Задворный В.Л. История римских пап. – T.I: От св. Петра до св. Симплиция. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.92–93. Иларион (Алфеев), иеромонах. Священномученик Ипполит Римский (Вступительная статья).//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности). Иларион, иеромонах. Святой Ипполит Римский, епископ и мученик//Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – М., 1849.  – 1846. – Ч. 4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.82–84. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.347–348. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997  .   Лебедев Д.А. День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского//Христианское чтение. – СПб.,  1915. Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.   Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.75–79. Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. – М.: Паломник, 1999. С.84–105. Матусова Е.Д. Учение Платона в изложении Ипполита Римского “Опровержение всех ересей”//Вестник древней истории. – М.,  1999. – 3. Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.139–143. Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.132–135. Певницкий В.Ф. Св. Ипполит, епископ Римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества. – Киев, 1885. Писарев Л.И. Святой Ипполит, епископ Римский: Очерки его жизни и литературной деятельности. – Казань, 1898. Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4.

http://bogoslov.ru/person/2929273

Святоотеческая письменность открывается творениями мужей апостольских. Эти творения стоят в непосредственной близости к священным новозаветным книгам. Главное внимание мужей апостольских сосредоточивается на раскрытии отношений Триединого Бога к человеческому роду в домостроительстве нашего спасения. Отсюда сотериологический характер их теологических воззрений. Центр их внимания – Христос, как Совершитель нашего спасения. Поэтому внутрибожественные личные отношения как бы централизуются в личности Спасителя и освещаются лишь постольку, поскольку это необходимо в целях христологнческих и сотериологических. Святой Климент, епископ Римский, изобразил дело нашего спасения как преимущественное дело любви Божией к нам. Особый интерес представляет данное св.Климентом художественное описание гармонии и стройности мира, свидетельствующих о том, что Господь, сотворив вселенную, простирает на нее Свой спасительный Промысл. Сотериологические взгляды св. Игнатия, епископа Антиохийского, тесно связаны с христологическими. По его мнению, основой спасения являются пришествие на землю, страдания и воскресение Христа; средством к достижению спасения – Евхаристия; целью – воскресение и жизнь нетленная. Сотериологии св. Игнатия неразрывно соединена с его учением о нравственной жизни христиан, имеющей примером для себя Иисуса Христа. Ближайший друг и сподвижник св. Игнатия Богоносца св. Поликарп, епископ Смирнский, был совершенно единомыслен с ним. Свое дальнейшее раскрытие сотериологические темы получили в анонимном творении «Послании к Диогнету». Рядом с возвышенным учением о Христе как Единородном Сыне Божием, Создателе всего, здесь изображается тайна нашего спасения, ее предопределение и исполнение. Спасение человека есть дело вечной любви и милости Божией. Отсюда тайна нашего спасения получает и нравственное применение: и мы должны возлюбить Бога и подражать Его благости и милости. За временем мужей апостольских следует период апологетов. Литература этого периода служит защите христианства от нападок как иудеев, так и язычников. В ней ясно выражена вера в будущее прославление человека, которое у св. Иринея Лионского формулируется как обожение человека. Мысль эта воспринимается и утверждается в сотериологии св. Афанасия Великого . Творение, бытие и спасение мира, а также самопредназначение человека к соединению с Богом и бессмертию осознавались апологетами как проявление благой воли Божией. Важнейшее место среди апологетов занимает св. Иустин Мученик . В основу его сотериологии положена идея о Божественном Логосе, как единственном Совершителе спасения человека. В крестной смерти Спасителя св. Иустин видит внутреннее уничтожение греха и духовное обновление человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Он основал многочисленные монастыри в Бельгии, включая Мон-Блондин (Mont-Blandin) и Мон-Бавон (Mont Bavon) в Генте, а также монастырь Элнон (Elnon), позже названный его именем, также как и женский монастырь в Нивелле (Nivelles). Некоторые неправильно утверждают, что он был избран епископом Маастрихта (Maastricht) и что после трех лет он ушел в отставку, чтобы возвратиться к работе миссионера, несмотря на то, что Римский папа Святой Мартин настойчиво просил его остаться. Он провел последние четыре года своей жизни, как игумен монастыря в Элноне, что около Турнэ 8 (Tournai), и умер там в возрасте почти 90 лет, после того, как продиктовал свое завещания, которое сохранилось. Его святые мощи пребывают в монастыре, где он умер. Почитание Аманда было широко распространено во Фландрии и Пикардии, оно достигло Англии после того, как такие церковные деятели, как Святой Дунстан, посетили его монастыри в Генте или Элноне. Его имя имеется в нескольких средневековых Английских календарях, ему посвящена часовня в восточном Хендреде (East Hendred). Sarum Breviary почтил Святителя Аманда и Святителя Вааста службой из девяти уроков. Святого Аманда изображают несущем в руках церковь . Святой Аманд, епископ Страсбургский (†355, память 26 октября) Святой Аманд, имя которого означает любезный, родился около 290 года. Он был первым епископом Страсбурга, на что указывают документы Сардического Синода (Sardica) 343/344 года и Кельнского синода 346 года, где был преодолен арианизм епископа Евфратия (Euphrates). Святитель Аманд скончался в Страсбурге приблизительно в 355 году. Его почитание в Страсбурге восходит к десятому столетию. Там же, в старой церкви Святого Петра (Alt St.Peter), почивают его святые мощи. Адрес церкви: Saint-Pierre le Vieux 8 Rue du 22 Novembre F- 67000 STRASBOURG (France). Святой Амарин, епископ Клермонский (†676, память 25 января) Мученик, товарищ св. При (Prix), или Приста (Priest), или Прежекта (Praejectus), епископа Клермонского. Долина Сент-Амариан (Saint Amarian) в Альзасе названа в его честь. Святой Аматор, епископ Отонский († III век, память 26 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Препод. Виссарион иногда в течение седмицы, иногда в течение сорока дней ничего не вкушал и не пил. Однажды непоколебимо он стоял среди терний сорок дней и сорок ночей на молитве и ни мало не подвинулся с места; ничего не вкусил, ничего не проговорил и не воздремал; не ослабел по естественной немощи и ума своего не преклонил к земным вещам; но весь погруженный в мысли о Боге душевными очами неуклонно созерцал Божество. Препод. Иларион новый Наказание за уничижение иконы Лев армянин умерщвлен был мечами воинов в том храме и месте, где попрал и обругал св. Христову икону. 7. Св. священномуч. Маркелл, папа Римский Диавол не может войти в святого человека Диакон Кириак изгнал из человека беса, который просил указать ему место изгнания; когда же Кириак указал на себя, диавол сказал: «в твой сосуд не могу войти, потому что он отовсюду затворен и запечатлен». Св. священномуч. Маркелин Отречение от Христа ради смирения прощено Мученик Маркелин, убоявшись мук, принес жертву идолам, но потом, раскаявшись на соборе, сам себя лишил сана и после смерти предал проклятию того, кто его похоронит. Апостол Петр явился другому папе Маркеллу и повелел погребсти тело, сказав: «смиряяй себя – вознесется». Св. великомучен. Феодор Стратилат Чудо от образа святого Один Сарацин в разоренном и оскверненном ими храме великомуч. Феодора Стратилата взял стрелу и пустил в образ св. Феодора; она вонзилась в правое плечо, отчего и потекла кровь; потом все Сарацины во храме погибли. Св. Ефрем патриарх Низкая доля лучше высокой Когда св. Ефрем был воеводою и по поручению царя возобновлял разрушенную землетрясением Антиохию, в числе рабочих был человек крайне нищенского и изнеможденного вида, – это был потаенный епископ, Бога ради нисшедший в низкое состояние рабочих; но над ним, когда он спал, виднелся огненный столб высокий, – этот дивный работник предсказал св. Ефрему патриаршество в Антиохии. Доказательство правой веры Один столпник заражен был Северовою ересью, а св. Ефрем желал его исправить; но столпник требовал, чтоб им обоим войти в огонь; когда же сам столпник на то не согласился, то, после молитвы, св. Ефрем бросил в огонь свой омофор, который не сгорел. Преподобный Зосима

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Сей доспе в лета Уалентова, в няже и о святей вере дерзнув, еже на Ариево злословие. Ему же, Арию, приложився царь, яко огненным судом опагубляя церкви. Бяше же ему отец от Понта, мати же от Каппадокии. В словесех же не точию онех, но и ветхая пройде: всяким бо видом прошед наказание и на коемждо державу стяжа. И действеннаго ради воздержания, мудролюбие име. И того ради боговидения сущих на престол архиерейский возведен бысть, идеже многи подвиги о православней вере подъят. Твердою мудростию и непреложною епарха ужасив, и словеса изрек, имиже иноверных мудрования яко громом ударив. И обычное уставление показав и сущих разум состави соделованно. И всякой добродетели Христову паству научив, ко Господу отъиде. Бяше же святый возрастом высок, телом сухоняв и черн во образе; видом похил (хилый, тощий), горбонос, брови окружены; браду же имея долгу и редку, в мале чело высоко; кроток, средовек, в сединах доволен. Совершается же праздник его во святей велицей Церкви (св. Софии Константинопольской). 3. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.) 6 Селивестр премудрый за многую его добродетель по умертвии Малтиада (Мильтиада) епископа поставлен быв (в) старейшим Риме епископ (епископом), поручена же бывши ему церкви и великое священое стадо крестьянское. Многы подвиг притерпев и многа чюдеса створив, и великаго Констянтина перваго в крестьянех царствоваго на Христову веру настави, святым крещением телесную проказу и страсти душевныя, явлением святую апостолу Петра и Павла очисти и устрои; (повеле) кумирныя храмы разорити, церкви же во имя Господа нашего Иисуса Христа и Бога Отца и святых апостол мученик здати. Но и до Византии по цари иде, многы на спасение приведе, и тако в старости глубоче к Господу отиде радуяся. 4. Чудо св. Сильвестра и прение его с жиды (2 янв.) По крещении Великаго Константина, слух бысть всем жидом, яко затворитися кумирницам их и жидовским церквам, христианом же во всяком месте созидати церкви, в славу Святыя Троицы. И приидоша жидове на Силвестра, да прятся с ним пред царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Мученики Сиракузские Священномученик Тимофей Мавританский, диакон — пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре. Сщмч. Тимофей Блаженный Августин — родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Изучал Писание под руководством свт. Амвросия Медиоланского, после чего крестился, раздал имущество бедным и принял монашество. С 395 года — епископ Иппонийский. За 35 лет епископства написал множество трудов, в первую очередь против ересей. Скончался 28 августа 430 года. Блаженный Августин Мученик Маркелл Танжерский. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом. Св. Маркелл Танжерский Святой Мелхиад (Мильтиад), папа Римский — пострадал при императоре Максимиане, но остался жив. Был епископом римским во время подписания императорами Константином Великим и Лицинием эдикта о веротерпимости. Собрал Латеранский собор для осуждения ереси карфагенского епископа Доната. Святой Мельхиад Святитель Афанасий Великий — родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

В самих же США Валентинов день популяризировал в ХХ веке голливудский актёр Рудольфо Валентино. Он слыл «богом любви» и устраивал оргии под названием «День Валентина» - вот откуда взялся «праздник всех влюбленных» в современной упаковке. Во всяком случае нынешнее празднование Дня св. Валентина в России раскручено совсем недавно как в русле общей нравственной деградации западного мира, к которой спешит присоединиться нынешняя «российская элита», так и в коммерческих целях: человеческие страсти и эмоции всегда были объектом коммерческой эксплуатации. А нынешние российские СМИ, упиваясь «праздником всех влюблённых», используют его как повод для ослабления запрета на порнографию, внедряя скабрёзности и в новости, и в культурные, и даже в политические программы. В этот день положено посылать друг другу особые поздравления - «валентинки», раздавать подарки с сексуальной подоплёкой и может быть... При этом никого не интересует подлинная история св. Валентина. В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский, пострадавший за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученик Валентин, епископ Интерамнский (Тернийский), убитый за исповедание христианства в 273 году (память 12 августа) и священномученик пресвитер Валентин Римский, замученный в 269 году (память 19 июля). Сведения в православных святцах, основанные на византийских источниках (общих с западными христианами до их откола), более точны. Интересно, что говорится о двух из св. Валентинов, которые по месту и времени кончины могут иметь какое-то отношение к легенде о «покровителе влюблённых». «Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия) в правление императора Аврелиана (270-275 гг.). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. Однажды он исцелил одного юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен». Произошло это в 273 году. Но о том, имел ли он какое-либо отношение к влюбленным, ничего не говорится.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Бывали соборы еретические, каковы, например, те, на которых составлен был полуарианский символ 302 ; соборы, на которых подписавшихся епископов насчитывалось вдвое более, чем на Никейском, соборы, на которых императоры принимали ересь, патриархи провозглашали ересь, папы подчинялись ереси 303 . Почему же отвергнуты эти соборы, не представляющие никаких наружных отличий от соборов вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом, тем народом и в той среде, где в вопросах веры нет различия между ученым и невеждою, церковником и мирянином, мужчиною и женщиною, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все были едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия» 304 . Наконец, мысль об отсутствии в Церкви общеобязательного иерархического авторитета в вопросах веры мы встречаем в известном послании восточных патриархов от 6-го января 1848 года 305 . Вот что провозглашено было вслух всего мира высшими иерархами Востока: «У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель веры у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ» 306 . Отвергая, в частности, горделивые претензии римского епископа на непогрешимость, восточные патриархи поучают: «он (т.е. римский епископ. – М.Н.) не Апостольским исповеданием своим украшает свой престол, но апостольским престолом старается доказать свое достоинство, а на самом деле это иначе Научают нас св. Отцы, чтобы мы судили не о Православии по святому престолу, но о самом престоле и седящем на нем по соборным постановлениям и определениям и по исповеданию веры, т.е. по Православию неизменно содержимого учения» 307 . Перехожу к церковно-историческим примерам, которые должны подтвердить и уяснить вышеизложенные рассуждения и умозаключения (настоящего письма и предыдущего).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010