Русское церковное пение Церковное пение в Киевской и Московской Руси. Знаменный распев Церковное пение появилось на Руси вместе с христианством, которое стало господствующей религией при князе Владимире. Историческая дата Крещения Руси – 988 год – может считаться официальной датой начала русского церковного пения, хотя отдельные храмы и певцы существовали на Руси и до этого времени. По мнению целого ряда ученых 161 , русское церковное пение произошло от греческого пения путем простой трансплантации греческих напевов на русскую почву и «подгонки» славянских переводов богослужебных текстов под греческую церковную музыку. Вместе с византийским пением, утверждают эти ученые, на Русь пришла и византийская невменная нотация, лишь впоследствии модифицированная и превратившаяся в так называемую «знаменную», или «крюковую», характерную для русского знаменного распева. Появление на Руси греческих певцов тоже связывают с миссией князя Владимира. Протоиерей Василий Металлов полагает, что вместе с принцессой Анной, вывезенной Владимиром из Византии, «прибыл в Киев целый клир греческих певцов, называемый царицыным» 162 . По мнению других ученых, древнерусское церковное пение является продуктом самобытного народного творчества и возникло на русской почве самостоятельно, без внешних влияний 163 . Так считал С.В. Смоленский: «К XI веку, т.е. сейчас, при Крещении Руси, мы уже имели отлично выработанное в знаменах, вполне систематизированное певческое русское искусство, располагавшее весьма внушительным объемом своих книг и мелодиями столь твердыми и народными, что они сохранились живыми до наших дней» 164 . В другом месте Смоленский говорил: «Мы действительно получили через византийцев теоретические основания нашего церковного пения... может быть, мы получили и значительное число напевов, но развили их сами и усовершенствовали мелодическое содержание этого пения и его письменное изложение вполне независимо от византийцев, только своими силами» 165 . Существует также гипотеза И.А. Гарднера о болгарских корнях русской церковной музыки. Согласно этой гипотезе, «сейчас же после крещения Руси и организации церковной жизни в государстве св. Владимира стала преобладать болгарская церковная культура». Как считает исследователь, «богослужебное пение, взятое болгарами от византийцев в конце IX века и разработанное ими, было уже приспособлено к славянскому языку... и к музыкальному чувству южных и восточных славян» 166 . Эта версия основана, в частности, на сообщении Иоакимовской летописи о том, что после своего крещения князь Владимир привез с собой в Киев «перваго митрополита Михаила болгарина суща и иных епископов, иереев и певцов» 167 . Если первый митрополит был болгарином, то и первые певцы могли быть болгарами, а не греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

поиск:   разделы   рассылка Святейший Патриарх Кирилл: " Чтобы исцелить духовную рану, нанесенную безбожием, мы должны помочь людям пройти путем нового воцерковления " Источник:  Смоленские новости Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью главному редактору газеты " Смоленские новости " С. Новикову. – Ваше Святейшество, 27 января 2014 года исполнится 5 лет со дня избрания Вас Патриархом. Что за эти неполные 5 лет Вы – человек и до этого знающий о жизни и церковной, и светской, казалось бы, все – открыли (может быть, с удивлением) для себя нового: в стране, в Церкви, в людях? – Посещая города нашей страны и других стран канонической ответственности Московского Патриархата, общаясь с людьми, я убеждаюсь в том, что Слова Христовы " нивы побелели и поспели к жатве " (Ин. 4. 35) как никогда актуальны. Церкви действительно не хватает делателей на ниве благовестия. Первосвятительские визиты укрепили мою уверенность в том, что внутрицерковная миссия, просвещение наших соотечественников – это то, на что нам следует направить наши силы в первую очередь. Сейчас по всей России создаются новые епархии, новые митрополии, учреждаются должности приходских работников, в частности, катехизаторов, миссионеров. Это призвано придать новый импульс церковной жизни, увеличить количество приходов, приблизить пастырей и архипастырей к народу, к пасомым. Православную веру пытались выжечь из души нашего народа каленым железом в течение десятилетий. Чтобы исцелить духовную рану, нанесенную безбожием, мы все должны помочь людям пройти путем нового воцерковления. И я верю, что Господь с нами на этом пути. – Академик Лихачев считал, что (цитирую) " это было бы несчастьем для христианства – воссоединение Церкви и государства; прогресс заключается в увеличении сектора свободы, а сектор свободы для Церкви в том, что она отрешается от своей зависимости от государства " . Сейчас со всех сторон слышны упреки, с одной стороны, в огосударствлении Церкви, с другой – в клерикализации страны. Где, на Ваш взгляд, та грань, которая отделяет слияние Церкви и государства от партнерства?

http://religare.ru/2_102909.html

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  22 декабря 2008 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 13-21 декабря 2008 13 декабря, на девятый день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную Литургию и панихиду в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Первосвятитель. По окончании заупокойной Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду по почившему Патриарху у места его погребения. Затем Патриарший Местоблюститель обратился к собравшимся со словом, в котором отметил: «Мы собрались сегодня у могилы Предстоятеля, чтобы вознести молитву о упокоении его души. Чем дальше отдаляешься от дня его кончины, тем более значимым представляется образ Святейшего Патриарха. Сегодняшнее его девятидневное памятование совпадает с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного, которому Господь судил придти на киевские холмы и своей молитвой утвердить основание нашей Церкви». В тот же день митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В крипте Успенского собора у гробниц почивших Предстоятелей Русской Православной Церкви патриарха Алексия I († 1970) и патриарха Пимена († 1990) митрополит Кирилл совершил литию. За поминальной службой пел хор Московских духовных школ. Затем в Троицком соборе Местоблюститель Патриаршего престола поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона Радонежского и другим святыням, находящимся в храме. Преподав богомольцам архипастырское благословение, митрополит Кирилл обратился к ним со словом: «С большим волнением преступил я черту Святых врат и вошел в обитель преподобного Сергия — великую, вселенскую святыню. В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение. Сейчас Церковь наша проходит очень сложный период своего исторического бытия: скончался Святейший Патриарх, который 18 лет мудро вел церковный корабль. И для того чтобы сохранить и умножить его наследие, нам следует в первую очередь сделать то, что делает каждый, приходя в эту в святую обитель, — просить Господа, преподобного Сергия, угодников Божиих, чтобы они не оставили Церковь Русскую, не оставили землю нашу. Просить, чтобы перст Божий указал того, кто во славу Церкви и Отечества продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия. Ныне нам всем, быть может, более, чем прежде, подобает хранить мир, любовь и единомыслие, чувствовать духовно локоть друг друга. Да поможет нам в этом Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всех русских святых».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_87312.html 08 апреля 2006 Леонид Гозман Открытое письмо Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству Владыке Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Источник:  http://www.sps.ru/?id=212434 Сайт СПС Будучи либеральной партией, " Союз Правых Сил " выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы. Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка – иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны.

http://religare.ru/2_87312_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Слово Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сказанное 9 декабря 2008 года перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Стенограмма Ваши Святейшества и блаженства, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич – президент Российской Федерации, глубокоуважаемый Владимир Владимирович – премьер-министр Российской Федерации, господа Президенты, министры, высокие представители общественности, дорогие отцы, братья и сестры. Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия. Когда хоронят человека или после похорон, обычно, вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами, а в добрых делах открывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело, это Бог творит нашими руками, когда мы делаем дурное дело, это дьявол работает вместе с нами. Святейший же сотворил множество добрых дел, и, может быть, сейчас нужно сказать о самом главном, что непременно войдет в историю – Святейший принял Церковь ослабленную десятилетиями гонений, притеснений, Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции, подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать. Церковь наша, вставая, была слаба. Но в тоже самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя Лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь – у нас не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим народом, потому что духовное проросло материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть человеческой правды.

http://religare.ru/2_60295.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством (Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 3-8 октября 2004 года). (2-я часть) Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные архипастыри!… Хотя еще не все вопросы, связанные с преодолением многолетнего разделения с Русской Зарубежной Церковью, получили окончательное разрешение, очевидно, что уже произошло качественное изменение взаимоотношений, что подлинный диалог начался и успешно развивается, что мы вместе, с помощью Божией, продвигаемся по пути, ведущему к полному каноническому и евхаристическому единству при уважении исторически сложившихся особенностей в церковной администрации и вообще в укладе церковной жизни. Конечно, такое движение радует и вдохновляет. Его результаты имеют великое духовное значение для нашей Церкви, для всего общества, для национального самосознания, которое ныне так нуждается в восстановлении целостности и преемства после десятилетий богоборческой смуты. Великой радостью для всех нас станет тот долгожданный день, когда мы вместе с нашими зарубежными братьями приступим к единой Чаше Господней. Но уже сейчас, в чаянии этого исторического события, мы должны подумать и о других наших отделенных братьях, о тех, кто исторически произошел от одного с нами духовного корня, о тех, с кем у нас общие предки и общая вера, а когда-то была общей и молитва. Настало время вновь обратить внимание соборного разума Церкви к труднейшей и многовековой общецерковной задаче — уврачеванию последствий русского церковного раскола XVII века. В еще большей мере, чем в случае с Зарубежной Церковью, проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у нее есть и иные аспекты — социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Порхов. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольская церковь построена в 1412 г., многократно перестраивалась.Действует. Крепость Порхов заложили новгородцы в 1387 году. Позднее в крепости построили церковь «В лето 6920 поставиша церковь камену святому Николаю в Порхове, при кн. Федоре Юрьевиче Смоленском». 6920 год соответствует 1412 по современному летоисчислению. В 1427 г. во время литовских войн храм был поврежден. В 1497 церковь опять перестроили, в таком виде она просуществовала до 1770 года, когда был построен новый каменный храм. В начале XIX века возвели колокольню, она находилась прямо на крепостной стене напротив алтаря Михайловского придела. До того, как в 1782 году построили Троицкий собор церковь св. Николая называлась Соборной. В апреле 1856 года Порхов становится кафедральным городом. После разрушения Троицкого собора в 1930-х годах, Никольский храм становится кафедральным и остается им до 1990 года. Сохранилась икона св. Николая, написанная в 1412 году к построению храма, она находится сейчас в Пскове. Действует. Информация:http://www.pskovgrad.ru; http://skobari.ru;  http://www.pskov-eparhia.ellink.ru В глубину веков уходит история и церкви святителя Николая Чудотворца в Порховской крепости. В 4-ой Новгородской летописи под 1412 годом записано: «Поставьте церковь камену святого Николу в Порхове, при князе Федоре Юрьевиче Смоленском». Во время штурма Порховской крепости литовским князем Витовтом в 1428 году церковь была сильно повреждена. В 1497 году в крепости случился сильный пожар, от которого пострадала и церковь. Со временем она все больше старела. В 1766 году митрополит Новгородский и Великолукский распорядился разломать ветхое здание Никольской церкви и построить новое. В 1770 году оно было построено. Средства собрали горожане. Строительство обошлось в 7 тысяч рублей. Руководил постройкой церкви полковник Воронов. 27 сентября состоялось освящение храма архиепископом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Новая церковь была построена на фундаменте старой. В проезде крепостной Никольской башни устроили часовню, которая, как и церковь, получила имя святого Николая. С юго-западной стороны к церкви пристроили придел во имя архангела Михаила, а против него на крепостной стене поставили колокольню. В начале XIX века колокольня была перенесена на Никольскую башню, где находится и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=00268

Ростов-на-Дону. Церковь Преполовения Пятидесятницы. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Преполовенский храм в казачьей станице Нижне-Гниловской построен в 1824-1829 годах. В 1892-1893 годах около храма сооружается часовня во имя Чудотворной Аксайской (Смоленской) иконы Божией Матери Одигитрии. В 1908-1909 годах в расширенном и перестроенном храме появляются два новых придела с престолами: правым - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, именуемого сейчас Московским, и левым - во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В храме появляется высокая звонница. В 1933 году Преполовенский храм закрывают и постепенно разрушают. Звонница некоторое время служит парашутной вышкой. В 1942 году возродивщийся храм Преполовенский приход возобновил свои богослужения в подвале разрушенного храма до 1959 года, когда община была повторно ликвидирована. В 1991 году Казачья община добивается ликвидации угольного склада на территории бывшего храма и приход снова возобновляет свои богослужения в здании бывшей церковноприходской школы, использовавшимся кинотеатром " Мир " . В 1995 году началось воссоздание нового каменного Преполовенского храма по проекту архитекторов Ю.Н. Солнышкина и И.В. Гануса, а через пять лет в ещё недостроенном храме возобновились богослужения. В бывшей Нижне-Гниловской станице (с 1956 г. - Железнодорожный район Ростова-на-Дону), по современному адресу ул. Всесоюзная, 161-165 в 1824 г. на средства станичников был заложен довольно вместительный каменный храм. Строился он пять лет и, по окончании строительства, в 1829 г. его освящают в честь Воскресения Христова. Однако, по просьбе прихожан и с благословения епископа Воронежского и Черкасского Епифания, престольное празднование в храме было отнесено к празднику Преполовения Пятидесятницы. Поэтому церковь называют Преполовенской. «Ведомости о церкви» за 1890 г. свидетельствуют, что уже тогда однокупольный Преполовенский храм имел довольно высокую звонницу над притвором. Около церкви находилось два каменных здания: сторожка и канцелярия. Кроме того, при церкви функционировало два училища: двухклассное мужское (с 1823 г.) и начальное женское (с 1878 г.), Церковный причт состоял из двух человек: священника и псаломщика, живших на доброхотные подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=02621

Смоленская православная духовная семинария ЖМП 11 ноябрь 2021 /  21 ноября 2021 г. 15:00 Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ИСТОРИИ, ТРУДОВ И ЗАБОТ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. От училища к семинарии «Владыка говорил о необходимости открытия семинарии с момента своего назначения на Смоленскую кафедру еще в 1984 году, — вспоминает протоиерей Александр Мельничук, в прошлом протодиакон митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. — Но государство тогда еще не было готово к таким уступкам, препятствия владыке Кириллу чинились вплоть до 1991 года. Но при его настойчивости эта мечта постепенно обретала конкретные очертания». В ноябре 1988 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Его ректором стал священник Виктор Савик, которого архиепископ Кирилл хорошо знал по Ленинградской духовной академии . Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в России, учрежденных после долгого перерыва. В 1989 году состоялся первый набор на его регентское и пастырское отделения.  В короткие сроки удалось решить три главные задачи: найти и обустроить помещение для занятий, общежитие для студентов и обеспечить новое учебное заведение преподавателями. И началась работа по подготовке духовенства для быстро открывавшихся приходов в Смоленской и Калининградской епархии . На открытии комплекса зданий Смоленского межъепархиального училища и освящении семинарского Покровского храма 14 октября 1990 года архиепископ Кирилл, в частности, отметил: «Мы надеемся, что училище будет удовлетворять потребности нашей епархии в образованных священнослужителях, в преподавателях воск-ресных школ, в регентах церковных хоров. Но самая главная наша цель — чтобы это маленькое скромное училище не столько учило бы говорить (словам мало кто верит), сколько учило бы своих воспитанников правильной жизни, формировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир, помогать другим идти по трудным дорогам жизни, преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся» 1 . 

http://e-vestnik.ru/church/smolenskaya_d...

Митрополит Кирилл ответил на вопросы директора телерадиокомпании «Калининград» Калининград, 19 июня 2006 г . В дни Светлой Пасхальной седмицы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответил на вопросы директора Государственной телерадиокомпании «Калининград» Владимира Шаронова, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Состоявшаяся беседа была посвящена итогам Х Всемирного Русского Народного Собора, а также восприятию его идей российским общественным мнением, и показана по калининградскому телевидению. Ведущий: Многоуважаемый Владыко, прежде всего, позвольте сделать необходимое для дальнейшего разговора уточнение. Правильно ли я понял, что есть две сквозные идеи в Вашем докладе на Х Всемирном Русском Народном Соборе: о приоритете нравственности над законом и о губительности слепого копирования либеральных ценностей? Митрополит Кирилл : Как свойственно всякому человеку, Вы сделали свой акцент на проблеме. И правильно сделали, потому что ведь мы воспринимаем реальность личностно, сквозь призму своего «я» и исходя из собственных мыслей и озабоченностей. Вы сделали вполне допустимый акцент, в чем-то отражающий, вероятно, Ваше собственное видение вопроса. А вот моя озабоченность была следующей. Идея прав и свобод человека является, несомненно, величайшим достижением человечества. Собственно говоря, если бы эта идея не была реализована в нашем обществе, то мы бы сейчас не могли бы и разговаривать на эту тему, и Вы не брали бы у митрополита интервью на эту тему. И тот факт, что у Церкви сейчас есть права и свободы, – это результат практической реализации этих ценностей. Поэтому говорить, что Церковь выступает против прав и свобод, – это просто не знать нашей истории. Но что происходит, когда человек реализует свои права и свободы вне системы нравственных координат? Ведь человек способен как к добру, так и ко злу. Человеческое существо вмещает и жизнь духа, и жизнь инстинкта. Но если личность осуществляет себя вне системы нравственных координат, то как направить ее на то, чтобы она реализовала доброе начало в себе, а со своим злым началом боролась? Ведь если человек не получил соответствующего воспитания, не был сформирован должным образом и потому не привык ощущать себя в системе нравственных координат, то никакому закону, никакой внешней силе не удастся ограничить его произвол.

http://pravoslavie.ru/17747.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010