Л. 73   растянулась у самых ног Тр-нева. «Чего ты, глупая, испугалась, парилась бы…» – добродушно сказал Тр-нев. Но «глупая» с криком и визгом спустилась с полка, открыла дверь и со словами: «Ой, разбилась, там сидит мужик!», не останавливаясь, где мылись ее компаньонки, пробежала на предбанник. Вслед за ней выбежали туда же обе женщины. Крик и визг их привлек внимание банщика. «Что вы орете, обварились, что ли?» – спросил банщик, войдя в предбанник и видя пред собой поспешно одевающихся женщин. «Там мужик забрался, седой такой», – сказала парившаяся на полке ректорская кухарка. «Какой мужик?» – банщик посмотрел на вешалку. «Одежа поповская. Надо посмотреть», – и банщик прошел в баню. Тр-нев в это время выходил в мытьевое отделение. Увидев банщика, он засмеялся и сказал: «Кашель выдал, а то вымылись бы все, не заметив, что с ними моется мужчина».   Л. 73 об.   Первоапрельская шутка   Где вы, пленительные сны? Напором жизненной волны Далеко вы унесены.   Завтра 1 апреля – число не только обманчивое, но в некотором роде заразительное. Заразительно оно потому, что давало возможность невинно подшутить, завести интрижку не только людям молодым, но даже людям солидного возраста, с известным положением. Помнится, в одном из номеров «Историч[еского] Вестника» мне пришлось прочитать, как один сановный чиновник подшутил в это обманчивое число над своим равным по положению сослуживцем. Шутка эта известна была даже императору Николаю I, смеявшемуся от души проделке своего подданного. Не оставалось это число незаметным и в семинарии. Прежде чем говорить о своих личных первоапрельских шутках, когда я   Л. 74   состоял на службе, я скажу, как относилась учащаяся молодежь к первоапрельским шуткам. «Завтра 1 апреля», – тихо, почти на ухо, говорил Перцев, любивший заводить интрижки с барышнями, своему товарищу. Последний улыбается. «Помню, – отвечает он, – у меня все готово». Ужин и молитва кончились. Большая часть учеников прошла в спальни. Но и в классах осталось еще немало. Иные, углубившись, писали срочное сочинение, некоторые «пилили» на скрипках. На задних партах старались, незаметно от других, писать письма. Вон Подольский, известный под кличкой «иронии», замуслил конверт и с довольной на губах улыбкой подошел к двум другим товарищам, сидевшим недалеко от него. Лица у всех довольные, веселые. Не трудно, конечно, догадаться, в чем состояло их занятие. Смеются – значит придумали какую-нибудь остроумную шутку.

http://bogoslov.ru/article/6192438

В Подмосковье начались торжества, посвященные Дням славянской письменности и культуры 20 мая 2011 г. 16:34 18 мая в конькобежном центре «Коломна» прошел ежегодный открытый урок для учащихся средних образовательных учреждений и воскресных школ Московской области «Духовные родники Подмосковья», посвященный Дням славянской письменности и культуры. В зале присутствовало около пяти тысяч детей, прибывших со всех концов области, а также руководители муниципальных органов управления образованием, священнослужители и педагоги. Перед началом представления, повествовавшего о значении просветительского подвига святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для славянских народов, к аудитории обратились с приветствиями митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , министр образования Правительства Московской области Л.Н. Антонова, глава Коломны В.И. Шувалов. «Сегодняшний открытый урок проводится совместно нашей Церковью с Министерством образования. У нас сложилась уже продолжительная традиция, когда мы вместе отмечаем и Рождество Христово, и Пасху, и особенно День славянской письменности и культуры», — сказал в приветственном слове владыка Ювеналий. Во второй половине дня в конференц-зале Конькобежного центра открылась научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры. Перед началом заседания хор Коломенской духовной семинарии под управлением проректора иеромонаха Константина (Островского) пропел тропарь и величание свв. Кириллу и Мефодию. К участникам форума обратились Л.Н. Антонова, владыка Ювеналий и заместитель главы Коломны А.А. Мешканцов. «Изучение славянской письменности и культуры, осуществляемое не только маститыми учеными, но и студентами, показывает, что интерес к древностям не увядает, а труды на этой ниве приносят все новые и новые плоды. Это свидетельствует и о том, как много еще не сделано в области изучения нашего наследия», — отметил, в частности, Патриарший наместник Московской епархии. «Со всей остротой стоит перед нами и задача спасения от деградации русского языка, нашего национального достояния. Ведь если не предпринимать усилий в этом направлении, через несколько десятилетий произведения классиков литературы XIX века станут недоступными для читателей. Меж тем мы знаем примеры того, когда в некоторых странах школьники постигают основы древнего языка и знакомятся с творениями древних, имеющих непреходящее значение для формирования самосознания того или иного народа. В этом контексте мне представляется важным сказать о насущности популяризации церковнославянского языка не только как языка православного богослужения, но и как языка многовековой русской письменности», — подчеркнул митрополит Ювеналий.

http://patriarchia.ru/db/text/1490252.ht...

Вийшла в нова книга православного патролога Жана-Клода Ларше «Що таке богослов " я? православного богослов " я в його та 2 червня 2021 р. 16:57 В православном издательстве «Паломник» в рамках издательской деятельности членов Научной школы патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии вышла книга известного православного богослова и патролога Жана-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании».  Перевод с французского осуществлен Н. Петуховой, О. Арсеньевой, С. Черновым, У. Рахновской, П. Доброцветовым, М. Вдовиченко, А. Вавиловой, В. Лепахиным, иерод. Петром (Ахматхановым), С. Кузнецовой. Научный редактор и руководитель проекта — секретарь Научной школы патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии, доцент МДА, доцент Сретенской духовной академии , профессор Перервинской духовной семинарии кандидат философских наук, кандидат богословия П.К. Доброцветов. Автор книги затрагивает острые для современного православного богословия темы. По его словам, православное богословие обладает своей спецификой. С XVII века, будучи подвержено западным влияниям, пришедшим из католицизма и протестантизма, а затем из философии, эта специфика была несколько утрачена. Вторжение гуманитарных наук во многие области богословия на Западе поставило его перед новым вызовом: для различных разделов богословия открылась возможность обрести большую научную строгость, но вместе с тем это означало и опасность обмирщения. Цель данной книги — опираясь на православное Предание, вновь определить природу и конкретные методы православного богословия в целом, а также в различных его областях — в догматическом богословии, библеистике и герменевтике, патрологии, истории Церкви, нравственном богословии и биоэтике, агиографии, иконологии, канонике и пастырском богословии.  Написанная простым и понятным языком, книга адресована не только тем, кто занимается богословием и преподает вышеупомянутые дисциплины; она будет интересна всем верующим и окажется полезной в церковной и личной духовной жизни. По словам издателей, в мире, где царит глобализм, где стерты все границы и утрачивается понятие идентичности, эта книга станет ценным проводником в возвращении к истокам православного богословия — в том, что касается и его формы, и его содержания. Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; род. 1949) — православный французский богослов и патролог. Им издано более 30 книг, переведенных на 18 языков, и около 150 статей, в которых автор рассматривает различные области православного богословия, сочетая в своем подходе уважение к священному преданию Православной Церкви и стремление дать ответы на вопросы современного человека. Жан-Клод Ларше неоднократно посещал Россию и выступал с докладами в Московской духовной академии. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816825...

Позвоните священнику! Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия,— анонимность звонков. 11 октября, 2011 Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия,— анонимность звонков. Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной — звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС». Десять батюшек и один телефон Полное название этой службы — епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону. — Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, — рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия. В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки. — Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, — рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. — Категории очень разные — и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.

http://pravmir.ru/pozvonite-svyashhennik...

  За время этих каникул не произошло ничего, что нарушило бы обычное течение нашей замкнутой жизни. Симона с нами уже не было. О госпоже Дюпор почти не вспоминали, прошел слух, будто она выпивает, а по словам Мари Дюбер, которая по-прежнему работала у нее поденно, она даже «вставала по ночам, чтобы пропустить рюмочку». Линия Дюпор — Симон затерялась среди других; потом — начало занятий, возвращение в Бордо; Мальтаверн стал для меня сказочным островом, о котором я мечтал до наступления следующих каникул, когда я переходил в класс риторики. На этот раз произошло только одно событие: сам мэр согласился на визиты облаченного в сутану Симона к госпоже Дюпор. Мама и настоятель радовались этому, как победе, или по крайней мере притворялись, будто радуются. Происходили ли уже тогда тайные встречи господина Дюпора с Симоном? Задумал ли мэр еще в том году похитить его у церкви? По словам Симона, при встречах мэр никогда не говорил с ним о религии, он был очень любезен, советовался иногда по тому или иному поводу, рассказывал о своих политических друзьях, с которыми видится на заседаниях генерального совета департамента. Он даже был близок с молодым министром Гастоном Думергом и мог бы обратиться к нему с любой просьбой...   Этим летом Симон как воды в рот набрал — про мэра ни слова. И вдруг словно гром среди ясного неба: госпожа Дюпор явилась вчера в ризницу, после того как настоятель отслужил мессу, и открыла ему замысел своего мужа. Как говорила мама, мэр пообещал Симону взять на себя его содержание, пока он не получит диплом лиценциата, и даже после этого, если Симон захочет поступить в Эколь Нормаль и потом готовиться к конкурсу на звание преподавателя. По словам госпожи Дюпор, разгадать намерения Симона невозможно. Ей казалось, что он поддается искушению, но еще колеблется. Настоятель боялся своим вмешательством все испортить. Я заставил его осознать собственную тупость. Я видел, что он в трудном положении и не надеется без меня распутать весь этот запутанный клубок в голове и сердце юного крестьянина, пересаженного на семинарскую почву и неожиданно оказавшегося — пусть в масштабах столицы кантона — ставкой в той борьбе, что завязалась во Франции между государством и церковью, или, вернее, между франкмасонством и конгрегациями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И поэтому в Тбилиси я возвратился с рекомендательным письмом от моих московских знакомых. Режиссер Эльдар Шенгелая 5 был первым секретарем правления Союза кинематографистов Грузии, я пришел к нему, но он оценил мое стремление скептически: – Что ты хочешь? Зал? Пожалуйста. Фильмы? Пожалуйста. Бери, делай. Лишь бы люди пришли... В Москве самое сложное было – найти фильмы и зал; желающих было много. А в Тбилиси у меня все наоборот – кого приглашать? Честно говоря, я и в среднюю школу-то пошел работать учителем физики, чтобы осуществить этот замечательный план. Но мне попались крайне сложные, трудновоспитуемые ученики – с этим классом не хотели работать другие учителя, и меня отправили к ним как бы на испытание. Так что у меня проблемы были, действительно, серьезные, и точно уж было не до кино. Естественно, проект пришлось отложить 6 ... Но благодаря этим самым проблемам я практически каждый день обращался за советом к духовнику, приходил в храм. Вместе с отцом Давидом мы решали возникающие вопросы, и через это сблизились. Я целиком положился на Господа, глубоко веря, что в затруднительных ситуациях надо помолиться от всего сердца и все ответы искать у Бога. В 1988 году, по благословению Патриарха, в Тбилиси открылась Духовная академия, после длительного перерыва у нас возобновилось высшее духовное образование (в XIX – начале XX века была только Духовная семинария). Отец Давид посоветовал мне поступить в Академию. До результатов вступительных экзаменов я никому ничего не говорил, а когда меня зачислили, пришлось сказать домашним, и начались сложности... Во-первых, пришлось долго объяснять, что Академия – это не семинария. «Семинария» в Грузии тогда было очень плохим словом, фактически ругательным. Семинарии ассоциировались с безнравственностью, лицемерием и КГБ; это был результат советской атеистической пропаганды. Родители сильно переживали еще и потому, что сестра накануне бросила хорошую работу в Археологическом центре по специальности «химик» и ушла в швейную мастерскую при Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На одном герое фильма могут прослеживаться несколько зашифрованных качеств. Так Морфиус, Тринити чаще выступают в роли образа Бога, Его благодатного воздействия, но иногда и в роли рядовых верующих. Нео также носит на себе черты человека, познавшего духовную жизнь, а во второй части фильма больше похож на Христа. Последнее можно объяснить тем, что христианин должен вырасти в " меру возраста Христова " , то есть пройти тот духовный путь, который прошел Христос. Провидица также играет двоякую роль. С одной стороны, она предсказывает будущее, то есть несет пророческое служение и, соответственно, в этом значении чаще называется пророчицей. С другой стороны — указывает человеку его место, помогает сориентироваться. В этом случае она изображает волю Божию и называется чаще пифией. " Матрица " — это фильм аллегория, притча с очень сложным символическим языком. Ведь авторам так много нужно успеть сказать. Первые кадры погони за Тринити, пытающейся выйти на Нео, показывают, насколько непросто Богу найти человека. Ради его спасения Он жертвует собой. В семинариях прошлого века чтобы проверить, насколько студент умеет мыслить, иногда задавали такой неудобный вопрос: " Что Богу невозможно? " Ответ мог быть таким: " Бог не может спасти человека без воли самого человека " . Из дальнейшего просмотра фильма становится понятно, что для спасения необходимо сотрудничество (богосл. термин " синергия " ) человека и Бога: " Я могу указать лишь дверь; ты сам должен выйти на волю " , — говорит Морфиус Нео. Но когда тот успел лишь протянуть руку к двери пифии, дверь открылась изнутри. Также и в кадре спасения Морфиуса Нео: зная, что Морфиус не допрыгнет до вертолета, Нео выпрыгивает ему навстречу со спасительным канатом. История Нео, компьютерного хакера, известного системе больше как мистер Андерсон, начинается его напряженным поиском ответа на самый важный вопрос: " Что такое Матрица? " Иными словами, в чем смысл жизни? Как только начал искать он, его самого начали искать Морфиус и Тринити. Так и апостолы были уверены в том, что нашли Мессию Христа они, но Христос им сказал: " Не вы Меня избрали, но Я вас избрал " , то есть Я вас нашел. Бог ищет ищущего. Кстати, именно поэтому, путь к Богу надо начать с исполнения заповедей. Именно на этой узкой дорожке тебя легче будет найти. Чтобы тебя вычислили, нужно " засветиться " .

http://zavet.ru/a/rss_1078492785.html

И вот в Предсоборном Присутствии чувствительным большинством голосов и было предрешено разделение двух типов школ...    Предполагалось, что “общеобразовательная школа духовного ведомства” сохранит свой особый стиль, “христианско-гуманитарный,” и в своих программах некоторые особенности: расширенное преподавание философии и классических языков. Как нужно устраивать пастырскую школу, голоса очень расходились. Говорили и об “училищах начетчиков.” Гермоген, епископ Саратовский, и в семинаристах хотел бы видеть только “образованных начетчиков Священного Писания.” Он предлагал сократить систематический курс догматического и нравственного богословия, “чтобы избежать излишней техники.”    Другие настаивали, что нужно создавать разные типы пастырских школ, в связи с крайним разнообразием задач и условий пастырской деятельности. Выдвигалась мысль об организации школ пониженного типа, совсем отдельно от существущих семинарий, скорее в связи с системой церковно-приходских школ высших ступеней. Таким образом предполагалось достигнуть “сближения с народом,” создать приток новых людей к священству, обновить и изменить сам тип духовенства. Эту мысль в особенности защищал Могилевский архиепископ Стефан (Архангельский)...    Впоследствии (в 1910 г.), подобный же план преобразований был подготовлен Учебным Комитетом при Святейшем Синоде (с участием приглашенных лиц). Но преобразования так и не состоялись. Между тем, недостаток кандидатов священства становился все более ощутительным. И епархиальные архиереи бывали принуждены определять на священнические места кандитатов мало пригодных, лишь бы не оставлять сельские приходы надолго без службы Божией. Состав священства становился все более пестрым. Здесь были престарелые диаконы и псаломщики из недоучившихся или вовсе в школах неучившихся, и благочестивые миряне или начетчики, и неудачливые чиновники или отставные офицеры, — их богословская подготовка бывала очень спорной, и тем самым учительная деятельность поневоле сводилась к начаткам. Но не всегда лучше бывали и священники из интеллигентов. Ибо даже высшее, но небогословское образование еще не может возместить недостаток богословского развития и подготовки. Но под влиянием тогдашних моралистических предрассудков от кандидатов священства и не требовали, и не ожидали богословских знаний. Важнее казалось приобретение практических богослужебных навыков, и еще добрая нравственность. Само учительство обычно сводилось тоже к добрым нравам и добрым чувствам. Недостаточность этого вскоре же и открылась...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В ходе совещания начальник управления организации медицинской помощи Департамента здравоохранения Тюменской области Лариса Коновалова отметила важность доступности информации о возможности приглашения священника в больницу. «Эта информация должна быть широко известна и размещена не только на посту дежурной медсестры в больнице, но и в палатах, особенно это касается " красных зон " медицинских учреждений»,— отметила Лариса Коновалова. Об опыте взаимодействия медицинских учреждений со священниками Тобольской епархии рассказали представители областных больниц. Они выразили готовность работать по предложенному Минздравом России алгоритму. В тот же день специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Тюменском благочинии семинар по социальному служению. В нем приняли участие социальные работники приходов и представители сестричеств милосердия, которых на сегодняшний день в Тюмени насчитывается 21. Участники семинара обсудили основные направления социального служения Церкви, организацию курсов по уходу, а также вопросы больничного служения в «красных зонах» и служения добровольцев. Также в ходе поездки гости посетили центр гуманитарной помощи при храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенка Тюменской области. Центр открыла социальный работник храма в 2015 году после участия в обучающем вебинаре Синодального отдела по благотворительности. Центр оказывает помощь нуждающимся семьям с детьми и людям в трудной жизненной ситуации. Регулярную помощь здесь получают 130 семей — жители Успенки, близлежащих поселков и Тюмени. В заключительный день поездки специалисты Синодального отдела по благотворительности ознакомились с церковными социальными проектами Тобольского благочиния. Один из них — центр гуманитарной помощи некоммерческой организации «ЗаРождение», организованный при поддержке епархии. Центр работает три раза в неделю, за помощью в день обращаются около 30 человек. Также гости побывали в региональной общественной организации «Помощь бездомным», руководителем которой является помощник благочинного по социальным вопросам Ирина Пильгун. Сотрудники организации помогают восстанавливать документы бездомным, выдают вещи и продуктовые наборы, помогают устроиться в социальные учреждения. Дважды в неделю здесь также готовят и распределяют среди бездомных горячие обеды в двух точках Тобольска.

http://patriarchia.ru/db/text/5900423.ht...

Вышла в свет книга Жана-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании» 03.06.2021 13:27:16 МОСКВА В православном издательстве «Паломник» в рамках издательской деятельности членов Научной школы патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии вышла книга известного православного богослова и патролога Жана-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании». Перевод с французского осуществлен Н. Петуховой, О. Арсеньевой, С. Черновым, У. Рахновской, П. Доброцветовым, М. Вдовиченко, А. Вавиловой, В. Лепахиным, иерод. Петром (Ахматхановым), С. Кузнецовой. Научный редактор и руководитель проекта — секретарь Научной школы патрологических исследований кафедры богословия Московской духовной академии, доцент МДА, доцент Сретенской духовной академии, профессор Перервинской духовной семинарии кандидат философских наук, кандидат богословия П.К. Доброцветов. Автор книги затрагивает острые для современного православного богословия темы. По его словам, православное богословие обладает своей спецификой. С XVII века, будучи подвержено западным влияниям, пришедшим из католицизма и протестантизма, а затем из философии, эта специфика была несколько утрачена. Вторжение гуманитарных наук во многие области богословия на Западе поставило его перед новым вызовом: для различных разделов богословия открылась возможность обрести большую научную строгость, но вместе с тем это означало и опасность обмирщения. Цель данной книги — опираясь на православное Предание, вновь определить природу и конкретные методы православного богословия в целом, а также в различных его областях — в догматическом богословии, библеистике и герменевтике, патрологии, истории Церкви, нравственном богословии и биоэтике, агиографии, иконологии, канонике и пастырском богословии. Написанная простым и понятным языком, книга адресована не только тем, кто занимается богословием и преподает вышеупомянутые дисциплины; она будет интересна всем верующим и окажется полезной в церковной и личной духовной жизни. По словам издателей, в мире, где царит глобализм, где стерты все границы и утрачивается понятие идентичности, эта книга станет ценным проводником в возвращении к истокам православного богословия — в том, что касается и его формы, и его содержания.

http://radonezh.ru/2021/06/03/vyshla-v-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010