Еще относительно поста бывают разногласия. В некоторых случаях единственный постящийся в семье постоянно терпит негативные высказывания остальных по поводу его рациона, нередко с насмешками и уговорами «съесть котлетку». А постящиеся нередко упрекают тех, кто не постится. Причем, вовсе не обязательно делают это открыто – иногда достаточно косых взглядов, тяжелых вздохов и т.д. После определенной черты все это становится эмоциональным насилием. Вообще эмоциональное насилие может быть еще в виде открытой или скрытой обиды, оскорблений, угроз, манипуляций, шантажа. А еще абьюз может скрываться под маской заботы – такой вид психологического насилия называется гиперопекой. Гиперопекающее поведение в семье может быть у родителей – как подавляющий способ воспитания реальных детей или управления уже выросшими детьми, у супругов – как контроль всей жизни партнера, у детей по отношению к постаревшим родителям. В подобных отношениях особо остро проявляется одна из черт абьюза: жертва семейного насилия обычно сильно зависима от своего насильника – экономически, в бытовом плане, эмоционально. Привязанность жертвы к насильнику значительно ограничивает возможности выхода из абьюзивных отношений. Отец Дионисий: Я думаю, что все варианты и формы домашнего насилия вряд ли удастся перечислить и подробно рассмотреть. Эмоциональное насилие, пожалуй, наиболее распространено. Порой даже сложно провести грань – где насилие, а где просто манипуляция, настолько все переплетено и запутано. Вот, к примеру, в православной среде часто встречаются манипуляции с постом – один из супругов отказывает другому в супружеской близости, ссылаясь на пост. При этом истинные причины могут быть с постом вообще никак не связаны. Поэтому на манипулятора могут не действовать ссылки на Священное Писание или святых отцов, он преследует свои цели. Хотя доступней и очевидней рекомендации по этому вопросу, чем у апостола Павла сложно найти: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена – мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:2-5 ). Взаимное согласие, о котором говорил апостол, манипулятором никак не учитывается. А бывает, что один из супругов, проявляя излишнее радение во время воцерковления, начинает жестко ставить перед фактом невозможности супружеской близости во время поста другого супруга, который, если и начал воцерковляться, но пока совсем не готов к постным подвигам. А бывает, что второй супруг и вовсе не собирается воцерковляться, тогда ему совершенно непонятно, почему вдруг супружеская близость попадает под запрет на какое-то время. Все это провоцирует скандалы и может привести к серьезным психологическим проблемам в семье.

http://azbyka.ru/semya/domashnee-nasilie...

Одни ли мужья разрушают семейное счастье? Конечно, нет. И женам слово Божие дает заповедь, как они должны поступать в отношении мужей: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». О, если бы всякая жена приняла к сердцу эти слова Господа, не стало бы тогда в семьях частых ссор из-за сварливости жен, из-за нежелания их вести добрым порядком хозяйство, нетерпеливости их в материнских и супружеских болезнях, воспитании детей. Напротив, она могла бы внести мир в семью свою и сделать отрадною свою жизнь и трудовую жизнь мужа своего. Послушаем, как изображает добрую жену премудрый царь Соломон. Он был обманут и вовлечен в порок дурными женами, и он же заметил в женах то, чем они могут быть драгоценны для семьи и мужа. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее. Она воздает ему добротой, а не злом во все дни жизни своей; с охотою работает руками своими. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Она чувствует, что занятие ее хорошо и светильник ее не гаснет и ночью. Она простирает руку бедному и нуждающемуся. Не боится стужи семья ее, потому что тепло одета руками ее. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством и не ест хлеба праздности. Встают дети – и ублажают ее, муж – и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла их всех». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, всегда достойна хвалы». ( Притч. 31:10–30 ). Наряду с проявлениями грубых отношений в крестьянской семье, в средних и высших классах браки уничтожается все более и более распространяющимся возмутительным явлением, что мужчины одновременно с законной женой имеют побочных жен. Весьма печальное состояние нравов доходит до того, что развратники открыто появляются с наложницами в семьях, в местах общественных увеселений. Законные жены сидят дома с детьми, страдая сами и влияя своей разбитой душой на молодые сердца детей. Какое будет это влияние? Оно отравит в детях веру в добро, в жизнь, как разумное явление. Следствия могут быть поэтому неисчислимо вредны. В подобных случаях самое лучшее, если мать разумная и покорная Промыслу страдалица, а если она сама завяжет связи на стороне, увлечется погоней за весельем и обманчивыми блеском, дети вынесут из времени воспитания одно дурное. От ошибки или преступности одной семьи со временем образуется несколько таких семейств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В наши дни редко присутствует понимание того, что до свадьбы человек несёт ответственность большей частью за себя и, следовательно, может отдать духовнику большую степень своей свободы, тем самым переложить на него большую область ответственности. Вступая же в брак, люди берут на себя полноту ответственности друг за друга и за своих детей перед Богом, друг перед другом и перед близкими. Как только встаёт вопрос о семье (мы убеждены в этом), все решения должны быть приняты свободно и ответственно женихом и невестой или мужем и женой. Совет и некие пастырские наставления духовника в этой ситуации очень важны, но строить свою жизнь придётся именно мужу и жене со своими детьми, а не духовнику, у которого есть своя семья или монашеская община. Крайне вредна для семьи и для воспитания детей такая ситуация, когда супруги продолжают перекладывать на духовника ответственность за те жизненные вопросы, которые после свадьбы находятся только в их компетенции и подлежат только семейному решению. Духовник в данном случае может стать только советчиком и может войти лишь в ту область жизни семьи, которую эти люди свободно доверят ему как пастырю Христову. Актуален, следовательно, вопрос: какова степень влияния духовника на созидание семьи и на первые (а может быть, и не первые) шаги в семейной жизни? Как готовить молодых людей к церковной семейной жизни в тех современных социальных, общественных, идеологических и культурных условиях, в которых мы живём? И, наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских отношений. Вот мнение одного священника — участника интернет-дискуссии на форуме диакона Андрея Кураева: «Вооб­ще попытка жёсткой регламентации и схематизации супружеских отношений есть жалкая и вредная утопия, приводящая к тяжёлым последствиям в ряде случаев. Как это себе представляют сторонники “таблицы”, когда “можно” и когда “нельзя”? Муж говорит жене: Дорогая, сегодня понедельник, сегодня “мож­но”, и поэтому давай, без отговорок? Супружество есть тайна любви, а не механическое “совокупление”, как представляется некоторым ревнителям “графиков” и “постных дней”. Жена не колбаса и не мясо, которое “употребляют” в известные дни, а в иные воздерживаются. Муж и жена свободные личности, соединённые союзом любви, и никто не имеет права соваться к ним с советами в супружескую спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том числе, любую регламентацию и схематизацию (“график” на стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь перед Причастием и аскезы Великого поста (по силам и взаимному согласию). Я считаю совершенно неверным обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками (осо­бен­но монашествующими), так как наличие посредника (тре­тьего лица) между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо и до добра никогда не доводит».

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

Хорошо известен случай с декабристом Пестелем, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь». Господь может не подавать детей по неготовности мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей? Известны также такие семейные пары, в которых жены не могли родить детей, ходили по многим врачам, обивая пороги. При этом мужья их унижали, оскорбляли, укоряя невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствие эти мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А бывшие бесплодными женщины выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, что возможен развал семьи, иногда попускает, что в этой семье не рождается ребенок, потому что он уже с малого возраста останется сиротой. В следующий раз мы поговорим о той последовательности необходимых духовных действий, к которой может прибегать верующая супружеская пара для того, чтобы в ее семье родился ребенок. Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

http://azbyka.ru/zdorovie/besplodie

Люди, которые вступают в эти отношения без мысли о ребенке, без мысли об ответственности, о трудности его воспитания - они выхолащивают как бы себя, они убивают свою душу в каком-то смысле, свою душу делают себялюбивой, сластолюбивой. Они совершают грех, грех очень тяжелый. Детей в браке должно быть столько, сколько Бог даст. В жизни всегда так: радость всегда сопутствует какому-то страданию. Какое-то страдание всегда связано с какой-то радостью. Соединено это в жизни. И здесь, в этих отношениях супружеских, в которых есть некая скорбь - об этом пишет апостол Павел - он говорит, что он желал бы, чтобы девушки не выходили замуж, потому что в браке есть некая " скорбь по плоти " . Это, может быть, тяжесть вынашивания детей, рождения детей, может быть, трудности в супружеских отношениях сами по себе, там тоже могут быть какие-то сложности. Но все-таки скорбь какая-то присутствует. Стараться таким образом избежать рождения детей, вынашивания детей, еще чего-нибудь такого - это конечно есть очень тяжелый, нехороший грех. Я таким людям даже не разрешаю причащаться. Я не могу таких людей причащать, не могу их исповедовать. Если каждый год в семье рождается ребенок, то каждый год в ней появляется ангельское существо. Каждый год появляется новая радость. И дети - они же все разные. Это просто удивительно. Каждый новые ребенок - такой, какого не было никогда на свете. Это новая совершенно личность, новая Вселенная, новый участник вечной радости Божественной. И лишить себя этого - это грех. Лишить человека возможности родиться через эти отношения - это тоже конечно же грех. Это грех, который искажает семейные отношения. Семья, в которой муж и жена препятствуют рождению детей - это не семья, а какое-то блудное сожительство, я бы так даже сказал. Они скажут: " Вот, у нас уже есть дети " . Когда-то была семья, а сейчас они вступили на какой-то другой путь жизни. Этим искажаются отношения, искажаются отношения с Богом. Потому что есть Божие повеление: " Плодитесь и размножайтесь " , так Бог сказал в Библии Адаму и Еве, когда они были поселены на этой земле.

http://pravoslavie.ru/57899.html

К каким драматичным последствиям могут привести, казалось бы, совсем незначительные отклонения в традиционном образе отца? На что стоит обращать повышенное внимание жене, а чем можно пренебречь? Должен ли ребенок бояться отца? Должен ли отец играть с ребенком? В прежней семье ответы на эти вопросы казались очевидными. А теперь? Во все времена образ отца был неотделим от какой-нибудь профессии. Даже на заре человечества в наскальных рисунках мужчины изображались в той или иной профессиональной роли: охотников, рыболовов, шаманов, воинов. Воспитание во многом опирается на систему правил, которые дают ребенку возможность понять разницу между дозволенным и запрещенным и которые надо выполнять. Вполне понятно, что для нормального развития ребенка в семье необходима атмосфера дисциплины. Как поддержать такую атмосферу в семье без наказания? И что такое наказание с Вашей точки зрения? Если рассматривать наказание с точки зрения славянского языка, то слово это означает: сказ, указ, наказ, то есть некую передачу информации. Что в бытующих представлениях о таланте является правильным? Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом? Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности? На эти вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов. Отец Валериан, наш сегодняшний разговор пойдет о раскрытии талантов в ребенке. Талант нечто чрезвычайно важное, и этой проблеме неспроста уделяется в нашем обществе столь много внимания. Хорошо бы знать: что в бытующих представлениях о таланте является правильным. Сказка Ирины Рогалёвой. Жило-было семейство Выгод: папа, мама, бабушка и дочка - симпатичная голубоглазая девочка с темными, всегда аккуратно заплетенными косичками. Жили они дружно, больше того, понимали друг друга с полуслова. К примеру, придет папа с работы и говорит: «у меня сегодня был хороший день», и вся семья понимает, что он получил какую-то выгоду. Или мама придет из магазина и скажет: «а что я вам сейчас покажу!», Диакон Андрей Кураев, из сборника Неамериканский миссионер. То, что я собираюсь сделать, относится к разряду не самых благодарных занятий. Перелагать поэзию в прозу и рассуждать о том, что хотел сказать художник этим образом, дело слишком школьное. Но именно особенности нашего школьного воспитания и понуждают меня взяться за толкование сказок Клайва Стейплз Льюиса из цикла Хроники Нарнии, вышедших уже несколькими изданиями. Сам Клайв Стейплз Льюис (как и его соотечественники и современники Честертон и Толкиен) писал для людей, которые имели возможность изучать Закон Божий в школе.

http://zavet.ru/deti/

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил форум «Гармония в семье — созидание в обществе» 18 февраля 2023 г. 09:43 16 февраля 2023 года в Минске проходил форум «Гармония в семье — созидание в обществе», который объединил молодые семьи, а также супружеские пары, прожившие в браке более 50 лет. На встречу был приглашен Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Выступая перед участниками форума, Его Высокопреосвященство отметил, что семья основывается на традициях, в основе которых лежит любовь. Меняются обстоятельства жизни, но духовная суть семьи остается неизменной.  Это внутреннее глубокое чувство, которое помогает преодолевать испытания, создает гармонию в семье, мир, взаимопонимание. Это дар, который наполняет жизнь радостью. Когда в кругу семьи получены хорошие задатки — способность любить, понимать, уважать, ценить — это распространяется на окружающих и приносит добрые плоды.  «Древняя пословица гласит, что с милым и в шалаше рай. Если внутренний мир в семье, гармония, понимание супругов, понимание родителей и детей сохраняется и бережется, то тогда вне зависимости от многих моментов внешних внутренняя радость общения в любви и согласии восполняет недостающее в материальном», — отметил архипастырь. Встреча прошла в теплой семейной обстановке за чаепитием. Пары с солидным стажем делились опытом с молодыми. Супруги, которые обменялись обручальными кольцами не так давно, рассуждали о романтике в отношениях, воспитании детей. Встреча супружеских пар разных возрастов была организована в рамках столичного проекта «Мир созидаем вместе», инициированного главным управлением идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома. Идея реализации проекта возникла во время проведения общереспубликанской акции «От всей души». Неравнодушные молодые люди, участвовавшие в акции, посещали ветеранов труда и войны, пожилых людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Несмотря на разницу в возрасте, такие встречи проходили всегда душевно — молодежь с интересом слушала рассказы умудренных жизненным опытом пожилых минчан. Именно поэтому общение молодежи и старшего поколения было решено продолжить в разных форматах. Для Минска такие встречи, как планируется, станут традиционными.  Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Таким образом, облегчение развода, нимало не влияя на устранение причин, вызывающих семейные несчастья, нисколько не может, поэтому, вести и к улучшению супружеских отношений, но скорее может сделать эти отношения еще более ненормальными. Правда, при свободе развода жена, страдающая от тех или других пороков мужа, может освободиться от этих страданий – расторгнув свой брак с ним, но это уже не будет значить, что облегчение развода может влиять на улучшение именно супружеских отношений, а в этом у нас собственно и состоит вопрос. Притом, если бы развод, при указанном условии, и давал выход из тяжелого положения в браке для одной женщины, то разве в тоже время он не давал бы возможности мучителю-мужу, после расторжения брака с одною женою, найти себе новую жертву в браке с другой женщиной, а там, быть может, и с третьей. Зло, таким образом, не уменьшилось бы, а увеличилось бы. Если, далее, мы подумаем об участи детей, какая могла бы ожидать их при свободе разводов и при соединяющейся с этой свободой непрочности семейных уз, то должны будем назвать эту участь по истине печальною. Несомненно, что при свободе расторжения брака, при проистекающей отсюда возможности каждому мужчине и каждой женщине легко переходить от одного супружеского союза к другому не могло бы существовать настоящего правильного семейного воспитания; заботы об этом деле вообще по необходимости должны бы отодвинуться на самый последний план, потому что сама непрочность положения супругов в браке тогда вынуждала бы их стоять главным образом на страже своих собственных личных интересов. Ненормального отношения к детям и неестественного положения их в семье, при свободе разводов, нужно ожидать еще более потому, что тогда семейные союзы очень нередко должны бы были соединять в себе детей от разных отцов и разных матерей, а при этом условии для многих детей неизбежно создавалась бы самая тяжелая, несчастная судьба...; не говорим уже о том, что при широкой свободе разводов массы детей, может быть, и совсем были бы лишены семейного крова. Но этого мало: при свободе развода самым естественным образом мог бы установиться взгляд на детей, как только на излишнюю обузу, как только на помеху для родителей, при изменившихся обстоятельствах супружеской жизни, легче и удобнее устроить свое положение. Ведь супруги, имеющие детей, после расторжения одного брака не так легко и удобно могли бы устроить свое положение в новом супружестве, и не могло ли бы это побуждать некоторых искать средств как-нибудь освободится от этой обузы? Не могло ли бы это вести к развитию таких преступлений, как детоубийство, вытравление плода и т. п.? К сожалению, все это имеет за себя большую вероятность. Итак, свобода развода не только не могла бы вести к уменьшению безнравственности в обществе, но увеличивала бы её; поэтому в законах в пользу развода по отношению к нравственному состоянию общества открывался бы, как замечает Гаманн, один разрушительный дух времени. 358

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

С уважением, Представление о том, что смысл жизни в детях, — это ложный путь, представляющий собой искажение иерархии христианских ценностей, замещение Бога Его творением. Почитайте об этом: Смысл жизни: один верный и 7 ложных К тому же стоит учесть, что дети могут дополнять жизнь супружеской пары, но суть брака, в первую очередь, в супружеской любви. И если дети в семье при этом будут воспитаны не христианами, то они могут не только не спасти родителей чадородием, но и погубить, если именно родители будут ответственны за их злонравие. Установка, что отсутствие детей лишает семью смысла, всего лишь общественный стереотип. Увы, но многие люди живут в плену этого стереотипа. И, к сожалению, чувство такта есть не у всех. Люди легко говорят вещи, способные ранить других. И это в любой сфере есть – женился/не женился, родил детей или нет, устроился на хорошую работу или грузчиком подрабатывает, здоров или болен. Нужно принять как данность, что со стороны людей время от времени вы будете встречать бестактность или даже жестокость. Это еще одно испытание вам – вашему человеколюбию, умению не обидеться, простить. А главное – все это испытание вашей веры. Не отвернетесь ли вы от Бога. Сумеете ли принять Божий Промысл безропотно, не отчаиваясь. Ведь смысл жизни – он не в детях, а в Том, кто в вечности. Господь все оборачивает нам во благо именно в перспективе жизни вечной. И то, что у вас нет детей, в этом смысле мало что значит – важно ваше отношение к данному. Если сложилось так – принять это, смириться. Дарить нежность и любовь друг другу. Вы ведь полюбили друг друга до того, как узнали, что у вас не получится детей? То есть любили, независимо от наличия детей? Постарайтесь помнить это чувство, ощущать ту полноценность жизни, которая была до этого осознания невозможности. Ведь кроме этого осознания мало что изменилось по сути. А еще у вас может быть больше возможностей помочь тем, на кого не хватает силы и времени семьям с детьми. Не растрачивайте свои душевные силы на переживания – влейте все их в любовь к ближним.

http://azbyka.ru/vopros/net-detej-zhizn-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010