Рош – князь, предводитель северных варварских народов Гог и Магог, согласно пророку Иезекиилю 129, 190 Руга – гуннский вождь 42, 44 Рукн ад-Дин – см. Кылич-Арслан IV Рустикий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Руфин – патрикий 110 Рюрик – легендарный русский князь (ум. 879) 159 Рюрик Ростиславич –– великий князь киевский (1173; 1180–1182; 1194–1202; 1205–1207) 276, 289 Савиниан – византийский военачальник 55, 56 Савромат – царь Феодосии 138 Салив – приближенный Юстиниана II 119 Самуил – болгарский царь (976–1016) 186 Сар – начальник готского отряда 59, 60, 62 Сарварос (Шахрвараз) – персидский полководец (VII в.) 115 Свендослав (Сфендослав, Святослав)Святослав Игоревич, князь киевский (ум. 972) 146, 148, 159, 163, 165, 187–196, 201–204, 207–213, 216,219, 220, 223, 225–228, 230–233 Святополк– князь Моравии 149 Себастиан – римский император, брат Иовина 61 Сен-Поль – граф, один из предводителей крестоносцев 290 Сергий – святой мученик 98 Сергий – византийский полководец, стратилат 111 Серена – супруга Стилихона, племянница императора Феодосия 159 Сигесар – епископ 62 Сильвестр – папа римский 18 Симеон – болгарский царь 141, 191, 200, 219 Симеон Метафраст – византийский церковный писатель 139 Симон – см. Петр Сингерих – преемник Атаульфа 62 Скржинская Е. Ч. 270 Соа – полководец Февдериха 54 Созомен – церковный историк 18 Сократ – древнегреческий философ 36 Сократ Схоластик – церковный историк (ок. 380–440) 36 Сот, Сотас – см. Лазарь Спиридон Тримифунтский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Стефан – заговорщик 49 Стефан – приближенный Юстиниана II 119 Стефан Александрийский – историк (II в.) 155 Стефан Асмикт – патрикий 120 Стефан Византийский – историк 44, 150 Стефан Неманич – сын Стефана Немани 290 Стефан Неманя – см. Нееман Стефан (Иштван) III – венгерский король (1162–1173) 265, 266, 268–271 Стефан (Иштван) IV – венгерский король 266, 270 Стилихон – византийский полководец и политик, по происхождению вандал (ок. 365–408) 58–60 Страбон – греческий географ (I в. до н. э. – нач. I в. н. э.) 9, 79, 213

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 487 опубликовано: 12 декабря 2007г. АЛЕКСАНДР мч. Римский [Остийский], сын мучеников Клавдия и Препедигны (пам. 11 авг.; зап. 18 февр.) - см. Сосанна дева и др. Рубрики: Святые неразделенной Церкви Ключевые слова: Святые неразделенной Церкви Александр, мученик Римский (Остийский), сын мучеников Клавдия и Препедигны (пам. 11 авг., зап. 18 февр.) - см. Сосанна дева и др. См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБДАС - см. Авда АБИД († нач. IV в.), епископ, священномученик - см. Иасдафа и Абид АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/64208.html

Давид – 154 Даньелу Ж. – 55, 194 Деметрий Фалерский – 26, 193 Демокрит – 27 Дидим Александрийский – 143 Дидим Аттиос – 29 Дидим Слепец – 178, 182 Дилон Дж. – 45 Димитрий, епископ Александрийский – 88, 120, 122, 123 Димитрий, историк – 53 Димитрий Ростовский , святитель – 136 Диоген Лаэртский – 28, 67 Диогнет – 102, 132 Диодор Тарсский – 153, 154, 158, 162, 165, 172 Дионис – 36 Дионисий Ареопагит , святой – 138, 199 Дионисий Великий, святитель – 83, 88 Дионисий, иконописец – 197 Диоскор Александрийский – 160 Дмитревский Василий, свящ. – 87, 98, 184 Достоевский Ф. М. – 197 Дройзен И. Г. – 23, 36, 45 Дронов Михаил , прот. – 72, 76 Дьяконов А. П. – 92, 149, 150, 151, 166 Дюркгейм Э. – 15 Ева – 173 Евграфий – 143 Евномий, арианский философ – 61, 84, 186 Евполем – 53 Евсевий Кесарийский – 80, 81, 86, 95, 121–123, 191 Евсевий Памфил – 45, 92, 166, 200 Евстафий Антиохийский , святитель – 153 Ездра – 51 Епифаний Кипрский , святой – 119 Епифанович С. Л. – 166, 195 Ерм – 102 Ефрем Сирии, преподобный – 154, 158 Жильсон Э. – 116, 145 Зевс – 36, 51 Зороастр – 21 Иаков – 72 Иаков, апостол – 112 Игнатий Богоносец , святой, епископ Антиохийский – 102 Иегова – 51 Иероним Стридонский , блаженный – 81, 140, 154, 156, 178 Изида – 36 Иларион Киевский , святой – 197 Ильин И. А. – 197 Иоанн Богослов, святой, апостол, евангелист – 64, 65, 76, 105, 109, 112, 120, 127, 138, 142, 144, 155, 177, 179, 180, 182, 190 Иоанн Златоуст , святитель – 153–156, 158, 161, 166, 185 Иоанн Креститель, пророк – 112 Иоанн Лествичник , святой – 142 Иоахим Флорский – 194 Иракл – 83, 88 Ириней Лионский , святитель – 102 Иустин Философ , мученик – 39, 97, 102, 130 Каин – 62, 72, 73, 75 Каллимах – 24 Киприан (Керн) , архим. – 194 Кирилл Александрийский , святой – 17, 160, 179, 180, 182 Клавдий император – 36 Климент Александрийский – 17, 79, 82, 85, 86, 88, 91, 92, 95–102, 104–116, 120, 121, 133, 134, 140, 163, 169, 170, 181, 193,195, 201 Климент, дидаскал – 81 Климент Римский , священномученик – 102 Климент Смолятич – 197

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

188 японских католиков, пострадавших в Японии в XVII веке, причислены к лику блаженных 8 июня 2007 г. 19:50 Папа Римский Бенедикт XVI утвердил беатификацию 188 японских мучеников, пострадавших в эпоху правления сёгунов из династии Токугава в XVII веке. Об этом сообщила японская Конференция католических епископов. Среди мучеников — как миряне, мужчины и женщины, взрослые и дети, так и монахи и священники. Возглавляет список вновь прославленных Петр Кибе. Он прошел пешком от Индии до Рима, чтобы принять там сан священника, а затем поспешил обратно в Японию, чтобы духовно окормлять гонимых единоверцев и принять мученическую смерть в Эдо, как тогда назывался Токио, в 1639 году. Другой мученик — Юлиан Накаура — был одним из четверых юношей в составе первой японской миссии, направленной в Европу в конце XVI столетия; он принял мученическую кончину в городе Нагасаки, на западе Японии, также в 1639 году. «Они понесли много трудностей, рисковали жизнью, сохранили веру, посвятили себя  защите человеческого достоинства и свободы вероисповедания, — заявил епископ Юнити Номура, президент японской епископской конференции. — Думаю, что беатификация 188 мучеников — это не только радостная весть для христианской Церкви в Японии, но и поистине  знаменательное событие для всей нашей страны. Если католики, которых сегодня насчитывается миллиард, поведают всему миру о подвиге мучеников, это даст надежду и свет нашим современникам, живущим в столь беспокойном мире, — вне зависимости от их веры и убеждений». В Католической Церкви существует две стадии прославления подвижников — беатификация (причисление к лику блаженных) и канонизация (причисление к лику святых). ENI / «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/254911.htm...

Господь Бог сказал, что мы не познаем своей смерти, когда случится, что мы сотворим угодное Богу и полезное себе для [жизни] в будущем веке. Диавола же большею казнью осуди и на верхъ повел въступати роду адамъск. Не токмо же благоврныхъ мжь но и женъ. Мученица бо свта Варвара, аки хду птицю, свза и; но и мченикъ Трфонъ изгна изъ дщери царевы и, образомъ ко черна пьса, показа дивола; но и Аверкии, великъ въ чюдесехъ бывъ, глагола къ дмон: «оканныи нечистыи душе, се царь римьскыи потруди м изъгнати т, оканьне; азъ же силою Владыкы нечистыи душе, изгоню т и повелваю ти взти камень великии, тжкии нести въ Ераполь». И предъ всми взтъ бысть камень и положенъ въ Ераполи. Тако же бо инде въ житиихъ свтыхъ многы казни и томьлени дивол пьлемене Адамл. Дьявола же [Бог] осудил на большую казнь, повелев потомству Адама наступать на его главу. И он был попираем не только благоверными мужами, но и жёнами. Например, святая мученица Варвара связала его, словно слабую птицу 335 ; и мученик Трифон изгнал дьявола в образе чёрного пса из дочери царя 336 ; и иеропольский епископ Аверкий 337 , совершавший великие чудеса, сказал демону: «Окаянный нечистый дух! Вот, римский царь велел мне изгнать тебя, окаянного; я же силою моего Владыки Иисуса Христа, нечистый дух, изгоняю тебя и приказываю тебе взять этот огромный и тяжёлый камень и нести в Иерополь». И тотчас [на глазах] у всех этот камень был взят и положен в Иерополе. Также и в иных житиях святых находим, что диавол многажды был казним и мучим потомством Адама. Нарече же Адамъ жен им жизнь, ко та (л.39г) мати всмъ живущимъ. Створи же Господь Богъ Адаму и жен ризы кожаны и облече , рекше, въ тло стыдс теплота ма И къ том же не мощи пребывати, ни слговати съ горними силами, но облещис въ тло се, ко же въ кожаны ризы. Глаголють бо кънигы, на обложены и мученью, и осжению акы въ темници. «И нарёк Адам имя жене своей: Жизнь 338 , ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А если Он не мог сознательно говорить неправду, не мог и заблуждаться, то как и от кого Он мог узнать все то, о чем говорил? Тайны, которые Христос поведал миру, не могли быть известны Ему, как Человеку. Объявляя их, как волю Отца Своего, то есть Бога, пославшего Его в мир, Он говорил: Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин. 8, 26); а в прощальной беседе с Апостолами сказал: " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне... верьте Мне по самым делам, которые Я совершил " (Ин. 14, 11). Итак, Иисус говорил, что все, чему учил Он, поведал Ему Сам Бог, и что как Он в Боге, так и Бог в Нем. Иисусу Христу, как Свидетелю истины, можно или вполне верить, или совсем не верить; середины быть не может. Но так как безусловно правдивого во всем, безгрешного и всемогущего, воскресшего и вознесшегося Иисуса нельзя считать недостоверным свидетелем, нельзя считать только Человеком, то остается один только исход: верить Ему безусловно во всем, хотя бы кое-что и было недоступно ограниченному уму человеческому . ГЛАВА 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Евангельская история начинается рассказом Евангелиста Луки о событиях, предшествовавших и сопровождавших рождение Иоанна Предтечи и Господа нашего Иисуса Христа, но, к сожалению, Евангелист не поясняет, в каком именно году произошли эти события, а ограничивается краткими указаниями, что это было во дни Ирода, царя иудейского (Лк. 1, 5), когда вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2, 1). Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин мученик и Тертуллиан), говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения («Иудейские древности». Кн. 17), но так как 37-й год царствования Ирода соответствовал 750 году, по астрономическому же вычислению лунное затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, а иудейская пасха в том году приходилась на 12 апреля, то следует признать, что Ирод, царь иудейский, умер в начале апреля 750 года от основания Рима и что, следовательно, Иисус Христос родился ранее 750 года. Для более точного определения года рождения Иисуса Христа служат следующие данные:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за высокомерие к Христу и Его рабам он получил предсказанное возмездие. Но, думается, такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними учителями Церкви, которые относили эти предсказания к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства – видны были десять рогов, из которых выросший один, искоренив троих, а остальных поработив себе, придёт как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому не погрешит против этого и тот, кто будет разуметь под ним (Вавилоном), как упомянуто ранее, царство, как бы в одном теле владычествующее изначально дольше и поистине пролившее кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо, как говорится: один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и меняются, так и одно царство, несмотря на то что оно дробится и распределяется по многим городам и местам. И увидел [я] одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, [говоря] всем птицам, летающим посредине неба. И об этом ангеле думаем, что это один из высших [ангелов], потому что прочим он повелевает радоваться наказанию грешных и пресечению греха. Птицами называются ангелы по причине быстроты и высоты полета для нашего исправления и наставления, ибо исполнение божественной воли составляет для них христоподражательную пищу. Они парят посреди неба, чтобы восход в него и предсказанное веселье были доступны и ангелоподобным людям , так как ходатайство их служит ступенью восхождения для находящихся внизу. Посему ими же святые будут восхищены в сретение Господу . Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. Преимущественное желание Божие, называемое «благоволением и вожделенной Его вечерей», состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4) и чтобы все пришли к покаянию (2 Пег 3:9), а во-вторых, чтобы получили наказание его заслужившие.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

В столетнюю годовщину трагических событий 1917 года протоиерей Александр Лебедев обращается к причинам и последствиям великой русской трагедии. В его размышлениях и переживаниях с болью за Отечество и Церковь звучит голос русского зарубежья. «Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших, и несть во время сие начальника, пророка и вождя.» (Молитва, читаемая в день убиения царской семьи, 4/17 июля ).      Сто лет назад произошла страшная трагедия русского народа, т.н. «февральская революция», во время которой государь, царь-мученик Николай Александрович, предательски был лишен престола, Россия осталась без главного печальника-Удерживающего, и вся страна обрушилась в бездну. И самым страшным последствием было то, что православный русский народ перестал молиться за царя. Священное Писание совершенно ясно говорит о необходимости молиться за царя. Святой апостол Павел в своем Послании к Тимофею пишет: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2,1–4). И это было написано в то время, когда царь, т.е. император Римский, был язычником и преследователем христиан! Насколько более важно молиться за царя православного — помазанника Божия. Однако русский народ забыл про эту заповедь и в феврале-марте 1917-го года перестал молиться за царя. И произошло то, о чем предупреждал апостол: пресеклась тихая и безмятежная жизнь, проводимая во всяком благочестии и чистоте, и вся страна поверглась в кровавую бездну, принося в жертву миллионы людей. Многие из нас как-то не придают значения февральской революции, сосредоточивая свое внимание на событиях октября — т.е. на большевистском перевороте.

http://pravoslavie.ru/101772.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕВАСТИАН МЕДИОЛАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество св. Севастиана Севастиан Медиоланский, Римский (+ ок. 287 ), мученик Память 18 декабря Родился в городе Нарбонне (Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: " Ты всегда будешь со Мною " . Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: " Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах " .

http://drevo-info.ru/articles/4625.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010