой-либо грех. Если бы верующему во Христа можно было спастись и преуспевать без труда, то христианство не было бы камнем преткновения и соблазна. Но борьба с противной силой и избрание всегда святой волей Господа достается людям не без великого труда. Господь же попускает спасающимся волнения от скорбей и борений для полного изглаждения превозношения, для большего смирения и ревностного искания Бога 1170 . Как Сам Христос претерпел крест и страдания, а потом прославился, так и христианину надо спострадать Господу и сораспяться 1171 прежде входа в пристань вечного упокоения 1172 . Решительная перемена личного греховного настроения и поведения покупается ценой длительных терпеливых молитв, удаления от житейских чрезмерных забот и плотских удовольствий. Борьбу с собой прекращает в человеке лишь благодать Божия 1173 . Но истинно возлюбившие Бога решаются служить Ему и среди скорбей не ради Царства Небесного, как бы для купли его и корысти, и не по причине наказания за грехи, но по глубокой приверженности к Богу. Благодушие в нищете, бесславии, горестях, затруднениях и борьбе лукавого особенно наглядно открывает любовь человека к Богу 1174 . 4 Говоря о христианской жизни в лоне Церкви, нельзя не остановиться вниманием особенно на чрезвычайной близости к верующим Самого Господа Спасителя и Святого Духа, приводящих спасаемых ко Отцу Небесному. Христос Спаситель в каждой обращающейся к нему душе разрушает всякий беспорядок, произведенный лукавым, и восстановляет в ней небесный образ 1175 , единодушие, единомыслие и единоязычие с прочими христианами 1176 . Он один может сойти в глубокое темное недро сердца грешника, в этот ад, где душа со своими помыслами одержима смертью. Там Он повелительно говорит смерти: «Отпусти взыскавшую Меня душу, которую ты держишь насильно!» Затем Он воскрешает омертвевшую душу и износит из бездны тьмы во свет благодати 1177 . Так Господь оживляет в грешниках их умершего внутреннего человека и возвращает ему очи и уши, пораженные сатаной 1178 , омывает, очищает его, просветляет и умиротворяет. Изменение христианской души происходит постепенно, пока она не воспримет совершенной меры любви ко Христу 1179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

1160 См.: DanielouJ. From Shadow to Reality. Studies in the Biblical Typology of the Fathers. L, 1960. P. 25. 1162 См.: Dalmais И.Н. Un traité de théologie contemplative. Le Commentaire du Pater de S. Maxime le Confesseur//Revue d’Ascetique et de Mystique. 1953. T. 29. P. 123–159. 1163 См.: Madden N. The Commentary on the Pater Noster: An Example of the Structural Methodology of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 147–155. 1165 См.: Bomert R. Explication de la liturgie et intérpretation de l’Écriture chez Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1970. Vol. 10. P. 323–327. 1166 См.: Bomert R. Les commentaires byzantins de la divine Liturgie du VIIe au XIe siècle. P., 1966. P. 29–124; Dalmais I.H. Place de la Mystagogie de saint Maxime le Confesseur dans la théologie liturgique byzantine//Studia Patristica. 1962. Vol. 5. P. 277–283; Idem. Théologie de l’Église et mystere liturgique de S. Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1975. Vol. 13. P. 145–153. 1168 См.: Ivanka Е. «Kephalaia». Eine byzantinische literaturform und ihren antiken Wurzeln//Byzantinische Zeitschrift. 1954. Bd. 47. S. 285–291. 1169 См. прекрасное вступление к критическому изданию «Практика» Евагрия: Évagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine. Т. 1/Introduction par A. Guillamont et C. Guillamont (Sources chrétiennes. 170). Paris, 1971. P. 113–116. 1170 См.А. Der Ktaba d-Durrasa des Elija von Anbar, das letzte grosse syrische Zenturienwerk//Symposium Syriacum. 1984. Roma, 1987. P. 419–427. 1173 См.: ScherwoodP. An Annotated Date-List. P. 35; LarchetJ.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 43–46. 1175 См.: DisdierM.F. Une oeuvre douteuse de saint Maxime le Confesseur. Les cinq Centuries théologiques//Échos d’Orient. 1931. T. 30. P. 160–178. 1176 См.: Khalifé I.A. L’inauthenticite du «De temperantia» (Kephalaia neptika) de Marc l’Ermite (PG. T. 65. Col. 1053–1069)//Mélanges de l’Université Saint Joseph. 1949/1950. T. 28. P. 61–66. 1178 De Vocht С. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur, non encore identifiés des cinq centuries théoloeiques (CPG 7715)//Byzantion. 1987. T. 57. P. 415–420.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В период Корё буддизм воспринимался в качестве национальной идеологии, по всей стране строились мон-ри, а буддийские обряды сопровождали гос. торжества. Гос-во установило систему экзаменов и степеней для проповедников традиционного и дзен-буддизма (корейский сон-буддизм). Монастыри являлись крупными землевладельцами. Они освобождались от земельного налога, а монахи - от несения гос. повинностей. В то же время вся система образования и подготовки кадров находилась под влиянием конфуцианства. Нач. XII в. ознаменовалось войнами с чжурчжэнями и мятежами корёской знати (мятеж Ли Джа Гёма в 1126, восстание в г. Согён (ныне Пхеньян) под рук. буддийского монаха-геоманта Мёчхона в 1135 и др.). Во 2-й пол. XII в. усиление налогового гнета и произвол аристократов привели к крестьянским восстаниям. Самыми крупными стали восстание на о-ве Чечжудо в 1168 г. и мятеж под рук. Манъи в районе г. Конджу в 1176-1178 гг. В 1170 г. в результате военного переворота в Корё установилась система военного правления. Власть оставалась в руках различных группировок военных чиновников до 1270 г. В этот период была создана Трипитака Кореана - одно из самых полных в мире собраний буддийских текстов, которые были нанесены на деревянные таблички. В 1231-1259 гг. Корё было завоевано монг. династией Юань. В кон. XIII в. в Корё проникло неоконфуцианство. Росту популярности нового учения способствовало его негативное отношение к буддизму. Деятельность буддийских монастырей, ставших крупнейшими землевладельцами (10-12% всего фонда) после захвата территорий и предательской деятельности, вызывала резкую критику в обществе. В 1356 г. ван Конмин изгнал монголов с полуострова, однако номинально Корё осталось вассалом династии Юань. В 1388 г. лидер «партии реформ» полководец Ли Сон Ге стал фактическим правителем страны, а в 1392 г. сверг последнего вана Корё и основал новую династию Ли. Государство получило название Чосон, а столица была перенесена в г. Хансон (ныне Сеул). Период Чосон (1392-1910) Первые ваны новой династии провели конфискацию монастырских земель и массовое освобождение рабов, укрепили гос. финансы и стабилизировали страну политически. В основу внешней политики был положен принцип «садэ» (служение великому соседу), согласно к-рому К. признавала кит. императора владыкой ойкумены и соглашалась на роль верного вассала. В период правления Седжона Великого (1418-1450) страна достигла наивысшего могущества. Были присоединены земли по правому берегу р. Туманган (северо-восток полуострова), границы К. приобрели совр. очертания. Поощрялось развитие конфуцианской учености: была учреждена придворная академия Чипхёнджон, которая создала оригинальный корейский алфавит, издавала труды по истории и географии К., по сельскому хозяйству. В 1474 г. был принят универсальный Кодекс законов династии Чосон (Кёнгук тэджон).

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара , основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго . В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав . В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Сибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010