Закрыть itemscope itemtype="" > Суворовский след 02.12.2014 232 Время на чтение 8 минут Поводов для написания этой статьи сразу несколько. Во-первых, фигура Александра Васильевича Суворова недавно стала предметом дискуссии в программе «Дело принципа». Во-вторых, в этом году исполняется ровно двести двадцать лет Польскому восстанию 1794 года и, соответственно, Суворовскому походу в Беларусь. Наконец, в-третьих, 24 ноября - День рождения великого полководца. В последнее время о Суворове, случается, рассказывают различные байки. Как правило, рождены они польскими и французскими публицистами еще в XVIII - XIX веках, но есть и отдельные «местные находки». Что же, попробуем в них разобраться. «Полководец никогда не участвовал в оборонительных войнах» Именно таким занимательным «открытием» поделился несколько лет назад в одной из своих многочисленных книг Владимир Орлов. Итак, небольшой урок истории для господина Орлова и Ко. Первой войной Александра Васильевича, стала Семилетняя. Россия вступила в этот вооруженный конфликт в сентябре 1756 года, после того, как Пруссия оккупировала Саксонию. Согласитесь, это уж никак не завоевательный поход. Обе русско-турецкие войны, в которых прославился великий полководец, и 1768-1774, и 1787-1791, были объявлены не Россией, а самой Османской империей. Причем речь не идет о какой-то формальности или же провокации. Каждый раз турки сознательно готовились к войне, желали ее, но победы Румянцева, Суворова и Ушакова рушили их надежды и умножали новыми землями Российскую империю. Успех русского оружия вселял надежду на освобождение армянам, сербам, грекам и болгарам, порабощенным османами. Участие Суворова в войне против Барской конфедерации в 1769 - 1772 годах стало следствием официальной просьбы о помощи короля Станислава-Августа Понятовского. Хотя, соглашусь, в данном конкретном случае вряд ли можно говорить об оборонительной войне. Наконец, знаменитые Итальянский и Швейцарский походы были предприняты без всяких претензий на завоевание каких-либо территорий. Вот дословная цитата из англо-русского договора, заключенного накануне войны: «Действительнейшими мерами положить предел успехам французского оружия и распространению правил анархических; принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие». Кстати, повсюду суворовских чудо-богатырей встречали как освободителей. А в Швейцарии имя генералиссимуса почитают до сих пор.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/3/suvorov...

Илл. 1. В выставочном зале 26 сентября 2014 г. 11:30 Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. Саввы СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива. До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее». Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей . Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами.

http://e-vestnik.ru/culture/belgradskiy_...

Москва, 12 января. Короткометражный фильм, посвященный церковной помощи мирным жителям Украины, подготовлен пресс-службой Синодального отдела по благотворительности при поддержке Дирекции документального кино Первого канала и Синодального информационного отдела, сообщает " Диакония.Ру " . Фильм доступен для просмотра на Уоитиве-канале Русской Православной Церкви и Синодального отдела по благотворительности, а также будет показан на телеканалах «Спас» и «Союз». С первых дней трагедии на Украине Церковь не только призывает все стороны к миру, но и оказывает действенную помощь пострадавшим от конфликта: Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – на территории Украины, Русская Православная Церковь Московского Патриархата – на территории России.  25 июня Патриарх Кирилл благословил во всех храмах Русской Православной Церкви неустанно совершать молитву о мире на украинской земле, а с 11 июля - начать сбор средств в помощь украинским беженцам. По благословению Святейшего Патриарха Церковь сделала акцент на помощи наиболее уязвимым категориям беженцев: инвалидам, многодетным, пожилым одиноким людям и детям беженцев.  С июля 2014 года в Москве начал работу Общецерковный штаб помощи беженцам, действовал телефон горячей линии церковной помощи. За время работы штаба и горячей линии за помощью Церкви только в Москве обратилось более 26 тысяч человек. В сентябре при храме всех святых в земле Российской просиявших в московском районе Новокосино был открыт комплексный центр помощи беженцам. Здесь вынужденным переселенцам выдавалась одежда и продукты питания,  покупались билеты и медикаменты, оплачивалось лечение и временное жилье. По всей России были открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов. Для координации этой работы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Межведомственная комиссия Русской Православной Церкви по организации помощи пострадавшим мирным жителям Украины. В январе 2015 года Патриарх встречался с детьми, приехавшими с Донбасса, на Рождественской елке в Кремле. Всем им были переданы подарки от Патриарха.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " на Святом озере. Храм на Святом озере Карта и ближайшие объекты Кирпичное здание бывшей насосной станции. Передано Русской Православной Церкви в 2004 году. Здание отреставрировано и перестроено. Малое освящение храма совершил 16 апреля 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Александр. 28 сентября 2014 года управляющий Восточным викариаством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил чин освящения крестов на куполах храма иконы Божией Матери " Живоносный источник " на берегу Святого озера. По преданию, когда-то на месте озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Вукол. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Вукол о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. По преданию, водами этого озера лечили свои раны воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы. На Косинское триозерье Петр I переносил свой флот из Измайловского пруда и Яузы, здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани. В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Сейчас на месте усадьбы возле храмового комплекса стоит трикотажная фабрика, а насосная станция на Святом озере переделана в церковь. Люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу... Озёра были предметом ряда исследований в области лимнологии. Много трудов по изучению Косинских озер хранятся в библиотеках Берлина, Хельсинки, Стокгольма. В профильных справочниках, изданных в Вашингтоне и Лондоне, имеются данные о Косинских озёрах.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Ни одного русского святого так не знают в мире, как батюшку Серафима 30 сентября 2014 В начале 2015 года на экраны выходит мультфильм о преподобном Серафиме Саровском. Презентация мультфильма состоялась на VI Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». О мультфильме «Правмиру» рассказал заместитель председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан. — Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, про мультфильм, как возникла мысль о его создании, как все начиналось. — Идея создания мультфильма о преподобном Серафиме Саровском принадлежит одноименному Фонду. Он был создан в апреле 2005 года, вскоре после проведения торжеств в честь 100-летия прославления преподобного Серафима. Торжества прошли в 2003 году, затем в 2004 году отмечалось 250-летие со дня рождения преподобного, а после этого, та группа людей, которая была вовлечена во все эти торжества — чиновники, бизнесмены, церковные власти и так далее, решили создать фонд, который бы занимался различными проектами, связанными с именем преподобного Серафима. На каком-то этапе возникла идея сделать миссионерский проект, чтобы о батюшке Серафиме узнали как можно больше людей вне Церкви, как сейчас говорят — «невоцерковленных». Ведь батюшка Серафим — самый известный и почитаемый русский святой во всем мире, даже не только в православных общинах. Ни одного русского святого так не знают в мире, как батюшку. Какое-то время мы размышляли, что это может быть: художественный фильм, документальный фильм или что-то другое? Если это фильм, то это может быть историческая реконструкция, например, но это очень обязывающая штука. С другой стороны, мы понимаем, что фильм, особенно исторический, который повествует о жизни преподобного Серафима, — нацелен на достаточно узкую, подготовленную аудиторию. Если это документальный фильм, то фильмов о Дивееве, Сарове и так достаточно много. Потом, если это фильм, то большая часть информации — визуальная, а в выразительных средствах есть определенные ограничения. В общем, от фильма мы очень быстро отказались и пришли к выводу, что лучше сделать мультфильм. В мультфильме изобразительные средства гораздо шире — мультфильм рисованный, созданный, это фантазия, миры и так далее, тем более если тематика — о святом.

http://old.sinfo-mp.ru/multfilm-serafim-...

Бодрствование легко потерять, и веру растоптать, если нет внутренней твердости, если нет мужества и способности сопротивляться и искушениям в личной жизни. 7 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 800-летия Владимирской епархии. По окончании Литургии в Успенском соборе г. Владимира Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств, собравшимся на городской площади, с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Евлогий! Уважаемая Светлана Юрьевна, губернатор Владимирской области! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Я сегодня с большой радостью вступил на древнюю Владимирскую землю. Не так много епархий пережили больше 500 лет своей истории. Владимирская епархия существует 800 лет. Это огромный срок, это юбилей, исполненный большого смысла. Достаточно представить, что произошло за эти 800 лет, чтобы понять, какова же сила нашей веры. Сдвигались государственные границы, враги пытались растоптать нашу землю, ее разрывали внутренние смуты, менялся политический строй, происходили глубинные перемены, в том числе такие, что предполагали полный отказ от нашего прошлого… Казалось бы, что может устоять в этой страшной мясорубке столетий, почти тысячи лет? Мы можем с уверенностью сказать: единственное, что сохранилось, — это наша вера. Иногда нам говорят: а почему нужно быть обязательно православным, какая разница, ведь можно быть кем-то еще? И мы отвечаем: это дело твоей совести, но если ты, рожденный в православной стране, от православных родителей, вдруг принимаешь решение не верить или верить иначе, то ты разрываешь связь веков, ты выпадаешь из великой традиции, которая силой духа пережила самые страшные исторические катаклизмы. Вот почему, когда возникают трудности в стране, так укрепляется вера людей. Я вспоминаю послевоенный Ленинград. На весь город, тогда двухмиллионный, — всего 15 храмов. Но какие тысячные толпы стояли вокруг каждого храма! Как вы сегодня собрались, так собирался в послевоенном Ленинграде народ на большие праздники вокруг каждого храма. Почему? А потому что войну пережили, потому что на собственном опыте испытали силу и значение веры для сохранения не только своей жизни, но и для сохранения страны, народа, его культуры, его духовного стержня.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-lyubov...

Волость (Меландово). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, построена в 1755-1759 гг., по грамоте архиепископа Варсонофия от 16 сентября 1755 г. Освящена местным священником Василием Таратиным во имя Живоначальной Троицы в 1759 г. Когда была построена 2-этажная Троицкая церковь, то за неимением средств к устройству в ней нового иконостаса в 1828 г. иконостас деревянной Троицкой церкви был перенесён на верхний этаж каменного храма, престол которого был освящён во имя Святой Троицы. Старая деревянная Троицкая церковь была закрыта. Так продолжалось до 1848 г., когда местный крестьянин Егор Маккиавеев за свой счёт отремонтировал эту церковь, устроил в ней приличный иконостас и снабдил её всей необходимой утварью. После этого церковь была освящена 29 января 1849 г. епископом Варлаамом во имя Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь в Меландово, последняя шатровая церковь на реке Емце - значительном притоке Северной Двины. Ансамбль Савинского погоста 17-18 вв. сгорел в 1970-е годы, Воскресенская церковь 1673 года в Сельце - в те же годы. Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца, а на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма. Меландовский приход. Современное местоположение: Холмогорский р-н, Архангельская обл. Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния.

http://sobory.ru/article/?object=11604

Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. 15 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Аронович, глава Еврейской автономной области! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и искренне радуюсь возможности вступить на землю Биробиджана с тем, чтобы увидеть вас и вместе с вами помолиться. Действительно, я придаю большое значение возрождению Дальнего Востока и как Патриарх обращаю особое внимание на возрождение церковной жизни, потому что Дальний Восток, как ни один регион нашей страны, пострадал в безбожное лихолетье. Все храмы были закрыты, священники репрессированы, даже памяти практически не оставалось, потому что уничтожались и внешние символы, напоминавшие о религиозной жизни, — спиливались поклонные кресты, разрушались храмы и часовни, — такая вот картина духовно выжженной земли… Постепенно, начиная с 90-х годов, Православие начало возрождаться. Не без трудностей, хотя Дальний Восток изобилует внутренним богатством. Край очень богат, но не все это богатство использовалось и используется должным образом, а потому и средств было немного — как на возрождение жизни людей, повышение их материального благополучия, так и на возрождение церковной жизни. Но, тем не менее, находились те, кто принимал участие в возрождении церковной жизни здесь, в Биробиджане, и Вы, владыка, упомянули одного из них, кто уже преставился ко Господу. Удивительным образом люди сплачивались, собирали средства, и Божии храмы стали восстанавливаться. Но вот что самое примечательное и самое удивительное. Казалось бы, уже несколько поколений людей родилось и прожило жизнь без всяких храмов и без всяких видимых знаков православной религиозности. Но как только стали строиться храмы, формироваться общины, они стали наполняться людьми, а это значит, что вера никогда не исчезала из сердец наших людей, и наши благочестивые бабушки, которые приносили в храм своих внуков и, нередко в тайне от партийных родителей, крестили их, сохранили веру.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-gospod...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Русской Церкви появился новый доктор богословия Им стал известный «церковный власовец», профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов 22.10.2014 2363 Время на чтение 3 минуты 9 октября после окончания Божественной литургии в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии состоялся ежегодный торжественный Акт учебного заведения. Традиционное событие в жизни духовных школ, важное, торжественное, но рутинное. Но в этом году на торжественном акте произошло далеко не рутинное событие. Как сообщил сайт академии, в ходе актового дня состоялось вручение диплома доктора богословия и докторского креста заведующему кафедрой церковно-исторических дисциплин, профессору протоиерею Георгию Митрофанову. Тому самому протоиерею Георгию Митрофанову, который снискал скандальную известность не только в Церкви, но и в обществе своей апологией коллаборациониста, предателя генерала Власова, который с гордостью себя называл «церковным власовцем». Оказывается, ученая степень отцу протоиерею была присуждена решением Церковного Совета Русской Православной Церкви от 4 сентября 2013 года. А ходатайствовал о присуждении степени Учебный комитет РПЦ, поскольку отец Георгий, оказывается, защитил диссертацию на тему: «Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века». Что ж тема диссертации вполне соответствует мировоззренческой позиции протоиерея Георгия, который давно позиционирует себя как матерого антисоветчика и, видимо, в докторском сочинении дал волю своему разоблачительному пафосу. Хотя, нельзя не заметить, что тема для богословской диссертации выбрана довольно странная. Для защиты диссертации по политологии или по истории русской философской мысли тема звучит вполне убедительно, но при чем тут богословие? Впрочем, будем надеяться, что найдутся ученые мужи, которые изучат диссертацию новоиспеченного доктора богословия и дадут ей солидную научную оценку, хотя бы постфактум.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/22/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Латышев - зауряд-врач Первой мировой 04.12.2014 1189 Время на чтение 3 минуты Наш земляк Михаил Андреевич Латышев (1891-1970) воевал на двух отечественных войнах, 1914 и 1941 годов. Его вклад в защиту Родины состоял в спасении раненых, которых армейский эскулап сотнями возвращал в строй. Между войнами был мирный труд в нижегородских клиниках. Автозаводцы, да и не только они, до сих пор вспоминают о Михаиле Андреевиче с любовью и благодарностью. Дочь доктора Латышева, Ирина Михайловна, бережно хранит в семейном альбоме набор фотографий - отголосков великой войны начала XX века. - Отец был фронтовым фотографом-любителем, - рассказывает моя собеседница , - и оставил большое количество негативов. Подлинники решили отдать в государственный архив кинофотодокументов, а взамен архивисты изготовили нам превосходные отпечатки. Вместе с другими семейными реликвиями фронтовые фото составили наглядную картину пребывания Михаила Латышева на австрийском фронте Первой мировой. Родился Михаил Андреевич в 1891 году в Костроме, в семье статского советника. Окончив губернскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. Но в сентябре 1914 года началась война и Михаила, тогда еще студента 4-го курса, зачислили в 16-й передовой отряд Российского Общества Красного Креста, действовавшего под высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны, матери царя Николая II. Сохранилось пожелтевшее от времени, с угловым типографским штампом и синей печатью, удостоверение за 365, датированное 13 сентября 1914 г. Подписано уполномоченным по формированию, генерал-лейтенантом (подпись неразборчива) и делопроизводителем-поручиком. Российское Общество Красного Креста возникло в 1867 году как национальное отделение Международного ОКК. Его целью была помощь раненым и больным на войне. Общество располагало сетью учреждений, в том числе общин сестер милосердия. В 1916 году в составе РОКК действовало множество перевязочных отрядов, перевязочно-питательных пунктов, военно-санитарных поездов для эвакуации раненых и больных, эвакуационных госпиталей и лазаретов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010