Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Часть первая. Московская митрополия (с 1589 г. патриархия) и северовосточные епархии в XVI–XVII в.в. Глава I Увеличение территории Московской митрополии после отделения от неё Киевской. Ревизия церковной жизни и епархиального управления на Стоглавом соборе (1551 г.). Число епархий Московской митрополии перед учреждением патриаршества. Учреждение патриаршества на Руси и неосуществившийся проект о прибавке новых архиерейских кафедр. Обзор территориального устройства и состава северо-западных, северных, северо- и юго-восточных епархий к половине XVII в. Епархии: I – Новгородская, II – Псковская, III – Тверская, IV – Ростовская. Просвещение Перми и открытие V – Пермской епархии, переименованной в Вологодскую. Заселение великопермского края при деятельном участии бояр Строгановых. – Завоевание Казанского и Астраханского царств;– VI – Казанская и VII – Астраханская епархии. В 1458 году большая половина древнейших епархий отошла под власть киевского митрополита. Сравнительно небольшое населенное пространство, сосредоточенное около Новгорода, Твери, Ростова, Суздаля, Владимира, Москвы и Рязани, инородческий восток и пустынный юг достались Москве с её митрополией. На северо-востоке ей достались тундры, леса и болота, населенные не столько людьми, сколько зверями, или людьми похожими на зверей. В одних местах ничего не было, в других жили и хозяйничали враги русских и христианства – татары, ногаи и другие кочевые народы, сменявшие друг друга. Русскому человеку, на долю которого выпала трудная задача просветителя и культурного пионера на европейском северо-востоке, пришлось идти в одну сторону со словом евангелия и мирной проповедью христианства, в другую с мечем и крестом, в третью, наконец, выселять жителей из центра и сторожить свои окраины, не защищенные природой от постоянных вторжений. Всем – и церкви и государству – было много дела. Нашлись подвижники – мирные распространители христианства и герои-борцы за русскую веру и русскую народность. Загорелись огоньки, засветились лучи христианства с севера и востока, даже до моря Каспийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Джозеф Овербек (православный) От издателей Первоначальная мысль перевести на русский язык брошюру профессора Овербека: Die orthodoxe katholische Anschauung im Gegensatz zum Papsttum und Jesuitismus, sowie zum Protestantizmus, 1 принадлежит бывшему главному начальнику Северо-Западного Края Константину Петровичу фон-Кауфману. По отбытии Константина Петровича из Северо-Западного Края, Виленское Св. Духовское Православное Братство, применяясь к своему Уставу, издание упомянутого перевода приняло на себя. Члены, Совета Братства в одно из своих заседаний поручили двум братчикам сделать перевод, который ныне и предлагается вниманию читателей. Решение Братства, принять на себя издание брошюры протестантского писателя, вполне оправдывается содержанием и характером сочинения; печатая сочинение, направленное в защиту Православной Церкви, Братство возобновляет плодотворную литературную деятельность древнего Виленского Св. Духовского Братства. Сочинение «Взгляд на Кафолическое Православие» принадлежит известному протестантскому ученому Овербеку, изъявившему желание войти в общение с Православною Церковью , после внимательного и добросовестного, как видно из самого сочинения, изучения её веры и учреждений. Уже при самом своем появлении (в 1865 году) оно обратило на себя внимание русской духовной журналистики и в отрывках было напечатано в Православном Обозрении и Духовной Беседе за 1865 год. О появлении этого сочинения, как о немаловажном событии, говорит в своей Всеподданнейшей докладной записке в 1866 году г. Обер-Прокурор Св. Синода. Брошюра г. Овербека, по своему направлению и основным взглядам на Православие, Россию и Восток, редкое и едва ли не беспримерное явление в литературе Западной Европы, всегда почти нерасположенной к Православному Востоку, вообще, и к Православной России, в особенности. Вопреки своим собратьям по вере, национальности и науке на Западе Европы, Овербек посмотрел на Православный Восток взглядом свободного от всяких предубеждений и предзанятых мыслей исследователя, изучил, по возможности, учение и учреждения Православной Церкви Востока и среди смятения и брожения умов, происходящего ныне в латинском и протестантском мире, нашел успокоение для своего духа в Православной Истине, которая, как «Свет с Востока» озарила его ум. Обретши истинную Церковь на Востоке, он не удовлетворился своим личным успокоением, а возревновал о спасении своих заблудших братий, которым и указывает «Свет с Востока» радостными словами, которыми изобилует по преимуществу III глава брошюры. Принадлежа к другому племени и воспитанный в понятиях и преданиях гордого своею цивилизацией Запада, г. Овербек сумел оценить по достоинству сокровища, которыми владеет Греческий и Славянский Восток и не постыдился высказать на Западе свою горячую веру в близкое торжество Православной Истины, Православной свободы и Православной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Проезд: Первый вариант. Из Иерусалима выезд на юг через район Гило на «тоннельное» шоссе (шоссе 60). Проехать оба тоннеля и через 300 м после КПП повернуть налево, на восток, на дорогу «Талита Куми», ведущую в Бейт-Джаллу, Валадже и Хар-Гило. Примерно в 200 м после поворота справа будут запертые ворота (N31 ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Первый вариант. Из Иерусалима выезд на юг через район Гило на «тоннельное» шоссе (шоссе 60). Проехать оба тоннеля и через 300 м после КПП повернуть налево, на восток, на дорогу «Талита Куми», ведущую в Бейт-Джаллу, Валадже и Хар-Гило. Примерно в 200 м после поворота справа будут запертые ворота (N31.70413 E35.16879), перегораживающие дорогу в промзону деревни Эль-Хадр. Машину оставить у ворот, ворота обойти и следовать на запад через промзону и деревню около 700 м. Монастырь обнаружится к югу от стадиона. Второй вариант. Выезд из Иерусалима по «тоннельному шоссе», как в первом варианте. После КПП продолжать на юг 3,5 км до поворота налево с указателем «Эфрат-Север». Повернуть налево и через 100 м на перекрестке с круговым движением снова налево. Через 100 метров – южный въезд в Вифлеем. Если въезд не блокирован, то следовать по дороге на север примерно 1,5 км до того места, где дорога повернет на северо-восток. Слева на «островке безопасности» стоит арка монастырских ворот (N31.69274 E35.16645) с треугольным фронтоном, украшенным рельефом с изображением св. Георгия. Повернуть налево, объехав монастырские ворота и примерно через полтора километра справа покажется монастырь. К воротам монастыря можно подъехать и с севера, въехав в Вифлеем с Хевронской дороги в Иерусалиме через КПП-300 и следуя далее на юго-запад по главной транспортной артерии Вифлеема. Ворота монастыря окажутся справа после лагеря беженцев Дхейше (слева). (В Вифлеем можно также попасть на 124-м арабском автобусе от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот или с Хевронской дороги, а в Вифлееме взять такси.) Третий вариант. Пешком на восток от поворота на Бейтар-Илит и Цур-Хадассу на шоссе 60. До монастыря менее полукилометра, однако шоссе отделяет от деревни «забор безопасности». Можно попробовать пройти или проехать по «апартеидному» тоннелю, проходящему под шоссе 60 и забором, на дороге, связывающей деревни Хусан и Эль-Хадр. При всех вариантах хороший ориентир – трибуна стадиона.

http://sobory.ru/article/?object=13205

архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава третья. Путь от Суэса до синайской обители 23, понедельник. Путешественник, как человек кочевой, непрестанно переходит с места на место. Где вчера стояла куща его, там сегодня песок заравнивает круглую борозду ее. Где сегодня он прошел, там завтра ветер заметет его следы. Но труд его не бесполезен. Душа путника есть как бы живой печатный станок и вместе свиток, на котором печатается все виденное, слышанное, мыслимое и чувствуемое. Что же напечатлелось сего дня в душе моей, в этой вечно рабочей храмине? – Немногое, начиная с развалин Кольсума до урочища Аюн-Муса, где лишь до завтра водружена моя малая куща. Перед восходом синайского солнца, пока арабы нагружали ходящие по пустыням корабли, я с обстроганным посохом своим, на котором в дороге отмечаю карандашом путевой час, название мест и даже какую-либо мысль одним словцом, я взошел на ближний холм, называемый Кольсум, который отстоит от Суэса на 400 или 500 шагов. На нем видны основания каких-то зданий и груды черепков. Тут, вероятно, находился древний Вышгород, названный греками Клизма, т.е. ключ или замок. (Это имя арабы переделали в Кольсум.) Нельзя было лучше назвать сей замок, который вместе с Суэсом, как ключ, вложен в Чермное море, омывающее его с двух сторон, северной и южной. У Клизмы, по свидетельству блаженного Антонина мученика, путешественника и писателя шестого века, находилась церковь во имя пророка Моисея. С темени Кольсумского холма хорошо видны Суэс и залив моря, рекой тянущийся к восточным отрогам священной горы Атаги. «Все в мире преходит, как тень. Люди умирают, и города их исчезают». С этой мыслью я сошел с холма. Утренние тени видимо таяли от огненных лучей солнца. Нагруженные верблюды их погонщики пошли. И я уселся на горбу моего Эджина. Весь поезд потянулся гусем и, обогнув Кольсумский холм, направился к верховью северного залива. У нас по левую сторону была пустыня, а по правую море. Спустя час и сорок минут езды мы начали огибать окраину сего залива. Тут и гораздо выше на северо-восток песчаная ложбина довольно влажна, мягка и зыбка. На ней по местам видны лужайки с осевшей солью. Их выкапывают суэсские арабы и вовремя сильного прилива моря запружают. Когда произойдет отлив, вода в них испаряется от солнца, и остается одна белая соль. Далекое протяжение помянутой ложбины привело меня к заключению, что Чермное море в древние времена простиралось гораздо далее на северо-восток. Ущерб его легко изъясняется наносными песками из окрестных пустынь при сильных ветрах. От этих песков обмелел и тот искусственный водовод, по которому некогда суда проходили из Нила в середину Красного моря. Впрочем, русло его с привысистыми берегами, по словам арабов, заметно и теперь. Исследование его я отложил до возвращения в Суэс.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иудейская пустыня, Вади Харитун (Нахаль Текоа). Неизвестный монастырь (аввы Дионисия (?), свв. Пророков (?)). Урочище Умм Эль-Аммед /// Епархия неизвестна Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 500 - 600. Адрес: Иудейская пустыня, Израиль/Палестинская автономия Координаты: 31.61646, 35.2689 Проезд: Автобус 166 от Центральной автобусной станции в Иерусалиме до Текоа. В Текоа выйти в районе Текоа «Бет». Оттуда пешком по дороге, частично асфальтированной, частично грунтовке до района Текоа «Далет» (направление спросить у местных жителей). Далее строго на юг, без тропы, по пересеченной местности п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Автобус 166 от Центральной автобусной станции в Иерусалиме до Текоа. В Текоа выйти в районе Текоа «Бет». Оттуда пешком по дороге, частично асфальтированной, частично грунтовке до района Текоа «Далет» (направление спросить у местных жителей). Далее строго на юг, без тропы, по пересеченной местности примерно полтора километра, до выхода на грунтовку, ведущую с северо-запада на юго-восток. Свернуть налево (на юго-восток) и следовать по этой грунтовке еще около двух километров, пока слева (к северо-востоку) не откроется довольно широкий распадок. По другую сторону распадка с дороги виден невысокий отрог, постепенно спускающийся к юго-востоку. На нем и расположены развалины монастыря. Распадок от грунтовки к отрогу легче перейти по одной из пастушьих троп. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Местоположение, попытка идентификации и привязки к сведениям источников, история Развалины монастыря впервые были опознаны и описаны в качестве таковых исследователями Палестины К. Р. Кондером и Г. Г. Китченером в 1881 г. Археологические раскопки производились Й. Хиршфельдом в 1970-е годы. Монастырь расположен на невысоком отроге, плавно понижающемся к юго-востоку и ограниченном двумя сухими притоками потока Текоа (Нахаль Текоа, Вади Харитун).

http://sobory.ru/article/?object=15748

Бежецкая пятина, простиравшаяся на восток, северо-восток и юго-восток от Новгорода между реками Мдою и Мстою, заключала в себе, судя по описанию ее 1581–1583 гг., тринадцать монастырей. Но все эти монастыри были крайне незначительны и малолюдны. Так, в Никольском погосте в Шереховичах (в нынешнем Боровицком уезде) стоял на Черном лесу «монастырь царев и великаго князя», называвшийся Никандровою пустынью, здесь было только одиннадцать келий, из которых семь оставались пусты. В Богородицком погосте в Сопинах (в том же уезде) Никольский монастырь на реке Фадрице имел только три кельи: для игумена, дьячка и пономаря. В Козмодемьянском погосте в Кушевере (того же уезда) Никольский «царев и великаго князя монастырь на Чорном лесу» имел также три кельи. В Петровском и Борисоглебском погосте в Боровичах Рождество-Богородицкий монастырь в Передках имел четыре кельи, но получал руги на двенадцать старцев кроме игумена. В том же погосте в Боровичах на реке Мсте Свято-Духовский монастырь, вновь устроенный (прежде 1572 г.) по случаю явления мощей святого Иакова Боровицкого, заключал в себе одиннадцать келий и четырнадцать братий. В Никольском погосте в Морткиничах на реке Мсте был Никольский монастырь с двумя только кельями, получавший руги на десять человек. В Никольском погосте Вышнего Волочка у Столпа на реке Тверце Никольский монастырь имел восемь келий и старцев. В Воскресенском погосте в Осечне (Вышневолоцкого уезда) Троицкий монастырь на реке Илемне имел двенадцать келий. В Никольском Подлубском погосте у села Еванова (того же уезда) вновь устроен в 1582 г. каким-то Клементием Милюковым монастырек Никитский с тремя кельями. В Троицком монастыре на озере Удомле было девять келий, из которых шесть оставались незанятыми, а в четырех кельях при монастыре жили нищие. В монастыре святой Параскевы у озера Песвы находилось пять келий для стариц-инокинь да две для нищих. В монастырьке святой мученицы Евфимии у озера Кремони жил один иеромонах, а три кельи заняты были нищими. В Спасском монастыре на реке Мологе жили два старца в двух кельях, а при монастыре в четырех кельях жили нищие . К этим 13 монастырям Бежецкой пятины надобно присовокупить еще два, упоминаемые в послании Новгородского владыки Феодосия (1545) в Железноборскую Устюжну, именно: Пречистенский и Ильинский .

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

под ред. К.А. Максимовича Христианский восток Христианский Восток в подборке охватывает территории, в основном совпадавшие с провинциями Восточной Римской империи и частью Передней Азии, то есть территории Балканского полуострова 18 , Халкидики, Малой Азии и Причерноморья, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Армении и Грузии, Северо-Восточной Африки (главным образом Египта). Novum Testamentum Новый Завет The Greek New TESTAMENT/Ed. К. ALAND, М. BLACK, С. М. MARTINI, В. М. METZGER, А. WIKGREN. 2 ED. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968. Синодальный пер. (в РЕДАКЦИИ). Epistula Pauli ad Romanos. 16. 1–2 Послание написано в Коринфе около 57 года, упоминание о Фиве является первым свидетельством о женщине-служительнице апостольской эпохи. В чем заключались ее функции, точно неизвестно, однако она оказывала какую-то значительную, возможно материальную, помощь апостолу Павлу 19 . Последующей христианской традицией Фива будет воспринята как диаконисса 20 . В целом данный фрагмент, как и свидетельство апостола Павла о вдовах из Первого послания к Тимофею, следует признать основополагающими для понимания женского служения в ранней Церкви, поскольку именно к этим текстам будет апеллировать большинство христианских авторов позднейшего времени. (1) Συνστημι δ μν Φοβην τv δελφν μν, οσαν [κα] δικονον τς κκλησας τς ν Κεγχρεας, (2) να προσδξησθε ατν ν Κυρ ξως τν γων, κα παρασττε ατ ν ν μν χρζη πργματι, κα γρ ατ προσττις πολλν γενθη κα μο ατο. Послание апостола Павла к Римлянам. 16.1–2 (1) Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской 21 . (2) Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому. Epistula Pauli ad Timotheum 1.3.8–11 Послание к Тимофею создано в Эфесе около 64–65 годов. «Жены», упомянутые апостолом, могут быть и супругами диаконов, и женщинами, выполнявшими особые функции, – именно такую интерпретацию дают, например, свт. Иоанн Златоуст и « Церковные каноны апостолов» (Canones apostolorum ecclesiastici. XXI), Псевдо-Иероним и Пьер Абеляр, см. ниже: с. 35, 46, 195, 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проезд: 1. Общественный транспорт в данном случае малофункционален. Тем не менее: городские иерусалимские автобусы 8, 25, 22 до остановки ул. Ха-Шиша-Асар, дом 2, в районе Писгат Зеэв Мерказ, где пересадка на авт. 172 до поселения Анатот (Альмон). Авт. 172 ходит в будни 3 раза в день - 7:52, 10:00, 16:00, о ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Общественный транспорт в данном случае малофункционален. Тем не менее: городские иерусалимские автобусы 8, 25, 22 до остановки ул. Ха-Шиша-Асар, дом 2, в районе Писгат Зеэв Мерказ, где пересадка на авт. 172 до поселения Анатот (Альмон). Авт. 172 ходит в будни 3 раза в день - 7:52, 10:00, 16:00, обратно – 8:17, 10:25, 16:25; в пятницу 2 раза – 10:00, 15:00, обратно – 10:25, 15:25; по субботам не ходит. Следует отметить, что официально монастырь Харитона Исповедника открыт для посещения с 10 утра до 12 дня по субботам, то есть когда автобусов нет. Если через Духовную миссию РПЦЗ или, раздобыв мобильный телефон о. Харитона, вы договоритесь о посещении в неурочное время, то расписание автобусов приведено выше. Из поселения, второй или третий (после КПП при въезде в поселение) поворот направо – есть указатель. Далее идти пешком до кассы Национального парка Эйн-Прат (стоимость билета 29 шекелей), далее спуск пешком по серпантину примерно1,5 км до парковки машин. Далее на запад примерно 350-400 м. 2. Частная/съемная автомашина или такси. Из центра Иерусалима на северо-восток в район Писгат Зеэв Мерказ. Выезд на восток через КПП Хизме. После КПП – прямо на восток по дороге 437 (указатели – Маале Адумим, Иерихон, Мертвое море, Мишор Адумим, но не налево на север по указателям Рамалла и Ramallah Bypass) примерно 4 км. Поворот налево по указателю Анатот (Альмон). После въезда в поселение – как в первом варианте, только на колесах. Последние 400 м от автостоянки в любом случае пешком. Примечание. Даже в указанные часы открытия ворота скита будут закрыты. Нужно стучать и терпеливо ждать (пока не выпустят предыдущего туриста/паломника/группу, вас не впустят). Рекомендуется приходить в субботу ближе к 10 утра, а не к 12 дня.

http://sobory.ru/article/?object=18570

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010