Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке Когда семья в опасности. Интервью со священником Павлом Гумеровым Священник Павел Гумеров В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Интервью со священником Павлом Гумеровым. Отец Павел говорит, что среди вопросов, задаваемых прихожанами, преобладают вопросы о супружеской жизни и взаимоотношениях с детьми. Именно семейные проблемы стоят у людей на первом месте. — Как вы считаете, отец Павел, возможен ли брак, семейная жизнь без конфликтов? — Вообще говоря, конфликты в семейной жизни — вещь неизбежная, ведь это не обязательно какое-нибудь выяснение отношений с битьем посуды и т.п. Это — прежде всего несовпадение мнений, неудача в общении, когда люди не смогли прийти к согласию. В период становления новой супружеской жизни это случается чаще всего. Почему? Потому что новую семью создают люди, по-разному воспитанные, имеющие свои, подчас уже устоявшиеся привычки, характеры и очень разные представления о том, какой должна быть семья… Каждый из них начинает испытывать некоторый стресс, — ему теперь нужно жить не только своей жизнью, но и жизнью другого человека, ему самого близкого, его половинки. В Священном Писании про супругов сказано: «…и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ) — слова, которые действительно нужно понимать как то, что нам необходимо прийти к единодушию, едина душа — это и есть единодушие, к взаимодействию и взаимопониманию в самых разных вопросах. Нужно всячески избегать конфликта и предупреждать его. Но я не видел таких семей, в которых их не было бы совсем… — Почему-то жених и невеста практически никогда не конфликтуют, у них почти идеальные отношения, но вдруг после женитьбы любовь и счастье разбиваются о простые бытовые вещи… — Знаете, тут есть момент романтизации отношений, влюбленности. Ясно, что трепетные, романтические отношения в период ухаживания — и в реальной жизни, и в литературных произведениях — это всегда период возвышенных чувств, когда человек летает, как на крыльях, когда он действительно забывает обо всем на свете.

http://azbyka.ru/semya/kogda-semja-v-opa...

Ведь роды – момент истины, выявляющий подлинную природу отношений. Это своеобразная проверка на глубину и качество отношений. Если в ваших с мужем отношениях присутствует нота «товарищества и братства», если вы готовы вместе «идти в разведку», то и на роды можно вместе. А вот если вы хотите, чтобы он был с вами в воспитательных целях, чтобы понимал, откуда дети берутся, и какой ценой все это женщине дается, то это неправильный аргумент. Что видят глаза мужчины во время родов: Мужчина может видеть страх и боль женщины. Но естественная или искусственная анестезия, под воздействием которой находится женщина во время родов на него не действуют. Он становится участником родовой боли без всякого обезболивания. И далеко не каждый мужчина к этому готов. Что же может помочь паре подготовиться к эффективным совместным родам? Мужское или не мужское это дело: Родовая палата – не театральные подмостки, тут нет места для игры. Правда о ваших отношениях, ваши страхи и нежелания не должны вылезти в момент родов. Признаться, что вы не готовы вместе рожать – это совсем не поражение, и не диагноз для семьи. Мужчины, в силу ряда причин не желающие присутствовать на родах, считающие это сугубо женским делом – могут быть прекрасными нежными, любящими, включенными в воспитание отцами и очень надежными мужьями. Делая свой выбор, вы должны четко представлять себе все факторы риска, имеющие отношения к вашей паре. Семьи, которым лучше воздержаться от совместных родов: Группа риска Поговорим, прежде всего, о тех отцах, чье присутствие на родах однозначно нежелательно. Оговорюсь, что дело окончательного выбора, прежде всего, за вами и вашим мужем, и никто не должен навязывать свою волю супружеской паре. Но и не учитывать соображения и наблюдения специалистов и просто родителей, которые копились годами, просто неразумно. Семьи с ненадежными отношениями: Если же отношения в семье проблематичны и в беременность эти проблемы не разрешились, а усугубились – это повод усомниться в правильности решения о присутствии отца на родах.

http://pravmir.ru/muzhchina-i-rody-muzhc...

- Конечно же, неправильно говорить открыто о своем личном девстве. Это нескромно, и это уже есть некое нарушение девства, потому что хвастливая девственница, которая не впала в соединение с духом прелюбодеяния, сроднилась с бесом тщеславия. Нужно говорить о целомудрии и чистоте общества, о необходимости воспитания девушек целомудренными не только в семье, но и в школе, и в СМИ. Нужно всюду сеять семена целомудрия. Кто скудно сеет, скудно пожнёт. Не только можно, но и нужно проповедовать в открытом общественном пространстве целомудрие и святость венчанного брака всеми возможными способами, в том числе в форме таких праздников, как, например, праздник Девства, который прошел в Геленджике в конце сентября (см.http://devstvo.ru/). И в браке, и в монашестве нужно хранить чистоту, девство, целомудрие. Раньше обрученные жених и невеста годами жили в ожидании венчания. В это время формировались некие неплотские основы любви. Во время венчания существовал чин снятия венцов, когда первые семь дней они ходили в церкви в венцах, учились духом быть вместе с Богом, а в супружеские отношения не вступали. Брак был основан на фундаменте духовной любви, не на удовлетворении желаний, а на воздержании от своего «хочу/не хочу». Когда у них была сформирована духовная способность, тогда им давалась свобода и все остальные отношения как меньшие источники радости. Естественно, когда потом возникали какие-то греховные желания, они их побеждали. Жена не была идолом, но любили ее до смерти. Бабушка, которая не может сдерживать свои желания, балует своих внуков, а если умеет сдерживать свои желания, то воспитывает внуков. Как дитя – это не игрушка для сюсюканий, так и жена – не игрушка для баловства. Некая таинственная непостижимость женской души нуждается в помощи, в опоре. К сожалению, современные мужья делают своих жен несчастными, превращая их в каких-то идолов.      - Как правильно вести себя, когда дорогие для тебя люди впадают в грех, а ты боишься сделать им замечание из-за возможного разрыва с ними?

http://pravoslavie.ru/86959.html

Бог «сотвори вся добра зело». Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина — к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак. После падения первозданных некоторые люди могут иметь мирское мудрование на пять процентов, другие — на десять, на тридцать и так далее. Но где сегодня найдёшь людей, у которых мирского мудрования было бы только пять процентов, — то есть людей с чистым целомудренным мудрованием! Однако, как бы то ни было, всем людям от Бога дана возможность достичь бесстрастия — если они предпримут любочестный подвиг. Избрание пути семейной жизни не даёт женатым людям оправдания забывать, что человек — это не одна только плоть, но и дух. Нельзя забывать об этом и оставлять себя, свою страсть необузданными. (В одном из своих писем Старец Паисий пишет относительно супружеских отношений следующее: «Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть чётко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека. Для того чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся — женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время постов, а потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом. Потому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос, дав им власть оставлять грехи, прежде всего сказал им: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы… Приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». Цель в том, чтобы

http://pravmir.ru/o-rozhdenii-detej/

Вопросы и ответы о семье, воспитании детей, супружеских отношениях. ВОПРОС: " Как жизнь называют даром? Ведь дар - это то, что принимается свободно и от чего можно отказаться. Скорее, жизнь - это не дар, а кредит, причем под огромный процент: ты получаешь скорбь, болезнь, труды, а должен отдать развлечения, веселье, общение с противоположным полом. А еще скорее - это рэкет - " предложение, от которого нельзя отказаться " . Получается, у нас есть свободная воля и совершенно отсутствует свобода выбора, ибо любое проявление свободного выбора выкидывает нас в небытие, в абсолютное Зло, где и пребывает денница - за то же. Беспризорник - Нэпману: " Дядь, купи кирпич, или им по голове " . Это - не свобода, а лагерь,где шаг вправо, шаг влево... Речь не идет о преступлениях, а просто о принципиальной невозможности частной жизни - за все придется дать ответ, даже за мысли, которые никого не касаются; мы под постоянным колпаком, как под видеонаблюдением в камере, и НИКОГДА - ОДНИ! А свобода - это третий путь. Кто хочет вечной жизни потом - веди соответствующую тут; кто заслуживает наказания - пусть будет наказан. А что делать тому, который хочет просто тихо прожить свои несколько десятков лет и более ничего? " Предложение, от которого нельзя отказаться " , РЭКЕТ. Юнг сказал, что человек иной раз ощущает себя персонажем в сказке, рассказанной идиотом. Ведь все могло бы быть как Сейшельские острова, тихо и просто, а есть - как компьютерная игра DOOM. Хорошо, мир жесток для человека, который согрешил. А голуби с отмороженными лапками, а бездомные собаки - они за что мучаются? Если они разделяют грехи человека, тогда последний - есть Сотворец этого мира, от злых деяний которого видоизменяется и формируется мир. Но скажет ли горшечник сосуду - ты сам виноват, что плохо получился. Если ядовитое лекарство взрослый оставил в доступном месте, а ребенок отравился - кто виноват? Как неискушенный Адам мог отличить Доброго от злого в раю, когда оба там ходили совершенно спокойно, а вратарник был приставлен не до, а после падения. Если мы пускаем уголовника в музей, очевидно, что он что-либо там украдет. Ребенок до обеда съел яблоко со стола и за это выкинут из квартиры на помойку.

http://zavet.ru/vopr/volia/001.htm

Патриаршее приветствие участникам церковно-общественного форума Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» 14 мая 2008 г. 11:00 В Ставрополе проходит церковно-общественный форум Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам и участникам форума. Участникам церковно-общественного форума Южного федерального округа «Крепкая семья — основа России» Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в эти дни в городе Ставрополе для того, чтобы обсудить весьма актуальную тему — современное состояние института семьи в России и выработать практические шаги по ее укреплению. Отрадно отметить, что последние годы ознаменованы переменами к лучшему в жизни нашего народа и страны, однако многое еще предстоит нам сделать, дабы укрепить семью, являющуюся основой всякого государства. Поистине, гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та благоприятная среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Одной из главных причин, вызывающих распад семьи, является духовное неблагополучие. Мы с сожалением констатируем, что растет количество супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту эгоистично отвергают благословенный дар чадородия и такие, казалось бы, бесспорные истины, как забота о воспитании потомства. Вспомним историю: Россия переживала и более трудные в экономическом отношении времена. Но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и, несмотря на трудности, имели много детей и ответственно подходили к их воспитанию. Сегодня приоритетными областями церковно-государственного сотрудничества должно быть нравственное воспитание личности, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, культом насилия и разврата, другими социальными пороками.

http://patriarchia.ru/db/text/406818.htm...

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»… — Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка. — Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка… — Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, Вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

http://azbyka.ru/deti/bezdetnost-nakazan...

Архипастырь рассказал, какие направления работы осуществляет Нижегородская епархия в социальной сфере. В рамках противоабортной деятельности благодаря Центру помощи семье и детям «Быть мамой» удалось сохранить жизни 90 еще не родившимся младенцам. Дали свои результаты и проводящиеся на базе женских консультаций беседы с теми, кто решил прервать беременность: 70 из 300 женщин изменили свое решение. Управляющий Нижегородской епархией также отметил отрицательное влияние, особенно на молодое поколение, информационного поля, в котором показываются примеры, негативно сказывающиеся на представлениях о семейных ценностях. По мнению главы митрополии, причиной кризиса является отсутствие должного духовного воспитания со стороны родителей и педагогов в средней и высшей школах, которые не смогли привить молодым людям понимание важности супружеской жизни, деторождения. В своем докладе депутат Законодательного собрания Наталья Засыпкина отметила, что в первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в регионе родилось на 224 ребенка больше, уменьшился показатель младенческой смертности. Сейчас в Нижегородской области проживают 17 780 многодетных семей. Депутат отметила, что необходимо менять общественное мнение в отношении абортов, а также высказала предложения по улучшению демографической ситуации, в том числе, с помощью некоторых ограничений на прерывание беременности. Обсуждением «вопросов национальной безопасности» назвала эту встречу в своем выступлении уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Надежда Отделкина. Она рассказала о социальных программах, направленных на сохранение семьи, которые действуют в регионе. По итогам встречи собравшиеся решили инициировать создание рабочей группы по вопросам демографии на базе комитета регионального парламента по социальным вопросам, а также предложить обсуждение проблем демографии членам молодежного парламента при Законодательном собрании. В заключение митрополиту Георгию вручили благодарственное письмо и памятный подарок от Законодательного собрания Нижегородской области.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Много противоречивых мнений оказалось по вопросу деторождения. Еще раз повторяю свои слова, которые вовсе не мои: женщина должна родить всех детей, которых Господь благословит зачать и выносить. В этом деле главный помощник – муж, и его поддержка и забота – основа всего. Мужья, от вас зависит, сколько детей будет в вашей семье. Мнение родителей, подруг и родственников опускаю, оно вообще не должно влиять на тайну новой жизни. Количество детей и качество их воспитания – это труд, в который вовлекаются только Бог и родители. Остальные – второстепенные участники и пассивные помощники. Сказанное выше относится к женщинам молодым и здоровым. Им, живущим в браке, не рожать детей – грех. Но ведь есть женщины малодетные. И мои слова о многочадии они восприняли болезненно. Но я совсем не хотел вас обижать, просто вы меня не поняли. Знаю случаи, когда первого, а иногда второго ребенка сохраняют и вынашивают в больничных условиях, проводя все девять месяцев под капельницами, лежа на койке под строгим надзором врачей. В больнице не забалуешь. Такие матери несут свой подвиг в отношении деторождения, и они честно, по совести рожают всех детей – пусть одного или двух. Бездетным женщинам тяжелей всего, и только им вместе с мужем решать вопрос об усыновлении ребенка. На эту тему хотел поговорить в следующей беседе. Жить мужу и жене «как брат и сестра» – подвиг выше сил для современного человека В ваших комментариях прозвучал призыв регулировать количество детей полным воздержанием в супружеских отношениях. Отвечу словами благоразумного мужа. Люди, о чем вы говорите?! Как это ЗДОРОВЫЙ мужчина может жить с молодой женой как «с сестрой»? Зачем эти фантазии?! Я понимаю еще, если супруги вступили в брак в преклонном возрасте – на излете жизни это возможно. Но для молодых мужчины и женщины это НЕВОЗМОЖНО. И все такие эксперименты заканчиваются плохо – изменами. Покойный архимандрит Кирилл (Павлов) постоянно об этом напоминал молодым супругам: жить в нашем мире мужу и жене «как брат и сестра» – невозможно. Этот подвиг выше сил современного человека. Я сам лично слышал эти слова на встречах лаврских духовников со студентами академии. Добавлю из своего пастырского опыта про мужчин. При длительном воздержании, дорогие женщины, ваши мужья будут смотреть по сторонам на красивых девушек, страдать от греха рукоблудия, разжигаться от просмотра порнографии в интернете и соцсетях. Хорошенько подумайте, чем может закончиться ваш отказ мужу под предлогом «естественного предохранения». Не витайте в облаках, трезво смотрите на нашу реальную жизнь.

http://pravoslavie.ru/105801.html

Возьмем, например, карточную игру. «Грех ли играть в карты?» – спрашивают иногда. Грех ли?.. А для кого и когда изобретены карты? Для сумасшедшего короля Карла VI в XV веке. Зачем? Затем, чтобы его голову, не способную ни к чему умному, но задумчивую, развлечь сколько-нибудь, чтобы и без того праздную жизнь короля рассеять также праздною и легкою забавою. Значит, карточная игра назначалась для сумасшедших и празднолюбцев? Неужели у серьезного человека, всецело преданного обязанностям служебным, семейным или науке, может оставаться праздное, лишнее время, не нужное для отдыха души и тела? Какая же цель современной карточной игры? Не простое только препровождение времени, но и приобретение, выигрыш какой-нибудь суммы. И вот, к примеру, из-за этих побуждений муж и жена оставляют свою, нередко малолетнюю семью на целую ночь на руки наемных лиц; сами стремятся в дом игры; проводят целую ночь насквозь в ущерб родительским обязанностям, во вред своему здоровью. Превращая ночь в день, а день в ночь, они не имеют и времени хорошенько заняться воспитанием детей; играют, проигрывают; после проигрыша возвращаются домой не в духе от потраченных денег: брюзгливыми, недовольными, все, кроме себя, осуждающими и обвиняющими. Иногда из-за карточной игры входят люди в долги неоплатные и от того обременяются лишними заботами и неприятностями. Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное здоровье, сокращается жизнь человека, умаляются его дни вследствие противоестественного употребления времени; погибают иногда и все жизненное состояние, и взаимные супружеские любовь и уважение; забываются обязанности более высшие по отношению к семье, к службе, к ближним, нуждающимся в нашей помощи, в совете, в нашем времени. Для них при карточной игре, при бессонных ночах, у людей играющих не достает ни времени, ни денег, ни усердия. Среди карточной игры устраняется, подавляется общеполезный разговор, обмен добрыми мыслями; целое собрание, в разных местах развлекающееся картами, погружается в печальное молчание, недостойное мыслящих и развитых людей. Наконец, занятие картами есть прихоть, излишество, а не необходимость. Скажите же после сего, грех ли играть в карты?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010