Патриаршее приветствие участникам церковно-общественного форума Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» 14 мая 2008 г. 11:00 В Ставрополе проходит церковно-общественный форум Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам и участникам форума. Участникам церковно-общественного форума Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в эти дни в городе Ставрополе для того, чтобы обсудить весьма актуальную тему — современное состояние института семьи в России и выработать практические шаги по ее укреплению. Отрадно отметить, что последние годы ознаменованы переменами к лучшему в жизни нашего народа и страны, однако многое еще предстоит нам сделать, дабы укрепить семью, являющуюся основой всякого государства. Поистине, гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та благоприятная среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Одной из главных причин, вызывающих распад семьи, является духовное неблагополучие. Мы с сожалением констатируем, что растет количество супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту эгоистично отвергают благословенный дар чадородия и такие, казалось бы, бесспорные истины, как забота о воспитании потомства. Вспомним историю: Россия переживала и более трудные в экономическом отношении времена. Но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и, несмотря на трудности, имели много детей и ответственно подходили к их воспитанию. Сегодня приоритетными областями церковно-государственного сотрудничества должно быть нравственное воспитание личности, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, культом насилия и разврата, другими социальными пороками.

http://patriarchia.ru/db/text/406818.htm...

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»… — Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка. — Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка… — Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, Вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

http://azbyka.ru/deti/bezdetnost-nakazan...

И еще пара цитат из материала «Расстройства сексуальных предпочтений (парафилии) у детей и подростков» с профессионального медицинского ресурса: «Подростки, направляемые на консультацию, как правило, характеризуются бедностью контактов, тормозимостью и выраженными трудностями при гетеросексуальных контактах. Они кажутся робкими и стыдливыми, нередко считают себя физически неполноценными и вообще отличаются заниженной самооценкой, часто отстают в психосексуальном созревании, воспитываются в семьях, в которых не принято обсуждать вопросы сексуальности или имеются негативные установки в этом плане». «В более широком смысле терапия должна быть направлена на личностное развитие подростка — на устранение обычно резко выраженного чувства собственной неполноценности, трудностей в контактах, проблем с самооценкой. Наконец, необходимо улучшить социальную ситуацию подростка, особенно его контакты со сверстницами; этого можно добиться, например, с помощью тренинга уверенности в себе, а также путем поощрения и поддержки подростка в соответствующих лечебных группах». По одним только Вашим словам, без обследования девочки и личного контакта с ней, трудно сказать, в чем именно причины ее фантазий. Но сначала есть смысл предположить самый распространенный вариант: неуверенность в себе, заниженная самооценка, «заблокированная» или даже негативно табуированная в семье тема сексуальности. И все это на фоне формирования собственной сексуальности и сравнения ее с сексуальностью сверстников. В результате – извращенный способ компенсировать свое ощущение неполноценности своего рода «крутизной» фантазий. Нужно понимать, что в ряде подростковых групп тема сексуальности весьма популярна, причем доступ к разнообразной информации о сексе и различных извращениях у них весьма прост , благодаря интернету. И эта тема часто становится пространством для самоутверждения. Совершение запретного в любой сфере – вообще типичный способ подросткового самоутверждения. Вдобавок, в православных семьях порой стараются заложить правильный образ жизни, неразумно игнорируя знание о темных сторонах жизни. И тогда вместо формирования здорового отношения к теме секса (то есть супружеской близости) формируется абсолютно запретная зона с негативными ярлыками: «похоть», «грех» и т. д. в отношении любых проявлений сексуальности, а не только блудных, вплоть до отрицания сексуальности вообще. Но чем ярче табуирование, тем сильнее иногда прорывается интерес и увлеченность подростков, и тем больше вероятность их погружения в нездоровую сексуальность.

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-po...

Архипастырь рассказал, какие направления работы осуществляет Нижегородская епархия в социальной сфере. В рамках противоабортной деятельности благодаря Центру помощи семье и детям «Быть мамой» удалось сохранить жизни 90 еще не родившимся младенцам. Дали свои результаты и проводящиеся на базе женских консультаций беседы с теми, кто решил прервать беременность: 70 из 300 женщин изменили свое решение. Управляющий Нижегородской епархией также отметил отрицательное влияние, особенно на молодое поколение, информационного поля, в котором показываются примеры, негативно сказывающиеся на представлениях о семейных ценностях. По мнению главы митрополии, причиной кризиса является отсутствие должного духовного воспитания со стороны родителей и педагогов в средней и высшей школах, которые не смогли привить молодым людям понимание важности супружеской жизни, деторождения. В своем докладе депутат Законодательного собрания Наталья Засыпкина отметила, что в первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в регионе родилось на 224 ребенка больше, уменьшился показатель младенческой смертности. Сейчас в Нижегородской области проживают 17 780 многодетных семей. Депутат отметила, что необходимо менять общественное мнение в отношении абортов, а также высказала предложения по улучшению демографической ситуации, в том числе, с помощью некоторых ограничений на прерывание беременности. Обсуждением «вопросов национальной безопасности» назвала эту встречу в своем выступлении уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Надежда Отделкина. Она рассказала о социальных программах, направленных на сохранение семьи, которые действуют в регионе. По итогам встречи собравшиеся решили инициировать создание рабочей группы по вопросам демографии на базе комитета регионального парламента по социальным вопросам, а также предложить обсуждение проблем демографии членам молодежного парламента при Законодательном собрании. В заключение митрополиту Георгию вручили благодарственное письмо и памятный подарок от Законодательного собрания Нижегородской области.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Наказание или Промысл? — Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»… — Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка. — Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка… — Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, Вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

http://foma.ru/bezdetnost-nakazanie-ili-...

С приветственным словом к присутствующим обратился руководитель аппарата Общественной палаты Тюменской области А. Ю. Юрьев. Он отметил значимость деятельности ЦЗМ «Покров», необходимость приобщения школьников к традиционным духовно-нравственным ценностям, воспитания патриотизма, гражданственности, ответственного отношения к семье. Юрий Юрьевич пожелал «Покрову» дальнейшей работы на ниве просвещения молодого поколения, и «она обязательно принесет должные плоды», – подчеркнул он, заканчивая свою речь. Традиционные ценности и возможности их актуализации в современном мире Далее началось слушания докладов, которые были подготовлены специально для данного юбилейного мероприятия. ЦЗМ «Покров» – ключевой партнер департамента соцразвития А.С. Захарова, начальник отдела по работе с семьей и детьми и профилактике семейного неблагополучия Департамента социального развития Тюменской области выступила с очень содержательным докладом на тему «Социальное партнерство Департамента социального развития Тюменской области и Центра защиты материнства «Покров». Анастасия Степановна отметила, что ЦЗМ «Покров» – это ключевой партнёр департамента, так как организация занимается важнейшими вопросами, от которых во многом зависит благополучие нашего общества. Докладчик представила свою замечательную презентацию, в которой наглядно было показано, как развивалось сотрудничество департамента и ЦЗМ «Покров», начиная с 2012 года и каковы результаты этой совместной работы. Было подчеркнуто, что сотрудничество с «Покровом» – яркий пример того, как могут продуктивно работать органы исполнительной власти совместно с общественной организацией. Докладчик рассказала об участии «Покрова в национальном проекте «Демография» , о проектах департамента, касающихся поддержки беременных и материнства, оказания психологической помощи супружеским парам, находящимся на грани разводного процесса. Докладчик отметила, что Центр «Покров» является активным участников программы департамента по формированию семейных ценностей среди детей и подростков.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/cohran...

Святость и чистота в добрачных отношениях имеют огромное значение для устроения счастливой и благополучной жизни человека, а значит и всего общества. Рождение и воспитание детей является важной частью жизни в супружестве. Церкви должны способствовать просвещению родителей в вопросах воспитания детей, при необходимости оказывать семьям пастырскую помощь. Работа с молодежью должна обязательно включать наставление в семейных ценностях — супружеской верности, уважении между супругами, а также между родителями и детьми, целомудрии и ответственности, готовности и умении мирно разрешать конфликты в семье и недопустимости абортов. Призыв к здоровому образу жизни, недопущение употребления алкоголя и наркотических средств, – все это основания для строительства крепкой и здоровой семьи. Современные медицинские технологии занимают важное место в поддержании здоровья семьи. Медицина достигла многих впечатляющих успехов, и мы приветствуем усилия ученых, направленные на то, чтобы как можно большее число супружеских пар могли иметь здоровых детей. Но христиане также призывают защищать священный дар жизни и достоинство человека, чтобы использование репродуктивных технологий не приводило к уничтожению человеческих эмбрионов. Христианство смотрит на аборт как на убийство, и мы выступаем за сохранение жизни зачатых младенцев. Но не только возросшее число абортов вызывает нашу общую озабоченность. Серьезным вызовом обществу стали отказ родителей от своих детей и нежелание детей оставаться со своими родителями. Мы считаем важным создание системы поддержки семей, консультирование родителей о воспитании детей и оказание помощи общества и государства семьям, находящимся в кризисной ситуации. В то же время христиане должны сами являть пример здоровых отношений между родителями и детьми в своих семьях. Мы констатируем, что проблемы семьи и брака находят отражение в политике государств СНГ и Балтии. Так, в России правительство выделяет значимые финансовые средства в виде материнского капитала, поддерживает из государственного бюджета строительство медицинских центров сопровождения беременности и родов. Мы высоко ценим введение Дня семьи, любви и верности в календарь праздников России. Система поддержки семьи должна получить дальнейшее развитие и на местном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/1063008.ht...

В психологии есть такое понятие – «симптоматический член семьи». Это член семьи, на котором очевидно проявляются скрытые проблемы семьи. И это всегда ребенок. Например, если папа изменяет маме, то, даже не смотря на то, что о грехе папы никто в семье не знает, дети начинают болеть или портится их поведение. Ребенка порой тащат к психологу, но, естественно, без результата – ведь корень проблемы не в нем. Каков механизм этого явления, объясняют по-разному, но факт остается фактом: никакое зло, происходящее в семье, даже скрытое, не проходит безболезненно для детей. И любовь к детям не достигает своей полноты без любви между супругами. Разумеется, без настоящей любви, христианской и принимающей, а не любви-страсти или зависимости. По моему опыту, этот фактор даже важнее, чем фактор собственно общения родителей с детьми. Если между мамой и папой мир и лад, но при этом они допускают какие-то небольшие педагогические ошибки, это куда лучше для ребенка, чем родители – идеальные педагоги, но с «неладами» между собой. Обращали ли вы внимание, как маленькие дети смотрят на обнимающихся маму и папу? Какое при этом огромное счастье в их глазах! Поэтому главный призыв этой статьи к родителям – ценить свою жизнь, здоровье и супружеские отношения не просто как свое личное благо, но как ничем не заменимое благо для своих детей. Разумеется, речь не только о внешней форме супружеских отношений, но в первую очередь об их сути. Если второй супруг – алкоголик или насильник, такие отношения – не пример христианской любви между родителями. А если семьи уже нет? И тут возникает закономерный вопрос, а что делать, если семья уже неизлечимо больна, либо распалась, либо один из супругов умер? Как сделать ребенка счастливым в этом случае? Это одно из самых частых обращений православных клиентов к психологу. Как же нам выиграть олимпиаду по бегу после ампутации одной ноги? Очень жалко, но нам не удастся ее выиграть. В этом – суровая правда жизни. Если семья не полная или мир между родителями недостижим, ребенок не будет таким же счастливым, душевно здоровым, как ребенок в идеальной полной семье.

http://azbyka.ru/deti/uslovie-detskogo-s...

Возьмем, например, карточную игру. «Грех ли играть в карты?» – спрашивают иногда. Грех ли?.. А для кого и когда изобретены карты? Для сумасшедшего короля Карла VI в XV веке. Зачем? Затем, чтобы его голову, не способную ни к чему умному, но задумчивую, развлечь сколько-нибудь, чтобы и без того праздную жизнь короля рассеять также праздною и легкою забавою. Значит, карточная игра назначалась для сумасшедших и празднолюбцев? Неужели у серьезного человека, всецело преданного обязанностям служебным, семейным или науке, может оставаться праздное, лишнее время, не нужное для отдыха души и тела? Какая же цель современной карточной игры? Не простое только препровождение времени, но и приобретение, выигрыш какой-нибудь суммы. И вот, к примеру, из-за этих побуждений муж и жена оставляют свою, нередко малолетнюю семью на целую ночь на руки наемных лиц; сами стремятся в дом игры; проводят целую ночь насквозь в ущерб родительским обязанностям, во вред своему здоровью. Превращая ночь в день, а день в ночь, они не имеют и времени хорошенько заняться воспитанием детей; играют, проигрывают; после проигрыша возвращаются домой не в духе от потраченных денег: брюзгливыми, недовольными, все, кроме себя, осуждающими и обвиняющими. Иногда из-за карточной игры входят люди в долги неоплатные и от того обременяются лишними заботами и неприятностями. Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное здоровье, сокращается жизнь человека, умаляются его дни вследствие противоестественного употребления времени; погибают иногда и все жизненное состояние, и взаимные супружеские любовь и уважение; забываются обязанности более высшие по отношению к семье, к службе, к ближним, нуждающимся в нашей помощи, в совете, в нашем времени. Для них при карточной игре, при бессонных ночах, у людей играющих не достает ни времени, ни денег, ни усердия. Среди карточной игры устраняется, подавляется общеполезный разговор, обмен добрыми мыслями; целое собрание, в разных местах развлекающееся картами, погружается в печальное молчание, недостойное мыслящих и развитых людей. Наконец, занятие картами есть прихоть, излишество, а не необходимость. Скажите же после сего, грех ли играть в карты?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Из-за своей склонности ко греху, из-за ленивого нежелания познать Богом установленные законы в отношениях семьи и брака, чадородия и воспитания, обыватели сами кочегарят гигантский локомотив порноиндустрии, бросая в его топку свои души, судьбы и элементарное телесное здоровье. Поэтому столь важен в наше время пример того же американского «Розового креста» и его основательницы, которая достаточно преуспела в своём противоборстве со зловонным «духом мира сего». Только по официальным данным Фонд Лаббен вырвал из темницы порнокино около 300-т падших девушек, женщин и мужчин. Задумаемся, 300 человеческих душ, которые стали критически относится к своим прошлым «преступлениям плоти»! Результат, говорящий о многом. (Фото Ольги Бойко) И для нас, живущих на постсоветских просторах - для тех, кто не даёт промыть себе мозги безбрежной секс-пропаганде - этот факт может (и должен) стать серьёзной путеводной звездой. Переживая за будущее собственных детей, борясь с бесами похоти путём поста и молитвы, испрашивая у Бога сил и мудрой отваги, мы должны выстраивать свой русскоязычный фронт контрпропаганды этой «генитальной чуме». Например, чаще говорить о том, что у наших благочестивых предков являлось краеугольным камнем в построении крепкой семьи; конкретно указывая на то, что это была хрестоматийная чистота плоти жениха и невесты перед их вступлением в брак. Своим сыновьям и дочерям нужно тактично давать понять - как сакрально, непостижимо радостно входить в интимную сферу человеческих отношений через целомудренное телесное отношение друг к другу, освящённое Церковью. Сколько неведомой [развратному уму] нежности изливается в такие мгновения от мужа к жене, от жены - к мужу. То есть той заботливой приветливой ласки, которой никогда не сможет заменить никакой даже самый изворотливый «технический опыт». Людям и невдомёк, сколь непостижимой, поступательно волнительной и радостной становится супружеская жизнь, когда парень и девушка, мужчина и женщина вступают в интимную сферу своих отношений «с чистого листа». В подобные моменты законного сближения им открывается нечто такое , что никогда не будет подвластно человеческим существам, живущим в пороках. Ибо телесное сближение двух девственных личностей разного пола - это явление иного, куда более возвышенного, чувственного состояния. А именно - состояния неповторимого таинства, которое допускает до себя только тех Божиих созданий, которые осознанно взяли на себя нелёгкий подвиг богоцентричного отношения к семье и к соучастию в зарождении новой жизни, невзирая на многоликие ядовитые соблазны окружающего и провоцирующего их мира.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/13/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010