Закрыть itemscope itemtype="" > Хранительница Церкви и государственных границ России Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем о принесении в Биробиджан из Санкт-Петербурга иконы мученицы Параскевы Кочневой 24.11.2017 955 Как сообщалось , на днях состоялось принесение иконы святой мученицы Параскевы Кочневой из Санкт-Петербурга в Биробиджан. О значении этого знаменательного события рассуждает в интервью «Русской народной линии» епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем : Принесение иконы святой мученицы Параскевы Кочневой, которая пострадала в одном из населенных пунктов нашей епархии, - это для нас видимый знак живого присутствия святой рядом с нами. В силу своей духовной немощи мы обязательно должны что-то созерцать и осязать. Почитание всегда усугубляется, когда есть мощи святого. В нашем случае мощи находятся под спудом и их обретение исключено по одной простой причине - святая погребена в общей могиле лагерной больницы. Сейчас это место давно уже сравнено с землей, поэтому любые попытки ее найти не приведут к успеху. Она находится с нами телесно под спудом. Надо сказать, что мы поминали в прошениях литии имя этой святой. Её имя на слуху. Её иконописный образ нужен для того, чтобы направить свой ум, волю, чувства, всю силу своей души ко святой и через нее к Богу. Принесение иконы дало новый импульс почитанию этой святой. Теперь мы можем молиться перед ее образом. Это, естественно, помогает молитве. Та богатая, новая иконография, которая предстала перед нами, дает много направлений для толкования самой иконографии. В частности, святая изображена на берегу реки, а мы живем на берегу большой реки. То есть уже в иконе есть связь с нами по ландшафту. На иконе изображены сопки. Наша местность характеризуется большим количеством сопок. На иконе изображен храм святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм находится в Миассе Челябинской области, где святая Параскева была ключницей. У нас строится храм в честь святого Александра Невского, который был заложен в сентябре 2014 года Святейшим Патриархом Кириллом. Этот храм строится не без трудностей, но даже то, что на иконе изображен именно храм в честь святого Александра Невского многих прихожан настолько укрепил в мысли, что строительство его завершится в ближайшее время и он будет уже доступен для Богослужения.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/24/hr...

Как старцы женское монашество спасали: Преподобный Зосима и его духовная семья 13 октября, 2014. Алексей Львович Беглов О едва ли не чудесном спасении женской монашеской традиции в России в условиях секуляризации 22 сентября в рамках Лектория «Правмира» состоялась лекция историка Алексея Беглова «Пустынники и женское монашество первой трети XIX века (преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья)». Предлагаем нашим читателям видеозапись и текст этой лекции. Алексей Львович Беглов — филолог, историк. С 1996 года публикует документы тайных монашеских общин советского периода. Им подготовлены к изданию книги схимонахини Игнатии (Пузик) «Старчество на Руси» (1999) и «Старчество в годы гонений» (2001), сборник «Путь к совершенной жизни: О русском старчестве» (2005). А. Л. Беглов — один из авторов книги «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Сретенский монастырь, 2008), автор более 70 работ и публикаций в научных, популярных изданиях и в сети Интернет. В 2008 г. вышла в свет монография А. Л. Беглова «В поисках „безгрешных катакомб“. Церковное подполье в СССР». Добрый день. Рад продолжению наших встреч в рамках Лектория Правмира. В прошлый раз мы говорили с вами о важной составляющей истории синодального периода Российской Церкви – о секуляризации церковных имений и о ее последствиях для всей церковной жизни. Мы сказали, что хотя секуляризация создала, в общем-то, более или менее благоприятные, а главное, стабильные условия для существования архиерейских кафедр в этот период, она была настоящим ударом для православных монастырей. Одним из следствий секуляризации стала именно невозможность вести в монастырях Российской империи тот образ жизни, который был подобен заветам монашества первых веков или, как говорил наш сегодняшний герой, преподобный Зосима, «жизнь в сходство завещаний святых отец». В прошлый раз мы с вами говорили не только о секуляризации, но и о том, какие способы выживания российское монашество находило в этих непростых для себя условиях. Мы говорили о трех главных направлениях или – если сравнить монашество синодального периода с рекой, которая была завалена камнями, – о трех руслах, которое монашество для себя проложило, чтобы сохранить свой духовный потенциал, чтобы остаться действенным церковным деланием и церковным институтом.

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию? В чём опасность астрологии? 2 сентября, 2014 В чём опасность астрологии? Я всегда не очень понимала, почему наша Православная Церковь так не любит гороскопы, почему не одобряет интерес к ним и не жалует астрологов. Казалось бы, невинное увлечение звездными и природными закономерностями, которые, безусловно, действуют во Вселенной, не могут помешать человеку в его вере в Бога. Но Церковь все равно против. Почему? Может быть, просто из-за страха конкуренции? Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем. А все потому, что человек в своей телесной составляющей – это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны – упрямые, Весы – гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи – добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали. Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден – значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики – из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

http://pravmir.ru/komu-meshayut-zvezdyi-...

Конечно же, любая добрая мысль возникает от Бога. Поскольку я коренной калужанин – мои родители, деды и прадеды, бабки и прапрабабки жили на Калужской земле, то хотелось прославить эту землю. Когда Господь открыл мне и братии монастыря, в чем заключается уникальность исторически значимого места, где находится наша обитель, появились идеи, что можно сделать такого, что останется не на десять или двадцать лет, а, дай Бог, на века. Первое, с чего мы начали, это построили на территории Владимирского скита монастыря храм в честь иконы Божией Матери Владимирская – там, где происходило генеральное сражение, во время которого бесстрашные воины-русичи, не жалея жизни, защищали Москву, защищали наших предков. Построив храм-памятник – белоснежную церковь с каноническими росписями на куполе, барабане, парусах и неким историческим фризом под ними, читаемым как своеобразная летопись, – мы почувствовали, что этого мало. Для людей верующих, воцерковленных это действительно святыня. Ну, а другим, кто пока не пришел к вере, но искренне интересуется историей родной страны, что мы могли бы предложить? И второй нашей идеей было создание диорамы, способной живописно, наглядно рассказать, как происходило то эпохальное событие на берегах Угры в XV веке, в котором роль братии Тихоновой пустыни и преподобного Тихона Калужского, благословившего русское войско на победу в предстоящем бою, была велика. По милости Божией нам это удалось. Мы благодарим Бога за это. Благодарим Господа и за то, что в сентябре 2014 года на освящение Музейного комплекса в скиту приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сделав диораму (она стала последней масштабной работой заслуженного художника Российской Федерации и калужанина Павла Рыженко), мы задумались: а кто же главное лицо, кто этот искусный военачальник, сумевший организовать поход против ордынцев, собрать столь сильную армию и стратегически грамотно, профессионально отразить удары многотысячного войска Большой Орды? Когда стали изучать личность Великого князя Ивана III, увидели такой масштаб, который не мог не поразить. Бывает, Бог так ставит необычных людей, людей сильных на какие-то посты, должности, что они меняют ход истории государства, даже ход мировой истории. Вот таким оказался на Руси Иван III, в коем соединились незаурядные политические качества и истинное христианское смирение. Чтобы привлечь к нему внимание современников и поучиться чему-то полезному у незаслуженно забытого историей на долгий период времени нашего великого предка, мы решили сделать памятник Государю всея Руси, как он себя называл. Слава Богу, Господь снова дал нам силы и возможности. Памятник был сделан, и недавно, 8 июля, состоялось его торжественное открытие во Владимирском скиту. Освятил монумент митрополит Калужский и Боровский Климент, священноархимандрит Свято-Тихоновой пустыни.

http://pravoslavie.ru/105234.html

Лев Толстой и Церковь – лекция протоиерея Георгия Ореханова Конфликт Толстого с Церковью – это след глубинного конфликта, который вообще заложен был в русской культуре 9 сентября, 2018 Конфликт Толстого с Церковью – это след глубинного конфликта, который вообще заложен был в русской культуре Нужно ли разбираться в душевной травме Толстого, в чем был его конфликт с Церковью, почему он так интересен протестантам и где вообще настоящий Толстой — запись лекции историка Церкви протоиерея Георгия Ореханова «Лев Толстой и Церковь», которая прошла 6 октября 2014 года в просветительском лектории портала «Правмир». Протоиерей Георгий Ореханов: Кандидат богословия (1998), диссертация на тему «Эволюция идеи собора и генезис представлений церковных реформаторов о структуре, месте и роли этого органа в церковной жизни». Кандидат исторических наук (2005), диссертация на тему «Исторический контекст подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви и генезис церковно-реформаторского движения (1905-1906 гг.)». Доктор церковной истории (2010), диссертация на тему «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: причины конфликта и его восприятие современниками». Я хочу поблагодарить руководство «Правмира» за возможность выступить перед вами, а также поблагодарить вас, потому что то, что в эти холодные октябрьские вечера в Москве нашлось столько людей, которые интересуются Толстым, взаимоотношениями Толстого и Церкви и вообще интеллектуальной жизнью, – это прекрасно. Лекцию, которую я сегодня вам предложу, я уже много раз читал в разных аудиториях. Но каждый раз я её читаю по-разному, потому что, во-первых, конечно, аудитория меняется и акценты нужно менять, а во-вторых, проходит время, появляются какие-то новые данные, какой-то новый взгляд на предмет. И, конечно, двух одинаковых лекций никогда не получается. Мы решили так распределить материал по двум лекциям: сегодня речь пойдет об идейной стороне конфликта Льва Николаевича Толстого с Церковью, а 20 октября я буду подробно рассказывать об истории его отлучения. Поэтому можно условно сказать, что сегодня лекция будет носить богословско-философский характер, а 20-го – исторический. Собственно, моя книга так и построена: первая часть – богословие, а вторая – история.

http://pravmir.ru/lev-tolstoy-i-tserkov-...

Михаил Кеслер на презентации сборника " Русский храм. XXI век " 17 января 2014 г. 21:07 Вышел в свет сборник «Русский храм. XXI век» Презентация сборника состоялась 16 января в Музее архитектуры им. Щусева в рамках рождественского фестиваля «Дары». Архитекторы, духовенство, искусствоведы, журналисты, гости, посетившие мероприятие, говорили о проблемах сочетания традиции и новаторства храмовой архитектуры, о решении задачи функциональности храма, изъянах профессионального образования для архитекторов, значении духовного опыта, формирующего архитектурную традицию каждой эпохи.  Сборник подготовлен к печати редакцией журнала «Храмоздатель» (специализированное приложение к «Журналу Московской Патриархии» о церковной архитектуре и строительстве) и открывает новую издательскую серию “Библиотека журнала «Храмоздатель»”. Составители сборника - архитектор Михаил Кеслер и историк, филолог Валерий Байдин. Среди его авторов - архитекторы, священники, историки и искусствоведы России и Русского зарубежья. Предисловие написал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Издание сборника приурочено к завершающему этапу открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», проходившему в Москве в сентябре-декабре 2013 года.  «Работая над проектом, мы пытались найти ответ на вопрос, что дает церковному искусству, церковной архитектуре наше время, которое мы привычно называем церковным возрождением, - отметил на открытии презентации ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, - каким оно запомнится будущим поколениям. И одна из задач сборника — просветительская: воспитание не только вкуса, но и воспитание церковной и профессиональной аудитории». Переступая порог храма, человек приобщается не только литургической жизни и Таинствам Церкви, но и великому культурному наследию и сокровищам православной культуры. «Предполагается, что человек сразу начинает читать и понимать язык иконы, устройство храма и формы организации приходской или монашеской жизни… К сожалению, это не так. «Само по себе» это не происходит», - подчеркнул он.

http://e-vestnik.ru/culture/sbornik_russ...

Неожиданные встречи… за колючей проволокой Любовь жертвенная начинается с конфет и пряников, а иногда и курева. 4 января, 2014 Любовь жертвенная начинается с конфет и пряников, а иногда и курева. В преддверии праздника в честь Анастасии Узорешительницы наш собеседник игумен Николай (Шишкин), один из немногих священнослужителей, несущих послушание в отделе Ярославской митрополии по взаимодействию с тюрьмами, рассказывает о тюремном храме, настоятелем которого он является. Его приход — люди, имеющие непосредственное отношение к зоне. Об истории храма… Приход вмц. Анастасии Узорешительницы был благословлен к открытию приснопоминаемым архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в 1994 году. Открывал приход тогдашний благочинный Угличского района протоиерей Владимир Бучин. Служащими священниками на приходе были почти все батюшки нашего благочиния поочередно. Особо нужно упомянуть отца Александра Харина, который служит сейчас в Тверской епархии. Неизменной певчей на приходе, которая, кстати, научила петь на клиросе огромное количество наших прихожан, поющих и читающих в храмах и поныне, является Надежда Александровна Мамедова, заслуживающая, на мой взгляд, самой высокой оценки от священноначалия. С сентября 1997 года, с самого моего рукоположения, приход благословили возглавить мне. Когда я выезжал в заграничные командировки, многие батюшки помогали окормлять осужденных. Среди них: протоиерей Борис Стародубов, игумен Иов (Никифорчук) и другие. Поначалу мне было невероятно трудно принять даже саму мысль, что мне, выпускнику Троице-Сергиевой Лавры, благословили вдруг послушание в зоне. Казалось, что я туда войду и больше никогда не выйду, — то ли по грехам своим бесчисленным, то ли по дури, то ли по маловерию, — в общем, трудно было неимоверно. Но состоялась первая литургия, другая, и я почувствовал, что что-то во мне меняется, на душе становится спокойно, тихо. Об этом Христос говорит: «Мир мой даю вам». Дело в том, что я впервые в своей жизни (а в храм я ходил с детства) увидел людей, кающихся по-настоящему: как в религиозно-чувственном отношении, так и в плане качественного изменения сути своей жизни. С тех пор при многочисленных своих послушаниях, тюремное служение стоит для меня на особом месте.

http://pravmir.ru/neozhidannye-vstrechi-...

Почему я не могу молиться новомученикам Я молюсь об успехе и счастье… 8 февраля, 2014 Я молюсь об успехе и счастье… В ворота Донского монастыря вошли несколько верующих. Они добрались до приемной патриарха Тихона, затем подождали несколько часов – народу было много, святейшего в Москве любили, и вошли в небольшой кабинет. Взяв благословение, они задали святителю Тихону единственный вопрос: «Благословите умереть за Христа и Церковь». Патриарх Тихон помолчал, а затем произнес с грустной улыбкой: «Умереть легко, очень легко. Гораздо тяжелее жить для Христа и Церкви». Я часто вспоминаю эту фразу святителя Тихона, когда разговор заходит о новомучениках. В ближайшее воскресенье мы будем вспоминать Собор святых новомучеников и исповедников Церкви русской и это, пожалуй, единственная понятная мне форма их почитания в храме. Я не могу себе представить молебен с акафистом, например, мученице Татьяне Гримблит. Мне не о чем ее просить – в годы гонений она отправляла исповедникам посылки и письма, навещала их. За это ее пять раз арестовывали и в конце концов расстреляли 23 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Единственное, о чем бы я теоретически попросил новомучеников – о моем благополучии, о том, чтобы Церковь не стала гонимой, а я бы умер счастливым стариком в собственной постели в окружении детей и внуков. Мне неловко обращаться к мученице Татьяне с такой просьбой, а потому я молюсь другим святым – святителям и преподобным. У кого-то я прошу успешного путешествия, помощи в написании статей, здоровья близким, сил на то, чтобы хорошо делать свою работу. Я молюсь об успехе и счастье, а потому мне не нужны новомученики. Когда я читаю их жития, то переживаю, но в любой момент могу закрыть книгу или выключить фильм. Это в подростковом возрасте хорошо смотреть мультфильм «Суперкнига», где мальчик и девочка все время хотят спасти Христа от страстей, но опаздывают. В каждой серии они не успевают, и евангельская история идет своим чередом. Вот эта логика мне понятна и близка. Подросток и неофит хочет совершить чудо – прилететь в Иерусалим с автоматом и бесконечной жизнью, перестрелять всю эту толпу и римских солдат, спасти Христа и… провалить всю Его Миссию.

http://pravmir.ru/pochemu-ya-ne-mogu-mol...

Разделы портала «Азбука веры» Почему делают земные поклоны в воскресенье, нарушая каноны? 2.20K 26.12.2023 Церковь Здравствуйте. Простите, но меня уже много лет подряд просто поедом есть вопрос, ответ на который я не могу получить ни от знакомых мне Православных священников, ни из Православных интернет сайтов. Вообще ни от кого не могу получить чёткого и обоснованного ответа. Помогите моему незнанию. Я Православный Христианин. И много лет, для меня много, потому-что до встречи с иеромонахом Феодосием, который вскоре был рукоположен в сан Архимандрита, я был “Сомневающимся”, а до сентября 1993-го года я был даже атеистом, благо Господь вразумил меня грешного. Но вопрос не в этом. Дело в том, что примерно двадцать лет, с того момента, как я осознал, что Иисус Христос есть единственный, кто спасёт всех обратившихся к нему, я как-то молился ко Господу, не регулярно, но всё же читал утренние и вечерние молитвы, редко, но всё же исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн, однако при этом не вникал в суть и смысл Православного Богослужения. В начале 2014 у меня ослучилась семейная драма. Я остался один. В этой ситуации я, в очередной раз, взвыл и как обычно делает большинство людей обратился ко Господу. Вскоре по милости Божьей я успокоился, жизнь как-то наладилась и с этого момента я всё старательнее, стал посещать местный храм, молиться о прощении, исповедоваться, причащаться и стараться не попасть на суд Божий по уши в дерьме. … Простите, но именно тогда, я начал читать о Истории Тела Христова-Церкви Православной, изучать Правила Богослужения, читать каноны, акафисты, жития Святых и в один момент прочитал о том, что некоторые правила Святых Вселенских Соборов просто запрещают в Воскресные и Праздничные дни свершать земные поклоны. В 20- правиле Первого Вселенского Собора сказано, что во всех Епархиях в Воскресные и Праздничные дни должны “стояще приносить молитвы”, в 90м правиле Шестого Вселенского Собора сказано: “От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.”

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-delajut-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иларион — значит «веселый» 7 мин., 27.12.2014 28 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, викария Московской епархии. Священномученик Иларион родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Алексея Троицкого и в Крещении был наречен Владимиром. По окончании Тульского Духовного училища и Духовной семинарии он поступил в 1906 году в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней сначала профессорским стипендиатом, а через год — исправляющим должность доцента по кафедре Священного Писания Нового Завета. В свободное от преподавания время он писал магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви», которую защитил в 1912 году. Профессор С. С. Глаголев так отзывался о ней: «Такие книги, как книга господина Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». А профессор М. Д. Муретов писал: «Если бы от меня зависело, я без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени». За это сочинение ему была присуждена премия митрополита Московского Макария. В 1913 году он был пострижен в монашество с именем Иларион. Он писал тогда родным: «Что я теперь духовный, это меня почти не удивляет: как будто так и следовало, — даже странным стал казаться прежний светский вид. К новому имени привык, хотя и мирское еще не забыто. А все же своих “мирских” друзей вспоминаю очень часто. Думается мне, что в отношении к ним и в монашестве я не имею повода перемениться. Интересно, конечно, как вы рассуждаете обо мне теперь: “Пропал человек неизвестно из-за чего”, “Что сделал с собой?” Эх, мир, мир! Я мир понял и примирился с ним, и очень жаль, что мир вовсе не хочет примириться с монашеством. А стоит только сознаться: “ведь не одна же форма жизни должна быть для всех”. Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый».

http://foma.ru/ilarion-znachit-veselyiy....

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010