Мы будем молиться об атомной электростанции в Десногорске, о всех тех, кто здесь трудится, о всей атомной отрасли России, которая сейчас, несомненно, набирает обороты, становясь одной из самых важных отраслей национальной экономики, концентрируя замечательный человеческий потенциал. И как не порадоваться мне, уже не как Смоленскому митрополиту, а как Патриарху Всероссийскому, о том, что происходит в этих замечательных высокотехнологических сферах национальной экономики, когда действительно живая вера людей без всякого принуждения, как результат внутреннего духовного и интеллектуального поиска, оплодотворяется живыми и добрыми делами, когда вера соединяется с разумом, с технологией, с высоким уровнем управления. В каком-то смысле то, что сейчас происходит в этой области, является примером для всей России, не люблю говорить высокие слова, но скажу, ни минуты не сожалея о том, что скажу — примером для всего мира; потому что человеческое сообщество, вся наша цивилизация входит в ту эпоху, когда высокие хрупкие технологии становятся жизненно необходимыми, когда без них не может существовать ни человеческое общество, ни человеческая личность. Если раньше человек зависел от своего физического здоровья, от своего ума, от того, насколько были крепки его руки и ноги, то сегодня он в значительной мере не зависит от себя, а является частью огромной схемы, огромной технологической сети, которая работает по своим законам — работает хорошо, а может и сорваться. Мы каждый день видим по телевизору то, что происходит в Мексиканском заливе. Разве там не было высоких технологий? Разве там не добывают нефть самые лучшие специалисты? Не говоря уже о том, что какой-то небольшой вулкан в Исландии парализовал воздушное движение почти во всем Северном полушарии, а если еще один взорвется где-нибудь на Дальнем Востоке, а один в Африке — что будет означать наш высокотехнологичный век? Современным людям свойственно, и по праву свойственно гордиться результатами своих изобретений и своего труда, но эта гордость должна быть не надменной гордостью язычника, а мудрым христианским отношением, проникнутым упованием на волю Божию. Мы должны восхищаться нашими достижениями, одновременно не умаляя, а усиливая молитву о роде человеческом. Только тогда и будет стабильность — и в мире, и в России, тогда и будет надежда на то, что результаты человеческого труда и человеческого разума не погубят, а помогут людям, если человеческие усилия будут оплодотворяться Божественной благодатью.

http://patriarchia.ru/db/text/1175389.ht...

Современная западная цивилизация лишь условно может быть названа христианской. В ней доминирует власть денег, комфорта, обезбоженной " универсальной " идеологии. С такой властью не согласны многие верующие - православные, католики, значительная часть протестантов, многие мусульмане и иудеи. Мир не должен допустить того, чтобы абсолютное меньшинство его населения, имеющее власть, деньги и влияние, говорило и принимало решения от имени всего человечества. Но " конфликта цивилизаций " можно и нужно избежать. Для этого следует приложить все усилия, чтобы не допустить искусственного стравливания мусульман и христиан. А в конечном счете - начать созидать современное мироустройство по-новому, не на основе доминирования одной идеологии, одного блока экономических, политических, военных и информационных сил, а на основе равного распределения власти между всеми частями населения планеты, между носителями различных мировоззрений и культур. В этой системе должно найтись адекватное место и для западного либерализма, и для последовательного христианства, и для ислама, и для иных традиций, даже если они сейчас выносятся кем-то " за рамки мировой цивилизации " . Только так мы сможем предотвратить новые столкновения и выбить почву из-под ног террористов. - Не хочется сейчас говорить о злорадствующих. В России таких, слава Богу, немного. Но вот иные верующие люди, искренне сочувствуя американцам, в то же время считают, что Америка заслужила кару сию за гордыню свою, за духовное растление, навязанное всему миру... - Не стоит никого осуждать, тем более народ, понесший столь страшные жертвы. Напомню, что через несколько часов после трагедии Святейший Патриарх Алексий II направил президенту США Джорджу Бушу телеграмму соболезнования, в которой говорилось: " С великой болью узнал о совершившихся чудовищных преступлениях, которые погубили жизнь и здоровье тысяч людей. Тому, кто виновен в этом, нет оправдания. Всем сердцем надеюсь, что столь ужасные беды и скорби более никогда не придут на американскую землю.

http://zavet.ru/terror-kirill.htm

— Потепление налицо, и для этого имеются серьезные основания. Главным внутренним, собственно церковным, основанием является отмена Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года прежних клятв на старые русские церковные обряды и на придерживающихся их православных христиан. Была исправлена древняя, быть может, во многом роковая, ошибка, тяжелейшим последствиям которой только теперь, сквозь призму времени, можно пытаться дать верную оценку. Соборное деяние не решило проблему церковного воссоединения, но уничтожило главное к тому препятствие. Поэтому священноначалие Русской Православной Церкви неизменно вновь и вновь на всех своих последующих Соборах возвращалось к теме незалеченной раны церковного раскола. Значимый импульс в деле уврачевания последствий раскола и установления взаимно доброжелательных отношений со старообрядцами содержался в посвященной этой проблеме речи митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе 2004 года. Эта речь нашла отклик и в сердцах старообрядцев. Можно назвать и множество внешних причин, способствующих установлению доброжелательных отношений. Все мы живем в мире, где христианские ценности уступают место иным чаяниям. Если три века назад, во времена кульминации церковного раскола, окружающий русского человека мир изменялся на западный лад, секуляризировался, то теперь он откровенно демонизируется. Только ослепленный, духовно несостоявшийся человек может утверждать, что искренне верующим во Христа людям сегодня неполезно быть вместе, вместе искать пути спасения и противостояния злу. Теперь о первой части вопроса. Сегодня обе стороны находятся только на пути к диалогу, причем диалогу скорее аналитическому, когда конструктивные цели явно не обозначены. Речь пока может идти не о поисках предпосылок к реальному воссоединению, а о попытках найти общий язык для потенциально возможного и желаемого диалога. Впрочем, то, что между Русской Православной Церковью и старообрядцами происходит сейчас, можно назвать уже первой фазой диалога, когда наступило время собеседований, встреч, дискуссий, предпочтительнее даже неформальных, для разъяснения позиций, выявления разногласий, преодоления взаимного отчуждения и негативных стереотипов восприятия друг друга.

http://patriarchia.ru/db/text/198199.htm...

«Нам надо убрать пробелы, доработать законодательство, касающееся увековечения памяти. Уже одобрен в первом чтении президентский законопроект о почетном звании " Город трудовой доблести " . Сейчас определяется порядок, какие города России могут претендовать на это имя. Возник также вопрос, могут ли другие города из бывшего СССР, тоже получить такое звание. Кроме того, мы готовим корректировки о полномочиях органов власти в сфере увековечения памяти погибших защитников Отечества. Хотим устранить проблемы в работе поисковиков. Рассматривается также законопроект, касающийся памятных дат России, посвященных им мероприятиях, в том числе об общефедеральной минуте молчания 22 июня. Это кропотливая работа, которую мы доведем до конца», — отметила заместитель председателя Государственной Думы. Она также подчеркнула, что главное в работе парламентариев, независимо от того, на какой площадке мира они находятся, это «не допустить искажения истории и встать на ее защиту». Заместитель председателя Государственной Думы Петр Толстой отметил, что ответ России на попытки разрушения советских мемориалов в восточноевропейских странах должен быть жестким, вплоть до высылки зарубежных послов. «Видя разрушение советских мемориалов, представители России зачастую, к сожалению, просто кивают головой. Послов надо высылать в таких случаях, когда речь идет о том, что разоряют могилы людей, отдавших свою жизнь за возможность тех или иных стран говорить на родном языке», — отметил Петр Толстой. Парламентарий призвал сохранять память о подвиге предыдущих поколений. «Самое главное — объяснить, почему этот подвиг был, почему и какое отношение это имеет к сегодняшнему дню, к нашей возможности самостоятельно, свободно выбирать путь развития нашей страны, не оглядываясь ни на кого, не делегируя свой суверенитет в обмен на субсидии от Евросоюза, как это сделало большинство европейских стран, в том числе и освобожденных советскими солдатами», — заявил Петр Толстой. Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , говоря о необходимости защиты истории, назвал предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о внесении в преамбулу Конституции упоминание Бога крайне важным и призвал все традиционные религиозные и общественные организации «в ситуации нарастания антирелигиозных чувств в обществе» поддержать предложение Святейшего Патриарха и те усилия, которые сейчас предпринимает рабочая группа по внесению поправок в Конституцию. Митрополит Исидор поблагодарил председателя Комитета-организатора круглого стола Сергея Гаврилова за инициативу обсуждения значимых вопросов.

http://patriarchia.ru/db/text/5589245.ht...

Теперь Г. Стерлигов попадает в новости в связи с заявлением о намерении баллотироваться в мэры Москвы. У него есть своя программа. Например, Герман Стерлигов хочет расселить мегаполис. Каким образом? Предложить каждому женатому гражданину по дому и хозяйству в Подмосковье и еще в Тверской, Смоленской и других областях. Обещает выделить свои личные деньги на землю, на скотину и на первые вложения. Может быть, какие-то идеи Стерлигова не такие уж плохие, их можно взять на вооружение и действительно расселить город? Митрополит Иларион: Я думаю, что расселить Москву очень трудно, потому что большая численность ее населения вызвана именно тем, что люди хотят жить в этом городе, а не вне его. И даже если им дадут деньги на то, чтобы выехать из столицы, я не думаю, что они на это купятся. Другое дело, что сейчас те люди, которые достаточно состоятельны, чтобы приобретать хлеб «от Германа Стерлигова», нередко переезжают в Подмосковье, дабы жить в экологически чистых условиях, а в столице работают. В Москве они зарабатывают деньги, живут же за городом. Сам по себе этот процесс, я думаю, можно только приветствовать, но ведь параллельно происходит и обратный процесс: не иссякает поток желающих поселиться именно в Москве. Поэтому я думаю, что в том виде, в каком этот проект сейчас предложен, он утопичен и нереализуем. Полагаю, что должна быть сбалансированная и взвешенная политика, которая позволит, с одной стороны, не раздувать Москву до каких-то уже совершенно невозможных размеров, а с другой стороны, даст возможность тем, кто хочет жить внутри города, а не за кольцевой дорогой, осуществить свое желание. Е. Грачева: Владыка, а теперь от Москвы — к проблемам всей России. Вышли свежие данные Росстата за прошлый год. Согласно статистическим данным, в 44 регионах (из 71 региона, уже предоставившего отчеты) уровень бедности вырос. Снизилась бедность в 22 субъектах нашей страны. Известно, что храмы существуют только на частные пожертвования. По Вашим наблюдениям, в каких-то регионах растет число жертвователей? Как они себя чувствуют, стали ли они за последние год-два беднее или богаче, как Вы считаете?

http://patriarchia.ru/db/text/5235254.ht...

Тогда я приютил Николова к себе. Вдруг я получаю бумагу с предложением высчитать путевой расход для возвращения Николова домой, гак как Синод отказал Николову в утверждении стипендии… К счастью Николова, в эти дни проезжал Москву Тырновский митрополит Климент, знавший Николова и ехавший в Санкт-Петербург просить государя быть крестным отцом новорожденного князя Бориса, сына Фердинанда Болгарского. Я вцепился в этот случай, отправил Николова в Санкт-Петербург, а затем, с помощью Климента, был утешен депешею Победоносцева, что по его приказанию Николова принять казеннокоштным учеником Синодального училища. Князь и бровью не повел, получив такой «неожиданный реприманд». Но Николову, несмотря на то, что все четыре года он во избежание неприятностей все-таки жил у меня, отдельно от учеников, больно доставалось это поступление вопреки интриге князя, даже и при моей защите. «Братушка», однако, начал упорно работать и успевать, а так как оказался умным и добрым, то его и полюбили все очень скоро. Вторая проделка князя, задумавшего притеснить Николова по окончании курса в деле пособия ему на выезд домой, также не удалась его сиятельству. Я дал Николову заимообразно денег, и мы не поклонились недоброму князю. Сейчас Николов в Петербурге, вторично командированный ко мне из Болгарии, где уже успели понять, что он толков и работящ. На желание болгарского правительства выработать археологическим путем хотя бы остатки народного болгарского церковного пения, которое могло бы заменить господствовавшее там пение на распев древнегреческий, введенный влиянием греческой иерархии, Николов отозвался, что всего вернее можно достать требуемые материалы из библиотеки рукописей Синодального училища. В Софии не знали, конечно, что готовится мой переезд в Санкт-Петербург, и командировали Николова на два года ко мне лично, для занятий уже не под покровительством Ш 2 . Открытия Николова были так удивительны, по правде сказать, для меня самого, что я счел себя обязанным отписать о том князю Фердинанду и Софийскому Синоду, прося помочь Николову деньгами. Николов работает и сейчас очень усердно. Он устроился еще и преподавателем в Петербурге, у него уже двое детей, а жена учится пению в консерватории. В час, когда я пишу это (25 января 1903 года), идет этнографический народный концерт (болгарский целиком), написанный при участии Николова Кленовским, разученный Николовым, в пользу македонцев. Теперь Николов уже вырос в будущего серьезного работника. Он – умный, страстный патриот и уже снискал себе общую любовь и уважение от своих соотечественников. Думаю вообще, что время его деятельности на родине – очень недалеко, ибо он умен, знающ и трудолюбив. Таланта у него немного, но дар увлекать других и заставлять работать – несомненен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исчерпывающую характеристику происхождения и языческой сути либерализма дал наш современник, Митрополит Смоленский Кирилл: " Ренессанс - возрождение. Возрождение - чего? Возрождение язычества, возрождение языческой философии с ее антропоцентризмом. Ведь языческая философия в центре имела всегда человека - личность. Даже боги были человеко-богами. Все человеческие страсти были обожествлены. Они были включены в божественную жизнь. И поэтому поклонялись люди даже человеческим страстям через эту мифологию. И вот эта идея - идея антропоцентризма - она получила свое возрождение в эпоху Ренессанса... Идея Ренессанса, затем протестантская идея с ее несомненным антропоцентризмом и с отказом в нормативном значении Церковного Предания. Если вы откроете семинарский учебник, где сказано, чем протестантизм отличается от Православия, там написано: протестанты не признают Предания. И многие из наших семинаристов автоматически заучивают эту идею, не докапываясь до сути. А вся проблема именно в этом: если вы отрицаете Предание, вы отрицаете норму веры. То есть любая интерпретация веры становится законной. И поэтому совершенно неслучайна та колоссальная трансформация в области богословия (особенно нравственного богословия), которая произошла в протестантизме. Мы знаем, что сейчас проповедуют многие протестантские деноминации: это и возможность гомосексуальных браков, и женское священство и т.д. Так вот, протестантизм тоже был одним из источников. Третьим источником была еврейская философская мысль, как она сформировалась в Испании и как она реализовала себя в западно-европейских университетах: не нужно путать эту иудейскую философскую мысль с традиционным иудаизмом как религией. Это разные явления. Вот эти три источника западно-европейского либерализма - они и породили такое явление как либеральная философия и либеральная политическая мысль. И все это, конечно, укрепилось в эпоху Просвещения, а затем уже вошло в политическую практику через Французскую революцию " . Для построения всемирного государства, которое сейчас довольно быстро творится с помощью создания различных надгосударственных союзов, объединений, введения общих глобальных стандартов в политике, экономике, культуре не подходит ни одна идеология, религия, кроме либеральной.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/16/...

Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Все по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда? Винтаж Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым «за 50», а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует. Рынок и индивидуальный пошив Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в «Лужниках». Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли? НИКОГДА не надо Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку. Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми. Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы. И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала   «священнослужительницей»?   По сообщению агентства Интерфакс, Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом. «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом», — заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству. В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

http://pravmir.ru/ty-zhenshhina-ili-vstr...

На открытии XV Рождественских чтений прозвучали статистические данные о православных в России Москва, 29 января 2007 г. В своем докладе на открытии XV Рождественских чтений Святейший Патриарх Алексий II привел статистические данные, согласно которым в настоящее время «гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста, стало приходить в храмы», сообщает сайт Благовест-инфо . Социологи свидетельствуют, что в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, а сейчас снизился до 44-45 лет. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, во многих регионах более 90% детей крещено в православии. «Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян»,- сказал Патриарх Алексий II, отмечая при этом, что «большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого участия в церковной жизни». Участники Рождественских чтений аплодисментами поддержали ту часть доклада Святейшего Патриарха, в которой он призвал уважать «общечеловеческие права не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым по данным социологических исследований относятся в России православные». В первую очередь, проявлением такого уважения со стороны государства должно стать введение в светских школах преподавания «Основ православной культуры». В своем выступлении на XV Рождественских чтениях председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Сегодня, согласно статистике, свыше 60 % населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, на порядок ниже». «Тому большинству наших соотечественников, которые, хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания», - подчеркнул митрополит Кирилл. В день открытия Рождественских чтений данную статистику прокомментировал в интервью радио «Эхо Москвы» социолог «Левада-центра» Борис Дубин. По его словам 60% взрослого населения России считает себя православными. Он так же добавил, что «такое распределение в последнее время является достаточно устойчивым». 29 января 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20584.html

В апреле 1887 года бывший помощник инспектора Смоленской дух. семинарии О.И. Маньковский подарил в музей гравированное овальной формы изображение святителя Митрофана Воронежского , представленного в клобуке, мантии и епитрахили, коленопреклоненным пред аналоем, на котором водружено распятие и лежит разогнутая книга. Медальон, поддерживаемый со сторон двумя ангелами, сверху окружен словами: «Святителю отче наш Митрофане моли Бога о нас», а внизу имеет свиток, в котором помечены дни кончины, поставления во епископа, прославления и памяти святителя. Гравюра, от времени сильно выцветшая и изветшавшая, не показана в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского 749 . В сентябре 1889 года наследники А.Ф. Аксаковой —138— принесли в дар музею изящный серебряный венок (вес. 1 ф. 48 зол.), возложенный С.-Петербургским славянским благотворительным обществом на гроб И.С. Аксакова, и превосходный портрет последнего, лежащего на смертном одре, исполненный фотограф. Дьяговченко и оправленный в роскошную бархатную раму. Эти приношения также дороги академии, которая чтит в почившем столько же славного сына земли и церкви русской, сколько и своего щедрого благотворителя, оставившего в наследство ей свои богатые книжные сокровища и несколько стипендий 750 . В том же году и месяце Сербский митрополит Михаил пожертвовал в музей бронзовую вызолоченную медаль в память пятисотлетия Коссовской битвы 751 , а в мае 1890 г. священником московск. Власиевской церкви Д.П. Некрасовым был передан на хранение в музей антиминс на белом атласе, освященный для Христорождественского храма преосв. Аполлосом, епископом Орловским и Севским 30 авг. 1795 г. 752 Сейчас названные пожертвования были последними вкладами в наш церковно-археологический музей за время нахождения его в рукописном отделении библиотеки. По мере того, как он развивался и обогащался предметами древности, все более и более выяснялись неудобства совмещения двух различных по составу учреждений под наблюдением одного и того же лица. Обремененный множеством своих ближайших и неотложных занятий по заведыванию библиотекой, академический библиотекарь едва успевал заносить в инвентарь, рядом с книгами, поступления в церковно-археологический музей и докладывать время от времени о них Совету. Не обязанный интересоваться, а тем более заниматься церковными и другими древностями, он не имел ни побуждений, ни возможности исследовать и сортировать поступавшие в музей старинные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010