Низложен был старый вечевой город, и на севере водворилось однообразие: все города новые, назначительные; Ростов заброшен, Владимир не успел еще подняться в значении столицы великокняжеской, как был разорен татарами и также заброшен; великие князья живут в своих опричнинах, в своих наследственных городах: то в Переяславле, то в Твери, то в Костроме, то в Москве. Нельзя не заметить в русской истории относительно городов важной по своим последствиям односторонности:, в западной половине, где была главная историческая сцена в древности, мы видим ряд значительных городов, процветавших именно потому, что они были на дороге из варяг в греки, т. е. из Северной Европы в Южную; в северо-восточной части, которая теперь выступает на первый план, по другим, менее благоприятным природным условиям, значительных городов нет, и потому не обнаруживают они влияния на последующий ход событий, которые совершаются мимо их. Города являются здесь преимущественно большими огороженными селами, и государство, здесь сложившееся, окрепнувшее, получает преимущественно характер государства земледельческого. Вообще движение русской истории с юго-запада на северо-восток было движением из стран лучших в худшие, в условия более неблагоприятные. История выступила из страны, выгодной по своему природному положению, из страны, которая представляла путь из Северной Европы в Южную, из страны, которая поэтому находилась в постоянном общении с европейско-христианскими народами, посредничала между ними в торговом отношении. Но как скоро историческая жизнь отливает на восток, в области верхней Волги, то связь с Европою, с Западом, необходимо ослабевает и порывается не вследствие мнимого влияния татарского ига, а вследствие могущественных природных влияний: куда течет Волга, главная река новой государственной области, туда, следовательно на восток, обращено все. Но Западная Россия, что же с нею сделалось? Она осталась на своем месте, не могла передвинуться на восток! Западная Россия, потеряв свое значение, потеряла способы к дальнейшему материальному, государственному и нравственному развитию, способы иметь влияние на Восточную Россию результатами своего общения с европейскими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Плоскости северного и южного фасадов зеркально симметричны в кормлении. Приделы с юга и севера фланкированы угловыми пилястрами, на которые над основным карнизом опираются килевидные профилированные завершения, выполненные в виде аттиков, с двускатными кровлями и слуховыми окнами. Трехчастные окна, расположенные в нише арочной формы (центральное окно более высокое) обрамлены арочным наличником с килевидным завершением, плечиками и спусками на вертикальных элементах. Боковые грани приделов декорированы прямоугольными нишами. По центральной оси нижнего яруса расположены арочные входы с килевидными профилированными завершениями, опирающимися на пилястры. Перед входами, выделенными арочными наличниками с архивольтами, устроены крыльца с боковыми стенками. Двери двупольные с фрамугами в верхней части. По центральной оси западного фасада притвора под колокольней, устроен главный вход с крыльцом, расположенный в нише арочной формы и обрамленный арочным наличником. Над входом расположено одно арочное окно, обрамленное арочным с килевидным завершением и спусками на вертикальных элементах. Аналогичными оконными проемами, без спусков на вертикальных элементах, прорезаны боковые фасады притвора, южный и северный фасады трапезной и апсида, нижняя часть проемов которых опирается на подоконный двойной пояс. Над окнами боковых фасадов притвора расположены круглые ниши-киоты. Стены основного центрального объема храма имеют разную ширину - большую по граням, обращенным на север, юг, запад и восток. Одиночные арочные высокие окна, обрамленные арочными наличниками с килевидными завершениями, плечиками и спусками на вертикальных элементах, прорезывают грани, ориентированные на юго-запад, юго-восток, северо-запад и северо-восток. Под оконными проемами нижнего яруса и над двойным поясом в этой части стен устроены прямоугольные ниши. Все диагональные грани выполнены с аналогичными завершениями, расположенными на северном и южном фасадах приделов. Круглый световой барабан храма выполнен в двенадцать оконных осей, шесть из которых глухие. Окна обрамлены аркатурным поясом из наличников с плечиками. Апсида полукруглой в плане формы имеет три оси арочных проемов. Ориентированный на восток проем глухой. Прямоугольный в плане объем трапезной, под двухскатной кровлей, прорезан с севера и юга тремя арочными оконными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=39125

Вторжение персов в Скифию не произвело ничего, кроме ускоренного движения ее обитателей; попытки Митридата возбудить восток, мир варваров, против Рима остались тщетными. Движения из Азии не могли возбудить исторической жизни в странах понтийских, но вот слышится предание о противоположном движении с запада, из Европы, о движении племен, давших стране историю.  ГЛАВА ТРЕТЬЯ Славянское племя. - Его движение. - Венеды Тацита. - Анты и сербы. - Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. - Родовой быт славян. - Города. - Нравы и обычаи. - Гостеприимство. - Обращение с пленными. - Брак. - Погребение. - Жилища. - Образ ведения войны. - Религия. - Финское племя. - Литовское племя. - Ятвяги. - Готское движение. - Гунны. - Авары. - Козары. - Варяги. - Русь. Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север и восток, вследствие натиска какого-то сильного врага. Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению, древнее пребывание славян в придунайских странах оставило ясные следы в местных названиях; сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада - кельты, с севера - германцы, с юга - римляне, с востока - азиатские орды; только на северо-восток открыт был свободный путь, только на северо-востоке славянское племя могло найти себе убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияний Запада, до тех пор, пока оно, собравши силы, могло уже без опасения за свою независимость выступить на поприще и обнаружить с своей стороны влияние и на восток и на запад. Вот это предание о первоначальном месте жительства славян и движениях их, как оно читается у нашего русского летописца: " спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Падмасамбава воспитывается, как царский сын; он лучше всех своих сверстников и женится на принцессе из Симхала (Цейлона). В этот период его земного благополучия надземный голос требует от него, чтобы он отказался от мира. Его не желают отпускать, но он голый, как йоги, танцуя на балконе дворца, вачрою (громовою стрелою) убивает подданных царя. Совет министров, в котором враждебные ему еретики (тиртики) взяли перевес, присудил посадить его на кол, но дакинисы и джинны приводят к нему чудесного коня Валахаку, который увозит его. После этого он размышляет на восьми кладбищах, где он чрез заклинания и посвящения различных дакинис получает сверхъестественную силу, проходит все страны и, притворяясь незнающим ничего, «хотя, как совершенный, Будда он знал все», изучает все науки: астрологию, алхимию, все яны (махаяну, хинаяну и тантры) и все языки, затем освобождает от колдовства принцессу Мандараву, воплощение одной дакини, сопровождавшей его в различных видах. Свою систему он развивает в Гайе, месте, где прежде жил Гаутама. Затем текст продолжает: «При ногах львиного трона (симхасана) святого учителя открыл он по сутре атйога светлый круг, имя которого соответствует содержанию, блестящий круг символа сприти-йога, солнечный и лунный круг Янти-йога, и когда он так проник в сердце полного познания, которое обнимает все яны, тело святого расплылось в небе, он сделался светлым, как небо. Теперь он решился обратить народы Индии, подвергая их магическим превращением, смотря по их способности. Выйдя из Удаяны, которую он решил обратить после всех, он вспомнил пограничные страны. «На восток» от Дханакоша (место рождения Падмы в Уцаяне) лежала страна Ямбумаледвипа, на юге – Царбатадвипа, на юго-восток Рисхидвипа, на юго-запад Ракшасадвипа, на северо-запад Яудевадвипа, на северо-восток двипа демонов, на запад Капитадвипа, на север Кашакамаладвипа. Это – девять (с Удаяной) стран. В лежащей на восток стране Ямбумале было 16 млн. городов. Посредине этой страны стоит дерево, называемое Ямбуврикша, составляющее центр южного Ямбудвипа. Высота этого дерева простирается до 4 тыс. сажен: 16 больших ветвей его расстилаются на большое пространство, а малых ветвей нельзя и сосчитать; его листья красно-серого цвета, мягки, как тончайший шелк. Цвет его блестит как золото. Плоды его имеют сладкие ядра, величиною приблизительно с гусиное яйцо. Эти плоды изгоняют все болезни. Сок их золотисто-желтый и стекает, как топленое масло. Так как при ветре, от шелеста листьев дерева слышен звук «ямбу», то и страна называется ямбудвип. Жители этой страны питаются от дерева. Некогда над ними господствовал один Дева, и они имеют царей из рода Джаяджа. Они держатся учения, находящегося в восьми сутрах «Майя» и развитой из них дармы. Падмасамбава, пришедши к ним и живя долгое время у них, вертел колесо дармы Вачраянамулатантра маяджала, имел успех и приобрел для своей религии бесчисленное множество последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Во-первых, вплоть до XIII века не было даже приблизительно точных карт и все географические описания Античности и Средневековья должны были опираться на показания путешественников. Но описания путешествий – итинерарии 45 – обычно украшаютматериал (NB! Поэтизируют, теологизируют, как в «Плавании»: было путешествие реальное – итинерарием которого стал текст «Плавания»). Маршрут представлялся в виде прямой линии, сколько бы извилистым он ни был на самом деле. Датчанин, скажем, плывущий из Шлезвига в Тронхейм, сообщит, что он плывёт на север, хотя сначала он отправится на северо-восток к Сконе, затем на запад, вокруг южной Норвегии, а под конец на северо-восток, к Тронхейму. При этом встречаются отклонения, как по часовой стрелке, так и против. Во-вторых: Медиевисты используют такое понятие, как «смещённая географическая ориентация». Наиболее конкретные подтверждения её действия зафиксированы в древнескандинавской письменности. Т. Джаксон говорит про «реликты древней системы ориентации», которая не тождественна современной. Термином nord – «север», по мнению ряда исследователей, обозначалось в древности направление, отличающееся от астрономического «севера» и отклоняющееся (от 45° до 60°) в сторону востока, то есть по часовой стрелке, – соответственно, иное, нежели привычное современному человеку. В качестве историографических примеров: в англо-саксонском переводе «Хорографии» Павла Орозия (IV в.), принадлежавшем англосаксонскому королю Альфреду, Север иногда на 45° сдвинут в сторону Востока. В 32-й главе «Саги о Кнют–лингах» (середина XII в.) страны света смещены на 60° по часовой стрелке. В рассказе о плавании Отара, записанном королём Альфредом, тоже имеет место ориентационный сдвиг («его север почти равен северо-востоку». «Смещённая ориентация» не была явлением исключительно скандинавским: англо-саксонский король при переводе латинского текста вносил изменения в описания Европы, Азии и Африки весьма хаотично. Вопрос о происхождении «сдвига», резюмирует Джаксон, остался открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . На остальных направлениях фронта без перемен. 4 . Авиация противника по-прежнему активно действовала на поле боя. 1 июня 1942 г. 10 самолето-вылетов Ме-109 совершили налет на наш аэродром в Малая Вишера. Потерь в материальной части и личном составе нет. ХОЗИН ТЮРКИН СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.89. Д.99. Л. 37–38. Подлинник. «Действовать без промедления...» ДИРЕКТИВА командующего Волховской группой войск 00242/Оп командующему 2-й ударной армией на восстановление коммуникаций армии Копия: Начальнику Генерального штаба Красной Армии Командующим 59 и 52-й армиями 1 июня 1942 г. В связи с выходом противника на коммуникации 2-й ударной армии на участке р. Полисть, отм. 40,5. П р и к а з ы в а ю: 1 . Объединив все войска, действующие западнее р. Полисть, нанести удар на восток всеми силами, кроме выделенных для обороны основного рубежа и обеспечения флангов. Ближайшая задача – очистить от противника коридор от р. Полисть до отм. 40,5 и овладеть районом отм. 40,5 и поляной восточнее этой отметки. В дальнейшем развивать удар на северо-восток западнее р. Полисть. 2 . Действовать без промедления. Получение подтвердить. Начало удара донести. ХОЗИН, ТЮРКИН КОЧЕТКОВ СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.97. Д.91. Л.148. Подлинник. «Военный совет требует от вас...» ПРИКАЗ командующего Волховской группой войск командующему 2-й ударной армией на восстановление утраченного положения северо-западнее Мясного Бора 2 июня 1942 г. 24 ч 00 мин Атаки Коровникова имеют незначительный успех. Военный совет фронта требует от Вас всеми свободными силами организованно и решительно нанести удар с запада в направлении в соответствии с директивой 11242 от 1 июня 1942. Начало действий ожидаю не позднее утра 4 июня 1942 г. О начале действий донести 104 . ХОЗИН, КОЧЕТКОВ, СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.97. Д.91. Л.160. Подлинник. О перехвате противником коммуникаций 2-й ударной армии северо-западнее Мясного Бора и мерах по восстановлению положения ДОНЕСЕНИЕ командующего Волховской группой войск Верховному Главнокомандующему

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кумирня Гуань лао е, с рисованным его изображением, также сбита из глины и также в китайском вкусе. – Ветер продолжал дуть с невероятною силой, поднимая облака крупного песка; по: равнине с трудом можно было идти; дюжий гальци (истопник) едва удерживал нашу юрту. Под этим ветром мы отправились на С.-С.-В. переезжать скучную и пустынную равнину Саир-усу, неправильно исчерченную и покрытую серым цветом. Высокий и гребнистый увал отделяет её от долины Суцзи; эта долина покрыта бедною зеленью; с востока она ограничивается длинной, как будто песчаной полосой, посеребрившейся от солнечных лучей; на севере и северо-западе тянутся гряды холмов. Приехав на станцию Суцзи 65 , мы вступили на почтовый тракт, зависящий от Дэ бэйцзы; отселе все станции до Урги, и от Урги до Кяхты, не казённые, а содержатся самим Ваном. Станция Суцзи расположена на покатости, с которою сходится на востоке белая полоса, – это песчаная почва, усыпанная белым мелким щебнем. – Вода здесь порядочная. 24-го мая Утром небо покрыто было осенними туманами; северо-западный ветер был не силен, но холоден. От станции дорога идёт через цепь песчаных холмов, которые отделяют долину Суцзи от Сологайских перевалов; эти перевалы состоят из одного общего и высокого увала, разделённого на несколько других, хотя не столь значительных подъёмов и спусков. Наклонение почвы неопределенно, то на восток, то на запад. Своротив с дороги несколько на северо-восток, мы прибыли на станцию Сологай. Она расположена между двумя увалами; из них предстоящий оканчивается холмами; начало его песчаное, покрытое беловатым камнем. К полудню ветер стих и сделалось тепло. За этой станцией началась прежняя и вечная история песчаных холмов; бока их покрыты были чёрными камнями; затем следовало песчаное ложе, усеянное булыжником и имевшее вид ущелья; с ложа мы переехали на цепь увалов; большая часть которых также покрыта булыжником; потом почва вдруг изменяется, сначала она красного цвета и без камней, далее усыпана мелким щебнем. Последний увал, как и перед прежней станцией, есть высокая площадь, со всех сторон покатая; с неё мы спустились к станции Баянь-Бильгэх 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

аспакары – 23. VI, 16, 5 (σπαραι) – народ в стране серов, с городом Аспакара (см.), к югу от исседонов, к северу от байтов; название считают иранским (aspôkâra – «торговец лошадьми, барышник»; aspôâra – «табунщик»); полагают, что имеется в виду народ Kiang, санскр. Kanka, родственный тибетцам (Bhota). аспасии – 17а. IV, 23, 1; 24, 1 (σπσιοι) – народ в области к западу от Инда, к северу от нын. реки Кабул (северо-восток Афганистана и северо-запад Пакистана). Надежное чтение – только в 24, 1; в 23, 1 – конъектура. С аспасиями отождествляют гипасиев (см.) у Страбона, которых, по античным сообщениям, локализуют в этой же области. Название «аспасии» считают передачей персидской формы с основой aspa, «конь», которой соответствует санскритское acva, «конь». В индийском эпосе известен народ ашвака (Acvaka), знаменитый своими конями. Ему же, как считают, соответствуют и ассаканы/ассакены (Assaka – пракритская форма). Часто считают, что гипасии (πσιοι) у Страбона есть греческий перевод названия аспасиев и поэтому изменяют чтение на ππσιοι (от греч. ππος – конь) – «гиппасии». Однако некоторые возражают против этого и вместе с тем считают, что эти названия относятся к различным группам или племенам одного и того же народа аспасиев. О занятиях коневодством в этой области неизвестно, поэтому полагают, что аспасии доставляли в Индию ценных коней из Нисейской долины. Аспатис – 23. VII, 1,71 (σπαθς) – город в области народа адисатров. Аспитр – 23. VII, 3, 2 (σπθρας) – река в стране синов, устье которой названо первым пунктом в этой стране после Большого залива (см.) по западной границе с Индией по ту сторону Ганга. Большой залив идентифицируется здесь как часть Южно-Китайского моря с Сиамским и Тонкинским (=Бакбо) заливами. Реку Аспитр идентифицируют как нын. реку Хонгха (=Сонгкой=Красная река) на севере Вьетнама, впадающую (20°17 " » 106°33») в Тонкинский залив (по берегам реки расположен город Ханой, 21°01», 105°51», в 175 км от ее впадения в море, основанный предположительно в V в. н. э., а поселение на этом месте известно с III в.), или, скорее, как реку Сицзян на юге Китая, впадающую (22°25» 113°23») в Южно-Китайское море вблизи города Аомынь (в дельте Сицзяна находится город-порт Гуанчжоу=Кантон, 23°09» 113°21»; в 110 км от побережья, возникший приблизительно в III в. до н. э.). По всей видимости, у этой реки находились и город Аспитра и народ аспитры. Реку Аспитр отождествляют с рекой Пситар (см.) у Плиния, в стране серов. Весь этот вопрос очень запутан (и кроме того, страну серов сейчас многие локализуют совсем в другом месте, на северо-западе Китая). См. также Камбари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот вариант - язычество. Вернее – неоязычество. Модный проект, стремящийся стать «модным приговором». Над ним поработал не один закрытый институт и не одна лаборатория социальных экспериментов. Здесь есть все, что льстит дезориентированному человеку: национальная гордость, опора на личные силы, своеобразная трактовка истории, самобытность. Но там нет ничего того, что реально давало и продолжает давать силы – благодати Божией и подлинной веры, принятой князем Владимиром. Неоязычество способно взвинтить народную стихию, поднять гордый вихрь ненужных дел и слов и… погубить народ. Погубить, по возможности, окончательно. Так уже происходит на Украине. Происходящее там, это реванш оскорбленного, но не до конца преодоленного язычества за дело, совершенное Владимиром. Пена есть, шум есть, и кровь есть, и грехи умножились многократно. Но благодати нет. А значит, гибель неизбежна. Вот это и есть сценарий безбожного национального возрождения. Повторюсь, что враг нас знает временами лучше, чем мы себя сами. Это может быть простое преимущество взгляда со стороны. Ему (врагу) видна наша стихийная сила, уменьшившаяся за век, но не исчезшая. Виден наш поиск основ и жажда крепкого народного фундамента. Врагу было бы непростительно упустить шанс и не попробовать толкнуть нас на путь, ведущий в никуда. Ну, а нам непростительно идти по пути, указанному мировыми наперсточниками. Всемирный интернационал, так дорого давшийся России в минувшем веке, был Западным проектом. Мы его некритично усвоили и через себя пропустили. Языческая карикатура на национальное возрождение, это тоже Западный проект, специально под нас придуманный в надежде, что мы все доставленное с Запада съедим и спасибо скажем. А нам следует уразуметь, что катастрофа в Киеве, это глобальный проект исторической мести лично князю Владимиру и всей Православной цивилизации. И что Андрей Боголюбский не зря уходил на Северо-восток, а подчинялся водительству Духа Святого, прокладывая вектор развития новой цивилизации. И что вопрос с Украиной никак не решен еще, потому что нельзя представить, чтобы Перун с компанией бесов победил Антония с Феодосием и со всем собором отцов Печерских. Но пока в Киеве идет война бесов против благодати (именно это, только это и ничего более там не происходит), Русь спасает себя на Северо-востоке, как и прежде спасала. И вот уже на Северо-восток язычество пускать нельзя.

http://pravoslavie.ru/80193.html

Кроме Финнов чистых, к Уграм на севере примыкали другие ещё более им родственные колена финно-турецкие (уйгурского переселения), далеко проникнувшие по Приволжью. Главное из них было уйгурское племя, властвовавшее в то время в земле древних славянских Болгар и принявшее своё имя, и, вероятно торговое направление от покорённого народа. Тут же были ещё и остатки старого приречного населения славянского, остатки старого гуннского казачества, уже перемешанные с уйгурскими пришельцами и подчинённые им, но не утратившие ещё вполне своего отдельного существования. Таков смысл китайских свидетельств о преобладании диких Као-тзе и Туколо 204 в области оседлых народов на далёком северо-западе и ещё яснейшее их свидетельство о том, что земля Веннами (Вендов-Славян), некогда подчинённая Алан-ми (Сарматам, Азо-Аланам), подпала власти Чешу (Уйгуров). Нет сомнения, что стихия славянская уже была весьма слаба и несвободна в Приволжье; но она не совсем ещё исчезла. Царь болгарский назывался ещё царём славянским (Саклабов). Недалеко от Болгар ещё был (кажется, по свидетельству Ибн-Фоцлана) 205 podpis город Руссов (анто-славянский) Хунай следовательно, в том же месте, где немецкие летописцы ставят город Хунаб, описанный ими в виде целой ограждённой страны; наконец, когда Русь рюриковская мало-помалу начинает расширяться на северо-восток, она берёт силой города, которых основание нельзя приписать северным Финнам, никогда не бывшим градостроителями. К таким городам должно приписать Кострому. Её местность не входила в пределы первой языческой Руси, рюриковской. Приписать же её построение Руси христианской нельзя потому, что самое имя её принадлежит язычеству, что видно из народных песен, славящих вместе Кострому и Ярила, богов языческих. Старые торговые места, основанные северо-восточными Славянами, были захвачены впоследствии государством славяно-русским и введены в его состав, иные с сохранением, другие, кажется с переменой прежнего имени. Отношения Угров-Маджаров (или Мадьяров) к соседям были, вероятно, не совсем дружелюбны. Это можно заключить из характера самого народа и из стремления других уйгурских племён (например, Болгар) к распространению своей области. Мадьяры были выдвинуты из своего северного становища, земли суздальской, или из земли, лежащей на северо-востоке от неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010