в Дании, состоявшееся уже после смерти Фридриха I. В Швеции Густав Ваза был возведен на престол народным движением, когда среди шведов уже появились свои проповедники лютеранства — Олай и Лаврентий Петерсены и Лаврентий Андерсон. Густав Ваза, помышлявший о секуляризации церковных земель, стал оказывать покровительство лютеранам, начал, помимо папы, назначать на епископские места и поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии. В 1527 г. он созвал в Вестеросе сейм, с представителями городского и крестьянского сословий, и потребовал, прежде всего, увеличения средств государственной казны. Встретив противодействие, он объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри; дело кончилось тем, что они согласились на нововведения, которых требовал король, пожертвовав ему духовенством. Епископам было вменено в обязанность помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости; в распоряжение короля было отдано все церковное имущество, остававшееся за вознаграждением духовных лиц; над монастырями был поставлен королевский чиновник, который должен был отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих лиц. За свое содействие дворяне вознаграждались церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них после 1454 г. Сначала король довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом он наложил на них более тяжелые сборы, начав, вместе с тем, назначать священников помимо епископов и запретив последним (1533) производить какие бы то ни было реформы в церкви без его согласия. В заключение он ввел в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539) должность королевского ординатора и суперинтенданта, с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископов (должность епископов была сохранена, но власть их была ограничена консисториями; епископы остались и членами сейма). Р. была введена в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнен не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

Вскоре Ян Жижка умирает от чумы, и его преемником становится Прокоп Большой, один из крупнейших деятелей гуситского и реформационного движения Чехии. Под его руководством табориты одержали множество побед над иноземными, главным образом, немецкими войсками. В 1427 г. они разгромили войска императора Сигизмунда I, и после этого, в том же 1427 г. папа направляет в Чехию Четвертый Крестовый поход, который также терпит полный провал. После победы над крестоносцами гуситское войско покидает пределы своей страны и входит на территорию немецких земель в Австрию и в Венгрию. Гуситы доходят до Балтики, неся с собой идеи гуситской революции и гуситской Реформации, которые католики называли «богемским ядом». То, чего нельзя добиться силой, иногда можно добиться дипломатией. Ватикан и император все настойчивее говорили о необходимости прекращения гуситского движения, а это можно было осуществить только окончательно его расколов. Надо было на определенных условиях договориться с чашниками, которые выступали как оппозиция радикально настроенным гуситам. На соборе в Базеле (1431 г.) папа добился компромиссного соглашения с чашниками, в результате которого был выработан документ, получивший название «Пражские компактаты» . По этому документу в Чехии вводилось богослужение на национальном чешском языке, причащение под обоими видами, ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась уже совершившаяся секуляризация церковно-монастырских земель. Табориты отказались признать «Пражские компактаты» и начали войну с чашниками. Тогда чашники призвали на помощь Ватикан, и в 1434 г. табориты потерпели поражение. В битве погибает последний крупный руководитель гуситского движения Прокоп Большой и его ближайшие соратники. В 1436 г. император Сигизмунд I был провозглашен королем Чехии, и страна вновь наводняется католическими священниками и немцами, которые жестоко расправлялись с уцелевшими гуситами. Несмотря на поражение гуситского движения, оно не прошло бесследно для Чехии, оказав огромное влияние на историческую судьбу чешского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомню, что Церкви (то есть архиерейским кафедрам и монастырям) принадлежало довольно много сельскохозяйственных земель, сёл и деревень. Такое положение дел складывалось веками - князья и бояре в завещаниях отписывали свое имущество тому или иному монастырю, чтобы там вечно молились за усопшего. Хорошо это или плохо - вопрос другой (и тут во все времена были разные оценки), но факт, что так сложилось Разумеется, государственная власть издавна хотела воспользоваться этими землями в своих целях - вопрос о секуляризации церковной собственности вставал еще при Иване Третьем, в начале XVI века. Но до дела дошло только при Екатерине. Согласно указу 1764 года практически все земли у монастырей и епархий изымались и поступали в распоряжение специально созданной при Сенате Коллегии экономии, то есть, по сути, отдавались в казну. Эти земли Екатерина раздавала за верную службу своим " орлам " - то есть так или иначе отличившимся знатным вельможам. Взамен государство брало монастыри и епархии на свое содержание, выделяло им, как сейчас бы сказали, " бюджетное финансирование " . Казалось бы, и волки сыты, и овцы целы? Нет, вовсе не так! Дело в том, что размер этого финансирования был чуть ли не на порядок меньше, чем нужно. Точнее, государство компенсировало Церкви примерно одну восьмую часть тех доходов, которых она лишилась из-за изъятия земель. Как же распределялось это государственное содержание? Были введены так называемые монастырские штаты. То есть все монастыри были разделены на три разряда (как тогда говорили, " класса " ). Каждому классу соответствовало фиксированное количество оплачиваемых мест. Лаврам (а их тогда, если не считать территорию Украины , было в России всего две - Троице-Сергиева и Александро-Невская) оплачивалось содержание 101 насельника, монастырям первого класса - до 33, а провинциальным монастырям, отнесенным к третьему классу - всего 10-15 мест. Реально в монастырях было гораздо больше насельников, и все " лишние " остались без содержания. Если же говорить о величине содержания на одного человека - то оно было крайне скудным. Кстати, для женских монастырей на одно место выделялось в несколько раз меньше средств, чем для мужских, - как будто женщины меньше ели! Но и монахи в мужских монастырях оказались фактически на голодном пайке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

С 1836 г. при Синоде образовался Хозяйственный комитет, который с 1839 г. именовался Хозяйственным управлением и заведовал финансовыми делами Святейшего Синода. Кроме того, с 1833 г. существовал орган контроля за доходами и расходами, который с 1867 г. стал называться Контролем при Святейшем Комиссия духовных училищ, просуществовавшая с 1808 по 1839 г., 1 марта 1839 г. была переименована в Духовно-учебное правление, которое находилось под надзором обер-прокурора. С 1867 г. функции этого учреждения принял на себя Учебный комитет при Святейшем Синоде, возглавлявшийся духовным лицом и имевший в своем штате также представителей При Александре III был образован Духовно-училищный совет под председательством епископа, ведению совета подлежали церковноприходские школы. В него входила Издательская комиссия (позднее Издательский совет), ведавшая выпуском учебников и журналов для духовных училищ (в 1908 г.— на сумму 900 000 С конца XVIII в. при Святейшем Синоде действовал Цензурный комитет, компетенция и служебные инструкции которого менялись. Кроме того, при Синоде с самого момента его основания время от времени организовывались комиссии по особым случаям, которые после выполнения своих задач Наконец, здесь следует указать и на уже упоминавшуюся выше, основанную в 1865 г. Комиссию по описанию архива Святейшего Синода с ее двумя собраниями документов, которые начали выходить в свет с 1868 и 1869 гг. соответственно. Работа комиссии пошла быстрее с 1896 г., когда к ней за особую плату стали привлекаться квалифицированные научные силы. К тому времени накопилось уже почти безбрежное количество материалов, особенно для отдельных собраний, упорядоченных по правлениям д) Святейший Синод уже при Петре I содержался за счет государственного бюджета, что положило начало финансовой зависимости Церкви от государства, которой не знала Московская Русь. К 1764 г. эта зависимость вылилась в секуляризацию церковных земель — логическое следствие петровской церковной реформы. Секуляризация неизбежно влекла за собой перевод на государственное финансирование всех тех административных органов и учреждений, которые ранее содержались за счет доходов от церковных земель. Ни государство, ни церковная иерархия не обнаруживали заинтересованности в сохранении финансовой самостоятельности Церкви. Такая самостоятельность была бы возможна лишь на основе самообложения церковных общин, к чему они были совершенно не подготовлены. Традиционный, вековой порядок гарантировал содержание Церкви и клира за счет церковных вотчин, и поэтому для возникновения финансовой самостоятельности не было ни организационных условий в виде общинного самоуправления, ни психологических

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Их особенно обнадеживало появление во главе церковного управления митрополита Крутицкого Питирима, которого они, и в частности Неронов, старались уговорить вернуться к старым книгам и В 1659 году Неронов подает царю новую челобитную, в которой он настаивает на скором созыве нового собора, на выборах нового патриарха и на восстановлении “единства церкви”, т. е. на ликвидации всех новшеств в церкви, проведенных в 1653—1657 Ослепленный ненавистью к новым церковным порядкам, он мало замечает, что в жизни страны происходят очень значительные культурные и духовные сдвиги, а если и видит их, то приписывает их развитие только “реформам” патриарха Никона. А между тем происходившие в Московской Руси перемены уже грозили смести весь традиционный духовный уклад страны, уже частично, хотя и не намеренно расшатанный политикой патриарха. Годы польской войны были для России тем переломным временем, когда новые идеи и новые культурные влияния начали быстро распространяться, подрывая те основы, на которых были построены ее культура и верования. Само пребывание русских войск в Литве, Польше, Ливонии, Малой и Белой Руси приучило дворян и солдат к новому стилю жизни, к новой службе в церквах, к другой по складу культуре. Полонизация и “европеизация” Западной Руси после польской реформации и контрреформации зашли так далеко, что высший слой этих земель, воспитанный в польских или построенных по польскому образцу православных школах, стал по своему виду и взглядам ближе к Западу, чем к Москве. Поэтому встреча даже с православным населением Белоруссии, Литвы и Украины не могла не способствовать внедрению новых навыков и новых идей в головы русских офицеров, администраторов и даже самого царя. За два с половиной года пребывания в Белоруссии царь Алексей Михайлович привык видеть и слышать западнорусское церковное пение, видеть вокруг себя людей, крестящихся трехперстным знамением, насмотрелся на белорусско-украинский церковный уклад, полюбил развившееся на новых итальянских мотивах киевское церковное пение и, несомненно, отвык от московского традиционного типа жизни. Встречи с католической аристократией оккупированных земель приучила его к большей веротерпимости, и недаром, разговаривая с польско-литовскими послами о его кандидатуре на трон Речи Посполитой, русские представители давали заверения, что царь “римско-католической веры, костелы и кляштеры со всем тем, что к ней подлежит... ни в чем не Эта длительная война привела к приливу в Московскую Русь большого числа западноруссов, которые, оседая в Москве и других больших городах страны, становились проводником навыков и культурных замашек западного стиля. Будучи православными, эти белорусы и украинцы селились среди русского населения, а не держались особняком в отдельных кварталах и слободах, как это приходилось делать протестантским выходцам из Западной Европы, и взаимные встречи и соседство западных и московских русских людей было чревато большими последствиями для недавно еще монолитного московского уклада.

http://sedmitza.ru/lib/text/439535/

По условиям аграрной реформы (14 авг. 1864) свыше 2 млн га сельскохозяйственных земель было распределено между 500 тыс. крестьянских семейств на условиях выкупа в течение 15 лет. Отменялись барщина, оброк и др. повинности. Реформа в полной мере не решила аграрный вопрос: 2/3 обрабатываемой земли осталось в собственности помещиков, быстрые темпы прироста крестьянского населения способствовали сохранению малоземелья. Важное место в деятельности Кузы занимали реформы в церковной сфере. 13 дек. 1863 г. был принят закон о секуляризации монастырских земель, составлявших 1/4 сельскохозяйственной площади страны. Значительная их часть ранее принадлежала мон-рям, суффраганным греческим и восточным Церквам и монастырским центрам (в Валашском княжестве - 35 из 69, в Молдавском - 29 из 122). 22 марта 1863 г. был принят единый богослужебный язык - румынский. 1 апр. 1864 г. была отменена церковная регистрация актов гражданского состояния. Без согласия К-польского патриарха был решен вопрос об автокефалии: 3 дек. 1864 г. господарским декретом был принят Органический декрет о создании Центральной синодальной администрации по делам румын. религии, что стало фактическим провозглашением автокефалии РумПЦ. 11 янв. 1865 г. митр. Унгро-Влахийский Нифонт ( Русаилэ; 1850-1875) получил титул первоиерарха РумПЦ, став митрополитом-примасом (1865-1875). Он и митр. Молдавский Каллиник ( Миклеску; 1865-1875; митрополит-примас в 1875-1886) 12 мая 1865 г. направили патриарху К-польскому Софронию III (1863-1866) письма, в к-рых отрицали подчинение К-польскому Патриархату. Был осуществлен ряд других реформ. 8 февр. 1860 г. вместо кириллицы ввели латиницу (в церковной сфере кириллица использовалась до 1881). 26 окт. 1860 г. был основан Ясский ун-т, 4 июля 1864 г.- Бухарестский. Законом об образовании (5 дек. 1864) была установлена единая система школьного образования. На основе западноевроп. образцов были приняты уголовный (30 окт. 1864) и гражданский (1 дек. 1864) кодексы. 14 апр. 1864 г. была создана система префектур в жудецах (уездах) и муниципалитетов в городах. Большое внимание уделялось преобразованиям в армейской сфере (декрет правительства от 27 нояб. 1864): в деле перевооружения и подготовки военных специалистов Куза ориентировался на Францию. Были созданы Счетная палата и система бухгалтерского учета, введена единая система мер и весов.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне (государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью), и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. - Чем же кончилась эта относительная идиллия? - Кончилась она екатерининским указом 1764 года о секуляризации церковных земель. Почти вся принадлежащая монастырям земля (и, соответственно, населявшие ее крестьяне) оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание - крайне Конечно, процесс этот не произошел мгновенно - на юге России, в Малороссии, в Белоруссии, на Западной Украине он растянулся на несколько десятилетий. Но к концу XVIII века никаких крепостных крестьян у Церкви не осталось. Судьба этих бывших монастырских крестьян (они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии) была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Христианин не может быть рабовладельцем - Давайте из XVIII века переместимся в XIX век. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? - Славянофилы - это то направление русской мысли, которое можно назвать христиански ориентированным сводом интеллектуального либерализма. Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими Более того, многие славянофилы, например, Юрий Федорович Самарин, были активными разработчиками проекта освобождения крестьян. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу - с землей. Делали это они из христианских соображений. «Христианин может быть рабом, - писал Алексей Хомяков, - но не может быть рабовладельцем».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   При Екатерине II проведена была секуляризация монастырских земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россиюбыли включены в шта­ты, что давало им право получать часть доходов от секуляризованных земель. Правда, приходы стали тогда наделяться не­заселеннойземлей, по 33 десятины на притч, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.    В 1765 году под предлогом противодействия мнимому корыстолюбию духовенства императрица распорядилась ввести обязательные таксы за требы, причем крайненизкие: 3 копейки за крещение, 10 копеек за венчание и погребение. В целом, бе­лое духовенство в XVIII веке жило трудно и бедно. Люди подневольные,поставленные в весьма суровые житейские условия, православные священнослужители тем не менее оставались единственными духовными наставниками народа,которому они несли свет истины, любви и веры. § 6. Миссионерство    В послепетровскую эпоху продолжалось расширение пределов Российской империи. В состав государства входили новые земли на Западе, Востоке и Юге. Вхристианском просвещении инородцев, принимавших русское подданство, правительство ви­дело самый надежный путь закрепления их верности России, по­этомумиссионерское делание, совершавшееся Церковью по заповеди Христа, встречало поддержку со стороны государства. Но в миссионерской политике правительствапроисходили колебания. При Елизавете церковная миссия получала самое широкое со­действие от властей. Помимо старых, петровских льгот, вводились новые:новокрещенным стали выдавать денежные и вещевые подарки, лежавшие на них подати и повинности, в том числе рекрутская, перекладывались на их некрещенныхсоплеменников. Государство прощало обращенным в христианство преступления, совершенные ими до крещения.    Правительство Екатерины II ослабило поддержку православной миссии. В 1773 году вышел указ Святейшему Синоду, в котором высокопарными словамипровозглашались принципы неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и ее величество из тех же правил» (удивительноеуподобление, вполне в духе «просвещенного абсолютизма»), «сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желал только, чтобы между ее подданнымивсегда любовь и согласие царили».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Конечно, указ от 15 июля 1744 г. формально имел некоторое сходство с распоряжением Петра I от 14 февраля 1721 г., однако развитие ситуации в последующие десятилетия привело к тому, что правительство было просто уже не в состоянии отказаться от участия в управлении церковными имениями и контроле над ними. Затянувшиеся препирательства обер–прокурора со Святейшим Синодом, иногда переходившие на личности  , имели следствием то, что правительство Елизаветы стало считать указ от 15 июля ошибкой и занялось подготовкой полной секуляризации церковных земель. Такой вывод важен для оценки действий Петра III и Екатерины II, которые всего лишь проводили в жизнь то, что было решено уже при Елизавете. Обер–прокурор Шаховской настоял на том, чтобы Канцелярия экономического правления была укомлектована светскими чиновниками, как то имело место уже в Монастырском приказе в 1701–1720 гг. Одновременно им поручалось надзирать на местах за управлением церковными имениями. Шаховской добился даже издания для последних особой инструкции, подробно регламентировавшей меры по самому скрупулезному контролю. Медлительность синодального делопроизводства возбуждала все большее недовольство обер–прокурора, часто вынуждая его к прямым протестам. 1 октября 1748 г. по инициативе князя Шаховского был издан именной указ, недвусмысленно продемонстрировавший, что правительство вновь заинтересовалось церковными имениями и намерено отменить указ от 15 июля 1744 г. Указ 1748 г. требовал от Святейшего Синода точнейших данных о доходах с церковных имений и подробных сведений об их расходовании, а также о числе жителей мужского пола в этих имениях; кроме того, требовался отчет о денежных и зерновых запасах и о доходах по каждой из статей, в том числе и о натуральных повинностях крестьян землевладельцам  . Последнее требование вызвало в Святейшем Синоде крайнее смущение. До сих пор ни епархиальные архиереи, ни монастыри не отчитывались о натуральных повинностях крестьян, которые всегда взимались ими в собственную пользу, и потому следовало ожидать, что в отчетах будут представлены неверные, заниженные данные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

3) Преподавание [З]акона Божия в высшей, средней и низшей школах не обязательно. 4) Метрикация рождений, браков и смертей передается из распоряжения церквей особым органам народной власти. От свободной совести каждого зависит, совершать ли вообще тот или иной церковный обряд или его вовсе не совершать. И отсюда: а) провозглашается действующим в Российской республике вневероисповедное состояние; б) учреждается институт гражданских браков; в) управления кладбищ всех исповеданий не имеют права чинить каких-либо препятствий к организации на территории кладбищ гражданских похорон; г) допускается сожжение трупов; 5) В денежных и натуральных повинностей священно-церковн[ос]лужители всех исповеданий, как равно и монашествующие лица, уравниваются со всеми гражданами Российской республики. 6) Священно-церковн[ос]лужители всех исповеданий, как равно и монашествующие лица, возраст коих подходит к годам, привлекаются к несению воинской повинности, отбывать которую могут в нестроевых ротах (санитарами, писарями, телефонистами и пр[оч.]). 7) Все кредиты на содержание установлений церкви и ее духовенства немедленно закрываются. 8) К 15-му января 1918 года всеми церквами всех исповеданий на предмет секуляризации «небесных» капиталов должны быть представлены: а) сводка всего имеющегося на 1-е января 1918 года в наличности и в процентных бумагах церковного и причтового капиталов; б) подробная сводка прихода и расхода церковных сумм за 1917 год; данные о количестве состоящей при храмах пахотной, луговой и усадебной земель. 9) Митро[по]литы, архиепископы, епископы, архимандриты и протоиереи немедленно возвращают золото, серебро, бриллианты и другие драгоценности своих митр, клобуков, панагий, посохов и крестов в народную казну, опустевшую в годину величайших потрясений. 10) Всему духовенству рекомендуется свои рясы носить лишь в храмах, при исполнении служебных обязанностей. На улицах же, площадях и вообще в собраниях граждан Рос[с]сийской республики рекомендуется появляться в общегражданском платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010